Азовский флот петра 1 кратко

Обновлено: 17.05.2024

Всем известно: при Петре I в России появился собственный морской флот. Однако его реальная история оказалось печальной – Азовский флот сгнил, так ни разу и не вступив в бой с неприятелем. А эскадры Балтийского флота нанесли противнику непропорционально малый ущерб в сравнении с усилиями, потребовавшимися для обзаведения ими.

За весь период боевых действий в ходе Северной войны петровские моряки сумели захватить всего один линкор. В то время как союзный русскому датский флот лишь в одном 1715 году захватил четыре таких судна.

У разбитых корыт

Начатое Петром I в период подготовки к Азовским походам 1695 – 1696 годов военное кораблестроение на юге России продолжалось самым интенсивным образом вплоть до того момента, когда Петр ввязался в новое рискованное предприятие – войну против Швеции. Всего до 1700 года в качестве основных сил (то есть без учета небольших парусных кораблей и всевозможных гребных конструкций) Азовского флота было заложено 51 судно различных типов – галеасы, баркалоны, барбарские и классические линейные корабли, которые по рангу были не меньше фрегата. То есть могли нести на борту от 28 до 70 орудий, включая пушки средних и крупных калибров.

(36 – 40)-пушечных – 6

Из этого количества построили и спустили на воду к началу Северной войны 37 судов (подробный список с биографиями судов см. в справке ).

Тем не менее, дорогостоящие работы по созданию огромного флота, привязанного к только что отвоеванному небольшому кусочку побережья мелкого Азовского моря продолжались и в течение всего первого периода борьбы против Карла XII. Однако результаты титанического напряжения получились неадекватными. Из 38 упомянутых выше кораблей оставшихся к началу 1700 года в Донском бассейне, за последующее 5-летие удалось достроить и вывести в море только 3 (!) вымпела.

Таким образом, лето 1704 года превратилось в наивысшую точку развития (по крайней мере, количественного) Азовского флота. Построенные из сырого леса суда быстро сгнили и одно за другим начали выходить из строя.

Итак, за полтора десятка лет – с 1696 по 1710 год Петр I заложил на верфях Азовского флота 71 крупный корабль (не меньше фрегата). Но в море по истечении этого срока могли выйти только 4 из них.

Расквасив нос об азовские берега, Петр затем, уже на Балтийском море повторил практически весь набор недавно пройденных ошибок.

Откуда дровишки? С верфи, вестимо!

Давно известно, что Россия в любую войну почему-то вступает неготовой. Но спор с Карлом XII, начатый Петром I в расчете на быструю победу, выделяется даже на этом специфическом фоне. Непонятно, что помешало Петру организовать тщательное предварительное обследование будущего театра боевых действий. Время позволяло наметить удобные места предполагаемых верфей, заготовить в глубине страны оборудование для них и наладить производство узлов небольших кораблей. Все это затем нетрудно было перебросить на северо-запад. И таким образом к 1701 году обзавестись необходимыми флотилиями.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ


АЗОВСКИЙ ФЛОТ создавался Петром I в конце 1695 — мае 1696 на реках около Воронежа для действий на Азовском море (парусные корабли, галеры). Сыграл решающую роль во взятии Азова (1696). После Прутского похода (1711) уничтожен. А. ф. положил начало русскому регулярному флоту.

Строительство Азовского флота

В начале 90-х годов семнадцатого века перед Россией встала проблема выхода к Черному и Азовскому морям, от которых Россия была отрезана Турцией, укрепившейся в устьях Дона и Днепра и татарами, владевшими Крымом. Через эти моря Петр замышлял начать торговлю с Европой.

Весной 1695 года русская армия совместно с днепровскими казаками отвоевала у турок две крепости. В июне Петр начал осаду Азова, сильной турецкой крепости, контролировавшей выход из Дона в Азовское море. Для доставки войск к Азову с 23 декабря 1694 года было начато сторительство стругов, морских лодок и других плавсредств. Основным центром судостроения стал город Воронеж, где были заложены верфь и адмиралтейство. Всего в первом Азовском походе для перевозки войск и грузов было задействовано около 1900 стругов и морских лодок. Однако кораблей, которые могли бы блокировать турецкую крепость с моря, у русского царя не было, поэтому две попытки взять Азов одними лишь сухопутными силами закончились неудачей — противник беспрепятственно подвозил морем подкрепления, продовольствие и боеприпасы. В конце концов поняв, что без флота крепость не взять, Петр I снял осаду Азова.

Главными причинами неудач первого Азовского похода явились отсутствие единочалия и знающих военно-инженерных специалистов, а также отсутствие военного флота, без которого невозможно было замкнуть кольцо блокады приморской крепости.

Азовский флот

К апрелю 1696 года Азовский флот состоял из 22 галер, галеаса Святой апостол Петр и 4 брандеров. Командирами кораблей Петр 1 назначил офицеров Семеновского и Преображенского полков, матросами были солдаты этих же полков. Всего на корабли Азовского флота было выделено 4225 человек — 28 рот, по числу вымпелов флота. Галерой Принципиум командовал сам Петр. Одновременно со строительством боевых кораблей, солдатами Белогородского полка было построено 1300 стругов, 300 морских лодок и 100 плотов для перевозки войск и грузов. Адмиралом Азовского флота был назначен генерал Лефорт, вице-адмиралом — полковник Ю. С. Лима, контр-адмиралом — полковник Б. Е. де Лозьер.

Во второй половине апреля 1696 года русские войска начали отправляться под Азов. 22 мая русские одержали свою первую победу под Азовом. В устье Дона под предводительством атамана Ф. Миняева на лодках казаки напали на турецкий флот, состоявший из 13 кораблей и 24 мелких судов. Один из кораблей казакам удалось сжечь, другой, во избежание захвата, вынуждены были потопить сами турки. Были сожжены также 9 мелких кораблей, а один захвачен. Потерпев поражение, турки отошли в море. Эта победа открыла безпрепятственный выход русской галерной эскадре в Азовское море. К 12 июня Азов оказался в кольце блокады. 19 июля, исчерпав все средства, турки сдали крепость.

После второго Азовского похода предстояло заново создать флот. Из-за отсутствия денежных средств в государственной казне решили строить корабли на средства от частных лиц. Дума постановила: всем владельцам крестьян, имевшим сто и более дворов, соединяться в кумпанства для строительства кораблей. Всего было создано 68 кумпанств. Корабли в основном строились подрядным способом, подрядчиками выступали, как правило, иностранцы. Основными типами строившихся кораблей были баркалоны, барбарские корабли, бомбардирские корабли и галеры. В качестве образцов брали английские или голландские корабли аналогичных типов. В целом же строившиеся кумпанствами суда не представляли собой серьезной боевой силы. После спуска на воду их не пререставали ремонтировать. В дело употреблялся сырой лес, поэтому корабли и галеры начинали распадаться уже года через два после постройки, не принеся ни малейшей пользы.

Самым многочисленным классом кумпанских судов являлись баркалоны, которые по своим размерам и вооружению были близки к кораблю Святой апостол Петр. Их длина составляла 35,1 м, ширина — 6,4 м, осадка — 2,1 м. На вооружении у них находилось до 36 пушек. Барбарские корабли вооружались 44 пушками, а бомбардирские корабли имели две мортиры. Галеры строились 20 — 24-баночные. Они имели длину от 41,7 м до 53 м, ширину — 5,5 — 7,3 м, осадку — 1,8 — 2,7 м. Вооружение галер соотояло из 21 — 27 пушек. Они несли две мачты которые в случае необходимости убирались. На одно весло сажали до 6 гребцов. Хорошо выученная команда делала до 26 гребков в минуту, при этом галера развивала скорость до 6 узлов. Орудия на кораблях Азовского флота были чугунные и медные.

В 1699 году эскадра Азовского флота вышла в свое первое плавание в составе кораблей Святой апостол Петр, Скорпион, Благословенное начало, Цвет войны, Растворенные врата, Сила, Безбоязнство, Благое соединение, Меркуриус, Крепость и галер Периная тягота, Заячий бег. Командовал эскадрой адмирал Ф. А. Головин. Этим походом царь намеревался оказать давление на Турцию с целью скорейшего заключения мира и закрепления России на Азовском море. 24 мая 1699 года корабли подошли к Азову. 18 августа эскадра Азовского флота встала на якорь на Керченском рейде. Там уже находились четыре корабля и девять галер под турецким флагом. Появление русских кораблей произвело сильное впечатление на турецкого адмирала. В конце августа корабль Крепость в сопровождении четырех турецких кораблей и двух галер взял курс на Босфор. 6 сентября они прибыли в Константинополь. Летом следующего года корабль возвратился в Россию. Тогда же был заключен мирный договор с Турцией сроком на 30 лет. Однако желаемого выхода в Черное и Средиземное моря Россия не получила. В 1701 году Петр 1 издал указ о прекращении корабельных работ в Воронеже.

Хотя Азовский флот и просуществовал чуть более 10 лет, его роль в развитии российского флота была огромна. Он положил начало крупномасштабному военному кораблестроению, что в дальнейшем способствовало быстрому развитию Балтийского флота, были также подготовлены кадры для флота и судостроители.

Пётр в Воронеже

Османской империи к концу 17 века тяжело было претендовать на передовые позиции в мире. Противником османов стала так называемая Священная лига — объединение ряда европейских государств. Священная Римская империя, Речь Посполита, Россия, Мальта и Венеция решили окончательно разрушить планы турок на продвижение вглубь Европы.

Война священной Лиги

Война велась на широчайшем театре военных действий — от Вены до Азова. Для царя Петра эта война стала возможностью выбить для Российского государства прямой выход к Черному морю. Несмотря на то что судьба большинства кампаний решалась на суше, новосозданный Азовский флот сыграл в сражении за Азов едва ли не ключевую роль.

Именно в честь этой победы получил своё имя знаменитый корабль Азов, командовал которым известный русский мореплаватель Михаил Лазарев. В Наваринском сражении Азов, будучи в составе англо-франко-русского соединения, собственными силами потопил 6 тяжелых кораблей неприятеля (среди которых 64-х и 80 пушечный линкоры).

Первый Азовский поход Петра

Первый Азовский поход

Первый Азовский поход Петра I состоялся в 1695 году. Вместо походов через Украину и степи Причерноморья на Крым, которые предпренимала царевна Софья, он решил атаковать турецкий Азов. На суше молодой царь смог вполне успешно организовать осаду приморской крепости.

Сражение по Азовом 1696

Была даже предпринята попытка штурма, русские с боем ворвались внутрь крепости. Но увы, из-за несогласованности действий своих отрядов были вынуждены отступить. В течение всей осады Петр был вынужден наблюдать за тем, как морем к туркам прибывают подкрепления и снабжение. Помешать этому русские войска никак не могли. Очевидно, что измором Азов взять было невозможно.

Фрагмент макета крепости Азов

В итоге самым значительным успехом было взятие двух укрепленных башен на разных берегах Дона, между которыми была протянута цепь, чтобы препятствовать прохождению речных судов. Оставив там трехтысячный стрелецкий гарнизон, русские отступили. Царь понял, что для взятия крупных приморских крепостей необходимо активное взаимодействие флота и сухопутных частей. На тот момент Российское царство не располагало таким флотом. Но Петр всегда искал пути решения проблемы, а не предавался упадническим настроениям.

Воронеж 17 века, на переднем плане цейхауз Петра

Постройка флота

Проблема была, однако, серьезнее чем изначально казалась. Флота не просто не было — страна не располагала даже нормальной верфью. Но царь с детства грезил кораблями, поэтому можно утверждать, что флот Петра Первого взял начало ещё за 7 лет до описываемых событий, а именно со времен подчинки подарочного английского бота в 1688 году и создания Потешной эскадры (в состав которой входило несколько яхт). В связи с этим, Петр принялся энергично исправлять положение — верфь в спешном порядке построили в Воронеже. Выбор был неслучайным, ведь город стоял на одноименной реке, которая впадала в Дон. Это позволяло кораблям добраться до места боевых действий своим ходом.

Швейцарец Лефорт

Широкомасштабность работ, начавшихся в Воронеже, подтверждает тот факт, что там было задействовано более 26 тыс. корабельных мастеров! Центральным руководящим органом строительства сначала был Владимирский приказ, а потом и Морской приказ, созданный в 1696 г. (позже ставший Адмиралтейством). Руководителем приказа царь назначил Ф.М, Апраксина. Были серьезные проблемы административного характера. Швейцарец Лефорт, хоть и был храбрым командиром, едва ли обладал навыками кораблестроителя и моряка. А некий Титов, заведовавший подвозом строительных материалов, до этого не имел абсолютно никакого отношения к кораблям. Но кадров не хватало — приходилось ставить на местах того, кто был. С другой стороны, несколько исправляли положение корабельные мастера, приглашенные Петром из Голландии и Англии.

Воронежский Адмиралтейский двор

Понимая, что за полгода придется создавать полноценную боевую эскадру, Петр искал любую возможность для ускорения работ. Например, его идеей было строить части кораблей в отдаленных мастерских, откуда их доставляли в Воронеж и уже там собирали. Мелкие суда строили в городках и деревнях — Козлове, Добром, Сокольске. Сам молодой царь не стеснялся лично участвовать в процессе постройки — и как проектировщик, и как обычный плотник.

Взятие Азова

Долгожданный триумф

Взятие Азова, корабль Апостол Петр и русские галеры

Тогда было решено действовать, используя легкие казачьи лодки. Такая тактика принесла успех — у турок было захвачено 10 небольших судов снабжения, которые следовали в Азов. Эта акция произвела большое впечатление на противника. А ведь флот ещё даже не вошел в Азовское море! Зато уже 27 мая русский флот в полном составе вышел в море и заблокировал Азов. Город оказался в окружении — к тому времени доукомплектованые зимой войска Петра крепко заперли турок на суше. 28 июня османы попытались высадить десант, так как Азов срочно нуждался в поддержке.

Медаль на взятие Азова

Но их попытка была обречена на провал — все 24 корабля десантом стремительно ушли, вместе с главной эскадрой (6 крупных кораблей и 17 галер), как только увидели, что русские разворачиваются для атаки. Новосозданный Азовский флот сыграл свою роль блестяще — заблокированный Азов пал. Умелые действия инженеров в осаде, храбрость солдат при штурме и стойкость моряков открыли России выход к Азовскому морю.

План осады и покорения Азова русской армией в 1695 и 1696 годах

Первая ошибка Петра

Даже после такой победы Петр I понимал, что рано почивать на лаврах. Активно велось строительство флота, чтобы ещё больше усилить свои позиции. Кроме того, первые корабли для Азова были построены неправильно, технология не была отработана. Корабельный лес рубился в авральном режиме — зимой, в морозы. Из-за этого корабли, построенные из него, начали давать течь.

Петр перевязывает раненого под Азовом

Осознавая, что на плечах государства и так лежит непомерное бремя войны, царь частично перекинул её на народ — он предложил институт кумпанства. Суть идеи была в том, что крупные помещики, монастыри, купцы должны били взять на себя обязательства по постройке флота. Кумпанство (компания) состояло из крупных землевладельцев (имевших больше 100 крестьянских дворов), владевших в общей сложности 10 000 крестьянских дворов.

Корабли Азовского флота, конец 17 века

Каждая такая компания обязывалось построить один корабль. Для церквей и монастырей суммарное количество дворов, достаточное для объединения в кумпанство, равнялось 8 000. Купцы, как особенное сословие, должны были построить 20 кораблей. Лес и мастеров предоставляло государство, а всем остальным должны были заниматься состоятельные жители Московского царства. Всего подобные объединения должны были поставить для царского флота 77 кораблей.

Взятие крепости Азов

Флот строился, но было очевидно, что это лишь временная мера. Кроме того, количество явно не соответствовало качеству. Кумпанское строительство не оправдало возложенных на него надежд. Сам Петр писал:

Молодой царь Пётр

Сильным ударом для царя стало подписание европескими союзниками мира с турками в 1698 году. Петр все четче осознавал, что опереться можно только на флот государственной постройки. О чем можно говорить, если к 1711 году только 1/5 кумпанских кораблей смогла выйти в Азовское море.

Предестинация Петра I

Предeстинация: общий вид и чертеж

Неудивительно, что когда турки в 1710 году объявили войну, русские смогли выставить флот, состоявший всего из 4 линейных кораблей, 3 шняв, 2 бригантин и 2 галер. Не этого хотел царь. Но конец флоту был положен в 1711 году. Прутский поход Петра против турок завершился поражением. И хотя русские потери составили всего 8 тысяч человек против 20 тысяч убитых врагов, кампанию проиграли. По итогам мира, Россия потеряла Азов и выход к морю. Корабли большей частью сожгли, некоторые были проданы Турции. Но этот мир был необходим — Россию ждала напряженная борьба со Швецией на Балтике.

Корабли Азовского флота

Для российского кораблестроения Азовская кампания Петра и последующее укрепление позиций на Азовском море было важным этапом развития. Было отработано множество технологических, производственных нюансов и спущено на воду несколько интересных кораблей. Естественно, они были несоизмеримы с кораблями будущего флота на Балтике, но истории Балтийского флота ещё только предстояло состоятся, поэтому о фрегате Штандарт, Гото Предестинации и других, не менее известных парусных кораблях, речи сейчас идти не может.

Галера Принципиум


Азовские походы Петра 1 (1695 - 1696 гг.) - походы русского войска и флота под началом Петра I к Азову, в устье Дона для завоевания выхода в Черное море. 1695 год - первый Азовский поход в котором участвовали сухопутные войска, был неудачным. 1696 год - в результате второго похода турецкая крепость Азов была взята совместными действиями армии и флота.
Россия вышла к Азовскому и Черному морям, но это означало войну с Османской империей, которую Россия в те времена вести в одиночку не могла.

Причины Азовских походов Петра 1

Был необходим выход к морю, надо было покончить с постоянными вторжениями Крымского ханства в южнорусские земли и обеспечить возможность большего использования и заселения плодородных южных земель.

Первый Азовский поход (1695)

Петр 1 во время военной компании совмещал обязанности первого бомбардира и фактического руководителя всего похода. Первый Азовский поход состоялся в 1695 г., когда было решено возобновить активные боевые действия и нанести удар по турецкой крепости Азов. Из стратегических соображений передвижение русских войск планировалось по районам Волги и Дона, а не через пустынные степи. Для успешного проведения боевых действий на реке Дон были построены морские лодки, транспортные судна и плоты для передислокации к Азову войск, боеприпасов, артиллерии и продовольствия.


1695 год, весна - русское войско тремя группами под командованием Лефорта (13000 человек), Гордона (9500 человек), Головина (7000 человек) с военной техникой (43 орудия, 44 пищали, 114 мортиры) пошли на юг. На Днепре против войска крымских татар действовала армия воеводы Б.П. Шереметьева и казаки И. Мазепы. Удалось отвоевать у турок три крепости: 30 июля - Кызы-кермень; 1 августа - Эски-Таван; 3 августа - Аслан-Кермен. В конце июня главные силы русской армии осадили крепость Азов. Армия Гордона заняла позиции напротив южной стороны Азова, Лефорта слева от него, Петра I и Головина - вправо.
14 и 16 июля русские войска смогли занять две каменные башни по берегам Дона, выше Азова, с протянутыми между ними железными цепями, преграждавшими речным судам выход в море. Это стало по сути самым большим успехом во время этого похода. В крепости находился семитысячный турецкий гарнизон под началом бея Гассан- Араслана. 5 августа пехотными полками Лефорта при поддержке 2500 казаков была предпринята первая попытка штурма крепости, которая закончилась неудачно. Русские потеряли убитыми и ранеными 1500 человек.


1696 год, 25 сентября - пошли второй штурм крепости. Преображенский и Семеновский полка с 1000 донских казаков смогли захватить часть укреплений и ворвались в город, но, из-за несогласованности русских войск турки смогли перегруппироваться, казакам пришлось отступить. 2 октября осаду сняли. 3000 стрельцов оставили в захваченных оборонительных башнях.

Причины поражения первого похода

Несмотря на тщательную подготовку, первый Азовский поход был неудачным. Не было единого командования, отсутствие опыта осады сильных крепостей, не хватало артиллерии. А самое главное, у осаждавших не было флота для того, чтобы заблокировать Азов со стороны моря и перекрыть доставку подкреплений, боеприпасов и продовольствия осажденным.


Подготовка ко второму Азовскому походу

1696 год - в течении всей зимы русские войска вели подготовку ко второму походу. В январе в Воронеже и Преображенском развернули масштабное строительство судов. Галеры, построенные в Преображенском, разбирались, перевозились в Воронеж, где вновь собирали и спускали в речку Дон. Более 25000 крестьян и посадских людей мобилизовали на строительство флота. Для строительства кораблей пригласили мастеров из Австрии. Были построены 2 крупных корабля, 23 галеры и больше 1300 стругов, барок и мелких судов. Реорганизовали и командование войск: командовать флотом был поставлен Лефорт, сухопутных войск - боярин Шеин. Вышел царский указ, согласно которому зависимые крестьяне, которые вступили в войска, получали свободу. В результате чего сухопутное войско увеличилась вдвое, достигнув 70000 человек. В нее также входили запорожские, донские казаки, калмыцкая конница.


Второй Азовский поход (1696)

16 мая русская армия вновь осадила Азов. 20 мая казаки в устье Дона напали на караван турецких грузовых кораблей - уничтожили 2 галеры и 9 малых судов, захватили одно небольшое судно. 27 мая русский флот выйдя в Азовское море, отрезал крепость от источников снабжения по морю. Военная флотилия турок не решилась вступить в сражение. 10 и 24 июня были отбиты наступления турецкого гарнизона и 60000 татар. 17 июля - 1500 донских и часть запорожских казаков вошли в крепость и засели в двух бастионах. 19 июля - после продолжительного артиллерийского обстрела гарнизон Азова сдался.

Значение Азовских походов

Азовские походы Петра I имели большое значение, это был серьезный стратегический успех русских, потому как Азов перестал служить северо-восточным оплотом имперских устремлений Турции.


Военная кампания практически показала важность артиллерии и флота для ведения военных действий; она являлась примером успешного взаимодействия флота и сухопутных войск при осаде крепости Азов; показала организаторские и стратегические способности Петра I - умение делать выводы из неудач и акцентировать внимание на стратегии повторного удара; стала очевидной необходимость постройки сильного флота и обеспечение государства квалифицированными специалистами в сфере морского судостроения. Эти походы дали старт важнейшим начинаниям Петра I, которые во многом смогли определить дальнейший характер его правления.
Однако выход в Черное море запирала Керчь, захватить которую можно было лишь в результате продолжительной и тяжелой войны, в которой были необходимы союзники. Их поиски стали одной из причин "Великого посольства" в Западную Европу (1697-1698).

Читайте также: