Министерство сельского хозяйства полномочия кратко

Обновлено: 18.05.2024

Центральным органом государственного управления агропромышленным комплексом на территории России является Министерство сельского хозяйства РФ, которое проводит единую государственную политику развития АПК.

Министерство сельского хозяйства РФ возглавляет министр (Гордеев), который назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Состав и структура МСХ РФ весьма динамичны и находятся в процессе постоянного совершенствования.

Основными задачами ММСХ РФ являются:

1. Создание благоприятных условий для эффективного развития сельского хозяйства и других отраслей АПК;

2. Проведение аграрной реформы;

3. Организация подготовки кадров;

4. Содействие развитию аграрной науки и распространение передовых технологий и новых методов хозяйствования.

В соответствии с этими задачами МСХ РФ осуществляет следующие функции:

1. формирует и обеспечивает реализацию в регионах РФ государственной политики в области АПК;

2. подготавливает проекты законодательных актов, касающихся АПК;

3. разрабатывает и реализует меры по формированию инфраструктуры рынка и рыночных отношений в АПК;

4. обеспечивает контроль за деятельностью федеральных предприятий АПК и предприятий с долевым участием государства (семеноводческие, племенные и др.);

5. руководит развитием научного и кадрового потенциала АПК;

6. содействует укреплению материальной базы АПК, в том числе привлечению в АПК инвестиций;

7. организует международное научно-техническое и экономическое сотрудничество и содействует выходу отечественных производителей сельскохозяйственной продукции на мировой рынок и др.

Ряд вопросов МСХ РФ может решать только в тесном взаимодействии с органами управления других уровней (на уровне правительства и президента страны) и отраслей. Среди них:

1. разработка основных направлений аграрной и продовольственной политики;

2. прогнозирование развития и размещения отраслей АПК;

3. подготовка и осуществление государственных программ социального и экономического развития регионов, территорий, отраслей АПК;

4. содействие развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других форм предпринимательства, подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества;

5. осуществление государственных инвестиций в социальную сферу на селе;

6. ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;

7. разработка и осуществление государственной программы, нормативных актов, рекомендаций по приватизации;

8. разработка балансов продовольствия, научно обоснованных норм и рекомендаций по питанию;

9. изучение конъюнктуры рынка по экономиченским районам и зонам;

10. подготовка предложений по регулированию ценовой и кредитной политике, налогообложению, финансовой поддержке, формированию рыночной инфраструктуры.

Государственное управление земельными ресурсами, проведение земельной политики и земельной реформы осуществляет Государственный Комитет РФ по земельной политике.

Для организации подготовки кадров сельского хозяйства в составе МСХ РФ имеется Департамент кадровой политики и образования.

Научное обеспечение АПК осуществляет Российская Академия с.х. наук, которая является самоуправляемой научной организацией, действующей на основании законов РФ и устава. ЕЕ основными задачами являются: координация фундаментальных и приоритетных исследований в области АПК, обеспечение подготовки научных кадров и научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами.

от 12 июня 2008 года N 450

О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации

(с изменениями на 25 января 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1052 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 19.01.2009) (вступило в силу с 1 января 2009 года);

2. Разрешить Министерству сельского хозяйства Российской Федерации иметь 8 заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя Министра и одного статс-секретаря - заместителя Министра, а также в структуре центрального аппарата до 15 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

5. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации внести в 2-месячный срок в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о приведении актов Правительства Российской Федерации в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724.

6. Согласиться с предложением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о размещении в установленном порядке его центрального аппарата в г.Москве, Орликов переулок, д.1/11.

7. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2007 года N 192 "О внесении изменения в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 14, ст.1702);

постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N 51 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года N 181" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 6, ст.507).

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 июня 2008 года N 450

ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации

(с изменениями на 25 января 2022 года)

I. Общие положения

1. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство (в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений), ветеринарию, обращение лекарственных средств для ветеринарного применения, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, в том числе выпуск в обращение относящихся к пищевой продукции дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и подобных лесных ресурсов, а также производство (изготовление) и выпуск в обращение пищевой продукции, полученной из дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и подобных лесных ресурсов, лекарственных и иных растений, поддержку экспорта продукции агропромышленного комплекса, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами;

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов, производства, переработки и реализации рыбной продукции, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, а также в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации;

по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аквакультуры (рыбоводства);

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере виноградарства и виноделия, предусмотренной Федеральным законом "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (за исключением вопросов лицензирования, оказания государственных услуг и осуществления государственного контроля (надзора), регулируемых законодательством в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами;

по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2008 года N 584).

2. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству.

3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно, через своих представителей в иностранных государствах во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:

5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства и к сферам деятельности подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

5.2.3. порядок и условия проведения бонитировки племенной продукции (материала);

5.2.4. порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений;

5.2.5. порядок учета зерна и (или) продуктов переработки зерна;

5.2.6. порядок реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений;

5.2.9. правила в области ветеринарии;

5.2.9_1. перечень заразных и иных болезней животных (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 408);

5.2.9_2. перечень заразных, в том числе особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин) (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 408);

5.2.9_3. нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 408);

5.2.9_4. формы бланков предписаний, выдаваемых Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, об устранении выявленных нарушений, включая отмену принятых решений или внесение в них изменений, и об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии;

5.2.9_5. формы отчетности, требования к содержанию отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 408);

5.2.9_6. порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации;

1. Установить, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее - агропромышленный комплекс и рыболовство).

2. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федерального агентства по сельскому хозяйству и Федерального агентства по рыболовству.

3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

а) реформирование и финансовое развитие в агропромышленном комплексе и рыболовстве;

б) государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса и рыболовства;

в) программы по развитию села;

г) племенное животноводство и элитное семеноводство;

д) использование земель сельскохозяйственного назначения;

е) регулирование рынков сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия;

ж) техническое и технологическое обеспечение в агропромышленном комплексе и рыболовстве;

з) производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

и) изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов и производственная деятельность в морских рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, и на судах рыбопромыслового флота;

к) обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации;

л) охота и охотничье хозяйство.

4. Разрешить Министерству сельского хозяйства Российской Федерации иметь 2 заместителей Министра, а также в структуре центрального аппарата до 9 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

5. Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в количестве 476 единиц (без персонала по охране и обслуживанию здания).

6. Согласиться с предложением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о размещении в установленном порядке его центрального аппарата в г. Москве, Орликов переулок, д. 1/11.

В соответствии с пунктом 11 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года № 61, для осуществления своих функций Министерство вправе:
1) запрашивать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления Омской области, организаций, а также их должностных лиц;
2) привлекать для осуществления своих функций работников органов государственной власти, органов местного самоуправления Омской области по согласованию с руководителями соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления Омской области;
3) привлекать для осуществления своих функций ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
4) разрабатывать методические, инструктивно-технические документы, рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
5) в установленном федеральным и областным законодательством порядке выступать учредителем государственных унитарных предприятий Омской области, государственных учреждений Омской области;
6) утверждать планы хозяйственно-финансовой деятельности государственных унитарных предприятий Омской области, планы деятельности государственных учреждений Омской области, показатели эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Омской области, государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства;
7) представлять в Министерство имущественных отношений Омской области предложения по кандидатурам для избрания (назначения) представителей Омской области в органах управления и контроля организаций с участием Омской области;
8) создавать отраслевые балансовые комиссии для рассмотрения вопросов обеспечения эффективной деятельности государственных унитарных предприятий Омской области, государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства;
9) учреждать награды Министерства, определять виды поощрения Министерства, утверждать положения о них;
10) устанавливать для бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства, порядок определения платы за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности указанных учреждений, оказываемые (выполняемые) ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания;
11) в установленном законодательством порядке назначать на должность и освобождать от должности руководителей государственных унитарных предприятий Омской области, государственных учреждений Омской области, функции учредителя которых осуществляет Министерство, контролировать их деятельность;
12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

Читайте также: