Религия персии в 18 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Когда спрашивают, какая вера у персов, обычно имеют в виду Исламскую Республику Иран, ведь именно так сейчас называется это государство.

Представители этого древнейшего народа много веков исповедовали древнейшую в мире религию — зороастризм. Зороастрийцами были персидские цари вплоть до VII века, когда арабы завоевали Иран и принесли с собой в страну ислам.

В настоящее время подавляющее большинство иранцев мусульмане, но огнепоклонники и их храмы есть и в современном Иране: например, в Йезде можно увидеть священное пламя, которое не гаснет уже более 7 веков.

Более 90% иранцев — это мусульмане-шииты

Отвечая на вопрос: какая религия у персов, необходимо помнить, что подавляющее большинство жителей Ирана исповедуют ислам.

Согласно Всемирной книге фактов ЦРУ, 90-95 % населения составляют шииты, 5-10 % — сунниты, оставшиеся 0,6 % — религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других.

Таким образом, официальная религия Исламской Республики Иран — это ислам.

Так как Иран — это исламская республика, то это положение закреплено в Конституции государства, при этом ислам в стране шиитский джафаритского толка.

Шииты признают Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Муххамеда, а джафаризм — это школа исламского права (фикха).

При этом уважение оказывается и другим школам ислама, и их последователи могут действовать согласно своим обычаям.

В Иране кроме ислама признаются только зороастризм, иудаизм и христианство, как религиозные меньшинства. Конституция Исламской республики говорит об этом так:

Положение даже представителей признаваемых немусульманских религий в Иране напоминает гетто. Вот несколько примеров:

  • в Исламской Республике Иран все вступающие в брак должны принадлежать к одной религии;
  • если межконфессиональный брак заключен в другой стране, а иранское законодательство признает такие браки, то рожденный ребенок, если один из родителей принадлежит к исламу, считается иранским государством мусульманином;
  • граждане Ирана, а также иностранцы — представители немусульманской религии в Иране должны придерживаться исламской формы одежды (в частности, женщины должны носить на публике платок, вид удлиненного пальто, под ним брюки).

Зафиксированы случаи гонений на христиан, в основном протестантов, и последователей бахаизма. Иранский посол в Москве Резе Саджади в 2011 году на вопрос, почему запрещена религия бахаев, ответил следующим образом:

Древняя религия Ирана — это зороастризм

Религия древних жителей Ирана (Персии) — зороастризм. Это первая монотеистическая религия, которая господствовала в стране до завоевания её арабами. Основал ее проповедник Заратустра около 600 года до н.э.

Эта религия древних персов провозглашало непримиримую борьбу между злым духом Ариманом и богом Ахурой Маздой. Согласно зороастризму, человек принимает решения, находясь между этими двумя силами. Заратустра отрицал древние персидские культы.

Несмотря на то, что в наше время государственной религией Ирана признан ислам, последователи Заратустры считаются в стране официально признанной религиозной группой.

Зороастризм был государственной религией Ирана при династии Сасанидов до момента, когда Иран оккупировали арабские завоеватели, принесшие в страну ислам. В 651 году они захватили Иран и зороастрийских текстов, а также многие святилища этой религии были разрушены.

В наше время приверженцев зороастризма в стране насчитывается не более 60 000 человек. Они преимущественно проживают в городах Тегеран, Керман, Йезд, Шираз, Исфахан, Захедан и Ахваз.

Депутату от еврейской общины в Иране запрещено упоминать государство Израиль

В исламской Республике Иран иудаизм признан одной из трех официальных религий. Его исповедует примерно 35 000 человек.

Все они компактно проживают в крупных городах страны, таких, как Тегеран, Исфахан и Шираз. При этом в Иране иудеев больше чем в других мусульманских странах.

В Иране достаточно мягкое отношение к евреям сформировалось тогда, когда персидский царь Кир Великий освободил их из Вавилонского плена.

Положение евреев в стране менялось на протяжении всей ее истории. Они до сих пор помнят, что именно персидский царь Кир освободил их общину от вавилонского пленения и позволил вернуться в Израиль.

При монголах положение евреев в Иране на некоторое время стало почти равным с мусульманами, но при тюркской династии Сефевидов (правила в 1501-1722 гг.) иудеев стали насильно обращать в ислам.

После обострения ирано-израильских отношений в Новое Время в период с 1949 по 1979 гг. из Ирана уехало около 60000 евреев, а с 1979 года, после исламской революции, из Ирана уехало еще 50000 человек.

Отношение в Иране к представителям иудаизма достаточно терпимое, так, например, им разрешено пить вино и соблюдать субботу, но еврейские женщины должны ходить на улице в платке, как это принято у мусульманок Ирана, а мужчины без западных галстуков.

Кроме того, депутату от еврейской общине в Меджлисе запрещено упоминать Государство Израиль, так как оно враждебно Исламской Республике Иран.

Христиане в Иране признаны религиозным меньшинством

Она дала свои плоды и уже к IV веку в столице Древнего Ирана Ктесиыоне появляется собственный епископ. Первоначально местная знать, исповедавшая зороастризм, относилась к христианам недоверчиво и начала гонения на них.

В V веке персидские христиане приняли сторону патриарха Нестория, поддержав его в расколе.

Именно поэтому несторианство стало поддерживаться династией Санасидских шахов. Кроме того, в Ктесифоне образовалась независимая Церковь Востока, в которой объединилось большинство иранских христиан.

Большинство из них было сирийцами, поэтому сирийский язык стал официальным языком этой церкви. После арабского завоевания несторианская церковь сохранилась и продолжила свою деятельность, но численность несториан неуклонно снижалась на протяжении Средних веков.

Когда во времена правления Сефеидов территория современной империи вошла в состав Персии, в Иране появляется большое количество последователей Армянской апостольской церкви.

Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией.

Неэтнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями как вероотступники.

Этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т. д. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана.

На 2006 год в Иране насчитывалось 109 415 христиан (0,155 % населения).

Христианство исповедуется представителями национальных меньшинств — армянами, грузинами и ассирийцами. Численность католиков в Иране составляет около 21.400 человек (латинского обряда — около 10.000 человек, армянского обряда — около 8.000 человек и халдейского обряда — около 3.400 человек).

В стране проживают также индийские католики из Гоа и Мангалора, которые не имеют собственных церковных структур. В настоящее время в Иране существуют 4 архиепархии и 2 епархии различных католических церквей.

Община РПЦ в Иране не превышает 100 человек

На территории Ирана восточное христианство исповедуют представители национальных меньшинств: часть армян, грузины, ассирийцы. Территория страны входит в Тегеранскую, Антропатенскую и Исфаханскую епархии ААЦ.

Также на территории страны находится епархия Ирана Ассирийской церкви Востока.

Идея о создании в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Петру Великому. Он высказал её в своем послании к персидскому шаху Солтану Хусейну.

В настоящее время в Иране действуют три храма — Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году.

В городе Бушере — в поселке российских специалистов, строящих АЭС, — действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.

Современная тегеранская община РПЦ не превышает численности 100 человек. В основном она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов.

Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам — этого требует закон страны

Московский Патриархат ведет диалог с шиитским духовенством, начиная с 1995 года. Именно тогда будущий Патриарх Московский и Всея Руси впервые посетил Тегеран. Это было связанно с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране из ведения РПЦЗ в ведение РПЦ.

При этом власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата.

Притеснения христиан в Иране связанно с поведением протестантов

Кроме того, иранские спецслужбы утверждают, что христианские миссии занимаются подрывной деятельностью в пользу западных держав. Кроме того, иранские законодатели также готовятся ввести смертную казнь за попытки перейти из ислама в христианство.

В большей степени подозрения в сотрудничестве с западными спецслужбами со стороны иранских властей справедливы по отношению к протестантским деноминациям. Именно с их представителями происходит наибольшее число скандалов.

Согласно конституции, все граждане Ирана равны перед законом, и все в одинаковой степени защищаются законом. Тем не менее, власти Ирана зачастую подвергают христиан ограничениям в таких социальных сферах, как образование, трудоустройство и правовая защита.

Иранские работодатели всегда требуют у соискателей указывать принадлежность к религии. Существует ограничение на занятие ряда государственных должностей.

Первые упоминания о персах как самостоятельно существующем народе датированы VI веком до начала новой эры. Появление этого народа предрекло многим землям и их обитателям вскоре стать частью империи невиданных размеров – Персии. Войска Персии стремительно продвигались всё дальше от дома, завоёвывая новые территории. Так, Персия в относительно короткий срок превратилась в государство, занимавшее всё пространство между Индией, Ливией и Египтом, а также – часть земель Греции. Лишь войска греков смогли остановить захват персами новых государств. Тем не менее, Персия практически единовластно владела землями востока. Войска империи, казалось, не знали усталости, не требовали отдыха и не думали останавливаться.

Успех персидских военачальников не мог длиться вечно, и, после абсолютного разгрома их греческой армией, в военных походах персов наступила длительная пауза. Сопровождалась она упадком самой империи. Государство ослабевало, завоёванные земли пришли в волнение, ситуация внутри империи грозила выйти из-под контроля. Произошло же неожиданное – теперь уже войска Греции вторглись на территорию Персии и одержали победу. Покорённые персами народы поднимают восстания, империя рушится.

С расцветом Персии, в ходе её продвижения дальше и дальше по завоёванным землям, не смотря на смешение народов, культур и искусства, религия Персии сохранилась подобно непоколебимому столпу. Верование персов сохранялось на протяжении всего свободного существования империи. Религия Персии – Зороастризм. Название этой ветви мировой религии дано было в честь пророка, основавшего и проповедовавшего веру в бога Ахуру-Мазду, единого, олицетворяющего добро.

Как в любой религиозной ветви, где существует бог, который есть добро, также существует бог, который есть разрушение, зло. В Зороастризме этим богом был Друдж. Последователей неправедного пути, вершивших насилие и убийства, воровство и обман, ожидали вечные мучения в адском пламени. Тех же, кто жил, следуя принципам священной Зенд-Авесты, ожидал рай и вечная радость и успокоение. Так, персы веровали в единого сущего бога, стараясь жить по совести и не преступать законов праведной жизни. На их религиозные взгляды не смогла повлиять ни одна другая вера, будь то единобожие или язычество, встреченная у завоёванных народов и земель. И, тем не менее, Зороастризму не суждено было остаться единственной и основной религией Персии.

После победоносного вторжения арабских войск на земли персов в 642 году пострадала культура Персии, хозяйство, торговые взаимоотношения претерпели существенные изменения не в лучшую сторону. В целом империя прекратила своё развитие. К упадку пришла и религия. Связано это было с тем, что вместе с арабскими войсками на земли персов пришёл Ислам. Арабы активно принуждали покорённых персов принимать свою веру.

Начались гонения зороастрийцев, не прекращавшиеся до тех пор, пока большая часть населения не приняла Ислам. Процесс этот длился долго и проходил крайне тяжело для арабов, желающих обратить в свою веру жителей Персии. Сопротивление чужой религии было яростным и ожесточённым. В ответ на повешения священников зороастрийцев люди поднимали восстания и нападали на последователей Ислама. Тем не менее, господство арабской религии в Персии всё же установилось. Особенно убеждённые последователи Зороастризма были вынуждены бежать. Чаще всего они находили пристанище в землях Индии, где сохраняли остатки своей веры. Зороастризм существует и сегодня, но распространён совсем не широко. Ислам же продолжил своё шествие на восток и юго-восток.

Древняя Персия

В середине VI века до н. е. на историческую арену вышло дотоле малоизвестное племя – персы, которым волей судьбы вскоре удалось создать величайшую на то время империю, могучее государство, простиравшееся от Египта и Ливии до границ Индии. В своих завоеваниях персы были активными и ненасытными, и лишь мужеству да отваге древних греков во время греко-персидских войн удалось остановить их дальнейшую экспансию в Европу. Но кем были древние персы, какова их история, культура? Обо всем этом читайте далее в нашей статье.

Где находится Персия

Но сперва ответим на вопрос, где находится древняя Персия, точнее, где находилась. Территория Персии в момент ее высочайшего расцвета простиралась от границ Индии на Востоке до современной Ливии в Северной Африке и части материковой Греции на Западе (тех земель, которым персам удалось не недолгое время завоевать у греков).

Карта Персии

Так выглядит древняя Персия на карте.

История

История древней Персии как великой державы прошлого начинается в середине VI века до н. е. когда под предводительством талантливого вождя (впоследствии персидского царя) Кира II персы сперва полностью завоевали Мидию, одно из больших государств тогдашнего Востока. А затем начали уже угрожать и самому Вавилону, бывшему на то время величайшей державой древности.

И вот уже в 539 году близ города Описа, что на реке Тибр, состоялось решительное сражение между армиями персов и вавилонян, закончившееся блестящей победой персов, вавилоняне оказались полностью разгромленными, а сам Вавилон, величайший город древности на долгие века входит в состав новообразованной персидской империи. Всего за какой-то десяток лет персы из захудалого племени превратились поистине во властителей Востока.

персидский царь

Но вернемся к истории персидской империи, приемники Кира II, персидские цари Камбис и Дарий продолжили активную завоевательную политику. Так при Камбисе персы вторглись в древний Египет, переживавший к тому времени политический кризис. Победив египтян, персы превратили эту колыбель древней цивилизации, Египет в одну из своих сатрапий (провинций).

Царь Дарий активно укреплял границы персидского государства, как на Востоке, так и на Западе, при его правлении древняя Персия достигла вершины своего могущества, под ее властью находился практически весь тогдашний цивилизованный мир. За исключением древней Греции на Западе, которая никак не давала покоя воинственным персидским царям, и вскоре персы при правлении царя Ксеркса, наследника Дария, попытались покорить этих своенравных и свободолюбивых греков, но не тут-то было.

Несмотря на численное превосходство, военная удача впервые изменила персам. В целом ряде битв они потерпели ряд сокрушительных поражений от греков, тем не менее, на каком-то этапе им удалось завоевать ряд греческих территорий и даже разграбить Афины, но все равно греко-персидские войны завершились сокрушительным поражением персидской империи.

С этого момента некогда великая страна вступила в период упадка, выросшие в роскоши персидские цари все больше забывали прежние добродетели скромности и простоты, которая так ценилась их предками. Многие завоеванные страны и народы только и ждали момента, чтобы восстать против ненавистных персов, своих поработителей и завоевателей. И такой момент настал – Александр Македонский во главе объединенного греческого войска уже сам напал на Персию.

греко-персидские войны

Казалось, что персидские войска сотрут этого заносчивого грека (точнее даже не совсем грека – македонца) в порошок, но все оказалось совсем иначе, персы опять терпят сокрушительные поражение, одно за другим, сплоченная греческая фаланга, этот танк античности, раз за разом сокрушает превосходящие персидские силы. Некогда покоренные персами народы, видя, что происходит, также восстают против своих властителей, египтяне и вовсе встречают армию Александра как освободителей от ненавистных персов. Персия оказалась подлинным колосом на глиняных ногах, грозная с виду, она была сокрушена благодаря военному и политическому гению одного македонца.

Сасанидское государство и Сасанидское возрождение

Сасанидские правители стремились возродить былое величие древней Персии, которая на тот момент стала уже полулегендарной державой. И именно при них наступил новый расцвет иранской, персидской культуры, которая повсеместно вытесняет культуру греческую. Активно строятся храмы, новые дворцы в персидском стиле, ведутся войны с соседями, но уже не так успешно как в былые времена. Территория нового Сасанидского государства в разы меньше размеров былой Персии, она находится лишь на месте современного Ирана, собственно прародины персов и также охватывает часть территории современного Ирака, Азербайджана и Армении. Просуществовало Сасанидское государство более четырех веков, пока истощенное непрерывными войнами не было окончательно завоевано арабами, несшими знамя новой религии – Ислама.

Культура

Еще одним важным достижением персидской цивилизации были прекрасные дороги, описанные Геродотом и Ксенофонтом. Самой знаменитой была царская дорога, идущая от Эфеса в Малой Азии до города Сузы на Востоке.

монеты Персии

Письменность в древней Персии имела активное развитие, так существовало несколько ее видов: от пиктограмм, до алфавита, изобретенного в свое время финикийцами. Официальным же языком персидского царства был арамейский, идущий от древних ассирийцев.

Искусство

Искусство древней Персии представлено тамошней скульптурой и архитектурой. Например, до наших дней сохранились искусно вырезанные в камне барельефы персидских царей.

Искусство Персии

Персидские дворцы и храмы славились своим роскошным убранством.

Персидский храм

Тут изображение персидского мастера.

Изображение персидского мастера

Другие формы древнеперсидского искусства до нас, к сожалению, не дошли.

Религия

Религия древней Персии представлена очень интересным религиозным учением – Зороастризмом, названым так благодаря основателю этой религии, мудрецу, пророку (и возможно магу) Зороастру (он же Заратуштра). В основе учения Зороастризма лежит извечное противостояние добра и зла, где доброе начало представлено богом Ахурой-Маздой. Мудрость и откровение Заратуштры представлены в священной книге Зороастризма – Зенд-Авесте. По сути у этой религии древних персов очень много общего с другими монотеистическими более поздними религиями, таким как христианство и ислам:

  • Вера в единого Бога, который у персов был представлен собственно Ахурой-Маздой. Антипод Бога, Дьявол, Сатана в христианской традиции в Зороастризме представлен демоном Друджом, олицетворяющим собой зло, ложь, разрушение.
  • Наличие священного писания, Зенд-Авеста у персов-зоорастрийцев, как Коран у мусульман и Библия у христиан.
  • Наличие пророка, Зороастар-Заратуштры, через которого передается божественная мудрость.
  • Морально-этическая составляющая учения, так Зороастризм проповедует (впрочем, как и другие религии) отречение от насилия, воровства, убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю.

Зороастрийский храм

Одним словом, как видим, древнеперсидская религия Зороастризма разительно отличается от языческих религий многих других народов, и по своему характеру очень схожа с поздними общемировыми религиями христианством и исламом, и к слову она существует и поныне. После падения Сасанидского государства наступил окончательный крах персидской культуры и в особенности религии, так как завоеватели арабы несли с собой знамя Ислама. Многие персы также в это время приняли ислам и ассимилировались с арабами. Но была часть персов, которая желала остаться верной своей древней религии Зороастризму, спасаясь от религиозных гонений мусульман, они бежали в Индию, где сохранили свою религию и культуру по сей день. Сейчас они известны под именем парсов, на территории современной Индии и сегодня есть немало зороастрийских храмов, так и приверженцев этой религии, настоящих потомков древних персов.

Видео

Знакомство с культурой и историей любого народа не обходится без изучения его духовных устоев и верований. Во многих азиатских странах на поведение людей в быту и деятельность руководителей государств на международной арене огромное влияние оказывает религия.

Содержание статьи:

Иран – многонациональная страна, соответственно, религий и верований среди его населения несколько. Какие же основные религии в Иране?

iran.jpg

Перечислим их кратко:
  • Ислам, разделенный на шиитов и суннитов;
  • Суфизм (мистический вариант ислама);
  • Иудаизм;
  • Христианство;
  • Зороастризм;
  • Бахаизм.

1.1. Иран: коротко о самом главном

История земель, на которых находится современный Иран, за 5 тысяч лет представляет собой сплошную череду войн, смен правящих династий, разрастания завоеваний во все стороны света и сужения до современных границ.

Первое, документально подтвержденное государство в пределах современной территории – Элам, возникло 5000 лет назад. Его захватила северная соседка Мидия, которая впоследствии в союзе с Вавилоном ликвидировала древнейшее Урарту.

Кир Великий и его потомки из династии Ахеменидов за 200 лет правления расширили завоевания от греческих земель на западе до Тибета на востоке, от северного Причерноморья до Египта и Нубии на юге. Это был наибольший расцвет персидского царства. Победить его смог только Александр Македонский. При Ахеменидах зороастризм стал государственной религией.

После быстрого распада империи Александра новые династии персидских правителей в 5-7 веках нашей эры с переменным успехом боролись за власть и с соседними государствами, все более ослабляя страну.

1.2. Государственная религия Ирана

iran3.jpg

Ислам в Иране: становление государственной религии Ирана началось в 7 веке нашей эры. В 652 году Персидское царство завоевали арабы из династии Омейядов, вооруженные не только материально, но и духовно - новой исламской религией. Они за короткий период расширили Халифат от Индии и Средней Азии на востоке, до Марокко и Испании на западе. На завоеванных землях население насильственно обращалось в мусульманство, фактически превращаясь в рабов. Новая династия халифата Аббасиды учли, что персы – достаточно крупная нация (недовольство в тылу чревато мятежами), и позволили им иметь равные права с арабами, а также наместников из своей знати.

В средних веках персидские правители чередовались с захватчиками: турками-сельджуками, правителями Хорезма, монголами Чингисхана, Тамерланом. Не менялось только одно – религией оставался ислам.

В 1979 году Исламская революция свергла последнего шаха. Иран превратился в исламскую республику, где власть духовенства выше светской. Главным религиозным культом страны, закрепленным в Конституции, является ислам шиитского (джафаритского) толка.

2. Господство ислама в Иране

государственная религия ирана

Чтобы понять, какой ислам в Иране, события середины 7 века нашей эры стоит рассмотреть подробнее, углубившись в те времена, когда Иран принял ислам.

2.1. Зарождение ислама в Иране и его раскол

Распределение шиитов и суннитов во всем мире

Раскол наступил при дележе наследства: Абу Бакр посчитал, что у посланника божия не может быть собственного имущества, значит, и наследства. При этом отказ был подтвержден толкованием сунн (норм и правил, заведенных пророком по примерам из собственной жизни). Поддерживающие Абу Бакра стали называться суннитами. Сподвижники Али – шиитами (последователями).

2.2. Шииты и сунниты

За века раскола набралось немало противоречий между двумя течениями:

  • Для суннитов имам – настоятель в мечети, шиитам – духовный лидер и руководитель общины;
  • Сунниты в жизненных вопросах ориентируются на рекомендации сунн, шииты считают, что догматический подход рождает радикальные течения вроде ваххабизма;
  • Шииты веруют в непогрешимость имамов, а в аятолл – как в посланников Аллаха, сунниты относятся к этому, как к ереси;
  • Шииты отрицают разводы, а сунниты – временные браки;
  • Траурные празднования памяти погибших особо чтимых имамов-мучеников шииты проводят строже. В день памяти имама Хусейна некоторые занимаются нанесением себе ритуальных ран.

Кроме перечисленных есть еще множество других различий.

2.2.1. Шиитский ислам в Иране - 89% верующих

шиитский ислам в иране

Из общего числа мусульман, шиитов в стране 89 процентов (около 70 млн чел.). По степени святости для этого течения ислама после бога Аллаха и пророка Мухаммеда третьими являются 12 имамов, потомков пророка, замученных за веру. Главный почитаемый из них – мученик Хусейн, погибший от рук суннитов. Ему посвящен траур в течение 10 дней первого месяца года – мохаррама.

Положительным праздником наряду с Новым годом является день рождения 12-го имама.

Шиизм исповедуют персы, азербайджанцы, туркмены (те, кто живет в Иране).

2.2.2. Суннитский ислам в Иране

суннитский ислам в иране

Официальные данные свидетельствуют о 9% суннитов (примерно 5 млн чел.). Сколько фактически представителей этой ветви ислама в стране неизвестно, другие источники выдают иные цифры. К суннитам относятся арабы, курды, турки, афганцы, луры, белуджи. Территориально они проживают в приграничных районах страны.

2.3. Суфизм

Мистическое крыло ислама – возникло чуть позднее самой религии. Дервиши-суфии исповедуют отказ от бытовых благ (аскетизм), единство Творца и Творения (пантеизм), а достижения истины ищут в особых медитациях. Многие персидские поэты прошлых веков исповедовали именно суфизм, донося до почитателей своего таланта красоту окружающего мира и проникновенность человеческих чувств.

3. Другие религии Ирана

Кроме ислама в Иране существуют религиозные меньшинства. С некоторыми из них государство мирно сосуществует, с другими идет непримиримая борьба.

3.1. Зороастризм в Иране - древняя религия страны

зороастризм в иране,

Религию, зародившуюся в Иране, не смогли искоренить ни время, ни агрессивное внедрение ислама. Ее последователи почитают бога Ахура-Мазду и его пророка Заратуштру (греки переиначили его имя в Зороастра). До ислама зороастризм был государственной религией.

3.1.1. Основы зороастризма

Суть верований в непрерывной борьбе добра и зла, в том числе внутри самого человека, исходя из его совести и разума. Главная идея – творение добра людьми для получения его ответно.

Главное божество являлось почитателям в виде света, поэтому и молитвы возносились в сторону Солнца или открытого огня. За эту особенность зороастрийцев называли огнепоклонниками.

Природа в понимании зороастрийцев – священна, поэтому физические тела людей недостойны упокоения в недрах земли.

авеста священная книга зороастризма

3.1.3. Обряды и служение

обряды зороастризма

Храмы служили хранилищем священного огня, который различался для обрядов церковных и домашних.

Праздники посвящались природным сезонам и окончанию сельскохозяйственных работ: середина весны, лета, зимы; окончание уборки хлеба, пастбищного сезона и другие.

Интересный факт: праздник Нового года – Новруз (Навруз), приходящийся на весеннее равноденствие, древнее ислама, он возник в древней Персии при зороастризме.

Практически вся жизнь адептов состояла из обрядов очищения: огня, души и тела. При стряпне капли еды не должны попадать в огонь. Тяжело приходилось раненым с кровотечениями, больным с проблемами желудочно-кишечного тракта, женщинам в критические дни и после родов: все они длительное время считались нечистыми.

Человеческие останки в древние времена сжигались, позднее для них стали строить особые пустые башни. После похоронных церемоний тела сбрасывали внутрь, где они подвергались воздействию природных факторов: дождя и солнца, а также поеданию птицами. Башня, заполненная костями доверху, запечатывалась специальным веществом, изготовленным из нефти, похожим на асфальт.

Основная масса современных зороастрийцев проживает в столице и городах Керман и Йезд, где сохранились башни и храмы, в которых священный огонь поддерживается столетиями. В Тегеране заново выстроены культовые здания на улице Фирдоуси и в районе Техран-Парс. Общее число приверженцев древней религии – около 25 тыс. чел.

3.1.4. Завоевание Ирана арабами: смена религии

завоевание арабами ирана и смена древней религии

К 636 году страна была ослаблена войной с Византией, поэтому все сражения с Арабским халифатом были проиграны одно за другим в течение 16 лет. В результате Персидское царство полностью оказалось в оккупации. Завоеватели были мусульманами-суннитами. Жителям пришлось принять ислам, так как несогласные убивались целыми селениями и городами. Зороастризм остался только в глухой провинции.

В 1501 году власть в Иране захватил шах Измаил (основатель династии сефевидов). Он происходил из Иранского Курдистана и исповедовал шиитский вариант религии. После воцарения с титулом падишаха властитель ввел шиизм в качестве государственной религии, разрушил суннитские святыни и памятники.

3.2. Христианство в Иране

Христианские конфессии Ирана разнообразны так же, как и в остальном мире. Ассирийцы и армяне исторически жили на территории современного Ирана, их церкви устояли при переменах в политике и религии страны. Кроме них присутствуют православные и католики.

Общее число христиан в Иране по разным источникам от 110 до 250 тыс. чел.

3.3. Иудаизм в Иране

иран до революции

Иудеи попали в Персию после неоднократных захватов древнего Израиля и пленений народа. На новом месте они занимались той же деятельностью, что и на родине: ремеслами и торговлей.

До исламской революции 1979 года евреев в Иране было около 60 тысяч. В 21 веке их осталось около 8 тысяч. При этом сохраняется 25 действующих синагог в разных городах, крупная библиотека, госпиталь, дом престарелых и кладбище в Тегеране. В городе Хамадан сохранился мавзолей библейской царицы Эсфирь.

3.4. Бахаизм в Иране

Адепты новой религии, образованной в 19 веке проповедуют, что все конфессии мира описывают одного и того же единого Бога. Правду о себе он открывал через разных пророков: Будду, Авраама, Иисуса, Мухаммеда, Кришну.

Додумался до этого Саид Аль Мухаммед (Баби), выходец из шиитской семьи. Себя он назвал очередным пророком божиим. Его идеи продолжил некий Бахаулла, почитаемый, как реинкарнация Кришны. От его имени пошло название нового учения.

Количество верующих не уменьшается и составляет минимум 350 тыс. чел.

4. Религия древнего Ирана - зороастризм

маздаизм в иране

5. Свобода вероисповедания

5.1. Возможна ли свобода вероисповедания в Иране?

свобода вероисповедания в иране

5.2. Равны ли религии в Иране?

При этом общины зороастрийцев, христиан-ассирийцев, иудеев имеют право на 1 представителя в парламенте каждая, армяне – на 2-х депутатов.

5.2.1. А как же в Иране относятся к атеистам?

Для государства их не существует. Они не имеют вообще никаких прав, так как не упомянуты ни в одном государственном документе.

Читайте также: