Ассоциативная теория эмоций в вундта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эмоции – самая интересная, яркая и разнообразная область человеческой психики. Без них немыслим ни один аспект жизнедеятельности людей. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, совесть, привязанность, достоинство – все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ведь для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально – любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас, появляясь в этом мире, уже умеет чувствовать и выражать свои эмоции, хотя до определенного времени не умеет ходить, говорить, размышлять.

Содержание

Глава I. Исследования эмоций в психологии…………………………….6

Глава II. Изучение эмоций в контексте:

1.Физиологических и биологических теорий………………………………7

2.Психодинамических (мотивационных) теорий…………………………..15

4. Гуманистическое направление………………………………….. ………29

5. Отечественные психологи об эмоциях………………………. 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.Часть1.docx

Большая заслуга З.Фрейда состоит в том, что он первым обратил внимание на сущность и роль бессознательного, утверждая, что мы – существа не рациональные, а управляемые эмоциональными силами, происхождение которых часто не осознается. Наблюдая, как уместные, так и неуместные проявления эмоций, Фрейд пришел к пониманию мотиваций внутри бессознательного. Эмоции служат средством для избавления от состояния напряжения и для понимания состояния удовольствия.

Еще одно научное достижение Фрейда заключается в формулировании и описании защитных психологических механизмов, с помощью которых человек пытается избавиться от негативных эмоциональных переживаний (отрицание, вытеснение, рационализация, инверсия, проекция, замещение, регрессия, сублимация). Также Фрейд ввел в систему психоанализа как метод лечения такой термин как катарсис – разрядка, снятие напряжения, тревоги, вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, чувств, желаний и воспоминаний.

Однако, несмотря на большое значение физиологических параметров эмоций, Фрейд выступал против того, чтобы выдвигать значение органических причин на первый план в процессе формирования эмоций. Напротив, высокую динамичность эмоционального развития человека он связывал, прежде всего, с личностными процессами, в частности с влиянием вытесненных желаний, с трансформацией либидозного инстинкта.

Сфера сознания, описываемая эмоциями, по мнению Вундта, количественно выражается измерениями удовольствия- неудовольствия, расслабления-напряжения и спокойствие-возбуждение. Таким образом, все эмоции, по его мнению, обладают определённой характеристикой, которая влияет на особенности мотивации. Эмоция концентрирует в себе личностное содержание мотивации, поэтому через эмоции человек может осмысливать происходящее и регулировать свою деятельность, поэтому эмоция выполняет две основные функции – смыслообразующую и регулятивную.

Представления В. Вундта (1880) об эмоциях довольно эклектичны. С одной стороны, он придерживался точки зрения Гербарта, что в некоторой степени представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции — это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений.

2.3. Теория Э. Клапареда.

Выделил ведущие эмоции (направленные на мотивационно значимые явления) и производные (развивающиеся из ведущих), что в дальнейшем имело огромное значение в исследованиях эмоций. Согласно Клапареду,

производные (вторичные) эмоции возникают преимущественно в ситуациях, затрудняющих приспособление, при невозможности адекватного поведения. Таким образом производные эмоции являются по своей природе негативными. Ведущие эмоции (первичные) регулируют состояние человека, связанные с мотивацией, являются постоянными и связанны с личностью человека.

Если в теориях В. Вундта рассматриваются собственно эмоции, то в работах Клапареда речь идёт ещё и о чувствах (производные эмоции).

2.4. Теория У. Мак-Дугалл.

В работах Мак-Дугалла говорится о связи эмоций с ситуацией, в которой протекает деятельность субъекта. Главная идея Мак-Дугалл состоит в том, что он ограничивал класс производных эмоций теми переживаниями, которые обобщённо могут быть названы эмоциями успеха-неуспеха. Функциональное назначение эмоций успеха-неуспеха подсказывается попыткой, осмыслит их эволюционную необходимость. Эмоция, констатирующая фактический успех или неуспех, всегда сопровождает отдельную попытку приближения к цели. Эмоции успеха - неуспеха играют роль посредника, подключающего к регуляции жизнедеятельности другие производные эмоции. Однако этим их роль не ограничивается, так как самое главное их значение в том, что они пресекают неадекватные попытки субъекта добиться цели в неправильно организованной деятельности, которая постоянно приводит к неуспеху. Таким образом, в данном случае эти эмоции играют роль стоп-сигнала, который спасает организм от истощения и бесплодной и безрезультатной деятельности. В то же время эмоции успеха, наоборот, фиксируют внимание человека на тех операциях, видах деятельности, как правило, закрепляются и становятся постоянными для субъекта в определённой ситуации, формируя его опыт.

2.5.Мотивационная теория Р.У. Липпера.

В мотивационной теории эмоций Липпера эмоции характеризуются как мотивы, так как оказывают на организм человека тоже фундаментальное влияние, что и мотивы физиологического происхождения. Он выносил на обсуждение тот факт, что, "не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим". Липер полагал, что среди мотивов возможно выделение двух типов. Это эмоциональные и физиологические мотивы. При этом он подчеркивал, что физиологические мотивы могут зависеть от внутреннего состояния организма (голод, жажда), а могут зависеть от внешней стимуляции (боль от механического удара). А эмоциональные мотивы зависят от психических процессов. Основным различием между этими типами мотивов Липер предлагал считать то, что эмоциональные мотивы - "это процессы, которые зависят от сигналов, … напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями…". А физиологические мотивы - это процессы, которые зависят либо от особенных, специфических химических условий внутри организма, либо от сильного раздражения извне.

2.6. Нейрокультурная теория П. Экмана.

кман предложил нейрокультурную теорию эмоций, с точки, зрения которой у человека имеются базисные эмоции, переживания, и способы, выражения которых не зависят от культуры и связаны с неконтролируемыми реакциями. Социально обусловленная маска, принятая в том или ином социуме, позволяет человеку выразить то или иное эмоциональное состояние для других людей или маскирует базисные эмоции. Поэтому после генетически заложенной неконтролируемой реакции в динамике эмоциональное выражение человек использует социально заданный способ, причём в разных социальных группах в зависимости от традиций данные способы различаются вплоть до совершенно противоположных. Например, у европейцев и японцев коренным образом отличны способы выражения счастья, но при этом сходны мимические средства выражения гнева и счастья. Если европеец, переживая счастье, широко раскрывает глаза, активно жестикулирует руками, открывает рот, оголяя зубы, выпрямляет спину и поднимает голову, то японец использует сходные реакции в состоянии ярости, а при переживании счастья, наоборот, щурит глаза, собирает вместе руки, кланяется и держит рот в полуулыбке, не открывающей зубы. Таким образом, по Экману, человек всегда выражает эмоции для других, и социальный мотив определяет функционирование эмоций.

2.7. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.

Основные постулаты этой теории:

К. Изард признаёт за эмоциями функцию детерминант поведения в широком диапазоне. Эмоции рассматриваются и как личностные процессы, придающие смысл и значение человеческому существованию. Эмоции с точки зрения Изарда, представляют собой трёхуровневый процесс, который включает: 1)переживаемое и осознаваемое ощущение эмоций; 2)процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и д.р. системах организма; 3)поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности те, которые отражаются на лице. Таким образом, эмоция имеет нейрофизиологический, нервномышечный и феноменологический аспекты.

2.8. Теория Э. Даффи.

Даффи основывался на учениях Вундта и Спенсера, и считал, что все поведение человека, возможно, объяснить, используя термины "единого феномена" - организмического возбуждения. Также Даффи утверждал, что поведение может изменяться только лишь относительно двух векторов: направленность, интенсивность.

Направленность - избирательность ответа, которая основывается на ожиданиях, целях и взаимоотношениях организма с окружающей его средой (воспринимаемыми стимулами, исходящими от окружающей среды). В зависимости от значения ситуации (побудительное, угрожающее), индивид может либо подчиняться ей, либо избегать. Интенсивность - следствие общей возбудимости организма, мобилизации энергии.

Мерой интенсивности Даффи считал "количество энергии, высвобожденной из тканей организма". Эмоции Даффи рассматривал как точку, либо как совокупность точек на шкале возбуждения, поэтому в его теории дискретность эмоций можно рассматривать только в контексте интенсивности.

2.9.Теория М. Арнолда.

Согласно Арнольду, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок.

Термин "восприятие" Арнольд толковал как "элементарное понимание". В данном случае "воспринять объект" - значит в некотором смысле "понять" его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего". В сознании формируется образ воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Арнольд понимал эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его. По Арнольду оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, который не связан с размышлением.

В мировой психологической науке существует множество теорий и концепций эмоций. Термины – аффект, эмоции, чувства, ощущения у конкретного автора означают свое понимание [11]. В данной статье мы кратко рассмотрим три теории эмоций, которые предшествовали появлению теории эмоций А.Ю. Афанасьева: теорию эмоций С. Л. Рубинштейна; эволюционную теорию эмоций Ч. Дарвина; ассоциативную теорию В. Вундта.

Большинство теорий (концепций) эмоций, безусловно, дополняют друг друга, несмотря на то, что ученые спорят друг с другом в подходах, акцентах и представлениях об эмоциях. Общим для всех авторов является три аспекта в понимании эмоций:

  • эмоции как явление, то есть с точки зрения их структуры;
  • эмоции как психотелесные состояния;
  • эмоции как процесс, развернутый во времени.
  • эволюционную теорию эмоций Ч. Дарвина;
  • ассоциативную теорию В. Вундта;
  • периферическую теорию У. Джемса - Г. Ланге;
  • теорию У. Кеннона - П. Барда;
  • психоаналитическую теорию эмоций;
  • сосудистую теорию выражения эмоций И. Уэйнбаума;
  • биологическую теорию эмоций П. К. Анохина;
  • фрустрационную теорию эмоций;
  • когнитивистские теории эмоций;
  • информационную теорию эмоций П. В. Симонова;
  • теорию дифференциальных эмоций К. Изарда [8].

Теория эмоций С. Л. Рубинштейна

Чувство (по С.Л. Рубинштейну) – это отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

Признаки эмоций (по С.Л. Рубинштейну):

  • выражают состояния субъекта и его отношение к объекту;
  • отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком;

С.Л. Рубинштейном выделяются три уровня эмоциональной сферы.

  • Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями.
  • Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможно разделение этих чувств на интеллектуальные, эстетические, моральные.
  • Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Помимо чувств С.Л. Рубинштейн описывает аффекты и страсти, которые отличны от чувств, но родственны им.

Аффект по С.Л. Рубинштейну - это не что иное, как сильно выраженная эмоция, стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать разрядку в действии. Ученый предполагал, что аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности.

Страсти по С.Л. Рубинштейну – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.

Таким образом, в основе теории эмоций С.Л. Рубинштейна является то, что автор исследовал эмоции в их многообразии с различных точек зрения, в связи потребностями, с мотивациями, волей, интеллектом и мышлением. Сквозь призму психософии А.Ю. Афанасьева можно предположить, что С.Л. Рубинштейн близко подошел к взаимосвязи ведущих психических функций.

Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина.

Ассоциативная теория эмоций Вильгельма Вундта


Трехмерная теория эмоций В. Вундта. В. Вундт выдвинул теорию, согласно которой структура эмоции характеризуются тремя измерениями: удовольствием - неудовольствием, возбуждением - успокоением и напряжением – разрешением.

Для изучения эмоций как субъективных элементов непосредственного опыта человека он применял метод интроспекции, а также регистрировал изменения органических реакций, преимущественно дыхания и пульса.

Вундт, однако, отмечает, что указанные изменения пульса и дыхания наблюдаются только тогда, когда соответствующие эмоциональные состояния берутся в их чистом виде. В действительности же эмоции всегда связаны с огромным количеством разнообразных сопутствующих обстоятельств, вследствие чего физиологические явления не всегда могут служить однозначным показателем соответствующих им эмоциональных состояний.
Теорию Вундта подверг критике американский психолог Э. Титченер. В результате проведенных им экспериментов были сделаны следующие выводы: 1) выделенные Вундтом шесть эмоциональных полярностей не являются независимыми друг от друга. Высказывания испытуемых, участвующих в экспериментах, о переживаемых ими в определенных ситуациях состояниях возбуждения и напряжения, успокоения и разрешения совпадали с суждениями об их удовольствии или неудовольствии; 2) возбуждение – успокоение и напряжение - разрешение не являются, в отличие от удовольствия или неудовольствия, элементарными субъективными состояниями; они представляют собой сложные комплексы кинестетических и органических ощущений, сопровождаемые переживаниями удовольствия или неудовольствия.

Следовательно, по мнению Титченера, только удовольствие и неудовольствие являются простыми и независимыми качествами, характеризующими структуру эмоций, остальные же указанные Вундтом измерения фактически не являются такими элементами. Такой подход, однако, несмотря на ценность выявленных Титченером фактов, опять возрождает идеи простой структуры эмоциональных явлений.
В качестве критических замечаний другими учеными также высказывалось и то, что эмоции не являются механической суммой определенного числа количественно изменяющихся субъективных состояний удовольствия, возбуждения, напряжения и т. д. Многочисленные экспериментальные исследования показали также отсутствие строго закономерного соответствия между эмоциональными состояниями и сопутствующими им изменениями пульса и дыхания, на которые в своей теории опирался Вундт.
Заслугой Вундта следует признать то, что он впервые указал на сложность психологической структуры эмоциональных явлений.


18. Эволюционные теории эмоций (Ч. Дарвин, Р. Плутчик).

Первые научные представления об эмоциях как адаптационных реакциях организма были сформулированы Ч. Дарвиным, который показал эволюционный путь развития эмоций и объяснил происхождение их физиологических проявлений.

Основная идея представлений Дарвина заключается в том, что большинство эмоциональных реакций человека являются либо полезными (способствующими адаптации), либо представляют собой остатки (рудименты) целесообразных реакций, выработанных в процессе эволюции в борьбе за выживание. Согласно Дарвину, три основных принципа направляли эволюционное развитие эмоций:
1) принцип ассоциации - сочетание эмоций с соответствующими, полезными для организма адаптационными реакциями привело в процессе эволюции к образованию определенных ассоциаций, благодаря чему эти реакции при переживании данных эмоций стали появляться автоматически, даже если в них нет никакой необходимости. Потение рук при страхе означает, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев и т.п.;
2) принцип антитезы - противоположные по знаку эмоции вызывают противоположные поведенческие реакции;
3) принцип прямого влияния нервного возбуждения на организм. Эта теория была первой, обратившей внимание на возможность характеристики эмоций по их соматическому выражению.

Согласно фундаментальным положениям теории, предлагаемой американским психологом Р. Плутчиком, эмоции: 1) являются механизмами коммуникации и выживания, основанными на эволюционной адаптации; 2) имеют генетическую основу; 3) являются гипотетическими построениями, основанными на очевидных явлениях различных классов; 4) представляют собой цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые создают некий тип поведенческого гомеостаза; 5) соотносятся между собой по трем основным измерениям – интенсивности, сходству и полярности; 6) соотносятся с рядом производных концептуальных областей.

Согласно первому положению, эмоции являются средством адаптации и играют важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Однако проблемы выживания предполагают дифференцированное реагирование на жертву и хищника, пищу и особь своего вида и т.д. Следовательно, эмоции будут различаться в зависимости от прототипов адаптивных реакций, сопряженных с ними. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций( это инкорпорация, отвержение, протекция, разрушение, воспроизводство, реинтеграция, ориентация, исследование)э
Третье положение. Гипотетические модели (см. таблицу) :


Физиологические теории эмоций (периферическая теория Джемса-Ланге), биологическая теория П.К. Анохина, центральная теория Кеннона-Барда, анатомо-физиологическая теория Дж. Грея, бихевиористская теория).


Трехмерная теория эмоций В. Вундта. В. Вундт выдвинул теорию, согласно которой структура эмоции характеризуются тремя измерениями: удовольствием - неудовольствием, возбуждением - успокоением и напряжением – разрешением.

Для изучения эмоций как субъективных элементов непосредственного опыта человека он применял метод интроспекции, а также регистрировал изменения органических реакций, преимущественно дыхания и пульса.

Вундт, однако, отмечает, что указанные изменения пульса и дыхания наблюдаются только тогда, когда соответствующие эмоциональные состояния берутся в их чистом виде. В действительности же эмоции всегда связаны с огромным количеством разнообразных сопутствующих обстоятельств, вследствие чего физиологические явления не всегда могут служить однозначным показателем соответствующих им эмоциональных состояний.
Теорию Вундта подверг критике американский психолог Э. Титченер. В результате проведенных им экспериментов были сделаны следующие выводы: 1) выделенные Вундтом шесть эмоциональных полярностей не являются независимыми друг от друга. Высказывания испытуемых, участвующих в экспериментах, о переживаемых ими в определенных ситуациях состояниях возбуждения и напряжения, успокоения и разрешения совпадали с суждениями об их удовольствии или неудовольствии; 2) возбуждение – успокоение и напряжение - разрешение не являются, в отличие от удовольствия или неудовольствия, элементарными субъективными состояниями; они представляют собой сложные комплексы кинестетических и органических ощущений, сопровождаемые переживаниями удовольствия или неудовольствия.

Следовательно, по мнению Титченера, только удовольствие и неудовольствие являются простыми и независимыми качествами, характеризующими структуру эмоций, остальные же указанные Вундтом измерения фактически не являются такими элементами. Такой подход, однако, несмотря на ценность выявленных Титченером фактов, опять возрождает идеи простой структуры эмоциональных явлений.
В качестве критических замечаний другими учеными также высказывалось и то, что эмоции не являются механической суммой определенного числа количественно изменяющихся субъективных состояний удовольствия, возбуждения, напряжения и т. д. Многочисленные экспериментальные исследования показали также отсутствие строго закономерного соответствия между эмоциональными состояниями и сопутствующими им изменениями пульса и дыхания, на которые в своей теории опирался Вундт.
Заслугой Вундта следует признать то, что он впервые указал на сложность психологической структуры эмоциональных явлений.


18. Эволюционные теории эмоций (Ч. Дарвин, Р. Плутчик).

Первые научные представления об эмоциях как адаптационных реакциях организма были сформулированы Ч. Дарвиным, который показал эволюционный путь развития эмоций и объяснил происхождение их физиологических проявлений.

Основная идея представлений Дарвина заключается в том, что большинство эмоциональных реакций человека являются либо полезными (способствующими адаптации), либо представляют собой остатки (рудименты) целесообразных реакций, выработанных в процессе эволюции в борьбе за выживание. Согласно Дарвину, три основных принципа направляли эволюционное развитие эмоций:
1) принцип ассоциации - сочетание эмоций с соответствующими, полезными для организма адаптационными реакциями привело в процессе эволюции к образованию определенных ассоциаций, благодаря чему эти реакции при переживании данных эмоций стали появляться автоматически, даже если в них нет никакой необходимости. Потение рук при страхе означает, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев и т.п.;
2) принцип антитезы - противоположные по знаку эмоции вызывают противоположные поведенческие реакции;
3) принцип прямого влияния нервного возбуждения на организм. Эта теория была первой, обратившей внимание на возможность характеристики эмоций по их соматическому выражению.

Согласно фундаментальным положениям теории, предлагаемой американским психологом Р. Плутчиком, эмоции: 1) являются механизмами коммуникации и выживания, основанными на эволюционной адаптации; 2) имеют генетическую основу; 3) являются гипотетическими построениями, основанными на очевидных явлениях различных классов; 4) представляют собой цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые создают некий тип поведенческого гомеостаза; 5) соотносятся между собой по трем основным измерениям – интенсивности, сходству и полярности; 6) соотносятся с рядом производных концептуальных областей.

Согласно первому положению, эмоции являются средством адаптации и играют важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Однако проблемы выживания предполагают дифференцированное реагирование на жертву и хищника, пищу и особь своего вида и т.д. Следовательно, эмоции будут различаться в зависимости от прототипов адаптивных реакций, сопряженных с ними. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций( это инкорпорация, отвержение, протекция, разрушение, воспроизводство, реинтеграция, ориентация, исследование)э
Третье положение. Гипотетические модели (см. таблицу) :


Физиологические теории эмоций (периферическая теория Джемса-Ланге), биологическая теория П.К. Анохина, центральная теория Кеннона-Барда, анатомо-физиологическая теория Дж. Грея, бихевиористская теория).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы не существует. Идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций сосуществуют, т.к. эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но и служат друг для друга объяснением.

С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции:

Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, наиболее четко обозначенную И.Ф. Гербартом, утверждали, что органические проявления эмоций — это следствие психических явлений. Представители другой позиции — сенсуалисты, — напротив, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления.

Эти две позиции позднее получили развитие в когнитивных теориях эмоций и в периферической теории эмоций Джемса-Ланге. Однако начало теоретическому рассмотрению эмоций положил Ч. Дарвин [2; с. 84].

Согласно этой теории выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.

Ценным является положение Ч. Дарвина о том, что имеется прямое действие нервной системы на выражение эмоций, независимо от воли и привычки, т.е. по Ч. Дарвину эмоции возникают рефлекторно [3; с. 85].

Согласно У. Джеймсу, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, в состоянии мышц (мимика), позволяет предположить, что эмоции представляют собой сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. Если человек примет зажатую скованную позу с опущенными плечами и головой, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности, грусти. И наоборот, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, улыбкой на губах вскоре вызовет и чувство уверенности, бодрости, хорошее настроение.

Эмоции возникают и под влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболевании сердца и аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций: больной боится, сам не зная чего, или счастлив без причины [3; с. 90].

Теория Кеннона-Барда. У. Кеннон отмечал два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие. Во-вторых, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, т.е. предшествуют физиологической реакции. У. Кеннон показал, что искусственно вызванные физиологические изменения (инъекция адреналина), характерные для определенных сильных эмоций (предстартовое волнение), не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение. С точки зрения У. Кеннона, эмоции возникают вследствие специфической реакции центральной нервной системы и, в частности, таламуса [3; с. 90]. Таким образом, по Кеннону, схема этапов возникновения эмоций и сопутствующих ей физиологических сдвигов выглядит так:

Раздражитель возбуждение таламуса эмоция

В более поздних исследованиях П. Барда было показано, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно. Таким образом, схема получает несколько иной вид:

Взгляды Кеннона и Барда были объединены в теорию эмоций Кеннона-Барда, согласно которой рождающий эмоцию раздражитель одновременно вызывает две реакции — пробуждение и переживание эмоций, которые не являются причиной друг друга [3; с. 91].

Биологическая теория эмоций П.К. Анохина рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели [3].

Фрустрационные теории эмоций. Эта группа теорий объясняет возникновение отрицательных эмоций как следствие неудовлетворения потребностей, влечений, как следствие неудачи. В данном случае речь идет о рассудочных эмоциях, т. е. эмоциях, возникающих не как оценка раздражителя, что наблюдается при безусловно-рефлекторных эмоциональных реакциях, а как оценка степени успешности (а точнее - неуспешности) достижения цели, удовлетворения потребности. Это эмоции досады, злости, гнева, ярости, страха.

Начало разработке этих теорий положил Дж. Дьюи. Он полагал, что эмоция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий или произвольных форм поведения наталкивается на препятствие. В этом случае, стремясь адаптироваться к новым условиям жизни, человек испытывает эмоцию. Дьюи писал, что психологически эмоция - это адаптация или напряжение привычек и идеала, а органические изменения являются проявлением этой борьбы за адаптацию [3].

В последующие годы возникла и была основательно разработана теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно этой теории, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают отрицательные эмоции, в то время как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к появлению положительных эмоций. Возникающие при диссонансе и консонансе эмоции рассматриваются в этой теории как основные мотивы соответствующего поведения человека [5].

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. Согласно П.В. Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П.В. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой Э = П (Н — С).Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности — если система вполне информирована; 2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы, потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности) [4; с. 233].

П.В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения, т. е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе — на предвосхищении угрозы. Понимание родства удивления и страха позволяет преодолеть страх, если перенести акцент с результатов события на анализ его причин [4].

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда . Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. Чем выше организация животного, тем более разнообразные эмоции оно способно испытывать. Дифференциация эмоциональных состояний выполняет функцию адаптации. Эмоция помогает организму приспосабливаться к среде и выживать, и чем в большей степени они дифференцированы, тем более гибким оказывается поведение организма [3; с. 109].

К. Изард считал, что основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес; каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания; фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека [2; с. 40].

Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

  1. базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;
  2. базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
  3. базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;
  4. базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;
  5. базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации [2; с. 44].

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

На основании изложенного материала мы можем сделать вывод, что в настоящее время единой точки зрения на природу эмоций не существует. В современных теориях, идеи, взятые из разных областей научных исследований, сосуществуют, т.к. эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но и служат друг для друга объяснением.

Вундт создал учение о сознании, которое рассматривал через типичный для ассоцианизма принцип понимания простейших элементов, имеющих сенсорное происхождение, как основы возникновения сложных элементов сознания. По Вундту, сознание активно, имеет разные степени ясности и разный объем. Так как главной задачей в изучении сознания является изучение его содержаний путем разложения самого сознания в ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразделимые частицы, то отсюда вытекает и понимание самого сознания как набора простейших психических элементов. Таким образом, понимание сознания Вундта носит элементаристский характер.

Вундт, пытаясь преодолеть ограниченность ассоцианизма, вносил новое представление о перцептивных процессах и об ассо­циациях:

1) ассоциации он делил на два вида: одновременные, существую­щие в форме слияния, ассимиляции-диссимиляции и компликации, и последовательные, характеризующиеся как узнавания и воспоминания и тем самым формирующие память и восприятие;

2) любая ассоциативная связь рассматривается как пассивный процесс, протекающий без участия субъекта и его сознания, но продукт является новым, не сводимым к сумме элементарных частиц явлением;

3) в противоположность ассоциативной связи существуют так называемые апперцептивные связи, которые протекают при активном участии сознания и являются его особой функцией, внешне выражающейся во внимании.

Историческая роль Вильгельма Вундта в развитии психологии как самостоятельной науки

2. В 1879 г. в Лейпцигском университете В. Вундт основал первую научную психологическую лабораторию, и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоя­тельной науки.

3. Вундт создал первую в мире собственную психологиче­скую школу, развившуюся до мирового масштаба, что для других ученых и исследователей послужило стимулом к созданию соб­ственных школ, обогативших впоследствии психологию и рас­ширивших области ее применения.

5. Вундт официально ввел в психологию эксперимент, при­меняя его как основной метод исследования, и в связи с этим его принято считать основателем экспериментальной психологии.

6. Вундт с помощью понятия эксперимента и опыта ввел в психологию точные критерии научности и достоверности по­лученного психологического факта — объективность, повторяе­мость и проверяемость эксперимента любым другим исследова­телем, и именно на основе этих критериев строится любое пси­хологическое исследование.

7. Концепция Вундта, ее интроспективная направленность и ориентация на элементаризм породила множество дискуссий в научных кругах и стимулировала проведение различных опы­тов и исследований, опровергающих некоторые положения уче­ния Вундта. Более того, эти споры и дискуссии послужили раз­витию других концепций и теорий, обогативших в дальнейшем психологию как науку и расширивших ее границы.

8. И хотя его теория сознания и методов его изучения впослед­ствии была опровергнута рядом других исследователей, все же его научно-организаторская деятельность сыграла решающую роль в становлении психологии как самостоятельной дисциплины.

Вундт создал учение о сознании, которое рассматривал через типичный для ассоцианизма принцип понимания простейших элементов, имеющих сенсорное происхождение, как основы возникновения сложных элементов сознания. По Вундту, сознание активно, имеет разные степени ясности и разный объем. Так как главной задачей в изучении сознания является изучение его содержаний путем разложения самого сознания в ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразделимые частицы, то отсюда вытекает и понимание самого сознания как набора простейших психических элементов. Таким образом, понимание сознания Вундта носит элементаристский характер.




Вундт, пытаясь преодолеть ограниченность ассоцианизма, вносил новое представление о перцептивных процессах и об ассо­циациях:

1) ассоциации он делил на два вида: одновременные, существую­щие в форме слияния, ассимиляции-диссимиляции и компликации, и последовательные, характеризующиеся как узнавания и воспоминания и тем самым формирующие память и восприятие;

2) любая ассоциативная связь рассматривается как пассивный процесс, протекающий без участия субъекта и его сознания, но продукт является новым, не сводимым к сумме элементарных частиц явлением;

3) в противоположность ассоциативной связи существуют так называемые апперцептивные связи, которые протекают при активном участии сознания и являются его особой функцией, внешне выражающейся во внимании.

Историческая роль Вильгельма Вундта в развитии психологии как самостоятельной науки

2. В 1879 г. в Лейпцигском университете В. Вундт основал первую научную психологическую лабораторию, и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоя­тельной науки.

3. Вундт создал первую в мире собственную психологиче­скую школу, развившуюся до мирового масштаба, что для других ученых и исследователей послужило стимулом к созданию соб­ственных школ, обогативших впоследствии психологию и рас­ширивших области ее применения.

5. Вундт официально ввел в психологию эксперимент, при­меняя его как основной метод исследования, и в связи с этим его принято считать основателем экспериментальной психологии.

6. Вундт с помощью понятия эксперимента и опыта ввел в психологию точные критерии научности и достоверности по­лученного психологического факта — объективность, повторяе­мость и проверяемость эксперимента любым другим исследова­телем, и именно на основе этих критериев строится любое пси­хологическое исследование.

7. Концепция Вундта, ее интроспективная направленность и ориентация на элементаризм породила множество дискуссий в научных кругах и стимулировала проведение различных опы­тов и исследований, опровергающих некоторые положения уче­ния Вундта. Более того, эти споры и дискуссии послужили раз­витию других концепций и теорий, обогативших в дальнейшем психологию как науку и расширивших ее границы.

8. И хотя его теория сознания и методов его изучения впослед­ствии была опровергнута рядом других исследователей, все же его научно-организаторская деятельность сыграла решающую роль в становлении психологии как самостоятельной дисциплины.

Читайте также: