Аксиологический подход в педагогике кратко

Обновлено: 05.07.2024

Современная эпоха развития общества характеризуется как переходная, так как она отмечена сменой социокультурных парадигм, ценностным кризисом, переоценкой ценностей – разрушением идеологизированной системы ценностей тоталитарного общества и поиском новых ценностных ориентиров, духовных опор, идей национального объединения.

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В трудах В.А. Сластенина отмечается, что гуманизация представляет собой глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.

С позиций аксиологии автор выделяет пять культурно-гуманистических функций образования. Среди них: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптации к социальной и природной сферам; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций (Сластенин, 2003).

Под аксиологией Л. Г. Абрамова понимает философскую дисциплину, занимающуюся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни и деятельности ( Абрамова, 2008). В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики (Сластенин, 2002).

В педагогической науке получила развитие новая отрасль научного познания – педагогическая аксиология . Эта часть педагогики занимается изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями. Основанием педагогической аксиологии послужили, во-первых, философские теории ценностей, разработанные О.Г. Дробницким, А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, В.П. Тугариновым и др. Во-вторых, в основу новой педагогической области легли психологические теории ценностных ориентаций, представленные Б.И. Додоновым, Г.Е. Залесским, А.Н. Леонтьевым, В.А.Ядовым и др. (Асташова, 2002).

По мнению известного исследователя С. И. Гессена, педагогическая аксиология, представляя часть общей аксиологии, является междисциплинарной областью знания, рассматривающей образование, воспитание, обучение, развитие и самое педагогическую деятельность как основные человеческие ценности (Гессен, 2004).

Ценности, согласно В. П. Тугаринову, - это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их желаний, но также идеи и побуждения, принятые как нормы и идеалы.

Ценностью для педагогической аксиологии выступает социальная составляющая – адаптация человека в обществе в процессе его воспитания.

Особое внимание педагогическая аксиология уделяет процессу формирования у подрастающего поколения общих гуманистических ценностей, которые в дальнейшем оказывают основное влияние на взаимоотношения человека с окружающими. Вырабатываются методы, способы и приемы наиболее эффективного привития таких ценностей. Исследователи этой области знаний полагают, что наиболее важным фактором является учет личностных качеств, жизненной обстановки и других обстоятельств, связанных с ребенком. Именно они влияют на формирование ценностей. Задачу педагогической аксиологии они видят в том, чтобы не пресекать естественное развитие личности, но органично дополнять его.

Процесс формирования ценностных ориентаций протекает посредством интериоризации, идентификации и интернализации.

И.Ф. Клименко считает, что интериоризация общественно значимых ценностей происходит через усвоение социальных нормативов, как в вербальном, так и в поведенческом плане (Клименко, 1992).

Процесс формирования ценностных ориентаций, как любое психолого-педагогическое явление, не может протекать идеально в рамках заданной модели. Он связан с развитием личностных качеств человека, многие факторы, такие как семья, круг общения, сверстники, педагогический коллектив, учебно-воспитательный процесс и, наконец, вся окружающая среда накладывают свой отпечаток на данный процесс. И, следовательно, воспитательная деятельность будет эффективна тогда, когда она отвечает логике саморазвития субъекта, приоритетам личностно-ориентированного образования (Мушкирова, 2008).

Таким образом, современная педагогическая наука располагает описанием основных аксиологических понятий. В трудах известных педагогов, психологов, философов освещается процесс формирования ценностей у подрастающего поколения.

Учитель начальных классов, ведущий целенаправленную работу по обучению младших речевому этикету с использованием аксиологического подхода, должен хорошо ориентироваться в этих сложных лингвистических понятиях, что обеспечивает грамотность его решений.

Педагогическое научное познание осуществляется одновременно из-за любви к истине и с целью полностью удовлетворить социальные потребности.

Механизмом, связывающим практический и познавательный подходы, выступает аксиологический подход или как его еще называют ценностный.

Это мост между теорией и практикой педагогики.

Роль аксиологии в образовании

Аксиологический подход органично сочетается с гуманистической направленностью педагогики. Это обусловлено тем, что человек рассматривается в педагогической науке в качестве высшей общественной ценности и самоцели самого общественного развития. Соответственно аксиологию можно рассматривать как основу новой философии образования и методологии современной педагогики.

Основой асиологического подхода является концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира. В соответствии с данной концепцией наше жизненное пространство — это мир человека целостного, поэтому важно видеть общее, объединяющее человечество и характеризующее каждого отдельного индивида. Гуманистическая ценностная ориентация – это своеобразный аксиологический мотор, придающий активность остальным звеньям ценностной системы.

Гуманизация образования в корне изменяет традиционные представления о его цели, которая заключается в систематизации знаний, умений, навыков. Следует отметить, что данная цель образования послужила основной причиной его дегуманизации, проявившаяся в разделении искусственным способом воспитания и обучения. Из-за идеологизации учебных программ и пособий воспитательное значение знаний приняло размытый вид. Образование как транслятор общечеловеческой, национальной культуры не состоялось. Отчасти дискредитировано и трудовое воспитание, так как оно было лишено нравственно-эстетической составляющей.

Готовые работы на аналогичную тему

Долгое время в системе образования все усилия были направлены на приспособление воспитанников к сложным жизненным обстоятельствам, на примирение с мифическими неизбежными трудностями. При этом образование не учило гуманизировать саму жизнь, менять ее в соответствии с законами красоты. Сегодня понятно, что содержание и характер направленности человеческой личности определяют эффективность решений социальных, экономических проблем, безопасность и существование человечества.

Идея гуманизации образования, которая является следствием применения в педагогике аксиологического подхода, имеет огромное социально-политическое и философско-антропологическое значение. От решения данной задачи зависит конечная стратегия общественного движения, тормозящая развитие человеческой цивилизации или способствующая ему. Современное образование способно внести большой вклад в формирование ценных с социальной точки зрения мировоззренческих, нравственных качеств и сущностных сил человека, необходимых в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на создание экологической, нравственной гармонии в нашем мире.

Аксиология (от греч. axios – ценность и logos – слово, понятие) – учение о ценностях, теория философии об общезначимых принципах, задающих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Сущность аксиологического подхода в педагогике

Педагогическое научное познание имеет своими целями как поиск истины, так и возможность удовлетворить социальные потребности.

Аксиологический подход в педагогике (или ценностный) – это механизм, являющийся связующим звеном между познавательным и практическим подходами; устанавливающий взаимосвязи между ценностями, социальными и культурными факторами и личностью.

Роль аксиологии в образовании

Аксиологический подход – это инструмент, отражающий суть гуманистической педагогики: здесь человек, личность рассматривается как наивысшая ценность общества, самоцель общественного развития. Собственно, аксиологический подход в педагогике можно назвать новой философией образования и методологии.

Фундаментом аксиологического подхода служит утверждение о взаимозависимости и взаимодействии мира. Согласно нему, все жизненное пространство являет собой мир целостного человека, в связи с чем необходимо видеть общность, объединяющую человечество, но и дающую характеристику каждой отдельной личности. Гуманистическая ориентация на ценности – это некий аксиологический двигатель, приводящий в движение прочие звенья ценностной системы.

Гуманизация образования в самой основе изменяет традиционные привычные представления о его целях: систематизации информации, умений, навыков. Собственно, такие цели и стали основой дегуманизации образования, проявившейся в разделении процессов воспитания и обучения. Учебным программам и пособиям придавалось излишне важное, почти идеологическое значение, в связи с чем воспитательный процесс становился или неявным, или отсутствовал вообще. Образование, изначально предполагающее трансляцию культуры следующему поколению, оказалось дискредитированным. Также и трудовое воспитание было лишено своего нравственно-эстетического значения.

Довольно долго образовательная система направляла усилия на обучение подрастающего поколения приспособлению к жизненным трудностям, едва ли не способам выживаемости. Процесс образования не давал навыка гуманизации самой жизни, формирования ее согласно законам красоты. На сегодняшний момент стало очевидным, что содержание и характер направленности человеческой личности задают эффективность решений проблем социального и экономического характера, определяют безопасность существования человечества.

Идея гуманизации - это следствие аксиологического подхода в образовании, имеющее важнейшее социально-политическое и философско-антропологическое значение. То, как будет реализована эта идея, определит конечную стратегию развития современного общества: будет ли новая концепция тормозить его движение или, наоборот, запустит новый виток развития. Современное образование имеет возможность стать существенным элементом в становлении ценных мировоззренческих, нравственных качеств каждого индивидуума. В гуманистическую философию образования заложена миссия создания экологической, нравственной гармонии в нашем мире.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Аксиологический подход в педагогике

Происходящие в обществе перемены активизировали поиск новых жизненных ценностей для молодежи, путей их включения в образовательный процесс.

Развитие педагогической аксиологии как методологического подхода к пониманию педагогических явлений способствует решению проблемы преодоления культурного кризиса и развитию ценностной сферы личности.

Аксиологический подход органически присущ современной педагогике, в которой ученик рассматривается в ней как высшая ценность общества. В связи с этим аксиология может рассматриваться как методологическая основа образования и современной педагогики. В развитии педагогической аксиологии значительный вклад внесли работы Б.М. Бим-Бада, Б.С. Брушлинский Б.И. Додонова Б.Г. Кузнецова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, В.М. Розина М.Н. Фишер, П.Г. Щедровицкий и др. Центральным понятием в аксиологии является понятие ценности, которое характеризует социокультурное значение явлений действительности, включенных в ценностные отношения. Последние формируются на основе различий между человеком добра и зла, правды и заблуждения, прекрасными и безобразными и другими культурно значимыми характеристиками реальности. Эти аспекты общей аксиологии следует учитывать при разработке педагогической аксиологии.

Педагогическая реальность как часть социального включает в себя целый комплекс специфических педагогических явлений, которые объединены их принадлежностью к целенаправленному процессу человеческого воспитания. Сюда входят сами предметы (педагоги и ученики), содержание и процесс обучения, различные формы, методы и средства обучения. В целом проблема критериев значимости явлений в педагогической аксиологии требует серьезных теоретических исследований. Предметом педагогической аксиологии являются значения:

1. Научно-педагогическое исследование. Результаты исследований по их качественному качеству характеризуются общенаучными критериями новизны, актуальности, теоретической и практической значимости. Конкретные научные критерии зависят от типа исследования (дидактика, теория образования и т.д.). В зависимости от эффективности можно оценивать исследования с точки зрения научной, практической, социальной и экономической значимости.

2. Инновационная деятельность. Если этот результат приближается к цели, поставленной образованием, то его содержание и процесс как ценности имеют большое социальное и педагогическое значение. И здесь также можно говорить о новизне педагогических явлений, практической значимости и других критериях оценки. Невозможно усвоить теоретические и практические ценности новых педагогических инноваций (аспекты содержания и процесса обучения и воспитания) без выяснения ценностной природы педагогических инноваций, без определения системы педагогических ценностей и критериев оценки. педагогические явления. А именно, эти вопросы должны быть включены в содержание педагогической аксиологии и определять специфику ее предмета в целом.

4. Конкретные ценности, необходимые для формирования предметов образовательного процесса.

Приоритетные задачи педагогической аксиологии В.А. Сластенин и Г.И. Чижаков считается следующим: анализ исторического развития педагогической теории и педагогической практики с позиции теории ценностей; определение ценностных основ образования, отражающих его аксиологическую направленность; разработка ценностных подходов к определению стратегии развития и содержания отечественного образования; проблема критериев оценки и определения значения педагогических и научно-педагогических явлений [19].

Ценностная зрелость самого учителя определяет эффективность взаимодействия со студентами в овладении ценностями, которые им нужны, желание или нежелание следовать примеру учителя, целенаправленно работать над собой. Управление усилиями и способностями учеников остается в руках наставника, который правильно аксиологически ориентирован. И это должно стать в современном педагогическом процессе не случайностью, а систематическим и целенаправленным делом.

Знание, не преобразованное усилиями учителей в ценности и не усвоенное учеником как ценности, легко забывается и никогда не становится фактором, формирующим смысл.

Педагогическая аксиология сильно меняет характер взаимодействия учителя со студентом. Основное внимание уделяется не просто знаниям, умениям, навыкам или формированию каких-либо привычек ученика, но целому набору жизненных ценностей, формированию у него необходимости их присваивать, жить ими. Школа начинает непосредственно учить ученика умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, отлично различать его качественную, ценностную неоднородность. Степень развития такого умения у воспитанника становится одним из важнейших показателей его уровня образования.

На основе категориального аппарата общей аксиологии формируется тезаурус педагогической аксиологии, сущность которого определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и формирующими личность возможностями.

Читайте также: