Сформулируйте особенности государственного устройства арабского халифата кратко

Обновлено: 02.07.2024

Халифат – государство ислама, в которое вошли области, где жили пророки Божьи, о которых рассказывает Коран (Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, восточный Иран) – был разделен на военные округа. Военная добыча теперь отделялась от подушной и поземельной податей. Войскам выплачивалось жалованье и пищевое довольствие, для чего был учрежден специальный реестр. Запись вели по племенам, начиная с близких Мухаммада, за ними следовали мухаджиры, ансары и другие. Так были записаны арабские родословия, которые Пророк связал с библейской историей – через Исмаила, сына Ибрахима. Округами и областями управляли лично преданные халифу, но административно независимые наместники – эмиры. Суды также были местными. Канцелярские дела велись на языках, преобладающих в данном регионе, которые, однако, были постепенно вытеснены арабским и персидским. В финансовом и политическом отношении все земли Халифата подчинялись своему правителю. Налоги с этих земель должны были своевременно поступать в казну.

Конечно, халиф мог реализовать свою власть в любой момент, когда ему было угодно. Причем проявления его власти принимали подчас крайние формы. Он был волен казнить любого неугодного ему подданного прямо в тронном зале дворца, возглавить армию в походе. Но контроль над хозяйственными и административными делами все более переходил к министрам, подчиненным вазиру. Вазир, как и министры получал жалованье из казны, которое составляло от пяти до семи тысяч динаров в месяц. На каждого из сыновей он получал еще по пятьсот динаров в месяц, чего вполне хватало, чтобы жить в роскоши. Однако вазир не имел права владеть землей.

Самым высоким жалованием министра было 500 динаров в месяц. Столько получал министр по делам Вавилонии. Другие министры получали примерно треть этой суммы.

Населенные пункты Халифата были разделены на 16 главных городов (амсар, не более 400 тысяч человек), 77 главных городов провинций (касабат), провинциальные города (мудун), окружные городки (навахи) и деревни (кура). Наряду со старыми городами Востока (Дамаск, Александрия, Иерусалим) в эпоху Халифата были возведены такие крупные центры, как Багдад (762 г.) и Каир (969 г.). В каждом городе Халифата правление осуществляли эмир, сборщик податей, судья (кади), командующий гарнизоном, почтмейстер, управляющий землями халифа, начальник полиции. Наиболее важная функция управления находилась в руках кади, так как он обладал богословским авторитетом.

Все земли в халифате подразделялись на пять категорий: земли, находившиеся в собственности племен и родов на правах общинных угодий; частные земли (мулк); земли, пожалованные халифом (икта); казенные земли (савафи) и земли, отошедшие общине или государству по завещанию для использования в благотворительных целях (вакф). Землю обрабатывали свободные крестьяне, которые брали ее в аренду у владельца и отдавали часть урожая. Но были среди крестьян и рабы.

Все угодья, кроме казенных и вакуфных, то есть, отошедших по завещанию в благотворительных целях, могли быть проданы или куплены. Они в обязательном порядке облагались налогом. В случае смерти владельца земля переходила в казну.

Подаренный халифом участок земли нужно было обрабатывать в обязательном порядке. Если он пустовал три года, его обыкновенно отбирала и передавали более рачительному хозяину. На территории Халифата были развиты земледелие, скотоводство, садоводство, виноградарство, рыболовство, птицеловство. Из злаковых в основном культивировали пшеницу и просо. Их фруктов выращивали финики, виноград, лимоны, померанец, арбузы, яблоки, гранаты. Разводить предпочитали баранов и быков (на мясо), верблюдов (для перевозки грузов), и голубей (для помета, служившего хорошим удобрением). Из рыбы больше всего ловили осетра и тунца.

Жители Багдада в основном питались мясом, фруктами, овощами и рыбой. Причем, овощи и рыба были довольно дорогими.

Ремесленники и торговцы Халифата были объединены в цехи (нисфы), которые обладали правовой самостоятельностью. Глава цеха избирался единогласным решением ремесленников и утверждался государством. Над цехами надзирал специальный чиновник – мухтасиб, который следил за ценами на изделия, методами изготовления продукции, ее качеством, а также следил за системой мер и весов.

Как правило, ремесло было наследственным занятием. Характер ремесла определялся районом проживания ремесленников. В Иране ткали ковры и изготовляли розовую воду и масла, в Ираке производили бумагу, высокоточные астрономические приборы, весы; в Средней Азии – хлопчатобумажные ткани, в Сирии – знаменитые дамасские клинки. В каждом регионе были кузнецы, ювелиры, ткачи и т. д.

Науки в Халифате были разделены на арабские и древние. К арабским, или наукам шариата, принадлежат:

• мусульманское право (фикх),

• богословие (калам),

• грамматика (нахв),

• секретарское искусство (китаба),

• поэзия (аруд),

• история (тарих, ахбар),

• толкование Корана (тафсир).

Зарабатывали свой хлеб и правоведы и ученые по-разному: преподавание, переписка рукописей, кто-то получал придворную должность. Придворным ученым довольно хорошо платили – почти 300 динаров в месяц и обеспечивали их бесплатными квартирами. Как правило, труд законоведа и ученого обществом ценился высоко.

Во время пребывания в священном для мусульман Иерусалиме, халиф Омар собственноручно расчистил на горе Мориа место для закладки Крайней Мечети, аль-Масджид аль-Акса, в память Ночного путешествия Посланника Аллаха и его небесного Вознесения.

Вскоре Омар ввел мусульманский календарь, в котором новая эра начиналась с переселения Пророка из Мекки в Медину. Календарь был введен в апреле 637 года. Считается, что именно халиф Омар учредил ежегодное паломничество в Мекку, наказание бичеванием, казнь побивания камнями для прелюбодеев, а также уточнил размеры выкупа за кровь и ввел единые государственные меры длины и объема.

Через год после захвата Египта, в 643 году, Омар приказал расчистить русло бывшего канала Траяна, через который заново открыли путь для кораблей из Средиземного моря в Красное. Кроме того, по приказу халифа была расширена Мечеть Пророка в Медине.

В 638 году после разрушительного паводка он повелел отстроить мекканскую Каабу. Двор Большой Мекканской мечети был увеличен за счет окружающих жилых домов. Для защиты от паводков и ливней были сооружены две плотины.

При халифе Омаре возникли постоянные военные лагеря, которые позже превратились в города Халифата – Куфа, Басра на юге Ирака, Мосул на севере и Фустат в Египте.

Ряд толкователей XIX – ХХ веков считают, что Омар развил заложенные Мухаммадом исламские основы социального равенства и общественной справедливости. Землю и пресную воду он считал общественным достоянием и запрещал частный раздел захваченный мусульманами земли. Чтобы соблюсти справедливость, вопрос с этими землями решался особо в каждом случае. Если их оставляли прежнему владельцу, то он платил поземельный налог; если пожалованные наделы долго не обрабатывались, они отходили в казну; бесхозные земли, то есть бывшая собственность правителей Византии и Ирана, их родственников, земли погибших в боях с мусульманами и беженцев, пустоши, заросли и т. д., – объявлялись неотчуждаемыми.

В 644 году Омар был убит персом-невольником в простом глиняном жилище, где некогда обитал Пророк. Халиф получил несколько ударов кинжалом во время утренней молитвы и умер через три дня. Умирая, Омар назначил группу из шести человек для избрания нового преемника. Похоронен Омар в мединской мечети Пророка, рядом с могилами Мухаммада и Абу Бакра.

Совет, назначенный Омаром для избрания халифа, выбрал Османа ибн Аффане – мужа двух дочерей Пророка. Купец из Мекки, зять и тесть Пророка, Осман был набожным и рачительным человеком. В его правление мусульманская империя расширилась от Северной Африки на западе до границ Китая и долины Инда на востоке.

На Средиземном море за несколько месяцев был создан военный флот, успешно воевавший с Византией. Было завоевано государство Сасанидов. Мусульмане закрепились в Северной Африке плоть до Туниса и в Закавказье.

В Медине на месте старой Мечети Пророка, Осман повелел выстроить новую, из обработанного камня. В ней потолок из индийского дерева поддерживали каменные колонны. При Османе были внесены изменения в исламскую обрядность. Он прибавил третий призыв к молитве и предписал делать четыре, а не три, как было раньше, земных поклона во время паломнической молитвы в долине Мина. Особо важным событием стало утверждение единого текста Корана. Разрозненные записи Откровений, данных Богом Своему Посланнику, записанные его секретарями, ближайшими сподвижниками и некоторыми женами Пророка, а также записи, совершенные в других городах (Басре, Куфе, Дамаске) по велению халифа Османа свели в единый текст, который был разослан во все концы Халифата, а чтобы в дальнейшем не было разногласий, иные списки были уничтожены.

Осман был святым человеком, но, кроме того, он был и очень состоятельным членом клана Омейядов племени Курайш. Стараясь обеспечить новые территории достойными управляющими, он назначал на эти посты своих родственников, щедро оплачивал их из государственной казны и был справедливо обвинен в кумовстве. Его двоюродный брат Муавия, например, был назначен правителем Сирии. Мусульмане в Ираке и Египте были весьма недовольны этим и старались убедить восьмидесятилетнего Османа отречься от власти. Несмотря на добрые увещевания, Осман произнес против них гневную проповедь. Вскоре после этого, находясь на молитве он был убит группой мятежных мусульман из Ирака и Египта. Произошло это летом 656 года. Его жена Найла пыталась защитить его, в результате чего лишилась пальцев. Отрубленные пальцы она отослала своему двоюродному брату Муавия вместе с просьбой о помощи.

Похоронен Осман неподалеку от могилы Пророка и двух первых халифов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Государственное законодательство по церковным делам

Государственное законодательство по церковным делам Наряду с собственно церковным законодательством источником права для Церкви служит и государственное законодательство. В области внешнего права Церкви, т. е. ее правового положения в государстве и гражданском

Государственное управление

Государственное управление Историки, воспитанные на западных образцах социальной мысли — Милюков, Чичерин, Пыпин и другие, отмечали с грустью, что Московская Русь не знала административной централизации. Милюков писал, что общество было отдано себе же на поруки, и что

62. Христианские утопии и государственное строительство

62. Христианские утопии и государственное строительство Христианам положено быть консерваторами, а то и реакционерами — такое мнение слышишь довольно часто. Действительно, во времена бурных политических перемен множество верующих оказываются на стороне тех, кто этим

Расширение Халифата

Расширение Халифата Еще до убийства Али наместник Сирии Муавия ибн Суфьян был провозглашен халифом в Иерусалиме. В молодости Муавия был секретарем Пророка, позднее отличился в боях за Сирию. Сын Али, Хасан, после переговоров с Муавией согласился отказаться от своих прав

Культура Арабского халифата

Культура Арабского халифата Свободомыслие в средневековом мусульманском мире связано с историей Арабского халифата, который под эгидой возвещенной пророком Мухаммедом новой монотеистической религии — ислама распространил свою власть на огромную территорию,

2. Государственное Храмостроительство

2. Государственное Храмостроительство Уже на следующий год после Никейского Собора (т.е. в 326 г.) царица Елена обрела в Иерусалиме Крест Господень, а потом и Гроб, и Вифлеемскую пещеру. Через 10 лет (13 сент. 335 г.) её сын, Константин Великий освятил над Голгофой и Гробом огромный

Государственное строительство

Государственное строительство Наведя в горах относительный порядок, Шамиль принялся за укрепление государственных органов управления и введение единой правовой системы.В полную силу заработал обновленный Государственный совет (Диван-хана), состоявший из известных

Мираж халифата

Мираж халифата У многих русских оппозиционеров, патриотически настроенных аналитиков, политических радикалов исламский проект ассоциируется в первую очередь с установкой на воссоздание халифата, построение нового исламского государства во всемирных масштабах. В

Централизованная теократическая монархия. Единоличные управители - халифы, главный советчик и высшее должностное лицо при халифе - визирь. Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами. К этим правительственным канцеляриям относились: военный диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; диван внутренних дел - диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведом­ство; диван почтовой службы - диван-ал-барид, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, ка­раван-сараев и колодцев) , исполнял также функции тайной полиции.

Основной особенностью халифата как формы монархии было соединение духовной и светской власти в одной персоне халифа. Халиф как преемник пророка Мухаммеда являлся главой мусульманской религии и духовным владыкой мусульман, он же как правитель государства - светским владыкой. Само слово "халиф" означает "наследник", что выражает роль халифа как правопреемника пророка. Вследствие этого, религия играла ключевую роль в жизни халифата, ещё большую, чем в жизни европейских монархий.

Халиф обладал всей возможной полнотой политической власти: военной, землевладельческой, судебной, правом назначения любых наместников и чиновников. Первый помощник халифа назывался визирем, и имел право выступать от имени халифа, когда тот далеко или недееспособен. Со временем власть визирей росла; если в раннем халифате визирь был всего лишь порученцем халифа, то постепенно он становился полноправным заместителем.

Политические центры цивилизаций древности сохранили свое значение и в Средние века. Но теперь вокруг них появились новые соседние государства, которые во многом восприняли культуру и традиции древних центров. Государственное устройство сохранило многие черты, возникшие еще в древности.


Наивысшим подъемом культуры и экономики в Средние века характеризуется Китай периода империи Тан. В это время была создана классическая модель государственного управления, которая впоследствии на протяжении более чем тысячи лет считалась образцом и использовалась другими китайскими династиями. Эта система управления оказалась значительно более развитой, чем те, которые существовали в других странах того времени.


Религиозные представления об императорской власти способствовали ее усилению, беспрекословному подчинению ей народа. Вот как это описывает древнее китайское стихотворение:

Широко кругом простирается небо вдали,
Но нету под небом ни пяди нецарской земли.
На всем берегу, что кругом омывают моря, —
Повсюду на этой земле только слуги царя.


В период династии Тан в Китае появилось важное нововведение: теперь чтобы занять государственную должность, чиновник должен был получить образование и сдать государственный экзамен. Чиновники, претендовавшие на самые высокие посты, должны были сдавать экзамен непосредственно императору и его приближенным. В основу такой образовательной системы были положены конфуцианские принципы.

Чиновничий аппарат был очень обширным и разветвленным. Это неудивительно, ведь в средневековом Китае сформировалось большое количество ведомств, управлявших различными сторонами жизни общества. В период Тан существовало шесть крупных ведомств-министерств: Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и Общественных работ. Их работу координировало несколько императорских канцелярий. Огромный аппарат чиновников из ведомств в свою очередь контролировал все в государстве. Чиновники, а не родовая аристократия, стали играть определяющую роль в жизни страны.

В период правления Тан появилось специальное ведомство инспекторов, которое должно было проверять работу других ведомств и чиновников. Имена многих его сотрудников держались в тайне. Они постоянно выполняли поручения императора в разных концах страны и должны были докладывать об истинном положении дел. Все эти преобразования способствовали усилению империи Тан.

Если чиновников набирали из числа китайцев, то военные чаще всего происходили из соседних кочевых племен. Собственно китайское население практически не привлекалось на военную службу. Армия была в значительной мере наемная, состояла в основном из кочевников. С одной стороны, это способствовало разобщенности интересов населения и армии, препятствовало совместным восстаниям. Армия всегда была готова выступить против крестьянских волнений. Однако, с другой стороны, это создавало опасность армейских мятежей. Но в этом случае можно было нанять другую армию для подавления мятежников. Такая ситуация создавала противоречия между китайским гражданским чиновничеством и некитайскими полководцами.

По образцу империи Тан и в целом по китайскому образцу организовывалось управление государством в Корее, Японии и Вьетнаме. Во многом эта система стала основой государственного аппарата в период монгольской династии Юань и китайской Мин.


Императоры в Японии считались потомками богини солнца Аматэрасу, то есть представлялись божественными по происхождению. Возникновение государственного аппарата при них относится только к VII в. Постепенно из Китая были заимствованы формы организации государственных ведомств. Однако основополагающее отличие заключалось в следующем: если государственные должности в Китае получали не по происхождению, а по результатам экзаменов и, соответственно, по уровню образованности, то в Японии должности получали представители аристократических семей, которые стремились сделать их наследственными, передать потомкам. В итоге специфика японской системы только усилила аристократию, которая стремилась ко все большему влиянию. Теперь представители могущественных семей аристократов могли возглавить государственный аппарат и контролировать жизнь страны. Чтобы укрепить свою власть, главы таких родов выдавали дочерей замуж за императоров.

Первая столица японского государства — город Нара — была построена по образцу китайской Чанъани.

Характеристика Арабского халифата как государства

Чтобы кратко охарактеризовать Арабский халифат, как государство, необходимо обратить свой взгляд назад в историю. Халифат возник в ходе объединения разрозненных арабских племён в единое целое, а основным стержнем, поспособствовавшим этом объединению, стала новая религия – ислам. В результате возникла новая страна.

Арабская культура и цивилизация

Особенности Арабского халифата

В начале 7-го века арабские племена аравийского полуострова были разобщены, в них существовал полувоенный раннефеодальный строй, и значительная часть населения Аравии вела кочевой образ жизни. Всё изменилось с появлением пророка Мухаммеда и новой религии, ислама, которую он нёс в массы. Именно под знамёнами ислама началось объединение арабов, и вскоре множество отдельных племён сложились в единое государство – Арабский халифат, окончательно оформившийся к 632 году.

Арабский халифат как государство

Становление Арабского халифата как государства

Важной его особенностью было то, что халифат представлял собой теократическое исламское государство, то есть верховный правитель олицетворял собой и светскую, и духовную власть, которая была неоспорима и не ограничена. Халифы считались преемниками пророка Мухаммеда. В течение первых двух веков после создания Арабский халифат стремительно расширялся, завоёвывая всё новые и новые земли – Аравийский полуостров, Юго-Западная Азия, Северная Африка и так далее. Ислам объединил арабов и стал основой Арабского халифата, хотя в целом на территории этой огромной страны сохранялась достаточно либеральная свобода вероисповедания.

Сражения русско-японской войны

Основные сражения русско-японской войны 1904-1905 кратко в таблице списком

Этапы Первой мировой войны

Этапы Первой мировой войны кратко. Таблица.

Характеристика Арабского халифата как государства

Халифат обладал всеми признаками, которые позволяют рассматривать его в качестве независимого суверенного государства:

  • Он имел свою территорию. Расширялся халифат стремительно, и в своей экспансии он дошёл даже до Европы, где арабам удалось практически полностью завоевать Испанию. Однако, позднее европейцы остановили захватчиков, после чего сразу началась Реконкиста – растянувшийся на сотни лет процесс отвоевания Иберийского полуострова обратно.
  • Суверенитет. С этим нельзя поспорить – Арабский халифат был суверенным (то есть независимым) государством, оставаясь таковым на протяжении столетий, вплоть до своего окончательного падения.

Государство Арабский халифат

Арабский халифат в 632 году, за год до начала арабских завоеваний

Читайте также: