Взаимодействие организма с внешней средой кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают нас в быту, на производстве, в пути, на отдыхе и других условиях обитания. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Многие из них стали хрестоматийными правилами. Вам необходимо усвоить его, что поможет в экстремальной жизненной ситуации подавить страх и действовать так, как того требуют обстоятельства.

Жизнедеятельность – это сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В свою очередь, деятельность означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития, процесс преобразования природной и социальной реальности в соответствии с индивидуальными потребностями, целями и задачами.

Деятельность включает человека в сложную систему отношений, в сложные связи и условия с окружающей средой. При этом под окружающей средой принято понимать целостную систему природных и антропогенных объектов и явлений, в которых протекает труд, быт и отдых людей, то есть все то, что прямо или косвенно влияет на жизнь и деятельность человека. Воздействие на окружающий мир, согласно законам физики, вызывает ответное противодействие ее компонентов. Поэтому деятельность следует рассматривать не как одностороннее воздействие человека на окружающую среду, а как их сложное взаимодействие. В ходе или в результате этого процесса человек может подвергаться воздействию самых разнообразных факторов окружающей среды: физических, химических, биологических. Кроме того, как существо социальное он испытывает влияние психических, информативных факторов.

В XIX веке экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. В XX веке ситуация изменилась, экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающей среды. В этот период произошли значительные изменения в окружающем нас мире. Биосфера утрачивает свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.

В окружающем нас мире возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи: взаимодействие человека с техносферой, взаимодействие техносферы с биосферой.

В современных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического воздействия. При этом уровни физических и химических факторов возросли и часто оказывают негативное влияние на человека и природу. В обществе возникла потребность в защите природы и человека от негативного влияния техносферы.

Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера. Основное желаемое состояние объекта защиты - безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия.

Человек и окружающая среда в процессе жизнедеятельности влияют друг на друга. При этом жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации. Человек и окружающая среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативным воздействием на человека и природную среду. Заменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания:

· комфортное, когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивной деятельности; гарантируют сохранение здоровья населения и целостность среды обитания;

· допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека;

· опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное влияние на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды;

· чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу, вызвать разрушение в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Таким образом, взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.

На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины XIX века - начала активного воздействия человека на среду обитания. В XX веке на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряде случаев региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали:

· высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;

· рост потребления и концентрация энергетических ресурсов;

· интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;

· массовое использование транспорта;

· рост затрат на военные цели и ряд других процессов.

Демографический взрыв. Достижения в медицине, повышение комфортности в сфере деятельности и в быту, интенсификация и рост продуктивности сельского хозяйства во многом способствовали увеличению продолжительности жизни человека и, как следствие, росту населения Земли. Одновременно с ростом продолжительности жизни в ряде регионов мира рождаемость продолжала оставаться на высоком уровне. Высокий уровень прироста населения характерен для стран Африки, Центральной Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Индии и Китая.

Урбанизация. Одновременно с демографическим взрывом идет процесс урбанизации населения планеты. Этот процесс имеет во многом объективный характер, ибо способствует повышению производительной деятельности во многих сферах, одновременно решает социальные и культурно-просветительные проблемы общества.

Урбанизация непрерывно ухудшает условия жизни в регионах, неизбежно уничтожает в них природную среду. Для крупнейших городов и промышленных центров характерен высокий уровень загрязнения среды обитания. Так, атмосферный воздух городов содержит значительно большие концентрации токсических примесей по сравнению с воздухом сельской местности.

Рост энергетики, промышленного производства, численности средств транспорта. Увеличение численности населения на Земле и военные нужды стимулируют рост промышленного производства, число средств транспорта, приводят к росту производства и потребления энергетических сырьевых ресурсов. Потребление материальных и энергетических ресурсов имеет более высокие темпы роста, чем прирост населения, так как постоянно увеличивается их среднее потребление на душу населения.

Военная промышленность является одним из активных стимуляторов развития техники и роста энергетического и промышленного производства.

Оценивая экологические последствия развития энергетики, следует иметь в виду, что во многих странах это достигалось преимущественным использованием тепловых электрических станций (ТЭС), сжигающих уголь, мазут или природный газ. Выбросы ТЭС наиболее губительны для биосферы.

Во второй половине XX века каждые 12-15 лет удваивалось промышленное производство ведущих стран мира, обеспечивая тем самым удвоение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Очень быстрыми темпами развивалась химическая промышленность, объекты цветной металлургии, производство строительных материалов. Постоянно увеличивался мировой автомобильный парк автомобилей.

Необходимо отметить, что развитие промышленности и технических средств сопровождалось не только увеличением выброса загрязняющих веществ, но и вовлечением в производство все большего числа химических элементов. К настоящему времени в окружающей среде накопились химические соединения, не разрушаемых деструкторами экосистем (отходы пластмасс, пленок, изоляции и т. п.).

Интенсивное развитие сельского хозяйства. Вторая половина XX века связана с интенсификацией сельского производства. В целях повышения плодородия почв и борьбы с вредителями в течение многих лет производились искусственные удобрения и токсиканты, которые не могли не влиять на состояние компонентов биосферы. При избыточном применении азотных удобрений почва перенасыщается нитратами, а при внесении фосфорных удобрений – фтором, редкоземельными элементами, стронцием. При использовании нетрадиционных удобрений (отстойного ила и т. п.) почва перенасыщается соединениями тяжелых металлов. Избыточное количество удобрений приводит к перенасыщению продуктов питания токсичными веществами, нарушает способность почв к фильтрации, ведет к загрязнению водоемов, особенно в паводковый период.

Пестициды, применяемые для защиты растений от вредителей, опасны для человека. Все без исключения пестициды обнаруживают либо мутагенное, либо иное отрицательное воздействие на человека и живую природу.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, росту коммуникабельности, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на продолжительности жизни людей. Созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей.

Появившаяся производственная и городская среда оказалась далека по уровню безопасности и экологичности от допустимых требований. Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала замещаться техносферой. Данные экологов показывают, что на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы в настоящее время разрушены в развитых странах, таких как Европе, Северной Америке и Японии.

Главные жизненные процессы (или функции) и органы в организме человека являются механизмами, которые обеспечивают эти связи и осуществляют по ним обмен ИЭВ (информации, энергии и вещества).

Первой, самой большой и важной, является связь организма с внешней средой через органы чувств, ум и сознание. Материальным представителем в организме является головной и спинной мозг со всей нервной и эндокринной системами, которые согласовывают, приспосабливают внутреннюю работу организма в соответствии с изменениями внешней среды. Нервная система пронизывает собой весь организм и связана со всеми его функциями.

Связь через сознание и нервную систему позволяет человеку взаимодействовать с внешней средой, как с разумным началом (посредством религии); как с водителем биологических ритмов (смена дня и ночи, сезонов года и иных влияний); правильно ориентироваться в пространстве (просто нормально передвигаться); осуществлять какую-то хозяйственную деятельность (для пропитания и т. п.); взаимодействовать с другими людьми (жить в обществе согласно его нормам и правилам); самореализоваться.

В зависимости от степени и силы нарушение этой связи, неблагоприятные последствия передаются на весь организм и могут сказываться в виде легких расстройств здоровья, серьезных психосоматических заболеваний, плохой судьбы.

Второй важной связью организма с внешней средой будет дыхание. Оно осуществляется через 146 м2 поверхности легких. О важности этой связи говорит тот факт, что без дыхания человек умирает через 5-10 мин.

Функция дыхания проходит через весь организм человека. Оно начинается в легких, доходит до каждой клетки организма (за счет транспорта кровью) и вновь возвращается к легким. Дыхание обеспечивает энергией (окислительно-восстановительные реакции с участием кислорода) все жизненные процессы в организме на клеточном уровне, а значит, организма в целом. С помощью дыхания в организме поддерживается наиболее благоприятная для протекания жизненных процессов среда.

В зависимости от нарушения этой связи человек может заболеть 150 видами заболеваний (по К. Бутейко).

Третьей по важности связью организма с внешней средой будет потребление жидкости и пищеварение. Обмен пищевыми веществами между организмом и окружающей средой осуществляется через 9 м2 (по другим данным, через 40 м2) поверхности пищеварительного тракта. Без воды человек может прожить до 5-10 суток, без пищи - до 40-70 суток и более, в зависимости от первоначальной массы тела.

Пищеварительная функция, как и предыдущая (дыхание), проходит через весь организм. Она начинается в ротовой полости, продолжается в желудочно-кишечном тракте. Расщепленные вещества попадают в кровь, проходят через печень, транспортируются через "дебри" соединительной ткани и наконец попадают в клетку, где происходит их потребление. Отработанные продукты из клеток с током крови поступают к органам выделения.

Питание, кроме своего основного назначения - обеспечения организма "строительным материалом", выполняет множество других нужных и важных функций для организма. Например, приспосабливает организм к окружающей среде, обеспечивает иммунитет. Нарушение этой связи ведет организм человека к массе всевозможных расстройств и болезней - от легкого авитаминоза до онкологии.

Четвертая важная связь организма с внешней средой осуществляется через кожные покровы, которые составляют около 2,5 м2.

Кожа является уникальным органом, через который осуществляются многие функции организма. Она защищает, регулирует температуру внутри организма, дышит, может поглощать и выделять вещества, энергию и т. д. Кожа связана со всеми внутренними органами (можно, воздействуя на определенные участки кожи, целенаправленно влиять на внутренние органы) и является зеркалом здоровья организма.

Лично я считаю, что через кожу и расположенную на ее поверхности акупунктурную систему активность внутренних органов синхронизируется с процессами, происходящими в окружающей организм среде. Именно через акупунктурную систему, начинающуюся в коже и пронизывающую весь организм, осуществляется биоритмологическое влияние. Главные функции организма работают по два часа в сутки (эвакуаторная толстого кишечника - с 5 до 7 часов, функция желудка - с 7 до 9 часов, селезенки - поджелудочной железы - с 9 до 11 часов и т. д.).

Нарушение связи организма через кожные покровы с окружающей средой пагубно сказывается на жизнедеятельности всего организма (особенно обширные кожные ожоги).

Пятая важная связь организма с окружающей средой обеспечивается иммунитетом человека. Благодаря иммунитету бесчисленное количество клеток, тканей соединяются в единый организм. Иммунитет отвечает за целостность (уничтожает чужеродные и не свойственные организму клетки) и защиту организма (защищает от армии разнообразных паразитов - от вирусов, бактерий до глистов и т. п.). Он поддерживает целостность и защиту организма до тех пор, пока не исчерпаются его ресурсы.

Иммунная защита имеется во всех поверхностях, через которые происходит обмен ИЭВ с окружающей средой (146 м2 легких, 9 м2 или 40 м2 пищеварительного тракта, 2,5 м2 кожи, 1 м2 мочевых, половых путей, придаточных пазух носа, глаз и др.). Ведь это входные ворота для внешних агрессоров, и они должны быть надежно защищены. Не менее мощна иммунная защита и в глубине организма - это лимфоциты и соединительная ткань.

Ослабление иммунитета приводит к поражению организма от паразитов, попадающих в организм через поверхности обмена ИЭВ, а также от внутренних изменений.

Шестой важнейшей связью организма с окружающей средой является перемещение организма - движение (мускульное усилие). Хотя оно осуществляется мышцами, но включает в работу весь организм.

Движение (проявление мускульных усилий) заставляет работать сознание и чувства (надо рассчитать траекторию передвижения, осуществлять эти движение и постоянно контролировать). Дыхание активизируется - надо обеспечить работающие мышцы энергией. Повышенный расход энергии, распад мышечных структур во время мускульных усилий активизирует пищеварение, усвоение веществ. Во время мышечных усилий при выполнении движений повышается температура тела. Чтобы не допустить перегрева организма, включается кожная функция терморегуляции. При потении лишнее тепло отдается во внешнюю среду. С повышением температуры активизируется иммунитет, лучше идут обменные процессы в соединительной ткани.

Таким образом, двигательная активность (мускульные усилия) являются универсальным средством, с помощью которого можно в целом регулировать силу и продолжительность всех связей организма с окружающей средой. Движение является универсальным оздоровительным средством, активизирующим все ранее разобранные.

В конечном итоге все указанные связи организма с внешней средой обеспечивают функцию перемещения организма во внешней среде за счет мускульных усилий. Отсутствие достаточных мускульных усилий в организме (гиподинамия) сказывается на вялом и недостаточном функционировании всех вышеразобранных связей и функций организма. Чрезмерные мускульные усилия, без обеспечения их последующим отдыхом и питанием, приводят к перенапряжению и истощению организма. Разумные, достаточной силы и продолжительности ежедневные мускульные усилия заставляют все связи организма с окружающей средой полноценно работать, а "поверхности обмена" (чувства, ум, легкие, пищеварение, кожу, иммунитет и мышцы) содержать в идеальном порядке и обладать повышенными резервными возможностями.

Мы с вами выяснили шесть главных связей обмена ИЭВ (через сознание человека, дыхание, пищеварение, кожу, иммунитет, мускульное напряжение), которые обеспечивают жизнь в организме. И сразу же сделаем важный вывод: по каждой из указанных связей обмена ИЭВ между организмом и окружающей средой должен проходить оптимальной силы (для каждого конкретного человека) и гармонии поток. Если он недостаточен, то не обеспечивает должную величину жизненных проявлений в организме. Если чрезмерно силен, то нарушает работу организма. Поясню это примерами.

Сознание человека. Если через органы чувств не вводится никакой информации (звуков, запахов, вкуса, зрительных картин, прикосновений), то человека клонит в сон. И наоборот, чрезмерные чувственные раздражения достаточной продолжительности (крики, насыщенные запахи, вспышки ярких цветов, сильные вкусовые ощущения и прикосновения) вызывают угнетение и сбои в работе организма.

Дыхание. Недостаточность дыхания вызывает кислородное голодание. Чрезмерно сильное и частое приводит к спазмам и потере сознания.

Пищеварение. Недостаточное или несбалансированное питание ведет к дистрофии. Чрезмерное перегружает организм, ведет к его зашлаковке, обильному размножению не свойственной организму микрофлоры.

Кожная поверхность. Кожа выполняет ряд различных, но важных функций в организме. Прежде всего она должна противостоять вредному влиянию внешней среды на организм. Жара и холод, влажность и сухость, вредные микробы и другие внешние факторы не должны ее разрушать. Для этого с помощью разумных закаливающих процедур необходимо поддерживать ее работоспособность и функции на нормальном уровне.

Иммунитет. Недостаточная нагрузка на иммунитет (искусственная стерильность) снижает его способность к отражению внешней агрессии паразитов. Чрезмерная нагрузка ведет к перенапряжению и поломке. К чрезмерной нагрузке на иммунитет надо отнести обильное и не свойственное для организма человека питание.

Мускульное напряжение (движение). Недостаток мускульных усилий ведет не только к ослаблению мышц, но способствует общей слабости и атрофии организма. И наоборот, чрезмерные усилия, без должного восстановительного периода, ведут к перенапряжению организма, истощению его резервов и разрушению.

Сделаем другой важный вывод: изменяя различные параметры потока обмена ИЭВ между организмом и окружающей средой, можно целенаправленно влиять на жизнедеятельность и добиваться наилучшей работы организма человека в каждом конкретном случае.

Сделав этот вывод, мы теперь знаем, с помощью чего и как можно влиять на собственное здоровье. Таким образом, мы с вами обнаружили естественные целительные силы (сознание человека и нервная система, дыхание, пищеварение, кожная поверхность, иммунитет и мускульное напряжение). Умело работая с ними, мы можем успешно лечить, оздоравливать и омолаживать самих себя!

РЕЗЕРВЫ ЗДОРОВЬЯ

Косвенным образом из сказанного вытекает понятие о резервах организма, или о количестве здоровья. Под резервами (количеством) здоровья можно подразумевать возможность нормальной работы организма при отличительной от нормальной силе ИЭВ потока.

В юности кожа у человека чистая, а к старости появляются всевозможные пятна, "висюльки". Это указывает на снижение иммунитета, появление различных ненормальных тканей в организме (иммунитет перестает следить за качеством клеток собственного организма и не в силах бороться с паразитами).

К главным резервным способностям организма следует отнести его способность к заживлению ран и обновлению. В молодости они весьма велики, а к старости резко снижаются.

Дополнительно можно указать на первопричины нездоровья, болезней и на естественные способы их лечения, укрепления организма. К первопричинам нездоровья и болезней относятся все внешние и внутренние факторы, которые нарушают силу и гармонию нормальных информационных, энергетических и вещественных потоков между организмом и окружающей средой либо способствуют сужению и исчерпанию резервных способностей организма.

По поражению "поверхности", через которую осуществляется тот или иной вид ИЭВ обмена, можно делать диагностику и подбирать оздоровительные средства. А ввиду того что "поверхности" (нервная система, легкие, стенки пищеварительной системы, кожа, иммунитет, мышцы) состоят в основном из соединительной ткани (соединительная ткань составляет 85% от общей массы организма!), то благотворное воздействие через одну из "поверхностей" передастся на весь организм. Это же указывает и на обратную связь - поражение любой "поверхности" вызывает болезнь всего организма.

В конечном итоге любая первопричина своим следствием поражает, разрушает соединительную ткань. Отсюда возможен единый универсальный подход к лечению, оздоровлению, омоложению организма посредством разумного воздействия на соединительную ткань организма с помощью регулирования шести связей (сознания, дыхания, пищеварения, кожи, иммунитета и мускульных напряжений) организма с окружающей средой. Это и является универсальным открытием и основой новой медицины, которое сделал автор этим трудом. На правах открытия я даю ей название - Медицина восстановления и регулировки связей организма человека с окружающим миром. Я уверен, что только она имеет гуманные перспективы на будущее.

Современная медицина цельного подхода к организму человека знать не желает, а поэтому лечит людей более чем от 23 000 болезней!

Теперь дадим ясную формулировку здоровья, болезни и опишем параметры здорового человека, на которые необходимо равняться и нужно восстанавливать и поддерживать.

Здоровье человека - это такое состояние, когда осуществляется нормальный, гармоничный, информационный, энергетический и вещественный обмен между организмом человека с Природой (окружающей средой) и человеческим обществом. А резервные способности организма достаточно велики.

Болезнь человека - это такое состояние, при котором нарушен нормальный, гармоничный, информационный, энергетический и вещественный обмен между организмом человека с Природой, человеческим обществом. А резервные способности организма понижены или недостаточны.

Параметры здорового человека:

сознание - постоянное преобладание приподнято-радостного настроения, отсутствие сильных отрицательных переживаний, навязчивых мыслей и усталости, преобладание любознательности;

дыхание - здоровый человек делает пять- семь дыхательных циклов (вдох, выдох и паузы между ними - это один дыхательный цикл) в минуту (чем меньше, тем здоровее человек);

питание - насыщение небольшим количеством натуральной пищи, постоянное ощущение небольшого чувства голода (это говорит о том, что не переедаете), легкий, колбасообразный стул после каждого приема пищи (что означает идеальную работу пищеварительного тракта);

кожа - чистая, красивая, без всяких изъянов и неприятных запахов, прекрасно регулируется теплообмен;

иммунитет - отсутствие каких-либо заболеваний, быстрое заживление ран, порезов, ожогов и т. п.;

мышцы - эластичные, выносливые, умеренно сильные (хорошая гибкость всех связок и суставов), пропорционально развитые.

В целом здоровый человек обладает хорошей осанкой, пропорционально сложен, имеет небольшую прослойку жира, практически не устает, доброжелателен к окружающим, воспринимает экстремальные события трезво, разумно, без лишней эмоциональной окраски.

Параметры нездорового человека (любое изменение в деятельности сознания, дыхания, питания, кожи, иммунитета, мышц в сторону ухудшения говорит о той или иной степени нездоровья или болезни):

сознание - постоянное угнетенное настроение, частые сильные переживания, навязчивые мысли, постоянное ощущение усталости и безразличие к жизни;

дыхание - значительно более семи дыхательных циклов в минуту;

питание - насыщение большим количеством термически обработанной или неестественной пищи, отсутствие чувства голода, затрудненный стул или его отсутствие в течение суток;

кожа - сальная или сухая в трещинах, с угрями, прыщавая, с неприятным запахом;

иммунитет - постоянное наличие каких-либо заболеваний, особенно инфекционных, медленное заживление ран, порезов, ожогов и т. п.;

мышцы - слабые, вялые, тугоподвижные, непропорционально развитые.

В целом больной человек обладает плохой осанкой, непропорционально сложен, имеет избыток или недостаток жира, быстро устает, испытывает недовольство или раздражение из-за пустяков, любое событие для него стресс с яркой эмоциональной окраской.

Мы сделали важное дело - определили признаки здорового и больного человека, нашли естественные целительные силы. Теперь нам остается научиться ими пользоваться.

Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

Содержание

Введение
Глава 1.Взаимодействие внешней среды и организма человека
§1.1 Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся
биологическая система
§1.2 Внешняя среда и ее воздействие на организм человека
§1.3 Двигательная функция и повышение уровня адаптации и
устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды
Глава 2. Работоспособность и устойчивость человеческого организма
§2.1 Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к
умственной и физической работоспособности
§2.2 Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы
§2.3 Изменения в системах крови, кровообращения и дыхания при интенсивной мышечной деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

Содержание

Введение

Глава 1.Взаимодействие внешней среды и организма человека

§1.1 Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся

§1.2 Внешняя среда и ее воздействие на организм человека

§1.3 Двигательная функция и повышение уровня адаптации и

устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды

Глава 2. Работоспособность и устойчивость человеческого организма

§2.1 Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к

умственной и физической работоспособности

§2.2 Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы

§2.3 Изменения в системах крови, кровообращения и дыхания при интенсивной мышечной деятельности

Список используемой литературы

Введение

Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, соииально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

Естественно-научные основы физической культуры – комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой.

Организм – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).

Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

Глава 1.Взаимодействие внешней среды и организма человека

§1.1 Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся

Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни – с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения).

Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.

Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20 – 25 годам.

Как правило, юношеский возраст (16 – 21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (~2 – 60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности. Пожилому возрасту (61 – 74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки снижение активных возможностей организма и его систем – иммунной, нервной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная деятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения.

В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз).

Гомеостаз – совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Они позволяют сохранять постоянство состава, физико-химических и биологических свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешнем мире и физиологические сдвиги, возникающие в процессе жизнедеятельности организма. В нормальном состоянии колебания физиологических и биохимических констант происходят в узких гомеостатических границах, и клетки организма живут в относительно постоянной среде, так как они омываются кровью, лимфой и тканевой жидкостью. Постоянство физико-химического состава поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов.

Организм – сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.

Огромное количество клеток, каждая из которых выполняет свои, присущие только ей функции в общей структурно-функциональной системе организма, снабжаются питательными веществами и необходимым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жизненно необходимые процессы энергообразования, выведения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

§1.2 Внешняя среда и ее воздействие на организм человека

Внешняя среда. На человека воздействуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности н обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружаю щей среды, солнечная радиация – так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.

Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней: среды.

Деятельность всех органов и их систем в целостном организме характеризуется определенными показателями, имеющими те или иные " диапазоны колебаний. Одни константы стабильны и довольно жесткие (например, рН крови 7,36 – 7,40, температура тела – в пределах 35 – : 42"0), другие и в норме отличаются значительными колебаниями (например, ударный объем сердца – количество крови, выбрасываемой за ! одно сокращение – 50 – 200 см"). Низшие позвоночные, у которых регуляция показателей, характеризующих состояние внутренней среды, несовершенна, оказываются во власти факторов окружающей среды. Например, лягушка, не обладая механизмом, регулирующим постоянство температуры тела, дублирует температуру внешней среды настолько, что зимой все жизненные процессы у нее затормаживаются, а летом, оказавшись вдалеке от воды, она высыхает и гибнет. В процессе филогенетического развития высшие животные, в том числе и человек, как бы сами себя поместили в теплицу, создав свою стабильную внутреннюю среду и обеспечив тем самым относительную независимость от внешней среды.

Природные социально-экологические факторы и их воздействие на организм.

Природные и социально-биологические логические факторы, влияющие на организм человека, неразрывно связаны с вопросами экологического характера.

Экология (греч,oikos– дом, жилище, родина + logos – понятие, учение) – это и область знания, и часть биологии, и учебная дисциплина, и комплексная наука. Экология рассматривает взаимоотношения организмов друг с другом и с неживыми компонентами природы: Земли (ее биосферы). Экология человека изучает закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Человек зависит от условий среды обитания точно так же, как природа зависит от человека. Между тем влияние производственной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация в результате аварий и нарушений технологий) ставит под угрозу существование самого человека. К примеру, в крупных городах значительно ухудшается естественная среда обитания, нарушаются ритм жизни, психоэмоциональная ситуация труда, быта, отдыха, меняется климат. В городах интенсивность солнечной радиации на 15 – 20% ниже, чем в прилегающей местности, зато среднегодовая температура выше на 1 – 2"0, менее значительны суточные и сезонные колебания, ниже атмосферное давление, загрязненный воздух. Все эти изменения оказывают крайне неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Около 80М болезней современного человека – результат ухудшения экологической ситуации на планете. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации и проведения систематических занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происходят.

§1.3 Двигательная функция и повышение уровня адаптации и

устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды

Развитие двигательных и вегетативных функций организма у детей и совершенствование их у взрослых и пожилых людей связано с двигательной активностью. Оздоровительное значение физической культуры общеизвестно. Имеется огромное количество исследований, показывающих положительное влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат, центральную нервную систему, кровообращение, дыхание, выделение, обмен веществ, теплорегуляцию, органы внутренней секреции. Велико значение физических упражнений и как средства лечения.

В жизни постоянно возникают ситуации, когда человек, будучи подготовлен к существованию в одних условиях, должен готовить себя (адаптироваться) к деятельности в других. При этом проблема адаптации связана с тем, что физиологические и биологические вопросы сопоставляются с социальными проблемами развития человека и общества. Механизмы адаптации впервые описал канадский ученый Ганс Селье. В его представлении адаптация развивается под действием гуморальных механизмов. Концепция адаптации Селье неоднократно пересматривалась с более широких представлений и анализа экспериментальных данных, в том числе о роли в процессе адаптации нервной системы. Действие факторов, вызывающих развитие адаптационных механизмов организма, всегда было комплексным. Так, все живые организмы в ходе эволюции приспосабливались к земным условиям существования: барометрическому давлению и гравитации, уровню космических и тепловых излучений, газовому составу воздуха, окружающей атмосфере. Животный мир адаптировался и к смене сезонов – времен года, которые включают изменения освещенности, температуры, влажности, радиации и т.д. Смена дня и ночи определенным образом связана с перестройкой организма и изменениями биологических ритмов деятельности его функциональных систем.

Человек может мигрировать, оказываться в равнинных или горных условиях, в условиях жары или холода, при этом он оказывается связан с особенностями питания, обеспечения водой, различными условиями индивидуального комфорта и цивилизации. Все это связано с развитием дополнительных механизмов адаптации, которые достаточно специфичны. В зависимости от силы воздействия раздражителей окружающей среды, условий и функционального состояния организма адаптивные факторы могут вызывать как благоприятные, так и неблагоприятные реакции организма.

Систематическая тренировка формирует физиологические механизмы, расширяющие возможности организма, его готовность к адаптации, что обеспечивает в различные периоды (фазы) развертывания приспособительных физиологических процессов. Известный спортивный физиолог, специалист по адаптации А.В. Коробков выделял несколько таких фаз: начальная, переходная, устойчивая, дезаптация и повторная адаптация. Под готовностью к адаптации понимается такое морфофункциональное состояние организма, которое обеспечивает ему успешное приспособление к новым условиям существования. Для готовности организма к адаптации и эффективности в ее осуществлении значительную роль играют факторы, укрепляющие общее состояние организма, стимулирующие его неспецифическую резистентность (устойчивость): 1) рациональное питание;2) обоснованный режим; 3) адаптирующие медикаментозные средства; 4) физическая тренировка; 5) закаливание. Из многообразия факторов развития адаптации особое место отводится физической тренировке. Еще Л.А. Орбели, известный русский физиолог, в развитие учения об упражняемости Ж. Ламарка, Ч. Дарвина и других исследователей 19-го в., отмечал, что физическая тренированность, развивая механизм координации в нервной системе, обусловливает повышение обучаемости, тренируемости нервной системы и организма в целом.


Экологические факторы – это отдельные элементы среды обитания, которые воздействуют на организмы.

Абиотические факторы – компоненты неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на организм. Их делят на следующие группы:

– климатические факторы (свет, температура, влажность, ветер, атмосферное давление и др.);

– геологические факторы (землетрясения, извержения вулканов, движение ледников, радиоактивное излучение и др.);

– орографические факторы, или факторы рельефа (высота местности над уровнем моря, крутизна местности – угол наклона местности к горизонту, экспозиция местности – положение местности по отношению к сторонам света и др.);

– эдафические, или почвенно-грунтовые, факторы (гранулометрический состав, химический состав, плотность, структура, pH и др.);

– гидрологические факторы (течение, соленость, давление и др.).

Иначе абиотические факторы делят на: физические и химические.

Биотические факторы – воздействие на организм других живых организмов.

В зависимости от вида воздействующего организма их разделяют на две группы:

– внутривидовые, или гомотипические, факторы – это влияние на организм особей этого же вида (зайца на зайца, сосны на сосну и т.д.).

– межвидовые, или гетеротипические, факторы – это влияние на организм особей других видов (волка на зайца, сосны на березу и т.д.).

В зависимости от принадлежности к определенному царству биотические факторы подразделяют на четыре основные группы:

– фитогенные факторы – это влияние на организм;

– зоогенные факторы – влияние животных;

– микогенные факторы – влияние грибов;

– микробогенные факторы – влияние микроорганизмов (вирусов, бактерий, простейших).

По типу взаимодействия различают протокооперацию, мутуализм, комменсализм, внутривидовую и межвидовую конкуренции, паразитизм, хищничество, аменсализм, нейтрализм.

Антропогенные факторы – деятельность человека, приводящая либо к прямому воздействию на живые организмы, либо к изменению среды их обитания (охота, промысел, сведение лесов, загрязнение, эрозия почв и др.).

При этом различают воздействие человека как биологического организма (потребление пищи, дыхание, выделение и т.д.) и его хозяйственную деятельность (сельское хозяйство, промышленность, энергетика, транспорт, бытовая деятельность и т.д.). Факторы, связанные с хозяйственной деятельностью человека, называются техногенными.

По характеру изменения во времени экологические факторы подразделяют на три группы.

Регулярно-периодические факторы – это факторы, меняющие свою силу в зависимости от времени суток, сезона года, ритма приливов и отливов (освещенность, температура, длина светового дня и т.д.).

Нерегулярные (непериодические) факторы – это факторы, не имеющие четко выраженной периодичности (наводнение, ураган, землетрясение, извержение вулкана, нападение хищника и т.д.).

Направленные факторы – это факторы, действующие на протяжении длительного промежутка времени в одном направлении (похолодание или потепление климата, зарастание водоема, эрозия почвы и т.д.).

По характеру ответной реакции организма на воздействие экологического фактора различают следующие группы экологических факторов.

Раздражители – факторы, вызывающие биохимические и физиологические изменения (адаптации).

Модификаторы – факторы, вызывающие морфологические и анатомические изменения (адаптации).

Ограничители – факторы, обусловливающие невозможность существования организма в данных условиях и ограничивающие ареал его распространения.

Сигнализаторы – факторы, информирующие об изменении других факторов.

По принципу возможности потребления при взаимодействии с организмом экологические факторы подразделяют на: ресурсы и условия.

Ресурсы – это экологические факторы среды обитания, которые организм потребляет, то есть их количество в результате взаимодействия с организмом может уменьшаться (пища, вода, солнечная энергия, кислород, углекислый газ и т.д.).

Условия – это экологические факторы среды обитания, которые организм не потребляет, то есть их количество не уменьшается, но они могут оказывать влияние на организм (температура, влажность, атмосферное давление, гравитационное поле и т.д.).

Читайте также: