Связь экологии человека с другими науками кратко

Обновлено: 04.07.2024

3. История развития экологии, три основных этапа её развития.

4. Взаимосвязь экологии с другими науками.

5. Роль и место экологии в системе других наук.

6. Основные разделы и структура современной экологии.

7. Формирование экологических знаний и культуры.

8. Локальные, региональные и глобальные экологические проблемы современности.

1. Определение экологии как науки. Цель, задачи и методы экологии.Как научная дисциплина, экология сформировалась в начале XX в., а в качестве широкого научного направления стала рассматриваться с середины 60-х годов нашего столетия. В это время для человека впервые стали ощутимы последствия его деятельности на Земле и далеко не всегда положительные, особенно на рубеже III тысячелетия, в условиях развивающегося кризиса во взаимоотношениях человека со средой его обитания. За полтора столетия своего существования экология как наука ощутимо трансформировалась.

Основными объектами изучения экологии являются:

- популяция - группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию;

- экосистема, включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;

- биосфера - область распространения жизни на Земле.

В целом экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов и взаимодействия их со средой обитания.

Цель экологии — вывести человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития. Для достижения этих целей экологической науке предстоит решить ряд сложных задач, в том числе:

- разработать теории и методы оценивания устойчивости экологических систем на всех уровнях;

- исследовать механизмы регуляции численности популяций и биотического разнообразия, роли биоты как регулятора устойчивости биосферы;

- изучить и создать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;

- оценивать состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;

- разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;

- формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества.

Окружающая среда представляет устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые системы поддаются моделированию, т.е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Системный подход — основа изучения проблем экологии.

3. История развития экологии, три основных этапа её развития. В истории развития экологии как науки выделят три основных этапа. Первый этап - зарождение и станов-ление экологии как науки (до 1960-х гг.), когда накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, были сделаны первые научные обобщения. Французский биолог Ламарк и английский священник Мальтус впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX в. Американ-ский ученый Ч. Адамс создал первую сводку по экологи; публикуются важные обобще-ния. Крупнейший русский ученый XX в. В.И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.

Третий этап (1950-е гг.— до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране окружающей человека среды. Одновременно с развитием теоретических основ экологии решались и прикладные вопросы, связанные с экологией.

Взаимосвязь экологии с другими науками.

Связь с философией. Философия исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Она занимается поиском путей гармонизации природы и общества.

Биологические науки. Изучением взаимодействия организмов с химическими компонентами окружающей среды занимаются физиология и биохимия, а внешними реакциями - этология (наука о поведении). Все эти отрасли знаний касаются человека, животных и микроорганизмов.

Математика. Все взаимодействия между организмами и средой могут быть представ-лены и формализованы в виде уравнений, графиков, дисперсионного анализа и т. д. Они позволяют установить связи между динамикой численности живых организмов и условий окружающей среды расчет нормативов сбросов и выбросов предприятий и управления качеством окружающей среды.

Химические науки. В основе жизни лежат процессы обмена веществ между организмами и средой обитания и протекают биогеохимическими циклами.

Физика. Закономерности процессов преобразования веществ в пищевых целях в водной, воздушной средах подчиняются фундаментальным законам физики - закону сохранения массы и второму началу термодинамики (сохранение энергии).

Географические науки. Экология тесно связана с географией. Разные экосистемы сосуществуют в воздухе, воде, почве. Отсюда появилась географическая экология, ландшафтная экология, ботаническая и зоологическая география.

Медицина. Снижение качества окружающей среды в результате антропогенной деятельности человека приводит к отклонению конкретных условий среды от норм, что ведет к заболеванию людей, животных и растений и часто к их гибели.

Экономика. Э. Геккель называл экологию наукой об экономике. Считается, что качество окружающей среды в любом государстве адекватно состоянию его экономики.

Правоведение. Человек имеет право на благоприятную окружающую среду, что записано в Конституции РК.

5. Роль и место экологии в системе других наук. Современная экология превращается в междисциплинарную науку. На стыке экологии с другими отраслями знаний возникли новые - инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйст-венная экология, космическая экология и т. д.Современная экология связана с политикой, экономикой, правом, психологией, педагогикой. Совместно с другими науками можно преодолеть технократическое направление мышления и выработать новый тип экологического сознания, меняющий поведение людей по отношению к окружающей природной среде.

6. Основные разделы и структура современной экологии. Выделяют крупные подразделения: общая эко­логия (биоэкология – исследует закономерности жизни экосистем, популяций и отдельных организмов), геоэкология, прикладная экология, экология человека и социальная. Классификация биоэкологии по уровням биотических систем представлена аутэкологией (особей и организмов), синэкологией (эко­логия сообществ), популяционной экологией и пр.

Экология города изучает закономерности взаимодействия человека с городской средой.

Экология прикладная — результа­ты исследования направлены на решение прак­тических проблем охраны окружающей среды. В прикладной экологии развиваются: промышленная (инженерная), технологическая, сельскохозяйственная, медицинская, химическая, рекреационная и др.

Экология социальная — исследует отношения между человеческим обществом и ок­ружающей географически пространственной, социаль­ной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства ок­ружающей среды, экологическое воздействие антропогенных факторов на здоровье человека и на генофонд человеческих популяций.

Экология человека (антропоэкология) – комплексная наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой обитания. Важнейшей её задачей является раскрытие закономерностей производственно-экономического, целевого освоения и преобразования природных ландшафтов под воздействием деятельности человека.

Глобальная экология – комплексная научная дисциплина, изучающая основные закономерности развития биосферы в целом, а также возможные её изменения под влиянием деятельности человека.

7. Формирование экологических знаний и культуры. Усилиями всего человечества можно сохранить чистоту атмосферы, спасти от загрязнения Мировой океан, разумно использовать земные недра, предотвращая их полное истощение. Этим обусловлена необходимость осуществления экологического образования и воспитания, которые способствуют формированию экологического сознания, экологической культуры человека.

Экологическое сознание включает экологические знания, эстетические чувства и экологическую ответственность.

Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания, это:

- формирование экологических знаний, умений и навыков природоохранительной деятельности;

- развитие нравственно-эстетических чувств по отношению к природе;

- осознание учащимися положения о том, что человек – это часть природы, природа – среда обитания человека;

- наличие твердой воли к осуществлению природоохранительной работы.

8. Локальные, региональные и глобальные экологические проблемы современности.

Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные, а среди большинства международных экологических конфликтов можно выделить четыре категории: распределение водных ресурсов, загрязнение морей, чистота воздуха, чистота воды.

Завод, без очистки сбрасывающий в реку свои промышленные стоки, вредные для здоровья людей, хищническая рубка векового лесного массива, ненормированные выбросы вредных веществ в атмосферу в результате работы промышленного предприятия — все это примеры локальных экологических проблем.

Примером региональных экологических проблем может служить проблема Полесья — болотистого края с недавно проведенной масштабной мелиорацией.

К региональным экологическим проблемам можно также отнести проблему Кузбасса — почти замкнутой в горах котловины, заполненной газами коксовых печей и дымами металлургического гиганта, об улавливании которых при строительстве завода никто не думал; проблему высыхающего Аральского моря; высокую радиоактивность почв в районах, прилегающих к Чернобылю.

Глобальные проблемы существуют в масштабах земного шара.

Основные глобальные экологические проблемы современности:

• изменение климата Земли, парниковый эффект (глобальное антропогенное потепление);

• разрушение озонового экрана, возникновение озоновых дыр;

• химическое загрязнение атмосферы и, как следствие, образование кислотных осадков;

• демографический кризис, относительное перенаселение Земли в некоторых регионах;

• чрезмерная урбанизация, что приводит к существенным перестройкам ландшафтов Земли;

• загрязнение почв, уменьшение их площадей;

• загрязнение Мирового океана и изменение свойств океанических вод за счет нефтепродуктов, насыщения их углекислым газом атмосферы;

• загрязнение поверхностных вод суши;

• опустынивание обширных территорий;

• истребление лесного покрова Земли;

• продолжающееся накапливание на поверхности Земли бытового мусора, твердых и жидких отходов;

• уменьшение биологического разнообразия флоры и фауны и устойчивости экосистем;

• замусоривание околоземного космического пространства.;

• изменение геохимии ландшафтов в связи с развитием теплоэнергетики, • перераспределением элементов между недрами и поверхностью Земли в результате горно-металлургического передела, извлечения на поверхность высокоминерализованных подземных вод и рассолов;

• исчерпание многих месторождений минерального сырья и постепенный переход от богатых ко все более бедным рудам.

Триединая концепция устойчивого развития

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ.

. Аутоэкология – экология организмов.Аутоэкология – экология особи организмов и условия его обитания. Взаимодействие организма и среды обитания. Экологические факторы и их классификации. Лимитирующие факторы. Закономерности действия биологических и абиотических факторов. Закон минимума Либиха и закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Экологическая ёмкость среды.

Аутоэкология - раздел экологии, изучающий видовые особенности реагирования отдельных животных и растений на факторы среды и образ жизни вида.

Среда обитания организма – это совокупность абиотических и биотических условий его жизни. Параметры среды постоянно меняются и чтобы выжить, любое существо приспосабливается к этим изменениям.

Экологические факторы - это различные факторы среды, внешние по отношению к организму и воздействующие на него: климатических, эдафических (почвенных) и биотических (воздействие живых организмов).
Одной из наиболее распространенных классификаций экологических факторов - деление на:

1. биотические (биогенные), характеризуют живые организмы в окружении организма;

2. абиотические (абиогенные) неживые компоненты окружения организма.

Обе группы факторов по своему происхождению могут быть как природными, так и антропогенными.
Другие классификации экологических факторов:

- по времени действия – эволюционные (температура, свет, влажность, соленость);

- действующие (современные);

- по периодичности действия – периодические (сезонные)

- непериодические (техногенные залповые выбросы, природные катаклизмы);

- исторические (в ходе филогенеза, то есть исторического развития вида).

Необходимо помнить, что деятельность человека оказывает определяющее воздействие на все эти факторы и затрагивает практически все стороны взаимодействия организма с условиями его обитания.
Закономерности воздействия экологических факторов на организмы определяются законами минимума Ю. Либиха и законом толерантности В. Шелфорда.
Закон минимума был сформулирован в 1940 году немецким агрохимиком Ю. Либихом. Согласно этому закону выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. Лимитировать, или ограничивать рост организмов может не только недостаток, но и избыток того или иного фактора. Поэтому требования организма к среде обитания можно характеризовать по каждому фактору двумя величинами - экологическим минимумом и экологическим максимумом .

Лимитирующее влияние максимума установил В. Шелфорд в 1913г., и его называют законом толерантности Шелфорда. Диапазон между этими двумя величинами называют диапазоном толерантности (ДТ).
На законе лимитирующего фактора основывается теоретическое обоснование величины предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязнителей. В качестве ПДК принимаются те пороговые значения того или иного фактора, при которых в организме еще не может произойти никаких необратимых патологических изменений. Эти значения устанавливаются экспериментально.
Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Абиотические факторы - совокупность условий неорганической природы. Это прямо или косвенно действующие на организм факторы неживой природы - свет, температура, влажность, химический состав воздушной, водной и почвенной среды и др. (т. е. свойства среды, возникновение и воздействие которых прямо не зависит от деятельности живых организмов).

Свет - (солнечная радиация) - характеризуется интенсивностью и качеством лучистой энергии Солнца; используется растениями для создания растительной биомассы. Солнечный свет - основной источник энергии для поддержания теплового баланса планеты, водного обмена организмов, создания и превращения органического вещества автотрофным звеном биосферы, что в итоге делает возможным формирование среды, способной удовлетворять жизненные потребности организмов.

Биологическое действие солнечного света обусловливается его спектральным составом,

интенсивностью, суточной и сезонной периодичностью.

Физиологические процессы растений и животных находятся в строгой зависимости от суточной ритмичности, что выражается определенными биологическими ритмами. Биологические ритмы являются наследственно закрепленными реакциями.

Температура - от него в значительной степени зависит существование, развитие и распространение организмов на Земле. Значение температуры - непосредственное ее влияние на скорость и характер протекания реакций обмена веществ в организмах. Растения и животные проявляют различную потребность в тепле.

Способы приспособления

Миграция - переселение в более благоприятные условия.

Оцепенение - состояние полной неподвижности, резкое снижение жизнедеятельности, прекращение питания.

Анабиоз - состояние резкого угнетения жизненных процессов, когда видимые проявления жизни временно прекращаются.

Терморегуляция.

Вода является основной средой в клетке, где осуществляются процессы метаболизма, выступает важнейшим исходным, промежуточным и конечным продуктом биохимических превращений.

Воздушная среда и ее газовый состав. Для успешного существования организмов важны не только физические, но и химические свойства воздуха, содержание в нем нужных для жизни газовых компонентов.

Кислород. Единственными продуцентами свободного кислорода на Земле являются зеленые растения, которые образуют его в процессе фотосинтеза.

Углекислый газ. Даже небольшие колебания в содержании СО 2 существенно отражаются па непосредственно зависящем от него процессе фотосинтеза. Главные источники поступления СО 2 в атмосферу - дыхание животных и растений, процессы горения, извержения вулканов, деятельность почвенных микроорганизмов и грибов, промышленные предприятия и транспорт.

Почва. Эдафические факторы среды (почвы) - свойства земной поверхности, оказывающие экологическое воздействие на ее обитателей.

Экологическая ёмкость среды — это показатель способности природной системы к регенерации изъятых из нее ресурсов и к нейтрализации вредных антропогенных воздействий. Полная экологическая емкость природного комплекса определяется:

1. объемами основных природных резервуаров — воздушного бассейна, водоемов и водотоков, земельных площадей и запасов почв, биомассы флоры и фауны;

2. мощностью потоков биогеохимического круговорота, обновляющих содержимое этих резервуаров: скоростью местного атмосферного газообмена, пополнения объемов чистой воды, процессов почвообразования и продуктивностью биоты.

Прокрутить вверх


ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.


ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.


Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.


Экология человека развивается на стыке целого ряда научных дисциплин. Вероятно, наибольший вклад в разработку проблем экологии человека вносят медицина и биология. Среди биологических наук с экологией человека непосредственно связана физиология человека.

Физиология изучает закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток. При этом частные функции рассматриваются с позиции целостного понимания причин, механизмов и закономерностей взаимодействия организма с окружающей средой в различных условиях его существования и развития. Наиболее значимы для экологии человека сведения, полученные в эколого-физиологических исследованиях, которые направлены на изучение особенностей физиологических процессов, протекающих в различных условиях существования организма. Среди разделов биологии важные для экологии человека сведения дает и генетика человека, изучающая закономерности наследования различных свойств организма, а также влияние различных внешних условий на процесс передачи генетической информации в ряду поколений. Особо важными для экологии человека являются генетические исследования, выявляющие причины наследственных дефектов в популяциях человека.

В пределах медицинских наук проблемы экологии человека в той или иной степени рассматривают гигиена, эпидемиология, токсикология, курортология, а также ряд других научных направлений этой обширной области знаний. В последнее время происходит формирование медицинской экологии.Медицинская экология – это находящаяся на стыке медицины и экологии отрасль науки, изучающая общие закономерности взаимодействия окружающей среды с людьми в сфере их здоровья. Объектом медицинской экологии является окружающая среда; предметом – свойства этой среды, проявляющиеся во влиянии на здоровье, экологические предпосылки здоровья и болезней людей; а ее целью – разработка мероприятий, обеспечивающих сохранение или восстановление на конкретных территориях оптимальных для здоровья людей экологических условий.

Большой вклад в экологию человека вносят географические науки, изучающие места обитания человека, а следовательно, и факторы, влияющие на него.

Во многом близка к экологии человека и молодая наукагеоэкология.Геоэкология – научное направление, изучающее процессы и явления, приводящие к экологически значимым антропогенным изменениям в геосистемах.

Исследования в области экологии человека опираются на достижения демографической науки, в частности, на оценки истории формирования населения и анализа расселения людей в регионе при учете их взаимодействия с различными внешними факторами (историческими, этническими, социально-экономическими, хозяйственно-бытовыми). Для экологии человека большое значение имеют данные социально-демографических исследований, которые направлены на выявление современного состояния и динамики состава населения того или иного региона, установление специфики развития различных демографических процессов, определение эффективности демографической политики государства, разработку демографических прогнозов.

Глубоки связи между экологией человек и социологией, так как социальное поведение людей, взаимоотношение между членами различных групп населения оказывают самое непосредственное влияние на их здоровье и благополучие. Здесь интересы экологии человека смыкаются с другой молодой отраслью экологии – социальной экологией. Социальная экология– это комплекс наук, изучающих взаимоотношение между обществом и окружающей средой, принципы организации человеческой деятельности с учетом экологических законов.

На рисунке 1 представлена упрощенная схема структуры экологии человека, на которой показаны наиболее существенные, но далеко не все обширные междисциплинарные связи этой области знания. Даже краткий перечень наук и отраслей научных знаний, непосредственно связанных с экологией человека, говорит о том, что серьезная разработка проблем этой многоплановой науки возможна только совместными усилиями специалистов самых разных областей.


.1. Структура экологии человека.


Рассматриваются вопросы взаимодействия организма человека с окружающей средой и методы его адаптации в современных природных и социальных условиях. Для студентов биологических и экологических специальностей и преподавателями вузов с целью подготовки к лекционным, семинарским и практическим занятиям, а также как материал для самостоятельной работы при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Настоящий курс лекций составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ООП ВПО направления подготовки 022000 – Экология и природопользование (квалификация (степень) бакалавр).

Оглавление

  • Предисловие
  • Лекция 1. ТЕМА: Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук
  • Лекция 2. ТЕМА: История развития человеческого общества и проблемы экологии человека

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология человека. Курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ТЕМА: Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук

1. Понятие экологии человека.

2. Предмет и объекты экологии человека.

3. Структура экологии человека.

4. Связь экологии человека с другими науками.

5. Методы, применяемые в экологии человека

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

1. Понятие экологии человека

Биосфера — это единственная система, обеспечивающая устойчивость среды обитания земных живых организмов, и в том числе человека, при любых возникающих возмущениях. Нет никаких оснований надеяться на возможность построения искусственных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей среды в той степени, что и естественные сообщества. Из этого следует, что биосфера является естественным и пока единственным местом обитания человечества в современном и прогнозируемом на ближайшее будущее состоянии человеческого сообщества.

Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. За всю историю цивилизации было вырублено ⅔ лесов, уничтожено в результате человеческой деятельности более 200 видов животных, растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода, деградировано около 200 млн. га земель в результате неправильного, нерационального ведения сельского хозяйства. Двадцатый век как век научно-технического прогресса существенно усилил экономическое давление человека на природную среду. Ежедневно в результате нерациональной деятельности человека 44 гектара земель обращаются в пустыни, в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов, ежедневно исчезают по одному виду животных и растений, ежегодно умирают от голода свыше 40 тыс. детей. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это — загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.

Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать внешнюю (окружающую среду), внутреннюю (организм человека и его здоровье) и специфику процессов жизнедеятельности населения.

Экология человека — это наука, изучающая закономерности взаимодействия человеческих общностей с окружающей их постоянно усложняющейся средой обитания, природными, социальными, производственными, эколого-гигиеническими факторами, включая культуру, обычаи, религию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а так же причины их возникновения.

Цель экологии человека — обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях и оценить их последствия для жизнедеятельности людей.

Практическая задача экологии человека — создание экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.

2. Предмет и объекты экологии человека

Объект экологии человека — сам человек и его окружение. Предметом экологии человека является антропоэкосистема — пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих проявлениях, обладающее сходством природных, социально-экономических, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и другое. Каждая антропоэкосистема характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними. Примером соседних анропоэкосистем является город и окружающая его сельская местность.

Экология человека изучает антропосистемы различного уровня — от глобального, до локального и даже микролокального. Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологии человека.

Холистический подход предполагает рассмотрение таких вопросов экологии человека, как:

— численность отдельных общностей людей и всего человечества;

— возрастная и половая структура общностей;

— уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти;

— специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;

— тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;

— культурные и гигиенические навыки;

— социально-экономическое благополучие и человеческое развитие;

— анализ состояния окружающей среды;

— управление сферой услуг и проблемы потребительского характера;

Эти же проблемы входят в круг задач, решаемых экологией человека.

3. Структура экологии человека

Экология человека, как наука имеет свою структуру, которая органично вписывается в общую структуру экологии, рис. 1.


Рисунок 1. — Место экологии человека в структуре экологии В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города, техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т. п.

4. Связь экологии человека с другими науками

Теоретически и практически экология человека использует методы и информацию многих наук, с которыми она взаимодействует.

Изучение взаимодействия человека и внешней среды невозможно без использования информации и методов ряда наук о Земле. В работах по экологии человека постоянно обсуждаются вопросы причинной связи процессов жизнедеятельности населения с климатом, природными водами, почвенным покровом, растительностью, опасными природными явлениями, биогеохимической ситуацией.

Экология человека самым тесным образом связана с биологией. Специалисты по экологии человека используют информацию из работ по популяционной генетике, экологической генетике, наследственным болезням и аномалиям у человека, экологической физиологии, иммунодефицитным состояниям, аллергологии, экологической токсикологии, наркологической токсикологии, радиоэкологии, биокибернетике.

Экология человека прочно связана и с медициной, особенно с ее гигиеническим направлением. Антропоэкологи широко используют материалы следующих разделов медицины: история медицины и здравоохранения, биологические основы медицины, клиническая медицина, эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней, общая гигиена, социальная гигиена, коммунальная гигиена и гигиена окружающей среды, гигиена питания, радиационная гигиена.

Экология человека заимствовала некоторые методологические положения, методические подходы и технические приемы исследования от эпидемиологии заразных болезней — науки, изучающей закономерности эпидемического процесса и разрабатывающей методы борьбы с инфекционными болезнями человека. Эпидемиология неинфекционных болезней трактуется как метод изучения закономерностей распространения неинфекционных болезней среди населения, основанный на применении статистических показателей.

Экология человека тесно связана с большинством общественных наук. Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией, так как обе эти дисциплины изучают население в сходных аспектах.

Тесная взаимосвязь прослеживается между антропоэкологией и социологией, которая изучает взаимосвязь разных общественных явлений и закономерности социального поведения людей.

Логические связи экологии человека с экономическими науками достаточно наглядно прослеживаются в любом антропоэкологическом исследовании. Экология человека наиболее тесно связана с тематикой следующих направлений экономической науки: мировые природные ресурсы, мировое продовольственное положение, международное общественное разделение труда, размещение производительных сил, экономическое районирование, урбанизация и экономика городов, экономика здравоохранения, экономика охраны окружающей среды, рекреационная экономика.

Рассматривая связи между антропоэкологией и другими научными направлениями, целесообразно остановиться на такой важной дисциплине, как районная планировка и градостроительство. С интересами экологии человека совпадают следующие разделы исследований: теоретические и научные основы районной планировки и градостроительства, планировка и застройка районов и больших территорий, планировка и застройка городов и населенных мест, города и городские агломерации.

В исследованиях по экологии человека используется исторический метод, а также информация из работ археологов, этнографов и специалистов по этнической антропологии.

Логика антропоэкологических исследований указывает на необходимость тесного взаимодействия экологии человека и психологии.

5. Методы, применяемые в экологии человека

Системный подход пронизывает большинство антропоэкологических исследований, так как сам человек и определенная исследуемая общность являются частью системы в силу всеобщей связи элементов живой природы.

Методы регистрации и оценки состояния среды являются необходимой частью любого экологического исследования. К ним относятся метеорологические наблюдения; измерения температуры, прозрачности, солености и химического состава воды; определение характеристик почвенной среды, измерение освещенности, радиационного фона, напряженности физических полей, определение химической и бактериальной загрязненности среды и т. п. К этой же группе методов следует отнести мониторинг — периодическое или непрерывное слежение за состоянием экологических объектов и за качеством среды.

Большое практическое значение имеет регистрация состава и количества вредных примесей в воде, воздухе, почве, растениях в зонах антропогенного загрязнения, а также исследования переноса загрязнителей в разных средах. В настоящее время техника экологического мониторинга быстро развивается, используя новейшие методы физико-химического экспресс-анализа, дистанционного зондирования, телеметрии, компьютерной обработки данных.

Важным средством экологического мониторинга, позволяющим получать интегральную оценку качества среды, являются биоиндикация и иотестирование — использование для контроля состояния среды некоторых организмов, особо чувствительных к изменениям среды и к появлению в ней вредных примесей.

Исследования влияния факторов среды на жизнедеятельность человека включают в себя клинические методы — в процессе медицинских осмотров позволяют выявить в организме изменения в ответ на действие факторов окружающей среды, лабораторный эксперимент — искусственно воспроизводят различные условия и изучают сдвиги в реакциях организма. Для этого используют животных или людей добровольцев.

Методы статистической обработки данных позволяют получить представление о положительных или отрицательных сдвигах в здоровье населения под влиянием окружающей среды.

В соответствии с целью исследования применяют методы, используемые в гуманитарных науках (социальных науках, демографии, психологии и др.) и/или естественных науках (физиологии, психофизиологии, биохимиии и т. д.).

Становление и развитие антропоэкологических идей сопровождалось переработкой и совершенствованием методов исследования, которые экология человека получила от таких дисциплин, как физическая и социальная география, демография, социология, биология, медицина. Большое место отводится оценке природных, социально-бытовых, экономических, политических, эколого-гигиенических и иных факторов, составлению кадастров, содержащих их перечень, которые влияющих на жизнедеятельность населения.

Для решения научных и прикладных задач по экологии человека исследования проводятся на различных пространственных уровнях, которые можно разделить на три основных — локальный, региональный и глобальный. Каждому из них соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов. Для каждого уровня характерен свой картографический масштаб, как используемых картографических источников, так и картографического оформления окончательных результатов исследования.

Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора информации, которые сложились в науках, послуживших базой формирования экологии человека.

Среди этих методов — оценивание, моделирование, картографирование, районирование и прогнозирование.

Оценивание среды обитания населения — это сопоставление неизвестного с известным. В антропоэкологии оценка всегда осуществляется для человеческих общностей. Но в разных ситуациях важно выяснить — для какой общности людей проводить оценку. Субъектами оценки могут быть: постоянное население, временное население (люди, работающие в вахтовом или экспедиционном режиме, группы людей, эпизодически посещающие территорию — туристы, изыскатели и т. д.).

Сложность интегрального оценивания антропоэкологической ситуации состоит в том, что почти отсутствуют компоненты природы и общественной жизни, которые воздействовали бы на жизнедеятельность населения и уровень его здоровья изолированно, обособленно. Последствия подобного воздействия могут зависеть от всей совокупности условий. Изменение даже одного, на первый взгляд незначительного, элемента может привести к совершенно иным (против ожидаемых) результатам.

Антропоэкологическое таксонирование (районирование). Для антропо-экологического изучения территории, анализа проблемных ситуаций, возникающих при воздействии факторов риска на население, и последующего упорядочивания полученной информации служит таксонирование, т. е. деление территории на более мелкие таксоны (на типологические или региональные пространственные системы). Антропоэкологическое таксонирование может способствовать решению многих актуальных научных и прикладных проблем в области повышения уровня общественного здоровья, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, осуществления социально ориентированной экономической политики, градостроительного проектирования и т. д.

Моделирование. В экологии человека широко используются методы моделирования, или построения различных моделей, имитирующих антропо-экологические процессы или явления.

Дистанционная информация в работах по экологии человека. При решении антропоэкологических проблем весьма продуктивно могут быть использованы дистанционные методы и приемы исследования (аэрофотосъемка, космофотосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). Эти методы успешно используются в геологии, геодезии, географии, океанологии, метеорологии и т. д. С помощью дистанционной информации (в сочетании с наземными исследованиями) могут быть изучены природа, хозяйство, структура территориальной организации общества, природные очаги ряда опасных заболеваний, нарушения среды обитания человека и, что очень важно, динамические тенденции в развитии этих явлений и процессов.

1. В связи с чем возникла необходимость изучения экологии человека?

2. Сформулируйте определение экологии человека.

3. В чем состоит цель и каковы задачи экологии человека? Практическая значимость изучаемой дисциплины.

4. Что является объектом и предметом экологии человека?

5. Расскажите о связи экологии человека с другими науками.

6. Перечислите и опишите основные методы, используемые при проведении исследований по экологии человека.

Читайте также: