Эпоха делийского султаната религия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Айбек и его преемники, значительная часть которых тоже принадлежала к числу гулямов, правили вплоть до 1290 г. (династия гулямов). За это время тюрки-мусульмане упрочили свою власть в султанате. Исламские воины получили условные владения в форме икта, а во главе администрации были поставлены наиболее грамотные и опытные в этом деле мусульмане из числа хорасанцев, главным образом персы. Значительную часть индийских земель получили в форме вакуфов мусульманские духовники и мечети. Индийские князья должны были подчиниться мусульманам, признать себя их вассалами и выплачивать им дань, а формы условного владения в княжествах тоже стали трансформироваться под воздействием исламских принципов землепользования: вчерашние раджпутские воины в индийских княжествах, как и в землях султаната, превращались в иктадаров, обязанных служить вместе со своими князьями и военачальниками новым правителям.

Династия гулямов в 1290 г. сменилась другой. Ала ад-дин Хилджи (1296–1316) из тюркского племени хилджи сумел нанести решительное поражение монголам, которые на протяжении нескольких десятилетий стремились приникнуть в Индию, но так и не преуспели в этом. Покончив с угрозой монгольского нашествия, Ала ад-дин совершил ряд успешных походов на Декан и даже в Южную Индию, присоединив завоеванные им земли к султанату. По некоторым данным, эти походы принесли султану в качестве трофеев 20 тыс. лошадей, 312 слонов, 2750 фунтов золота и большое количество драгоценных камней.

Дабы укрепить центральную власть в созданной им империи, Ала ад-дин предпринял ряд важных реформ, суть которых сводилась к конфискации максимально возможного количества земель в фонд казны и к попытке перевода армии, воинов-иктадаров, на натуральное и денежное довольствие из казны. Для этого цены на продукты питания, прежде всего зерно, были строго регламентированы. Торговцы были обязаны придерживаться этих цен под страхом суровых наказаний. А когда, несмотря на запреты, цены на рынках все же начинали расти, чиновники были обязаны выбрасывать на рынок зерно из казенных амбаров, куда оно загодя свозилось со всей Индии, для чего земельно-зерновой налог с общин был повышен до 1/2 урожая. Все эти меры могли, однако, дать лишь временный результат, но зато они вызвали недовольство и сопротивление со стороны различных слоев населения и вскоре после смерти Ала ад-дина были отменены.

В 1320 г. к власти в султанате пришел очередной выходец из гулямов, основавший династию Туглаков, правившую страной до 1414 г. Мухаммед Туглак (1325–1351) сумел на некоторое время восстановить распавшуюся было после смерти Ала ад-дина империю, но очень ненадолго. Еще при его жизни она вновь распалась, на сей раз окончательно: сначала от султаната отпала Бенгалия (1339), а затем по частям и весь Декан. С трудом сохранялся контроль над Гуджаратом с его важными торговыми портами, но в 80-х годах XIV в. отпал от султаната и он, да еще вместе с Мальвой. Окончательный удар по распавшейся империи был нанесен Тимуром, разграбившим в 1398 г. Дели и вырезавшим значительную часть его жителей (многие другие были вывезены им в Самарканд).

Султаны династий Сайидов и Лоди, правившие Северной Индией в 1414–1526 гг., временами укрепляли свою власть и энергично преследовали противников, совершая даже походы на соседей, по большей части неудачные. Но в целом султанат переживал кризис, период упадка. Одна за другой откалывались от него окраины, порой крупные провинции, пока в 1526 г. последний из султанов не был разбит Бабуром, основавшим в Индии империю Великих Моголов.

Политическая история Делийского султаната по-своему весьма поучительна. В принципе основанная на исламе структура была объективно более сильной и внутренне жизнеспособной, чем существовавшие до нее государственные образования древней и средневековой империи, включая и такие, как маурийская. Как уже не раз об этом шла речь, мусульманская структура всегда и везде сильна прежде всего неразрывной слитностью в ней религиозного и политического начал, тогда как индийская именно в этом пункте была слабой: религия в Индии как бы подчеркнуто ставила себя вне политики, демонстрировала безразличие к власти.

Казалось бы, появление в Индии исламских государств и ислама как религии должно было резко изменить привычную для этой страны политическую ситуацию. В известной степени так оно и было. Но слабость исламской государственности в Индии заключалась в том, что пассивное сопротивление традиционного индийского общества, которое исламские завоеватели всеми силами старались, но так и не сумели преодолеть, подрывало новую структуру изнутри, сильно ослабляя ее в те самые критические моменты ее существования, когда ей особенно необходима была поддержка снизу, изнутри, когда она нуждалась в столь привычном для нее единстве перед лицом грозного врага или мощного соперника. Чтобы продемонстрировать этот феномен более обстоятельно, обратимся к анализу тех факторов и общественных сил, которые в совокупности определяли собой упомянутую сложную ситуацию.

ИНДИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ

ИНДИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ Алаев Л.Б. Средневековая Индия. СПб., 2003.Алаев Л.Б. Южная Индия: общинно-политический строй VI–XIII вв. М., 2011.Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии. М., 2010.Ашрафян К.З. Средневековый город Индии XIII — середины XVIII века. М., 1983.

Румский султанат

Румский султанат 1077—1086 Сулейман–шах I (султан с 1081 г.)1086–1107 Кылыч–Арслан I1107–1116 Малик–шах I1116–1156 Масуд I1156–1192 Кылыч–Арслан II1192–1196 Кай–Хусрау I1196–1204 Сулейман–шах II1204–1204 Кылыч–Арслан III1204–1210 Кай–Хусрау I (вторично)1210–1219 Кай–Каус I1219–1237 Кай–Кубад I1237–1246

ДЕЛИЙСКИЙ И ГУДЖАРАТСКИЙ СУЛТАНАТЫ

ДЕЛИЙСКИЙ И ГУДЖАРАТСКИЙ СУЛТАНАТЫ Некогда могучий Делийский султанат после его разгрома Тимуром в 1398 г. охватывал только среднюю часть бассейна Ганга и Джамны. Там у власти с 1451 г. находилась афганская династия Лоди. Сикандар-шах (1489–1517) несколько расширил пределы

БЕЙБАРС И МАМЛЮКСКИЙ СУЛТАНАТ

БЕЙБАРС И МАМЛЮКСКИЙ СУЛТАНАТ Осенью 1260 года Бейбарс со всей очевидностью убедился в непрочности своего положения. Он поспешил утвердиться в Каире, занял цитадель — резиденцию султанов, построенную еще Саладином, и вознаградил широкий круг эмиров за преданность

Калаун и мамлюкский султанат

Калаун и мамлюкский султанат Во время пребывания у власти Калауна стала быстро нарастать угроза монгольской агрессии. Ильхан Абака воспользовался беспорядками в султанате после смерти Бейбарса и в 1280 году отправил внушительную армию в Северную Сирию, подтолкнув к

11.8. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ В ЭПОХУ МОНГОЛЬСКИХ НАШЕСТВИЙ

11.8. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ В ЭПОХУ МОНГОЛЬСКИХ НАШЕСТВИЙ Первое вторжение монголов в Индию относится к 1221 г., когда кочевники, преследуя войска Хорезмшаха, дошли до берегов Инда. Затем последовал длительный перерыв, во время которого монголы завоевали Иран и весь Ближний

1526 Анкета № 170 / 98 // Личн. архив автора.

1526 Ср.: Монгольская Народная Республика, 1952; О тибетском вопросе, 1959, с.

1526 Кляйн Н…, с. 319.

Делийский султанат: завоевание Индии

Делийский султанат: завоевание Индии Делийский султанат, который основали гази из Афганских гор за пределами Пенджаба, в долине Ганга в начале XIII в., успешно отражал атаки монголов и был вознагражден в сфере своей исламской культуры притоком множества ученых, бежавших

Культура Индии в XIII-XIV вв.

С установлением в Индии власти Делийского султаната страна оказалась втянутой в культурную орбиту так называемого мусульманского мира. Идеи ислама начали проникать в Синд еще в VII в., а в остальные части Северной Индии — с IX в. Но в Делийском государстве ислам стал насильственно насаждаемой государственной религией. В ислам обращались различные слон индусского населения: одних сделали мусульманами насильственно; другие приняли эту религию ради привилегий, поскольку только мусульмане могли занимать руководящие посты; третьи — ради освобождения от джизии; наконец, члены низших каст — в надежде на освобождение от кастовой приниженности.

Вместе с завоевателями в Индию стали переселяться их родственники и соплеменники, а ко дворам индийских султанов стекались мусульманские ученые и поэты из других стран. В результате появилось мусульманское население, и в некоторых местностях (например, в Бенгалии, где с исчезновением буддизма в ислам переходили значительные круги буддистов) мусульмане составляли большинство жителей. Однако в отличие от других стран ислама в Индии мусульманство оставалось одной из двух главных религий, но никогда не было единственной. К концу господства Делийского султаната на большей части территории Индии мусульмане представляли правящий класс. Мусульманами являлись большинство военачальников и воинов делийских армий, наместники и чиновники в городах. С другой стороны, сбор налогов оставался в руках индусов, они же составляли основную массу купцов и ростовщиков. Крестьяне тоже, как правило, исповедовали индуизм.

Несмотря на ожесточенные схватки между индусами и мусульманами, длительное совместное проживание в одной стране привело к взаимному проникновению идей и обычаев. Индийские мусульмане переняли кастовый строй, поклонение местным божествам, которое превратилось в почитание в действительности никогда не существовавших мусульманских святых, частично приняли практику йогов, стали участвовать в индусских праздниках, и сам индийский ислам получил пантеистическую окраску. С другой стороны, на индусов оказали влияние идеи мусульманского братства, практика суфийских орденов и их учение о наличии разных дорог к единению с богом. Уже в первой половине XIV в. мусульманские наставники возражали против слияния в умах народа Рамы (одна из аватар Вишну) и Рахима (милосердный — один из эпитетов аллаха). Недаром ислам распространился в Индии главным образом в форме суфизма — мистического учения, открывающего дорогу к включению в ислам разных, несвойственных ортодоксальному мусульманству течений.

Сближение идей индуизма и ислама особенно отчетливо проявилось в так называемом позднем бхакти. В этом движении угнетенных слоев феодального общества (в первую очередь городского торгово-ремесленного населения) в мистико-религиозной форме отразились оппозиционные, антифеодальные настроения. Религиозной не т ершимо сти и схоластике как официального индуизма, так и ислама проповедники бхактн противопоставляли идею единого бога, преданность которому выше религиозной доктрины и доступна каждому человеку любой касты и веры. В провозглашенном учением бхакти принципе равенства всех перед богом можно разглядеть идеал социального равенства, протест против власть имущих, против высшего духовенства обеих религий, против привилегированного положения мусульман и кастовой неполноправности индусов. Естественно, что в движении бхакги больше всего участвовали индусы, но отдельные видные представители бхакти -происходили из мусульман, а, главное, проповедники бхакти обращались как к индусам, так и к мусульманам. Свое учение они излагали в виде гимнов на местных языках. Гимны эти распевались на популярные мелодии. В такой доходчивой форме идеи бхакти стали доступными широким слоям населения, и гимны нередко превращались в народные песни. Этому способствовало также и то, что проповедники бхактя выражали религиозные принципы в форме притчи, беря примеры из природы, народной жизни и описывая стремление к богу как чувство к возлюбленной. Движение бхакти развивалось в разных районах Индии и не имело единого организационного центра.

Наибольшее влияние на движение бхакти оказал ткач мусульманин Кабир (1380—1414 гг.). Свои песни он пел на брадже (один из разговорных диалектов, легших в основу современного языка хинди). Бог, проповедовал он, ни Рама, ни Аллах, он присутствует в сердце и требует не вражды с неверными, а объединения. В Махараштре в XV в. центром движения бхакти стал город Пашдхапур. Здесь индус Намдев, сын портного, выступил против кастового бесправия. В начале XVI в. оформилась секта сатпантх (правильный путь), получившая распространение в городах Гуджарата, Пенджаба и Синда. Сатлантхи выступали против богатства, проповедовали трудолюбие и честность и принимали в свои ряды всякого желающего независимо от его социального положения. В Пенджабе среди торговцев и ремесленников возникла секта сикхов (учеников). Ее основатель индус Нанак (1469—1539 гг.) был торговцем зерном в Лахоре, а его последователями кроме торговцев и ремесленников были и крестьяне из касты джатов. Нанак решительно выступал против кастового неравенства и требовал от своих последователей участия в общей трапезе. Отвергая идею отшельничества и аскетизма, Нанак призывал к активной деятельности на благо людей. Он перенял организационную форму суфийского ордена с его полной покорностью ученика своему духовному учителю и стал первым из 10 гуру (т. е. наставников, руководителей) сикхов. Наконец, в Бенга-лии Чайтанья (1486—1534 гг.) соединил идеи бхакти с виш-иуитским культом пастушка Кришны. Он принимал в число своих последователей людей из любых каст, а также мусульман. Отождествляя любовь Радхи к Кришне с любовью человека к богу, Чайтанья стремился шествиями и любовными песнопениями довести себя и своих последователей до экстаза, во время которого, согласно его учению, любовь к богу достигала высшей точки и наступало откровение.

Различные религиозно-реформаторские и сектантские течения, восставая против кастовости, сами постепенно превращались в замкнутые касты. Последователи многих из этих учений со временем стали часть своих доходов регулярно отдавать наставникам секты, которые впоследствии рассматривали эти взносы как свои законные феодальные поборы. Таким образом, руководители секты начинали превращаться в мелких феодалов. Так, в частности, случилось с сатпантхами и сикхами.

Литература

В связи с развитием фарси как государственного языка Делийского султаната в Индии появилась литература, в первую очередь поэзия, на этом языке. Фарой оказал большое влияние и на возникновение в Северной Индии нового языка с индийской грамматикой и преобладанием персидско-арабской лексики, названного урду (язык лагеря). Крупнейший поэт того времени Амир Хосроу (1253—1325 гг.) писал не только на фарси, но и на языке урду, который он называл хиндави. К этому времени появляется поэзия на новоиндийских языках- это и героические баллады на гуджарати, маратхи и панджаби, и поэзия бхактов, писавших на хинди (Кабир—XV в.), маратхи (Намдев— XV в), панджаби (Нанак — конец XV — начала XVI в.) и т. д. Бхакты в своих стихах использовали многие элементы фольклора. Проза на фарой представлена хроииками.

Архитектура

В период Делийского султаната в Индии началось строительство мусульманских культовых зданий — мечетей, минаретов, мавзолеев и медресе Это были здания необычной для Индии формы: лишенные скульптурного оформления, но производящие впечатление пропорциональностью и красотой линий. Минарет Кутбминар — мощная, высокая, ребристая башня, облицованная красным песчаником, с резным сплетением геометрического орнамента и арабской вязи. Он изящен и внушителен. Мавзолей Ил-тутмыша, квадратное купольное здание с арочными входами со всех четырех сторон, послужил образцом для более поздних мавзолеев. Его стены также украшены орнаментом и каллиграфией. Постройки Туглаков просты, но производят впечатление мощи и величия. Развалины города Сири, построенного Ала-уд-дином, и развалины Туглакабада, выстроенного Мухаммадом Туглаком, дают нам представление о крепостном и городском строительстве Делийского султаната При Лоди в мусульманскую архитектуру начинают проникать некоторые элементы индусского стиля. Постройки времен Лоди невелики, но изящны. Мусульманская архитектура развивалась и при дворах различных деканских султанов — в Бидаре, Манду, Ахмадабаде, Гулбарге и др. Вместе с тем мусульманское завоевание нанесло серьезный удар развитию индусской архитектуры Многие великолепные индусские храмы были разрушены, а новых значительных сооружений не возводилось. Запрет ислама изображать живые существа нанес также урон скульптуре и живописи Индии.

Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат(XIII – нач. XVI вв.)

В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство - Делийский султанат, окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком – персидский.

Сопровождавшиеся кровавыми распрями, последовательно сменялись в Дели династии Гулямов, Хилджи, Туглакидов. Войска султанов совершали завоевательные походы в Центральную и Южную Индию, а покоренные правители вынуждены были признавать себя вассалами Дели и платить султану ежегодную дань.

Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Индию в 1398 г. войск среднеазиатского правителя Тимура (другое имя – Тамерлан, 1336-1405). Султан бежал в Гуджарат. В стране начались эпидемия и голод. Оставленный завоевателем в качестве наместника Пенджаба Хизр-хан Сайид в 1441 г. захватил Дели и основал новую династию Сайидов.

Представители этой и последовавшей за ней династии Лоди правили уже как наместники тимуридов. Один из последних Лоди, Ибрахим, стремясь возвеличить свою власть, вступил в непримиримую борьбу с феодальной знатью и афганскими военачальниками. Противники Ибрахима обратились к правителю Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате, положив этим начало Могольской империи, просуществовавшей почти 200 лет.

Иктадары и муктадары собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на содержание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. Частными земельными собственниками, распоряжавшимися имением без государственного вмешательства, были мечети, владельцы имущества для благотворительных целей, хранители гробниц шейхов, поэты, чиновники и купцы.

Сельская община сохранилась как удобная фискальная единица, правда, уплата подушного налога (джизии) легла на крестьян, в большинстве исповедовавших индуизм, тяжким бременем.

К XIV в. историки относят новую волну урбанизации в Индии. Города становились центрами ремесла и торговли. Внутренняя торговля преимущественно ориентировалась на нужды столичного двора. Ведущей статьей импорта был привоз коней (основа делийской армии – конница), которые в Индии за отсутствием пастбищ не разводились, Клады делийских монет археологи находят в Персии, Средней Азии и на Волге.

В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском побережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций – Кабрала (1500), Васко де Гама (1502), д'Альбукерки (1510-1511) – португальцы захватывают биджапурский остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке.

Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV-XVI вв. мощной и даже более централизованной, чем прежние государства юга.

Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное пожалование – амарам.

Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллективов – сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общинники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господство.

С утверждением власти Делийского султаната, в котором ислам был насильно насаждаемой религией, Индия оказалась втянутой в культурную орбиту мусульманского мира. Однако несмотря на ожесточенную борьбу индусов и мусульман, длительное совместное проживание привело к взаимному проникновению идей и обычаев.

Делийский султанат — крупное мусульманское государ­ство, объединившего под своей властью в период своего максималь­ного расширения почти всю Северную и значительную часть Цен­тральной Индии. Период его существования — 1206-1555 годы.

В конце XII — начале XIII в. натиск мусульманских завоевателей на Индию усиливается. В 1206 г. было положено начало существо­ванию Делийского султаната.

История

Борьба с монголами (XIII век)

На протяжении XIII — начала XIV в. Делийский султанат вёл на­пряжённую и почти непрерывную борьбу с монгольскими нашест­виями. Несмотря на временные успехи, монголам так и не удалось закрепиться на территории Индии, а в начале XIV в. султан Ала аддин Хилджи нанёс им несколько поражений, после которых мон­гольский натиск на Индию постепенно прекратился.

XIV век

В XIV в. Де­лийский султанат переживал эпоху наивысшего расцвета. Но этот расцвет оказался недолог. Сокрушительный удар по Делийскому султанату был нанесён в 1398 г. войсками великого среднеазиатско­го завоевателя Тимура.

Читайте также: