Феминистское движение в сша в 1960 х гг кратко

Обновлено: 02.07.2024

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Journal of Women's History Guide to Periodical Literature. Bloomington-Indianapolis, 1992.
2. Women's America: Refocusing the Past. New York-Oxford, 1995.
3. History of Women Suffrage. New York, 1881-1902. Vol. 1-4; New York, 1922. Vol. 5, 6.
4. Ahhott E. Women in Industry: A Study in American Economic History. New York, 1910.
5. Beard M. R. America Through Women's Eyes. New York, 1933.
6. Benson M. E. Women in Eighteenth-Century America: A Study of Opinion and Social Usage. New York, 1935.
7. KraditorA. S. The Ideas of the Women Suffrage Movement, 1890-1920. New York, 1965.
8. Riegel R. E. American Feminists. Lawrence (Kan.), 1963.

Вторая волна феминизма - 1960-1990: радикальный поворот

вторая волна феминизма - 1960-1990: радикальный поворот

Основными целями движения 60-х были:

• Право на аборт.
В 50-е и 60-е годы, множество женщин, желающих прервать беременность, шли на нелегальный аборт (часто в условиях антисанитарии). Те, у кого были какие-то сбережения, ехали в Мексику, где аборты были разрешены (хотя антисанитария процветала). Было очень много смертей и несчастных случаев. После 15 лет борьбы, к 1975 право принимать решение по поводу беременности (включая право на аборт) стало законодательно закрепленным правом в целом ряде штатов, включая Нью-Йорк.

Вторая волна, зародившись в Америке, пустила круги по всему миру, заражая, вдохновляя, провоцируя. Книги, написанные в тот период, навсегда останутся классикой женского движения. Поколение 60-х было, несомненно, самым радикальным, и их феминизм тоже стал самым радикальным из феминизмов.

Результаты второй волны

И да, и нет. С одной стороны, пресечение явной, открытой дискриминации – это важнейшее дело. Ведь государственная политика распространяется на деятельность не только госучреждений и крупных компаний, но и на деятельность школ, вузов и СМИ. А это значит, что в университетах были созданы реальные системы сдерживания и контроля *а преподавателей, СМИ стали более информированными и осторожными, в случае надобности приглашая реальных экспертов-женщин (а не псевдо-экспертов с кухонными мнениями), в школах стали преподавать историю по материалам, в которых хоть иногда упоминается о достижениях и жертвах великих женщин-героинь и обычных женщин, матерей и жен.

Ключевые слова: США; СУФРАЖИЗМ; ФЕМИНИЗМ; ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА; USA; SUFFRAGISM; FEMINISM; POLITICAL RIGHTS.

В США в ходе революции 1775-1783 гг. в 1776 году была принята Декларация независимости, но в ней не прописывались политические права женщин, то есть избирать и быть избранными [2].

Впервые, вопрос о правах женщин на политическом уровне был поднят в 1776 году, Эбигейл Смит Адамс.

В США своё отражение нашел либеральный феминизм. Идеями либерального феминизма во вторую половину XIX века интересовались представительницы высших и средних слоев населения. Их основная цель заключалась в изменении жизни женщин всех социальных слоев в лучшую сторону посредством законодательных реформ.

В 1848 году в городе Сенека-Фоллз Элизабет Кэди Стэнтон и Лукреции Лотт прошла конференция, где феминистки подняли вопрос о правах женщин. После этого в США начались волнения. Они расширяли свои ряды, присоединили к себе движение за трезвость, движение в защиту инвалидов, движение утопического социализма, аболиционистское движение и другие. Увеличение состава способствовало подключить к этому протесту женщин многих городов США [3, с. 129]. Элизабет Кэди Стэнтон, была ярой феминисткой, всячески пыталась радикально решить проблему. Она высказывалась негативно о мужчинах, подчеркивая, что у них нет таких средств, которые бы позволили им отнимать у женщин их права.

Так же в отличие от Элизабет Кэди Стэнтон, с ее радикальными намерениями появились представительницы с менее радикальными взглядами, как Люси Стоун и Джулия Уор Хоу. Ими в 1866 году была основана Американская ассоциация равных прав, которая всеми силами хотела добиться избирательного права для женщин [4]. Л. Стоун и Д. Хоу были уверены, что, добившись избирательного права, женщины без каких-либо трудностей смогут решить остальные проблемы.

Вопрос о равных правах женщин и мужчин своего пика достиг в 1860-е гг. начали появляться новые организации. Появилось еще одно новое понятие, как суфражизм. Суфражизм — это политическое направление феминизма, то есть движение женщин за равные политические права с мужчинами. В отличие от феминизма, который отстаивает права женщин в разных направлениях и политических, и социальных и др. С появлением данного направления и началась история отстаивания женщинами в США свих политических прав.

В 1890 году в США была создана Национальная американская ассоциация за избирательные права женщин. Теперь женщины напрямую могли голосовать, тем самым участвуя, в политической деятельности США. В 1869 году об этом объявил Вайоминг, в 1893-м – Колорадо, в 1896-м – Айдахо и Юта [5, с. 74].

В 1900-е гг. они подготовили законодательные поправки в Конституцию США. Это стало их самым большим продвижением вперед, к своей цели. В 1920 году женщины получили активное избирательное право, была введена 19 поправка в конституцию 1787 года [6].

Но когда началась Вторая Мировая война, про этот вопрос опять забыли. Как не пробовали женщины участвовать в делах государства, их ставили на второй план. По этой причине в 1960-е гг. начали возобновляться претензии в сторону правительства в ограничении женщин. Только к 1970-му году ситуация стала улучшаться, американкам дали больше возможностей участвовать в политической жизни, решать важные вопросы государства [7].

В 80-е гг. женщин стали признавать полноценными политическими субъектами. При президенте США Билле Клинтоне, женщины стали активно принимать участие в государственных делах. Этот вопрос стала освещать пресса, женщины стали занимать крупные посты на политической арене. Так большое значение в политической жизни имела и имеет до сих пор Хиллари Клинтон, ее кандидатуру буквально год назад выдвигали на пост президента США [8].

Движение феминизма, то есть борьба женщин за равные с мужчинами права развивалась достаточно интенсивно. Как правило, правительство подтверждало угнетенное положение женщины в обществе нормативными актами, тем самым вызывая ярость теоретиков феминизма. В конце XVIII происходит зарождение недовольства женщин по отношению государства к ним и их правам. Но уже рьяное сопротивление начали осуществлять только в XIX – первой половине XX вв., это первая волна феминизма. Эту стадию можно характеризовать, как борьбу за достижение юридических прав женщин наравне с мужчинами. Вторая волна феминизма начинается в 60-х годах XX в. – борьба за фактическое равенство женщин и мужчин. Акцент на свободу, автономию женской личности. Теперь женщины готовы были не только голосовать, но и быть избранными. Третья волна начинается с 90-х гг. XX века, суть которой заключается в том, что в обществе не должно присутствовать определение по половой принадлежности.

Вложенные файлы: 1 файл

Феминистское движение в США в гг.doc

Феминистское движение в США во 2-ой пол. 20 в.

Первая волна феминистического движения, формально, юридически достигнув своей цели (право голоса), утихла к началу 20-го века. Начавшаяся в 1960-е годы новая волна массового женского движения, не ограничившись формально-юридическим равноправием, произвела своего рода социокультурную революцию в Америке, подорвав патриархатную систему ценностей, социальных практик и институтов. Под влиянием феминистской политики, направленной на изменение властных отношений в обществе, оказались все сферы публичной и частной жизни. Государственная гендерная политика переходит от "политики равных прав" (достижение суфражисток) к обеспечению равных социальных возможностей для женщин и мужчин.

Возрождению женского движения послужили: борьба за гражданские права негритянского населения США, левое студенческое движение Запада в целом, кампания против войны во Вьетнаме. Немалую роль сыграли социально-экономические и научные изменения в западном обществе в середине ХХ века: 1) изобретение эффективных средств контрацепции, предоставившее женщине контроль над репродуктивной функцией; 2) значительное повышение женской трудовой занятости; 3) увеличение числа женщин в сфере высшего образования.

Характеристика движения 2-ой волны

Как вторичные производные женского движения возникали течения женского гомосексуализма, движения против порнографии и др.

Средства массовой информации

Помимо практической, активистской и политической деятельности, вторая волна феминизма сформировала широкий теоретический дискурс: в различных сферах гуманитарных наук возникли исследования, базирующиеся на критике культуры патриархата. Критике подверглись политика, культура, экономика, социальные, семейные, сексуальные отношения, психоанализ и т. д. Уникальным открытием феминистской теоретической мысли стало осознание того, что социальная политика неразрывно связана с приватной сферой: классический лозунг второй волны феминизма - "Личное значит политическое" ("Personal is political").

Феминистское движение в 60-70-х годах разбудили поборники за гражданские права. Здесь заявили о себе в основном представительницы среднего класса, окрилившы его не тем мятежному духу, который зажег в шестидесятых годах многие молодые с той же социального слоя. Сексуальная революция 60-х, обусловлена ​​изобретением и распространением контрацептивных таблеток, стала не менее важным фактором в развитии этого движения.

Законодательные реформы также привели к новым изменениям. Анализируя законопроект о гражданских правах, консерваторы в 1964 году надеялись повредить его утверждению, выдвинув поправку, запрещающую дискриминацию по полу и расе. Однако поправку одобрили, а за ней и закон, из-за чего женщины получили признание.

Читайте также: