Рекреационные ресурсы калмыкии кратко

Обновлено: 05.07.2024

от 8 июня 2018 года N 161

Об утверждении Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Республике Калмыкия на 2019 - 2025 годы

В целях развития внутреннего и въездного туризма в Республике Калмыкия и создания положительного имиджа республики как региона, благоприятного для развития туризма приказываю:

Утвердить прилагаемую Концепцию развития внутреннего и въездного туризма в Республике Калмыкия на период 2019 - 2025 годы.

Заместитель министра
культуры и туризма
Республики Калмыкия
Н.САНДЖИЕВ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ НА ПЕРИОД 2019 - 2025 ГОДЫ

I. Обоснование соответствия целей Концепции развития туризма в Республике Калмыкия приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Калмыкия

Задача региональной политики, выдвинутая в Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, состоит в поиске и поддержке сфер, отраслей, предприятий, обладающих социально-экономическим потенциалом и способных обеспечить качественный прирост производительности труда. К приоритетным направления развития Республики Калмыкия отнесено развитие туристического, санаторно-оздоровительного и культурно-досугового бизнеса.

Целью Концепции развития туризма в Республике Калмыкия (далее - Концепция) является определение приоритетных направлений развития и формирование инфраструктуры туристской отрасли в Республике Калмыкия, а также маркетинговой и информационно-коммуникационной среды для роста объемов услуг сферы туризма.

На сегодняшний день Федеральным агентством по туризму в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева разработана Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)" (далее - Концепция ФЦП). В Концепции ФЦП сказано, что именно туризм вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого социально-экономического развития и социальной стабильности, что эта отрасль важна для развития малых и средних форм бизнеса, создания рабочих мест, также туризм способствует развитию самозанятости населения.

Как отмечено в Концепции ФЦП, наибольший эффект в реализации мероприятий по развитию туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации, повышению качества туристских услуг и продвижению туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках достигается при наличии системных мер государственной поддержки.

Концепция развития туризма в Республике Калмыкия разрабатывается в качестве продолжения основных идей Концепции ФЦП и будет направлена на решение следующих задач:

1. Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристского кластера на территории Республики Калмыкия.

2. Продвижение туристских продуктов Республики Калмыкия и повышение информированности о нем на мировом и внутреннем туристских рынках.

3. Стимулирование предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки.

4. Развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма.

5. Развитие межрегионального сотрудничества.

II. Анализ состояния сферы туризма в Республике Калмыкия, в том числе в сравнении с регионами Южного федерального округа и Российской Федерации (за период с 2008 года по 2016 год)

Выгодное географическое положение, этнокультурное многообразие, наличие уникальных природных ресурсов и заповедных мест определяют в перспективе опережающее развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Калмыкия и превращение его в одну из базовых отраслей специализации региона.

По официальным данным органа государственной статистики республику ежегодно посещает более 65 тысяч человек. В последние годы, благодаря продвижению региона на международной туристской выставке "Интурмаркет" (2016, 2017 и 2018 годы), на официальных сайтах Минкультуры России и Ростуризма, трансляции ряда передач о Калмыкии на 4 центральных телевизионных каналах и в сети Интернет республика все более привлекательна для туристов и экскурсантов.

Предварительная маркетинговая оценка туристской сферы Республики Калмыкия выявила следующие конкурентные преимущества регионального туристского продукта:

специфика регионального туристского продукта, связанная с культурой и религией коренного населения;

невысокая, по сравнению с традиционными туристско-рекреационными центрами Юга России - Черноморским побережьем и Кавказскими Минеральными Водами, - стоимость оказываемых услуг в сфере размещения, питания, транспортных и экскурсионных услуг.

Имеющийся спектр туристских ресурсов Республики Калмыкия создает возможности развивать следующие виды туризма: культурнопознавательный, экологический, сельский, паломнический, оздоровительный (медицинский). В Калмыкии также существует значительный потенциал для развития отдельных направлений активного отдыха - пешеходного, конного, велотуризма, охоты и рыбалки, фотоохоты, водного, парусного, экстремального туризма и других видов.

Основными туристскими "брендами" Республики Калмыкия можно по праву назвать: самый большой в Европе буддийский храм Центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" (высота 64 м), калмыцкое мраморное мясо, тюльпаны, "лотосы Каспия", шахматы и единственный в мире Шахматный городок "Сити-Чесс", построенный в связи с проведением в Элисте XXXIII Всемирной Шахматной Олимпиады в 1998 г. Основные направления государственного управления в сфере туризма на современном этапе связаны с мерами по созданию объектов туристского показа и объектов инфраструктуры автотуристских кластеров, поскольку через Калмыкию пролегают кратчайшие автомобильные, воздушные и железнодорожные пути, соединяющие Кавказ с Нижним Поволжьем и центром России.

В целях повышения заинтересованности предпринимательского сообщества приняты меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования отрасли. В целях создания благоприятных условий для развития туристской индустрии в июне 2015 года внесены изменения в Закон Республики Калмыкия от 17 февраля 2006 г. N 257-III-З "О государственной поддержке туристской деятельности в Республике Калмыкия" в части определения основных мер государственной поддержки отрасли.

возмещение затрат на приобретение кибиток, амуниции для лошадей и верблюдов, изготовление национальных костюмов;

компенсацию затрат субъектам туристской деятельности по проведению работ классификации гостиниц и других средств размещения;

выделение грантов на реализацию проектов в сфере туризма;

компенсацию затрат на рекламно-информационное продвижение турпродукта.

В настоящее время проводится законотворческая работа по предоставлению налоговых преференций субъектам туристской индустрии, в соответствии с действующим законодательством.

Несмотря на очевидные позитивные тенденции последних лет и высокий туристский потенциал, Республика Калмыкия занимает незначительное место на российском туристском рынке. На ее долю приходится лишь малая часть туристского потока, основную массу которого составляют экскурсанты одного дня из близлежащих регионов. Кроме того, значительная часть туристских групп приобретает туры в соседних регионах, куда входит экскурсия по республике. Также, туристские потоки в республике имеют сезонный характер, неравномерное территориальное распределение: туристские объекты, пользующиеся популярностью у туристов расположены на территории города Элисты. Водные ресурсы Лаганского и Юстинского районов Республики Калмыкия на сегодняшний день используются исключительно в летний период. В остальных районах республики, несмотря на имеющийся потенциал, деятельность в сфере туризма не развита.

Согласно официальной статистике по основным показателям туристской сферы Республика Калмыкия уступает регионам Южного федерального округа.


Ключевые слова: Республика Калмыкия, буддизм, туризм.

Туризм — постоянно развивающаяся отрасль экономики, имеющая значительную роль в формировании ВВП и новых рабочих мест.

Республика Калмыкия обладает туристическим потенциалом, который, к сожалению так и не востребован. Историко-культурное наследие дает возможность развить сферу туризма и улучшить экономическое состояние республики.

Республика Калмыкия — это субъект Российской Федерации, относится к Южно-федеральному округу. Граничит с Республикой Дагестан на юге, с Волгоградской областью на северо-западе, с Ростовской областью на западе, с Астраханской областью на востоке и на юго-западе со Ставропольским краем.От Элисты до Москвы — 1153 км. Климат республики благоприятный: континентальный, зима умеренно холодная, а лето жаркое и сухое. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. население Республики Калмыкия составило 289 481 человек, из которых 55,9 % проживают в селе.

Столицей республики является буддийский город Элиста, который за последние года значительно прогрессировал, были построены новые здания, места досуга, торговли и общественного питания. В Элисте имеется международный аэропорт федерального значения. В столицу республики можно добраться самолетом, поездом или автобусом. В Республике Калмыкия имеется свой национальный язык — калмыцкий, но языком межнационального общения в Калмыкии является русский.

Важнейшим мероприятием в Республике Калмыкия является традиционный Фестиваль тюльпанов, который проходит в конце апреля, в момент пика цветения любимого растения республики. Здесь туристы могут оценить калмыцкую кухню, насладиться горловым пением, ознакомиться с уникальными образцами калмыцкого музыкального и танцевального фольклора, посмотреть на традиционные виды спорта калмыков. Также на фестивале будут организованы стойбища с верблюдами, овцами и лошадьми калмыцких пород. Гости степной республики смогут приобрести сувенирную продукцию, созданную мастерами декоративно-прикладного искусства Калмыкии.

Охотничий туризм стал одним из приоритетных направлений развития туризма в степной республике. По официальным данным, только в России около 18 млн. человек имеют охотничьи билеты, являются членами охотничьих обществ. Это огромный потенциал, который нам нужно использовать, ведь степная республика — это уникальное место для любителей поохотиться и порыбачить. В Калмыкию можно приехать охотиться на дикую утку, кабанов и волков. На протяжении нескольких лет Никита Михалков, Сергей Ястржембский, Анатолий Куликов приезжают на охоту в республику.

SWOT-анализ туристско-рекреационного комплекса Республики Калмыкия

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Выгодное географическое положение республики, природно-климатические условия.

2. Наличие самобытного культурно-исторического потенциала.

3. Ярко выраженный буддийский колорит на территории Европы.

4. Стабильная геополитическая и экологическая ситуация в республике.

5. Благоприятный инвестиционный климат.

6. Законодательная база, регулирующая развитие отрасли.

7. Реализация региональной целевой программы в сфере туризма

1. Общая социально-экономическая нестабильность, приводящая к скачкообразному падению и поляризации спроса и предложения.

2. Использование устаревших туристских технологий.

3. Недостаточная развитость инфраструктуры туризма (средства размещения, транспортная, дорожная инфраструктура и т. д.).

4. Низкий процент доли туризма в ВРП.

5. Преобладание выездного туризма над въездным и внутренним

Возможности (О)

Угрозы (Т)

1. Наличие незанятого трудоспособного населения и возможность вовлечения его в сферу деятельности.

2. Создание и развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

3. Строительство новых объектов и производств.

4. Обеспечение качества и безопасности предоставляемых услуг

1. Несвоевременное финансирование из бюджетов различных уровней.

2. Ухудшение экологической ситуации.

3. Монополизация рынка туристических услуг крупными туроператорами, что приведет к сворачиванию деятельности субъектов туризма республики

В настоящее время ресурсы туризма Республики Калмыкия больше 19 природными объектами на 1,1 тыс. га, 15 охотничьих хозяйств. На территории степной республики находится больше 200 объектов историко-культурного наследия, в их число входят 195 памятников истории, 7 памятников архитектуры, 2 памятника монументального искусства.

Среди объектов индустрии туризма 50 гостиниц с количеством мест для расселения более 2000. На территории республики имеется более 100 объектов общественного питания с различными кухнями, в том числе калмыцкой. Более 50 мест, предоставляющих культурно-развлекательные услуги (музеи, театры, кинотеатры, боулинг, бильярд, детские игровые комплексы и т. д.), 573 сооружения, связанные со спортом, из них 465 находятся в сельской местности.

Республика Калмыкия имеет установленную материальную базу туристского комплекса, с довольно развитыми транспортными и торговыми сетями, средствами коммуникации, традиционными центрами народных промыслов, наличием резервов трудовых ресурсов.

Калмыки — носители необыкновенной культуры, в связи с этим развитие этнического туризма является перспективным, если рассматривать также развитие экологического туризма в степных просторах республики.

Уровень привлекательности республики повышается. Изучение и анализ позволяет судить о том, что туристические возможности региона за последние года увеличились.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что туризм является приоритетным направлением экономического развития Республики Калмыкия, потенциал которой так и не использован до конца.

Основные термины (генерируются автоматически): Калмыкия, республика, степная республика, Элиста, буддийский храм, Россия, историко-культурное наследие, общественное питание, одинокий тополь, уникальное место.

В Элисте насчитывается 90 объектов общественного питания (рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные) с разнообразными кухнями (калмыцкая, русская, кавказская, европейская, восточная). Общее количество объектов, оказывающих услуги культурно-развлекательного характера (боулинг, бильярд, детские игровые комплексы, букмекерские конторы и т.д.) – 55 ед. В районах республики представлены данные по 12 объектам общественного питания.

На территории Калмыкии находится 573 спортивных сооружения, из них 14 – в федеральной собственности, 29 – в республиканской собственности, 530 – в муниципальной собственности. В сельской местности находится 465 спортивных сооружений.

На территории республики представлены данные по 35 коллективным средствам размещения, из них 24 — в районах республики, 11 — в г. Элиста.

Информация предоставлена Министерством культуры и туризма Республики Калмыкия

Файл:Культурный сезон. Калмыкия.webm

'> Воспроизвести медиафайл

Туризм в Калмыкии — отрасль экономики Калмыкии, часть туризма в России. Калмыкия имеет условия для развития туризма, но её туристский потенциал не раскрыт в полной мере. Историческое наследие, географическое положение и природные ресурсы создают предпосылки для развития культурно-познавательного, религиозного, экологического, конного, спортивного и других видов туризма [1] .

Читайте также: