Региональные соглашения оон кратко

Обновлено: 02.07.2024

В структуру ООН входят: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный суд и Секретариат ООН.

Генеральная Ассамблея ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 193 членов Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:

  • Рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации.
  • Организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения.
  • Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН.
  • Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов.
  • Избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Каждое государство имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Генеральная Ассамблея имеет в своем составе Генеральный комитет, Комитет по проверке полномочий и 6 специализированных комитетов:

  • Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.
  • Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет) занимается вопросами разоружения и соответствующими вопросами международной безопасности.
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет) занимается экономическими вопросами.
  • Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет) занимается проблемами социального и гуманитарного характера.
  • Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет) занимается разнообразной политической тематикой, не входящей в круг ведения Первого комитета, а также вопросами деколонизации.
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет) занимается административными вопросами и бюджетом Организации Объединенных Наций.
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет) занимается международными правовыми вопросами.

В состав Совета Безопасности ООН входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 членов каждый год. 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

  • Пять — от государств Африки и Азии.
  • Один — от государств Восточной Европы.
  • Два — от государств Латинской Америки.
  • Два — от государств Западной Европы и других государств.

Непостоянными членами СБ ООН в 2012-2013 гг. были Австралия, Гватемала, Марокко, Пакистан и Того, в 2013-2014 гг. – Азербайджан, Аргентина. Люксембург, Руанда и Республика Корея.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) — один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений.

Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения.
  • Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения.
  • Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования.
  • Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций. Для реализации своих полномочий в распоряжение Совета выделено более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

Свои функции в сфере экономического и социального международного сотрудничества ЭКОСОС осуществляет через пять региональных комиссий:

  • Европейская экономическая комиссия (ЕЭК).
  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА).
  • Экономическая комиссия для Африки (ЭКА).
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

Международный суд - главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Секретариат ООН обеспечивает повседневную работу Организации, ее главных органов и реализует принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Штат Секретариата ООН насчитывает порядка 44 тысяч международных чиновников.

Секретариат выполняет разнообразные функции — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

В структуру Секретариата ООН входят:

  • Канцелярия Генерального секретаря ООН (КГС)
  • Управление служб внутреннего надзора ООН (УСВН)
  • Управление по правовым вопросам ООН (УПВ)
  • Департамент по политическим вопросам ООН (ДПВ)
  • Управление по вопросам разоружения ООН (УВР)
  • Управление операций ООН (УО)
  • Департамент полевой поддержки ООН (ДПП)
  • Управление по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ)
  • Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ)
  • Департамент по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению (ДГАКУ)
  • Департамент общественной информации ООН (ДОИ)
  • Департамент по вопросам управления ООН (ДУ)

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, отделения - в Женеве, Вене и Найроби. Отделение ООН в Женеве служит центром дипломатических совещаний и форумом для обсуждения проблем разоружения и прав человека. Отделение ООНаций в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за употреблением наркотиков, предупреждения преступлений и уголовного судопроизводства, мирного использования космического пространства и международного торгового права. Отделение ООН в Найроби служит центром деятельности Организации Объединённых Наций в области населенных пунктов и охраны окружающей среды.

Глава VIII Устава Организации Объединенных Наций обеспечивает конституциональную основу для привлечения региональных организаций к участию в мероприятиях по поддержанию международного мира и безопасности, являющихся главной сферой ответственности Совета Безопасности.

Статья 52 предусматривает участие региональных соглашений или органов в мирном разрешении споров; статья 53 предоставляет право таким соглашениям на применение принудительных мер при условии получения четких полномочий от Совета Безопасности. Таким образом, статья 53 предусматривает создание механизма, позволяющего Совету использовать региональные соглашения для осуществления принудительных мер. И наконец, статья 54 устанавливает, что региональные соглашения или органы должны информировать Совет о своих действиях по поддержанию международного мира и безопасности.

Во всех томах Справочника приводятся косвенные ссылки и прямые ссылки на главу VIII и статьи 52–54 в официальных документах Совета Безопасности и тематических исследованиях случаев обсуждений положений главы VIII.

Справочник включает следующие подразделы:

Содержание

A. Общее рассмотрение положений главы VIII Устава

В настоящем разделе анализируются прения и решения Совета Безопасности по общим и тематическим вопросам, касающимся положений главы VIII Устава.

B. Поддержка и активизация усилий, предпринимаемых региональными организациями в целях мирного разрешения споров

В настоящем разделе освещаются случаи, когда Совет Безопасности в ходе рассмотрения ситуаций в конкретных странах заявил о поддержке и призвал к активизации усилий, предпринимаемых региональными организациями в целях мирного разрешения споров, в частности путем поддержки операций по поддержанию мира, посредничества и мирных переговоров под эгидой региональных организаций. Материалы, касающиеся проведения региональных операций по поддержанию мира, начиная с 2008 года по настоящее время, см. в подразделе D, ниже.

C. Санкционирование применения региональными организациями принудительных мер, включая применение силы

В настоящем разделе приводятся случаи, когда Совет Безопасности на основании главы VII Устава санкционировал осуществление региональными организациями операций по поддержанию мира, принудительных мер и применение силы. Такие случаи могут предусматривать обращение к региональным организациям с просьбой о введении санкций и развертывании и осуществлении региональных операций по поддержанию мира в соответствии с главой VII Устава. Материалы, касающиеся проведения региональных операций по поддержанию мира, начиная с 2008 года по настоящее время, см. в подразделе D, ниже.

D. Региональные операции по поддержанию мира

В данном разделе, впервые включенном в том за 2008–2009 годы, рассматриваются все аспекты практики Совета в связи c операциями по поддержанию мира, развернутыми региональными организациями, включая выражение поддержки со стороны Совета, санкции на применение силы и обязательства по представлению отчетности.

E. Оспаривание правомерности действий Совета Безопасности

В данном разделе приводятся случаи, когда государства-члены оспаривали полномочия Совета Безопасности на рассмотрение ситуаций, в которых принимали участие региональные организации в свете положений статьи 52, и ставили под вопрос обоснованность действий Совета, заявляя, что они являются нарушением статьи 53.

F. Консультации, брифинги и подготовка докладов региональных организаций

В настоящем разделе рассматриваются процедуры, которые используются региональными организациями для распространения информации и представления отчетности Совету Безопасности.

Статья 52 Устава ООН не запрещает создавать региональные международные организации по поддержанию международного мира и безопасности при условии, что их деятельность будет соответствовать целям и принципам ООН, то есть они должны строиться на принципах уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга, отказа от неправомерного применения силы, мирного разрешения споров.

В соответствии с Уставом ООН члены ООН, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности.

Региональные организации не правомочны принимать какие- либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к нескольким регионам, участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются государств только одного географического района.

К региональным организациям относится, в частности, Организация африканского единства (ОАЕ) — межгосударственная политическая региональная организация, созданная в мае 1963 г. Членами ОАЕ являются государства Африки. Целями ОАЕ являются укрепление единства африканских стран, координация и развитие всестороннего сотрудничества, защита суверенитета, территориальной целостности и независимости стран континента.

Главными принципами деятельности ОАЕ являются равноправие, невмешательство во внутренние дела, уважение территориальной целостности и независимости государств, мирное разрешение возникающих между государствами споров.

К главным органам ОАЕ относятся Ассамблея глав государств и правительств (собирается один раз в год); Совет министров ОАЕ (собирается два раза в год); Генеральный секретариат — постоянный административный орган. При ОАЕ также имеются комиссии — по экономическим и социальным вопросам; по вопросам образования, науки, культуры и здравоохранения; по вопросам обороны.

Лига арабских государств (ЛАГ) — региональная организация независимых арабских государств была основана 22 марта 1945 г.

Целями ЛАГ являются укрепление отношений между государствами-членами, координация их политической деятельности, осуществление тесного всестороннего сотрудничества в области экономики, культуры, финансов, транспорта, в вопросах гражданства, защита независимости и суверенитета стран-участниц.

Высшим органом ЛАГ является Совет (конференция) Лиги, состоящий из глав государств и правительств (собирается на сессии два раза в год). В перерывах между сессиями деятельностью ЛАГ руководит Генеральный секретариат во главе с Генеральным секретарем, избираемый на пять лет.

Организация американских государств (ОАГ) была создана в соответствии с Межамериканским договором о взаимной помощи 1947 г. Устав ОАГ был принят 30 апреля 1948 г. и вступил в силу 13 декабря 1951 г. Членами ОАГ являются более 30 государств Америки и Карибского бассейна.

В соответствии с Уставом целями ОАГ являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, развитие сотрудничества в экономической, политической, социальной, научно-технической и культурной областях, организация совместных действий против агрессии, сотрудничество в борьбе с преступностью.

ОАГ действует на принципах суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, мирного разрешения споров, уважения территориальной целостности и существующих границ.

Высшим органом ОАГ является Генеральная Ассамблея (г. Вашингтон), в которой представлены все государства-члены. Очередные сессии проводятся раз в год. На них рассматриваются важные вопросы деятельности организации.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая была создана в 1967 г. Договорное оформление АСЕАН произошло в 1976 г. на основе Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Целями АСЕАН являются организация сотрудничества в экономической, социальной и других областях, содействие установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.




Высшим органом АСЕАН является Конференция глав государств и правительств, которая должна собираться один раз в три года. Между конференциями действует постоянный комитет под председательством министра иностранных дел той страны, где проводилась конференция. Рабочие органы — секретариат и 11 отраслевых комитетов.

Статья 52 Устава ООН не запрещает создавать региональные международные организации по поддержанию международного мира и безопасности при условии, что их деятельность будет соответствовать целям и принципам ООН, то есть они должны строиться на принципах уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга, отказа от неправомерного применения силы, мирного разрешения споров.

В соответствии с Уставом ООН члены ООН, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности.

Региональные организации не правомочны принимать какие- либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к нескольким регионам, участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются государств только одного географического района.

К региональным организациям относится, в частности, Организация африканского единства (ОАЕ) — межгосударственная политическая региональная организация, созданная в мае 1963 г. Членами ОАЕ являются государства Африки. Целями ОАЕ являются укрепление единства африканских стран, координация и развитие всестороннего сотрудничества, защита суверенитета, территориальной целостности и независимости стран континента.

Главными принципами деятельности ОАЕ являются равноправие, невмешательство во внутренние дела, уважение территориальной целостности и независимости государств, мирное разрешение возникающих между государствами споров.

К главным органам ОАЕ относятся Ассамблея глав государств и правительств (собирается один раз в год); Совет министров ОАЕ (собирается два раза в год); Генеральный секретариат — постоянный административный орган. При ОАЕ также имеются комиссии — по экономическим и социальным вопросам; по вопросам образования, науки, культуры и здравоохранения; по вопросам обороны.

Лига арабских государств (ЛАГ) — региональная организация независимых арабских государств была основана 22 марта 1945 г.

Целями ЛАГ являются укрепление отношений между государствами-членами, координация их политической деятельности, осуществление тесного всестороннего сотрудничества в области экономики, культуры, финансов, транспорта, в вопросах гражданства, защита независимости и суверенитета стран-участниц.

Высшим органом ЛАГ является Совет (конференция) Лиги, состоящий из глав государств и правительств (собирается на сессии два раза в год). В перерывах между сессиями деятельностью ЛАГ руководит Генеральный секретариат во главе с Генеральным секретарем, избираемый на пять лет.

Организация американских государств (ОАГ) была создана в соответствии с Межамериканским договором о взаимной помощи 1947 г. Устав ОАГ был принят 30 апреля 1948 г. и вступил в силу 13 декабря 1951 г. Членами ОАГ являются более 30 государств Америки и Карибского бассейна.

В соответствии с Уставом целями ОАГ являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, развитие сотрудничества в экономической, политической, социальной, научно-технической и культурной областях, организация совместных действий против агрессии, сотрудничество в борьбе с преступностью.

ОАГ действует на принципах суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, мирного разрешения споров, уважения территориальной целостности и существующих границ.

Высшим органом ОАГ является Генеральная Ассамблея (г. Вашингтон), в которой представлены все государства-члены. Очередные сессии проводятся раз в год. На них рассматриваются важные вопросы деятельности организации.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая была создана в 1967 г. Договорное оформление АСЕАН произошло в 1976 г. на основе Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Целями АСЕАН являются организация сотрудничества в экономической, социальной и других областях, содействие установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

Высшим органом АСЕАН является Конференция глав государств и правительств, которая должна собираться один раз в три года. Между конференциями действует постоянный комитет под председательством министра иностранных дел той страны, где проводилась конференция. Рабочие органы — секретариат и 11 отраслевых комитетов.


Неудачи Организации Объединенных Наций (ООН) в последнем десятилетии XX века вынудили ее по-новому взглянуть на свою роль в международных миротворческих процессах [1; 3], а также обратить свой взор на региональные организации и соглашения, которые предлагают качественно новые возможности мирного урегулирования [2].

Ст. 53 Устава определяет, что Совет Безопасности ООН может, где это уместно, использовать данные региональные соглашения или органы для осуществления принудительных действий под его руководством. При этом оговаривается, что никакие принудительные действия не должны предприниматься региональными соглашениями или органами без санкции Совета Безопасности.

Ст. 54 требует полноценного информирования Совета Безопасности о действиях, предпринимаемых или планируемых региональными соглашениями или органами, в целях поддержания международного мира и безопасности.

Переоценка роли главных действующих лиц в миротворческих операциях в свете задачи по укреплению универсального потенциала эффективного международного реагирования на насильственные конфликты часто наталкивает на мысль о существовании двусторонней проблемы. С одной стороны, высказывается мнение о том, что развитые страны в последние десятилетия традиционно концентрируют свои ресурсы и усилия на избранных региональных и двусторонних соглашениях и организациях, что наносит серьезный ущерб потенциалу ООН в отношении проведения комплексных миротворческих операций. В конечном итоге, это негативным образом сказывается на авторитете данной организации. С другой стороны, развивающиеся страны высказывают небезосновательное опасение о том, что ООН уже давно контролируется ведущими развитыми державами, которые преследуют исключительно собственные интересы. Данное опасение вылилось в продолжительные дебаты о пользе и вреде гуманитарной интервенции и формирование в среде развивающихся стран общей тенденции к сопротивлению усилению ООН, хотя, казалось бы, на деле этим странам нужно как раз обратное.

Продолжающееся совершенствование миротворческих операций требует значительного внимания и поддержки всех государств — членов ООН: как развитого Севера, так и развивающегося Юга.

Различные регионы и субрегионы развиваются неодинаковыми темпами. Сравнение схожих обстоятельств, миротворческих механизмов и подходов указывает, что определенная методика, увенчавшаяся успехом или потерпевшая неудачу в одном регионе, не обязательно будет руководством к действию в другом. Различия между регионами зачастую не позволяют выработать какую-то единую модель. Примером может служить затянувшийся с 2001 г. вооруженный конфликт в Афганистане, для урегулирования которого крайне трудно подобрать какую-либо региональную организацию, которая могла бы играть в этом процессе доминирующую роль.

Определению действительной роли региональных организаций и соглашений была посвящена продолжительная дискуссия на семинаре в Нью-Дели в сентябре 2000 г. Такие регионы, как Европа и Африка, добились более значимых результатов, чем прочие, в плане развития политических и ориентированных на безопасность механизмов, демонстрируя свою заинтересованность в решении проблем на региональном, а не на универсальном, уровне (ЕС и АС). Однако возможности регионов в разрешении своих проблем существенно различаются, и в большинстве своем региональные и субрегиональные организации все еще находятся в начальной стадии развития своих политических органов, функций и компетенции.

Региональная деятельность имеет много преимуществ. Готовность государства — члена региональной организации принимать участие в миротворческой операции, как правило, основывается на его национальных интересах. По этой же причине региональной или субрегиональной стабильности придается гораздо более существенное значение, нежели участию в восстановлении мира и стабильности в той части планеты, которая находится на удалении от того или иного региона. К тому же национальному правительству гораздо легче обосновать перед общественностью и народными избранниками расходы на операции, проводимые в непосредственной близости к территориальным границам его государства, чего не скажешь о миротворческих операциях на другом континенте или вообще на противоположной стороне земного шара.

Еще один аргумент в пользу миротворческих операций под эгидой региональных организаций и соглашений — знание региональной культуры и отношений внутри региона. Члены региональных организаций и соглашений с большей вероятностью, чем внешние акторы (нерезиденты региона), знакомы с проблемами, которые существуют в регионе, а также с региональной культурой, социальными особенностями и историческими связями. Персонал региональных миротворческих операций обычно отличается схожими стандартами подготовки и оснащения, а также имеет аналогичный настрой и мотивацию.

По мнению ряда специалистов, принятие политических решений на региональном уровне происходит быстрее и менее подвержено задержкам и проволочкам, чем централизованное решение проблем в Нью-Йорке, в условиях загруженности Совета Безопасности и Секретариата ООН множеством кризисов и задач, требующих внимания [4].

Оказавшись в недавнем прошлом в политическом тупике, ООН заплатила за это высокую цену, выразившуюся в многочисленных человеческих жертвах и упущенных возможностях. В таких случаях региональные организации действительно могут стать лучшей альтернативой, сдерживая конфликт в допустимых пределах. Тем более что ООН и в этой ситуации сохраняет возможность вмешательства с целью содействия процессу мирного урегулирования на основе своих широчайших возможностей и международной поддержки.

В то же время участие региональных организаций и соглашений в миротворческих операциях имеет ряд недостатков. В некоторых случаях страны одного региона слишком заинтересованы в разрешении региональных проблем, при этом каждая из них имеет собственное видение той или иной проблемы и свой план действий. Противоречивость интересов и отсутствие взаимного доверия могут нарушить хрупкие границы мирного процесса. Иногда политическая целесообразность и выгода могут подвигнуть регионального лидера или организацию предпринять действия принудительного характера без явного на то разрешения Совета Безопасности ООН. Другой проблемой может стать отсутствие политической воли со стороны важных членов региональной организации или соглашения, что поставит под угрозу осуществление миротворческой операции в регионе. Программа работы региональной организации вполне может расходиться с глобальными задачами, которые ставит перед собой ООН. Региональные организации и соглашения могут также испытывать чрезмерное влияние крупных региональных игроков (подобно тому влиянию, которое оказывают на универсальном уровне сверхдержавы) на процесс принятия решений. Распространено также мнение о том, что чрезмерное влияние внешних по отношению к региону сил может осуществляться в интересах акторов, программы действий которых не всегда соответствуют интересам международного сообщества или даже самого региона.

В практической же плоскости отсутствие единого военного потенциала и ресурсов в регионе могут привести к провалу, неразберихе или задержке либо к действиям, предпринимаемым без надлежащей подготовки. Кроме собственно военных ресурсов, комплексные миротворческие операции на региональном уровне почти всегда нуждаются в более широкой поддержке извне. Поскольку предоставление такой поддержки может занять значительное время, в рамках региональных организаций и соглашений должна действовать система раннего распознавания, с помощью которой можно своевременно установить, что региональная организация или соглашение не может обойтись без внешней помощи.

1. Зверев П. Г. К вопросу о необходимости реформы Организации Объединенных Наций и роль России в этом процессе // Московское научное обозрение. — 2013. — № 5 (33). — С. 41–44.

2. Зверев П. Г. Механизм регионального миротворчества ОДКБ // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XIV международной научно-практической конференции 26–27 марта 2013 г. В 2 т.: т. II. — С. 54–57.

3. Зверев П. Г. О роли Организации Объединенных Наций в современных международных отношениях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 6 (53). — С. 273–275.

4. Guéhenno Jean-Marie, USG for PKO of the UN, Reforming UN Peace Operations: New Challenges for Peacekeeping Training, IAPTC 7 th Annual Meeting, United Nations University in Tokyo, 22 October 2001.

5. Report of the Special Committee on Peacekeeping Operations A/55/1024, para.105.

Основные термины (генерируются автоматически): соглашение, региональная организация, операция, регион, международное сообщество, международный мир, мирное урегулирование, миротворческая операция, региональная деятельность, региональная культура.

Читайте также: