Развлечения крестьян в средневековье кратко

Обновлено: 16.05.2024

Первой по популярности в средние века была игра в шахматы, в которые играли при дворе Карла Великого. Еще одна популярная средневековая игра - трик-трак (игра в таблички). Сегодня она известна как нарды. Считается, что игру распространили крестоносцы. Игра в кости-кубики с числами на гранях - любимое развлечение воинов. Первые карты -наибис- появились в Италии. Подвижные игры среди развлечений занимали не последнее место: "охотники и зайцы", салки, жмурки, "ударь по горшку". Танцы,охота,турниры - любимые занятия при дворе.

Вы когда-нибудь задумывались, чем занимались крестьяне для развлечения в Средние века? В большинстве деревень в те времена центр был местом сбора. Люди часто приходили туда, чтобы поиграть в такие игры, как кегли, которые похожи на современный боулинг, выпить или рассказать истории. Мы расскажем вам про исторические досуговые мероприятия — способы, которыми люди расслаблялись на протяжении веков. Самые интересные факты о Средних веках можно узнать в предыдущем посте.

На первый взгляд жизнь средневекового крестьянина может показаться трудной, долгие часы им приходилось проводить в поле с рассвета до заката, прерываясь лишь иногда, чтобы пообедать. Тем не менее у людей, живших в Средние века, на самом деле было много времени, чтобы расслабиться. Во-первых, календарь в то время был набит религиозными праздниками, включая длительные каникулы на Рождество, Пасху и в середине лета. По одной оценке, полученной из манориальных записей 14 века, большинство подневольных рабочих в Англии работали 27,7 часа в неделю. Благословленные всем этим дополнительным временем и отсутствием доступа к интернету средневековые крестьяне в Европе разработали ряд развлечений.

Видео: Как развлекались крестьяне Средневековья

Средневековый футбол

Видео: Как развлекались крестьяне Средневековья

Были также более физически активные игры, в том числе странный футбол-борьба и ранняя форма гольфа, возникшая в Нидерландах. Однако независимо от конкретных правил игры практически каждое европейское средневековое развлечение заканчивалось хаосом и драками. Ведь крестьяне считали чистую, неподдельную борьбу достойным времяпрепровождением. В этом футболе не было ни поля, ни определенного количества игроков — играть мог любой, кто пришел. Иногда это могли быть сотни людей или даже целый город. Мячом был надутый свиной пузыри. Цель тоже была немного другой — вместо того, чтобы забивать мяч в ворота, команда старалась первой забросить мячик в церковь другой команды. Английские и французские короли пытались запретить эту игру, но только потому, что считали, что она отвлекала людей от важных дел. Таких как стрельба из лука или участие в войне.

Стрельба из лука

Видео: Как развлекались крестьяне Средневековья

Стрельба из лука была чем-то обязательным. В Средние века это было настолько важно, что люди из низшего класса были обязаны практиковать это по закону. Некоторые использовали арбалеты, но большинство полагалось на надежный лук и стрелы. Чтобы стать опытным лучником, требовалась масса занятий и длительных тренировок. Мужчинам в возрасте от 15 до 60 лет приходилось каждую неделю тратить значительное время на это. Короли даже пытались запретить другие виды деятельности, которые отнимали у людей драгоценное время, которое они могли потратить на упражнения. В конце концов стандартный лук и стрелы уступили место длинному луку, который требовал еще больше подготовки. Но все это по итогу хорошо окупилось, по крайней мере, для англичан. О других средневековых развлечениях мы писали здесь.

Самые современные отели по самым демократичным ценам ждут вас в нашей подборке горящих туров в ОАЭ.

Подготовила Анна Пузырева

Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности. Каким образом можно было убить это время?


Сходить в церковь и послушать проповедника


Миниатюра Жана Фуке из Часослова Этьена Шевалье. XV век © Wikimedia Commons

Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX–X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.

Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него помост, где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

Посмотреть представление

Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы. В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов. Во Франции они были популярны в среде участников пюи — городских объединений для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний. Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых. Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади. При этом разыгрывали их не профессиональные актеры, а духовные лица и члены пюи.

Моралите — нечто среднее между религиозным и комическим театром. В аллегорической форме в них показывалась борьба добра и зла в мире и в человеке. Исходом этой борьбы было спасение или гибель души.

При всей условности постановок происходящее на сцене для зрителей полностью сливалось с реальностью, а трагические события соседствовали с комическими сценами. Зрители часто включались в действие как участники событий.

Послушать музыку или стихи

Инструментальная музыка была по преимуществу занятием жонглеров и менестрелей, поющих, пляшущих и дающих представления под звуки своих инструментов. Помимо различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки), со временем в музыкальный быт вошли также арфа и разновидности смычковых — предки будущей скрипки: кротта, ребаб, виела, или фидель.

Переходя с места на место, жонглеры выступали на праздниках при дворах, у замков, на городских площадях. Несмотря на преследования со стороны церкви, жонглерам и менестрелям удалось в XII–XIII веках добиться возможности участвовать в духовных представлениях.

На юге Франции лирические поэты назывались трубадурами, на севере — труверами, в Германии — миннезингерами. Лирика миннезингеров была достоянием знати, и огромное влияние на нее оказали рыцарская поэзия и любовные песни трубадуров. Позже искусство стихосложения в немецких городах переняли мейстерзингеры, для которых поэзия превратилась в особую науку.

Потанцевать

Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглеры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов. Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Впрочем, позже власти начали давать разрешение на устройство танцев в залах городских ратуш, а с конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома. Обычно танцевальный дом находился по соседству с ратушей и церковью или напротив них. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

Кроме того, существовали танцевальные дома, предназначенные исключительно для простых горожан: над деревянным настилом, слегка приподнятым над землей, сооружали крышу на четырех столбах. На них располагались музыканты, а вокруг плясали в кругу мужчины и женщины. Если знать предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди городского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными.

Сходить на ярмарку

Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов.

Поучаствовать в карнавале

Карнавал неотделим от поста: это было последнее многодневное торжество, предварявшее долгое время воздержания, и сопровождалось оно пирами, маскарадами, шествиями и потешным драками на сырах и колбасах. Карнавал — это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы — все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию. Вся церковная служба и священные тексты выворачивались наизнанку. Главные события карнавала происходили в церкви, хотя уже с XIII века эти непристойности пытались запрещать официальными интердиктами.

В послании богословского факультета в Париже, разосланного епископам Франции в 1445 году, карнавал описывается очень красочно:


Во время карнавала можно было все, что запрещалось в обычные дни, иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались — но как только заканчивался праздник, жизнь возвращалась в обычное русло.

Поприветствовать гостя или правителя


Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год © Württembergische Landesbibliothek

Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удаленными территориями. Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми — для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.

Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован. Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали прием коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства. От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелеными ветками. Наконец, на центральной городской площади зажаривались быки и дичь и выкатывались бочки вина для всех жителей города. В 1490 году во Вьене во время въезда Карла VIII был установлен фонтан добра и зла, который с одной стороны бил красным вином, а с другой — белым. Такие угощения были призваны воплотить образ сказочной страны изобилия, явить которую своим подданным государь должен был хотя бы однажды.

Для гостя устраивали инсценировки. В 1453 году в Реджо был поставлен целый спектакль: покровитель города святой Просперо парил в воздухе со множеством ангелов, которые просили у него ключи от города, чтобы потом передать их герцогу под гимны в его честь. Когда процессия достигла главной площади, к ним с церкви слетел святой Петр и надел на голову герцога венок.

В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговоренных к изгнанию, причем они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня — таким образом, они могли вернуться в город. Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель — 37. Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.

Посмотреть рыцарский турнир

Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нем участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодежь. Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьезные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношерстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.

В конце концов турниры превратились в дорогостоящую и изощренную придворную забаву, сопровождавшую различного рода празднества по случаю свадьбы правителя, коронации, заключения мира или союза — вместе с праздничными мессами, шествиями, обедами и балами, по большей части не предназначенными для простых горожан.

Принять участие в спортивных состязаниях

У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде. Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи. Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства. Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию и борьбе.

В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В Павии, например, горожан делили на две группы, выдавали деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы. В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста. Изображение бурлящей толпы сражающихся на таком мосту — любимый сюжет гравюр той эпохи: на переднем плане гондольеры подбирают свалившихся в воду, а в окнах и на крышах окружающих домов толпятся многочисленные болельщики.

В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч. Участие принимали все желающие, а правил почти не было. Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определенную черту. В городах подобные многолюдные схватки были сопряжены с большими опасностями, и не случайно в Лондоне, Нюрнберге, Париже и других местах довольно рано были введены ограничения, с помощью которых власти стремились умерить пыл игроков.

Поиграть


Миниатюра из трактата Альфонсо Мудрого. 1283 год © Real Academia de la Historia

Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости и даже карты. Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из дерева или металла считались предметом роскоши и часто были настоящим произведением искусства.

Правила игры в карты были разные: например, один из участников вынимал из колоды карту, все присутствующие ставили на нее деньги. Если после этого из колоды вынимались три или четыре карты той же масти подряд, то игрок, вынувший первую карту, получал всю поставленную на нее сумму.

Но самой популярной игрой были кости. Этой игре предавались представители всех социальных категорий — в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях — и проигрывали деньги, одежду, лошадей и жилища. Многие жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели. К тому же нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца. В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.

Сходить в баню и хорошенько выпить

В большинстве средневековых городов существовали городские бани. В Париже в конце XIII века числилось 26 бань, полвека спустя в Нюрнберге — 12, в Эрфурте — 10, в Вене — 29, во Вроцлаве — 12. Посещение бани не сводилось единственно к гигиеническим процедурам, скорее это было место для развлечения, удовольствия и светского общения. После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости, пили и танцевали.

В немецких городах виноторговцы выкатывали на улицы к баням винные бочки, расставляли кругом табуреты, выносили кружки и давали всем желающим попробовать вино. На улице немедленно составлялась попойка, так что городские советы были вынуждены запретить этот обычай. Исключение делалось только для нескольких дней в году, например Дня святого Мартина, когда было принято открывать молодое вино. Но зато в эти дни люди стояли, сидели и лежали на улицах — и пили вино.

Отдохнуть у городского фонтана

Далеко не все горожане могли позволить себе иметь отдельный сад или водоем, сооруженный за домом: многие жили в комнатах, каморках и пристройках, взятых внаем. Воду для хозяйства брали в общественном колодце или фонтане, расположенном на площади, обычно недалеко от церкви. В Позднее Средневековье такие фонтаны служили не только украшением и источником питьевой воды, но и местом встреч и прогулок горожан.

Посмотреть казнь

Лобное место могло располагаться перед городом, по другую сторону крепостного рва, могло — на площади или даже перед домом потерпевшего, но казнь неизменно была публичным действом. Место и время казни, а также путь преступника были заранее известны всем горожанам. Зрителей созывали глашатаи. Оптимальным временем считался полдень, часто власти устраивали казни в рыночный день, чтобы добиться максимального стечения народа, — правда, не в дни религиозных праздников.

Толпа собиралась вокруг преступника постепенно, по мере продвижения процессии по городу. Весь ритуал наказания провинившегося был рассчитан на зрителей, медлительное театральное действо предполагало участие окружающих в церемонии. В некоторых случаях преступнику предоставлялось право на поединок с палачом и люди могли способствовать его освобождению. Так произошло в Сен-Кантене в 1403 году, когда во время борьбы палач упал на землю и толпа горожан потребовала от королевского прево отпустить победителя. Зрители следили за точным исполнением ритуала и могли потребовать пересмотра дела, если что-то шло не так.

Тела преступников было запрещено хоронить на кладбище, и трупы их оставались на виселице по многу лет до полного разложения, служа назиданием для гуляющей вокруг публики.

  • Бойцов М. А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе.

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. М., 1999.

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. М., 1999.

Как проводили свободное время жители обычной деревеньки на юге Франции в 14-м веке?

На юге Франции располагается знаменитая область Окситания, которая хранит в себе богатую историю. Особенно это касается эпохи Средневековья. Лангедок, Руссильон и предгорья Пиренеев повидали немало: переселения народов, войны, наплыв ересей и громкие церковные процессы. Как ни странно, именно по документам суда инквизиции 13-го и 14-го вв. историки смогли восстановить мир обычной южнофранцузской деревеньки.

1.jpg

2.jpg

Откровенно говоря, сельский житель не мог рассчитывать на серьёзную индустрию развлечений. Да и понятия такого в те времена не существовало. Так что же было доступно простолюдину на селе?

Таверна

С этим названием обычно связывают исключительно мужское место, куда люди приходят выпить и отведать сытных блюд. Подобные представления к нам пришли из народной молвы. Но не стоит забывать, что и женщины не обходили подобные заведения стороной. Владельцы средневековой таверны — как правило, семейная пара или одинокая, но очень предприимчивая дама.

3.jpg

Таверна в сельской местности напоминала небольшую торговую точку, куда могли зайти несколько человек, чтобы пропустить пару стаканчиков. Юг Франции — регион винный. Распространение вина являлось главной задачей любого кабака или таверны. Держатель заведения обычно завозил бочки с вином своим односельчанам, которые могли позволить себе подобное удовольствие. По крайней мере, так было в деревне Монтайю в начале 14-го столетия.

Вся жизнь кипела в населённых пунктах покрупнее: большие сёла, города, торговые центры. Там-то как раз и находились просторные питейные заведения с общими залами. Девушки знакомились с юношами, мужчины — с женщинами. Они обменивались последними новостями, слухами и домыслами. Часто это были истории о публичных казнях, любовных делах или небылицы. Человек искал отдушину в общении. И масса народа просто бродила от таверны к таверне, коллекционируя сплетни. Туда захаживали и еретики в поисках паствы.

4.jpg

Месса

По-настоящему массовое мероприятие, которое охватывает всё население округи. Она проходит в каждом приходе: это место встреч и исполнения религиозных обязанностей. Благой акт, который можно было совместить с общением или каким-нибудь предприятием. Она сводила людей намного крепче, чем лихая гулянка в таверне или на ярмарке. На мессах простолюдины могли открыть для себя много нового и услышать мысли какого-нибудь вольнодумца, что захотел поведать труженикам полей о верном учении или рассказать пару захватывающих историй, которые могли впечатлить малограмотных крестьян. Во время мессы могли даже происходить стычки, облавы и заговоры.

5.jpg

Читайте также: