Самоспасение и спасение пострадавших при стихийных бедствиях кратко
Обновлено: 04.07.2024
Принципы и способы защиты. Комплекс мероприятий по защите населения от ЧС. Оповещение и режим защиты. Обеспечение населения и формирований ГО средствами защиты. Эвакуация населения в ЧС. Укрытие людей в защитных сооружениях. Способы, продолжительность и условия укрытия людей. Классификация защитных сооружений. Назначение, общее устройство и требования к убежищам. Средства индивидуальной защиты.
Тема 3.5. Прогнозированиеи оценка обстановки при ЧС
Организация и методика прогнозирования и оценки обстановки в ЧС мирного и военного времени. Цель, способы, исходные данные и условия оценки обстановки. Оценка рациональной, химической, бактериологической обстановки. Средства радиационной и химической разведки. Организация дозиметрического и химического контроля на объекте. Система мероприятий по предотвращению ЧС.
Тема 3.6. Ликвидация последствий ЧС
Основы организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ЧС: цель, решаемые задачи, условия проведения и содержания. Силы и средства привлекаемые для выполнения АСДНР. Способы ведения аварийно-спасательных работ.
Тема 3.7. Безопасность и защита культурных ценностей в мирное и военное время
Культурные ценности, понятие, признаки иклассификация. Проблема сохранности книжных фондов. Обеспечение сохранности и защиты культурных ценностей в повседневных условиях.
Защита и спасение культурных ценностей в ЧС. Организация работы по сохранению, защите и спасению культурных ценностей.
Тема 3.8. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях
Организация медицинского обеспечения населения в ЧС. Особенности оказания медицинской помощи в очагах массовых санитарных потерь. Оказание доврачебной медицинской помощи при травмах, ранениях, кровотечениях, ожогах, отравлениях. Реанимационные мероприятия. Особенности оказания первой медицинской помощи детям.
Тема 3.9. Обучение населения действиям в ЧС
Организация, формы и методы обучения населения различных категорий действия в ЧС. Виды и методика проведения занятий и учений. Формирование культуры личности безопасного типа, роль курса БЖД. Психологическая подготовка населения к действиям в ЧС. СМИ и пропаганда знаний по поведению населения к действиям в ЧС.
Тема 3.10. Правовые и нормативные основы безопасности жизнедеятельности
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, переломах.
2. Первая медицинская помощь при внезапной остановке дыхания.
3. Первая медицинская помощь при кровотечениях.
4. Поражающие факторы ядерного взрыва.
5. Радиационная безопасность.
6. Первая медицинская помощь при ожогах, при поражении электрическим током.
7. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.
8. Принципы обеспечения безопасности населения и территорий в ЧС мирного военного времени.
9. Здоровый образ жизни.
10. Духовное и умственное развитие. Самосовершенствование личности.
11. Самоорганизация и образ жизни.
12. Меры безопасности в повседневной жизни.
13. Самопомощь и первая помощь при несчастных случаях в общении с природой.
14. Самоспасение и спасение пострадавших при стихийных бедствиях.
15. Самоспасение и спасение пострадавших при авариях (катастрофах) на транспорте.
16. Самоспасение и спасение пострадавших при авариях (катастрофах) на производственных объектах.
17. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке.
18. Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке.
19. Выживание в условиях автономного существования.
20. Самозащита и защита граждан при нападении или угрозе нападения со стороны других лиц. Правовые основы самозащиты.
21. Классификация основных форм деятельности человека.
22. Защита от естественных опасностей обеспечением комфортных условий жизнедеятельности.
23. Негативные факторы техносферы.
24. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.
25. Идентификация травмирующих и вредных факторов техносферы.
26. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технических процессов.
27. Экобиозащитная техника.
28. Чрезвычайные ситуации мирного времени природного и техногенного характера.
29. Чрезвычайные ситуации военного времени.
30. Устойчивость производства и организация защиты в чрезвычайных ситуациях.
31. Безопасность и защита культурных ценностей.
32. Безопасность туризма.
33. Тоталитарные секты и безопасность детей и подростков.
34. Национальная безопасность России на современном этапе.
35. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Роль и задачи ГО в современных условиях.
2. Формы и методы обучения населения по БЖД.
3. По какому принципу создаются гражданские формирования?
4. Порядок определения размеров шлем-маски и маски.
5. Дать определение, что такое авария и катастрофа.
6. Организация обучения неработающего населения по БЖД.
9. Формы и методы обучения гражданских формирований.
11. Прибор химической разведки, назначение, общее устройство, порядок определения ОВ.
13. Средства защиты органов дыхания.
15. Средства защиты кожи.
16. Назначение и устройство убежищ.
17. Назначение и устройство прибора ДП-22,24, подготовка к работе.
18. Защита детей.
19. Назначение, устройство и подготовка к работе прибора ДП-5а.
20. Основные способы защиты населения.
21. В каких положениях носится противогаз (показать практически).
22. Классификация индивидуальных средств защиты.
23. Назначение и устройство противогаза. Подготовка к работе (использованию).
24. Индивидуальные средства медицинской защиты.
25. Сигналы оповещения. Действия населения по сигналам оповещения.
26. Когда создаются гражданские формирования на объектах? Какие формирования?
27. Порядок надевания противогаза. Время надевания.
28. Рассредоточение рабочих, служащих. Дать определение.
29. Что такое эвакуация?
30. Классификация культурных ценностей по назначению.
31. Способы защиты культурных ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности: обеспечение безопасности в туризме и туристической индустрии: учеб. пособие / Ю.Г. Сапронов, И.А. Занина, О.В. Соколовкая. - Ростов н/Д, 2009.
2. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Э.А. Арустамов. - М, 2008.
3. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. Л.А. Михайлова. -СПб., 2008.
4. Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и персонала предприятий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / Ю.Г. Сапронов. - Шахты, 2007.
5. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности / О.Н. Русак, К.Р. Милаян, Н.Г. Занько. - СПб. - М. - Краснодар, 2005.
Дополнительная литература
1. Ильичев, А.А. Популярная энциклопедия выживания / А.А. Ильичев. - М., 2000.
2. Ястребов, Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф / Г.М. Ястребов. - Ростов н/Д, 2002.
3. ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. - Введ. 1989-01-01.-М., 1991.
4. ГОСТ 17.1.3.13-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнений. - Введ. 1987-01-01.-М., 1988.
5. ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования. Введ. -1992-07-1.-М., 2002.
6. ГОСТ Р 50644-94. Туристическо-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсоводов. Введ. - 1995-01-01. -М, 1998.
7. Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / Т.А. Хван, П.А. Хван. - Ростов н/Д, 2002.
8. Кукин, П.П. Безопасность технологических процессов и производств / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев, Н.Ц. Сердюк. - М., 2002.
9. Сохранность и защита культурных ценностей: учеб. пособие. - СПб., 1995.
10. Абалян, И.Г. Защита и спасение культурных ценностей: методические разработки / И.Г. Абалян. - СПб, 1992.
11. Байер, К. Здоровый образ жизни: пер. с англ / К. Байер. - М., 1997.
12. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / СВ. Белов, Л.В. Ильницкая. - М., 1999.
13. Безопасность жизнедеятельности: учеб.-метод, пособие / Шершнева Л.И., -М., 1994.
14. Бэскинд, Э. Энциклопедия личной безопасности: пер. с англ / Э. Бэскинд. -М., 1994.
15. Горбачев, В.Г. Культурные ценности. Понятие, порядок, приобретения, хранения и обращения: справочное пособие / В.Г. Горбачев, В.Г. Растопчин. -М., 1989.
16. Гостюшин, А. Защити себя и близких / А. Гостюшин. - М.,1997.
17.Защита населения и территорий от ЧС / С.А. Буленков, С.И. Воронов, П.Л. Губенко. - Калуга, 2001.
18.Российская Федерация. Законы. О безопасности: федер. закон. - М., 1992.
19.Российская Федерация. Законы. О гражданской обороне: федер. закон. - М., 1998.
20.Российская Федерация. Законы. О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера: федер закон. - М, 1994.
21.Исследование глобальных проблем цивилизации как источника ЧС. Отчет по НИР. - М., 1998.
22.Капица, СП. Глобальная проблема человечества / СП. Капица // Вестник Российской Академии наук. - 1998. - Т. 68. - №3. - С.134-241.
23.Моисеев, Н.Н. Быть или не быть. человечеству? / Н.Н. Моисеев.-М., 1999.
24.Сафонов, И.А. Философские проблемы единства человека и природы / И.А. Сафонов. - СПб., 1994.
25.Микрюков, В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности / В.Ю. Микрюков. - М., 2004.
26.Денисов, В.В. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при ЧС: учеб. пособие / В.В. Денисов, И.В. Денисова, В.В. Гуменев. - М- Ростов н/Д, 2003.
ГЛОССАРИЙ
Авария- разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Безопасность- состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Буря- ветер, скорость которого составляет 20-30 м/с с (70-115 км/ч).
Бьеф- участок реки между двумя соседними плотинами на реке или участок канала между двумя шлюзами.
Взрыв- кратковременный процесс превращения вещества с выделением большого количества энергии в ограниченном объеме.
Верхний бьеф- часть реки выше подпорного сооружения (плотины, шлюза).
Виадук- сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Гидродинамическая авария- происшествие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его частей с последующим неуправляемым перемещением больших масс воды.
Глубина очага (землетрясение)- кратчайшее расстояние от гипоцентров
4.10. Оказание медицинской помощи при стихийных бедствиях.
Стихийным бедствием называется чрезвычайная ситуация, при которой возможны человеческие жертвы и материальные потери. Различают чрезвычайные ситуации природного (ураганы, землетрясения, наводнения и др.) и антропогенного (взрывы бомб, аварии на предприятиях) происхождения.
Внезапно возникающие стихийные бедствия и аварии требуют срочной организации медицинской помощи пострадавшему населению. Большое значение имеют своевременное оказание первой медицинской помощи непосредственно на месте поражения (само– и взаимопомощь) и эвакуация пострадавших из очага в медицинские учреждения.
Основным видом поражения при стихийных бедствиях являются травмы, сопровождающиеся опасными для жизни кровотечениями. Поэтому сначала необходимо принять меры по остановке кровотечений, а затем оказать пострадавшим симптоматическую медицинскую помощь.
Содержание мероприятий по оказанию медицинской помощи населению зависит от вида стихийного бедствия, аварии. Так, при землетрясениях это извлечение пострадавших из завалов, оказание им медицинской помощи в зависимости от характера травмы. При наводнениях первоочередным мероприятием является извлечение пострадавших из воды, их согревание, стимулирование сердечной и дыхательной деятельности.
На территории, подвергшейся воздействию смерча или урагана, важное значение имеет быстрое проведение медицинской сортировки пораженных, оказание помощи в первую очередь наиболее нуждающимся.
Пострадавших в результате снежных заносов и обвалов после извлечения из-под снега согревают, затем оказывают им необходимую помощь.
В очагах пожаров прежде всего необходимо погасить на пострадавших горящую одежду, на обожженную поверхность наложить стерильные повязки. В случае поражения людей угарным газом немедленно удалить их из зон интенсивного задымления.
При возникновении аварии на АЭС необходимо организовать проведение радиационной разведки, что позволит определить уровни радиоактивного заражения территории. Радиационному контролю должны быть подвергнуты продовольствие, пищевое сырье, вода.
Оказание помощи пострадавшим. При возникновении очагов поражения пострадавшим оказывают следующие виды помощи:
• первую медицинскую помощь;
• первую врачебную помощь;
• квалифицированную и специализированную медицинскую помощь.
Первая медицинская помощь оказывается пораженным непосредственно на месте поражения санитарными дружинами и санитарными постами, другими формированиями МЧС России, работающими в очаге, а также в порядке само– и взаимопомощи. Основная ее задача – спасение жизни пораженного и предупреждение возможных осложнений. Вынос пораженных к местам погрузки на транспорт осуществляют носильщики спасательных формирований.
Первую врачебную помощь пораженным оказывают медицинские отряды, медицинские подразделения воинских частей и сохранившиеся в очаге учреждения здравоохранения. Все эти формирования составляют первый этап лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения. Задачи первой врачебной помощи заключаются в поддержании жизнедеятельности организма пораженного, предупреждении осложнений и подготовке его к эвакуации.
Квалифицированная и специализированная медицинская помощь пораженным оказывается в медицинских учреждениях.
- Не допускать излишне пролитой воды;
- Применять перекрывные стволы (общественные здания);
- Не тушить по дыму;
- Использовать воду со смачевателем, применять распылённые струи, а также тушение газом, паром, порошками;
- Защищать ценное оборудование брезентами, плёнками (обслуживающий персонал);
При большом количестве воды на этаже: пробивают отверстия, отводят воду на лестничную клетку, применяют опилки для сбора воды;
Стихийные бедствия, аварии и катастрофы весьма частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы дамб и плотин, землетрясения, бури и ураганы, лесные и торфяные пожары.
Каждому стихийному бедствию, аварии и катастрофе присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь. Каждая по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду.
Знание причин возникновения и характера стихийных бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь.
Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, к участию в работах по ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Что же представляют собой стихийные бедствия, каковы их особенности, каковы правила поведения и действия людей в чрезвычайных ситуациях?
Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.
Землетрясение - это подземные удары (толчки) и колебания поверхности земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре.
Проекция центра очага землетрясения на поверхности земли называется эпицентром. Очаги землетрясения возникают на различных глубинах, большей частью в 20-30 км от поверхности.
Как правило, они охватывают обширные территории. Часто нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выходят из строя водопровод, канализация, линии связи, электро- и газоснабжения, имеются человеческие жертвы. Это одно из наиболее страшных стихийных бедствий. По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и числу человеческих жертв.
Когда землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны — цунами. Порой их высота достигает 60 м (16-этажный дом), вызывая огромные разрушения на суше.
Возникают землетрясения неожиданно, и хотя продолжительность главного толчка не превышает нескольких секунд, его последствия бывают трагическими.
Как следует поступать при землетрясении?
Если первые толчки вас застали дома (на первом этаже), надо немедленно взять детей и как можно скорее выбежать на улицу. В вашем распоряжении не более 15 — 20 сек. Тем, кто оказался на втором и последующих этажах, встать в дверных и балконных проемах, распахнув двери и прижав к себе ребенка. Или чтобы не пораниться кусками штукатурки, стекла, посуды, картин, светильников, спрячьтесь под стол, кровать, в платяной шкаф, закрыв лицо руками. Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами, узкими коридорами внутри здания, встать возле опорных колонн, т.к. эти места наиболее прочны. Здесь больше шансов остаться невредимыми. Ни в коем случае не прыгать из окон и с балконов.
Как только толчки прекратятся, немедленно выйти на улицу, подальше от здания, на свободную площадку
Смотрите, чтобы никто не пользовался лифтом. В любой момент он может остановиться, и люди застрянут, а это очень опасно.
Если первые толчки застали вас на улице, немедленно отойдите дальше от зданий, сооружений, заборов и столбов — они могут упасть и придавить вас.
Помните, после первого могут последовать повторные толчки. Будьте готовы к этому сами и предупредите тех, кто рядом. Этого можно ожидать через несколько часов, а иногда и суток.
Не стойте на мостах. Не прикасайтесь к проводам — они могут оказаться под током.
В момент разрушения опасность представляют также разлетающиеся кирпичи, стекла, карнизы, украшения, осветительная арматура, вывески, дорожные знаки, столбы.
Почти всегда землетрясения сопровождаются пожарами, вызванными утечкой газа или замыканием электрических проводов.
Наводнение – это временное затопление значительной части суши водой в результате действий сил природы. Происходят они по трем причинам. Во-первых, в результате обильных осадков или интенсивного таяния снега. Во-вторых, из-за сильных наганных ветров, которые наблюдаются на морских побережьях, например, Каспия и в устьях рек, впадающих в море (залив). В-третьих, подводные землетрясения. Возникают гигантские волны — цунами. Скорость их распространения достигает 400 — 800 км/час. Они с колоссальной силой обрушиваются на побережье, смывая все на своем пути.
Наводнение стало фактом
Когда плавсредства отсутствуют, надо воспользоваться тем, что имеется поблизости под рукой — бочками, бревнами, деревянными щитами и дверями, обломками заборов, автомобильными шинами и другими предметами, способными удерживать человека на воде. Отпускать в такое плавание детей одних нельзя. Обязательно рядом должны быть взрослые.
Может быть и такое: вода застала вас в поле или в лесу. Как быть, что делать? Срочно выходить на возвышенные места, а в лесу забраться на прочные развесистые деревья.
К тонущему подплывать лучше со спины. Приблизившись, взять его за голову, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть к берегу, работая свободной рукой и ногами.
При наличии лодки приближаться к терпящему бедствие следует против течения, при ветреной погоде — против ветра и потока воды. Вытаскивать человека из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи.
Лесные пожары
До 80% пожаров возникает из-за нарушения населением мер пожарной безопасности при обращении с огнем в местах труда и отдыха, а также в результате использования в лесу неисправной техники. Бывает, что лес загорается от молний во время грозы.
По характеру пожары подразделяются на низовые, подземные и верховые. Чаще всего происходят низовые пожары — до 90% от общего количества. В этом случае огонь распространяется только по почвенному покрову, охватывая нижние части деревьев, траву и выступающие корни.
Если пожар возник. Что делать?
Захлестывание кромки пожара — самый простой и вместе с тем достаточно эффективный способ тушения слабых и средних пожаров. Для этого используют пучки ветвей длиной 1 -2 м или небольшие деревья, преимущественно лиственных пород. Группа из 3-5 человек за 40 — 50 мин может погасить захлестыванием кромку пожара протяженностью до 1000 м.
В тех случаях, когда захлестывание огня не дает должного эффекта, можно забрасывать кромку пожара рыхлым грунтом. Безусловно, лучше, когда это делается с помощью техники.
Для того чтобы огонь не распространялся дальше, на пути его движения устраивают земляные полосы и широкие канавы. Когда огонь доходит до такого препятствия, он останавливается: ему некуда больше распространяться.
Не исключено, что огонь все больше и больше приближается к деревне или другому населенному пункту, расположенному в лесу. Что предпринять? Главное — эвакуировать основную часть населения, особенно детей, женщин и стариков. Вывод или вывоз людей производят в направлении, перпендикулярном распространению огня. Двигаться следует не только по дорогам, а также вдоль рек и ручьев, а порой и по самой воде. Рот и нос желательно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем. Не забудьте взять с собой документы, деньги и крайне необходимые вещи.
Помните, огонь безжалостен.
Селевые потоки и оползни
Сель — это внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов. Причина его возникновения — интенсивные и продолжительные ливни, быстрое таяние снега или ледников.
В отличие от обычных потоков сель движется, как правило, отдельными волнами, а не непрерывным потоком. Одновременно выносится огромное количество вязкой массы. Размеры отдельных валунов и обломков достигают 3-4 м в поперечнике. При встрече с препятствиями сель переходит через них, продолжая наращивать свою энергию.
Обладая большой массой и высокой скоростью передвижения (до 15 км/ч), сели разрушают здания, дороги, гидротехнические и другие сооружения, выводят из строя линии связи, электропередачи, приводят к гибели людей и животных. Все это продолжается очень недолго — 1-3 часа. Время от начала возникновения в горах и до момента выхода его в равнинную часть исчисляется 20-30 мин.
Оползень — скользящее смещение земляных масс под действием собственного веса. Происходит чаще всего по берегам рек и водоемов, на горных склонах. Основная причина их возникновения — избыточное насыщение подземными водами глинистых пород.
Можно ли предсказать начало оползня? Да, можно. Оползень никогда не является внезапным. Вначале появляются трещины в грунте, разрывы дорог и береговых укреплений, смещаются здания, сооружения, деревья, телеграфные столбы, разрушаются подземные коммуникации. Очень важно заметить эти первые признаки и составить правильный прогноз. Движется оползень с максимальной скоростью только в начальный период, далее она постепенно снижается. Чаще всего оползневые явления происходят осенью и весной, когда больше всего дождей.
Ураганы, бури, смерчи
Это чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха. Скорость урагана достигает 30 м/с и более. Он является одной из мощных сил стихии и по своему пагубному воздействию может сравниться с землетрясением.
Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы линий электропередачи и связи, ломает и выворачивает с корнями деревья, топит суда, повреждает транспортные магистрали.
Бури — разновидность ураганов и штормов.
Надвигаются ураган, буря, смерч. Что предпринять?
Гидрометслужба за несколько часов, как правило, подает штормовое предупреждение. Следует закрыть двери, чердачные помещения, слуховые окна. Стекла заклеить полосками бумаги или ткани. С балконов, лоджий, подоконников убрать вещи, которые при падении могут нанести травмы людям. Выключить газ, потушить огонь в печах. Подготовить аварийное освещение — фонари, свечи. Создать запас воды и продуктов на 2-3 суток. Положить на безопасное и видное место медикаменты и перевязочные материалы. Радиоприемники и телевизоры держать постоянно включенными: могут передаваться различные сообщения и распоряжения.
Из легких построек людей перевести в прочные здания. Остерегайтесь ранения стеклами и другими разлетающимися предметами. Если вы оказались на открытой местности, лучше всего укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке: лечь на дно и плотно прижаться к земле.
Аварии и катастрофы
Авария — это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Происходят аварии на коммунально-энергетических сетях, промышленных предприятиях. Если эти происшествия не столько значительны и не повлекли за собой серьезных человеческих жертв — их обычно относят к разряду аварий.
Катастрофа — это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.
Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв.
В результате аварий на производстве возможны взрывы и пожары, а их последствия — разрушение и повреждение зданий, сооружений, техники и оборудования, затопление территории, выход из строя линий связи, энергетических и коммунальных сетей.
Следствием аварий являются взрывы и пожары.
При взрывах ударная волна не только приводит к разрушениям, но и к человеческим жертвам. Степень и характер разрушений зависят, кроме мощности взрыва, от технического состояния сооружений, характера застройки и рельефа местности.
На каких предприятиях чаще всего происходят взрывы? Там, где в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура, продукция и полуфабрикаты химических заводов, пары бензина и других компонентов, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахарная пудра на сахарных заводах, древесная пыль на деревообрабатывающих предприятиях.
Взрывы возможны в жилых помещениях, когда люди забывают выключить газ.
К тяжелым последствиям приводят взрывы рудничного газа в шахтах, вызывающие пожары, обвалы, затопления подземными водами.
Большой материальный ущерб, а в ряде случаев и человеческие жертвы приносят внезапные обрушения зданий, мостов, других инженерных сооружений. Причины — ошибки при изыскании и проектировании, низкое качество строительных работ.
Пожары происходят всюду: на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях, в жилых домах.
При катастрофе и крупной аварии очень важно своевременно оповестить и организовать защиту рабочих и служащих, всего вблизи проживающего населения, которому угрожает опасность.
На железнодорожном транспорте
Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
Автомобильные аварии и катастрофы
Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это прежде всего нарушения правил дорожного движения, техническая неисправность автомобиля, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкая эмоциональная устойчивость. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автомобилем лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.
Аварии на водном транспорте
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.
К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.
Авиационные аварии — это авиационные происшествия, не приведшие к человеческим жертвам, но вызывающие разрушения самолета различной степени.
Катастрофа — это авария с человеческими жертвами. А происходит их достаточно много.
К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.
Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые — проводимые членами экипажа, вторые — организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.
Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.
К месту посадки прибывают аварийно-спасательная команда, медицинские работники, пожарные, подразделения охраны, которые и проводят основные работы по оказанию помощи людям, ликвидации последствий аварий.
Аварии на гидротехнических сооружениях
Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.
Если исходить из того, что знания — сила, то умение применять эти знания на практике — сила вдвойне. Теоретические знания позволяют избежать аварийной ситуации и помогают сохранить жизнь в чрезвычайных условиях.
Надо приучить себя, входя в неосвещенную парадную, оглядывать темные углы до того, как вам эту полезную привычку в прямом смысле вобьют в голову сомнительного вида личности. Но для этого опять-таки хотя бы несколько раз остановиться и осмотреться сознательно.
И машинально закрывать газ, уходя из дома…
И ставить опасные химикаты на самые высокие полки…
И не включать рубильник, не узнав, кто и с какими целями его выключил…
И вы, ваши близкие и незнакомые вам электромонтеры проживете намного дольше, если выработаете полезные привычки, которые и называются навыками выживания.
Наверное, в еще большей степени предварительно выработанные навыки самоспасения нужны в сложных техногенных авариях, где нельзя доверять сиюминутной логике, которая диктует прямолинейные и зачастую неверные решения, способные лишь усугубить бедственное положение потерпевших.
К примеру, во время начинающегося пожара, когда по комнатам ползет дым, очень хочется распахнуть все окна и двери, чтобы проветрить помещение. То же самое подсказывает логика. Ну не задыхаться же в самом деле! И только навык, закрепленный в ходе тренировок, заставляет поступить наоборот — плотно затворить все форточки и окна, чтобы лишить огонь сквозняков, питающих его кислородом.
!Умение находить кратчайший путь к спасению во время пожаров, наводнений, кораблекрушений, авиационных и железнодорожных аварий, землетрясений и других масштабных катастроф является важнейшим навыком выживания!
Кроме того, без заранее наработанных навыков не обойтись, когда в аварийной ситуации предполагается использовать чуть более сложную, чем лопата, технику и снаряжение.
И не надо питать на этот счет никаких иллюзий. По-настоящему человек умеет делать только то, что умеет делать собственными руками!
16. ПРОЧИЕ НАВЫКИ
ЗНАНИЕ ПРИЕМОВ САМОСПАСЕНИЯ
ЗНАНИЕ ПРИЕМОВ САМОСПАСЕНИЯ То есть что конкретно делать и как делать, когда рванет, тряхнет, загорится или затопит. И чего ни в коем случае не делать, когда рванет, тряхнет, загорится или затопит.Потому что иногда бывает лучше вообще ничего не делать, если не знаешь, что
Элементарные садоводческие навыки
Элементарные садоводческие навыки Осенью, собрав последний урожай, я обычно удобряю землю навозом старой коровы, который получаю абсолютно бесплатно от хозяина местного ранчо. Затем я пропахиваю почву с навозом, разрыхляя и сатурируя, готовя почву к зимовке.Весной с
Основные приобретенные навыки
Навыки
Навыки Система обучения играет важную роль в обеспечении безопасности движения. Водитель, воспринимая окружающую обстановку, выполняет различные действия по управлению режимом движения автомобиля: нажимает на педали сцепления, тормоза, управления дросселем,
2. Базовые навыки
3.4. УМЕНИЯ И НАВЫКИ ЭКСКУРСОВОДА
Тренируйте навыки по отдельности
Тренируйте навыки по отдельности Упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение
Читайте также: