Лекции по факультетской терапии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Руководство к практическим занятиям по факультетской терапии содержит учебно-методические материалы и дополнительные сведения по нозологическим формам, включенным в учебную программу. В главах освещены основополагающие принципы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний внутренних органов с учетом совре- менных отечественных и зарубежных клинических рекомендаций, приведены тестовые задания, варианты клинических ситуационных задач и ответы к ним. Обширный иллюстративный материал представлен в виде электрокардиограмм и рентгенограмм. Особенностью руководства является наличие комментированной схемы истории болезни с методическими разъяснениями ее оформления и написания, а также примерами проведения диагностического поиска. Руководство предназначено студентам, преподавателям медицинских вузов, а также интернам, клиническим ординаторам и врачам, проходящим переаттестацию по терапии. Гриф УМО

Код вставки на сайт

Руководство к практическим занятиям по факультетской терапии содержит учебно-методические материалы и дополнительные сведения по нозологическим формам, включенным в учебную программу. В главах освещены основополагающие принципы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний внутренних органов с учетом совре- менных отечественных и зарубежных клинических рекомендаций, приведены тестовые задания, варианты клинических ситуационных задач и ответы к ним. Обширный иллюстративный материал представлен в виде электрокардиограмм и рентгенограмм. Особенностью руководства является наличие комментированной схемы истории болезни с методическими разъяснениями ее оформления и написания, а также примерами проведения диагностического поиска. Руководство предназначено студентам, преподавателям медицинских вузов, а также интернам, клиническим ординаторам и врачам, проходящим переаттестацию по терапии. Гриф УМО

Представленный вашему вниманию конспект лекций пред назначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче экзаменов. Книга включает в себя полный курс лекций по фа культетской терапии, написана доступным языком и будет неза менимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.

ЛЕКЦИЯ № 1. Болезни

1. Респираторные аллергозы

Респираторные аллергозы представляют собой общие аллер гические заболевания с преобладающим повреждением органов дыхания.

Аллергозы развиваются в результате сенсибилизации эндоген ными и экзогенными аллергенами.

К экзогенным аллергенам неинфекционной природы относят: бытовые — стиральные порошки, предметы бытовой химии; эпи дермальные — шерсть, кожные чешуйки домашних животных; пыльцевые — пыльца различных растений; пищевые — продукты питания; растительные, лекарственные. К аллергенам инфек ционной природы относятся бактериальные, грибковые, виру сные и др.

1. Аллергический ринит или риносинусит.

2. Аллергический ларингит, фарингит.

3. Аллергический трахеит.

4. Аллергический бронхит.

5. Эозинофильный легочный инфильтрат.

6. Бронхиальная астма.

Симптоматика и диагностика

Аллергический ринит и риносинусит. Анамнез — наличие ал лергических заболеваний у родителей и близких родственников ребенка, связь заболеваний с аллергенами.

Симптоматически проявляются острым началом: внезапное возникновение сильного зуда, жжение в носу, приступы чихания, обильные жидкие, часто пенистые выделения из носа.

При осмотре выявляется отек слизистой носовой перегород ки, нижних и средних носовых раковин. Слизистая имеет бледно

серый с голубоватым оттенком цвет, поверхность блестящая с мраморным рисунком.

При рентгеновском обследовании на снимках черепа видны утолщения слизистой оболочки верхнечелюстных и фронтальных пазух, решетчатого лабиринта.

Характерны положительные кожные пробы с инфекционны ми и неинфекционными аллергенами.

При лабораторной диагностике — повышение уровня имму ноглобулина Е в носовом секрете.

Аллергический ларингит и фарингит могут протекать в форме ларинготрахеита.

При развитии стеноза появляется инспираторная одышка, участие вспомогательных мышц в акте дыхания, втяжение подат ливых мест грудной клетки, раздувание крыльев носа, брюшное дыхание приобретает большую интенсивность и амплитуду.

Развивается обструкция бронхов за счет отека, спазма и экссу дата и, как следствие, обструктивная вентиляционная недоста точность.

Применение антибактериальных средств положительного эф фекта не оказывает, возможно даже ухудшение состояния.

Лабораторные данные — положительные кожные пробы, по вышение уровня иммуноглобулина Е в сыворотке крови.

Аллергический бронхит протекает в форме астматического бронхита.

В анамнезе имеются данные об аллергизации организма.

В отличие от истинной бронхиальной астмы при астматиче ском бронхите развивается спазм бронхов крупного и среднего калибра, поэтому приступы удушья не возникают.

Эозинофильный легочный инфильтрат развивается при сен сибилизации организма.

Наиболее частая причина возникновения — аскаридоз. В об щем анализе крови появляется высокая эозинофилия (более 10%) на фоне лейкоцитоза. В легких появляются очаги инфильтрации, гомогенные, без четких границ, которые исчезают без следа через 1—3 недели. Иногда инфильтрат, исчезнув в одном месте, может возникнуть в другом.

2. Бронхиальная астма

Бронхиальная астма — инфекционно аллергическое или ал лергическое заболевание хронического течения с периодически повторяющимися приступами удушья, обусловленными наруше нием бронхиальной проходимости в результате бронхоспазма, отека слизистой бронхов и скопления вязкой мокроты.

Бронхиальная астма — серьезная проблема здравоохранения во всем мире. Ею страдают от 5 до 7% населения России. Отмеча ется рост заболеваемости и увеличивается смертность.

Классификация (А. Д. Адо и П. К. Булатова, 1969 г.)

2) инфекционно аллергическая;

1) астматический бронхит;

2) бронхиальная астма. Тяжесть:

1) легкая степень:

а) интермиттирующая: приступы бронхиальной астмы ре же двух раз в неделю, обострения короткие, от нескольких часов до нескольких дней. Ночью приступы возникают редко — два раза или менее в месяц; б) персистирующая: приступы возникают не каждый день, не более двух в неделю.

Ночью симптомы бронхиальной астмы наблюдаются чаще двух раз в месяц;

2) средняя степень — проявляется каждый день, требует ежед невного применения бронхолитических препаратов. Ночные приступы возникают чаще раза в неделю;

3) тяжелая степень — бронхиальная обструкция, выраженная в разной степени постоянно, ограничивается физическая ак тивность.

Основное звено патогенеза бронхиальной астмы — развитие сенсибилизации организма к тому или иному аллергену с воз никновением аллергического воспаления в слизистой бронхи ального дерева.

При сборе анамнеза у пациента необходимо установить харак

тер первого приступа, место и время года, продолжительность

и частоту приступов, эффективность проводимой терапии, со стояние больного во внеприступный период.

Основное звено патогенеза бронхиальной астмы — развитие сенсибилизации организма к тому или иному аллергену и возник новение аллергического воспаления.

Основным симптомом является наличие приступов удушья эк спираторного типа с дистанционными хрипами, приступообразным кашлем. Вынужденное положение больного во время приступа: но ги спущены вниз, больной сидит на кровати, корпус наклонен впе ред, руками опирается на кровать по бокам от корпуса.

Появляются симптомы дыхательной недостаточности (участие вспомогательных мышц в акте дыхания, втяжение межреберных промежутков, цианоз носогубного треугольника, одышка). Грудная клетка эмфизематозно вздута, бочкообразная.

Перкуторно коробочный звук, границы легких смещаются вниз. Аускультативно — дыхание ослабленное (короткий вдох, длинный выдох), обилие сухих свистящих хрипов, влажные хрипы разного калибра. Со стороны сердечно сосудистой системы — су жение границ абсолютной сердечной тупости, тахикардия, повы шение артериального давления.

Со стороны нервной системы появляется повышенная нерв ная возбудимость или вялость, изменение вегетативных реакций (потливость, парестезии).

В общем анамнезе крови — лимфоцитоз, эозинофилия. В об щем анализе мокроты — эозинофилия, эпителиальные клетки, макрофаги, или кристаллы Шарко—Лейдена, и спирали Кур шмана.

Инструментальные методы исследования. На рентгенографии — эмфизема легких (повышение прозрачности, границы легких сме щены вниз). Спирография: уменьшение скорости выдоха (пневмо тахометрия), уменьшение ЖЕЛ, гипервентиляция в покое.

Аллергологическое обследование. Проведение кожных проб с бактериальными и небактериальными аллергенами дает поло жительный результат. Провокационные пробы с аллергенами то же положительные.

Иммунологические показатели. При атопической бронхиаль ной астме уменьшается уровень иммуноглобулинов А и повыша

ется содержание иммуноглобулинов Е, при смешанной и инфек ционной — повышается уровень иммуноглобулинов G и А.

При атопической форме уменьшается количество Т лимфо цитов, при инфекционно аллергической — повышается.

При атопической форме уменьшено количество супрессоров

и повышено содержание Т хелперов. При сенсибилизации гриб ковыми агентами увеличивается уровень ЦИК.

Опрос (сбор анамнеза, жалоб). Осмотр (пальпация, перкус сия, аускультация). Общий анализ крови. Микроскопия и посев мокроты.

Рентгенография органов грудной клетки. Исследование пока зателей внешнего дыхания. Аллергологическое, иммунологиче ское обследование.

Дифференцируют с заболеваниями аллергической природы: полипозы, аллергический бронхолегочный аспергиллез с об структивными расстройствами дыхания.

Необходимо учитывать наличие у больного сочетания двух

и более заболеваний.

В отличие от бронхиальной астмы при хроническом об структивном бронхите обструктивный синдром сохраняется стойко и не имеет обратного развития даже при лечении гормо нальными препаратами, а в мокроте при анализе отсутствует эозинофилия.

При левожелудочковой недостаточности возможно развитие сердечной астмы, которая проявляется приступом одышки в ноч ное время; чувство недостатка воздуха и стеснения в груди пере растает в удушье.

Сочетается с аритмией и тахикардией (при бронхиальной аст ме чаще брадикардия). В отличие от бронхиальной астмы обе фа зы дыхания затруднены. Приступ сердечной астмы может быть

длительным (до применения мочегонных средств или нейрогли церина).

Вторая форма удушья наблюдается у истероидных людей

и вызывается нарушением сокращения диафрагмы. Во время приступа дыхание затруднено или невозможно, в области солнеч ного сплетения — ощущение боли.

Третья форма связана со спазмом голосовой щели. Приступ начинается со свиста при вдохе, на высоте приступа возможна остановка дыхания.

Для прекращения приступа пациенту предлагают вдыхать го рячий водяной пар или дают наркоз.

Обтурационная астма — симптомокомплекс удушья, в основе которого лежит нарушение проходимости верхних дыхательных путей.

Причиной обтурации могут быть опухоли, инородное тело, стеноз, аневризма аорты. Наибольшее значение в постановке ди агноза принадлежит томографическому исследованию грудной клетки и бронхоскопии.

Сочетание симптомов одышки и удушья бывает и при других состояниях (анемическая, уремическая, церебральная астма, узелковый периартрит, карциноидный синдром).

Поллиноз, или сенная лихорадка — это самостоятельное ал лергическое заболевание, при котором происходит сенсибилиза ция организма к пыльце растений.

Для данных заболеваний характерны: бронхоспазм, ринорея

и конъюнктивит. Характерна сезонность заболеваний. Начинает ся с периода цветения растений и уменьшается, когда он заканчи вается.

Стадия обострения характеризуется упорным насморком, ре зью в глазах и слезотечением, кашлем до развития приступа уду шья.

Возможно повышение температуры, артралгия. В общем ана лизе крови — эозинофилия (до 20%). В период ремиссии клини чески ничем не проявляется.

Аллергический бронхолегочный аспергиллез — заболевание, причиной которого стала сенсибилизация организма к грибам ас

пергинелам. При этом заболевании возможно поражение альве ол, сосудов легких, бронхов, а также других органов.

Клиническим признаком является симптомокомплекс брон хиальной астмы (обструктивный синдром, эозинофилия, повы шение иммуноглобулина Е).

Подтверждение диагноза осуществляется путем выявления сенсибилизации кожи к аллергенам аспергилии.

Пример диагноза. Бронхиальная астма, атопическая форма, с частными рецидивами, период ремиссии, неосложненная.

Цель лечения — предупредить возникновение приступов уду шья, одышки при физической нагрузке, кашля, ночного наруше ния дыхания. Устранение бронхиальной обструкции. Поддер жание нормальной функции легких.

Задачи проводимой терапии:

1) прекратить воздействие на организм аллергена — причи ны заболевания. При пыльцевой аллергии пациенту предла гается переезд в другую местность в период цветения расте ний. При профессиональной аллергии — поменять место и условия труда. При пищевой — строгое соблюдение эл ементарной диеты;

2) проводить специфическую десенсибилизацию с после дующей выработкой блокирующих антител (иммуноглобу лины G);

3) стабилизировать стенки тучных клеток и препятствовать секреции биологически активных веществ;

4) ограничить воздействие раздражителей на дыхательные пути — холодного воздуха, резких запахов, табачного дыма;

5) санация хронических очагов инфекции (зубы с воспали тельным процессом, синуситы, риниты);

6) ограничить развивающееся аллергическое воспаление путем назначения глюкокортикоидов в ингаляционной форме;

7) предотвратить прием нестероидных противовоспалитель ных средств.

1. Эллиминация аллергена (исключение, выведение).

2. Бронхоспазматическая терапия:

1) селективные α адреномиметики (беротек, сальбуталон, вентосин, тербутамол, фенотирол, гуоэтарин);

2) неселективные адреномиметики (адреналин, эфедрин, астмопент, фулпреналин, изадрин, эуспиран, новодрин);

3) антагонисты фосфодиэстеразы, ксантины (теобрамины, теофилин, эуфилкин);

4) холинолитики (атропин, ипратропин).

3. Блокаторы Н 2 рецепторов гистамина (тавегил, фенкарол, супрастин, атозинил, пипольфен, дисплерон).

4. Препараты, которые понижают реактивность бронхов (глю кокортикоиды, интал, бетотифен).

5. Отхаркивающие средства:

1) повышающие жидкую фазу мокроты (термопсис, солодко вый корень, алтей, йодид калия, хлорид алкиония);

2) препараты муколитики (ацетилцистеин (АЦЦ)), рибону клеаза, дезоксирибонуклеаза);

3) препараты, которые сочетают в себе муколиптический эф фект с повышением уровня сурфактанта (бромгесин, амбро кагн, лазолван).

7. Вибрационный массаж с постунальным дренажем.

8. Физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия (иглоу

9. Бронхоскопия, интраназальная трахеобронхиальная сана

10. Реабилитация в гнотобиологическом отделении.

11. Сауна терапия.

3. Бронхиты острые

Бронхит — это заболевание бронхов, сопровождающееся по степенно развивающимся воспалением слизистой оболочки с по следующим вовлечением глубоких слоев стенок бронхов.

Чаще развивается при активации, размножении условно па тогенной флоры самого организма с нарушением мукоциларного клиренса за счет ОРВИ.

Предрасполагающий фактор — охлаждение или резкое нагре вание, загрязненный воздух, курение.


В пособии приводятся методы исследования и семиологии при заболевании отдельных органов и систем, а также описание основных заболеваний и их лечения. Для студентов высших медицинских учебных заведений, врачей общей практики.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ 1. Болезни органов дыхания. Клинические синдромы при заболевании органов дыхания. Часть 1
  • ЛЕКЦИЯ 2. Клинические синдромы при заболевании органов дыхания. Часть 2
  • ЛЕКЦИЯ 3. Методы функциональной диагностики. Часть 1
  • ЛЕКЦИЯ 4. Методы функциональной диагностики. Часть 2
  • ЛЕКЦИЯ 5. Пневмония. Этиология, патогенез, классификация
  • ЛЕКЦИЯ 6. Пневмония. Клинические проявления и диагностика
  • ЛЕКЦИЯ 7. Лечение пневмоний
  • ЛЕКЦИЯ 8. Плеврит. Этиология и патогенез. Классификация
  • ЛЕКЦИЯ 9. Плеврит. Клиническая картина

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Факультетская терапия. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ 5. Пневмония. Этиология, патогенез, классификация

1. Определение и этиология

2. Патогенез

3. Классификация пневмоний

1. Пневмония — острое инфекционное экссудативное воспаление респираторных отделов легких, которое вызывается микроорганизмами различной природы и охватывает дистальные отделы дыхательных путей.

Этиология. Наиболее частыми возбудителями внебольничной пневмонии являются пневмококки (30–40 %), микоплазма (до 20 %) и вирусы (10 %). В случае внутрибольничной пневмонии возбудителями обычно бывают синегнойная палочка, протей, легионелла, аспиргилла, микоплазма и пневмоциста. При аспирационной пневмонии возбудителями чаще всего бывают ассоциации грамположительных и грамотрицательных бактерий с анаэробными микроорганизмами. Такие пневмонии встречаются при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нервной системы, у больных с множественными травмами. У подростков самой частой причиной пневмонии является Mykoplasma pneumoniae.

2. Патогенез. Заболевание возникает в условиях суперинфекции или высокой вирулентности микроорганизма, с одной стороны, и снижением иммунитета — с другой. В легочную ткань микроорганизмы проникают одним из четырех путей: вдыханием с воздухом; аспирацией из рото — или носоглотки; гематогенным распространением их отдаленного очага инфекции; лимфогенным (из соседних органов) при ранении грудной клетки. Наиболее типичным является ингаляционный путь инфицирования. Определенную роль в патогенезе пневмонии играют нарушения клеточного механизма противоинфекционной защиты, нервно-трофического расстройства бронхов и легких, связанных с воздействием бактериальной флоры на интерорецепторный аппарат респираторного тракта.

Предрасполагающими факторами для внебольничной пневмонии являются курение, стресс, переохлаждение, физическое утомление и эмоциональное перенапряжение, длительное нахождение рядом с работающим кондиционером, нарушение сознания любой этиологии, эпилепсия при частых припадках, искусственной вентиляции легких, алкогольное опьянение, иммунодефицитные состояния (первичные или вторичные). Эти факторы, подавляя местные защитные механизмы и нарушая легочное кровообращение, ведут к поражению бронхиол и альвеол.

3. Классификация пневмоний. Согласно международной классификации (Европейское респираторное общество, 1995 г.) выделяют пневмонии:

1) внебольничные (первичные);

2) внутрибольничные (нозокомиальные), возникающие через 48–72 ч после госпитализации по поводу других заболеваний;

3) у лиц с тяжелыми дефектами иммунитета;

С этих позиций выделяют пневмонии, возникающие в тесно взаимодействующих коллективах, особенности которых заключаются в следующем:

— возникают, как правило, у ранее здоровых людей при отсутствии фоновой патологии;

— факторами риска являются контакт с животными, птицами (орнитоз, пситтакоз), контакты с кондиционерами (легионеллезная пневмония);

— основные возбудители: пневмококк, микоплазма, легионелла, хламидии, различные вирусы, гемофильная палочка.

Нозокомиальные (больничные) пневмонии характеризуются следующими особенностями:

— возникают через два и более дня пребывания в стационаре при отсутствии клинико-рентгенологических признаков легочного поражения при госпитализации;

— являются одной из форм нозокомиальных (больничных) инфекций и занимают третье место после инфекции мочевых путей и раневой инфекции;

— смертность от госпитальных пневмоний составляет около 20 % — факторами риска являются уже сам факт пребывания больных в палатах интенсивной терапии, реанимационных отделениях, наличие искусственной вентиляции легких, трахеостомии, бронхоскопические исследования, послеоперационный период (особенно после торакоабдоминальных операций), массивная антибиотикотерапия, септические состояния;

— основными возбудителями являются грамотрицательные микроорганизмы, стафилококк.

По степени тяжести выделяют пневмонии легкого течения, средней тяжести, тяжелого течения, крайне тяжелого течения.

Пневмония легкого течения характеризуется: температурой тела до 38 °C, числом дыханий до 25 в минуту, частотой сердечных сокращений до 90 в минуту, отсутствием или слабо выраженными интоксикацией и цианозом, умеренным лейкоцитозом.

Пневмония средней тяжести характеризуется: температурой — 38–39 °C, числом дыханий 25–30 в минуту, частотой сердечных сокращений — 90—100 в минуту, умеренно выраженными интоксикацией и цианозом, лейкоцитозом со сдвигом влево.

Для пневмонии тяжелого течения характерны: температура — выше 39 °C, число дыханий — выше 30 в минуту, частота сердечных сокращений — выше 100 в минуту, резко выраженные интоксикация и цианоз, лейкоцитоз, токсическая зернистость нейтрофилов, анемия.

По длительности выделяют типичное (до 4 недель), затяжное (более 4–6 недель) течение. Затяжное течение пневмонии встречается, как правило, при пневмококковой этиологии заболевания или при наличии в очаге поражения ассоциаций микроорганизмов.

Среди осложнений выделяют:

— легочные (плеврит), инфекционную деструкцию (абсцедирование);

— внелегочные (перикардит, миокардит, инфекционно-токсический шок и др.).
















© Официальный сайт ТГМУ — Тверской государственный медицинский университет — TSMU Official Website 2005 — 2022
При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
Политика конфиденциальности


Без них в здания клинических корпусов ГКБ им Е.О. Мухина (клинической базы кафедры) допуска не будет!

Дорогие друзья,
приветствую Вас на странице дисциплины
Факультетская терапия.

Факультетская терапия является одной из основных и наиболее важных дисциплин в системе высшего медицинского образования. Изучение дисциплины реализуется в базовой части программы подготовки специалиста по направлению лечебное дело очной (VII-VIII семестры) формы обучения.

Основной целью дисциплины является формирование профессиональных терапевтических знаний, практических умений и навыков для диагностики, лечения и профилактики основных нозологических форм внутренних болезней, постановки клинического диагноза; формирование основ клинического мышления. Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных ранее при освоении таких дисциплин, как гистология, микробиология, фармакология, анатомия человека, патологическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, пропедевтика внутренних болезней. Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины, являются основными для последующего освоения учебных программ по госпитальной терапии, внутренним болезням, функциональной диагностике, кардиологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, поликлинической терапии, онкологии.

Преподаватели дисциплины, являясь высококвалифицированными специалистами в области медицины, имеют необходимую квалификацию врач-педагог, позволяющую осуществлять преподавательскую деятельность на высоком профессиональном уровне.

Надеюсь, что изучение дисциплины Факультетская терапия станет для Вас интересным и увлекательным мероприятием.

Заведующая учебной частью
доцент, к.м.н.
Голобородова Ирина Васильевна

Читайте также: