Теоретическая и прикладная культурология кратко

Обновлено: 04.07.2024

Культурология – это двухуровневое знание. Культурология делится на фундаментальнуюи прикладную. Фундаментальная культурология (где сконцентрированы все теоретические концепции)изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов. Прежде всего выделяется теория культуры, которая занимается выявлением основных форм культуры, соотношением различных культур между собой (их взаимовлиянием и взаимопроникновением), а также исследованием взаимодействия культур и внекультурных организаций. Прикладная культурология (исследует процессы культуры в реальной жизни)ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие. Фундаментальная культурология имеет 4 направления: 1. –социальная культурология-она изучает культуру как результат деятельности человека. Социальная культурология на сосредотачивает внимание на личности человека. Человек здесь обычная функциональная единица, воспроизводящая культуру. 2 – психология культуры-обращает внимание на культуру как на результат психической деятельности человека, изучает человека, как носителя той или иной культуры; 3 – культурная семантика-изучает языки культуры. Здесь рассматриваются культура как текст. Любое произведение культуры можно прочитать как текст. Наука, занимающаяся рассмотрением текстов называется герменефтика; 4– культурологические теории. История культурологи. Изучаются теории культуры. Личность человека, как творца культуры и отдельные культурные эпохи.
Задачи прикладной культурологи .
Первая задача прикладной культурологии – изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности. Вторая ее задача – выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи – определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества. Третья задача прикладной культурологии – исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и кльтурализации личности. Четвертая задача прикладной культурологии – выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества. Пятая задача прикладной культурологии – разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов. Шестая задача прикладной культурологии – прикладная, ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта, традиций и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных поведенческих актов, свойственных отдельным индивидам и их социальным общностям, выступающим в реальной жизнедеятельности в качестве "продуктов", "производителей" и "потребителей" определенных типов, видов, форм культуры.

Культурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое значение в культурологии приобретают теоретические исследования, разработка теорий, которые позволили бы систематизировать историко-культурный материал.

Культурологическая теория, как и любая научная теория, представляет собой сложное построение, включающее в себя различные элементы: понятийный аппарат, логические и научно-исследовательские схемы, научные модели, методикиэкспери-ментальной проверки теоретических построений и многое другое. Не затрагивая иных аспектов теоретической культурологии, рассмотрим основные понятия, или категории, используемые культурологической наукой. Данные категории составля ют фундаментальную основу теоретической культурологии. Естественно, они связаны со всеми элементами культурологических теорий.

Среди наиболее широко распространенных понятий (категорий) теории культуры можно назвать:

1) функции культуры;

2) культурные явления;

3) культурные объекты;

4) свойства культуры;

5) типы исторического развития культуры;

6) культурные процессы;

7) культурные смыслы;

8) символы культуры;

9) культурные ценности;

10) культурное поведение;

11) культурные контакты и взаимодействия (аккультурация) и их различные формы;

12) культурную среду;

13) инкультурацию (т. е. вхождение человека в культурную среду);

14) культурные и социокультурные институты (т. е. организации, осуществляющие функционирование культуры);

15) культурную политику;

16) культурные и социокультурные группы;

17) системы культуры;

18) социальные, национальные, исторические и иные типы культур и т. д.

Отметим и понятия, которые чаще, чем другие, встречаются в языке теоретической культурологии.

Культурные универсалии – наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни (нормы, ценности, идеи, верования, стереотипы мышления и поведения).

Культурные образцы, или паттерны, – устойчивые модели культурного поведения людей, связанные с их отношением к тем или иным культурным явлениям, ценностям, идеям.

Культурная таксономия – система, позволяющая упорядочить различные черты и элементы культуры и построить из них модель какой-либо культуры.

Теории культуры опираются на серьезную фактическую базу и имеют целый ряд практических применений. Все это позволяет теоретической культурологии быть живой и плодотворной частью культурологического и гуманитарного знания.

2. Прикладные исследования в культурологии

Наряду с ними в культурологии существуют и прикладные, т. е. имеющие практическое значение и применяемые на практике, исследования.

Практически прикладные аспекты культурологии весьма многообразны.

Приведем в качестве примеров некоторые из них.

Культурологические знания позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов, которые направлены на регулирование деятельности институтов культуры (искусства, науки, образования).

Цель культурологизации образования – помочь школьникам и студентам сформировать систему культурных ориентиров, необходимых в условиях резких общественных и культурных перемен как в самой России, так и во всем мире.

Другое направление прикладных культурологических исследований – это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций, например традиций казачьих культур России, форм религиозной культуры и т. д.

Высокая степень изучаемости вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной, культурной и религиозной почве и выработке мер по предупреждению такого рода конфликтов или ликвидации их последствий.

Теории социокультурного развития в культурологии являются прекрасной основой для социального и культурного прогнозирования и проектирования на различные периоды времени.

Новые направления прикладных исследований в культурологии порождаются потребностями общества, сложными проблемами, постоянно встающими перед ним.

Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры.

С момента возникновения философии культурология оформляется как специфическая сфера гуманитарного знания. Это определение относится к Новому времени и связывается с философской концепцией исторического процесса у Д.Б. Вико (1668–1714), И. Гербера (1744–1803), Г.В. Гегеля (1770–1831).

Основополагающее влияние на развитие культурологии в XX в. оказали такие мыслители, как О. Шпенглер, К. Юнг (ученик З. Фрейда), М. Хайдеггер, К. Левистрос и многие другие.

В нашей стране культурология представлена работами Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лот-мана и ряда других авторов.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания, в силу чего он может быть назван дескриптивно-герменевтическим.

Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. При этом рациональное объяснение выступает как мысленная реконструкция культурно-исторического процесса исходя из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которые выступают методологической основой для культурологии.

Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не ограничивается объяснениями, поскольку культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует в неживой связи с ней. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т. е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии – это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур. Следовательно, культурологию нельзя сводить только к системе знания. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Прогноз как теоретическая и эмпирическая задача

Прогноз как теоретическая и эмпирическая задача В основе прогнозирования дальнейшей динамики России должен лежать прогноз развертывания модифицированного инверсионного цикла, возможность качественных сдвигов в этом цикле, его дальнейшей модификации. Еще более

3.1. Прикладная антропология: что это такое?

Теоретическая и прикладная антропология

Теоретическая и прикладная антропология Таким образом, с этой точки зрения перед музеями антропологии открываются не только возможности исследовательской работы (переходящей, впрочем, в значительной степени в лабораторную)[125]; их ждут новые задачи практического

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о

Лекция 6. Культурология как наука о культуре

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Культурология имеет наряду с теоретическим уровнем исследования прикладной уровень, имеющий практическое значение.Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов,

1. Информационно-политическая повестка дня: теоретическая модель

1. Информационно-политическая повестка дня: теоретическая модель Что такое информационно-политическая повестка дня? Теория установления, или формирования, повестки дня (Agenda-Setting Theory) описывает воздействие масс-медиа, заставляющее индивидов считать некоторые явления и

1. Прикладная и теоретическая антропология

1. Прикладная и теоретическая антропология Может быть, самое главное заключается в том, чтобы полностью осознать тот факт, что каждая по-настоящему значимая теория должна в конечном счете иметь практическую ценность. В то же время полевой исследователь, сталкиваясь с

Культурология

Культурология Еще сохранилась память о том времени, когда чиновники предложили исключить культурологию из образовательного стандарта. Культурология стала развиваться в нашей стране в 60-х годах прошлого века. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые

1) Культурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое значение в культурологии приобретают теоретические исследования, разработка теорий, которые позволили бы систематизировать историко-культурный материал.

Культурологическая теория, как и любая научная теория, представляет собой сложное построение, включающее в себя различные элементы: понятийный аппарат, логические и научно-исследовательские схемы, научные модели, методико-экспериментальные проверки теоретических построений и др. Среди наиболее широко распространенных понятий (категорий) теории культуры можно назвать:

1) функции культуры;

2) культурные явления;

3) культурные объекты;

4) свойства культуры;

5) типы исторического развития культуры;

6) культурные процессы;

7) культурные смыслы;

8) символы культуры;

9) культурные ценности;

10) культурное поведение;

11) культурные контакты и взаимодействия (аккультурация) и их различные формы;

12) культурную среду;

13) инкультурацию (т. е. вхождение человека в культурную среду);

14) культурные и социокультурные институты (т. е. организации, осуществляющие функционирование культуры);

15) культурную политику;

16) культурные и социокультурные группы;

17) системы культуры;

18) социальные, национальные, исторические и иные типы культур и т. д.

Культурные универсалии – наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни (нормы, ценности, идеи, верования, стереотипы мышления и поведения).

Культурные образцы, или паттерны, – устойчивые модели культурного поведения людей, связанные с их отношением к тем или иным культурным явлениям, ценностям, идеям.

Культурные архетипы – основополагающие, базисные модели духовной, психологической и культурной жизни в какой-либо культуре или типе культур (восточном, западном и др.).

Культурная таксономия – система, позволяющая упорядочить различные черты и элементы культуры и построить из них модель какой-либо культуры.

Теоретическая культурология постоянно обновляет свой категориальный (т. е. понятийный) аппарат, как и другие элементы культурологических теорий. Этот процесс связан с формированием новых течений культурологической мысли, новых научных и философских направлений, новых точек зрения на культурологическую проблематику.

Фундаментальная (теоретическая) культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов. Прежде всего выделяется теория культуры, которая занимается выявлением основных форм культуры, соотношением различных культур между собой (их взаимовлиянием и взаимопроникновением), а также исследованием взаимодействия культур и внекультурных организаций.

2) В культурологической науке можно выделить прикладные, т. е. имеющие практическое значение и применяемые на практике, исследования.

Практически прикладные аспекты культурологии весьма многообразны.

Культурологические знания позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов, которые направлены на регулирование деятельности институтов культуры (искусства, науки, образования).




Другое направление прикладных культурологических исследований – это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций, например традиций казачьих культур России, форм религиозной культуры и т. д.

Высокая степень изучаемости вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной, культурной и религиозной почве и выработке мер по предупреждению такого рода конфликтов или ликвидации их последствий.

Новые направления прикладных исследований в культурологии порождаются потребностями общества, сложными проблемами, постоянно встающими перед ним.

Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры.

Основополагающее влияние на развитие культурологии в XX в. оказали такие мыслители, как О. Шпенглер, К. Юнг (ученик З. Фрейда), М. Хайдеггер, К. Левистрос и многие другие. В нашей стране культурология представлена работами Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана и ряда других авторов.

Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не ограничивается объяснениями, поскольку культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует в неживой связи с ней. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т. е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии – это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.

Прикладная культурология (исследует процессы культуры в реальной жизни) ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие.

1) Культурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое значение в культурологии приобретают теоретические исследования, разработка теорий, которые позволили бы систематизировать историко-культурный материал.

Культурологическая теория, как и любая научная теория, представляет собой сложное построение, включающее в себя различные элементы: понятийный аппарат, логические и научно-исследовательские схемы, научные модели, методико-экспериментальные проверки теоретических построений и др. Среди наиболее широко распространенных понятий (категорий) теории культуры можно назвать:

1) функции культуры;

2) культурные явления;

3) культурные объекты;

4) свойства культуры;

5) типы исторического развития культуры;

6) культурные процессы;

7) культурные смыслы;

8) символы культуры;

9) культурные ценности;

10) культурное поведение;

11) культурные контакты и взаимодействия (аккультурация) и их различные формы;

12) культурную среду;

13) инкультурацию (т. е. вхождение человека в культурную среду);

14) культурные и социокультурные институты (т. е. организации, осуществляющие функционирование культуры);

15) культурную политику;

16) культурные и социокультурные группы;

17) системы культуры;

18) социальные, национальные, исторические и иные типы культур и т. д.

Культурные универсалии – наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни (нормы, ценности, идеи, верования, стереотипы мышления и поведения).

Культурные образцы, или паттерны, – устойчивые модели культурного поведения людей, связанные с их отношением к тем или иным культурным явлениям, ценностям, идеям.

Культурные архетипы – основополагающие, базисные модели духовной, психологической и культурной жизни в какой-либо культуре или типе культур (восточном, западном и др.).

Культурная таксономия – система, позволяющая упорядочить различные черты и элементы культуры и построить из них модель какой-либо культуры.

Теоретическая культурология постоянно обновляет свой категориальный (т. е. понятийный) аппарат, как и другие элементы культурологических теорий. Этот процесс связан с формированием новых течений культурологической мысли, новых научных и философских направлений, новых точек зрения на культурологическую проблематику.

Фундаментальная (теоретическая) культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов. Прежде всего выделяется теория культуры, которая занимается выявлением основных форм культуры, соотношением различных культур между собой (их взаимовлиянием и взаимопроникновением), а также исследованием взаимодействия культур и внекультурных организаций.

2) В культурологической науке можно выделить прикладные, т. е. имеющие практическое значение и применяемые на практике, исследования.

Практически прикладные аспекты культурологии весьма многообразны.

Культурологические знания позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов, которые направлены на регулирование деятельности институтов культуры (искусства, науки, образования).

Другое направление прикладных культурологических исследований – это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций, например традиций казачьих культур России, форм религиозной культуры и т. д.

Высокая степень изучаемости вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной, культурной и религиозной почве и выработке мер по предупреждению такого рода конфликтов или ликвидации их последствий.

Новые направления прикладных исследований в культурологии порождаются потребностями общества, сложными проблемами, постоянно встающими перед ним.

Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры.

Основополагающее влияние на развитие культурологии в XX в. оказали такие мыслители, как О. Шпенглер, К. Юнг (ученик З. Фрейда), М. Хайдеггер, К. Левистрос и многие другие. В нашей стране культурология представлена работами Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана и ряда других авторов.

Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не ограничивается объяснениями, поскольку культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует в неживой связи с ней. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т. е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии – это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.

Прикладная культурология (исследует процессы культуры в реальной жизни) ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие.

Теоретическая культурология,исследуя наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, не может не опираться в этой работе на эмпирико—практи—ческие основания, фактическую базу.

Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главным ее направлением становится разработка культурной политики — экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ.

Исследование видовых проявлений культуры, ее форм относится к прикладному знанию. Прикладной характер имеют также знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре, других сферах культуры.

Основная задача прикладной культурологии состоит в изучении и формировании технологий целенаправленного управления социокультурными процессами. Для этого прежде всего нужно решить, какими сферами культуры нужно управлять, определить цели, объекты, методы и средства воздействия.

Решением прикладных проблем традиционно занимаются так называемыекультурные институты - организации, структуры и учреждения, которые выполняют функции создания, хранения и трансляции культурно значимой продукции, задают нормативные образцы и регулируют ценностные ориентации людей, а именно: государственные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля, общественные организации, воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристские структуры, система физкультуры и профессионального спорта.Выработка общей культурной политики государства и общества требует наличия ценностных ориентиров общества, разработки социальных норм взаимодействия людей, формулирования конкретных целей для каждого культурного института.

Определение культуры. Культурные ценности и нормы.

Культура – это передаваемая от поколения в поколению память человечества (тем самым отличает нас от животных)

Культура – означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (определение из философского энциклопедического словаря)

Поэтому мир культуры, любой ее предмет или явление – не следствие действия природных сил , а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой.

Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.

Объект- культура.

Предмет - историческое развитие мировой культуры, ценностный мир исторических типов культуры.

В мире существует множество культур, каждая из которых самобытна и представляет собой ценность.

Методы исследования культуры.

Культура и общество. Агенты, институты, функции и дисфункции культуры.

Культура и личность. Инкультурация и социализация. Культурная идентичность.

Морфология культуры. Искусство и художественная культура.

1) Материальная культура

2) Духовная культура

3) Социальная культура

4) Физическая культура

Морфология культуры (от греч. morphe – вид, образ, форма и logos - учение) – сравнительно новая область культурологического знания, изучающая многообразные формы культурных явлений, структурные элементы культуры как сложной целостной системы, а также принципы их взаимодействия. Круг исследовательской проблематики данного научного направления достаточно широк и охватывает вопросы:




- зарождения, становления и трансформации культурных форм в зависимости от специфики окружающей среды (как природной, так и общественной);

- организации культурных форм в виде разного рода подсистем, областей, уровней культуры;

- осуществления культурной коммуникации, то есть обмена информацией между разными культурами или частями одной культуры;

- взаимодействия институтов культуры со сферами экономики, техники, политики и т.д.

Формирование культурного пространства предполагает организацию производства, хранения, распределения и потребления материальных и духовных ценностей, создание общественных институтов и системы общественных отношений, основанных на совокупности определенных норм и принципов. Современная морфологическая модель культуры представляет собой совокупность множества функциональных блоков, обладающих специфической структурой, набором кодов и языков, способов действия, механизмов общения с окружащим миром.

Широкое распространение получил принцип дифференциации культурных форм на основе анализа конкретной направленности их общественного применения. Согласно этому принципу, рассматриваются три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением: специализированный, трансляционный и обыденный. Особо выделяется культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая культура); культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений (философская, научная, религиозная, художественная); культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации (культура массовой информации, культура трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний). В рамках каждого обозначенного функционального блока различается специализированная деятельность человека и ее обыденные аналоги.

К ведущим формам культуры относят, в частности, материальную и духовную культуру; доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру; элитарную и массовую культуру и другие.

Культура и религия.

Религия как взгляд на мир и метафизическое свойство человеческого самосознания является одной из конститутивных черт культуры. Вплоть до Нового времени она определяла духовную культуру человечества. Религия - комплекс верований и практических действий, посредством которых люди сообщаются с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта. Религия предполагает наличие системы символов, которая дает представление о сверхъестественном существе, служит объектом поклонения. Она связана также с наличием чувства почтения, благоговения и страха. Главный признак развитых религий – вера в сверхъестественное. Именно верой, а не доказательствами и практикой обосновываются положения религии.

Религиозное сознание оформляется в различных мифах и доктринах, которые могут быть отражены в священных текстах. Религиозное сознание на индивидуальном уровне предполагает освоение основных догматов и принципов религии, главными из которых являются идея Абсолюта – высшего начала мира (безличный принцип или личность); принцип сотворения мира; учение о спасении; этические (гуманность, любовь, сострадание, братство, покорность) и социальные (отношение к государству, общине, единоверцам и иноверцам) ценности.

Культура и цивилизация.

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно сести к трем основным. В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, спорый рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер" как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством". Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.
Книга Шпенглера имела огромный успех, в ней ярко показаны многие характерные черты культуры и цивилизации. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.
Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура "прорастает" цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.
Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.

Виды и уровни культуры.

Экономическая культура.
Политическая культура.
Правовая культура.
Нравственная культура.
Религия и культура.
- Структура религии.

Человеческое общество является сложной целостной системой, которая состоит из различных структурных элементов. Основные сферы общественной жизни – экономика, политика, право, искусство, нравственность, религия, наука. И в каждой из перечисленных областей общие закономерности функционирования и развития культуры проявляются особым образом. Поэтому несомненный интерес представляет анализ таких видов культуры как экономическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная и художественная.

Экономическая культура предстает в первую очередь как совокупность ценностей и норм, являющихся регулятором экономической деятельности и отношений. Она связана также с навыками и умениями работников, способами организации экономической жизни и конкретными результатами производственного процесса. Культурные образцы, созданные в сфере экономики, выполняют роль социальной памяти экономического развития.

Политическая культура включает в себя совокупность способов политической деятельности, знаний, ценностных ориентаций и норм политического поведения социальных групп и индивидов. Она отражает механизмы реализации власти и отношения к ней. Продуктом политической культуры является политическая система общества. Политической культуре присуща специфическая система символов (флаг, герб, гимн страны, отличительные знаки различных партий и организаций и т.д.).

Правовая культура является важной составляющей современной культуры. Правовые отношения охватывают в настоящее время практически все сферы жизни общества, распространяются на межличностные отношения. Правовая культура фиксирует уровень правовых знаний людей, критерии оценки поступков с точки зрения их противоправности, включает в себя систему правовых ценностей, убеждений, норм, традиций, а также правотворческую и правоприменительную деятельность. Продуктом правовой культуры являются прежде всего правовые документы, фиксирующие сложившиеся нормы права, а также организации, вырабатывающие и контролирующие исполнение правовых норм, а также учреждения, осуществляющие карательную функцию.

Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология.

1. Теоретические исследования в культурологии.

Культурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое значение в культурологии приобретают теоретические исследования, разработка теорий, которые позволили бы систематизировать историко-культурный материал.

Культурологическая теория, как и любая научная теория, представляет собой сложное построение, включающее в себя различные элементы: понятийный аппарат, логические и научно-исследовательские схемы, научные модели, методикиэкспери-ментальной проверки теоретических построений и многое другое. Не затрагивая иных аспектов теоретической культурологии, рассмотрим основные понятия, или категории, используемые культурологической наукой. Данные категории составля ют фундаментальную основу теоретической культурологии. Естественно, они связаны со всеми элементами культурологических теорий.

Среди наиболее широко распространенных понятий (категорий) теории культуры можно назвать:

1) функции культуры;

2) культурные явления;

3) культурные объекты;

4) свойства культуры;

5) типы исторического развития культуры;

6) культурные процессы;

7) культурные смыслы;

8) символы культуры;

9) культурные ценности;

10) культурное поведение;

11) культурные контакты и взаимодействия (аккультурация) и их различные формы;

12) культурную среду;

13) инкультурацию (т. е. вхождение человека в культурную среду);

14) культурные и социокультурные институты (т. е. организации, осуществляющие функционирование культуры);

15) культурную политику;

16) культурные и социокультурные группы;

17) системы культуры;

18) социальные, национальные, исторические и иные типы культур и т. д.

Отметим и понятия, которые чаще, чем другие, встречаются в языке теоретической культурологии.

Культурные универсалии – наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни (нормы, ценности, идеи, верования, стереотипы мышления и поведения).

Культурные образцы, или паттерны, – устойчивые модели культурного поведения людей, связанные с их отношением к тем или иным культурным явлениям, ценностям, идеям.

Культурная таксономия – система, позволяющая упорядочить различные черты и элементы культуры и построить из них модель какой-либо культуры.

Теории культуры опираются на серьезную фактическую базу и имеют целый ряд практических применений. Все это позволяет теоретической культурологии быть живой и плодотворной частью культурологического и гуманитарного знания.

Читайте также: