История создания доширака кратко

Обновлено: 04.07.2024

Японское изобретение, которое некогда спасло послевоенную страну, спустя годы стало лучшим другом студентов и валютой в тюрьмах.

В 2017 году по всему миру съели больше ста миллиардов порций лапши быстрого приготовления. Это 13 порций на каждого жителя планеты. Продукт создавался как спасательный круг для голодающей послевоенной Японии, но со временем стал неотъемлемой частью культуры студенческой жизни благодаря простоте и дешевизне.

Ноутбук, скоростные поезда, караоке и VHS-кассеты — это лишь несколько изобретений, которые создали в Японии в 20-м веке. Большую роль среди них играет и лапша быстрого приготовления, которая до сих пор контролирует около 5% мирового рынка продаж. На родине блюда его подают примерно 5,5 миллиарда раз ежегодно, а наибольшую популярность лапша заработала в Китае и Индонезии.

Отследить появление пшеничной лапши в Японии можно до 1880 года, когда китайские производители привезли в страну рамэн. Это блюдо представляет собой лапшу с бульоном и небольшими кусочками мяса или тофу. С годами рецепт менялся, закрепляясь в японской культуре. Всё изменилось во время Второй мировой войны, когда большую часть дорожной инфраструктуры Японии разрушило бомбардировками — страну захватил голод.

Как показало время, гуманитарная катастрофа сделала из неудавшегося бизнесмена Момофуку Андо героя. Уроженец Тайваня под властью Японии, он заработал миллионы на продаже запчастей в период войны, а затем всё потерял. В 1948 году его отправили в тюрьму на два года за мошенничество, а затем он встал во главе банка, который позже развалился. Андо не отступил — он решительно хотел вернуть утраченные средства и восстановить репутацию.

Момофуку Андо (в центре) в поздние годы жизни в музее лапши быстрого приготовления в Осака. Фото Getty

Через десять лет после окончания войны к будущему изобретателю обратились с предложением выполнить правительственный заказ. Власти не знали, как подтолкнуть японцев есть больше еды с добавлением пшеничной муки — ключевого продукта, который США поставляли в страну в рамках гуманитарной помощи.

Вернувшись в цивилизацию, бизнесмен представил нечто похожее на тот вид лапши быстрого приготовления, которую можно встретить почти в каждом магазине по всему миру. Изначально продукт могли позволить себе только зажиточные граждане, но затем он завоевал повсеместную популярность. С тех пор в Японии построили три музея, посвящённых лапше быстрого приготовления. Самый большой и новый открыла в Иокогаме компания Nissin, основанная Андо.

Как вскоре понял Андо, преимущество его изобретения не только в скорости приготовления, но и в универсальности. В блюдо можно добавить десятки дополнительных ингредиентов, чтобы привлечь внимание иностранных покупателей. Где-то предпочитают лапшу с базиликом и оливковым ароматом, а жителям другой страны хочется морепродуктов. К примеру, в Мексике лапшу едят с традиционным соусом сальса и долькой лайма.

В Японии вокруг изобретения Андо сформировалось большое сообщество, и, как у каждого сообщества, у него есть звёздные участники. Тосио Ямамото (Toshio Yamamoto), более известный фанатам как Ton Tan Tin, считается на родине самым известным обозревателем лапши быстрого приготовления. Фанат блюда с детства, он работал инженером, но в какой-то момент его блог стал приносить доход и позволил уволиться с постоянной работы.

Отчасти это связано с условиями жизни в китайских городах — в поисках работы в мегаполисы приезжают миллионы людей, ищущих перспективы. Не у всех достаточно денег, чтобы позволить себе комфортное жильё, поэтому они селятся в комнатах в общежитиях с общей кухней. В таких условиях стандартная готовка требует гораздо больше времени и терпения, поэтому многие обращаются к лапше быстрого приготовления, а затем так же быстро собираются на работу.

Несмотря на всеобъемлющую популярность, изобретение Андо постепенно теряет аудиторию. В 2017 году мировые продажи лапши быстрого приготовления упали на 16%, в том числе из-за социальных перемен в Китае. Как говорит исследователь в области броматологии (наука о пищевых продуктах) Мэн Сухэ (Meng Suhe), снижение популярности лапши отражает внутренние изменения её главного потребителя.

Некогда британец Киран Дули (Kieran Dooley) провёл эксперимент с целью узнать, что происходит с организмом при постоянном употреблении лапши быстрого приготовления. Он снимал свой опыт на камеру, за 30 дней сбросив 11 килограммов. Как вспоминал студент, он регулярно испытывал перепады настроения и раздражался. За это время он старался не употреблять ничего кроме лапши, но один раз позволил себе пропустить три стакана пива в пабе.

Выпуск шоу о тюремном быте, где рассказывается о десяти блюдах с использованием лапши быстрого приготовления

Эта тенденция произошла после урезания федерального бюджета исправительных учреждений: больше 2,2 миллиона заключённых в тюрьмах США (рекордное число по всем странам мира) в той или иной степени столкнулись со снижением ежедневного пайка. Пострадало и качество продуктов, на которое давно жаловались осуждённые. В поиске решения многие обратились к лапше быстрого приготовления, продаваемой в тюремных кафе.

В остальное время Марте следит за рационом. Во время одного из тюремных обследований врачи сообщили ему, что из-за критически высокого уровня холестерина он рискует умереть от инфаркта в течение пяти лет. Мужчину приговорили к семи годам заключения, поэтому он отказался от вредной пищи и занялся спортом. После освобождения Марте открыл спортзал.

На тюремном кладбище нет имён, только номера. Я не хотел умереть внутри системы. Я видел, как другие умирали. Это довольно грустно. Зачастую родственники даже не приходят [на могилу].


Однако эти бренды во многих странах вообще не представлены, несмотря на то, что сама лапша в разных видах пользуется большой популярностью под общепринятым международным названием для лапши быстрого приготовления – Инстант Рамен. Однако не так многие слышали про историю ее создания. А она тем не менее очень увлекательна.

Кто же придумал лапшу рамен быстрого приготовления?

Истоки создания человечеством лапши быстрого приготовления лежат в средневековом Китае. Достаточно экономически благоприятная ситуация в стране, создала толчок для разработки новых вкусов и ароматов еды. Этот процесс не обошел и традиционное блюдо китайцев – лапшу.

Юи экспериментировал с лапшой, и придумал сначала обжаривать ее в масле, потом сушить, чтобы он смог хранить ее дольше и варить лапшу в воде позже, прямо перед подачей на стол. Если быть точным, то эта лапша не была быстрого приготовления, а скорее длительного хранения, если бы не один побочный эффект обжарки в масле, а точнее — это возможность есть ее сырой, хрустя как современными чипсами. В этом плане это действительно был один из первых фаст – фудов. Но, надо отдать должное Бинджоу, он первый начал обжаривать в масле сам продукт, а именно эта технология легла в основу создания лапши быстрого приготовления в будущем. И, тем не менее, лапша Е-фу, была продуктом, ускоренного приготовления, ведь для ее приготовления прямо перед подачей на стол, не нужно было замешивать и раскатывать тесто, тянуть саму лапшу, перед ее варкой, а просто бросить в кипящую воду и сварить.

Да, для жителя 21 века, это уже не быстро, а тогда это было революцией. Но еще четыре века потребовалось для создания продукта, действительно быстрого приготовления. И тут инициатива создания переходит уже в Японию.


В 1945 году, после капитуляции Японии, Андо находился в своем родном городе Осака. Смотря на последствия разрушения нелегко было оставаться оптимистичным. Воздушные атаки нанесли большой ущерб городу, было разрушено огромное количество зданий, включая два офисных здания и завод, которые были построены им самим. Именно в то время, прогуливаясь по городу он видел людей, которые выстраиваются в очередь у самодельных стендов Рамен и терпеливо ждут.

В течение года он пытался придумать подходящий способ высушивания лапши, однако ничего не получалось. Приготовленная лапша в результате не имела ни нужной текстуры, ни вкуса. Говорят, что практически случайно он опустил немного лапши в горячее масло, которое его жена подготовила для приближающегося ужина. Результат получился превосходным: лапша при этом метода не только высушивалась, но и в дополнение становилась слегка пористой. Это давало желанный эффект при размачивании впоследствии горячей водой.

Момофуку Андо к тому времени было 48. Его карьера приобрела неожиданный поворот: он стал изобретателем и производителем блюда, ставшего впоследствии символом вдохновения для Японии. Наконец он мог почувствовать какое-то искупление за мучившую его ответственность перед разорившимися вкладчиками. Японская индустрия стремительно развивалась, и лапша пришлась очень кстати для того чтобы накормить небогатый класс рабочих.


Во время рабочей поездки в Америку в 1966 году, Андо заметил что заведующие супермаркетом, продававшего его лапшу используют в качестве посуды вымытые одноразовые пенопластовые стаканчики из под кофе. Они использовали их просто потому что другой посуды не было, однако Андо пришло в голову, что это отличная идея для усовершенствования его продукта. Последующая разработка заняла целых 5 лет.


Впоследствии Андо так же разработал специальную лапшу для космонавтов, которую можно было употреблять в невесомости, которая не расплескивалась благодаря густому бульону и не нуждалась в горячей воде, благодаря миниатюрной лапше.

В настоящее время лапша пользуется очень большой популярностью во всем мире как еда для студентов у которых вечно мало денег и которые к тому же толком не умеют готовить. Продажи растворимой лапши по всему миру составляют более 94 миллиардов штук в год.


В городе Якогама в Японии есть музей посвященный изобретению Андо, который был построен в 1994 году. На его территории был создан полно размерный макет улицы Токио времен 1958 года — года изобретения лапши.

А в Нью-Йорке в 2004 году был даже открыт ресторан лапши Рамен под названием Момофуку Нудл Бар, который стал одним из самых модных заведений года. Очередь на бронь столов туда растягивалась на месяцы наперед.

Технология производства лапши быстрого приготовления состоит из нескольких этапов: замешивания теста из муки особых сортов пшеницы, изготовления тонких макарон, термической обработки паром, сушки, жарки, и последнего этапа – расфасовки.

Комплексные линии по производству лапши быстрого приготовления позволяют полностью автоматизировать процесс приготовления лапши от стадии замеса теста до упаковки готовой продукции.

Китай. Ухань, Хубэй. 14 мая. Производство лапши быстрого приготовления. (EPA/ИТАР-ТАСС/SHEPHERD ZHOU)

Китай. Ухань, Хубэй. 14 мая. Производство лапши быстрого приготовления. (EPA/ИТАР-ТАСС/SHEPHERD ZHOU)

Следующий этап процесс варки и формовки. В паровом туннеле лапша проходит термическую обработку при температуре 95-1000`С. Затем нарезается и формируется на установленные размеры. Параметры контролируются инфракрасными лучами.

Жарка и сушка проводятся так же на специальном оборудовании. Оно состоит из основного корпуса, теплообменника, помпы циркуляции масла, фильтров и емкости для масла. Жарка в пальмовом масле при температуре 140-1500`С позволяет быстро выпарить лишнюю влагу.

Далее в охладительном туннеле готовая лапша потоком воздуха охлаждается до нормальной температуры и подается на упаковку.
Процесс упаковки контролируется инфракрасными лучами. Лапша автоматически пакуется. Оборудование позволяет изготовить и упаковать лапшу разного размера и веса.


А я вам напомню еще Историю создания крабовых палочек и какое Самое знаменитое сало в мире

Знакомьтесь , Момофуко Андо - японский изобретатель, которому мир обязан появлением лапши быстрого приготовления.


Наш герой родился в 1910 году и рос на Тайване, тогда это была территория оккупированная Японией. Он окончил Школу Экономики Университета в Киоте. В бизнесе его путь был очень контрастным: каждое успешное начинание заканчивалось провалом. В первый раз он был осужден за неуплату налогов, второй раз обанкротился из-за выплаты по долгам компании, куда был приглашен в Совет директоров.

Голодные очереди и желание всех накормить.


1948 год. В Японии голод. Страна проигравшая войну, пережившая атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки стояла в огромных очередях за едой. Как позже, вспоминал наше герой, правительство призывало есть хлеб из американской пшеницы, которую присылали в качестве гуманитарной помощи американцы.

Но, ведь более привычной для японцев была бы лапша, а вовсе не хлеб. Но мощности послевоенной Японии не могли обеспечить лапшой всю страну. Так впервые Андо Момофуко и пришла идея создания лапши быстрого приготовления.

На тот момент уже была придумана сухая лапша, которая могла храниться долго (это сделали китайцы много много столетий назад). Речь шла о создании быстрого и питательного блюда, которое должно быть ещё и вкусным.

Оставшиеся после банкротства средства японский изобретатель направляет на создание небольшой лаборатории и расходных материалов. Помещение располагалось во дворе его дома: из "лабораторного оборудования" были: машинка для приготовления яичной лапши и котелок.


Чего только Андо не делал с этой лапшой. Результат был нулевым. Продукт либо оказывался безвкусным, либо бесформенным и сильно разваренным. И каким-то образом изобретатель решил добавить в свою сухую лапшу немного бульона из садовой лейки (сегодня мы делаем это из чайника). Бульон впитался и после он решил обжарить лапшу и высушить. Так получился первый знаменитый брикет сухой лапши.

Но, как решать проблему с ярким и насыщенным вкусом?

Первые брикеты лапши появились в магазинах Японии в 1958 году. Их производила, созданная Андо компания Nissin Food Products. Нам сейчас в это сложно поверить, но стоило блюдо очень дорого. Но уже через год цены упали. И изобретатель оказался максимально близок к своим главным целям - разбогатеть и накормить людей быстро и недорого.


Почему сначала быстрорастворимая лапша была только куриной?

Потому, что Андо Момофуко быстро понял, что для него "маловат" рынок Японии и нужно выходить на другие страны. В Индии не стали бы есть говядину, на Ближнем Востоке - свинину. Так что, куриная лапша - это такой маркетинговый компромисс.

Еще один прорыв случился в начале 70-х. Что могло сделать и без того привлекательный продукт еще более желанным. Японец придумал специальную водонепроницаемую чашу из пенополистирола. То есть никуда не перекладываем, ничего потом не моем. Экономим.

Мировой успех "Доширака" лапши в цифрах

В 1997 году была создана ассоциация лапши быстрого приготовления. На тот момент заводы компании Nissin Food Products работали по всему миру: в США, Перу, Венгрии и Германии.


По данным специального саммита этой ассоциации ежегодно в мире продается порядка 65,5 млрд упаковок такой лапши.. Несколько лет назад в Японии проводили опрос населения - главным изобретением подавляющее большинство респондентов назвали не суперсовременных роботов и компьютеры, а именно Доширак.


Что про "Доширак" думают медики?

Считается, что лапша быстрого приготовления крайне вредна. В чём только её не обвиняют, мол, и рак вызывает, и сосуды портит и сердцу вредит и желудку. Правда, как всегда, где-то по середине. Так, учёные Сибирского государственного университета пришли к выводу, что:

В основе "Доширак" лежит пшеничная мука: пользы, конечно, в ней мало, но и особой опасности она не представляет. При переработке зерна в ней уменьшается количество клетчатки и витаминов. Доцент кафедры органической химии и технологии органических веществ факультета химических технологий Сибирского государственного университета Елена Семиченко отметила, что в тех количествах, в которых различные вещества содержатся в лапше, они не приносят организму вреда. Однако питаться только ей крайне не рекомендуется.

Сам изобретатель Момофуко Андо дожил до 97 лет, и на вопрос о секрете долголетия отвечал (не сложно догадаться) я долго живу потому, что ему свою лапшу.

Изобретатель постоянно повторял : "Во всём мире наступит мир, когда люди перестанут испытывать проблемы с голодом"

В мире ежегодно съедается около сотни миллиардов порций лапши быстрого приготовления. Большая часть порций приходится на азиатские страны, при этом в топ-20 по потреблению стабильно находится и Россия — у нас лапшу едят чаще, чем в других европейских странах. В 2000 году японцы назвали быстрозавариваемую лапшу самым важным продуктом, созданным в их стране, — при том, что именно в Японии придумали, например, караоке, аудиоплееры и компакт-диски.



Лапша быстрого приготовления в XXI веке — это интернациональное блюдо студентов, офисных работников и вахтовиков, одиноких молодых людей. Коробки и чашки с лапшой уже по традиции берут собой в поезда путешественники в разных странах.

Создателем лапши быстрого приготовления считается Момофуку Андо — японский изобретатель тайваньского происхождения, основатель компании Nissin. Идея создания быстрозавариваемой лапши пришла к Андо в августе 1945, после окончания Второй Мировой. Предприниматель наблюдал за жителями разрушенного войной города Осаки, которые выстроились в огромные очереди за миской рамена — популярного в Японии традиционного блюда.

Андо поразило, через какие трудности готовы пройти люди во время кризиса, чтобы получить миску с лапшой, и он решил, что однажды придумает способ быстро и дешево накормить тысячи голодных людей.

От этого решения до появления рецепта лапши быстрого приготовления прошло 13 лет — за эти годы Момофуку Андо потерял бизнес по производству одежды и отсидел два года в тюрьме за уклонение от налогов. После тюрьмы Андо решил наконец реализовать свою идею по созданию быстрой и дешевой лапши и занялся разработкой рецепта.

Перед Андо стояла сложная задача — нужно было высушить готовую лапшу так, чтобы ее потом можно было долго хранить и быстро готовить. Решение появилось лишь спустя месяцы проб и ошибок: предприниматель наблюдал за тем, как его жена готовит темпуру (японский способ обжарки овощей и мяса в кляре) и понял, что лапшу можно быстро обжарить в масле, затем высушить и упаковать.



Второй этап становления блюда произошел в 1971 году, когда Андо решил продавать лапшу в пенопластовых чашках, которые выступала и в роли упаковки для хранения, и в роли посуды. Теперь после приготовления лапши даже не надо было мыть миску. Cup Noodles стали революцией в сфере питания и вышли на международный рынок.



В конце XX века лапша быстрого приготовления прочно обосновалась на полках всех продуктовых магазинов большинства стран мира. Главным источником роста индустрии стали развивающиеся страны: дешевая, простая в приготовлении, хранении и транспортировке еда идеально подходила для рабочих, которым часто приходилось жить в бытовках и маленьких квартирах без удобной кухни. Еще лапша вошла в рацион студентов, многим из которых приходилось питаться в условиях ограниченного бюджета.



Последние десять лет в мире, как мы уже говорили, ежегодно съедают около 100 миллиардов упаковок лапши быстрого приготовления. Большая часть рынка поделена между компаниями японского, корейского и китайского происхождения, но в некоторых странах пользуются успехом локальные бренды.





Всемирная популярность instant noodles не могла не отразиться в массовой культуре — особенно японской. Чашка с лапшой стала атрибутом творческих личностей и отаку. А узнаваемая упаковка Cup Noodles регулярно появляется в аниме и видеоиграх.



Отдельного упоминания заслуживает японская реклама быстрого рамена: ее создатели стараются переплюнуть друг друга в креативности, не боясь скатиться в откровенный абсурд.


Часто для рекламы лапши приглашают знаменитостей, используют известных вымышленных персонажей.


Еще один хит интернета — видео, где лапшу применяют в качестве универсального строительного материала.


Наконец, в Японии есть музей, посвященный лапше быстрого приготовления, где фанаты этого блюда могут увидеть огромное количество упаковок разных годов, а также приготовить и попробовать собственный рамен.

Читайте также: