Особенности коммуникации детей с рас кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

О.В. Калинина, г.Омск, ФГБОУ ВО ОмГПУ

Научный руководитель: к.пед. н., доц, Викжанович С.Н.

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ.

Уровень развития каждого человека напрямую зависит от многих факторов. Особо важные факторы - воспитание, среда, наследственность. Социализация начинается с самого раннего детства, когда ребенок начинает осваивать все основные виды деятельности.

Ведущим видом коммуникативной деятельности является общение. Общение - это одно из основных условий для полноценного развития каждого человека, так как личность человека формируется только при взаимодействии друг с другом и является важным навыком коммуникации. [10]

Коммуникативные навыки – это умение находить взаимосвязь с другими людьми; навыки продуктивного общения. Уровень развития личности определяет коммуникация - это взаимный обмен информацией, который происходит в словесной форме (вербальной) и в невербальной.

При коммуникативной норме прослеживается максимальная эффективность и успешность общения. За основу принимаются личностная и информационная функции коммуникации , которые взаимосвязаны друг с другом. Информационная коммуникация отвечает за передачу данных. Личностная коммуникация – за взаимосвязь между людьми. Устойчивая совокупность индивидуально-психологических особенностей определяет коммуникативные способности человека, в основе которых лежат коммуникативные задатки и определяют успешность усвоения коммуникативной деятельностью. В структуру коммуникативных способностей входят основные (гностические, экспрессивные и интеракционные способности) и дополнительные (общительность, эмпатия, социально-психологическая адаптация и развитие речи) компоненты.

Под коммуникативным расстройством м ы предполагаем психологические нарушения, которые влияют на социальные способности личности.

Нарушение коммуникативного поведения является первым признаком раннего детского аутизма (РДА). Аутизм - это задержка речевого развития, при котором отсутствует желание идти на контакт; происходит дефицит общения, интересы ограничены, недостаток невербального общения. Дети, относящиеся к этой категории, не хотят дружить со сверстниками, не разделяют их радостные чувства и увлечения, не сопереживают за друзей и близких. Обладают бесконечным стремлением упорядочивать все предметы. [3]

Одним из главных нарушений, которые препятствуют успешной адаптации при детском аутизме, является недостаток коммуникативных навыков. Недостаток коммуникативных навыков проявляется в виде дефектов речи или отсутствия разговорной речи. Дети, страдающие аутизмом, не являются инициаторами разговора, не поддерживают его. [6] Развитие коммуникативных способностей у детей с аутизмом с каждым годом становится все важнее не только потому, что необходимо включать эту категорию детей в сферу дошкольного, школьного образования, но и в связи с недостаточностью научно обоснованных психологических условий.

Изучение коммуникации человека и его способностей велось в педагогической психологии и в специальной психологии. О.С. Никольская, Л.Г. Нуриева, В.М. Башина, С.А. Морозов, С.С. Морозова, отводят должное внимание данной теме. Стоит отметить труды и зарубежных исследователей. Большое значение имеют Работы Л. Каннера, Ганс Аспергера. Ими была разработана характеристика особенностей речи и общения детей с аутизмом, но в то же время, можно найти нюансы диагностических методик, которые позволяют оценить уровень готовности коммуникативных навыков ребенка, разработаны отдельные методические приемы, которые направлены на развитие речи, нежели на коммуникативное развитие. [5]

У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) навыки коммуникации не сформированы. Они не осознают, что только при общении возможно чего-то добиться. Выполняя задание самостоятельно, расстраиваются, если это не получается. При аутизме, очень важно знать особенности коммуникации этих детей, так как нарушения в развитии вызваны социальным дефицитом. [2,7]

Так какие же признаки позволяют, как можно раньше диагностировать у ребенка коммуникативные расстройства?

Не смотря на трудности в коммуникации, дети с РАС налаживают контакт с окружающими, но делают это своими методами и средствами. Прежде всего, ребенок с РАС обращается к хорошо знакомым ему людям, к тем, кто выполняет привычные функции в его жизни, помогает в элементарных навыках самообслуживания. Такой человек легко успокоит ребенка-аутиста при появлении у него тревоги, и это не обязательно родители. Для ребенка с РАС близкие те, кто удовлетворяет его потребности.

При разговоре с детьми, страдающими аутизмом, наблюдаются частые паузы. Это не означает, что ребенок не хочет продолжать разговор, ему необходимо время на размышление, следует говорить короткими предложениями. Аутисты не могут самостоятельно присоединяться к беседе, но при инициативе собеседника, вступают в контакт. При отсутствии разговора, можно наблюдать за поведением, действиями, ведь действия – это тоже коммуникация. [8,9] Таким образом, выявляя интересы и предпочтения ребенка. Дети с РАС охотно идут на контакт при поощрениях, например, при встрече угощать ребенка конфетой.

Только при установлении положительного устойчивого контакта между ребенком и педагогом, следует переходить к методам формирования коммуникативных навыков.

Список используемой литературы.

Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: метод. пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошк. и шк. общеобразоват. и спец. (корректирующих) учреждений / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О.С. Аршатская. М.: Полиграф Сервис, 2003. 231 с.

Аутизм. Определение и диагностика.// Богдашина О.Б. Донецк: ООО Лебедь, 1999. 112 с.

Аутичный ребенок. Пути помощи. // Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Теревинф, 2000. - (Особый ребенок). - 336 с.

Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. // Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. М.: Просвещение, 1989. - 95с.

Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления.// Лебединская К.С., Никольская О.С. М.: Просвещение, 1991. 96 с.

Как жить с аутизмом? / Ш. Коэн пер. с англ. И. Костина. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2008. - 240 с.

От теоретического понимания к педагогическому воздействию. / Т. Питерс – М.: ВЛАДОС, 2003. – 413 с.

10. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. - 318 с.

ВЕБИНАР: Дислексия, дисграфия, дискалькулия у детей школьного возраста: методы нейропсихологической диагностики и коррекции

ВЕБИНАР: Медиация в дошкольных учреждениях: специфика и технология работы

ВЕБИНАР: Песочная терапия Юнга в работе с детьми и подростками

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Особенности коммуникации детей с РАС

/module/item/name

В большинстве случаев сложности с коммуникацией, которые ассоциируются с аутизмом, возникают очень рано, задолго до того, как начинает развиваться речь в обычном понимании.

ВЕБИНАР: Психологическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями развития (аутизм, ДЦП, глубокая интеллектуальная недостаточность)

Согласно исследованиям Эми Клина, приблизительно 25–30 % детей с аутизмом перестают произносить звуки или даже целые слова к 2 годам. Возможно, эти дети только повторяли звуки, которые слышали от родителей, из мультиков или игрушек. Некоторые дети теряют не только ранее приобретенные речевые, но и социальные навыки. Например, нередко родители детей с РАС рассказывают, что в возрасте примерно до 2 лет их малыш довольно много общался, у него были первые слова, но затем произошла остановка в развитии речи или даже потеря навыков.

У некоторых детей с РАС слова и выражения звучат не для того, чтобы вступить в диалог, а являются повторением услышанных ранее фрагментов речи (например, высказываний других людей, фраз из рекламы, мультфильмов, знакомых стихов или рассказов). Это называется эхолалия, и она часто не является коммуникацией.

Также могут возникать трудности в развитии невербальной коммуникации (например, ребенок не смотрит на собеседника, использует меньше жестов или не использует их вовсе, с трудом интерпретирует жесты и выражения лиц других людей). Некоторые дети с аутизмом могут хорошо произносить звуки, но при этом говорят слишком тихо или слишком громко. Ребенку с аутизмом может быть крайне трудно начать диалог, продолжить общение, подобрать слова, сформулировать мысль, поделиться эмоциями.

Ранее мы отмечали, что у типично развивающихся детей формирование разных коммуникативных функций происходит в процессе общения. Детям с РАС для их развития нередко может понадобиться специальная помощь. Например, ребенок успешно просит объекты/активности, используя слова или картинки, но при этом для выражения протеста пока использует более незрелые формы общения – крик или плач. Другим примером могут быть трудности с ответами на вопросы, которые нередко возникают у людей с РАС (многие дети с большей вероятностью повторят вопрос, нежели ответят на него). У некоторых детей с аутизмом возникают значительные трудности с использованием местоимений и предлогов.

Серьезные дефициты в области коммуникации у детей с РАС приводят к фрустрации и нежелательному поведению (когда ребенок не может выразить свое желание или нежелание, он злится, может бросить предмет или ударить человека). Если не научить ребенка тому, как вежливо привлекать внимание других людей, он будет делать это доступными ему способами: капризами, протестом и истериками.

Снизить уровень тревоги и фрустрации можно, обучив ребенка альтернативным способам коммуникации – при помощи картинок или жестов. Однако ребенку важно дать понять, что коммуникация должна быть взаимной, а для этого ему нужна дополнительная мотивация.

Ключевое условие успешной коммуникации – умение говорить по очереди, которое также нередко приходится отрабатывать на примере различных ситуаций. Необходимо научить ребенка вести вежливую взаимную беседу, а не утомлять собеседника вопросами или бесконечными монологами.

Дети, испытывающие трудности в общении, могут уходить от социальных ситуаций или использовать социально неприемлемое (часто очень эффективное) поведение, чтобы донести свои мысли до других. Осознание подобных сложностей и использование стратегий поддержки и развития рецептивного и экспрессивного языка помогут снизить уровень тревоги и поддержать устойчивое эмоциональное состояние ребенка.

Как эффективно общаться с ребенком с РАС

Как можно улучшить взаимодействие с ребенком с РАС:

Проведение оценки коммуникации

Чтобы эффективно подобрать задачи по развитию коммуникации у ребенка с РАС, необходимо провести оценку. Важно определить, что ребенок уже умеет, какие навыки находятся на стадии формирования, затем расставить приоритеты и определиться с целями. У каждого ребенка они будут разные – в зависимости от уровня и возраста.

Одним из методов, позволяющих оценить уровень развития коммуникативных навыков, является матрица общения/коммуникации.

Матрица коммуникации – это инструмент оценки, разработанный в помощь профессионалам и членам семей, сопровождающим людей с серьезными нарушениями в общении. Матрица описывает все типы коммуникации: досимволическую (жесты, движения тела, звуки, направление взгляда и выражение лица), вербальную (речь), а также ее альтернативные формы (системы изображений, электронные устройства, системы голосового вывода, шрифт Брайля, жестовый язык и трехмерные символы).

Матрица делит коммуникацию на семь уровней, которые соответствуют типичным этапам освоения коммуникативных навыков. Она позволяет оценить и спланировать дальнейшие шаги по развитию коммуникации.

Оценивая экспрессивные языковые навыки, наблюдаем за ребенком и отмечаем, как он попросит любимую игрушку, мультфильм. Как просит почитать книгу, поиграть в игры. Как сообщает о боли, говорит о своих нуждах, проявляет чувства. Как привлекает внимание, отказывается от нелюбимой еды или визита в гости – и так далее.

Основные отличия в составе первого и второго опросников заключаются в следующем. Первый опросник оценивает лексикон (в том числе звукоподражания) – понимание и говорение, жесты, действия. Второй опросник оценивает лексикон (в том числе звукоподражания) – только говорение; морфологию (в том числе ненормативные формы); синтаксис (двусловные и многословные высказывания).

Для детей с аутизмом также используются различные логопедические тесты и опросники. Специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) проводят оценку речи, уровня навыков понимания языка, а также звуковой имитации.

Альтернативная и аугментативная (дополнительная) коммуникация (ААК)

На сегодняшний момент исследования показывают, что использование ААК не может навредить ребенку и затормозить развитие вербальной речи, так как это лишь дополнительная поддержка коммуникации. При правильном использовании дополнительных средств ребенок все равно слышит обращенную к нему речь и начинает понимать ее, что является важным шагом на пути развития коммуникации.
Альтернативная коммуникация (система коммуникации, замещающая речь) необходима людям, у которых речь затруднена, неразборчива, есть физические ограничения в использовании голоса.

Дополнительная коммуникация (аугментативная) может быть использована совместно с вербальной речью. Вербальная речь – это самый быстрый и простой способ передать информацию. Она быстро вытеснит дополнительную коммуникацию, как только ребенок почувствует, что может с ее помощью получать желаемое, комментировать, задавать вопросы.

В большинстве случаев у ребенка с РАС нет никаких физических ограничений, затрудняющих использование речи. Есть дети, которые длительное время могут использовать вербальную речь только в очень ограниченном объеме, и для них ААК будет оставаться единственным способом самовыражения.

Различают несколько категорий ААК:

  • Первая категория – без использования технических средств: жестовый̆ язык, язык тела, при этом никакие дополнительные устройства не используются.
  • Вторая категория – низкотехнологичные устройства (неэлектронные): картинки, написанные слова, конкретные предметы.
  • Третья категория – высокотехнологичные устройства: смартфон, планшет, в который установлены специальные программы. На сегодняшний день в России широко используются приложения JABtalk, LetMeTalk, Говори Молча и другие.

Самые эффективные способы обучения ребенка с аутизмом навыкам коммуникации опираются, как правило, на визуальное восприятие, поскольку это сильная сторона многих людей с РАС. Данные способы обучения подразумевают большое количество практики, когда ребенок пользуется либо своими руками, например для жестового языка, либо какими-то внешними устройствами (например, коммуникативной доской, системой PECS).

По статистике аутизм встречается у каждого 160-го человека. Соответственно, вероятность встретить ребенка с РАС достаточно высока для каждого из нас.


Вокруг детей с аутизмом "ходит" множество различных мифов: они гениальны, великолепно считают в уме, любят собирать кубик Рубика и, конечно же, совершено не желают общаться. Вспомним типичные образы людей с аутизмом из кинематографа: Раймонд ("Человека дождя"), Шон (фильм "Хороший доктор"), Шелдон ("Теория большого взрыва"). Они гениальны, холодны, но, несмотря на это, чрезвычайно обаятельны.

Однако реальность несколько отличается от тех образов, что транслирует нам мировой кинематограф. Люди с диагнозом аутизм разные, не менее разные, чем все остальные. У каждого из них свои интересы, свои особенности взаимодействия и поведения, сильные и слабые стороны. И это касается не только взрослых людей, но и детей с аутизмом. И прежде чем понять, что за ребенок перед вами, необходимо вступить с ним в контакт.

Аутизм у детей. Особенности развития

Многие дети с аутизмом имеют ряд особенностей сенсорного восприятия (зрительная, слуховая, тактильная и другая информация от органов чувств):

  • повышенная или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам окружающего мира;
  • склонность к "застреванию" на некоторых, порой неожиданных вещах, когда все внимание ребенка сосредоточено на каком-то действии и он длительно занимается им;
  • сложности в установлении и удержании зрительного контакта с другим человеком.

Среднестатистическому ребенку с аутизмом более комфортно взаимодействовать с предметами, а не с людьми. Но не потому что они не хотят общаться! Для ребенка с РАС, человек – непредсказуемый "объект" с которым сложно установить контакт. Некоторым детям бывает трудно долго фиксировать внимание на человеческой мимике или взгляде. И только если "объект" чем-то интересен и привлекателен для ребенка с аутизмом – он обратит на него внимание.


Обзор

Автор
Редакторы


Спонсором приза зрительских симпатий выступил медико-генетический центр Genotek.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий) [2], и, по данным Соединенных Штатов Америки за 2014 год, оно диагностируется у одного из 59 детей [3]. В России распространенность составляет один случай на 100 детей, но официальный диагноз получают гораздо меньшее количество людей [1]. РАС диагностируется во всех расовых, этнических и социально-экономических группах, в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек [4]. На данный момент причины болезни не известны, но предполагается, что оно возникает вследствие сложного взаимодействия между генетическими, эпигенетическими и экологическими факторами [5], [6] (рис. 1).

Причины РАС

Рисунок 1. Причины РАС

Симптомы

Расстройство аутистического спектра часто характеризуется проблемами в социальных, коммуникативных и интеллектуальных способностях пациентов. В зависимости от возраста и интеллекта, у детей с аутизмом заметна различная степень дефицита коммуникации. Эти дефициты проявляются в речевых задержках, монотонной речи, эхолалии (неконтролируемом автоматическом повторении слов, услышанных в чужой речи), а также варьируют от плохого понимания до полного отсутствия устной речи. Невербальная коммуникация также нарушена и может включать трудности в установлении зрительного контакта, сложности в понимании выражений лица и жестов. Еще одной важной особенностью людей с РАС является дефицит социально-эмоциональной взаимности (рис. 2) [7].

Симптоматика РАС

Рисунок 2. Симптоматика РАС

Проще говоря, дети с расстройством аутистического спектра не интересуются общением с людьми, плохо их понимают, любят придерживаться различных ритуалов, склонны к повторяющимся движениям тела, могут иметь языковые проблемы и задержки в интеллектуальном развитии. Различные симптомы приводят к значительному ухудшению во многих областях адаптивного функционирования. Одновременно с этим, дети с РАС часто имеют и множество сильных сторон: усидчивость, внимание к деталям, хорошая зрительная и механическая память, склонность к однообразной работе, что может быть полезно в некоторых профессиях.

История заболевания

В 1967 году психиатр Бруно Беттельгейм писал, что аутизм не имеет органической основы, но является результатом воспитания матерей, которые сознательно или бессознательно не хотели своих детей, что в свою очередь приводило к сдержанности в отношениях с ними. Он утверждал, что основной причиной заболевания было отрицательное родительское отношение к младенцам на критических ранних стадиях их психологического развития [10].

Ученые, которые внесли свой вклад в учение о расстройствах аутистического спектра

Рисунок 3. Ученые, которые внесли свой вклад в учение о расстройствах аутистического спектра

Связь РАС и вакцин

Рисунок 4. Фрагмент рисунка о связи РАС и вакцин

Причины РАС

Точная причина расстройства аутистического спектра (РАС) в настоящее время неизвестна. Оно может возникать в результате генетической предрасположенности, экологических или неизвестных факторов, то есть РАС не является этиологически однородным. Вероятно, существует множество подтипов РАС, каждый из которых имеет различное происхождение.

Генетика

Предполагается, развитие РАС во многом связано с влиянием генетических факторов. В поддержку генетики как причины можно добавить результаты исследований, показывающие, что РАС чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, что, скорее всего, вызвано генетическими различиями, связанных с Y-хромосомой [14]. В пользу теории говорят также исследования близнецов с РАС, которые определили показатели конкордантности (конкордантность — наличие определённого признака у обоих близнецов) для монозиготных (60–90%) и дизиготных (0–10%) близнецов [15]. Высокая конкордантность в парах монозиготных близнецов и существенно более низкая конкордантность в парах дизиготных близнецов свидетельствуют о значительной роли генетических факторов. В исследовании, проведенном в 2011 году, почти 20% младенцев со старшим биологическим братом с РАС также имели РАС, а если таких старших братьев было несколько, то вероятность иметь диагноз РАС была еще выше [16].

Генетические нарушения, ассоциированные с РАС

Рисунок 5. Генетические нарушения, ассоциированные с РАС

Нейробиологические факторы

Генетические аномалии могут приводить к аномальным механизмам развития мозга, что в свою очередь приводит к его структурным и функциональным, а также когнитивным и нейробиологическим нарушениям. Нейробиологические различия, связанные с диагнозом РАС, включают структурные и функциональные патологии головного мозга, в том числе:

  • увеличенное серое вещество в лобной и височной долях [25];
  • уменьшенное белое вещество по сравнению с серым веществом в подростковом возрасте [26];
  • анатомические и функциональные различия в мозжечке и лимбической системе [26].

Исследователи в 2018 году обнаружили, что мальчики с РАС имеют меньшую фрактальную размерность (мера структурной сложности объекта) в правой части мозжечка, чем здоровые дети [27].

Некоторые исследования сосредоточены на гипотезе о том, что нарушенные взаимодействия между областями мозга являются главной причиной развития РАС [28], в то время как другие исследователи изучают молекулярные причины, такие как нарушения работы определенных типов нейронов (например, зеркальных нейронов) или нарушения нейротрансмиссии (передачи сигнала между нейронами) [29].

Другие причины

Все больше и больше исследователей пишут об экологических причинах, которые могут вносить свой вклад в аутизм. В исследованиях был выявлен ряд потенциально опасных веществ, которые могут быть связаны с развитием РАС: свинец, полихлорированные дифенилы (ПХД), инсектициды, автомобильные выхлопы, углеводороды и антипирены [25], однако пока ни для одного из этих веществ не было доказано наличие триггерного влияния на возникновение РАС.

Также возрастает интерес к роли иммунной системы в этиологии болезни. В июне 2018 сообщили, что 11,25% детей с РАС имеют пищевые аллергии, что значительно выше, чем 4,25% детей, страдающих аллергией без данного диагноза, что можно добавить к растущему набору доказательств, указывающих на иммунологическую дисфункцию, как возможный фактор риска для РАС [30].

Также недавно выходили исследования, которые связывали недостатки в диете беременных матерей и наличие повышенного уровня пестицидов в крови, с наличием диагноза РАС у их детей [31–33].

Диагностика

Осматривать ребенка с задержками развития должен врач с целью найти причину задержки развития. Если ребенок проявляет какие-либо симптомы расстройства аутистического спектра, то его, скорее всего, направят к специалистам для консультации, к примеру, к детскому психиатру, детскому психологу, педиатрическому неврологу.

Для правильного диагностирования надо учитывать полную историю пациента, физический осмотр, неврологическое обследование и прямую оценку социального, языкового и когнитивного развития ребенка. Необходимо предоставить достаточное время для стандартизированных интервью родителей относительно текущих проблем и истории поведения, а также структурированного наблюдения за социальным и коммуникативным поведением, игрой.

В августе 2018 года исследователи сообщили о различиях в экспрессии генов бактерий в ротовой области, которые могут отличать детей с РАС от их здоровых сверстников. Исследование предполагает, что нарушения микробиома ЖКТ, ранее выявленные у детей с РАС, могут распространяться на рот и горло [35].

Исследователи из Медицинской школы Университета Миссури и Центра аутизма и неврологических расстройств им. М. У. Томпсона в июне 2018 года выявили связь между дисбалансом нейромедиаторов и характеристикой соединений между регионами мозга, которые играют роль в социальной коммуникации и языке. В исследовании было описано два теста, которые могли бы привести к более точному лечению [36].

Лечение

Лечение, используемое в 60-х и 70-х годах, состояло из приема ЛСД, применения электрического тока и жесткого контроля поведения больного, которое часто включало боль и наказания. Только в 80-х и 90-х годах врачи начали внедрять более современные методы лечения детей с аутизмом, такие как поведенческая терапия с упором на положительное подкрепление и обучение под постоянным контролем [9].

Сегодня лечение может включать в себя как психотерапию, так и медикаментозное лечение. Многие люди с аутизмом имеют дополнительные симптомы, такие, как нарушение сна, судороги и проблемы с ЖКТ. Лечение этих симптомов может улучшить внимание пациентов, их обучение и связанное с этим поведение. Некоторые лекарства, используемые для других состояний, помогают с определенными симптомами: антипсихотики (рисперидон и арипипразол), антидепрессанты, стимуляторы, противосудорожные препараты [37]. Сейчас рисперидон и арипипразол являются единственными лекарствами, одобренными FDA (Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, США) для симптомов, связанных с расстройствами аутистического спектра, с учетом раздражительности, часто наблюдаемой при этом диагнозе. Дети и подростки с расстройством аутистического спектра, по-видимому, более восприимчивы к побочным эффектам при использовании лекарств, поэтому рекомендуется использование небольших доз [38].

Среди немедикаментозного лечения в настоящее время используют прикладной анализ поведения, когнитивно-поведенческую терапию, обучение социальным навыкам, сенсорную интеграционную терапию, трудотерапию, логопедию [35].

Читайте также: