Арм патронажная сестра кратко

Обновлено: 05.07.2024

времени, палатам, ведёт учёт выполненных манипуляций.

А также автоматизируется: регистрация движения пациентов; ввод

ежедневных сведений, включая данные для столовой и справочной; ввод

назначений, сделанных врачами на анализы и исследования; ввод заявок на

временные и разовые пропуска для посетителей.

Каждую неделю старшая медсестра должна выписать из больничной аптеки

определенную порцию медикаментов. Ранее старшей медсестре приходилось

каждый раз практически заново повторять полный список прошлой недели.

Сейчас такой список составляется на основании назначений врачей с учётом уже

имеющихся медикаментов и необходимого запаса. Автоматизируется:

формирование заявок на медикаменты в аптеку; оприходование медикаментов из

аптеки; ежедневное списание медикаментов на посты.

Преимущества автоматизации работы:

1. Простота работы с выборкой врачебных назначений, исключение при этом

непроизвольных ошибок;

2. Автоматизированное оформление документов ежедневной медицинской

отчётности (справки-доклада, строевой записки, расчёт диетического питания,

наличие свободного коечного фонда);

3. Упрощение работы медицинской сестры в организации забора материала

для исследований и в проведении инфузионной терапии с возможностью

оперативного контроля о выполнении данных назначений;

5. Автоматизированное оформление заявок на лабораторные,

инструментальные и др. виды исследований;

6. Оперативный доступ к листам назначений и получение информации при

внесении изменений врачами [3];

7. Осуществление выписки требований на медикаменты из подразделений

медицинского снабжения согласно руководящим документам, по принятой форме

и исключение ошибок при их составлении, возможность их электронной

8. Возможность контролирования врачами своевременности и полноты

обследования, лечения и выполнения врачебных назначений средним

медицинским персоналом.

Автоматизированное рабочее место медсестры предназначено для

повышения эффективности ежедневной работы дежурных сестёр лечебных

учреждений. Компьютер позволяет не переписывать одни и те же данные по много

раз и находить нужную информацию в удобном виде. Очень удобно, что

документы не нужно разносить или пересылать по назначению. Если получены

какие-то сведения о пациенте, они будут присутствовать во всех документах, где

есть соответствующие графы, а это значит, что выполнена большая часть работы

по заполнению бланков.

В электронную историю болезни вводят данные многие специалисты и этими

данными пользуются другие специалисты по мере необходимости. Например, в

обязанности дежурной медсестры входит каждый день просматривать все истории

болезни и выписывать из них все назначения, сделанные лечащими врачами

каждому пациенту. При этом сами истории болезней находятся в разных




кабинетах специалистов, их надо собрать и просмотреть. Одна из функций АРМ

медсестры – по нажатию клавиши составить список назначений всех пациентов

данного отделения на текущий день [3].

Манипуляционная медсестра видит все назначения, отсортированные по

времени, палатам, ведёт учёт выполненных манипуляций.

А также автоматизируется: регистрация движения пациентов; ввод

ежедневных сведений, включая данные для столовой и справочной; ввод

назначений, сделанных врачами на анализы и исследования; ввод заявок на

временные и разовые пропуска для посетителей.

Каждую неделю старшая медсестра должна выписать из больничной аптеки

определенную порцию медикаментов. Ранее старшей медсестре приходилось

каждый раз практически заново повторять полный список прошлой недели.

Сейчас такой список составляется на основании назначений врачей с учётом уже

имеющихся медикаментов и необходимого запаса. Автоматизируется:

формирование заявок на медикаменты в аптеку; оприходование медикаментов из

аптеки; ежедневное списание медикаментов на посты.

Преимущества автоматизации работы:

1. Простота работы с выборкой врачебных назначений, исключение при этом

непроизвольных ошибок;

2. Автоматизированное оформление документов ежедневной медицинской

отчётности (справки-доклада, строевой записки, расчёт диетического питания,

наличие свободного коечного фонда);

3. Упрощение работы медицинской сестры в организации забора материала

для исследований и в проведении инфузионной терапии с возможностью

оперативного контроля о выполнении данных назначений;

5. Автоматизированное оформление заявок на лабораторные,

инструментальные и др. виды исследований;

6. Оперативный доступ к листам назначений и получение информации при

внесении изменений врачами [3];

7. Осуществление выписки требований на медикаменты из подразделений

медицинского снабжения согласно руководящим документам, по принятой форме

и исключение ошибок при их составлении, возможность их электронной

8.4. Автоматизированное рабочее место медицинского персонала

Автоматизированное рабочее место (АРМ) — комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения и, при необходимости, медицинского оборудования, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

Создание АРМ значительно улучшает качество лечебно-диагностической помощи. Сокращает время, затрачиваемое на оформление документации, позволяя уделять больше внимания работе с пациентами.

Существуют четыре общих принципа создания АРМ:

системность: АРМ должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов, при этом структура АРМ должна строго соответствовать тем функциям, для выполнения которых создается данное автоматизированное рабочее место;

гибкость: данный принцип предполагает возможность модернизации АРМ, для этого все подсистемы рабочего места выполняются в виде отдельных легко заменяемых модулей, а для того чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все элементы должны быть стандартизованы;

устойчивость: АРМ должно выполнять свои функции независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов, при возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться;

эффективность: затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать выгоду от ее использования.

К автоматизированному рабочему месту предъявляются следующие требования:

■ полнота удовлетворения информационных потребностей пользователя (например, АРМ должно предоставлять доступ к различной справочной информации, руководствам по специальности и т. д.);

■ минимальное время ответа на запросы пользователя: чем быстрее получена информация, тем выше ее ценность;

■ адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых действий;

■ возможность быстрого обучения пользователя основным приемам работы;

■ надежность и простота обслуживания;

■ дружественный интерфейс (работа с АРМ должна быть комфортной для пользователя);

■ возможность работы в составе вычислительной сети (наличие коммуникаций объединяет автоматизированные рабочие места в АСУ).

При создании АРМ конкретного сотрудника прежде всего необходимо определить круг его должностных обязанностей, перечень наиболее типичных манипуляций, выполняемых на рабочем месте, и потребность в той или иной информации. Следующим шагом является выбор функций, которые могут быть автоматизированы. На основе этих сведений создается АРМ с характерным набором технических и программных средств, наиболее полно отвечающее потребностям работника.

В настоящее время разработаны автоматизированные рабочие места практически для всех нуждающихся в них сотрудников лечебно-профилактических учреждений. Так, существуют АРМ руководителя, сотрудника административно-хозяйственных служб (бухгалтера, специалиста по кадрам, юриста, секретаря и т. д.), АРМ врачей различных специальностей, медрегистратора, старшей сестры, постовой сестры и т. д.

■ учет движения лекарственных средств;

■ электронный учет движения листков нетрудоспособности;

■ составление графиков работы медперсонала;

■ получение печатных копий необходимых данных;

■ собственная электронная записная книжка;

■ выписка различных справок и направлений;

■ необходимые учетные журналы.

■ просмотреть расписание приема врачей-специалистов; подобрать пациенту удобное время приема; записать пациента на прием к необходимым врачам с распечаткой талонов, маршрутной карты, рекомендациями по подготовке к обследованиям;

■ зарегистрировать сведения о пациенте, информацию о направившем учреждении;

■ сформировать журналы записанных на прием;

■ формировать шаблоны расписаний, по которым врачи осуществляют прием.

■ зарегистрировать начало проведения процедур пациенту с составлением графика проведения;

■ зарегистрировать факт проведения процедуры, отследить явки пациентов;

■ формировать журналы выполненных процедур;

■ при осуществлении забора биоматериала у пациента ведутся журналы регистрации забора биоматериала;

■ формировать различные формы статистической отчетности, отражающие работу процедурного кабинета.

■ зарегистрировать факт выдачи больничного листа (его дубликата) пациенту;

■ продлить больничный лист до указанной даты;

■ закрыть больничный лист;

■ сформировать журнал регистрации выдачи больничных листов.

■ формирование заключений с помощью шаблонов;

■ полностью настраиваемая база протоколов;

■ подключение к шаблонам специализированных таблиц измерений, что позволяет программе автоматически просчитывать объемы органов и выводить нормативное значение объема для исследуемого пациента;

■ создание отчетов, включающих полную статистику о принятых пациентах с учетом единиц исследования (по органам и комплексам).

Патронажная сестра – это профессия, требующая наличия медицинского образования и специальных навыков. Так, специалист данной профессии должен уметь оказывать первую помощь, распознавать угрожающие жизни симптомы и иметь четкий план действий для любых ситуаций.

C_ck7zHXYAAFNX7

В каких случаях могут потребоваться услуги патронажной сестры

Услуги специалистов данной категории необходимы людям, имеющим серьезные проблемы со здоровьем, которые требуют постоянного контроля. Предпосылками могут служить:

  • травмы;
  • операции;
  • инвалидность;
  • тяжелые заболевания.

Во всех этих случаях люди, как правило, полностью или частично утрачивают возможности к самообслуживанию, а также не могут самостоятельно посещать медицинские учреждения для контроля за состоянием здоровья и проведения медицинских процедур. Первые, кто приходят на помощь – близкие люди, но, не имея медицинского образования и достаточного количества времени, у них далеко не всегда получается обеспечить должный уход. Для некоторых категорий пациентов это может стать фатальным, привести к тяжелой необратимой инвалидности и даже летальному исходу.

Чаще всего услуги патронажных сестер заказывают для пожилых родственников, которые нуждаются в помощи в силу старческой немощности и забывчивости. Однако патронаж может потребоваться и молодым людям в период восстановления после тяжелых травм и операций. Нередко в данных услугах нуждаются больные онкологией.

В период восстановления после травм и операций сотрудник патронажной службы не только осуществляет уход за больным, но и работает с ним по специальной реабилитационной программе, осуществляет контроль за питанием, соблюдением правильного режима дня. После перенесенного инсульта патронаж может включать восстановление речевых навыков и координации движений.

Задачи и обязанности патронажной сестры

Круг обязанностей работника патронажа очень широк, среди основных:

  • контроль за своевременным приемом назначенных медикаментов;
  • осуществление медицинских процедур (уколы, капельницы, клизмы и т.п.);
  • оказание первой медицинской помощи в случае экстренных ситуаций;
  • осуществление гигиенических процедур;
  • профилактика пролежней и пневмонии у лежачих больных;
  • помощь бытового характера;
  • проветривание помещения;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • оказание психологической помощи.

Таким образом, патронажная сестра наделена обязанностями не только медицинского, но и социального работника.

Точный перечень обязанностей зависит от конкретной ситуации, состояния больного и характера патронажа. Так, медицинская сестра может просто приходить в обозначенное время для проведения нескольких медицинских процедур и покидать больного, оставляя его на попечение родственников или сиделки. Если же пациенту требуется круглосуточный патронаж, сестра берет на себя и заботу о его комфорте. В этом случае она обеспечивает ему питание, досуг, прогулки, оказывает моральную поддержку. В полное обслуживание также может включаться приготовление специальных диетических блюд по рецепту врача.

Также список обязанностей зависит от того, где находится пациент: дома или в медицинском учреждении. В медицинских учреждениях, как правило, основные процедуры производятся штатным персоналом и необходимость в патронажном обслуживании не столь очевидна. Однако стоит учитывать, что у штатного персонала медицинских учреждений не один десяток пациентов, и у сотрудников нет возможности уделять каждому достаточное количество внимания. Патронажная сестра занимается только одним пациентом, поэтому в нужный момент она всегда рядом. В экстренной ситуации она всегда сможет оказать первую помощь и оперативно позвать врача. К тому же многим тяжело больным важен сам факт того, что они не одиноки, это оказывает психологическую поддержку, настраивает на позитивный лад и способствует улучшению самочувствия.

Какими качествами должна обладать патронажная сестра?

Наличие профильного образования – не единственное условие для работы патронажной сестрой. Учитывая специфику данной деятельности, сотрудник патронажа должен также обладать определенными чертами характера, основными из которых являются:

  • стрессоустойчивость;
  • терпимость;
  • не конфликтность;
  • отзывчивость;
  • доброжелательность;
  • общительность;

Квалифицированная патронажная сестра всегда имеет специальную психологическую подготовку, которая позволяет ей справляться с любыми ситуациями, не поддаваясь эмоциям.

Нередко больных и их близких охватывают страх и состояние безысходности, что само по себе оказывает разрушительное воздействие на здоровье. В этом случае в задачи патронажной сестры входит оказание моральной поддержки. При необходимости она всегда может подобрать нужные слова для больного и его родственников.

Сотрудник, осуществляющий уход за тяжело больным человеком, должен уметь сглаживать конфликтные ситуации и успокаивать своего подопечного. Дело в том, что некоторые больные в виду своего состояния могут стать подозрительными, агрессивными или замкнутыми. Задача служащего патронажа – найти индивидуальный подход к своему подопечному, объяснить необходимость тех или иных манипуляций.

Особенности патронажа пожилых людей

Уход за пожилыми – наиболее востребованная услуга в патронажной службе. С возрастом некоторые люди утрачивают навыки самообслуживания или становятся настолько рассеянными, что их становится просто опасно оставлять без присмотра. Если возможности постоянно приглядывать за пожилым родственником нет, есть два варианта действий:

Первый вариант многим покажется негуманным, и в этом есть доля истины: пожилые люди становятся крайне консервативными, любая смена обстановки зачастую оборачивается для них серьезным стрессом. Переезд на новое, пусть даже более комфортное место жительства, может негативно сказаться на самочувствии старика. Повышение артериального давления, бессонница, обострение хронических заболеваний – вот далеко не полный список последствий таких действий.

Вариант с наймом сиделки представляется более предпочтительным, так как в этом случае пожилой человек останется в привычных для него условиях, но в то же время будет под присмотром специалиста. Однако даже в этом случае есть вероятность столкнуться со стрессом, ведь старику придется привыкать к новому незнакомому человеку. Здесь на первый план выходят человеческие качества патронажной сестры. Ей надлежит быть аккуратной и заботливой, проявлять чуткость и внимательность.

Ухаживая за пожилым человеком, патронажная сестра напоминает о своевременном приеме лекарств, при необходимости измеряет давление, делает уколы и другие медицинские манипуляции, сопровождает при походах в поликлинику, готовит еду, помогает в осуществлении гигиенических процедур и поддержании дома в чистоте.

Трудно переоценить пользу прогулок на свежем воздухе, они необходимы всем, в том числе и пожилым. При этом старикам бывает непросто выбраться на улицу, особенно в условиях многоэтажного дома в городской черте. Лифт, ступеньки подъезда, автомобили – все это представляет собой серьезные препятствия для немощного человека. У близких же зачастую не хватает времени и терпения на то, чтобы сопровождать своего пожилого родственника, поэтому в обязанности патронажной сестры могут включаться в том числе и прогулки. Сестра поможет одеться, выйти из дома и будет сопровождать пожилого человека на всем пути. Более того, сотрудники патронажной службы гуляют с инвалидами-колясочниками, беря на себя заботу об их передвижении.

Многие пожилые любят поговорить по душам, им важна сама возможность выговориться, хорошая патронажная сестра всегда возьмет на себя роль участливого слушателя. Это будет приятно любому старику, что положительно скажется на настроении и самочувствии.

Как нанять патронажную сестру?

Несмотря на то, что государство предоставляет право на бесплатное обслуживание патронажной сестрой всем нуждающимся, на практике получить такую помощь бывает проблематично. Сказывается банальная нехватка финансирования, поэтому все обслуживание зачастую сводится к постановке уколов и капельниц. Для получения полноценной помощи приходится прибегать к услугам частных компаний, и здесь нужно проявлять бдительность.

Все предложения в данной сфере можно разделить на две группы:

Частные сиделки работают сами на себя, поэтому стоимость их услуг обычно ниже. Однако такая экономия может обернуться серьезными проблемами, начиная с банальной некомпетентности, заканчивая попаданием в различные мошеннические схемы.

В настоящее время патронажная сестра всё чаще становится тем специалистом, без помощи которого невозможно осуществление комплексного ухода за пациентом, проведение всех необходимых процедур и обеспечение восстановительного периода.

Патронаж может осуществляться по различным направлениям:

  • Патронаж наворожденных.
  • Патронаж пожилых людей.
  • Патронаж инвалидов.
  • Патронаж онкобольных.

В зависимости от специализации квалифицированный и опытный специалист оказывает помощь не только своему подопечному, но и морально поддерживает его родственников, объясняя, как правильно себя вести и ухаживать за больным.

посещение патронажной сестры

Кроме этого существуют различные патронажные службы при православных храмах и благотворительных организациях, которые помимо основных направлений патронажа оказывают помощь в реабилитации наркозависимых и ВИЧ-инфицированных.

Обязанности и задачи патронажной сестры

Патронажная сестра – квалифицированный специалист в области медицины, приходящий на дом и оказывающий помощь в уходе за новорожденным (в случае патронажа новорожденных) и осуществляющий несложные медицинские процедуры.

Патронажная медицинская сестра следит не только за состоянием подопечного, но и за условиями его проживания. В её обязанности также входит своевременное оповещение лечащего врача об изменении состояния здоровья пациента, контроль наличия и приёма всех необходимых медикаментов, оказание психологической помощи больному и обучение родственников необходимым процедурам ухода за ним. Она может быть направлена от больницы по месту жительства, от платной патронажной службы, от благотворительной некоммерческой организации.

патронажная сестра

Патронажная сестра для новорожденных

Патронаж новорожденных является обязательной программой медицинских услуг, предоставляемых на бесплатной основе по месту жительства. Приходящий на дом педиатр проводит осмотр новорожденного, проверяет самочувствие матери, даёт необходимые рекомендации по уходу за малышом. Кроме этого в задачи патронажной сестры входит проверка соответствия условий проживания семьи и места пребывания младенца всем установленным нормам и требованиям.

патронажная сестра для новорожденных

Первый визит педиатра состоится в течение трёх дней после выписки новорожденного и матери из роддома. После этого в течение месяца патронажная сестра еще несколько раз будет приходить на дом.

В случае нежелания родителей проводить подобное наблюдение необходимо написать письменное заявление, указав объективную причину отказа.

Патронаж пожилого человека

В престарелом возрасте особенно необходима забота и поддержка близких людей, но у работающих родственников не всегда есть возможность оказать внимание и помощь пожилому человеку. Поэтому для многих семей патронажная сестра для пожилого человека становится незаменимым помощником в уходе за престарелыми родственниками.

Квалифицированный специалист станет прекрасным компаньоном человеку в возрасте, так нуждающемуся в психологической поддержке и общении, присмотрит за ним в отсутствие родственников, поможет совершить прогулку, будет следить за здоровьем подопечного и проводить необходимый комплекс лечебных процедур.

В случае когда требуется круглосуточный уход, нанимается патронажная сестра-сиделка.

патронажная сестра для пожилого человека

Такие услуги оказываются, как правило, платно специализированными службами. Существует и бесплатный патронаж от благотворительных организаций, но их целью является уход и поддержка одиноких пожилых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации без помощи родственников.

Патронаж инвалидов и тяжелобольных

В таких ситуациях лучше обратиться к услугам патронажной сестры. При уходе за тяжелобольными и инвалидами работник патронажной службы выполняет следующие функции:

  • Осуществляет уход за больным, в том числе санитарно-гигиенический.
  • Контролирует изменения в состоянии здоровья больного (измерение температуры тела, давления и т. д.).
  • Контролирует наличие и приём всех необходимых медикаментов.
  • Оповещает лечащего врача об изменениях состояния здоровья больного.
  • Обучает родственников больного правильной технике ухода за ним.
  • Оказывает психологическую поддержку больному и его родственникам.

патронажная медицинская сестра

Посещение патронажной сестры

К посещению патронажной сестры лучше заранее подготовиться. В случае патронажа новорожденных необходимо приготовить бахилы, полотенце, паспорт, медицинский полюс. Нужно помнить о том, что визит произойдет в самое неожиданное время, но чаще всего медицинские работники приходят в первой половине дня. Кроме этого стоит учитывать, что патронажная сестра осмотрит условия, в которых находится ребёнок, и может задавать вопросы, чтобы удостовериться в благополучности семьи.

В случае патронажа престарелых или инвалидов, когда сотрудник данной службы посещает подопечного каждый день, необходимо также подготовить ему рабочее пространство. Следует обеспечить его необходимым оборудованием и медикаментами. Заранее обговаривается время, в которое патронажная сестра будет приходить на дом, режим дня, время прогулок с пожилым человеком, способы организации его досуга.

Православные патронажные службы

Православная патронажная служба может быть создана при храме, монастыре, благотворительном фонде и других некоммерческих организациях. Услуги оказываются на бесплатной основе, деятельность осуществляется за счёт частных пожертвований. Помимо основных направлений сотрудники службы помогают в реабилитации наркозависимых, предоставляют услуги няни для малоимущих многодетных семей, работают в хосписах и ВИЧ-центрах.

В случае неизлечимых болезней патронажные сестры оказывают паллиативную помощь, что очень важно для предотвращения случаев суицида среди онкобольных.

Психологическая и духовная поддержка, осуществляемая сотрудниками православных патронажных служб, помогает облегчить состояние брошенных и неизлечимо больных людей.

Читайте также: