Регионализм в зарубежных странах кратко

Обновлено: 30.06.2024

В политике , регионализм является отношением , направленное на оценку и защиты интересов и самобытность отдельных регионов или группу регионов, будь то официальные или традиционных (административных или политических подразделения, подразделения стран или блоков к югу от государства).

Внутри нации , в политических рамках, регионализм нацелен на предоставление регионам относительной автономии, будь то политическая или экономическая. Тогда регионы становятся промежуточным звеном между центральной властью государства и местными учреждениями.

Однако, если регионализм идет руку об руке с утверждением регионального уровня и / или спроса на большую передачу власти в регион, это не априорное вызов в вопрос о границе из нынешних государств , в то время как региональный национализм неявно содержит спрос на новое национальное государство на географической основе соответствующего региона.

Резюме

Возникновение регионализма

Точно датировать появление политического регионализма относительно сложно. Тем не менее многие авторы согласны с тем, что мы должны искать свои корни в создании национальных государств.

Было бы желательно изучить влияние централизации политической власти на силу требований регионализма. Но региональная идентичность часто связана с существованием исторической провинции ( герцогства или графства ) и / или регионального языка . Региональные культуры возникли во второй половине XIX - го века , в напряженности между национальной культурой , которую они могли бы стать, и простым доказательством прошлого , в котором их промоутеры отказались - по крайней мере , в теории - видеть их в замкнутом пространстве.

В Регионалистах , что можно назвать provincialists, в конце XIX E века во Франции, утверждали культурный регионализм перед тем , как политическим, чтобы избежать обвинений в сепаратизме .

После Первой мировой войны идея, отстаиваемая Вудро Вильсоном о праве народов на самоопределение, также способствовала развитию региональных культур. Эстония, Литва, Летония, Сербия и даже Чехословакия хотели получить доступ к национальному государству. Однако именно вступление мира в процесс глобализации и появление наднациональных структур, таких как Европейский Союз, способствовали появлению политизированных форм регионализма. Таким образом, Ансси Пааси говорит о новом регионализме для определения регионов, которые используют преимущества денационализации государств для утверждения политических претензий, а Гордон Маклауд цитирует Китинга, который утверждает, что новый регионализм является результатом изменений в штатах, (финансовых) рынках и международный контекст. XXI - го века наследует региональные культуры и их неоднозначность. Более того, ему придется считаться с территориальным разграничением регионов, которое до того времени не существовало, чье влияние на региональные культуры, несомненно, станет одной из проблем ближайших десятилетий.

На европейском континенте развитие регионов Европы способствовало появлению региональных национализмов, поскольку это дало регионам возможность найти благодатную почву для развития общих ценностей и способность добиваться успеха. помощь Европейского фонда регионального развития (ERDF), цель которого - уменьшить региональные различия и продвигать региональные культурные особенности. Сочетание этих различных элементов означает, что регионы в настоящее время являются важными игроками, которые необходимо учитывать при изучении межгосударственных и внутригосударственных обменов.

Возникновение теории регионализма

Три столпа политического регионализма

Гордон Маклауд выделяет три основных элемента для любой реализации региональной политизации. В самом деле, то, что отличает регионализм от политического регионализма, - это структуры, которые будут созданы на региональном или национальном уровне для создания необходимой основы для политического возникновения региона.

Функциональная реструктуризация

Во-первых, он говорит нам, что функциональная реструктуризация необходима, потому что государства больше не могут управлять всей своей территорией и оставляют пространство для маневра регионам для реализации экономической политики.

Институциональная реструктуризация

Затем он ссылается на институциональную реструктуризацию, которая заключается в децентрализации государственных институтов, чтобы отреагировать на региональное давление, оказываемое регионализмом, значение которого в последние годы приобретает все большее значение.

Политическая мобилизация

Наконец, он подчеркивает важность политической мобилизации как важного элемента в любой реализации региональной социально-политической реструктуризации.

Региональный национализм в Европе и Америке

Федерализм, применяемый на уровне государства, может быть промежуточным способом удовлетворения требований автономии между централизующей волей (национальной) и требованиями независимости (региональной). По крайней мере, этого хотели добиться авторы Конституции Испании 1978 года . Но статус каждого из автономных сообществ Испании особенный, согласно переговорам между центральной властью и региональными выборными представителями: Страна Басков (автономное сообщество) и Каталония не имеют одинаковых налоговых правил.

Австрия

Каталония

Шотландия

Падания

Окситания

Платит басков

Финляндия

Украина

Эстония

Чечня

Квебек

Португалия

Галиция

Швеция

Норвегия

Исландия

Нидерланды

Швейцарский

Польша

Франция

В Эльзасе первая партия Эльзаса , возглавляемая Жаком Кордонье , набрала около 10% на региональных выборах 2004 года. В 2009 году Bloc Identitaire был преобразован в политическую партию с целью выдвинуть кандидата на президентских выборах. после подачи нескольких списков на региональных выборах в 2010 году . Новое во французском политическом ландшафте, оно изначально представляет собой союзное движение Эльзас-д'Аборда и берет в качестве модели Северную лигу , итальянскую федералистскую партию, которая управляет Венето, Ломбардией и Пьемонтом и играет важную роль во многих странах. Во многих городах и министерства. С тех пор основной регионалистской партией является Unser Land (центристское и экологическое направление). Он выступает за уникальное эльзасское сообщество с повышенными навыками во многих областях, таких как экономика и образование. На ведомственных выборах 2015 года ему было присвоено 14,4% голосов в 24 кантонах (из 40), где партия представила кандидатов.

Бретань

Франш-Конт

Нормандия

Савой

Азия и Ближний Восток

Случай Тибета

Тайвань

Гонконг

Курдистан

Региональный национализм и европейское строительство

Развитие регионов Европы, первоначальной целью которого была борьба с региональным социально-экономическим неравенством, способствовало возникновению региональной идентичности и, следовательно, косвенно регионального национализма. ERDF стремится уменьшить экономическое неравенство и подчеркнуть культурные особенности. Комитет регионов, созданный в 1994 году, может высказывать свое мнение по предложениям Европейской комиссии , а также вносить предложения. Мы также можем упомянуть Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств, принятую Советом Европы в 1992 году, цель которой - сохранить культурное разнообразие в Европе. В целом закон сообщества позволяет регионам и провинциям иметь большую юридическую автономию, а меньшинствам - возможность сосуществовать без какой-либо дискриминации в отношении их религии, языков или других культурных особенностей. Европейский Союз косвенно способствует возникновению региональной идентичности, защищая культурное разнообразие Европы. В то время как европейские государства все больше уступают суверенитет Европейскому союзу, регионы считают его союзником, поскольку, в отличие от государств, он не способствует инклюзивному национализму.

Европа, регионализация и Палата регионов

Регионализация 2 - это процесс передачи власти от центрального правительства регионам для лучшего применения принципа субсидиарности в рамках национальной или федеральной солидарности. Он включает создание, расширение или расширение полномочий и передачу полномочий и ответственности регионам. Комитет по управлению и Палата регионов Конгресса местных и региональных властей Совета Европы несут ответственность за правовые и политические вопросы, связанные с регионализацией в государствах-членах Совета Европы. Они исследуют, в частности, эволюцию институциональной и административной организации регионов, их компетенцию и их финансовую автономию. Совет Европы всегда признавал решающую важность демократии на местном и региональном уровне; вот почему он вкладывается в развитие местной автономии, которая удовлетворяет потребности граждан, где бы они ни находились.

Конгресс местных и региональных властей - это политическое собрание, состоящее из представителей местных и региональных выборных представителей 47 государств-членов Совета Европы.

В своих основных целях Конгресс:

Палата регионов отвечают за представление региональных органов власти в Европе. Члены Палаты регионов Конгресса местных и региональных властей . происходят из субъектов, расположенных между государством и местными властями, имеющими либо прерогативы самоуправления, либо прерогативы государства. Они должны иметь эффективную способность брать на себя ответственность, под свою ответственность и в интересах своего населения, за важную часть дел, представляющих общественный интерес, в соответствии с принципом субсидиарности. В частности, государства-члены, в которых есть регионы с законодательными полномочиями, должны включать членов из этих регионов в Палату регионов.

Другие факторы, объясняющие рост регионального национализма

Возникновение субнациональных пространств

Экономический фактор

Если нас интересует случай с Шотландией, по общему признанию, этот регион менее богат, чем в среднем по Великобритании , но Шотландская национальная партия (SNP) утверждает, что открытие нефти в Северном море в 1970-х годах могло быть игрой. чейнджер и превратит Шотландию в процветающее национальное государство. Действительно, благодаря автономии Шотландия будет иметь исключительную экономическую зону и, следовательно, будет иметь доступ к нефти из Северного моря, в настоящее время находящегося под контролем Великобритании.

Здравый смысл угнетения и несправедливости

В связи с этим, шотландский национализм был поэтому в основном построена на борьбе с колонизацией изнутри, и в ответ на империалистическую державу английском, даже если Том Наим (в) , шотландский теоретик национализма, считает , что Шотландия может никоим образом не чувствую колонизирован, так как сам был колониальной державой через Соединенное Королевство и внес большой вклад в строительство и управление Британской империей. Уильям Уоллес и Роберт Брюс (первый король Шотландии), мифические фигуры шотландской нации, например, часто воспринимались националистической литературой как символы свободы нации против английского захватчика.

Последствия подъема региональных национализмов на международном и европейском пространстве

На международном уровне рост национализма вызывает озабоченность, он может привести к беспрецедентной государственной фрагментации мирового пространства. В случае Африки, например, если бы каждая этническая группа должна была заявить свои права на государство и территорию, мы стали бы свидетелями неограниченного распада континента.

Что касается более конкретных национальных требований на европейском континенте, учитывая, что все государства там демократичны (за исключением Беларуси ) и что существует нормативное пространство внутри Союза, движения национальных требований в регионах редко прибегают к насилию (с за исключением Страны Басков)]. С другой стороны, используя институциональные средства, региональные националистические движения могут достичь большей или меньшей степени автономии.

Регионализм и национализм

Рассмотрение развития регионализма именно в Европе не случайно. По большому счету, о феномене регионализма можно говорить исключительно относительно государств, расположенных в Европе.

Процессы со схожими чертами могут проходить в разных частях света, однако подобных масштабов они не имеют нигде.

Это подтверждается большим количеством факторов. Их можно условно разделить на две группы:

1) Внутренние (внутригосударственные факторы, способствующие возникновению подобной системы):

I. Историческое существование составных частей данных государств в качестве независимых субъектов политической и геополитической реальности;

II. Высокая степень самоидентификации местного населения в большей степени с регионом, нежели с национальным государством;

III. Политические, социокультурные, социально-экономические, этногеографические отличия регионов в составе одного государства.

2) Внешние (акты и органы ЕС, способствующие развитию регионализма):

I. Хартия о регионализации Европейского Союза 1988 г.;

II. Комитет по делам регионов, созданный Маастрихтским договором 1992 г.

В результате взаимодействия как внешних, так и внутренних факторов современный процесс регионализма сосредоточен в Европе и протекает в наибольшей степени в Италии, Испании, Великобритании и отчасти в Португалии.

Некоторые ученые в данный ряд добавляют также Бельгию, которая в действительности обладает богатыми традициями регионализма, однако, учитывая ее федеративный, с 1993 г., характер, она не вписывается в рамки исследования, задачей которого является рассмотрение именно государств, не являющихся федеративными, но сочетающих в себе черты федеративного государства.

Французский же регионализм можно отнести к административному, что не представляет научного интереса для настоящей работы.

Из приведенных выше государств наибольший интерес представляет Италия, как первая страна, пошедшая по пути регионализации.

Также, Итальянский регионализм сочетает в качестве причин возникновения как этнический принцип (немецкий Больцано, фриульский Фриули-Венеция-Джулия, французский Валле-д’Аоста), так и географический (островные регионы Сицилии и Сардинии).

В целом, если анализировать общий процесс эволюции регионализма в данных странах, то несколько отличным образом развивалась Великобритания, в которой процесс регионализации начался позже всего, а в его основе лежали несколько иные факторы, нежели в Италии, Испании и Португалии.

Представляется необходимым подробно рассмотреть основные стадии развития регионализма в приведенных странах и выделить основные тенденции и направления их развития.

Как у Италии, так и у Испании и Португалии установление централизованной унитарной модели политико-территориального устройства происходит в XIX веке и опирается на наполеоновскую модель

Однако в случае с Испанией говорить об относительно едином королевстве можно уже в XVI веке [102] [103] [104] , в то время как в Италии данный процесс завершается лишь в середине XIX века.

У Португалии данный вопрос обстоит несколько иным образом, так как по сравнению с Испанией и Италией она обладает более долгой историей единой государственности.

Несмотря на аналогичную централизацию политико-территориального устройства Португалии в XIX веке, вплоть до установления диктаторского режима Салазара, можно говорить о достаточной пассивности центральной власти и отсутствии каких бы то ни было движений за регионализацию [105] .

Профессор Луис Морено Фернандес отмечает, что несмотря на невиданный подъем либерального движения во время сопротивления Наполеону и повышение национального самосознания, их результатом стало создание в Испании модели политико-территориального устройства, в точности повторяющей французскую [106] [107] .

В Италии насаждение французской модели административного устройства, которое будет подробно рассмотрено в последующих параграфах, было осуществлено по несколько другим причинам. Эпицентр объединения, возглавляемый Савойской династией, Пьемонт, традиционно был подвержен сильному влиянию французской политической и юридической традиции, что в условиях фактической аннексии Пьемонтом остальных итальянских регионов и сыграло ключевую роль.

В результате применения французской модели в Испании были упразднены традиционные регионы, которые были заменены 49 провинциями, созданными по подобию французских департаментов, управляемыми назначаемыми из центра чиновниками, аналогами французских префектов .

Тот же процесс проходил в Италии после ее объединения в 1871 г., где Пьемонтом была избрана, как уже говорилось, французская система, подразумевающая управление административными единицами префектом, который назначался центральной властью.

Представляется важным выявить общие черты и направления развития регионализма в Италии, Испании и Португалии.

Если в Италии на протяжении всего времени, вплоть до прихода к власти Муссолини, власть планомерно предпринимала шаги для децентрализации государственной власти, то в Испании данный процесс был обрывистым и чрезвычайно сильно зависел от формы правления и политического режима.

По провозглашению первой республики в конце XIX века об Испании можно говорить как о федеративном государстве, после восстановления монархии - это абсолютно централизованное унитарное государство, а во время второй республики Каталония и Страна Басков сначала объявили о своей независимости, затем согласились существовать вместе с Г алицией на правах автономии в составе Испании [108] .

Как уже говорилось выше, в Португалии принятие административной модели территориального устройства не оказало существенного влияния на региональное развитие страны.

Кардинальные изменения происходят во всех трех странах с установлением диктаторских режимов - Муссолини в Италии, Салазара в Португалии, Франко в Испании.

Профессор Морено Фернандес отмечает, что двумя фундаментальными столпами франкистской идеологии были антикоммунизм и антисепаратизм [109] . Это можно связывать как с сугубо идеологическим содержанием вопроса, так и с тем фактом, что во время гражданской войны наиболее острое сопротивление Франко было оказано в Каталонии и Стране Басков.

В Португалии при Салазаре сложилась схожая ситуация, однако, учитывая относительную этническую однородность страны, излишняя централизация отражалась не в форме подавления идентичности национальных меньшинств, а в форме лишения региональных правительств каких бы то ни было форм финансовой автономии [110] .

Муссолини также не допускал возможности развития автономий, фискальной и политической самостоятельности регионов, что объяснялось страхом перед возможным развалом страны из-за недостаточной прочности молодого итальянского государства и отсутствия национального самосознания.

В итоге, после свержения диктаторских режимов, либо смерти их руководителей как в Италии, так и в Испании и Португалии можно наблюдать схожие явления:

1) Децентрализация, регионализация воспринимаются как синоним демократизации, а сама идея о необходимости существования централизованного унитарного государства воспринимается как поддержка ушедшей диктатуры [111] ;

2) Во всех трех странах происходит разделение региональных образований на две категории - обычные и специальные.

О восприятии децентрализации в качестве составной части демократизации страны после освобождения от диктатуры говорит и профессор Университета Наффилда Джим Шарп, который проводит параллели между Испанией и Германией, где децентрализация была не просто способом эффективного управления территориями, но и идеологическим шагом, направленным на демонстрацию демократизации и в сфере политико-территориального устройства [112] .

Схожая ситуация сложилась в Италии и в Португалии. Закрепление особого статуса регионов и их эволюция стали возможны в том числе благодаря идеологической увязке централизованного унитарного государства с режимами Муссолини и Салазара, соответственно.

Что касается выделения двух видов региональных образований во всех трех странах - здесь можно говорить о схожем по содержанию, но различном по форме процессе.

В Испании формальное закрепление двух различных форм регионов в Конституции отсутствует. Речь идет об одной форме территориальной организации - автономных сообществах, которые делятся на провинции, состоящие из округов [113] .

Скажем, в Каталонии, согласно ее статуту, существует институт гражданства, а каталонцем могут считаться две категории лиц - имеющие основания для проживания на территории автономии, либо же лица, проживающие за границей, но имевшие основания для проживания в Каталонии [114] .

Признание за лицом статуса каталонца не является пустой формальностью, речь идет о наличии, либо отсутствии у лица группы политических прав.

Статут Страны Басков, схожим с Каталонией образом, устанавливает существование исключительной группы политических прав, которыми могут пользоваться только лица, обладающие основанием для проживания в Стране Басков, либо лица, живущие вне пределов Испании, до этого обладавшие правом проживания в автономии [115] .

Тем не менее, не стоит недооценивать данный институт, так как, скажем, в Италии, или в Португалии, ничего подобного не существует.

Португалия вообще является одним из немногих государств, которые в Конституции напрямую устанавливают свой унитарный характер [116] .

Чаще встречается установление в Конституции федеративного характера политико-территориального устройства, либо же не упоминания его вообще, если речь идет об унитарном устройстве.

Тем не менее, Португалия провозглашает себя унитарным государством, устанавливая автономию для двух архипелагов - Азорского и Мадейра.

В общем и целом, Португалия является наименее регионализированной из всех трех южно-европейских стран. Причины более сдержанного развития политико-территориального устройства Португалии уже рассматривались выше.

В отношении Португалии однозначно можно утверждать в большей степени географическую мотивацию регионализации части страны. В Испании мы говорим об исторической традиции независимости или самостоятельности Каталонии и Страны Басков, их очевидном языковом различии. В Италии указываем на фактическое отсутствие опыта совместного существования в рамках единого государства у регионов страны вплоть до XIX века. В случае с Португалией, все же, речь идет об унитарном государстве, с двумя отдаленными островными территориями, для управления которыми более эффективным методом была избрана автономия для данных образований.

В продолжение упомянутого выше разделения в Испании регионов на две категории хотелось бы отметить еще одно отличие между Испанией, Италией и Португалией - ассиметричность сложившихся систем политико-территориального устройства в Испании и Португалии и относительную симметрию системы в Италии.

В Португалии, как уже было сказано выше, существуют две категории регионов:

1) Архипелаги Азорский и Мадейра (в статусе автономии);

2) остальные регионы.

В Испании, несмотря на автономный статус всех региональных образований, как уже отмечалось выше, Конституция предоставила механизм для закрепления более широких прав за рядом областей.

Речь идет об определении в качестве составных частей страны национальностей и районов [117] [118] . Понятийное разъяснения термина

Особую важность в случае с Испанией имеет феномен региональных партий. Причем, сегодня можно уже говорить не только о политических партиях Каталонии и Страны Басков, но и Канарских островов, Галиции и Андалусии.

Профессор Омар Энкарнасьон, среди прочего, обращает внимание на неспособность всех региональных партий сформировать собственное правительство, что выливается в императив сотрудничества с иными силами.

Результатом данного процесса становится зачастую абсурдная ситуация, когда, скажем, Испанская народная партия, которая изначально и вовсе выступала против принятия нынешней Конституции Испании именно из-за ее положений об автономии, была вынуждена с 1996 по 2000 гг. опираться на поддержку

региональных партий Каталонии, Страны Басков и Канарских островов для

формирования коалиционного правительства .

В то же время серьезными политическими партиями регионального толка обладают только некоторые из испанских регионов.

Причиной тому может являться целый ряд факторов, основными из которых, по всей видимости, являются:

1) Наличие у данных областей регионального языка;

2) Более развитое социально-экономическое положение;

3) Большее количество голосующего населения.

В Италии можно наблюдать обратную ситуацию: несмотря на изначальное закрепление в Конституции двух категорий регионов - обычных и специальных - сегодня разница между ними во многом нивелирована.

Политические же партии, представляющие региональные национальные меньшинства, скажем, партия Южного Тироля, редко когда получает на выборах больше 1-2 мандатов. В то же время пример политической партии Лига Севера (до 1997 г. носила название Лига Севера, Федеративная Италия), которая на протяжении последних десятилетий постоянно увеличивает свое присутствие в Парламенте Италии и неоднократно входила в правящие коалиции.

Великобритания не рассматривалась в рамках компаративного анализа по причине принципиально разных истоков регионализма в Великобритании и Италии, Испании, Португалии.

Как уже говорилось выше, решающее значение в процессе реформирования формы политико-территориального устройства в этих странах сыграли два фактора - применение французской унитарной модели в 19-м веке и приход к власти диктаторов, которые не допускали никакой формы автономии, самостоятельности регионов. В результате регионализация была неизбежна, так как стала единственной альтернативой возможному развалу Испании и Италии, а для Португалии явилась способом эффективного управления своими островными территориями.

Рассмотрение общего процесса регионализации в Европе позволяет утверждать, что процессы, происходящие в Италии, во многом идентичны тем, что происходили в Испании и Португалии, более того, Италия является локомотивом европейского регионализма, что и определяет необходимость более подробного рассмотрения процесса становления итальянского государства, эволюции его политико-территориального устройства и современного этапа его реформы.

Продвижение ЕС на Восток

  • сельское хозяйство;
  • энергетика,
  • реорганизация государственных предприятий и развитие частного сектора,
  • реформа государственного управления, социальные услуги и образование,
  • ядерная безопасность и окружающая среда,
  • транспорт,
  • телекоммуникации,
  • консультирование по вопросам политики и др.

Более половины финансирования по созданию телекоммуникаций, реорганизации государственных предприятий и развития частного сектора получила Россия. Наибольшее внимание в связи с Чернобыльской катастрофой было уделено ядерной безопасности в Украине и региональным программам.

В 1991 г. в Лондоне был создан Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) для содействия перехода к открытой экономике на основе предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. Банк поощряет софинансирование и прямые иностранные капиталовложения из частных и государственных источников, помогает мобилизовать отечественный капитал, а также обеспечивает техническое сотрудничество в соответствующих областях. Банк предоставляет кредиты для осуществления конверсии военно-промышленного комплекса, проектов развития и модернизации сельского хозяйства, добычи и переработки нефти и др. В состав акционеров Банка входят Европейское Сообщество, Европейский инвестиционный банк, европейские и другие страны. ЕБРР является региональным международным финансовым учреждением, действующим в государственном и частном секторах. Банк осуществляет прямое финансирование крупномасштабных проектов с минимальной заемной суммой в 5 млн. евро, при этом доля участия не должна превышать 35 % от долгосрочной капитализации имеющейся компании. Банк осуществляет инвестирование в уставной капитал в различных формах. ЕБРР открыл кредитные линии по развитию малого и среднего бизнеса в странах ЦВЕ.

Границы Большой Европы

После расширения Европейского Союза с 15 до 25 государств актуальной стала проблема определения границ Большой Европы, которая имеет три определения:

  • государства европейского континента, относящиеся преимущественно к христианской цивилизации;
  • государства-члены Совета Европы;
  • народы континента, отождествляющие себя с европейскими ценностями, историей и культурой.
  • Европейский Союз,
  • Россия и другая Европа,
  • Большой Ближний Восток и
  • Северная Америка.

Таблица 4.1.
Характеристика Большой Европы и европейских соседей

Большие пространства и государства Количество государств Население (млн. человек) Национальный доход, млрд. долларов США, 2001 г.
Большая Европа
Европейский Союз 25 450 8500
Прочие страны Западной Европы, ЕЭП/ЕАСТ и карликовые государства 8 12 443
Кандидаты на вступление в ЕС 3 96 219
Другие государства Юго-Восточной Европы 5 24 43
Европейские государства СНГ 7 225 331
Непризнаваемые сепаратистские образования 4 3
Всего 52 810 9508
Большой Ближний Восток
Средиземноморье 10 174 255
Персидский залив, Ирак, Иран 9 135 590
Центральная Азия, Афганистан 6 83 41
Всего 25 392 886
Северная Америка
США 291 10383
Канада 31 714
Всего 322 11097

Таблица 4.2.
Характеристика Европейского Союза

Население, млн. чел. ВВП, млрд. евро (2002) ВВП на душу населения (ЕС-15 = 100 %) Безработица, 2003, % Стоимость рабочей силы в час, 2000, евро
ЕС-15 380,8 9169 100 8,0 22,2
ЕС-25 454,9 9613 91 9.0 19,1
Польша 38,2 202 41 19.1 4,5
Чехия 10,2 78 62 8,0 3,9
Словакия 5,4 26 47 16,6 3,1
Венгрия 10,1 69 53 5,9 3,8
Словения 2,0 23 69 6,4 9,0
Эстония 1,3 7 40 9,5 3,0
Литва 3,4 15 39 11,7 2,7
Латвия 2,3 9 35 10,5 2,4
Кипр 0,7 11 77 4,7 10,7
Мальта 0,4 4 69 8,8 -
США 291,4 11084 137 5,7 -

По данным журнала The Economist.

1 января 2007 года членами Евросоюза стали Румыния и Болгария, которые также не выполнили все требования по макроэкономическим показателям. Однако необходимость формирования восточных морских ворот в Черноморье оказалось для Брюсселя более приоритетной задачей.
Впервые в истории Евросоюза при приеме новых членов (ЕС-25 и ЕС-27) политические цели доминировали над экономической целесообразностью. В Западной Европе неоднозначно оценивают последствия расширения ЕС на восток. В качестве позитивных примеров европейской интеграции называют Ирландию, удвоивший ВВП в девяностые годы. Однако Греции не удалось резко ускорить экономическое развитие, ВВП страны увеличился за тот же период всего лишь с 84 до 112 млрд. долларов. Средства на реформировании экономики новых членов выделяются Евросоюзом и ложатся тяжелым бременем прежде всего на Германию, чей вклад в консолидированный бюджет ЕС превышает 20 %. В Германии, которая в прошлом была локомотивом европейской интеграции, сокращаются социальные программы, а 1,5 трлн. долларов вложенных в Восточную Германию не привели к выравниванию уровня жизни. Безработица в восточных землях составляет 20 %.
Одной из острых проблем Западной Европы является массовая миграция. Миграция азиатских и африканских рабочих началась после окончания Второй мировой войны, когда многие европейские страны из-за больших материальных и людских потерь испытывали дефицит рабочей силы. В конце двадцатого столетия в Европу ежегодно прибывало до одного миллиона иммигрантов, а удельный вес иностранцев в численности населения Западной Европы увеличился в девяностые годы с 8,6 до 10, 3%. *1
Во второй половине XX века только в Германию на временной или постоянной основе переселилось свыше 30 млн. человек, в 2000 г. в стране насчитывалось 7,3 млн. мигрантов (без учета принявших немецкое гражданство).
Особенно активно идет исламизация Европы, строятся многочисленные мечети, вокруг которых организуются исламские общины. Прослеживается тенденция перехода католиков и других христиан в исламскую веру. Ежегодно свыше ста тысяч европейцев переходят из христианства в ислам. Во Франции мусульман насчитывается около 8 млн., в Германии — 7 млн., а в Великобритании — 5 млн. человек. Всего в Западной Европе проживает примерно 25 –30 млн. мусульман.
После пятого расширения на Восток Брюссель выдвинул концепцию Европейского многомерного коммуникационного пространства (семь измерений):

  • Общее пространство демократии и прав человека.
  • Пространство образования, культуры и науки.
  • Экономическое пространство.
  • Валютное пространство.
  • Транспортно-коммуникационное пространство и инфрастуктура.
  • Общее пространство свободы, безопасности и правосудия.
  • Пространство сотрудничества в области внешней безопасности.

***
Современный европейский миропорядок определяется преимущественно геостратегическим партнерством Евросоюза и США, Евросоюза и России. Эти взаимосвязанные геополитические полюса характеризуются асимметричностью. Россия остается второй ядерной державой мира, тогда как ЕС находится под ядерным зонтиком США, на которые приходится 90% военного потенциала НАТО. В экономическом отношении ЕС значительно опережает Россию, но зависим от поставок энергетического сырья. В геостратегическом сотрудничестве ЕС и России кроме энергетического партнерства выделяются трансконтинентальные транспортные коридоры (ЕС — Транссиб, Север — Юг).

Резюме

Глава 4. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОНАЛИЗМ

Глава 4. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОНАЛИЗМ

Продвижение ЕС на Восток

  • сельское хозяйство;
  • энергетика,
  • реорганизация государственных предприятий и развитие частного сектора,
  • реформа государственного управления, социальные услуги и образование,
  • ядерная безопасность и окружающая среда,
  • транспорт,
  • телекоммуникации,
  • консультирование по вопросам политики и др.

Более половины финансирования по созданию телекоммуникаций, реорганизации государственных предприятий и развития частного сектора получила Россия. Наибольшее внимание в связи с Чернобыльской катастрофой было уделено ядерной безопасности в Украине и региональным программам.

В 1991 г. в Лондоне был создан Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) для содействия перехода к открытой экономике на основе предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. Банк поощряет софинансирование и прямые иностранные капиталовложения из частных и государственных источников, помогает мобилизовать отечественный капитал, а также обеспечивает техническое сотрудничество в соответствующих областях. Банк предоставляет кредиты для осуществления конверсии военно-промышленного комплекса, проектов развития и модернизации сельского хозяйства, добычи и переработки нефти и др. В состав акционеров Банка входят Европейское Сообщество, Европейский инвестиционный банк, европейские и другие страны. ЕБРР является региональным международным финансовым учреждением, действующим в государственном и частном секторах. Банк осуществляет прямое финансирование крупномасштабных проектов с минимальной заемной суммой в 5 млн. евро, при этом доля участия не должна превышать 35 % от долгосрочной капитализации имеющейся компании. Банк осуществляет инвестирование в уставной капитал в различных формах. ЕБРР открыл кредитные линии по развитию малого и среднего бизнеса в странах ЦВЕ.

Границы Большой Европы

После расширения Европейского Союза с 15 до 25 государств актуальной стала проблема определения границ Большой Европы, которая имеет три определения:

  • государства европейского континента, относящиеся преимущественно к христианской цивилизации;
  • государства-члены Совета Европы;
  • народы континента, отождествляющие себя с европейскими ценностями, историей и культурой.
  • Европейский Союз,
  • Россия и другая Европа,
  • Большой Ближний Восток и
  • Северная Америка.

Таблица 4.1.
Характеристика Большой Европы и европейских соседей

Большие пространства и государства Количество государств Население (млн. человек) Национальный доход, млрд. долларов США, 2001 г.
Большая Европа
Европейский Союз 25 450 8500
Прочие страны Западной Европы, ЕЭП/ЕАСТ и карликовые государства 8 12 443
Кандидаты на вступление в ЕС 3 96 219
Другие государства Юго-Восточной Европы 5 24 43
Европейские государства СНГ 7 225 331
Непризнаваемые сепаратистские образования 4 3
Всего 52 810 9508
Большой Ближний Восток
Средиземноморье 10 174 255
Персидский залив, Ирак, Иран 9 135 590
Центральная Азия, Афганистан 6 83 41
Всего 25 392 886
Северная Америка
США 291 10383
Канада 31 714
Всего 322 11097

Таблица 4.2.
Характеристика Европейского Союза

Население, млн. чел. ВВП, млрд. евро (2002) ВВП на душу населения (ЕС-15 = 100 %) Безработица, 2003, % Стоимость рабочей силы в час, 2000, евро
ЕС-15 380,8 9169 100 8,0 22,2
ЕС-25 454,9 9613 91 9.0 19,1
Польша 38,2 202 41 19.1 4,5
Чехия 10,2 78 62 8,0 3,9
Словакия 5,4 26 47 16,6 3,1
Венгрия 10,1 69 53 5,9 3,8
Словения 2,0 23 69 6,4 9,0
Эстония 1,3 7 40 9,5 3,0
Литва 3,4 15 39 11,7 2,7
Латвия 2,3 9 35 10,5 2,4
Кипр 0,7 11 77 4,7 10,7
Мальта 0,4 4 69 8,8 -
США 291,4 11084 137 5,7 -

По данным журнала The Economist.

1 января 2007 года членами Евросоюза стали Румыния и Болгария, которые также не выполнили все требования по макроэкономическим показателям. Однако необходимость формирования восточных морских ворот в Черноморье оказалось для Брюсселя более приоритетной задачей.
Впервые в истории Евросоюза при приеме новых членов (ЕС-25 и ЕС-27) политические цели доминировали над экономической целесообразностью. В Западной Европе неоднозначно оценивают последствия расширения ЕС на восток. В качестве позитивных примеров европейской интеграции называют Ирландию, удвоивший ВВП в девяностые годы. Однако Греции не удалось резко ускорить экономическое развитие, ВВП страны увеличился за тот же период всего лишь с 84 до 112 млрд. долларов. Средства на реформировании экономики новых членов выделяются Евросоюзом и ложатся тяжелым бременем прежде всего на Германию, чей вклад в консолидированный бюджет ЕС превышает 20 %. В Германии, которая в прошлом была локомотивом европейской интеграции, сокращаются социальные программы, а 1,5 трлн. долларов вложенных в Восточную Германию не привели к выравниванию уровня жизни. Безработица в восточных землях составляет 20 %.
Одной из острых проблем Западной Европы является массовая миграция. Миграция азиатских и африканских рабочих началась после окончания Второй мировой войны, когда многие европейские страны из-за больших материальных и людских потерь испытывали дефицит рабочей силы. В конце двадцатого столетия в Европу ежегодно прибывало до одного миллиона иммигрантов, а удельный вес иностранцев в численности населения Западной Европы увеличился в девяностые годы с 8,6 до 10, 3%. *1
Во второй половине XX века только в Германию на временной или постоянной основе переселилось свыше 30 млн. человек, в 2000 г. в стране насчитывалось 7,3 млн. мигрантов (без учета принявших немецкое гражданство).
Особенно активно идет исламизация Европы, строятся многочисленные мечети, вокруг которых организуются исламские общины. Прослеживается тенденция перехода католиков и других христиан в исламскую веру. Ежегодно свыше ста тысяч европейцев переходят из христианства в ислам. Во Франции мусульман насчитывается около 8 млн., в Германии — 7 млн., а в Великобритании — 5 млн. человек. Всего в Западной Европе проживает примерно 25 –30 млн. мусульман.
После пятого расширения на Восток Брюссель выдвинул концепцию Европейского многомерного коммуникационного пространства (семь измерений):

  • Общее пространство демократии и прав человека.
  • Пространство образования, культуры и науки.
  • Экономическое пространство.
  • Валютное пространство.
  • Транспортно-коммуникационное пространство и инфрастуктура.
  • Общее пространство свободы, безопасности и правосудия.
  • Пространство сотрудничества в области внешней безопасности.

***
Современный европейский миропорядок определяется преимущественно геостратегическим партнерством Евросоюза и США, Евросоюза и России. Эти взаимосвязанные геополитические полюса характеризуются асимметричностью. Россия остается второй ядерной державой мира, тогда как ЕС находится под ядерным зонтиком США, на которые приходится 90% военного потенциала НАТО. В экономическом отношении ЕС значительно опережает Россию, но зависим от поставок энергетического сырья. В геостратегическом сотрудничестве ЕС и России кроме энергетического партнерства выделяются трансконтинентальные транспортные коридоры (ЕС — Транссиб, Север — Юг).

Резюме

Глава 4. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОНАЛИЗМ

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

В политике , регионализм является отношением , направленное на оценку и защиты интересов и самобытность отдельных регионов или группу регионов, будь то официальные или традиционных (административных или политических подразделения, подразделения стран или блоков к югу от государства).

Внутри нации , в политических рамках, регионализм нацелен на предоставление регионам относительной автономии, будь то политическая или экономическая. Тогда регионы становятся промежуточным звеном между центральной властью государства и местными учреждениями.

Однако, если регионализм идет руку об руке с утверждением регионального уровня и / или спроса на большую передачу власти в регион, это не априорное вызов в вопрос о границе из нынешних государств , в то время как региональный национализм неявно содержит спрос на новое национальное государство на географической основе соответствующего региона.

Резюме

Возникновение регионализма

Точно датировать появление политического регионализма относительно сложно. Тем не менее многие авторы согласны с тем, что мы должны искать свои корни в создании национальных государств.

Было бы желательно изучить влияние централизации политической власти на силу требований регионализма. Но региональная идентичность часто связана с существованием исторической провинции ( герцогства или графства ) и / или регионального языка . Региональные культуры возникли во второй половине XIX - го века , в напряженности между национальной культурой , которую они могли бы стать, и простым доказательством прошлого , в котором их промоутеры отказались - по крайней мере , в теории - видеть их в замкнутом пространстве.

В Регионалистах , что можно назвать provincialists, в конце XIX E века во Франции, утверждали культурный регионализм перед тем , как политическим, чтобы избежать обвинений в сепаратизме .

После Первой мировой войны идея, отстаиваемая Вудро Вильсоном о праве народов на самоопределение, также способствовала развитию региональных культур. Эстония, Литва, Летония, Сербия и даже Чехословакия хотели получить доступ к национальному государству. Однако именно вступление мира в процесс глобализации и появление наднациональных структур, таких как Европейский Союз, способствовали появлению политизированных форм регионализма. Таким образом, Ансси Пааси говорит о новом регионализме для определения регионов, которые используют преимущества денационализации государств для утверждения политических претензий, а Гордон Маклауд цитирует Китинга, который утверждает, что новый регионализм является результатом изменений в штатах, (финансовых) рынках и международный контекст. XXI - го века наследует региональные культуры и их неоднозначность. Более того, ему придется считаться с территориальным разграничением регионов, которое до того времени не существовало, чье влияние на региональные культуры, несомненно, станет одной из проблем ближайших десятилетий.

На европейском континенте развитие регионов Европы способствовало появлению региональных национализмов, поскольку это дало регионам возможность найти благодатную почву для развития общих ценностей и способность добиваться успеха. помощь Европейского фонда регионального развития (ERDF), цель которого - уменьшить региональные различия и продвигать региональные культурные особенности. Сочетание этих различных элементов означает, что регионы в настоящее время являются важными игроками, которые необходимо учитывать при изучении межгосударственных и внутригосударственных обменов.

Возникновение теории регионализма

Три столпа политического регионализма

Гордон Маклауд выделяет три основных элемента для любой реализации региональной политизации. В самом деле, то, что отличает регионализм от политического регионализма, - это структуры, которые будут созданы на региональном или национальном уровне для создания необходимой основы для политического возникновения региона.

Функциональная реструктуризация

Во-первых, он говорит нам, что функциональная реструктуризация необходима, потому что государства больше не могут управлять всей своей территорией и оставляют пространство для маневра регионам для реализации экономической политики.

Институциональная реструктуризация

Затем он ссылается на институциональную реструктуризацию, которая заключается в децентрализации государственных институтов, чтобы отреагировать на региональное давление, оказываемое регионализмом, значение которого в последние годы приобретает все большее значение.

Политическая мобилизация

Наконец, он подчеркивает важность политической мобилизации как важного элемента в любой реализации региональной социально-политической реструктуризации.

Региональный национализм в Европе и Америке

Федерализм, применяемый на уровне государства, может быть промежуточным способом удовлетворения требований автономии между централизующей волей (национальной) и требованиями независимости (региональной). По крайней мере, этого хотели добиться авторы Конституции Испании 1978 года . Но статус каждого из автономных сообществ Испании особенный, согласно переговорам между центральной властью и региональными выборными представителями: Страна Басков (автономное сообщество) и Каталония не имеют одинаковых налоговых правил.

Австрия

Каталония

Шотландия

Падания

Окситания

Платит басков

Финляндия

Украина

Эстония

Чечня

Квебек

Португалия

Галиция

Швеция

Норвегия

Исландия

Нидерланды

Швейцарский

Польша

Франция

В Эльзасе первая партия Эльзаса , возглавляемая Жаком Кордонье , набрала около 10% на региональных выборах 2004 года. В 2009 году Bloc Identitaire был преобразован в политическую партию с целью выдвинуть кандидата на президентских выборах. после подачи нескольких списков на региональных выборах в 2010 году . Новое во французском политическом ландшафте, оно изначально представляет собой союзное движение Эльзас-д'Аборда и берет в качестве модели Северную лигу , итальянскую федералистскую партию, которая управляет Венето, Ломбардией и Пьемонтом и играет важную роль во многих странах. Во многих городах и министерства. С тех пор основной регионалистской партией является Unser Land (центристское и экологическое направление). Он выступает за уникальное эльзасское сообщество с повышенными навыками во многих областях, таких как экономика и образование. На ведомственных выборах 2015 года ему было присвоено 14,4% голосов в 24 кантонах (из 40), где партия представила кандидатов.

Бретань

Франш-Конт

Нормандия

Савой

Азия и Ближний Восток

Случай Тибета

Тайвань

Гонконг

Курдистан

Региональный национализм и европейское строительство

Развитие регионов Европы, первоначальной целью которого была борьба с региональным социально-экономическим неравенством, способствовало возникновению региональной идентичности и, следовательно, косвенно регионального национализма. ERDF стремится уменьшить экономическое неравенство и подчеркнуть культурные особенности. Комитет регионов, созданный в 1994 году, может высказывать свое мнение по предложениям Европейской комиссии , а также вносить предложения. Мы также можем упомянуть Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств, принятую Советом Европы в 1992 году, цель которой - сохранить культурное разнообразие в Европе. В целом закон сообщества позволяет регионам и провинциям иметь большую юридическую автономию, а меньшинствам - возможность сосуществовать без какой-либо дискриминации в отношении их религии, языков или других культурных особенностей. Европейский Союз косвенно способствует возникновению региональной идентичности, защищая культурное разнообразие Европы. В то время как европейские государства все больше уступают суверенитет Европейскому союзу, регионы считают его союзником, поскольку, в отличие от государств, он не способствует инклюзивному национализму.

Европа, регионализация и Палата регионов

Регионализация 2 - это процесс передачи власти от центрального правительства регионам для лучшего применения принципа субсидиарности в рамках национальной или федеральной солидарности. Он включает создание, расширение или расширение полномочий и передачу полномочий и ответственности регионам. Комитет по управлению и Палата регионов Конгресса местных и региональных властей Совета Европы несут ответственность за правовые и политические вопросы, связанные с регионализацией в государствах-членах Совета Европы. Они исследуют, в частности, эволюцию институциональной и административной организации регионов, их компетенцию и их финансовую автономию. Совет Европы всегда признавал решающую важность демократии на местном и региональном уровне; вот почему он вкладывается в развитие местной автономии, которая удовлетворяет потребности граждан, где бы они ни находились.

Конгресс местных и региональных властей - это политическое собрание, состоящее из представителей местных и региональных выборных представителей 47 государств-членов Совета Европы.

В своих основных целях Конгресс:

Палата регионов отвечают за представление региональных органов власти в Европе. Члены Палаты регионов Конгресса местных и региональных властей . происходят из субъектов, расположенных между государством и местными властями, имеющими либо прерогативы самоуправления, либо прерогативы государства. Они должны иметь эффективную способность брать на себя ответственность, под свою ответственность и в интересах своего населения, за важную часть дел, представляющих общественный интерес, в соответствии с принципом субсидиарности. В частности, государства-члены, в которых есть регионы с законодательными полномочиями, должны включать членов из этих регионов в Палату регионов.

Другие факторы, объясняющие рост регионального национализма

Возникновение субнациональных пространств

Экономический фактор

Если нас интересует случай с Шотландией, по общему признанию, этот регион менее богат, чем в среднем по Великобритании , но Шотландская национальная партия (SNP) утверждает, что открытие нефти в Северном море в 1970-х годах могло быть игрой. чейнджер и превратит Шотландию в процветающее национальное государство. Действительно, благодаря автономии Шотландия будет иметь исключительную экономическую зону и, следовательно, будет иметь доступ к нефти из Северного моря, в настоящее время находящегося под контролем Великобритании.

Здравый смысл угнетения и несправедливости

В связи с этим, шотландский национализм был поэтому в основном построена на борьбе с колонизацией изнутри, и в ответ на империалистическую державу английском, даже если Том Наим (в) , шотландский теоретик национализма, считает , что Шотландия может никоим образом не чувствую колонизирован, так как сам был колониальной державой через Соединенное Королевство и внес большой вклад в строительство и управление Британской империей. Уильям Уоллес и Роберт Брюс (первый король Шотландии), мифические фигуры шотландской нации, например, часто воспринимались националистической литературой как символы свободы нации против английского захватчика.

Последствия подъема региональных национализмов на международном и европейском пространстве

На международном уровне рост национализма вызывает озабоченность, он может привести к беспрецедентной государственной фрагментации мирового пространства. В случае Африки, например, если бы каждая этническая группа должна была заявить свои права на государство и территорию, мы стали бы свидетелями неограниченного распада континента.

Что касается более конкретных национальных требований на европейском континенте, учитывая, что все государства там демократичны (за исключением Беларуси ) и что существует нормативное пространство внутри Союза, движения национальных требований в регионах редко прибегают к насилию (с за исключением Страны Басков)]. С другой стороны, используя институциональные средства, региональные националистические движения могут достичь большей или меньшей степени автономии.

Регионализм и национализм

Читайте также: