Китай и япония в средние века кратко таблица

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока: Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Цели: познакомиться с основными чертами традиционных обществ на Востоке в средние века;

характеризовать общественное устройство Индии, Китая, Японии, систему управления, достижения культуры и науки каждой страны;

систематизировать материал об истории стран в форме таблицы

развивать познавательный интерес школьников,

- научиться сопоставлять государства средневековой Азии: Индия, Китай, Япония;

- научиться сопоставлять страны Азии с Европейскими государствами;

- использовать историческую карту как источник информации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник, тетрадь.

Прежде, чем начать новую тему скажите, о чем мы говорили на прошлом уроке? (научные открытия и изобретения)

-мельницы и механические часы изобрели в Средневековье Да

-домна – печка для выпечки хлеба (для металла) Нет

-Христофор Колумб открыл Америку (1492) Да

-Иоганн Гутенберг изобрел компас (изобрел книгопечатание 1456 г.) Нет

Проверьте самостоятельно свои работы. Внимание на экран, правильные ответы (Сл.1,2)

- Чтобы понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, предлагаю Вам объединить эти слова по группам: (Сл.3)

- Инд, касты, Будда, Шахматы, индуизм

- Великая стена, Конфуций, Янцзы, поднебесная империя, Цинь Шихаун,

- Страна восходящего солнца, островное государство, самурай.

- В какой части света находятся эти государства?

- Хорошо! Значит, мы будем говорить об Азии, а в какой период?

- Замечательно! Мы будем говорить об Азии в Средние века и конкретно о каких странах? Об Индии, Китае и Японии. Тогда как будет звучать тема нашего урока?

- Объявляют тему урока: (возможный ответ) Индия, Китай, Япония.

Запишите дату и тему урока в тетрадь. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. (Сл.4)

- Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать цель нашего урока. (О чем мы будем говорить, что изучать). - Познакомиться с историей этих стран в эпоху средневековья, как они развивались.(Сл.5)

- Молодцы! Да, вы правы. Цель нашего урока познакомиться с историей, особенностями развития и достижениями стран средневековой Азии.

4. Изучение нового материала

- Ребята, как вы думаете, эти государства развивались одинаково с европейскими странами? нет

- Почему? - Эти страны были закрыты от европейцев в Средние века и развивались по своему собственному пути.

- Действительно, народы, проживавшие за пределами Европы, развивались в средние века крайне неравномерно. И каждый народ имел свои примечательные особенности.

- А сейчас вы поработаете с таблицей.

Работа в группах

Китай(чашка) Индия (шахматы) Япония(меч)

Основные занятия жителей

Названия государств или династий средневековья

Титулы, которые носили правители

Наиболее известные достижения в науке и образовании

Наиболее известные достижения в литературе и искусстве

Земледелие, торговля, ремесло.

Династия Сун, Монгольское государство

Основные занятия жителей

Названия государств или династий средневековья

Титулы, которые носили правители

Наиболее известные достижения в науке и образовании

Наиболее известные достижения в литературе и искусстве

Земледелие, торговля, ремесло.

70 самостоятельных княжеств; Делийский султанат

Выращивали рис, пряности, тыкву, арбузы, дыни, апельсины, разводили хлопчатник, сахарный тростник, тутовые деревья, обрабатывали слоновую кость, создавали посуду тонкой чеканки, ткани из хлопка. Использовали десятиричную систему счисления, умели производить действия с дробями, вычислять площадь фигур и объем тел. В ряде городов существовали обсерватории. Делали сложные операции, используя для этого более 200 хирургических инструментов.

Архитектура отличалась разнообразием, в том числе храмы высекали в скалах. Архитектурным шедевром являются буддийские храмы в Аджанте. Стены расписывали фресками, помещения украшали рельефами, статуями и искусной резьбой. Художники писали миниатюры, портреты.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

1. На какие этапы можно разделить историю средневекового Китая, Индии и Японии? 2. Какие успехи в развитии науки и техники были достигнуты в Китае в эпоху Средневековья? 3. Используя иллюстрации, опишите достижения архитекторов и мастеров Индии, Китая и Японии. 4. Какие достижения индийской культуры были восприняты другими народами? 5. В чём состояло своеобразие природных условий Японии? Как это повлияло на её историю, культуру, характер жителей? 6. Как отразилось на истории Китая, Индии и Японии создание Монгольской державы?

Подумайте

Проверьте себя

1. В основном, историю средневекового Китая, Индии и Японии можно разделить на два этапа. Первый этап – борьба внутри за власть внутри государства, второй – борьба с иноземными захватчиками, где Китай и Япония, стали независимыми, а Индия перешла к захватчикам. 2. В эпоху Средневековья в Китае было выведено более 70 сортов риса, книгопечатание появилось раньше Европы, был изобретен порох, который использовался в военном деле и в пиротехнике. Китайские моряки начали использовать компас раньше других, изобрели фарфор. 3. Архитектура Китая и Японии практически не отличались, т. к. Япония заимствовала большинство культуры Китая. Архитектура Индии больше подходит на архитектуру Средней Азии, т. к. в основном захватчики Индии были оттуда. 4. Многие страны переняли у Индии десятеричную систему счисления, т. к. она была удобней в математических вычислениях. Так же многие народы переняли достижения Индии в медицине. 5. Япония островное государство, поэтому японцы были отменными мореплавателями, рыбаками. Постоянные извержения вулканов, жестокие землетрясения и частые осенние тайфуны сделали японцев стойкими к невзгодам, а недостаток земли и трудоемкое возделывание риса – трудолюбие и терпение. 6. Монгольская держава практически покорила Китай, но китайцам удалось отвоевать независимость, Япония подверглась нападению, но т. к. японцы были более опытными мореходами, они победили захватчиков на море, которое помогло японцам в сражении. Индию же Монгольская держава никак не затронула.

Индия, Китай, Япония в средние века (схемы и таблицы), слайд 1

Слайд 2

Индия, Китай, Япония в средние века (схемы и таблицы), слайд 2

Слайд 3

Индия, Китай, Япония в средние века (схемы и таблицы), слайд 3

Слайд 4

Индия, Китай, Япония в средние века (схемы и таблицы), слайд 4

Чередование длительных периодов государственной раздробленности и коротких периодов централизации Две формы управления в средневековых индийских государствах Мелкие княжества Крупные централизованные государства Верховный правитель-раджа: Верховный правитель: - наследственная власть - распоряжался только гос. землями верховный распорядитель - назначал наместников (раджей) общественного богатства - наместник назначаемы и сменяемый воины получали право чиновник сбора налогов с земель, но по наследству передавался только титул,но не земля
Государственное устройство Индии
Социальная структура общества
Сохранение варно-кастовой системы ( брахманизм) Индийская община – саморегулирующаяся, устойчивая, стабильная система Изоляция общины от политических изменений, отсутствие крупных социальных волнений. Устойчивость и традиционность индийского общества

Слайд 5

Индия, Китай, Япония в средние века (схемы и таблицы), слайд 5

Слайд 6

Индия, Китай, Япония в средние века (схемы и таблицы), слайд 6

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока истории в 10 классе.Урок рассчитан на 45 минут.

Урок истории класс 10

Тема Китай и Япония в Средние века

Цель Создать условия для формирования представлений о средневековых государствах Азии: Китай иЯпония, особенностях развития и основных достижениях их культуры; познакомить с понятиями: монголы, хан, орда, пагода, самураи, бусидо, сегун, сегунат, буддизм.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Оборудование: презентация, карта, раздаточный материал, атласы, учебник, тетрадь

Подведение к теме: Чтобы понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке предлагаю вам взять по одной карточке, которые лежат у вас на столах и объяснить, что их объединяет, ТО ЕСТЬ ОБЪЕДИНИТЬ СЛОВА ПО ГРУППАМ: предлагаю вам ВЫЙТИ и прикрепить (Дети называют государство, учитель крепит на доске названии КИТАЙ и ЯПОНИЯ, дети крепят слова к названиям государств)

ИТАК, ПОЧЕМУ ВЫ ОБРАЗОВАЛИ ИМЕННО ТАКИЕ ГРУППЫ? (ПОНЯТИЯ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ ПО ПРИЗНАКАМ КАЖДОГО ИЗ ГОСУДАРСТВ)

- Объявляют тему урока: (возможный ответ) - Китай, Япония.

- В какой части света находятся эти государства?- в Азии

- Хорошо! Значит, мы будем говорить об Азии, а в какой период?- в Средние века

- Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать цель нашего урока. (О чем мы будем говорить, что изучать).- - Познакомиться с историей этих стран в эпоху средневековья, как они развивались.

- Молодцы! Да, вы правы. Цель нашего урока познакомиться с историей, особенностями развития и достижениями стран средневековой Азии.

Проверка Д/З:

- Ребята, как вы думаете, эти государства развивались одинаково с европейскими странами? Возможный ответ -Нет

- Почему?- Эти страны были закрыты от европейцев в Средние века и развивались по своему собственному пути.

Хорошо, тогда давайте подумаем, а одинаково ли они развивались между сбой ?

Ставим проблемный вопрос: СОГЛаСНЫ ЛИ ВЫ, ЧТО РАЗ ЭТИ ГОСУДАРТСВА ВСЕ НАХОДЯТСЯ В АЗИИ, ТО ОНИ ОЧЕНЬ ПОХОЖИ И РАЗВИВАЛИСЬ ОДИНАКОВО? –повесить на доску

- Действительно, народы, проживавшие за пределами Европы, развивались в средние века крайне неравномерно. И каждый народ имел свои примечательные особенности.

- А сейчас вы поработаете с таблицей. (У вас на столах лежат рабочие листы с таблицей)

2 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание 1: Используя текст, дать характеристику основным занятиям, перечислить названия государств или династий и титулов, которые носили правители Китая.

В начале 7 века в стране утвердилась династия Тан. Единое государство возглавил император с неограниченной властью: он считался Сыном Неба, а империя - Поднебесной. Китайская армия овладела Великим Шелковым путем вплоть до средней Азии. Население занималосьземледелием, торговлей и ремеслом. Для облегчения перевозок внутри страны был сооружен Великий канал. А для защиты от северных кочевников китайцы продолжали возводить Великую Китайскую стену. Ослабленная восстаниями и войнами, династия Тан была свергнута и в 960 году утвердилась династия Сун. Ее правление отмечено борьбой с соседями и народными восстаниями. В 1211году в Северный Китай вторглись монголы во главе с правителем Чингисханом. С 13 века Китай стал частью Монгольского государства, во главе которого стояли ханы.

Задание 2: Используя текст, составить план рассказа о наиболее известных достижениях в науке и образовании Китая.

Задание 3: Используя текст, составить план рассказа о наиболее известных достижениях в литературе и искусстве Китая.

Задание 4: Используя текст, дать характеристику основным занятиям,

перечислить названия государств или династий и титулов, которые носили правители Японии

– Япония – островное государство в Восточной Азии, расположенное на большом архипелаге у тихоокеанского побережья. Основными островами архипелага являются: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю. Характерной чертой архипелага являются горы. Они покрывают 71% суши. Гору Фудзияма японцы считали священной. Реки в Японии в основном горные и небольшие. Это во многом определило особенности ее развития. Основными занятиями жителей были мореплавание и рыболовство. В VI–VIII вв. в Японии возникает Нарская империя. Во главе государства стоял мператор. Вся земля являлась государственной собственностью и раздавалась в аренду крестьянам, которые уплачивали за пользование ею налоги и подати.

Однако со временем земля оказалась в руках знати – буси (в Европе их называли самураи). У самураев сложился свой кодекс чести – бусидо. В XII веке один из могущественных кланов провозгласил правителем страны своего вождя - сёгуна. Фактическая власть была в руках сёгунов, а императоры выполняли священные ритуалы.

Задание 5: используя текст составить план рассказа о наиболее известных достижениях в науке и образовании Японии.

Большое влияние на духовную культуры Японии оказал буддизм, пришедший из Китая. Уже с VIII века стали возникать школы для детей знати, в том числе для девушек. В середине IX века было изобретено японское письмо (иероглифы обозначали буквы и слоги). Считали, что образованный человек должен уметь слагать стихи, рисовать и играть на музыкальных инструментах.

Задание 6: Используя текст, составить план рассказа о наиболее известных достижениях в литературе и искусстве Японии.

В XIV - XV веках возник японский театр. Был создан особый жанр театрального представления, когда записывался только сюжет, а актеры сами по ходу представления придумывали свои движения и тексты. Главная тема искусства – природа и единение человека с ней.

3 Физкультминутка (1 минута).

4 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Существовали школы, в том числе для девушек; изобрели японское письмо, основанное на китайской письменности (иероглифы обозначали буквы и слоги). Считали, что образованный человек должен уметь слагать стихи, рисовать и играть на музыкальных инструментах

Возник японский театр. Был создан особый жанр театрального представления, когда записывался только сюжет, а актеры сами по ходу представления придумывали свои движения и тексты. Главная тема искусства – природа и единение человека с ней.

Однако, со временем династия Тан ослабевает. После смены нескольких династий в 960 году в Китае утверждается династия Сун.

В 1210 году на Китай напали монголы во главе с Чингизханом, и в 1234 году династия Сун прекращает свое существование. Китай полностью входит в состав монгольской империи, столицей которого был город Пекин.

Владычество монголов в Китае продолжалось более ста лет и закончилось после восстания Красных повязок. В 1368 году Китай вновь обрел независимость.

Работа с картой.- Покажите основные направления завоевательных походов монголов;- Покажите, где проходила Великая Китайская стена?-Какой из торговых путей на карте является Великим шелковым путем?

Рассказ учителя: В Китай монголы пришли в 1211 г. во главе с Чингисханом и завоевали часть империи Цзинь (столица Пекин). Хан Хубилай со 100 тысячами воинов не смог завоевать Японии и в этом сражении ей помог тайфун.

2.Единая религия – буддизм (Буддизм появился в Китае, когда там уже давно существовали конфуцианство и даосизм; Проникнув в Японию в середине VI в., учение Будды оказалось оружием в острой политической борьбе знатных родов за власть.

3.В основе лежит традиционное общество – общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нем более высокой ценностью, чем развитие.

А различия? Япония – природные условия, влияние Китая на культуру и хозяйственную жизнь страны.

Китай – создание огромных империй (династия Тан – правили 300 лет, Сун – объединение), правители которых являлись верховными собственниками земли, религиозная терпимость и взаимодействие религий.

В начале XIII века в Китай вторглись племена монг

В VII - VIII веках в Японии возникла Нарская монархия.

Япония располагается на одном острове.

Японский дворянин – граф.

В Японии в школах учились только мальчики.

Китайские и японские иероглифы, абсолютно, похожи.

ИТАК, ФОРМУЛИРУЕМ ВЫВОД: МНОГО ОБЩЕГО В АЗИАТСКИХ СТРАНАХ, НО ПРИ ЭТОМ ОНИ ОСТАЮТСЯ САМОБЫТНЫМИ. САМАЯ ЯРКАЯ СТРАНА С БОЛЬШИМИ НАУЧНЫМИ И КУЛЬТУРНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ – ЭТО КИТАЙ. ЕГО СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА ОСТАВАЛИСЬ НЕИЗМЕННЫМИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

ЯПОНИЯ ИСПЫТАЛА БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ КИТАЯ НА КУЛЬТУРУ И ХОЗЯЙСТВО.

Дополнительно, если останется время

Возвращаемся к утверждению.

Путь воина - кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность.

Читайте также: