Реклама алкогольной продукции кратко
Обновлено: 30.06.2024
Закон о рекламе алкоголя в 2021 году устанавливает правила, согласно которым должны действовать производители напитков и распространители рекламы. Пропагандировать спиртосодержащую продукцию можно лишь при соблюдении определенных требований.
Закон о рекламе алкогольной продукции в 2021 году: официальный текст
В российском законодательстве установлено определение алкогольной продукции. К ней относятся изделия, полученные при использовании этилового спирта, изготовленного из пищевого сырьевого материала. При этом спирт должен составлять не менее 1.5% от общего объема. ФЗ 171 регламентирует виды алкогольной продукции:
- питьевой этиловый спирт;
- алкогольные напитки (к ним относится продукция с высокой долей спирта);
- вина.
В законе отражены стандарты и требования к содержанию спирта в напитках, а также к рекламным средствам и рекламным акциям. Согласно положениям действующего законодательства, пропаганда алкогольной продукции должна осуществляться с соблюдением следующих условий:
- в рекламе не должна содержаться информация, касающаяся того, что алкогольные напитки могут привести к признанию в обществе, помогут достигнуть деловых, спортивных либо индивидуальных свершений, а также смогут положительно повлиять на физическое или психологическое здоровье человека;
- запрещено использовать фразы, осуждающие воздержание от употребления спиртосодержащей продукции;
- рекламный ролик не должен содержать сведений о безопасности или пользе алкоголя;
- нельзя использовать навязчивую пропаганду, призывающую утолить жажду при помощи алкогольных напитков;
- реклама не должна напрямую обращаться к гражданам младше 18 лет;
- в роликах не могут принимать участие несовершеннолетние.
Трансляция рекламы по радио или телевидению обязательно должна сопровождаться информацией о нанесении вреда здоровью при злоупотреблении алкогольной продукцией.
Разрешенное время для рекламы алкогольных напитков
Изменения в законопроекте, внесенные в конце 2014 года, установили определенный временной интервал, в течение которого может осуществляться реклама спиртосодержащей продукции. Трансляция роликов допускается с 11 вечера до 7 утра по времени, действующему в конкретном субъекте.
Поправки вступили в силу с 2015 г. Они разрешают размещение атрибутики, которая имеет отношение к производителю алкоголя, во время трансляции каких-либо спортивных соревнований. Однако это правило действует лишь в отношении тех поставщиков, которые занимаются реализацией пива и напитков на его основе.
Закон регламентирует, что средства пропаганды алкоголя не могут размещаться вблизи от спортивных или физкультурно-оздоровительных учреждений. Минимальное расстояние должно составлять 100 м.
Однако уже с начала 2019 г. некоторые ограничения были сняты. Парламентарии одобрили изменения, которые разрешают пропаганду алкоголя во время онлайн-трансляции спортивных мероприятий, а также в эфире спортивных каналов. Не разрешат рекламу лишь на детско-юношеских состязаниях.
Существует ли закон о запрете рекламы алкоголя
В современном законодательстве не существует отдельного правового документа, который бы устанавливал запрет на пропаганду спиртосодержащей продукции. Сегодня реклама алкоголя регламентируется следующими законодательными актами:
При этом поставщики продукции часто пытаются использовать схемы, которые позволят обойти действующее законодательство в сфере рекламы. Именно поэтому депутаты решили ужесточить наказание за нарушение принятых правил. Нововведения коснулись штрафов, которые выросли в 10 раз.
При этом производители спиртных напитков продолжают искать обходные пути. Контролирующие органы тратят огромные средства на многочисленные экспертизы, доказывающие факт скрытой пропаганды алкоголя.
Правила рекламы спиртосодержащей продукции
Закон о рекламе предусматривает определенные правила, распространяющиеся на пропаганду алкогольных напитков. Реклама не может размещаться в следующих случаях:
- в печатных изданиях. Это не относится к пропаганде вина или шампанского, которые были произведены на территории России;
- в публикациях печати, аудио- и видеопередачах, которые предназначены для детей младше 18 лет;
- на телевидении или радио, кроме ситуаций, предусмотренных в действующем законодательстве;
- в автобусах, троллейбусах и проч.;
- в спортивных, образовательных, детских, оздоровительных, военных организациях;
- в сети.
Штрафы за нарушения закона о рекламе алкоголя
В законодательстве предусмотрены нормы, относящиеся к рекламе алкогольной продукции. Правовой документ запрещает пропаганду спиртных напитков в дневное время и вблизи от социально значимых объектов. Для нарушителей установлены внушительные штрафы.
Реклама алкогольной продукции, например, не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.
Необходимым условием и требованием при рекламировании алкогольных напитков является наличие предупреждения о вреде их чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства) (ч. 3 ст. 21).
Реклама алкоголя в России запрещена. Так ли это? Неужели нет законных способов продвижения алкогольной продукции?
Законные способы есть и их достаточно много. В этой статье я решил рассказать вам о них.
Ну и пошло поехало — эту новость подхватили многие московские и федеральные СМИ. Приятный бонус — это по сути была реклама, за которую телеканалам не заплатили ни копейки. Все это были их собственные редакционные материалы.
Продактплейсмент в отличие от классической рекламы появился не так давно. Первое успешное применение продактплейсмента было в фильме “Инопланетянин” Стивена Спилберга. Рекламировались конфеты Reese’s Pieces. Продажи конфет тогда выросли чуть ли не на 100%. После этого успеха продактплейсмент стал появляться повсеместно.
Мы участвовали в большой рекламной кампании бренда виски William Lawson's. На канале Большого Русского Босса было несколько видео, в которых так или иначе мелькала бутылка William Lawson's. Вот один из примеров — в какой-то момент на экранах появляется виски Lawson’s, однако, никакого рекламного посыла не следует, однако, зритель все и так поймет.
По понятным причинам, алкоголь – не самый простой для маркетинговой компании продукт. Его можно продавать не всем, не всегда и не везде. Законы, касающиеся реализации и рекламы алкогольной продукции, варьируются в разных странах и эпохах. Не доказано, что реклама как таковая повышает потребление алкоголя, зато позволяет повысить узнаваемость конкретного бренда и лояльность покупателей к нему.
Законы, ограничивающие рекламу алкоголя, были созданы Европейским Союзом в 1989 году:
- Реклама не должна быть ориентирована на несовершеннолетних, или показывать несовершеннолетних, употребляющих алкоголь
- Реклама не должна связывать потребление алкоголя с повышенной физической работоспособностью или улучшением навыков вождения
- Реклама не должна создавать впечатление, что употребление алкоголя способствует социальному или сексуальному успеху
- Реклама не должна представлять алкоголь как терапевтическое или стимулирующее средство, а также как средство для решения личных конфликтов
- Реклама не должна поощрять чрезмерное потребление алкоголя, а также выставлять умеренное потребление/воздержание в негативном свете
- Реклама не должна представлять высокое содержание алкоголя как положительное качество напитка
Интернет, пожалуй, сложнее всего регулировать в сфере рекламы алкоголя. Единственное, что предлагают сайты – это указание даты рождения, которую не нужно никак доказывать.
Реклама алкоголя в России
С запретами разобрались, теперь посмотрим на то, как их обходят.
Реклама алкоголя в социальных сетях
Реклама, в которой предлагается или упоминается алкоголь, должна соответствовать требованиям Facebook относительно целевой аудитории и действующему местному законодательству. Обратите внимание, что реклама, в которой предлагается или упоминается алкоголь, запрещена в некоторых странах, включая следующие: Афганистан, Бруней, Бангладеш, Египет, Гамбия, Кувейт, Ливия, Норвегия, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен.
На площадке ВКонтакте запрещается рекламировать:
3.5. Любую алкогольную (в т. ч. пиво) и табачную продукцию, курительные принадлежности (в т. ч. электронные сигареты), а также приложения и сообщества ВКонтакте, рекламирующие такую продукцию.
Публиковать рекламные объявления запрещено, а вот вести группы можно:
В сообществах, по сути, можно заниматься стандартным СММ: акции, розыгрыши, интересные факты, смешнявки. Так что ограничения вроде и есть, а вроде и обходить их особо не надо.
Алкоголь и контент-маркетинг
Алкоголь – весьма подходящий для КМ продукт.
Можно постить рецепты коктейлей с использованием алкоголя продвигаемого бренда:
А можно вести блог о тусовках, продукции и, опять же, коктейлях:
Алкоголь и классическая реклама
Евангелисты алкобрендов тоже рекламируют продукцию – не только пустыми бутылками на улице, но и реальными действиями. Например, трогательный ролик для Johnnie Walker, снятый любителями, и ставший вирусным:
Bacardi
–Смотри, Шумахер в списке! Я припаркую его тачку.
–Нет, я!
–Когда я еду в бар, моя машина остается дома
William Lawson's
Впрочем, бренд до сих подчеркивает свою брутальность, бородатость и шотландскость:
Martini
Martini сформировал образ легкого и шикарного напитка для утонченных вечеринок:
Игривая реклама с юной Шарлиз Терон
Джордж Клуни в образе актера золотого века Голливуда
Ролик с Моникой Белуччи при участии легендарных Дольче и Габбана
Лакшери-тема в современных роликах поутихла, но совсем не исчезла
Budweiser
А вот ролик о жеребенке, который хотел поскорее стать конем Budweiser и возить фирменную повозку:
Или ролик о лошади, узнавшей хозяина спустя три года:
Дисклеймер: ролики очень трогательные, прямо-таки слезоточивые, так что готовьте платок ☺
Ром-то за что?!
Читайте также: