Соотношение понятий орган государственной власти и государственный орган кратко

Обновлено: 02.07.2024

Это одно и то же понятие. Они ни чем не отличаются. К органам гос. власти (государственным органам) в России относятся Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное собрание РФ, Государственная Дума РФ, Министерства и Федеральные службы, суды и т. д.

Это абсолютно разные понятия. Органы государственной власти установлены Конституцией РФ (Президент, Фед. собр. , Правит. ), федеральными (в том числе) конституционными законами и Уставами и законами субъектов РФ.
Что же касается государственных органов, то это органы, учрежденные (созданные) органами государственной власти. Например, пенсионный фонд -это государственный орган, но не орган государственной власти и его работники не являются государственными служащими. На уровне субъекта органами госвласти является губернатор, законодательный орган, Правительство (исполнительный орган) , останые государственные органы учреждены органами госвласти.

Пенсионный фонд это не государственный орган, а государственное учреждение.

В настоящее время к федеральным органам государ­ственной власти, не поименованным в ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации можно отнести достаточно большое количество органов. Их можно проклассифицировать на две основные группы: 1) органы государственной власти, не поиме­нованные в ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации, но поименованные в других ее статьях; 2) органы государственной власти, не поименованные в ч. 1 ст. 11 Конституции Россий­ской Федерации, но поименованные в федеральных законах.

К первой группе относятся: Центральный банк Россий­ской Федерации (Банк России), прокуратура Российской Фе­дерации, Конституционное собрание Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации и другие органы государ­ственной власти.

Ко второй группе относятся: Следственный комитет Рос­сийской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации и другие органы государственной власти.

Кроме этого можно выделить органы, правовой статус ко­торых, также и институциональная сущность находятся в ста­дии становления: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования; Совет безопасности Россий­ской Федерации и другие органы.

Применение данного подхода к толкованию норм ст. 10 и 11 Конституции Российской Федерации дает возможность не вносить поправки в текст действующей Конституции Рос­сийской Федерации, тем самым дается возможность уточнить правовой статус указанных органов непосредственно в текстах соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актах.

Необходимо отметить, что в настоящее время сложилась богатая правоприменительная практика относительно право­вого статуса Центрального банка Российской Федерации.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 19.04.2002 № 5697/01 по делу № 1165/5 поддержано мнение Банка России о том, что он, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений, вправе претендовать на льготу по уплате земельного налога, посколь­ку Банк России относится к органам государственной власти. Президиум ВАС РФ указанный довод признал обоснованным.

К сожалению противоречива не только судебная прак­тика арбитражных судов, но судебная практика судов общей юрисдикции. Однако здесь прослеживается противополож­ная к судебной практике арбитражных судов тенденция. До 2005 г. суды общей юрисдикции часто не признавали Банк России как орган государственной власти. Однако в последние годы их практика изменилась в противоположную сторону.

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Все органы государственной власти обозначены в Конституции РФ (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ).

По мнению экспертов, одним из критериев отграничения органов государственной власти от государственных органов может являться то, относится ли или нет тот или иной орган к существующим ветвям власти.

При этом Конституция России не исключает возможности существования самостоятельных правовых институтов, определяемых потребностями государственного строительства, не входящих в законодательную, исполнительную, судебную ветви власти.

Таким образом, Президент России, не относясь не к одной из обозначенных ветвей власти, осуществляет государственную власть. Следовательно, он является одновременно государственным органом и органом государственной власти.

Для органа государства характерно то, что он является организацией "политической", т.е. наделенной государственной властью. Органы государства призваны выступать от его имени, выполнять его функции.

Государственный орган - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции.

Но с учетом размышлений, в сфере GR будут не только отношения с органами государственной власти, но и отношения с государственными органами, т.е. с многочисленными федеральными и региональными органами исполнительной власти и так далее.


В данной статье рассмотрим понятие государственного органа и органа государственной власти, а также признаки и разновидности представленных категорий. Сегодня правовая система РФ признает оба термина. Они используются для определения государства в лице его структур, органов.

Понятие государственного органа и органа государственной власти

органы государственной власти понятие признаки виды

Важно отметить, что отсутствие единого мнения в научном обществе касательно смысла изучаемых терминов формирует основу для противоречий и споров в практике использования права, которая связана с этой коллизией. В соответствии с десятой статьей Конституции РФ власть со стороны государства реализуется на базе ее классификации. Так, выделяют исполнительную (понятие исполнительных органов государственной власти подразумевает органы самостоятельной и независимой власти, которые несут ответственность за комплекс полномочий, связанных с управлением делами государственного характера), судебную и законодательную. Стоит заметить, что органы всех представленных типов власти являются самостоятельными структурами.

Государственные органы: понятие и особенности

понятие орган государства понятия орган государственной власти

Далее целесообразно рассмотреть понятие и структуру государственных органов власти, а также свойственные им признаки. Государство реализует свою деятельность через государственные органы. Данный термин следует трактовать как составляющую государственного аппарата (это может быть как отдельный индивид, так и целый коллектив), наделенную полномочиями государственно-властного характера. Государственные органы являются уполномоченными государством на реализацию его функционала и актуальных задач. Они действуют строго в том порядке, который устанавливает государство.

Понятие государственного органа и органа государственной власти предполагает наделение гос. структур не только полномочиями государственно-властного плана, но и правом выпускать акты, которые являются обязательными для исполнения. Необходимо иметь в виду, что полномочия государственно-властного характера выражаются в компетенции государственных структур. Под компетенцией здесь необходимо понимать комплекс предметов ведения и полномочий государственных органов, которыми они наделяются. Компетенция государственных структур четко определена действующей Конституцией РФ, законами федерального уровня, уставами, законодательными актами субъектов РФ, а также иными правовыми нормативными актами РФ и ее субъектов.

Понятие государственного органа и органа государственной власти предполагает, что любая государственная структура формируется и функционирует в том порядке, который устанавливается государством или же правовыми нормативами. Абсолютно каждый гос. орган является уполномоченным со стороны государства на осуществление его функций и задач. При этом каждый их них – это составляющая единой системы государственного аппарата РФ.

Государственные органы власти: понятие, признаки, виды

понятие и структура государственных органов власти

В полной мере изучив понятие и характерные черты, которые присущи в настоящее время государственным органам управления, целесообразно перейти к их разновидностям. Максимальное значение имеет классификация государственных структур в соответствии с принципом деления властей. Так, по данному критерию выделяют следующие виды:

  • Понятие исполнительных органов государственной власти предполагает факт функционирования таких структур, как Правительство РФ, комитеты государственного характера, министерства, службы федерального значения и иные федеральные структуры исполнительного типа власти. Помимо этого, сюда следует отнести территориальные, высшие и другие органы этих структур.
  • Законодательная власть в любом случае предполагает наличие Федерального собрания, куда входит Государственная Дума и Совет Федерации. Сюда же целесообразно отнести и многоликие представительные (законодательные) структуры субъектов РФ.
  • Понятие и виды государственных органов власти предполагают функционирование структур судебной власти. Это Верховные судебные органы страны, Конституционные судебные органы, Высшие Арбитражные судебные органы, а также иные судебные органы федерального уровня и судебные органы субъектов РФ, которые включаются в судебную систему.

Пояснения

При рассмотрении понятия и основных признаков государственных органов власти важно учесть, что Президенту России сегодня принадлежит особое место в масштабной системе структур государственного управления. Президент – это в первую очередь глава государства, а также гарант действующей на территории РФ в настоящее время Конституции. Он в полной мере обеспечивает непрерывную и согласованную деятельность абсолютно всех функционирующих сегодня органов государственного управления. Стоит дополнить, что он не включается ни в одну из ключевых ветвей власти вместе с органами, которые обеспечивают его работу. Ни в одно разветвление власти также нельзя включить избирательные комиссии, органы прокуратуры и некоторые иные гос. органы, наделенные особым статусом.

Другие классификации

понятие и основные признаки органа государственной власти

Как выяснилось, сегодня нет единого мнения касательно трактовок понятия органа государства и понятия органа государственной власти. Тем не менее первый термин подкрепляется целым рядом классификаций. Так, государственные органы принято делить на структуры регионального (гос. органы субъектов РФ) и федерального (государственные структуры РФ) значения.

Помимо этого, популярна классификация в зависимости от порядка создания, в соответствии с которой выделяют органы, формируемые иными гос. структурами, и органы, которые избирают исключительно граждане в процессе закрытого голосования (существуют и другие варианты избрания, однако этот применяется на территории Российской Федерации чаще всего).

В соответствии с характером компетенции государственные структуры делятся на органы компетенции специального типа и органы компетенции общего типа. Кроме того, понятие и признаки государственного органа власти предполагают деление на коллегиальные, единоличные и единоначальные органы. Правительство РФ относится к первой группе, Президент – ко второй, и Генеральная прокуратура – к третьей. Следует дополнить, что государственные структуры единоличного плана часто рассматриваются не в роли гос. органов, а в роли должностных лиц государственного значения.

Орган государства

понятие и основные признаки органа государственной власти

Далее целесообразным будет рассмотреть понятие, признаки и систему органов государственной власти. Под органом власти следует понимать отдельное звено гос. аппарата, которое работает в конкретном направлении гос. деятельности и наделяется соответствующими властными полномочиями. Стоит отметить, что орган государства – это своеобразный канал, посредством которого народ может реализовывать свою власть, придерживаясь при этом положений действующей на территории РФ Конституции (статья 3). Рассмотрим характерные органу государства особенности:

  • Самостоятельная составляющая государственного механизма. Неотъемлемый элемент единого гос. организма.
  • Все действия осуществляются по поручению и от имени государства.
  • Формирование и последующее функционирование на базе нормативно-правовой документации.
  • Исполнение функций и задач, свойственных лишь органу государства. Использование при этом соответствующих методик и форм.
  • Наличие в составе государственных подразделений и служащих, которые скреплены единством поставленных целей, их общностью.
  • Исполнение действий на определенном территориальном сегменте.

Принципы органов государства

Изучим понятие и принципы органов государственной власти, которые формируют единую систему. Данная система работает, выполняет свои естественные функции на базе принципов общего характера, под которыми следует понимать руководящие положения, исходные идеи, определяющие ключевые подходы к созданию и дальнейшему функционированию системы гос. органов.

Основным определяющим качеством системы государственных структур России является ее единство. Оно в первую очередь обусловлено тем, что данная система базируется на гос. целостности страны, на единстве системы власти государства. Важно отметить, что проявление единства заключается в следующих аспектах:

  • Разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственного управления на территории России и органами государственного управления субъектов Федерации.
  • Все структуры государственной управленческой системы (понятие системы органов государственной власти предполагает совокупность отдельных структур государственной власти, выполняющих разные функции в интересах государств и от его имени) функционируют совместным образом. Они взаимодействуют и связаны между собой, а также зависят друг от друга. Необходимо отметить, что в рамках, которые устанавливает государство, одни структуры единой системы назначаются или избираются другими, одни из них подотчетны или подконтрольны другим, одни руководят другими. Кроме того, между всеми структурами гос. власти есть достаточно тесная связь организационно-правового характера.

Законодательное регулирование

понятие государственного органа и органа государственной власти

Дальше изучим вопрос законодательного регулирования рассматриваемой системы. Система законодательных структур гос. власти субъектов России устанавливается ими самостоятельным образом на базе действующего на территории страны конституционного строя и федеральных законов.

Конституция РФ определила основные положения, в соответствии с которыми должна формироваться деятельность структур гос. власти субъектов России. Среди них независимость и самостоятельность органов управления субъектов РФ, которые обладают всей государственной властью, за исключением предметов совместного и федерального ведения; гос. целостность, а также единство системы структур гос. власти; защита гражданских прав во всей России; четкое разграничение полномочий и предметов ведения между органами федерального уровня и органами гос. власти субъектов России.

Состав системы

Стоит отметить, что в систему структур гос. власти субъектов России входят следующие составляющие:

  • Законодательная структура государственного управления.
  • Высшая исполнительная структура государственного управления.
  • Другие структуры государственного управления, которые формируются строго по Конституции либо Уставу определенного субъекта РФ.

Деятельность структур государственного управления субъектов России реализуется по ряду принципов, среди которых необходимо отметить следующие пункты:

  • Целостность РФ как в территориальном, так и в государственном плане.
  • Распространение суверенитета РФ по всей территории страны.
  • Абсолютное верховенство действующей Конституции т законов федерального уровня по всей территории страны.
  • Единство системы государственного управления.
  • Классификация гос. власти на исполнительную, судебную и законодательную (данные разновидности в полной мере рассмотрены выше).
  • Разделение полномочий и предметов ведения между структурами государственного управления страны и субъектов РФ.
  • Самостоятельная реализация со стороны органов государственного управления субъектов страны и органов местного управления тех полномочий, которые им принадлежат.

Важно дополнить, что федеральные структуры исполнительного типа власти, а также структуры исполнительной власти субъектов страны в соответствии со взаимным соглашением могу осуществлять передачу друг другу той или иной доли своих полномочий.

Требования к субъектам

понятие исполнительных органов государственной власти

Следует знать, что в настоящее время посредством действующего на федеральном уровне законодательства закреплен целый ряд требований принципиального характера, которые являются обязательными к исполнению для абсолютно всех субъектов РФ.

Среди них важно отметить следующие: во-первых, это регулярность в выборе управленческих органов, функционирующих в государственной сфере и строго выполняющих установленные в законодательном порядке функции; во-вторых, запрет на установление ценз оседлости для того, чтобы избрать в управленческие органы субъекта РФ; в-третьих, строгий запрет на установление языковых ценз; в-четвертых, избрание единого возраста для реализации как пассивного, так и активного избирательного права; в-пятых, установление высшей должности субъекта России со стороны законодательной структуры государственного управления субъекта России в соответствии с представлением Президента; и наконец, установление максимально долгого периода полномочий любой структуры государственного управления субъекта РФ.

Стоит дополнить, что на сегодняшний день данный срок, как правило, равняется пяти годам. Он может быть меньше, однако не может превышать 5 лет.

Читайте также: