Региональная власть это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Система органов государственной власти РФ - это уникальная структура, за которой закреплено соблюдение установленных Конституцией Российской Федерации правил. Данная система подразумевает под собой множество единиц различных подразделений. У каждого из них имеется своя обязанность и определенная область действий, за которые они несут ответственность.

  • Основные характеристики органов государственной власти
  • Разновидности органов государственной власти РФ
  • Президент
  • Структура системы органов управления РФ
  • Законодательная власть
  • Исполнительная власть
  • Судебная власть

Основные характеристики органов государственной власти

  1. Наделение властными полномочиями на государственном уровне . Это позволяет органам власти контролировать граждан и, в случае нарушения ими правил, принимать действия по их пресечению.
  2. Действуют и основываются в установленных государством рамках . Данный факт не позволяет представительным лицам конкретной системы принимать меры, которые противоречат Конституции.
  3. Центральное положение в деятельности занимает выполнение государственных задач.
  4. Органы государственной власти являются основополагающей ступенью единой системы управления в России .

Важно! Единство данной системы зависит от целостности государства. Тем не менее, это единство имеет свое проявление. Основной областью этого проявления является разделение объектов наблюдения и контроля, а также разделение полномочий.

  • Выборы, то есть кандидат будет избираться непосредственно народом.
  • Избирание. В данном случае решение будут принимать члены этой структуры.
  • Смешанный. В этом случае учитываться будет мнение как народа, так и членов государственной структуры.

Разновидности органов государственной власти РФ

  • Единоличные - такие, как президент.
  • Коллегиальные - к ним относятся законодательные органы и избирательные комиссии.
  • Единоначальные - в частности это министерства.
  • Высшие - президент, Государственная Дума.
  • Центральные - к ним относятся различные ведомства.
  • Территориальные - органы местной или региональной власти.

Президент

  • Социальными.
  • Экономическими.
  • Политическими.
  • Духовными сферами.
  • Возглавляет всевозможные государственные структуры и системы.
  • Принимает меры по обороне государства.
  • Обеспечивает взаимосвязь между всеми органами государственной власти.

Структура системы органов управления РФ

  • Законодательная власть.
  • Исполнительная власть.
  • Судебная власть.

Законодательная власть

  • Разработка законов.
  • Их принятие.
  • Представление на утверждение президенту.

Важно! Каждые 5 лет в Государственную Думу избираются новые члены. Список их имен не засекречен, поэтому при необходимости можно спокойно изучить эту информацию. Цель их собраний - это не только принятие законов, но и их тщательный анализ, потому что нововведения в стране должны приносить лишь положительные результаты.

С одной стороны, на территории субъекта РФ федеральные органы ведают общегосударственными вопросами (и в эту сферу органы субъектов федерации не вправе вмешиваться).

С другой стороны, субъект федерации осуществляет государственное управление на своей территории по вопросам, отнесенным федеральной конституцией к его ведению, и по вопросам совместного с федерацией ведения (если только управленческие действия по вопросам совместного ведения не осуществляют органы федерации и федеральные государственные служащие, они имеют приоритет).

Согласно статье 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации относятся:

• обеспечение соответствия субъектов Конституции Российской Федерации и федеральным законам

• защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка

• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами

• разграничение государственной собственности

• природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

• общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта

• координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита

• осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями

• установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации

• административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды

• кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат

• защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

• установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления

• координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации

Органы государственной власти и управления субъекта федерации

В систему органов государственного управления субъекта входят:

• Губернатор, Президент республики, глава Правительства республики

• Законодательное собрание субъекта федерации (Дума)

• Администрация субъекта федерации, Правительство республики

• Уставный (конституционный) суд, Верховный республиканский суд, областной суд, краевой суд, городские и районные суды

Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ:

1.Государственная и территориальная целостность РФ

2.Распространение суверенитета РФ на всю ее территорию

3.Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ

4.Самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления

5.Самостоятельное осуществление органами государственной власти РФ принадлежащих им полномочий

6.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

7. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную.

Органы законодательной (представительной) власти субъекта РФ обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно–властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.

Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:

- комитеты по бюджетно-финансовой политике; налогам, сборам, использованию государственной собственности;

- по экономической политике;

- по социальным вопросам;

- по природным ресурсам; другие.

Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.

Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.

Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.

Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.

Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.

Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой. Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.

Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями.

Госуда́рственный сове́т Респу́блики Крым — однопалатный парламент Республики Крым в составе РФ; согласно Конституции РК, утверждённой 11 апреля 2014 года, Государственный совет Республики Крым, избираемый сроком на пять лет в составе 75 депутатов, является высшим и единственным представительным и законодательным органом власти республики.

Государственный Совет выполняет три основные функции Госсовета: законодательную, представительную и контрольную.

Законодательная функция состоит в подготовке и принятии законов РК и их толковании, направлении отзывов в Государственную Думу на проекты федеральных законов по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, реализации права законодательной инициативы при принятии проектов федеральных законов в Госдуме.

Представительная функция заключается в выражении воли населения Республики Крым путем проведения выборов (референдумов) на основе свободного волеизъявления избирателей /граждан/, в представлении интересов населения путем принятия от его имени решений, действующих на территории Республики Крым.

Контрольная функция реализуется через контроль за соблюдением и исполнением Конституции и законов Республики Крым, иных правовых актов, принятых Государственным Советом.

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Госдума собирается принять новый законопроект, который регламентирует работу региональных властей. И задача эта более чем актуальная, ведь слабая работа местных чиновников часто создаёт проблемы.


Фото © ТАСС / Пресс-служба Госдумы РФ

9 ноября Государственная дума приняла в первом чтении законопроект № 1256381-7 "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". "Это важный базовый законопроект, который несёт в себе прямые нормы и закладывает определённые параметры работы региональной власти", — поясняет спикер Госдумы Вячеслав Володин. Наверное, это один из самых важных документов, который примет Госдума этого созыва.

Государственная система будет эффективной только в том случае, если все элементы этой системы сверху донизу работают в связке — по единым правилам и исходя из единой цели. Конечно, нельзя сказать, что до этого не было никакого законодательного регулирования местных властей, — соответствующий закон существует. Однако он давно перестал уже быть неким цельным документом за счёт огромного количества поправок, внесённых в него 187 федеральными законами (такие данные приводит один из авторов нового законопроекта Павел Крашенинников), он устарел. Ситуация дошла до того, что на поправки не хватило букв алфавита — последняя стоит под номером "Я-5".

Поэтому при выборе — придумывать новые буквы алфавита для поправок или создавать новый, целостный закон, который будет учитывать все нюансы современной законодательной системы, выбрали второй вариант.

Так, законопроект чётко распределяет полномочия между различными органами власти — федеральными и региональными, а также региональными и муниципальными. В предыдущем документе, напичканном поправками, такой ясности не было, в результате местные и региональные власти либо дублировали функции друг друга, либо, наоборот, перекидывали их друг на друга.

Базовые элементы законодательства будут унифицированы. Так, губернаторы теперь будут называться главами субъектов Федерации — никаких альтернативных президентов. Не все в Казани с этим согласны, многие депутаты от республики голосовали против законопроекта, и у них есть такое право. И всё же нужно понимать, что законы в РФ принимаются большинством, а не консенсусом.

Помимо именования главы субъекта Федерации будет и другая унификация. Так, глава региона будет избираться строго на пять лет, причём с правом на неограниченное количество переизбраний (решение о последнем отдаётся на откуп местных властей). Ранее регионы сами устанавливали именно срок губернаторских полномочий, не синхронизируя его с другими местными выборами (теперь и Заксобрания будут избираться строго на пять лет, а значит, не будет противостояния нового губернатора и старого Заксобрания, созданного в рамках иной политической конфигурации).

Закон вводит понятие публичной власти, которого раньше не существовало в политическом пространстве. Оно появилось после поправок к конституции и подразумевает, что у всех ветвей власти есть одна главная задача и цель — это служить обществу. В этом контексте необходимо добиться правильного распределения полномочий между всеми уровнями власти, а также взаимной ответственности и принятия решений в интересах граждан. А не как сейчас, когда каждый тянет одеяло на себя, торгуясь за те или иные полномочия. Существующая ст. 130 ФЗ включает в себя примерно две сотни поправок и выглядит как лоскутное одеяние, поэтому нужен новый документ. Важно, что идёт унификация и гармонизация разных форматов регионального и муниципального управления



Губернаторы-хозяйственники имеют планы по развитию своей области не на одну или даже две каденции, а на много сроков вперёд. Достаточно вспомнить губернатора Белгородской области Евгения Савченко, который правил в ней с 1993 по 2020 год и превратил в образцовый сельскохозяйственный кластер. Он покинул свой пост только потому, что устал, и многие жители Белгородской области были недовольны его уходом. Либералам же, критикующим переизбрания, стоит вспомнить о том, что в ряде штатов США губернаторы по местным законам избираются неограниченное количество раз, а в остальных количество переизбраний тоже определяют именно местные власти. В России будет примерно такая же система.

Наконец, унификация касается и принципа назначений. Определяется список должностей, которые занимают чиновники строго по согласованию с Москвой (прежде всего те, кто работает по линии финансов, чтобы туда не назначались местные некомпетентные кадры, проваливающие финансовые проекты и вгоняющие регионы в долги), а также перечень должностей, которые обязательны в местной власти. Чтобы всем было понятно, кто за что отвечает. Губернатор, надо понимать, отвечает за всё. Он связующее звено в вертикали власти между федеральными и региональными властями, одновременно и федеральный, и региональный чиновник.

Прошлый закон был принят в 1999 году, в те времена единицы людей пользовались Интернетом. Все документы утверждались только, так сказать, в бумажном варианте. Сейчас сеть стала доступна всем гражданам, любой законопроект можно сбросить в чат. Раньше на сбор депутатов требовались один-два дня, сейчас это можно сделать за два часа для совещания в формате видеосвязи. Закон позволит повысить эффективность власти, принимать решения в более короткие сроки. То же касается и способов рассылок законопроектов для ознакомления. Сегодня мы проголосовали в первом чтении, в регионах опубликовали его на сайтах местных ЗС для ознакомления. Те 15 дней, что документы доставляются физической почтой, позволят заксобраниям субъектов их обсудить, так как без получения документа региональная власть не имеет права ничего утверждать. Эта норма нужна, чтобы увеличить скорость принятия законов. А в условиях пандемии, которая может продлиться, нужна возможность принимать законы оперативно, не позволять обстоятельствам останавливать законотворческую деятельность

Политолог и заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи



Власти надеются, что новый законопроект поможет повысить не только эффективность, но и доверие вертикали власти. И если, а точнее когда законопроект превратится в закон, то эти надежды могут исполниться.

Читайте также: