Речевой и музыкальный слух кратко

Обновлено: 02.07.2024

В трудах Н.С. Трубецкого, Г.П. Торсуева и Л.Р. Зиндера подчеркивается тесное переплетение в речи фонетического и фонологического аспектов, поскольку фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический – смыслоразличительных.

На основе фонематического и фонетического слуха формируется фонематическое восприятие, вместе они обозначаются как фонематические процессы.

В школьном возрасте неполноценность межанализаторной интеграции проявляется при овладении ребенком навыка чтения и письма, приводя к дисграфии и дислексии (А.Н. Корнев).

Развитие фонематического восприятия в онтогенезе существенно опережает созревание артикуляционного праксиса, на начальном этапе речевого развития акустический анализатор в акцепторе действия играет ведущую роль (А.Н. Гвоздев). Слуховая перцепция созревает до уровня, достаточного для дифференциации основных фонологических признаков звуков речи (Н.Х. Швачкин). По мере созревания артикуляционного праксиса кинестетический компонент начинает играть более активную роль в акцепторе действия акустико-артикуляторной базы и постепенно интегрируется с акустическим гностическим компонентом в целостный акустико-артикуляционный комплекс. Этот комплекс решает задачи обратной афферентации и самоконтроля в актах фонации и становится функциональной базой для формирования системы фонематических представлений. Ониявляются результатом межанализаторной интеграции слуховых и кинестетических образов, при недоразвитии которых (Г.А. Каше, М.Ф. Фомичева) в речи преобладают смешения звуков. Этот дефект Р.Е. Левина, Ф.Ф. Рау объясняют недостаточной сформированностью, недоразвитием семиотической системы фонологических противопоставлений.

Специфика этих явлений проявляется на уровне восприятия. Отличительным свойством музыкального слуха является выделение целостного качества звука. Основой для речевого слуха является восприятие звуковыстной интонации, ориентация на тембр звука (Е. Борзова).

По своей структуре речевой слух представляет собой сложное явление, которое состоит из фонематического и фонетического слуха и выполняет две главные функции – воспринимающую и воспроизводящую (А.Р. Лурия). Иначе трактует компоненты речевого слуха С.Ф. Иванова, автор выделяет физический слух (способность воспринимать звучащую речь в диапазоне громкости), фонематический (способность различать и воспроизводить звуки родного языка), звуковысотный (способность улавливать и воспроизводить в речи просодические явления) и ритмический слух (способность воспринимать и воспроизводить в речи сообразный ситуации темп и ритм).

Формирование речевого слуха, по слухомоторной теории слухового восприятия В.Н. Галунова, Н.И. Жинкина, В.П. Зинченко, А.И. Зимней, Л.А. Кожевникова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Л.А. Чистович, осуществляется при ближайшем участии артикуляторного аппарата и только в процессе артикуляторного опыта приобретает законченный характер. Этот процесс происходит в первые годы развития ребенка, а к дошкольному возрасту осуществляется без видимого участия артикуляций. Однако если работа по выделению существенных и торможению несущественных фонематических признаков выпадает, речевой слух нарушается. Речевой слух развивается по мере накопления слухового опыта – системы динамических стереотипов, и зависит от развития внутренней речи, которая выполняет регулирующую или планирующую роль. Методика формирования речевого слуха, по мнению Л.В. Теплова, базируется на онтогенетических ступенях развития речи, где основополагающими являются развитие чувства ритма с координацией общих движений с ритмическими единицами.

Главное значение для речеслуховой деятельности имеет произвольное внимание, возникающее в конце первого – начале второго года жизни. Формируется оно постановкой сознательной цели и поддерживается усилиями воли ребенка в процессе практической деятельности. Слуховое внимание определяется количеством прослушанных и воспринятых сигналов, по данным Е.Л. Черкасовой в норме у шестилетних детей объем слухового внимания в среднем составляет 480 знаков. Недостаточно развитое слуховое внимание затрудняет воспроизведение лингвистических и нелингвистических параметров речи, приводит к истощаемости и отказу от выполнения задания.

Недоразвитие речевого слуха проявляется в специфических ошибках устной речи и на письме. Анализ письменных работ позволил Н.И. Жинкину утверждать, что слабость их со стороны содержания, построения, синтаксиса и стиля объясняется неразработанностью речевого слуха учащихся. Именно вследствие того, что на культуру речевого слуха не обращают должного внимания в момент составления учащимися текстов, к седьмому классу у некоторых учеников недостаточно укрепляется интонационный стереотип разных оборотов предложения. Важным является понимание, что речевой слух и его компоненты необходимо развивать целенаправленно.

Что такое музыкальный слух

Музыкальный слух связан со способностью чутко улавливать громкость, высоту, тембральные характеристики звука, понимать структуру композиции. Он позволяет полноценно воспринимать, объективно оценивать музыку.

Как же можно проверить музыкальный слух?

Помогут несложные упражнения:

Интонирование голосом. Человек с музыкальным слухом напевает мелодию, испытуемый пытается повторить за ним.

Виды слуха человека – музыкальный, внутренний и другие

Виды музыкального слуха

У всех людей присутствуют эти виды слуха, какие-то развиты больше, какие-то - меньше. Но не стоит отчаиваться: если упорно трудиться, можно достичь высоких результатов.

О других показателях и характеристиках слуха читайте в этой статье.

Виды слуха человека – музыкальный, внутренний и другие

Защита слуха от негативных факторов

Возможность развития природного таланта тесно связана со здоровьем органов слуха. Травмы, воспаления, действие профессиональных вредностей могут привести к потере или снижению слуха.

Индивидуальные средства защиты предотвращают попадание в наружное ухо инородных тел, воды, снижаю уровень шума. Для этого используют: беруши или наушники.

Беруши (или противошумные вкладыши) устанавливают в наружный слуховой проход. По длительности использования выделяют одно- и многоразовые беруши. Они имеют анатомическую форму, поглощают шум, изготавливаются из ваты поролона, силикона.

Наушники для защиты перекрывают полностью ушные раковины, изолируя человека от внешних звуков. Выделяют пассивные и активные модели. Пассивные наушники просто подавляют все звуки; активные дополнительно снабжаются динамиками, микрофонами, позволяющими поддерживать разговор, подключаться к мобильному телефону или слышать некоторые звуки, оповещения об опасности.

Янмаева Ольга Анатольевна

Музыкальный слух: что это такое и как его развить?

Что такое музыкальный слух?

Под музыкальным слухом понимается комплекс способностей человека, позволяющих ему воспринимать музыку, оценивать ее узкоспециальные характеристики, такие как высота, тембр, наличие призвуков, входящих в спектр музыкального звука. Наличие музыкального слуха является обязательным условием для успеха в таких профессиях как музыкант, композитор, певец, дирижер, аранжировщик, звукорежиссер, танцор.

Кроме того, музыкальный слух помогает во всех видах деятельности, так или иначе связанных с восприятием, правильной интерпретацией и/или правильным воспроизведением звуков. Например, изучение иностранных языков, декламация стихов, охота на диких зверей и птиц, работа с эхолотом для исследования морского дна, служба на флоте в качестве гидроакустика на подводной лодке.

Различают более десятка разновидностей музыкального слуха, причем в разных классификациях можно встретить разные названия и разную степень детализации каждого определения. Однако в повседневной практике даже профессиональные музыканты оперируют лишь основными понятиями.

Основные виды музыкального слуха:

Полифонический слух считается самым сложным для развития, т.к. разные мелодии и/или голоса внутри музыкального произведения могут возникать и развиваться несинхронно, догонять по ходу произведения или запаздывать со вступлением, как фуга или канон. Классическим примером обладания полифоническим слухом считается Моцарт. В 14-летнем возрасте он с отцом посетил Сикстинскую капеллу, где услышал произведение Грегорио Аллегри Miserere.

Там, помимо музыки, звучало 9 голосов, однако Моцарт на слух запомнил и потом записал ноты этого сложнейшего почти 15-минутного произведения. К слову, ноты хранились в тайне, а за их копирование грозило отлучение от Церкви. Однако, когда Папа Римский узнал, что юный Моцарт смог запомнить это произведение на слух, и лично удостоверился, что воспроизведенные Моцартом ноты не содержат ошибок, он наградил его орденом Рыцаря золотой шпоры.

Наличие полифонического слуха дает выраженные преимущества, но для начала следует развить относительный или интервальный музыкальный слух. Когда речь заходит о развитии музыкального слуха, в первую очередь подразумевается именно работа над развитием способности слышать интервалы между нотами. В программу обучения в музыкальных школах, колледжах, академиях включена специальная учебная дисциплина, направленная на развитие музыкального слуха, которая называется сольфеджио.

О приемах и методах развития музыкального слуха мы расскажем чуть позже, а сейчас подробнее остановимся на вопросе, который волнует многих людей. Можно ли развить музыкальный слух, если он не развит от природы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вникнуть в природу человеческого слуха, и понять, как он работает.

Как работает человеческий слух?

Человеческий слух зависит от комбинации когнитивных и сенсорных процессов, которые функционируют посредством интерактивных цепей нейронных путей снизу вверх и сверху вниз, идущих от ушной улитки до головного мозга и обратно. Для справки: ушная улитка – это передний отдел перепончатого лабиринта, отвечающий за слуховую часть внутреннего уха, воспринимающего и распознающего звуки.

Задача органов слуха – анализировать звуки окружающей среды и передавать результаты этого анализа в мозг. В органах чувств есть специализированные сенсорные клетки, которые преобразуют сигнал окружающей среды в электрическую энергию. Затем изменение электрической энергии преобразуется в цифровой код, который передается в мозг. Слуховая система человека выполняет анализ звука и преобразует его в нейронный код. Данный процесс подробно описан в работе How the ear works – nature’s solution for listening [W. Brownell, 1997].

Таким образом, для обработки звуков, связанных как с музыкой, так и с языком, задействованы одинаковые нейронные пути. И если человек слышит звуки, следовательно, он точно таким же образом может слышать и музыку. И точно так, как он со временем запоминает голоса и различает тембр своих новых знакомых, коллег, сотрудников, соседей, он может запоминать и различать нюансы звучания музыки.

Другое дело, что в быту люди обычно не задаются целью различать нюансы звучания голоса того или иного знакомого, классифицировать разговорный диапазон его голоса по нотам, не вникают в нюансы звукоизвлечения. Если поставить перед собой все эти задачи, даже в быту каждый человек будет слышать намного больше, чем если не будет обращать внимание на такие тонкости.

Однако все, что касается профессиональных занятий музыкой, требует концентрации на вышеописанных нюансах. И даже если человек не знает ноты и названия интервалов, он все равно идентифицирует и запоминает их на слух, что и позволяет воспроизводить песню. Это в случае, если человек обладает развитым музыкальным слухом, как говорится, от природы. Если же природа не наградила такой суперспособностью слышать нюансы звучания музыки, ее можно развить.

Вы уже знаете о том, что восприятие звуков – это комбинации когнитивных и сенсорных процессов, которые функционируют посредством интерактивных цепей нейронных путей снизу вверх и сверху вниз, идущих от ушной улитки до головного мозга и обратно. Поэтому, подключив сознание и дав соответствующую команду мозгу, человек может сделать восприятие музыки более осознанным.

Более того, занятия музыкой и работа над развитием музыкального слуха улучшают способности человека более тонко воспринимать звуки окружающего мира, лучше слышать тихие звуки и точнее идентифицировать источник звука. Ученые провели ряд исследований, описанных в работе Playing Music for a Smarter Ear: Cognitive, Perceptual and Neurobiological Evidence и выяснили, что слуховой опыт, накопленный за годы последовательной музыкальной практики, всесторонне настраивает слуховую систему человека, укрепляет нейробиологические и когнитивные основы обработки музыки и речи [D. Strait, N. Kraus, 2011].

Если же у вас задачи попроще, чем исполнять классические произведения на большой сцене, вам вполне под силу самим развить свои способности слышать больше и лучше. Но прежде, чем мы начнем давать советы, как развить музыкальный слух, следует определиться с критериями прогресса. Другими словами, в какой момент и как именно вы поймете, что стали слышать музыку лучше, чем раньше. Поэтому для начала нужна проверка музыкального слуха.

Как проверить музыкальный слух?

Способы проверки достаточно стандартны, их предложат в любой музыкальной школе, если вы, допустим, решите проверить музыкальный слух у ребенка. Проверка ведется по трем основным направлениям: чувство ритма, способность к интонированию, музыкальная память.

Как проверить музыкальный слух:

  1. Чувство ритма – для испытуемого настукивают какой-либо ритм и просят повторить. При наличии музыкального слуха испытуемый точно воспроизводит ритм. Чем более сложный ритм удается воспроизвести, тем лучше чувство ритма у испытуемого.
  2. Способность к интонированию – испытуемому дают прослушать мелодию и просят напеть. При наличии музыкального слуха испытуемый легко воспроизводит небольшой фрагмент мелодии в пределах рабочего диапазона своего голоса. Чем более сложную мелодию удается воспроизвести, тем лучше способность к интонированию у испытуемого.
  3. Музыкальная память – испытуемого просят отвернуться и играют для него ноту, затем просят его найти эту ноту на музыкальном инструменте, обычно на фортепиано. Предварительно следует показать, что более низкие звуки издают клавиши слева, более высокие – клавиши справа.

Далее можно зафиксировать результаты проверки и повторить этот тест на музыкальный слух, например, через месяц занятий. Тогда можно будет легко оценить наличие или отсутствие прогресса. Например, если изначально удавалось воспроизвести только самый простой ритм или простую мелодию, а через месяц получилось воспроизвести нечто заметно сложнее, значит, прогресс есть.

В нашу цифровую эпоху можно проверить музыкальный слух онлайн при помощи специальных сервисов. Так, американский врач и профессиональный музыкант Джейк Мэнделл разработал целую систему тестов Music Tests, позволяющих проверить разные аспекты музыкального слуха [J. Mandell, 2020]. В частности, прослушать 36 пар похожих либо идентичных музыкальных отрывков и ответить на вопрос, являются ли они одинаковыми (зеленая кнопка) или разными (красная кнопка).

Для более продвинутых пользователей, имеющих представление о звучании различных музыкальных инструментов, есть более сложные тесты. Вам будет предложено ответить, какой инструмент звучит в предложенном музыкальном отрывке. Например, вам предложат послушать тихое фортепиано далеко на фоне и угадать, что играет, когда останавливается бас:

  • оркестровый треугольник;
  • колокольчики и ксилофон;
  • звуки живой природы;
  • скрипка-пиццикато.

Или такой вопрос: какие два инструмента делают песню такой душевной? Выбрать нужно из следующих комплектов инструментов:

  • банджо и губная гармошка;
  • ситар и баян;
  • балалайка и труба;
  • гитара и свисток.

Чтобы ответить на первый вопрос, нужно, как минимум, иметь представление, что такое ксилофон и скрипка-пиццикато. А чтобы разобраться со вторым, нужно знать, как звучат банджо и ситар, которые не слишком широко распространены в нашей культуре.

Как развить музыкальный слух?

Начать рекомендуется с самого простого – упражнений на интервалы. Сначала предлагается ознакомиться с теорией и терминами, которые будут использованы в заданиях, а потом перейти к заданиям:

  • сравнение интервалов;
  • определение интервалов;
  • пение интервалов;
  • чтение интервалов.

Желающие вникнуть в тему более глубоко могут перейти к упражнениям на гаммы и аккорды. Там тоже будет предложена теоретическая часть и практические тесты. В отдельный раздел вынесены упражнения на ритм. Помимо теории там есть следующие практические задания:

  • чтение ритма;
  • диктовка ритма;
  • имитация ритма.

Из русскоязычных сервисов с подобным функционалом можно еще отметить GNU Solfege. Есть неплохие варианты и в англоязычном сегменте. Это, в частности, программы EarToner, InPitch, Tete.

Если эти программы покажутся вам слишком сложными, можно начать с варианта попроще. Например, играть ноты на музыкальном инструменте и одновременно петь их. В отсутствие музыкального инструмента можно скачать онлайн-фортепиано (симулятор пианино). Клавиши разворачиваются вдоль широкой стороны экрана планшета или смартфона и, в принципе, играть удобнее на планшете (лучше 10-дюймовом).

Тем, кто совсем не умеет играть и пока не знает даже ноты, рекомендуем приложение Perfect Piano. В настройках можно задать удобное для вас количество клавиш на экране, подписать на клавишах ноты, добавить эффект электропианино или синтезатора, управлять длительностью звучания ноты. Белое поле поверх затемненных клавиш вверху экрана можно сместить вправо или влево, чтобы на экране отображались клавиши с более низким (слева) или более высоким (справа) звучанием:



Упражнение можно усложнить: спеть гамму не только в прямом, но и в обратном порядке, играть все клавиши подряд, белые и черные, играть и петь do-re-do, затем do-mi-do, потом do-fa-do и т.д.

Чтобы проверить, насколько точно вы попадаете в ноты, рекомендуется скачать Pano Tuner. После установки и начала работы вам нужно разрешить программе доступ к микрофону. Так программа будет улавливать звуки и показывать, какую ноту вы сейчас взяли. Вы, соответственно, получаете наглядную возможность контролировать, удалось ли вам попасть в ту ноту, которую вы хотели взять, или нет.

Если и это вам кажется сложным, можно просто записаться на урок к профессиональному преподавателю музыки. Если вы живете в небольшом населенном пункте, где нет возможности найти музыкального педагога, можно поискать онлайн-уроки. Такие занятия доступны везде, где можно выйти в Интернет.

Но не важно, будете вы заниматься сами или с педагогом, принципы успешной работы по развитию музыкального слуха будут общими. Если кратко изложить основное содержание учебников по сольфеджио, есть 3 основных типа упражнений по развитию музыкального слуха.

Вся суть сольфеджио за 3 минуты:

  1. Последовательное воспроизведение нот – вам играют ноты по одной, а вы поете то, что слышите.
  2. Одновременное воспроизведение нот с необходимостью вычленить на слух каждую ноту – вам играют одновременно 2 или 3 ноты (одни и те же 2-3 раза подряд), а вы должны спеть последовательно каждую из прозвучавших нот.
  3. Акапельное пение – вам сначала играют ноту/ноты, вы потом должны спеть эту ноту/эти ноты без музыкального сопровождения по памяти.

После того как данные упражнения перестанут вызывать затруднения, можно перейти на более сложный уровень. Например, пытаться подобрать на слух мелодию из понравившейся песни, используя музыкальный инструмент или же Perfect Piano. Далее можно попробовать спеть отрывок из песни, контролируя попадание в ноты с помощью Pano Tuner.

Итак, подытожим советы по развитию музыкального слуха:

  1. Самостоятельные занятия с компьютерной программой или специальным мобильным приложением.
  2. Самостоятельные занятия с музыкальным инструментом или симулятором музыкального инструмента.
  3. Занятия с педагогом по музыке или вокалу.
  4. Подбор мелодий на слух при помощи музыкальных инструментов или симуляторов.
  5. Пение песен и мелодий с контролем попадания в ноты.
  6. Анализ инструментальных партий музыкального произведения на слух.
  7. Анализ вокального дизайна музыкального произведения.

Отдельная тема – развитие музыкального слуха у ребенка. Маленькие дети в силу возраста не могут самостоятельно сосредоточиться на занятиях, поэтому лучше их организовать в игровой форме.

Как развить музыкальный слух у ребенка 2-5 лет:

  1. Предлагать слушать разные музыкальные композиции (детские песни, эстраду, блюз) и затем обсуждать нюансы звучания композиции (быстрая или медленная), эмоциональный фон (веселая или грустная).
  2. Предлагать угадать предмет по звуку (трясти пакет с крупой, звенеть ключами, стучать по дереву и т.д.)
  3. Обращать внимание ребенка на звуки окружающего мира (шелест травы, плеск воды, шум мотора автомобиля).
  4. Предлагать ребенку подражать звукам окружающего мира (изобразить, как мяукает кошка, лает собака, заводится мотоцикл).
  5. Подарить ребенку игрушечные музыкальные инструменты (бубен, гитару, саксофон и прочее).
  6. Показать ребенку, как отбивать ритм музыки, как попадать в такт, предлагать похлопать в такт мелодии.
  7. Разучивать с ребенком простые детские песенки.

Музыка, слух и слушание

Музыка как язык

Считается, что для того, чтобы стать специалистом в какой-либо области знания, хорошим лыжником, игроком в нарды или музыкантом, летчиком или пловцом, необходимо 10 000 часов практики, обучения и подготовки. Рассмотрим, как постоянное слушание музыкальных произведений влияет на развитие процесса слушания у музыкантов. Оказывается, что за то достаточно долгое время, которое человек профессионально занимается музыкой, его мозг претерпевает изменения!

Пределы и ограничения

Аудиологи изучают явление звука достаточно поверхностно, лишь в той части, которая касается медицины и диагностики слуха. Они измеряют показатели распознавания слов и/или пороги восприятия речи в тишине (однако это не та проблема, на которую обычно жалуется пациент!), а также регистрируют рефлексы, тимпанограммы и отоакустическую эмиссию. Именно на основе этих аудиометрических измерений специалисты оценивают, диагностируют и лечат слабослышащих людей.

Музыка и речь

Человеческая система слуха максимально воспринимает (слышит) и понимает (слушает и присваивает значение) звуки, высота которых соответствует человеческому голосу. То есть слуховой проход уха взрослого человека имеет максимальный резонанс между 2500 и 3000 Гц, а самые важные речевые звуки, которые создаются человеческим голосом (т.е. вторая форманта или F2), также находятся в районе от 2500 до 3000 Гц. Можно сказать, что человеческое ухо развилось в процессе эволюции до максимального восприятия человеческого голоса или что человеческий голос развился до произношения таких звуков, которые может максимально воспринимать наша слуховая система. Как бы то ни было, можно утверждать, что человеческий голос – самый важный звук, который мы слышим.

Если бы мы занялись сравнением и детальным изучением спектрального содержания речевых звуков, то мы бы отметили, что 71% всех речевых звуков превышает 1000 Гц. Предположу, что все специалисты по слуху знают это, и справедливо сказать, что каждый из них пользуется этой информацией, консультируя пациентов с высокочастотной потерей слуха. Однако большинство специалистов по слуху гораздо реже знают о том, что 72% основных частот музыкальных нот или стандартного пианино с 88 клавишами находятся ниже 1000 Гц. Можно сказать и о том, что большинство значимой высокочастотной информации, внедренной в речь, делает речь высокочастотным явлением (71% всех речевых звуков выше 1000 Гц), в то время как музыка представляет собой низкочастотное явление (72% основных частот с басовой части клавиатуры ниже 1000 Гц).

Пределы аудиограммы: невидимая потеря слуха

Это значит, что если бы проверка слуховой системы была проведена глубже и тщательнее (оба уха и мозг, работающие в виде единой системы), специалисты могли бы обнаружить нарушение из спектра слуховой невропатии, или нарушение центральной слуховой обработки, или нарушение пространственного слуха, которые часто сочетаются с нормальным слухом! Кроме того, оценивая слуховую систему в процессе повседневного слуха (слушание речи в шуме), аудиологи могут обнаружить существенные недостатки в том, как мозг обрабатывает речь в шуме, несмотря на нормальный слух. Это часто выходит за пределы ожидаемых трудностей, связанных с умеренной сенсоневральной потерей слуха.

Пределы аудиограммы: музыка

Аудиограмма служит превосходным диагностическим инструментом для заболеваний уха, но она ничего не говорит нам о функциональном слухе человека или о том, как мозг пациента реально воспринимает музыку или речь в шуме и о других процессах слухового восприятия, имеющих отношение к обработке слуховых образов. Иными словами, корреляция между умеренной сенсоневральной потерей слуха и способностью человека понимать речь в шуме приближается к нулю.

Чтобы узнать о способности человека понимать речь в шуме, ее нужно проверить. Ее нельзя вывести на основе аудиограммы. Однако есть и хорошая новость: она заключается в том, что способность понимать речь в шуме легко и эффективно определяется с помощью речевых тестов в шуме.

Допустим, что аудиологи проводили бы пороговые тесты на частотах 250, 500, 750, 1000, 1500, 2000, 3000, 4000, 6000 и 8000 Гц. Это давало бы 10 точек, которые теоретически могли бы представлять пороги слышимости во всем спектре человеческого слуха величиной 19 980 Гц (20 000 минус 20). Однако этот образец был бы не просто недостаточным на уровне 0,0005%, но и имел бы большие пробелы в репрезентативности, такие как всего две точки между 4000 и 6000 Гц. Конечно, можно заявить, что люди воспринимают всего 1400 высот в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Но даже учитывая эти 1400 высот и используя стандартную поведенческую статистику (альфа-уровень 5% и доверительная вероятность 95%), специалистам понадобились бы 302 измерительные точки, чтобы реально оценить слуховые способности данной выборки населения. А их всего 10!

Такой вывод вовсе не является призывом к тестированию всех частот от 20 до 20 000 Гц! Однако он заставляет задуматься над тем, что специалисты по слуху часто проводят недостаточно тестов или собирают недостаточно данных, чтобы должным образом определить, что люди на самом деле воспринимают посредством слуха. Кроме того, существует вполне справедливое мнение, что диагностический набор тестов идеально подходит для диагностики, но не очень представляет то, что слушает мозг пациента. Конечно, не следует применять поведенческую статистику для человеческого слуха по многим причинам, однако должно быть понятно следующее: специалисты измеряют лишь крохотную часть слуха посредством стандартной аудиометрической диагностики и редко диагностируют слуховую способность пациента. Между тем самая типичная жалоба, с которой пациент приходит на прием к аудиологу, – ухудшение слуховой способности на фоне шума.

Курица или яйцо? Музыка или речь?

Вундеркинды и музыка

Заключение

Взаимосвязь между речью и музыкой основана на многочисленных общих сходствах и различиях восприятия и обработки. Только лишь с помощью аудиограммы невозможно определить способность конкретного человека понимать речь в шуме: для этого необходимы дополнительные исследования. Речь и музыка сложны и динамичны, хотя они взаимодействуют акустически и перекрывают друг друга в спектральном содержании, их следует оценивать, диагностировать и лечить как отдельные акустические явления (возможно, взаимодополняющие друг друга). Именно так специалисты сегодня работают со своими слабослышащими пациентами, музыкантами и коллегами.

Читайте также: