Мораль подвига жен декабристов кратко

Обновлено: 05.07.2024

До отъезда в Сибирь детей не было только у Е.И. Трубецкой, Е.П. Нарышкиной и К.П. Ивашовой.

До отъезда в Сибирь Давыдовы имели 6 детей, четверо из которых были рождены внебрачно (до венчания) их родителей 3 мая 1825 г. Перед поездкой к мужу Александра Ивановна всех детей передала на воспитание разным родственникам: двоюродным сестрам мужа, отправив в Одессу сына Михаила и в Москву дочь Марию. Остальные поехали к брату мужа в Каменку (Киевская губерния). В 1832 г. дочери Екатерина и Елизавета были взяты на воспитание гр. С.Г. Чернышевой-Кругликовой (старшей сестрой А.Г. Муравьевой). В Сибири у супругов Давыдовых родилось еще 7 детей – Василий, Александра, Иван, Лев, Софья, Вера, Алексей. По императорскому указу от 18 февраля 1842 г., несмотря на первоначальное решение определять детей, рожденных в Сибири, в казенные крестьяне, было разрешено их обучение в государственных учебных заведениях. Сыновья Давыдовых Василий, Иван и Лев были определены в Московский кадетский корпус. В 1852 г. дочери Екатерина и Елизавета приехали к родителям в Красноярск, раньше, в 1850, туда приехал сын Петр. Обладая удивительным педагогическим даром, родители сумели сделать своих российских и сибирских детей близкими и родными людьми.

Малолетний сын А.В. Розен - дочери первого директора Царскосельского лицея В.Ф. Малиновского и С.А. Самборской (дочери известного протоиерея А.А. Самборского) - Евгений был оставлен у тетки М.В. Малиновской (с 1834 жены декабриста В.Д. Вольховского). В Сибири у Розенов родились сыновья Кондратий (назван в честь Рылеева), Василий, Владимир, Андрей и дочери Анна и Софья (умерла в младенчестве). Сыновья были определены в Грузинский дворянский батальон Военных кантонистов под фамилией Розеновых.

Н.Д. Фонвизина - единственная дочь престарелых родителей (Апухтиных), отправляясь в Сибирь, оставила на их попечение двух внуков Митю и Мишу 2-х и 4-х лет. Они не имели привязанности к родителям, переписку с ними воспринимали как тяжелую повинность. Примкнув к кружку Петрашевского, были осуждены, но умерли, не встретившись с родителями. В Сибири у Фонвизиной родилось два мертвых ребенка, еще два сына (Богдан и Иван) умерли младенцами. После смерти супруга она вышла замуж за декабриста И.И. Пущина.

Мария Казимировна (урожденная Круликовская), будучи замужем за Анастасовым, встретила А.П. Юшневского. Разведясь, она в 1812 г. стала его супругой, а после вынесения приговора, следуя к мужу в Сибирь, оставила в Европейской России дочь от первого брака Софью. Детей у Юшневских не было, они брали в дом воспитанников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вопросам, рассмотренным в данной курсовой работе, необходимо отметить следующее:

Николаю I не удалось стереть с лица земли декабристов, уничтожить посеянные их рукой в русскую землю семена свободы. В неравном противоборстве с царем декабристы вышли победителями. Свою лепту в эту борьбу внесли женщины. Они полагали, что надлежит сохранить мужей для пользы Отечества. Более того, верили вместе с мужьями, что дело свободы восторжествует и принесет им избавление от оков. Эта вера была одним из источников их невиданной душевной стойкости.

Подвиг русских женщин освещен в связи с выяснением центрального вопроса о роли и месте декабристов в русском освободительном движении.

Подвиг Волконской, Муравьевой, Трубецкой, их подруг оценен как одно из проявлений сочувственного отношения к делу декабристов передовых кругов общества, который имел немаловажное значение и огромный общественный резонанс.

Разумеется, при объяснении мотивов деятельности декабристок нельзя не учитывать яркой индивидуальности каждой, особенностей жизненного пути и прочих обстоятельств, накладывавших отпечаток на ход событий, выдвигавших в каждом отдельном случае на передний план те или иные побудительные мотивы. Было бы неправильным, например, считать, что все декабристки в полной мере понимали огромное значение подвига своих мужей, полностью разделяли их идеалы, были, так сказать, соучастницами борьбы. Но еще более ошибочным является прямо противоположное суждение, что декабристки выступали просто как жены и сестры, а не как самостоятельно мыслящие личности, что они не были осведомлены о делах мужей и не подозревали даже о существовании тайного общества. Но почему и зачем противопоставлять работу разума чувству долга перед братом или мужем?! Не логичнее ли предположить, что оба эти потока — и мыслей, и чувств слились и стали источником и основой душевной стойкости, так поразившей современников и по сей день волнующей сердце и разум всякого, кто соприкоснется с этой темой.

Декабристки были причастны к деятельности своих мужей и братьев, которую те развернули в Сибири. А она была весьма разнообразна, охватывая сферу производства, просвещения, здравоохранения и т. д. Они были активными участницами созданной декабристами своеобразной академии, где читались лекции и обсуждались самые разнообразные научные, литературные, политические проблемы. Более того, без помощи декабристок, организованной ими регулярной связи с родиной, получения книг, газет, журналов, приборов и т. д., эта умственная деятельность декабристов просто не могла бы развиться.

И, разумеется, без поддержки не только родных и близких, но и более широких кругов общества, оппозиционно настроенных к режиму Николая I, нельзя представить жизнь декабристов, их семейств в условиях изгнания.

Жены декабристов, как я уже говорила, сыграли важнейшую роль в истории России. Они продемонстрировали своим современникам и современницам пример достойный подражания. До них в ссылку к мужьям уезжали только крестьянки. Они первые из дворянок, причем из самых именитых дворянских семей, поехали за мужьями в ссылку, бросив свои семьи, детей, друзей, свои особняки и слуг. Они понимали, что уезжают туда, где им придется стать наравне с теми же крестьянками – самим стирать, готовить, шить. Их не смутили мольбы родных, непонимание общества, угрозы властей. Они отвергли свои титулы, чтобы исполнить свой долг. Их поступок вызвал огромный резонанс. Их пример стал примером для многих. Даже сам император впоследствии признал, что поражен и восхищен их поступком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Волконская М.Н., Записки. - Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.

2. Анненкова П.Е., Записки жены декабриста. - Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.

1. Бараев, В.В.Древо: декабристы и семейство Кандинских /В.В. Бараев. – М.: Политиздат,1991.

2. Барановская, М.Ю. Декабрист Николай Бестужев / М. Ю. Барановская.- М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1954.

4. Декабристы за Байкалом: Учеб. пособие /Сост.: С. Т. Забадаев.- Улан-Удэ.: Изд. Бурятского госуниверситета.-2002.

5. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., т.30, М.:1956.

6. Некрасов Н.А. Русские женщины, - М.: Дет. литература, - 1973.

7. Нечкина М.В. Движение декабристов, т.1 - М., 1955.

8. Павлюченко, Э.А. В добровольном изгнании. - М.: Наука, 1984.

9. Повелихина А.В. Политические процессы николаевской эпохи. Декабристы. М., 1972.

10. Принцева Г.А., Бастарева Л.И. Декабристы в Петербурге. – Л., Лениздат, 1975.

12. Шешин, А. Б. Декабрист К. П. Торсон /А.Б. Шешин.- Улан-Удэ.: Бурятское кн. Изд., 1980.

13. Чагин Г.В. Декабристы в Москве: Худож. – докум. Очерк. – М.: Дет. Лит., 1987.

[1] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., т.30, М.:1956.С.315.

[2] Нечкина М. В. Декабристы. — М.: Наука, 1982. С.135.

[3] Принцева Г.А., Бастарева Л.И. Декабристы в Петербурге. – Л., Лениздат, 1975. С.45.

[4] Принцева Г.А., Бастарева Л.И. Декабристы в Петербурге. – Л., Лениздат, 1975. С.45.

[5] Повелихина А.В. Политические процессы николаевской эпохи. Декабристы. М., 1972. С.60.

[6] Повелихина А.В. Политические процессы николаевской эпохи. Декабристы. М., 1972. С.79.

[7] Чагин Г.В. Декабристы в Москве: Худож. – докум. Очерк. – М.: Дет. Лит., 1987. С.48.

[9] Декабристы за Байкалом: Учеб. пособие /Сост.: С. Т. Забадаев.- Улан-Удэ.: Изд. Бурятского госуниверситета.2002. С.67.

[13] Барановская, М.Ю. Декабрист Николай Бестужев / М. Ю. Барановская.- М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1954. С.14.

[14] Павлюченко, Э.А. В добровольном изгнании.-М.: Наука, 1984. С.56.

[15] Бараев, В.В.Древо: декабристы и семейство Кандинских /В.В. Бараев. – М.: Политиздат,1991. С.50.

Жены декабристов разделили участь своих мужей, совершив своеобразный женский подвиг. У каждой из них судьбы по-своему счастливы и трагичны. Каждой нелегко было оставить свою жизнь, иногда и детей, чтобы уехать за мужем.
Я считаю, это истинный подвиг любви. Совсем не обязательно эти женщины разделяли убеждения своих мужей. Просто они считали, что обязаны быть с ними не только в радости, но и в горе. Легко любить человека идеального, а вот поддержать падшего, не отступиться от него с брезгливостью, помочь выжить, не впасть окончательно в уныние - это подлинная любовь.
Все жены декабристов совершили подвиг, поехав за мужьями. Юные и красивые они расставались с близкими и детьми без надежды на то, что увидят своих детей, которых оставляли с родителями, бабушками. Они пожертвовали всем: знатность, богатство, связи, близ, дет. , ради нравственного долга. Они становились такими же бесправными, как и их мужья, а дети, рожденные в ссылке, приравнивались к крестьянам. Жена должна была оставаться в Сибири до смерти мужа, а может быть и до собственной.
Кстати, бывали случаи, что и крестьянки шли на каторгу за мужьями-уголовниками. Это как раз следование традиционным ценностям, представлениям о святости брака.

Источник: Они были очень счастливы в браке, и теперь считали своим святым долгом разделить с ними их бедственное положение.

Всю жизнь считала это подвигом-поехать за мужьями, все бросить, включая маленьких детей. А недавно видела конец фильма "Звезда пленительного счастья". Когда Мария Раевская входит в подземелье и встречает мужа. Я даже не знаю, хотел ли это выразить Стриженов, но вдруг подумала, какой ужас он должен был испытать, увидев её там. И как-то про подвиг у меня возникли сомнения. Я думаю, эти жены очень нагрузили, особенно эмоционально, своих мужей. Хоть бы подождали, когда их переведут на поселение, чтобы вместе жить можно было.

Decembrist wives shared the fate of their husbands, having made a kind of female feat. Have each of them fate in its own way happy and tragic. It was not easy for everyone to leave their lives, sometimes their children, to leave for their husbands.
I believe this is a true feat of love. These women did not necessarily share their husbands ' beliefs. They just believed that must be with them not only in joy but in sorrow. It is easy to love the ideal person, but to support the fallen, not to give up on him with disgust, to help survive, not to fall completely into despondency - this is true love.
All the wives of the Decembrists accomplished the feat by going for men. Young and beautiful they parted with loved ones and children without hope that they will see their children who were left with parents, grandparents. They sacrificed everything: nobility, wealth, connections, near, children. for the sake of moral duty. They became as disenfranchised as their husbands, and children born in exile were equated with peasants. The wife had to stay in Siberia until her husband's death, and perhaps to own.
By the way, there were cases that peasant women went to hard labor for their husbands-criminals. This is just following the traditional values, ideas about the sanctity of marriage.

Наверное, многие люди считают знаменитых жен декабристов настоящими героинями. Но так ли это на самом деле? Возможно, женщины и пытались сохранить свой брак, однако как же они относились к детям? Одним словом, спорный вопрос. Одиннадцать женщин, которые произвели огромное впечатление на окружающих… Какие они?

Сущность женского подвига

Члены общества, решившись исполнить то, что почитали своим долгом. не имели в виду для себя никаких личных выгод; не мыслили о богатстве, почестях и власти. Члены Тайного общества решились принести в жертву Отечеству жизнь, честь, достояние и все преимущества, какими пользовались, - все, что имели, без всякого возмездия.

В общем, это была жертва во имя долга. Считается, что именно данный мотив и лежит в основе подвига жен декабристов. Кстати, помимо знаменитых одиннадцати женщин, стоят еще многие жены, невесты, сестры, матери… Все они хотели ехать в Сибирь, однако не все смогли преодолеть определенные препятствия. В итоге справились, как выше упоминалось, только одиннадцать.

Кто вынес больше?

Само собой, женам декабристов пришлось многое перенести. Наверное, даже больше, чем самим декабристам. По крайней мере, мятежники прекрасно понимали, на что они шли. Эти люди готовили себя ко всему, ничуть не исключая смерти в муках и страданиях. А жены шли за этими мятежниками. Шли, переживая смерть своих родных детей. Плечом к плечу с каторжниками. Конечно, это можно назвать героизмом, отчаянием, настоящей любовью, верностью, преданностью. С другой стороны, были ли оправданными такие жертвы?

Отношение к женам декабристов

Взгляните хотя бы на эту пару – княгиню Наталью Шаховскую и ее супруга, отставного майора Федора Шаховского . Любовь светится в их глазах.

Пленительные образы! Едва лиВ истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.

Вообще, интерес к судьбам этих женщин проявлялся еще до появления гениального произведения великого поэта. Сколько людей восхищались их силой, выдержкой, терпением, готовностью нести все тяготы острожного быта… Более того, жены декабристов могли добиться определенных облегчений в ссылке у начальства тюрьмы. Не прекращали они и переписку с влиятельными родными и близкими, будоража тем самым общественное мнение. Сам Николай I однажды признал, что этих женщин даже боится.

Многие годы декабристы со своими семьями проживали в Иркутске . Печальные времена давно ушли в прошлое, но в этом городе о героинях статьи не перестают из поколения в поколение передаваться трогательные и яркие, красивые и захватывающие дух легенды.

Много добрых дел сделали женщины. В первую очередь, создали общину с кассой, откуда выделяли средства каторжникам, выходящим по окончании срока на поселение. Также они открыли свою аптеку. И даже обеспечили всех чтением книг. Кстати, первый в Иркутске вишневый сад создан также благодаря женам декабристов. Именно они завезли сюда саженцы.

Опоэтизировало былое время восстание и каторжные будни декабристов. Подвиги женщин стали воспевать прозаики и лирики, кинематографисты и художники. При этом утверждали, что сами жены декабристов не сознавали того величия миссии, которую выполняют. Скромны были.

Как же было на самом деле? Героини или же матери-кукушки, бросившие все ради своих мужчин? На этот вопрос ответ дать непросто. Наверное, не нам судить.

Жены декабристов

Как всё начиналось

Известно, что декабристы вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 года. Их целью было свержение существующего монархического строя. Восстание потерпело сокрушительное поражение, после чего некоторые из зачинщиков были казнены, а большинство отправлены на каторжные работы в сибирских рудниках.

Ссылка в Сибирь

Начало гражданского подвига

Чтобы понять всё величие их поступка, нужно знать хотя бы некоторые важные подробности. Например, царь издал специальный указ, касающийся жён и близких родственников ссыльных декабристов. Он, в частности, предусматривал, что последовавшие за ссыльными будут:

  • Лишены всех прежних социальных прав и привилегий.
  • У них забирали все имущественные и наследственные права.
  • Им выдавались только мизерные средства на жизнь, да и за них женщин обязали отчитываться перед начальством рудников.
  • Свидания с мужьями им разрешали только в присутствии тюремного офицера и только дважды в неделю.
  • Дети, рождённые жёнами декабристов, должны были считаться обычными казёнными крестьянами.

Это не полный перечень ограничений, но уже этих пунктов достаточно, чтобы оценить всю глубину их человеческого подвига.

Жены декабристов

Примеры из жизни декабристских жён

Первой из них уехала в Сибирь Екатерина Трубецкая. Нужно подчеркнуть, что в те времена поездка туда была равносильна отправке на край света, в ужасную глушь, беспросветность бытия. Письма из ссылки в Петербург шли по 2 месяца в одну сторону! Добравшись через три месяца до Иркутска, графиня Трубецкая поехала дальше, к месту ссылки мужа, по этапу, вместе с уголовниками.

Трубецкая смогла увидеть мужа только через полгода после своего отъезда из столицы. Увидев его в кандалах, среди других каторжан, она потеряла сознание.

Трубецкая Е.И.

Вместе с ней была и Мария (Марина) Волконская, самая молодая из всех жён-декабристок. Дочь героя Отечественной войны, генерала Раевского, внучка Ломоносова, стала посреди Благодатского рудника на колени, поцеловала кандалы мужа, а потом и его самого…

Волконская и Трубецкая долго были вместе: питались зачастую чёрным хлебом и квасом, помогали мужьям, как только могли. Трубецкая пошила из своих тёплых башмаков шапочку, защищавшую голову мужа от падения кусков руды. Сама впоследствии отморозила ноги.

Волконская М.Н.

Через некоторое время их мужей перевели в Читу. Здесь же оказались некоторые другие жёны. Власти позволили им послабление в том смысле, что велели построить небольшие деревянные дома для женщин. Улицу, где они располагались, ещё долгое время называли Дамской.

В тюрьме Читы декабристам было, мягко говоря, несладко. Но всё же, здесь, в отличие от рудника, можно было выжить. В маленьком сибирском городке жёны декабристов жили дружной семьёй. Им приходилось много писать, ведь самим декабристам переписка была запрещена, и женщины отправляли письма, написанные под диктовку, родным, друзьям, знакомым.

Они учили грамоте крестьянских детей, а сами перенимали у крестьянок премудрости быта. Ведь многие из дам никогда даже не готовили, за них в прошлой жизни это делала прислуга. Также декабристки занимались шитьём, вязанием. Впоследствии, когда власти послабили условия содержания, некоторые из женщин воспитывали родившихся в ссылке детей.

Полина Гебль

Не все из этих героических женщин уехали в Сибирь за мужьями. Например, Полина Гебль венчалась уже здесь, последовав за женихом, и стала Анненковой. Тюремное начальство позволило жениху снять в церкви кандалы, а после церемонии охранники отвели его в камеру.

Настоящим авторитетом среди дам слыла жена Никиты Муравьёва, Александра. Она умерла первой среди декабристок в возрасте 28 лет. Случилось это уже на Петровском заводе, куда ссыльных отправили после Читинской тюрьмы. В день её смерти Никита полностью поседел.

Памятник женам декабристов

Жёны декабристов демонстрируют нам интересные факты, свидетельствующие о невероятной силе человеческого духа! Уже два века они являются примером преданности, верности, умения отдавать себя в жертву во имя любви. Из 11 женщин только 8 дожили до царской амнистии 1856 года, только у пяти из них к тому времени рядом ещё были живые мужья. В городе Тобольске этим удивительным, святым женщинам установлен памятник.

Читайте также: