Реклама в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Выделяют три основных этапа средневековой истории. Ранее средневековье начинается нашествием варваров в Западную Римскую империю(5-вторая половина 6 века). Второй период классическое средневековье, знаменующее рассвет феодальных отношений(10-13 в.). Позднее средневековье (конец 15-16 вв.) заканчивается эпохой Великих географических открытий.

В Раннем средневековье экономика сводится к натуральному хозяйству, политика к власти военной силы, культура к безраздельному господству религиозной идеологии. Во всех этих сферах отсутствует возможность какого-либо выбора, поэтому потребность в рекламе отпадает сама по себе. Исходя из этого, можно сделать вывод, что этот период не оставил значительных свидетельств развития рекламы или даже самого ее существования.

Для периода классического средневековья также характерно преобладание натурального хозяйства. В этот период бурно развиваются города в Западной Европе. Очень важным факторов явилось возникновение цеховых организаций. Их негативное влияние на развитие рекламы определяется тем, что цеха ставили перед собой цели: устранения конкуренции между членами цеховой организации ,обеспечение себя надежной защитой от внешней конкуренции и строгий контроль над повышением производительности труда. Городские власти делали конкуренцию невозможной, а ведь это один из основных факторов развития рекламы.

В связи с невысоким уровнем грамотности населения, так же как и в Древнем мире, преобладает устная реклама( уличные зазывала, разносчики). В этих условиях получает дальнейшее развитие институт глашатайства.

Зачастую купцам и ремесленникам запрещалось самим выполнять функции зазывал. В английском статусе того времени указывались определённые положения, в которых говорилось о том, что если купцы нуждаются в продаже чего-либо, то они должны оповестить глашатая. Никто не имеет право рекламировать что-либо своим голосом. Это один из тех редких исторических примеров, когда административные методы не препятствуют, а способствуют развитию рекламы.

В дальнейшем, в период позднего средневековья глашатаи уже не всегда могли в полной мере обеспечить распространение информации о решении властей. В этих случаях использовались написанные от руки летучие листы. Кроме того, листки распространялись в торгово-рекламных и политических целях.

Существенную роль в ранее средневековье играли ярмарки. Они являлись средством формирования коммуникаций оптовых торговцев. Самой крупной ярмаркой в Европе в 13-середине 14 вв., была Шампанская. Она фокусировала международную европейскую торговлю и денежные операции.

Еще одним средством становления коммуникаций с покупателями были вывески. В период раннего и классического средневековья они содержали только знаки и символы. Поясняющие надписи и имена хозяев заведений чаще всего отсутствовали. Так как подавляющее большинство населения было безграмотным. Со временем появились универсальные символы: у слесарей-ключ, у виноторговцев-бочонок, ростовщиков-три шара, у сапожников-стилизованный сапог.

Вывески вначале помещались при входе по инициативе владельцев заведения, а впоследствии их наличие было жестко обязательным требованием городских властей. В дальнейшем предполагалось не только наличие таких знаков, но и их регистрация.

Самый большой прорыв в процессе формирования массовых коммуникаций всего средневекового периода связан с изобретением Иоганном Гуттенбергом книгопечатания в 1445 г. Использования печатного станка революционным образом способствовало развитию системы просвещения и культуры того времени. Оно же и стало фундаментом для формирования системы СМИ. Книгопечатание явилось важнейшей предпосылкой формирования печатной рекламы. В 1466 г. Было разработано первое печатное объявление страсбургским типографом Эггештейном.




Таким образом, изобретение печатного станка в средневековье сформировало предпосылки для количественного и качественного развития рекламы.

Выделяют три основных этапа средневековой истории. Ранее средневековье начинается нашествием варваров в Западную Римскую империю(5-вторая половина 6 века). Второй период классическое средневековье, знаменующее рассвет феодальных отношений(10-13 в.). Позднее средневековье (конец 15-16 вв.) заканчивается эпохой Великих географических открытий.

В Раннем средневековье экономика сводится к натуральному хозяйству, политика к власти военной силы, культура к безраздельному господству религиозной идеологии. Во всех этих сферах отсутствует возможность какого-либо выбора, поэтому потребность в рекламе отпадает сама по себе. Исходя из этого, можно сделать вывод, что этот период не оставил значительных свидетельств развития рекламы или даже самого ее существования.

Для периода классического средневековья также характерно преобладание натурального хозяйства. В этот период бурно развиваются города в Западной Европе. Очень важным факторов явилось возникновение цеховых организаций. Их негативное влияние на развитие рекламы определяется тем, что цеха ставили перед собой цели: устранения конкуренции между членами цеховой организации ,обеспечение себя надежной защитой от внешней конкуренции и строгий контроль над повышением производительности труда. Городские власти делали конкуренцию невозможной, а ведь это один из основных факторов развития рекламы.

В связи с невысоким уровнем грамотности населения, так же как и в Древнем мире, преобладает устная реклама( уличные зазывала, разносчики). В этих условиях получает дальнейшее развитие институт глашатайства.

Зачастую купцам и ремесленникам запрещалось самим выполнять функции зазывал. В английском статусе того времени указывались определённые положения, в которых говорилось о том, что если купцы нуждаются в продаже чего-либо, то они должны оповестить глашатая. Никто не имеет право рекламировать что-либо своим голосом. Это один из тех редких исторических примеров, когда административные методы не препятствуют, а способствуют развитию рекламы.

В дальнейшем, в период позднего средневековья глашатаи уже не всегда могли в полной мере обеспечить распространение информации о решении властей. В этих случаях использовались написанные от руки летучие листы. Кроме того, листки распространялись в торгово-рекламных и политических целях.

Существенную роль в ранее средневековье играли ярмарки. Они являлись средством формирования коммуникаций оптовых торговцев. Самой крупной ярмаркой в Европе в 13-середине 14 вв., была Шампанская. Она фокусировала международную европейскую торговлю и денежные операции.

Еще одним средством становления коммуникаций с покупателями были вывески. В период раннего и классического средневековья они содержали только знаки и символы. Поясняющие надписи и имена хозяев заведений чаще всего отсутствовали. Так как подавляющее большинство населения было безграмотным. Со временем появились универсальные символы: у слесарей-ключ, у виноторговцев-бочонок, ростовщиков-три шара, у сапожников-стилизованный сапог.

Вывески вначале помещались при входе по инициативе владельцев заведения, а впоследствии их наличие было жестко обязательным требованием городских властей. В дальнейшем предполагалось не только наличие таких знаков, но и их регистрация.

Самый большой прорыв в процессе формирования массовых коммуникаций всего средневекового периода связан с изобретением Иоганном Гуттенбергом книгопечатания в 1445 г. Использования печатного станка революционным образом способствовало развитию системы просвещения и культуры того времени. Оно же и стало фундаментом для формирования системы СМИ. Книгопечатание явилось важнейшей предпосылкой формирования печатной рекламы. В 1466 г. Было разработано первое печатное объявление страсбургским типографом Эггештейном.

Таким образом, изобретение печатного станка в средневековье сформировало предпосылки для количественного и качественного развития рекламы.

Поэтому и развитие рекламы в Средние века можно рассматривать в рамках данных этапов.

Особенности развития рекламы в раннем средневековье

В этот период в экономике господствовало натуральное хозяйство. Политика сводилась к власти военной силы, а культура носила исключительно религиозный характер. Во всех сферах деятельности отсутствовала возможность выбора, поэтому и рекламировать было нечего. Поэтому существовала ли вообще реклама неизвестно, значительных свидетельств ее развития не оставлено.

Затухание появившихся еще в античности рекламных средств и функций связано с таким процессом, как дезурбанизация. Это означает упадок ранее существовавших городов до более низкой ступени. Поэтому все тексты, которые активно развивались в Древней Греции и Риме, не развиваются в средние века.

Кроме этого кризис, который прошелся по ряду регионов Западной Европы, ослабил все многообразие коммуникационных потоков. В это время наблюдается и распад ранее оживленных торговых отношений, и упадок жизни населения в городах.

Соответственно, процесс дезурбанизации привел к снижению потребности в массовой коммуникации и рекламе как способе ее выражения.

Во времена раннего средневековья наблюдается развитие конфессиональной проторекламы. Это религиозные акции, в основном в виде церковных праздников. Религиозные процессии как бы рекламируют христианских, особенно наиболее почитаемых, святых. Церкви и храмы приобретали пышное убранство, роскошное обрамление. Это привлекало прихожан, которые оставляли пожертвования взамен на прослушивание службы, крещение, венчания и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Особую значимость в текстах получил так называемый демонстративный и суггестивный компонент. Люди, которые приходят к вере, руководствуются не логикой, а эмоциями.

Реклама во времена классического средневековья

В это время также преобладало развитие натурального хозяйства. Активно развиваются города в Западной Европе. Отмечается появление цеховых предприятий.

Но данные организации оказывали негативное влияние на развитие рекламы. Дело в том, что цеха ставили перед собой следующие цели:

  1. ликвидация конкуренции между членами цеховой организации;
  2. обеспечение надежной защиты от внешней конкуренции;
  3. строгий контроль над увлечением производительности труда.

Власти города делали все, чтобы не было конкуренции, хотя она является одним из основных факторов развития рекламы.

Дальнейшее развитие получил и институт глашатайства. Невысокий уровень грамотности населения способствует преобладанию устной рекламы. Купцам и ремесленникам было запрещено самим зазывать покупателей. Если купец нуждался в том, чтобы что-то продать, он должен был оповестить об этом глашатая. Своим голосом нельзя было привлекать людей к своей торговой точке.

Это один из редких исторических примеров, когда административные меры способствуют развитию рекламы.

В городах появляется новое сословие – горожан или бюргеров, буржуа. Они объединялись в ремесленные цехи или купеческие гильдии.

Середина 11 века считается периодом возрождения интеллектуальной жизни общества Западной Европы. Отмечается бурный рост городов, который активно влиял на развитие рекламы. Фольклорно-ярморочная устная реклама по-прежнему имела место, но начинаются создаваться административные и политические группы. Поэтому должность глашатая и вернули в этот период.

Рекламные тексты делились по типу знаковых средств:

  • письменные;
  • изобразительные;
  • устно-вербальные;
  • смешанные.

После 11 века началась новая стадия урбанистической культуры и ее важных последствий для развития рекламного дела.

Реклама в позднее средневековье

В этот период глашатаи уже не распространяли информацию о решении властей, как раньше. Их заменили на листы, которые выбрасывались на улицу. Процент грамотного населения постепенно рос, многие уже умели читать и писать.

Одним из средств распространения рекламной информации были ярмарки. Самая крупная ярмарка в Европе называлась Шампанская (XIII-XIV вв.).

Популярность получают вывески различных заведений. Если раньше они содержали только знаки и символы, то теперь это универсальные символы. Например, у сапожников – сапог, у слесарей - ключ, у торговцев вина – бочонок. Надписей пока не было, так как большинство граждан все равно еще не умело читать.

Вывески размещались у входа по инициативе владельцев, а позже власти сделали это обязательным требованием с последующей регистрацией.

Прорыв в рекламе произошел с изобретением печатного станка в 1445 году Иоганном Гуттенбергом. Книгопечатание стало предпосылкой формирования печатной рекламы. Первое объявление было разработано в 1466 году страсбургским типографом Эггештейном.

Читайте также: