Рекреационные ресурсы европы кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • Что такое туризм.
  • Факторы, влияющие на развитие туризма.
  • Значение туризма для развития мирового хозяйства.
  • Виды туризма.
  • Пространственная структура международного туризма.
  • Зарубежная Европа – основной туристический центр мира.

Туризм (франц. touriste. От tour – прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха. (Энциклопедический словарь).
Международный туризм – один из ведущих, высокодоходных и наиболее динамичных секторов мирового хозяйства (Приложение 1. Слайды 6-7).
За исключительно высокие темпы роста этой отрасли экономики ее часто называют феноменом второй половины 20 века. В 2000 году Всемирная туристская организация (ВТО) зарегистрировала свыше 700 млн. международных туристских прибытий в мире, в 28 раз больше, чем в 1950 году. (Приложение 1. Слайд 9).

2. Факторы, влияющие на развитие международного туризма, подробно исследовали Н.С.Мироненко, Ю.Д.Дмитревский, А.Ю.Александрова и другие экономико-географы.

Факторы, влияющие на развитие туризма (Приложение 1. Слайд 10)

Общий уровень развития страны, структура ее хозяйства, качество жизни, социально-профессиональный состав общества, его образовательный уровень, степень урбанизированности и мобильности населения, политическая стабильность в регионе и др.

Количество и качество природных и культурно-исторических ресурсов, включая объекты Всемирного наследия человечества.

Уровень развития производственной и социальной инфраструктуры.

Средства размещения – гостиницы, кемпинги, туристские базы и др.

Это изменения, происходящие в психологии человека, его отношение к своей личности, к другим людям и их социальным группам, а так же к окружающей среде.

3. Со своей стороны и международный туризм вносит весомый, с каждым годом возрастающий вклад в развитие мировой экономики. Его значение не ограничивается прямым экономическим эффектом. Оно выходит за рамки туристского сектора, оказывая заметное влияние на весь хозяйственный организм и нередко выступая катализатором социально-экономического развития в регионе. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% – мировых потребительских расходов, 5% – всех налоговых поступлений и треть – мировой торговли услугами.

Значение туризма для развития мирового хозяйства (Приложение 1. Слайд 17)

В 1950-1960-х гг. мировые годовые поступления от туризма не превышали 10 млрд. долл., в 2000 г. – 476 млрд. долл., а в 2006 г. достигли 730 млрд. долл. Это значит, что они составляют довольно значительную долю в общем мировом экспорте и тем более экспорте услуг.

Она обеспечивает занятость каждого десятого работника в мире. В таких развитых странах, как США, Германия, Франция, Великобритания, в этом секторе экономики трудится больше людей, чем в автомобильной, электронной, текстильной промышленности и сельском хозяйстве вместе взятых.

4. (Приложение 1. Слайд 8). Благодаря усилиям специалистов разных научных профилей, и в том числе географов (из отечественных ученых – Н.С.Мироненко, И.В.Зорина, В.А.Квартального, В.С.Преображенского), а также сотрудники ВТО многие сложные терминологические и классификационные вопросы туристской проблематики в той или иной мере удалось решить. Однако вопрос о видах туризма по-прежнему остается запутанным; существуют различные его трактовки. Вашему вниманию представлена одна из них.

5. (Приложение 1. Слайд 21). Региональное распределение международных туристских потоков в главных чертах сложилось давно. Сначала массовых туристских обменов по настоящее время на мировом рынке туризма заметно выделяется Европа. Этот регион пользуется большой популярностью у самих европейцев, а также жителей США и Канады. Вторую позицию долгие годы прочно удерживает Америка. Европа и Америка, прежде всего Северная, являются ключевыми туристскими регионами. На них приходится четыре пятых всех прибытий в мире. В 21 веке территориальная структура МТ будет меняться при сохранении прежних тенденций развития. По прогнозам ВТО на 2020 год, Европа удержит доминирующие позиции на рынке туризма 717 млн. прибытий. Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место (438 млн. прибытий). Америка, переместившись на ступень ниже, будет замыкать тройку лидеров (284 млн. прибытий).

6. (Приложение 1. Слайд 22) Зарубежная Европа – основной туристский центр Европы.

Доля Европы в международном туризме превышает 60 %. Самая посещаемая туристская страна Европы и мира – Франция. Она принимает каждого пятого отдыхающего на старом континенте, в основном из стран ЕС. Наиболее интенсивный туристский обмен существует с Германией, Великобританией и странами Бенилюкс. Кроме Франции, главными принимающими странами Европы являются Испания и Италия. Вместе они ежегодно регистрируют свыше 80 млн. прибытий преимущественно на купально-пляжный сезон. Основная часть туристских потоков в Европе генерируется Германией и Великобританией. В меньшей мере, но также активны французы и датчане. США являются единственной неевропейской страной среди первых десяти туристообразующих стран для Европы.

(Приложение 1. Слайд 23) Такой высокий уровень развития туризма можно объяснить рядом предпосылок:

1. (Приложение 1. Слайд 24) Благоприятные природно-рекреационные условия. К их числу относятся:

– благоприятный климат;
– изрезанность береговой линии;
– густая речная сеть;
– мозаичность ландшафтов;
– разнообразное сочетание пейзажей;

2. (Приложение 1. Слайд 25) Богатство истории, высокий уровень культуры, образования, мозаичность национального и религиозного состава.

3. (Приложение 1. Слайд 26) Страны высокого социально-экономического уровня развития:

– растущие доходы населения;
– высокая урбанизация;
– наличие инфраструктуры.

Теперь рассмотрим международные туристские потоки в Европе (Приложение 1. Слайд 30).
Внутрирегиональный туризм в Европе дает подавляющую часть всех туристских прибытий – около 90%, и только 10% приходится на прибытия туристов в Европу из других регионов мира. Внутрирегиональный характер туризма в Европе выражен ярче, чем в других регионах мира. Большое число государств на относительно малой территории, между которыми существуют тесные экономические и этнические связи, превосходная сеть наземных транспортных коммуникаций, упрощение туристских формальностей при большом разнообразии природных рекреационных ресурсов и культурно-исторических достопримечательностей и развитой инфраструктуры – все это способствует интенсивному внутриевропейскому туристскому обмену. На его долю приходится более половины всех прибытий в Европу.

Основные виды туризма в Европ (Приложение 1. Слайд 31)

1. (Приложение 1. Слайд 32) Приморский тип туризма:

Главный туристический центр Европы, который принимает самое большое количество туристов.

– Лазурный берег (Ницца, Канны, др.);
– Побережье Эгейского моря (Греция);
– Итальянская Ривьера;

Б) Черноморское побережье Болгарии и Румынии (Золотые пески, Варна, Солнечный берег).

В) Побережье Балтийского моря:

– Сопот (Польша);
– Кюлунборг (ФРГ);
– Сен-Мало (Франция);
– Брайтон (Великобритания)

Среди районов горного туризма в Европе и в мире, несомненно, первое место принадлежит Альпам, которые ежегодно посещают 100-150 млн. человек. В первую очередь это, конечно, район зимнего горнолыжного спорта, но немало туристов приезжают сюда и летом. Страны, находящиеся в этом регионе, получают доходы от туризма, которые составляют до 12% ВВП этих стран.

– Карпаты;
– Судеты;
– Родопы.

Европейские страны привлекают туристов и достопримечательностями своих городов. По количеству объектов Всемирного культурного наследия зарубежная Европа занимает первое место среди регионов мира. Наибольшее их число находится на территории таких стран, как Италия, Франция, Испания, Великобритания, Австрия, Греция, Чехия, Словакия. (Приложение 1. Слайд 35)

ІІ. Домашнее задание:

1). Составить описание туристического маршрута по желанию (устно или в виде презентаций, по группам).
2). На контурной карте обозначить рекреационные зоны мира (условные обозначения на карте произвольные).

Самый крупный рынок туризма с целью отдыха и развлечений сложился в Европе. Особенно выделяются два ее субрегиона – Западный и Южный. На них приходится свыше 60 % всех туристских прибытий в регионе.

Внутрирегиональный характер туризма в Европе выражен ярче, чем в других регионах мира. Большое количество государств на относительно малой площади территории, между которыми существуют экономические, культурные и этнические связи, превосходная сеть наземных транспортных коммуникаций, упрощение туристских формальностей при большом разнообразии природных рекреационных ресурсов и культурно-исторических достопримечательностей и развитой туристской инфраструктуре – все способствует интенсивному внутриевропейскому туристскому обмену.

Природно-рекреационные ресурсы региона очень разнообразны. На территории Европы перемежаются низменные, холмистые и горные районы.

Среди гор преобладают средние по высоте, они не представляют непреодолимых преград для налаживания экономических связей и туристских поездок. Через горные перевалы проложены транспортные магистрали. Большая часть Европы расположена в умеренном климатическом поясе, лишь север Скандинавского полуострова – в арктическом поясе. Южная часть региона (Пиренейский, Апеннинский и Балканский полуострова) – в субтропическом климатическом поясе. В целом природно-климатические условия благоприятны для отдыха, особенно в приморских странах южной Европы, отличающихся обилием солнца и тепла.

Самая посещаемая туристская страна Европы и мира – Франция. Она принимает каждого пятого отдыхающего на старом континенте, в основном из стран ЕС. Наиболее интенсивный туристский обмен существует с Германией, Великобританией и странами Бенилюкс.

Кроме Франции, главными принимающими странами Европы являются Испания и Италия. Вместе они ежегодно регистрируют свыше 80 млн. прибытий преимущественно на купально-пляжный отдых. Основные въездные потоки формируются в странах Западной Европы. В Испании каждый пятый отдыхающий прибывает из Германии или Великобритании.

Среди видов туризма, получивших развитие в Европе, выделяются лечебно-оздоровительный, деловой, религиозный, образовательный, познавательный, круизный (морской, речной, озерный). Большинство путешествующих по Европе включает в свой отдых посещение различных развлекательных учреждений и мероприятий.

В мире большинство центров паломничества связаны с религией. В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др. Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к исходящей от них благодати.

Многие центры христианского паломничества связаны с именем Девы Марии. Ее культ особенно развит у католиков. Две трети из 6 тыс. святынь в Европе посвящены Богоматери. Широкие потоки пилигримов направляются в места явления образа Марии. Одно из таких чудес произошло в XIX веке в небольшом малопримечательном селе Лурд, что расположено на юге Франции. Сегодня Лурд – второе после Рима культовый центр по числу христиан-пилигримов (4,6 млн. человек в год).

Крупнейшим центром христианского паломничества, где можно поклониться сразу многим святыням, является Рим. Ежегодно его посещают 8 млн. христиан-богомольцев. В Вечном городе находятся всемирно известные соборы. В пределах Рима находится государство-город Ватикан – центр католической церкви, резиденция – Папы Римского. В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища культуры, в частности собор Святого Петра, поражающий своим величием и великолепием. Миллионы паломников стекаются сюда со всего мира. Вышеназванные христианские святыни не исчерпывают полного их перечня. Такого количества и разнообразия предметов и мест культового поклонения, как в христианстве, нет ни в одной другой религии мира.

Основные районы лечебно-оздоровительного туризма в Старом Свете находится в Центральной и Восточной Европе, а также Западной Европе. Бывшие социалистические страны имеют богатые традиции курортного дела, располагают широким спектром целебных природно-климатических ресурсов, используют современные эффективные методы профилактики заболеваний, лечения и реабилитации пациентов. Установив сравнительно низкие цены на курортное обслуживание при равно высоком терапевтическом эффекте, они получили конкурентное преимущество и контролируют большую долю европейского рынка лечебно-оздоровительного туризма.

Список европейских стран, лидирующих по туристским прибытиям на санаторно-курортное лечение, возглавляет Чехия. Самая крупная и известная чешская здравница – Карловы-Вары. По данным национальной туристской администрации Чехии, ежегодно ее посещают около 50 тыс. человек из более чем 70 стран мира для лечения и около 2 млн. экскурсантов.

Помимо вышеуказанного курорта, на территории Чехии находятся один из старейших в Европе курорт Теплице, первый в мире радоновый санаторный курорт Яхимов, курорт Марианске Лазне, где был открыт первый в Европе санаторий, специализирующийся на лечении детского паралича и др. (рисунок 5)

Главным конкурентом Чехии на европейском рынке лечебно-оздоровительного туризма является Венгрия. Ее по праву называют страной термальных бань. Около полумиллиона кубических метров термальных вод в сутки вытекает из природных источников и скважин, часть из них используется в медицине. В наши дни 22 города и 62 венгерских поселка имеют официально признанные лечебные источники.

Посещение бальнеологических курортов является одной из главных мотиваций путешествий в Венгрию. В 1998 г. каждый третий турист, прибывающий в эту страну, ехал на воды. Особенно популярны отдых и лечение на венгерских курортах у граждан Германии, США, Австрии, а также населения самой Венгрии. На долю этих четырех стран приходится свыше половины всех прибытий. Туристские потоки устремляются по двум направлениям: в Будапешт и на озеро Балатон.

Польша представлена на рынке лечебно-оздоровительного туризма бальнеологическими и климатическими курортами. Главные приморские бальнеологические и бальнеогрязевые курорты – Свиноуйсьце, Камень-Поморски, Колобжег – находятся на побережье Балтийского моря. Они менее известны, чем чешские и венгерские, и не могут пока составить им конкуренцию. Отсутствие должной рекламы, невысокий уровень медицинского обслуживания, а также холодное море – все это ограничивает возможности польских курортов.


Рисунок 5 – Туристско-рекреационные районы и основные туристско-экскурсионные центры Чехии

Горноклиматические курорты страны сосредоточены в горах Судеты и Карпаты. На восточном склоне Сондецких Бескид находится жемчужина польских курортов – г. Крыница. На протяжении столетий он известен в Европе благодаря своим минеральным водам и лечебным грязям, а в последнее время как важный горноклиматический и спортивный центр.

Помимо Чехии, Венгрии и Польши, лечебно-оздоровительный туризм развивается в Болгарии, Румынии и республиках бывшей Югославии. Эти страны имеют выход к теплым морям и предлагают в основном программы на курортах приморского климатического типа. Кроме того, в Хорватии открыто единственное в Европе месторождение нафталана – разновидности нефти, применяемой в медицине. Созданный на его базе курорт Иванич-Град принимает пациентов, страдающих заболеваниями кожи и опорно-двигательного аппарата.

Страны Западной Европы, несколько потесненные бывшими социалистическими государствами, отличают глубокие традиции курортного дела. Здесь расположены курорты мирового значения: Баден-Баден и Висбаден в Германии, Виши во Франции, Бат в Великобритании, Спа в Бельгии и т. д. Они становятся особенно популярны во второй половине XIX в., когда развиваются не только как места лечения, но и отдыха.

Подавляющая часть курортов Западной Европы сосредоточена в Германии, Австрии и Швейцарии. Они представлены в основном двумя типами: бальнеологическими и климатическими. В Германии, кроме уже упомянутых Баден-Бадена и Висбадена, наиболее известными бальнеологическими курортами являются Баденвейлер, Вильдбад и Байерсборн, расположенные у подножия горного массива варцвальд, Бад-Хомбург и Бадд-Наухайм – недалеко от Франкфурта-на-Майне, Ахен – на западе страны и др. Среди климатических курортов преобладают горные и лесные (Кведлинбург, Оберхов, Фюссен), а также приморские (Венгероге, Даме, Травемюнде, Хайлигенхавен, Фленсбург). Ежегодно курорты Германии принимают свыше 1 млн. человек (рисунок 6).


Рисунок 6 – Основные туристско-рекреационные центры Австрии, Германии, Швейцарии

Австрия по праву гордится своими многочисленными курортами. Самый известный из них – бальнеологический курорт Бадгастайн – находится на юге провинции Зальцбург, в долине реки Гастайн. Он создан на базе горячих радоновых источников. Кроме поездок на бальнеологические и климатические курорты, Австрия поощряет развитие приозерного лечебно-оздоровительного туризма. Ежегодно озера Аттрезе, Мондзе, Оссихер-Зе и Топлицзе привлекают около 1 млн. туристов. В целом, более 20 % всех туристских прибытий в страну осуществляются с лечебными целями.

Швейцария несколько уступает Германии и Австрии по числу курортов, но как направление лечебно-оздоровительного туризма она не менее популярна. Заслуженной славой у Швейцарцев и гостей из-за рубежа пользуются бальнеологические здравницы (Баден, Бад-Рагарц) и особенно горноклиматические курорты (Ароза, Давос, Санкт-Мориц, Церматт и др.). Швейцария одна из первых стала практиковать лечение травами. Здесь расположен крупный фитотерапевтический центр Кран-Монтана. В центре успешно лечат дерматоз, нарушения обмена веществ, диабет, заболевания суставов, расстройства нервной системы.

Испания, Португалия, Греция привлекают туристов своими климатическими приморскими курортами, которые больше известны как зоны отдыха и развлечений. В Северной Европе лечебно-оздоровительный туризм развит слабо. Выделяются приморские климатические курорты Дании и Нидерландов и приозерные курорты Норвегии, Финляндии, Швеции, но они имеют преимущественно внутреннее значение.

В пределах Европейского региона сформировались несколько рекреационных районов приморского отдыха. Главный из них – Средиземноморский. Из стран Средиземноморья по размаху туристской деятельности выделяются Испания, Италия, Франция, Греция. Главные районы международного туризма в Испании – побережье Средиземного моря, Канарские и Балеарские острова. Главный средиземноморский туристский район Франции – Лазурный берег (Французская Ривьера) с широко известными морскими курортами Ницца, Канн, Антиб. В Италии главный район средиземноморского туризма – Итальянская Ривьера, являющаяся продолжением французской, в Греции острова Эгейского моря.

В один из важнейших туристских районов Средиземноморья превратилось Адриатическое побережье Хорватии. Здесь находятся такие известные морские курорты, как Дубровник, Сплит. Все более популярными становятся средиземноморские курорты Турции. Самый известный из них Анталья.

Помимо средиземноморского в Европе сформировались еще два приморских туристских района. Один из них – на черноморском побережье. Здесь построены крупные курортные комплексы. В Румынии: Мамайя, Эфория (окрестности Костанцы); в Болгарии – Златни Пясыцы, Дружба, Албена (окрестности Варны), Слынчев Бряг, Несебыр (окрестности Бургаса); на Украине – побережье Крыма (Евпатория, Ялта), в России – Большие Сочи, Геленджик. Еще один приморский курортный район – побережье Северного и Балтийского морей. Здесь сложились десятки курортов: Сопот (Польша), Кюлунгборн (Германия), Брайтон и Борнемут (Великобритания), Сен-Мало (Франция).

Среди районов горного туризма первое место занимает Альпийский. Ежегодно его посещают до 150 млн. человек. Среди самых известных горно-спортивных и горно-климатических курортов: Шамони, Сен-Жерве (Франция), Давос (Швейцария), Кортина-д'Ампеццо (Италия), Инсбрук (Австрия). Второй крупный район горного туризма охватывает горы Центральной Европы – Карпаты, Судеты и Родопы. Самые известные здесь курорты: Оберхоф и Обервизенталь (ФРГ), Закопане (Польша), Штрбскерово (Болгария).

Сложились в Европе и районы озерного туризма – Озерный край в центральной Финляндии, Кашубское и Мазурское поозерья в Польше, Мекленбургское поозерье в ФРГ, озеро Балатон в Венгрии. В Альпах (Австрия, Швейцария, Италия) популярен отдых на горных озерах. Речной круизный туризм получил наибольшее развитие на Дунае, Рейне, Эльбе, Волге.


Цель занятия: изучить многообразие туристских центров Зарубежной Европы, а также выяснить причины высокого уровня развития туризма в данном регионе.

План занятия:

- Вспомнить географию Зарубежной Европы, а также субрегионы Европы.

- Изучить туристский потенциал Зарубежной Европы, выявить положительные качества туризма в регионе.

- Рассмотреть основные виды туризма Зарубежной Европы.

- Ответить на вопросы по пройденному материалу

- Ознакомиться и выполнить домашнее задание.

Для того, чтоб начать наш урок и мы могли погрузиться в мир туризма Зарубежной Европы, нужно вспомнить где располагается Европа, ее географические особенности.


Физическая карта Европы

Европа омывается Северным Ледовитым и Атлантическим океанами, а так же их морями. Около 730 тыс. км 2 составляет площадь островов.

Около 17% территории занимают горы (основные – Карпаты, Аппенины, Альпы, Урал, Пиренеи и горы Балканского и Скандинавского полуостровов), но большая часть территории преимущественно равнинная (большие равнины Парижский бассейн, Среднеевропейская, Восточно-Европейская, Нижнедунайская, Среднедунайская). [4] Действующие вулканы в Средиземноморье и в Исландии.

Климат, умеренный на большей части территории (на востоке континентальный с морозной и снежной зимой, на западе – океанический).

В Южной Европе – средиземноморский, на северных островах – арктический и субарктический.

Осо­бен­но­сти гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния:

1. Про­тя­жен­ность с се­ве­ра на юг (от о. Шпиц­бер­ге­на до о. Крит) - 5 тыс. км, а с за­па­да на во­сток - более чем 3 тыс. км.

2. Ре­льеф­ная "мо­за­ич­ность" ее тер­ри­то­рии: низ­мен­но­сти и воз­вы­шен­ные тер­ри­то­рии. Среди гор Ев­ро­пы боль­шин­ство сред­ней вы­со­ты. Гра­ни­цы про­хо­дят пре­иму­ще­ствен­но по таким при­род­ным ру­бе­жам, ко­то­рые не со­зда­ют пре­пят­ствий для транс­порт­ных свя­зей.

3. Вы­со­кая сте­пень из­ре­зан­но­сти бе­ре­го­вой линии.

4. При­мор­ское по­ло­же­ние боль­шин­ства стран. Сред­няя уда­лен­ность от моря - 300 км. В за­пад­ной части ре­ги­о­на нет места уда­лен­но­го от моря более чем на 480 км, в во­сточ­ной на 600 км.

5. "Глу­би­на" тер­ри­то­рии боль­шин­ства стран неве­ли­ка. Так в Бол­га­рии и Вен­грии нет места, ко­то­рые бы были уда­ле­ны от гра­ниц этих стран более чем на 115-120 км.

6. Со­сед­ское по­ло­же­ние, бла­го­при­ят­ное для ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов.

7. Вы­год­ное по­ло­же­ние в плане кон­так­тов с осталь­ным миров, т.к. на­хо­дит­ся на стыке с Азией и Аф­ри­кой, да­ле­ко вы­дви­ну­та в океан - "боль­шой по­лу­ост­ров Евра­зии".

8. Раз­но­об­ра­зие при­род­ных ре­сур­сов, но неком­плекс­ное раз­ме­ще­ние по стра­нам, мно­гие ме­сто­рож­де­ния в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни вы­ра­бо­та­ны.

Ев­ро­пу обыч­но делят на Се­вер­ную и Южную, За­пад­ную и Во­сточ­ную, это до­воль­но услов­но, тем более что здесь всту­па­ют в дей­ствие не толь­ко чисто гео­гра­фи­че­ские, но и по­ли­ти­че­ские фак­то­ры. [2]

Западная Европа

Северная Европа

Центрально-Восточная Европа

Субрегионы Европы (по классификации Всемирной туристской организации)

ЗАДАНИЕ: чтобы закрепить Ваши знания, поработайте с картой. Найдите данные государства на политической карте мира! УДАЧИ!

Надеюсь, Вы отлично поработали с картой и знаете, где располагаются государства Европы.

А следующий вопрос, который Вы должны изучить, это туристский потенциал Европы.

Региональное распределение международных туристских потоков в главных чертах сложилось давно. Сначала массовых туристских обменов по настоящее время на мировом рынке туризма заметно выделяется Европа. Этот регион пользуется большой популярностью у самих европейцев, а также жителей США и Канады. Вторую позицию долгие годы прочно удерживает Америка. Европа и Америка, прежде всего Северная, являются ключевыми туристскими регионами. На них приходится четыре пятых всех прибытий в мире. [5] В 21 веке территориальная структура МТ будет меняться при сохранении прежних тенденций развития. По прогнозам ВТО на 2020 год, Европа удержит доминирующие позиции на рынке туризма 717 млн. прибытий. Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место (438 млн. прибытий). Америка, переместившись на ступень ниже, будет замыкать тройку лидеров (284 млн. прибытий).

Зарубежная Европа – основной туристский центр мира.

Доля Европы в международном туризме превышает 60 %. Самая посещаемая туристская страна Европы и мира – Франция. Она принимает каждого пятого отдыхающего на старом континенте, в основном из стран ЕС. Наиболее интенсивный туристский обмен существует с Германией, Великобританией и странами Бенилюкс. Кроме Франции, главными принимающими странами Европы являются Испания и Италия. Вместе они ежегодно регистрируют свыше 80 млн. прибытий преимущественно на купально-пляжный сезон. Основная часть туристских потоков в Европе генерируется Германией и Великобританией. В меньшей мере, но также активны французы и датчане. [1]

Путешествия для европейского жителя стали одной из черт современной жизни. Экономическая и политическая стабильность, стремление государств к плотному сотрудничеству в разных областях только способствует этому. Огромным шагом вперед стало подписание Шенгенского договора, которое объединило в одну туристическую зону сразу 12 европейских стран – это Германия, Франция, Австрия, Бельгия, Испания, Италия и другие. Граждане стран Шенгена могут по одному своему паспорту посещать любую из других стран-участниц договора. Еще один шаг, который влияет положительно на частоту туристических поездок – это введение единой для всех денежной единицы евро.

Именно в Европе туристическая деятельность становится коммерческой. Уже к середине 19 столетия туристический бизнес из сферы редких элитарных курортов становится работой практически для всех слоев населения, а в некоторых странах это становится основным источником дохода.

ПОЧЕМУ ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ЕВРОПА ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ ТУРИСТСКИМ ЦЕНТРОМ?

Вот основные причины:

1. Благоприятные природно-рекреационные условия. К их числу относятся:

– изрезанность береговой линии;

– густая речная сеть;

– разнообразное сочетание пейзажей;

2. Богатство истории, высокий уровень культуры, образования, мозаичность национального и религиозного состава.

3. Страны высокого социально-экономического уровня развития:

– растущие доходы населения;

Сейчас Вашему вниманию хочу предложить видео про самые посещаемые страны Европы.

Видео 1. Самые посещаемые страны Европы.

А сейчас мы разберем, какие основные виды туризма развиваются в Зарубежной Европе.

Ранее уже было рассмотрено, что на развитие туризма в Европе благоприятно воздействуют социально-экономические и экономико-географические факторы: высокий уровень общеэкономического развития, растущие доходы населения, наличие необходимой транспортной и социальной инфраструктуры, тесное соседство большинства стран региона, а также близость их к другим основным туристским регионам мира, политические факторы: длительный период мирного развития региона, упрощение или отмена пограничного паспортного режима. [3]

В Зарубежной Европе получили развитие почти все возможные виды туризма — познавательный, рекреационный, научный, деловой, религиозный, экологический. Здесь в большей мере выражен внутрирегиональный туризм: примерно 9/10 всех иностранных туристов — европейцы и лишь 1/10 — приезжие из других регионов мира.

Но есть в Европе главные туристские центры, которые мы рассмотрим.

1. Приморский тип туризма - самый распространенный. Для этой цели используется значительная часть всего морского побережья региона.

Средиземноморье - главный район туристской специализации не только в Европе, но и в мире.

Специфические черты Средиземноморья преобладание линейной формы туристско-рекреационного освоения территории (вдоль морского побережья);большая роль островов;ярко выраженная сезонность туристских потоков с многократным перевесом летнего (купального) сезона;создание преимущественно крупных комплексов с сильной концентрацией туристов и отдыхающих.

Южный район Франции называют Французской Ривьерой, или Лазурным Берегом. Это участок побережья, протянувшийся на 230 км. Здесь, на защищенном от северных ветров Приморскими Альпами Лазурном Берегу, количество погожих дней в году достигает 300. Средняя годовая температура воздуха +20 °С, и даже зимой она не опускается ниже +8 °С. Соответственно, и купальный сезон здесь достаточно длительный. Столица французской Ривьеры — курортный город Ницца, в котором туризм дает работу половине населения. Другие курортные города — Канн (Канны), знаменитый своими ежегодными кинофестивалями.

Черноморское побережье Болгарии и Румынии (Золотые пески, Мамайя, Варна, Солнечный берег). Однако курортный сезон здесь продолжается меньше, чем на Средиземноморье – всего 4 – 5 месяцев.

Третьим районом морского туризма является побережье Балтийского моря, хотя сезон туризма здесь еще меньше, чем на Черном море. Всем известны туристические центры (Сопот в Польше, Кюлунборг в ФРГ, Брайтон в Великобритании, Сен-Мало во Франции).


Средиземноморский курорт – Санторини (Греция)

2. Горный туризм.

Среди районов горного туризма внеконкурентное первое место занимает альпийский. Ежегодно его посещают от 80 до 150 млн человек. Альпы - типичный район круглогодичного туризма: на высотах до 500 м преобладает пеший туризм, от 1000 до 2000 м — горнолыжный, а от 2000 до 3000 м — горнолыжный спорт и альпинизм. Развитию в Альпах международного туризма способствует и их выгодное транспортно-географическое положение. [4]

Основными принимающими туристов странами в альпийском районе были и остаются Австрия и Швейцария. Но к этой категории стран относятся также Франция, Италия, Германия, Лихтенштейн, Словения. Материально-техническая база альпийского туризма в наши дни достигла очень высокого уровня. Общее число мест для размещения превысило уже 3 миллиона. Действуют 12 тыс. подъемников и 40 тыс. лыжных трасс. Однако такой туристский бум привел и ко многим отрицательным последствиям: общее ухудшение экологической обстановки, перенаселение многих горных долин, трудности с транспортом в периоды особенно большого наплыва отдыхающих, уменьшение сельскохозяйственных площадей и др.

Второй крупный район горного туризма охватывает средневысотные горы Центральной Европы, Судеты, Карпаты и Рила-Родопы. Он известен горными курортами международного класса — такими, как Оберхоф и Обервизенталь в ФРГ, Синая и Предял в Румынии, Боровец и Пампорово в Болгарии. В районе есть также целебные минеральные источники и грязи.


Европейские страны привлекают туристов и достопримечательностями своих городов. По количеству объектов Всемирного культурного наследия зарубежная Европа занимает первое место среди всех регионов мира. Наибольшее их число находится на территории таких городов, как Париж, Рим, Мадрид. Также к наиболее часто посещаемым странам относятся: Лондон, Амстердам, Вена, Дрезден, Прага, Краков, Будапешт, Венеция, Афины. [4]


В качестве закрепления пройденного материала, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

В каких государствах Европы, Вы бы хотели побывать? Почему?

Какие факторы отрицательного влияют на развитие туризма в мире?

Какое влияние оказывает туризм на социально-экономическое развитие стран?

Соотнесите достопримечательности и государства, в которых они располагаются:

Биг- Бен → Великобритания

Эйфелева башня → Франция

Карлов мост →Чехия

5. Соотнесите курорт и вид туризма

Вена → Старые камни Европы

Прага → Старые камни Европы

Домашнее задание.

Ваша задача заключается в том, что Вы должны объединиться в группы по 4-5 человек, и составить туристскую программу на 3-4 дня по любому государству/государствам Зарубежной Европы. И представить ваши результаты в виде мультимедийной презентации на уроке!

Желаю Вам удачи!

Спасибо за урок!

P. S. если Вам понравился урок, и данный материал был познавательным и интересным, отправьте смайлик и лучезарную картинку)))

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Жижина, Е. А., Никитина, Н. А. Поурочные разработки по географии [Текст]: пособие для учителей / Е. А. Жижина, Н. А. Никитина. – Москва: ВАКО, 2014. – 320с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние десятилетия доля зарубежной Европы в мире по основным показателям международного туризма постепенно уменьшается.

Рекреационные зоны Европы

Рекреационные зоны Европы

Отели с пышными порталами

Надменно выстроились в ряд

И, споря с вековыми скалами,

В лазурь бесстрастную глядят.

Так писал в начале XX в. Валерий Брюсов в цикле стихов о Швейцарии. Сначала единственным туристским сезоном здесь был летний, но затем, по мере сооружения горно-спортивных комплексов и развития зимнего спорта, зимний сезон стал не менее, если не более, популярным.

Главные районы озерного туризма в зарубежной Европе – Озерный край в средней Финляндии, Кашубское и Мазурское поозерья в Польше, Мекленбургское поозерье в ФРГ, озера Балатон в Венгрии и Лаго-Маджоре в Италии .

Читайте также: