Регулировка рынка ценных бумаг кратко

Обновлено: 30.06.2024

Понятие и цели регулирования рынка ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает деятельность всех участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных участников, все виды деятельности и операции на рынке ценных бумаг (эмиссионные, посреднические, инвестиционные, залоговые, трастовые и др.).

Регулирование рынка ценных бумаг представляет упорядочивание деятельности на нем всех участников и операций между участниками рынка со стороны государства и организаций, уполномоченных обществом.

Регулирование рынка ценных бумаг подразделяется на:

Внутреннее регулирование - подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативам: уставу, правилам и другим внутренним документам, определяющим деятельность самой организации, ее подразделений и работников.

Внешнее регулирование - подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций и международным нормам.

Цели регулирования рынка ценных бумаг (см. рис. 1) заключаются в:

  • создании необходимых условий для эффективной работы участников рынка;
  • защите участников рынка от недобросовестной конкуренции;
  • обеспечении процесса ценообразования на основе закона спроса и предложения;
  • создании новых рынков ценных бумаг, поддержке необходимых обществу рыночных структур и т.д.

Виды и цели регулирования рынка ценных бумаг

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

  • создание нормативной базы функционирования рынка (законов, правил, инструкций и др.) и условий позволяющих их соблюдение;
  • лицензирование профессиональной деятельности участников рынка;
  • контроль за соблюдением установленных правил участниками рынка и применение санкции за их нарушение.

Важный принцип регулирования рынка ценных бумаг заключается в оптимальном распределении функций между государственными и негосударственными органами (саморегулируемыми организациями), максимальном широком раскрытии информации об эмитентах и совершаемых сделках для обеспечения добросовестной рыночной конкуренции.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется уполномоченными государственными органами, а также саморегулируемыми объединениями (организациями) профессиональных участников рынка (см. рис. 2).

Органы, регулирующие российский рынок ценных бумаг

Государственными органами, регулирующими рынок ценных бумаг, являются: высшие органы государственной власти (Президент, Государственная Дума, Правительство РФ); Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР); Федеральная антимонопольная служба (ФАС); Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ и др.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Государство регулирует рынок ценных бумаг путем издания законов и подзаконных актов и выступает в качестве арбитра в спорах между участниками рынка ценных бумаг через систему судебных органов. При этом государство применяет как прямое (административное), так и косвенное регулирование рынка ценных бумаг.

Прямое (административное) регулирование осуществляется путем:

  • установления обязательных требований ко всем участникам рынка;
  • регистрации участников рынка (ведение реестра субъектов рынка ценных бумаг и эмиссионных ценных бумаг, эмитируемых ими);
  • лицензирования участников профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и аттестации специалистов;
  • установления требований правил гласности и равного доступа к информации всех участников рынка ценных бумаг;
  • осуществления контроля за исполнением участниками рынка требований законодательных и нормативных актов, регулирующих рынок ценных бумаг и др.

Косвенное (экономическое) регулирование осуществляется путем использования государством соответствующих рычагов и стимулов (системы налогообложения, управления пакетами акций приватизированных предприятий, принадлежащих государству, денежной политики, процентной ставки Центрального Банка РФ и др.).

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем (см. рис. 3):

  • разработки и утверждения обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов,
  • осуществления государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;
  • проведения контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в эмитированных ценных бумагах;
  • осуществления лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и аттестации кадров;
  • пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии;
  • защиты прав владельцев ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти (устанавливаются соответствующего уровня органами государственной власти и органами местного самоуправления).

Составные части государственного регулирования рынка ценных бумаг

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР). В настоящее время ФСФР выдает три вида лицензий:

  • на осуществление деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг;
  • на осуществление деятельности по ведению реестра;
  • на осуществление деятельности фондовой биржи.

Однако в ряде случаев право на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг может быть предоставлено и другими законодательными актами, например право на осуществление отдельными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг государственным корпорациям может быть предоставлено федеральным законом, на основании которого они созданы.

Кредитные же организации осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, руководствуясь наряду с порядком установленным Законом "О рынке ценных бумаг", так и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, регулирующими деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг. При этом в случае, если Банком России у кредитной организации будет аннулирована или отозвана лицензия на осуществление банковских операций, то это может явиться дополнительным основанием для отказа в выдаче ей лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Применительно к рынку ценных бумаг функциями ФСФР являются:

Федеральной службе по финансовым рынкам предоставлен широкий круг прав, включающих право квалифицировать ценные бумаги и определение их видов, установление обязательных требований для профессиональных участников рынка ценных бумаг, направленных на снижение рисков в их деятельности на рынке ценных бумаг, на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании услуг по подготовке проспекта ценных бумаг и размещению эмиссионных ценных бумаг, а также установление нормативов достаточности собственных средств (за исключением кредитных организаций).

При неоднократном нарушении профессиональными участниками рынка ценных бумаг в течение года законодательства РФ о ценных бумагах, ФСФР вправе принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии, а также аннулировании квалификационных аттестатов физических лиц и др.

ФСФР при осуществлении своих полномочий обязана обеспечить конфиденциальность предоставляемой ей информации, за исключением той информации, которая раскрывается в соответствии с законодательством РФ.

Саморегулирование на рынке ценных бумаг. Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО) именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг на принципах некоммерческой организации. Все доходы саморегулируемой организации используются исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Саморегулируемыми организациями, участвующих в регулировании рынка ценных бумаг являются:

  • Национальная ассоциация управляющих (НАУ);
  • Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);
  • Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) и др.

Саморегулируемые организации учреждаются не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организации, созданные профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретают статус СРО на основании разрешения, выдаваемого ФСФР.

Задачами саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг являются (см. рис. 4):

  • обеспечение условий профессиональной деятельности участников фондового рынка;
  • контроль за соблюдением стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг;
  • защита интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации;
  • установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг и осуществление контроля за их соблюдением.

Задачи, выполняемые саморегулируемыми организациями

Саморегулируемой организации предоставлено право обучения граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а если она является ФСФР аккредитованной организацией - то и принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты.

К саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг предъявляются требования в отношении (см. рис. 5):

  • профессиональной квалификации ее персонала;
  • правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;
  • правил, ограничивающих манипулирование ценами;
  • защиты прав клиентов;
  • ведения учета и отчетности;
  • минимальной величины их собственных средств и др.

Требования, предъявляемые к саморегулируемой организации

Если саморегулируемая организация является организатором торговли, то она обязана также установить и соблюдать правила (см. рис. 6):

  • заключения, регистрации и подтверждения сделок с ценными бумагами;
  • проведения клиринговых и/или расчетных операций;
  • оформления и учета документов, используемых членами организации при заключении сделок и операций;
  • разрешения споров, возникающих между членами организации при совершении операций с ценными бумагами и расчетов по совершаемым сделкам;
  • предоставления информации о ценах спроса и предложения и об объемах сделок с ценными бумагами, совершаемых членами организации;
  • оказания услуг лицам, не являющимся членами организаций.

Правила, которые должна соблюдать саморегулируемая организация, являющаяся организатором торговли

Ответственность за нарушения законодательства РФ о ценных бумагах. Участники рынка ценных бумаг не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе.

Под манипулированием ценами понимаются действия, совершаемые для создания видимости повышения или понижения цен, или торговой активности на рынке ценных бумаг относительно существующего уровня цен, или существующей торговой активности на рынке ценных бумаг, с целью побудить инвесторов продавать или приобретать публично размещаемые или публично обращаемые ценные бумаги, в том числе:

  • распространение ложной или недостоверной информации;
  • совершение сделок с ценными бумагами на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в результате которых не меняется владелец этих ценных бумаг;
  • одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;
  • соглашение двух или нескольких участников торгов или их представителей о покупке (продаже) ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам.

В отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг, ФСФР:

  • принимает меры к приостановлению дальнейшего размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии и опубликовывает об этом сведения в средствах массовой информации;
  • извещает эмитента о необходимости в установленные сроки устранения нарушений, внесения изменений в проспект ценных бумаг и другие условия выпуска.

По фактам недобросовестной эмиссии, а также при осуществлении деятельности без наличия соответствующей лицензии ФСФР направляет материалы проверки в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитента либо в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления.

  1. Что понимается под регулированием рынка ценных бумаг, и каковы его цели?
  2. Какие процессы являются предметом регулирования на рынке ценных бумаг?
  3. В чем заключаются особенности между прямым (административным) и косвенным государственным регулированием рынка ценных бумаг?
  4. Какие виды лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг выдаются в настоящее время ФСФР?
  5. Какие функции по регулированию рынка ценных бумаг возложены на ФСФР?
  6. Что понимается под саморегулируемой организацией?
  7. Какие задачи выполняют саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг?
  8. Какие права предоставлены саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг?
  9. Какие требования предъявляются к саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг?
  10. Что понимается под манипулированием ценами, и какие действия к этому относятся на рынке ценных бумаг?
  11. Какие меры воздействия вправе применять ФСФР в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг?

кафедра "Ценные бумаги

и финансовый инжиниринг"

при Правительстве РФ

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) представляет собой упорядочение работы на нем всех его участников, включая операции между ними. Производится организациями, которые уполномочены на данные действия.

Цель регулирования рынка заключается в наращивании притока капитала в государственную экономику. Для этой цели используются: создание и поддержка эффективной работы РЦБ, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов одних участников РЦБ за счет других и др.

Регулирование РЦБ классифицируется на внешнее и внутреннее. Первое из них заключается в подчиненности работы организации нормативным государственным актам, международным соглашениям. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности организации своим нормативным документам (например, устав, правила и др.).

Существует несколько этапов процесса регулирования:

  • формируется орган регулирования РЦБ;
  • создается и постоянно совершенствуется нормативная база работы рынка, происходит разработка законов, постановлений, инструкций, правил (ставят работу рынка на общепризнанную основу, которая соблюдается всеми);
  • контролируется соблюдение и исполнение всеми участниками РЦБ правил и норм;
  • разрабатывается система санкций за отклонение от установленных правил и норм (это могут быть устные предупреждения, наказания различного вида);
  • организуется отбор и допуск юридических лиц и граждан в качестве участников РЦБ в соответствии со знанием, опытом, капиталом и др.;
  • формируется орган по разрешению споров, которые могут возникнуть между участниками РЦБ.

Виды регулирования РЦБ

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование ценных бумаг со стороны государственных органов власти.

Регулирование подразделяется на прямое и косвенное. Первое из них часто называется административным, оно имеет в основе правовые нормы и производится с помощью следующих операций:

  • формирование обязательных требований к любому участнику РЦБ с использованием нормативно-законодательных актов;
  • регистрация участников РЦБ и самих ценных бумаг;
  • разрешительная деятельность (лицензии на ведение профессиональной деятельности, аттестация);
  • обеспечение гласности и равноправной информированности для любого участника РЦБ.

Косвенное (экономическое) регулирование имеет в основе использование экономических инструментов самого рынка как рычагов регулирования. Оно включает следующие составляющие:

  • система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов);
  • денежная политика (ставки процентов, минимальный размер заработной платы и др.);
  • политика формирования государственных доходов, направления использования расходов государства (бюджет страны и прочие фонды, включая внебюджетный, стабилизационный, инвестиционный и др.);
  • политика управления собственностью государства, включая управление пакетами акций приватизированных организаций, которые имеются у государства и др.

В число объектов государственного регулирования (саморегулирования) РЦБ включены участники РЦБ, рыночные инструменты и операции, в числе которых можно выделить:

  • ценные бумаги с позиции:
    • юридического статуса;
    • обращения и эмиссии (выпуска);
    • применение в качестве основы для производных ценных бумаг и др.
    • отбор для рыночной деятельности любого качества;
    • перспективное участие в деятельности других рынков;
    • защита инвесторов от мошенников;
    • уплату налогов и др.
    • разрешенные типы рыночных операций;
    • совмещение различных видов операций по ценными бумагам;
    • разрешение споров в сфере имущества;
    • обложение налогами и т.п.

    Законы в области регулирования РЦБ

    В число органов, которые осуществляют регулирование отечественного РЦБ, входят:

    • государственные органы исполнительной власти;
    • саморегулируемые организации, которые являются профессиональными участниками РЦБ;
    • организации общества, которые занимаются защитой интересов владельцев ценных бумаг.

    Структура государственных органов, занимающихся регулированием, включает:

    • Госдуму, издающую законодательные акты, которые регулируют работу РЦБ;
    • Президента государства, который издает указы;
    • Правительство, которое издает Постановления, развивающие указы Президента;
    • Министерство финансов РФ;
    • Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР);
    • Банк России и др.

    Первое место в рассматриваемой иерархии занимает Госдума. Это обусловлено тем, что она занимается изданием нормативных документов самого высокого уровня (например, Кодекс, Закон). Эти акты принимаются не очень быстро, поскольку не только они сами, но и любая поправка к ним могут потребовать обсуждений с помощью профильных комитетов и 3 слушаний в Думе.

    Указы Президента подготавливаются и подписываются значительно быстрее. По этой причине пока в Думе происходит рассмотрение соответствующих поправок в законы, рынок может регулироваться с помощью указов Президента. Как только утверждаются поправки к закону, перестают действовать президентские указы.

    Министерство финансов РФ не в полном объеме является регулятором РЦБ, так как его полномочия распространены лишь на эмиссию долговых обязательств федерального правительства и ценных бумаг субъектов РФ. Оно не просто осуществляет регулирование, но и управление РЦБ, поскольку в его лице могут совмещаться функции как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг государства.

    ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, который касается РЦБ. В число функций этой организации входят:

    • разработка основных направлений развития рынка;
    • координация работы всех других федеральных органов власти, которые касаются регулирования;
    • утверждение стандартов эмиссии (корпоративных) ценных бумаг и их проспектов;
    • установление единых требований к правилам ведения профессиональной деятельности, лицензирование различных видов профессиональной деятельности рынка;
    • установление порядка, осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций;
    • формирование стандарта работы инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, включая страховые организации на РЦБ;
    • установка обязательных требований к порядку ведения реестра, к операциям с ценными бумагами, норм их допуска к публичному размещению;
    • разработка проектов законодательных и прочих нормативных актов, которые связаны с вопросами регулирования, осуществление контроля их соблюдения всеми участниками РЦБ.

    Банк России призван выполнять определенные функции, относящиеся к регулированию работы коммерческих банков на фондовом рынке. Для банков он осуществляет:

    • разработку правил учета и отчетности по сделкам с ценными бумагами;
    • регулирование и контроль операций банков, которые производятся с ценными бумагами;
    • регистрацию выпуска ценных бумаг банками;
    • контроль приобретения и продажи крупных пакетов акций и др.

    Со стороны государства система регулирования фондового рынка может быть дополнена регулированием со стороны СРО.

    Саморегулируемая организация профессиональных участников РЦБ в Российской Федерации в соответствии с законодательством признано добровольное объединение профессиональных участников фондового рынка. Это объединение действует по федеральному закону и функционирует на принципах некоммерческой организации.

    Самыми важными функциями СРО являются:

    • защита интересов профессиональных участников, которая производится государственными органами регулирования;
    • обеспечение благоприятных условий для ведения профессиональной деятельности на РЦБ;
    • защита интересов клиентов;
    • соблюдение стандартов, принятых в профессиональной этике;
    • установка стандартов и правил ведения операций с ценными бумагами, отсутствующими в государственных нормах, контроль их выполнения.

    Основными правами СРО являются:

    • разработка правил и стандартов ведения профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
    • осуществление контроля соблюдения своими участниками соответствующих стандартов, операций и правил;
    • разработка учебных планов и программ, которое может осуществляться с помощью профессиональной подготовки кадров для работы на РЦБ;
    • выдача квалификационных аттестатов.

    К законодательным актам, на основе которых происходит регулирование рынка ценных бумаг в РФ со стороны государства, можно отнести:

    Помимо перечисленных нормативных документов издается большое число указов, стандартов и постановлений, которые развивают положения федерального законодательства.

    В структуру Закона об акционерных обществах входят несколько разделов:

    • общие положения об АО и их видах;
    • информация об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерных обществ;
    • сведения о порядке формирования и изменения уставного капитала с помощью выпуска акций, правах акционеров в соответствии с видом акций, порядке размещения облигаций;
    • варианты размещения облигаций и акций, включая установление цены их размещения;
    • дивиденды, которые выплачивает АО;
    • управление АО, включая управленческие органы и реестр акционеров;
    • перечень прав общества по отношению к размещенным им акций (выкуп или временное приобретение);
    • контроль совершения АО крупных сделок и сделок, в заключении которых есть заинтересованность;
    • контроль работы АО, учет и отчетность, информация о нем.

    Закон о рынке ценных бумаг включает несколько принципиальных разделов и норм. Они регулируют:

    • типы профессиональной деятельности рынка, включая профессиональную работу в области организации торговли в форме фондовой биржи;
    • выпуск ценных бумаг и их порядок, включая именные и предъявительские корпоративные ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме;
    • обращение эмиссионных ценных бумаг, а также относящиеся к ним вопросы, раскрывающие информацию о ценных бумагах;

    управление со стороны государства с помощью федерального органа исполнительной власти, самоуправление, осуществляемое СРО профессиональных участников рынка.

    В рамках настоящей темы рассмотрены вопросы регулирования рынка ценных бумаг как упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Проанализирована система регулирования фондового рынка, составляющие этой системы; процесс регулирования рынка саморегулирующимися организациями; рассмотрены этапы эмиссии ценных бумаг и регулирования деятельности эмитентов со стороны ФСФР. Целью изучения настоящей темы является формирования у студентов представления о системе государственного и контроля фондового рынка РФ. Задачей изучения темы является подготовка студентов к детальному анализу основ функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг, рассматриваемых а разделе втором настоящего учебного пособия.

    Оглавление

    Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядоче­ние деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

    Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, органи­заций инфраструктуры рынка.

    Фондовый рынок показывает жесткую зависимость между законами экономики и задачами правового регулирования. Поэтому для закрепления таких законов требуется их трансформация в определенные четкие юридические механизмы. Правовое регулирование российского рынка ценных бумаг происходит как через внешнее регулирование, осуществляемое государством (закрепленное в российском законодательстве), так и через саморегулирование, осуществляемое самими участниками рынка ценных бумаг (посредством реализации правил и норм, содержащихся во внутренних документах биржи – учредительных документах, правилах биржевой торговли, кодексов этики профессиональных участников рынка ценных бумаг).

    Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг – так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

    • государственные органы регулирования;
    • саморегулирующиеся организации;
    • законодательные нормы рынка ценных бумаг;
    • этику, традиции и обычаи рынка.

    Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

    • разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
    • установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
    • контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
    • обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
    • формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
    • контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

    Регулирование эмиссии производится в целях препятствования выпуску на рынок суррогатов ценных бумаг, которые по форме напоминают настоящие ценные бумаги, но не обладают их основными качествами. В этом смысле регулирование эмиссии является одним из ключевых способов защиты интересов потенциальных инвесторов.

    Рынок с точки зрения права — это такая система построения экономических взаимоотношений между участвующими в этих отношениях субъектами, которая основана на правовых нормах, закрепляющих характер поведения субъектов предпринимательской деятельности, ограничения которых, основанные на необходимости соблюдения публичных интересов, реализуются как во внутреннем регулировании со стороны каждого из таких субъектов, так и во внешнем регулировании со стороны государства.

    Специфику рынка ценных бумаг определяют сами экономические отношения, через которые осуществляется взаимодействие субъектов предпринимательской деятельности. Эти отношения возникают в связи с выпуском и обращением ценных бумаг.

    Эмиссия ценных бумаг – это установленная законодательством последовательность действий эмитента – АО по размещению ценных бумаг.

    Выпуск ценных бумаг означает совокупность ценных бумаг одного эмитента, которые предоставляют одинаковый объем прав владельцам и которые имеют одинаковые условия размещения.

    Размещение ценных эмиссионных бумаг – это отчуждение их первым владельцем путем заключения гражданско-правовых сделок.

    • нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в предоставленных документов сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;
    • несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона;
    • внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

    Решение об отказе в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспекта эмиссии может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Последняя норма призвана защитить эмитентов от потенциальной необъективности рассмотрения вопроса о регистрации эмиссии.

    В случае больших выпусков регистрируется также проспект эмиссии, который должен содержать дополнительную информацию, которая делается доступной широкой публике.

    Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее, чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске, которая должна быть раскрыта в соответствии с настоящим Федеральным законом. Информация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения ценных бумаг. По завершении эмиссии в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.

    Таким образом, надёжность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиления государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведёт к разрушению экономического процесса, процесса воспроизводства вообще. Государство в современную эпоху не может допустить, чтобы вера в этот рынок была бы поколеблена, и массы людей, вложивших свои сбережения в ценные бумаги своей страны или любой другой, вдруг потеряли бы их в результате каких-либо катаклизмов или мошенничества. Все участники рынка, поэтому, имеют прямую заинтересованность в том, чтобы рынок был правильно организован и жестоко контролировался в первую очередь самым главным участником рынка – государством.

    В условиях современного рынка важное значение имеет деятельность по поддержанию правопорядка и предотвращению правонарушений на рынке ценных бумаг.

    В этой связи основным принципом государственной политики на рынке ценных бумаг должно стать повышение регулирующей роли государства в лице ФСФР России, являющегося федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, которая должна обеспечить:

    • защиту инвесторов от рисков фондового рынка,
    • создание условий для привлечения капитала в страну,
    • усовершенствовать стабильные правила, по которым будет функционировать рынок,
    • исполнение указанных правил всеми участниками рынка ценных бумаг.

    Реализация данного принципа позволит создать условия, при которых российский фондовый рынок станет эффективно выполнять задачу обеспечения притока инвестиций в Россию. Однако она возможна только при соблюдении ряда условий:

    • государственное регулирование в сфере рынка ценных бумаг должно осуществляться одним государственным ведомством (регулятором), устанавливающим единые стандарты и требования.
    • регулирующий орган должен располагать работоспособным механизмом применения санкций за нарушения установленных правил.
    • важное значение имеют расширение перечня составов административных правонарушений на рынке ценных бумаг и создание системы мониторинга рынка ценных бумаг.

    Эффективное регулирование рынка ценных бумаг невозможно без расширения полномочий государственного регулятора. В частности, эффективное исполнение возложенных на ФСФР России функций подразумевает необходимость предоставления ряда дополнительных полномочий:

    • право безусловного доступа и получения необходимых материалов в надзорных организациях, в том числе косвенно связанных с ценными бумагами, без которых невозможно надлежащим образом исследовать факты правонарушений на рынке ценных бумаг;
    • право применения мер, направленных на предотвращение банкротства профессиональных участников, в частности, право при наличии фактов, свидетельствующих о возможности совершения правонарушения, вынесения постановления о приостановлении любых операций (блокировании банковских счетов, счетов депо и лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг) организации на срок до 3-х дней для проверки указанных фактов;
    • право вводить в профессиональном участнике рынка ценных бумаг временную администрацию в случае появления признаков его несостоятельности либо в случае совершения его руководством противоправных действий.

    Решение перечисленных выше задач возможно только путем внесения изменений и дополнений в российское законодательство, что потребует определенного времени. Поэтому наряду с работой по подготовке и проведению таких изменений ФСФР России планирует также осуществить ряд мер, направленных на совершенствование системы правоприменения на рынке ценных бумаг, в рамках имеющихся у нее полномочий.

    Так, Федеральная Служба Финансовых Рынков (ФСФР) России уже ведет работу по координации деятельности по предотвращению и пресечению правонарушений на рынке ценных бумаг с другими органами государственной власти.

    Ведется работа по формированию единой информационной базы данных об участниках рынка ценных бумаг на основании сведений, имеющихся в ФСФР России и других органах государственной власти. Создание такой базы данных позволит вывести на качественно новый уровень деятельность по мониторингу российского фондового рынка.

    В целях совершенствования системы надзора на фондовом рынке необходимо:

    • усовершенствовать автоматизированную систему текущего надзора за совершением сделок с ценными бумагами, организаторами торговли ценными бумагами;
    • разработать набор нормативов, позволяющих контролировать финансовое состояние и риски эмитентов и профессиональных участников путем анализа их финансовой отчетности;

    Следует отметить необходимость развития институтов третейских судов, являющиеся достаточно эффективным механизмом досудебного разрешения споров для каждого сегмента рынка ценных бумаг, и прежде всего, третейского суда, специализирующегося на защите прав инвесторов.

    Необходимо оперативно разработать процедуры, направленные на снижение рисков при совмещении различных видов деятельности и предотвращения конфликта интересов, а также требований по внедрению процедур внутреннего контроля за использованием служебной информации.

    Необходимо совершенствовать практику регулирования деятельности организаторов торговли ценными бумагами.

    Закрепление за торговыми системами дополнительных функций означает одновременно необходимость внедрения более действенных методов регулирования организаторов торговли со стороны ФСФР России.

    Правила осуществления торговли ценными бумагами и листинга, устанавливаемые сегодня внутренними документами самих организаторов торговли, должны более четко регламентироваться нормативными актами ФСФР России;

    Утвержденное ФСФР России Положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, должно быть существенно обновлено с учетом новых условий развития рынка.

    Необходимо также нормативно закрепить правила торговли, разработанные на основе практики крупнейших отечественных фондовых биржа, с целью стандартизации и унификации принципов работы различных торговых площадок.

    Самого серьезного внимания со стороны регулирующего органа заслуживает быстро развивающийся сектор электронной торговли ценными бумагами. Внедрение электронных систем, позволяющих в автоматическом режиме отслеживать состояние клиентских счетов и направлять поручения клиентов непосредственно в торговые системы, позволило брокерским компаниям отказаться от персонального обслуживания клиентов, поставить обслуживание клиентов "на конвейер".

    Использование электронных систем торговли ценными бумагами дает выигрыш всем заинтересованным сторонам.

    Организаторам систем Интернет-торговли следует внедрять программное обеспечение, использующее адекватные методы криптозащиты (сертифицированные ФАПСИ). Предполагается, что регулятором будут разработаны специальные требования к такому программному обеспечению и степени защиты информации при проведении операций с ценными бумагами посредством сети Интернет.

    В рамках решения задачи создания максимально благоприятных условий деятельности инвесторов на российском рынке ценных бумаг необходимо также реализовать ряд мер, направленных на минимизацию операционных рисков инвесторов. Не менее важной является задача минимизации рисков, связанных с другим элементом технологической цепочки инвестирования - брокерской и дилерской деятельностью.

    Таким образом, регулирование деятельности участников рынка ценных бумаг должно быть направлено, прежде всего, на создание условий, минимизирующих риски инвестора, пользующегося услугами брокеров и дилеров.

    Основными качествами новой государственной политики на рынке ценных бумаг должны стать:

    • четкое формулирование целей и методов их достижения;
    • твердая политическая воля в достижении декларированных целей;
    • осознание доминирующей роли государства в процессах формирования рынка на этапе функционирования переходной экономики.

    Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, органи­заций инфраструктуры рынка.

    Надёжность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиления государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведёт к разрушению экономического процесса, процесса воспроизводства вообще. Государство в современную эпоху не может допустить, чтобы вера в этот рынок была бы поколеблена, и массы людей, вложивших свои сбережения в ценные бумаги своей страны или любой другой, вдруг потеряли бы их в результате каких-либо катаклизмов или мошенничества. Все участники рынка, поэтому, имеют прямую заинтересованность в том, чтобы рынок был правильно организован и жестоко контролировался в первую очередь самым главным участником рынка – государством.

    Необходимо совершенствовать практику регулирования деятельности организаторов торговли ценными бумагами.

    Закрепление за торговыми системами дополнительных функций означает одновременно необходимость внедрения более действенных методов регулирования организаторов торговли со стороны ФСФР России.

    Рынок ценных бумаг — это часть финансового рынка, где осуществляется привлечение и перераспределение капитала за счет выпуска и обращения ценных бумаг.

    Рынок ценных бумаг позволяет формировать справедливое ценообразование финансовых инструментов. В структуре современного фондового рынка выделяют также рынок производных финансовых инструментов.

    Рынок ценных бумаг образуют субъекты торгово-расчетной и учетной инфраструктуры, финансовые посредники, дилеры, информационные и аналитические агентства, инвесторы и эмитенты.

    Выход инвесторов на рынок ценных бумаг, как правило, доступен через финансовых посредников — профессиональных участников рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг — это брокеры, дилеры, доверительные управляющие, инвестиционные советники, регистраторы и депозитарии. По данным на конец III квартала 2021 года на российском рынке ценных бумаг действует 455 организаций, в том числе 193 кредитные организации, 238 некредитных финансовых организаций и 24 инвестиционных советника — индивидуальных предпринимателя.

    Рынок ценных бумаг развивается, предоставляя инвесторам множество способов и форм участия. Одним из недавно появившихся на российском рынке ценных бумаг инструментов инвестирования является индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), позволяющий диверсифицировать инвестиции и предоставляющий инвестору право на получение налоговых льгот.

    Банк России обеспечивает устойчивое развитие рынка ценных бумаг, регулирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также осуществляет контроль и надзор за ними, обеспечивает защиту прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, в том числе противодействуя недобросовестным практикам, неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

    Банк России также осуществляет регулирование в области допуска ценных бумаг на финансовый рынок, формирует реестры финансовых инструментов. Большое внимание Банк России уделяет развитию корпоративных отношений и совершенствованию практик корпоративного управления в российских публичных компаниях, что способствует развитию акционерного финансирования.

    Важные материалы

    Концепция по совершенствованию процедур аннулирования (отзыва) лицензий (исключения из реестра/государственного реестра) некредитных финансовых организаций и аннулирования квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка

    Читайте также: