Речь юшки в рассказе платонова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Андрей Платонович Платонов – один из самых своеобразных писателей XX века. Для понимания его творчества нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мысли. Какая-то сила задерживает восприятие читателя на каждом слове.

И здесь кроется не только тайна мастерства, но и тайна человека.

Главным в раскрытии замысла писателя является язык. Эпитеты у А. Платонова в его рассказе “Юшка” раскрывают неожиданную сторону предмета, события и чувства, потрясая нас

скрытым в себе смыслом: “Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут. ”, “Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие!”, “Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный! “

В предложениях А. Платонов намеренно нарушает лексическую и синтаксическую сочетаемость и логику: “Некуда жить, вот и думаешь в голову”, “Он меня без понятия любит”. Иногда мы чувствуем в речи писателя и его героев скрытую иронию. Автор нарочно коверкает фразу, чтобы показать нелепость какой-нибудь ситуации: “Я жить родителями поставлен…”, “Ты мне не мудруй!” Слово в произведении А.

Платонова передает одновременно и мысль, и ее восприятие автором или героем: “Он склонялся к земле и целовал цветы, старался не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим”.

В рассказе А. Платонова нет конфликта в привычном смысле слова, потому что ему важно не то, что происходит, а почему и как. Автора волнуют прежде всего чувства, и для раскрытия этого и служат особенности его прозы. Все герои произведения – простые земные люди, несущие добро или зло.

Мир же должен существовать во имя светлых и великих чувств. Эта философская настроенность придает языку автора определенное лирическое звучание.

На примере рассказа “Юшка” мы увидели, что проза А. Платонова создана для вдумчивого и неторопливого чтения.


Андрей Платонович Платонов – один из своеобразнейших писателей XX века. Оригинальность платоновских произведений ярче всего проявляется в языковом исполнении, в знаменитом платоновском стиле, которому невозможно найти аналог в русской литературе. Платоновский стиль – это стремление писателя сохранить исконную семантическую насыщенность слова, выявить его первичное лексическое значение и довести его до читателя.

Определим некоторые характерные формы и приемы, которые далеко не исчерпывают всего богатства языка писателя.

Слабость - сила (физическая и духовная: Юшка силён духом, но слаб физически, а окружающие его взрослые люди и дети – наоборот);

Данные ключевые понятия рассказов Платонова выражают авторский замысел: раскрыть перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, их богатый внутренний мир, привлечь наше внимание к нравственным проблемам общества.

описывающая работу паровоза и машиниста, придаёт реалистичность всему происходящему, помогает представить образ жизни героев рассказа ( см. таблицу) .

Эмоционально окрашенные слова и выражения

Разговорные слова

Профессиональная лексика

положительные

отрицательные

Нынче; подавился вчерашний день; падет; вывел на жизнь; чувствовал себя важнее паровоза; берегся; рассерчал; дырки; возьми–ка; шибче; обожди; глянь; спозаранку; шалая; кликали; насилу; пошли ко двору; мориться.

Путевого сторожа; сигнальный фонарь; консультации по техминимуму; переезде; светлый сигнал свободного прохода; пар пробил набивку в сальнике поршневого штока; ходе поршня; затяжной подъем; машина с неплотностью в цилиндре; вытягивать состав; паровая машина; четырехосные вагоны; рессорные пружины; открытые платформы; буксовали; внутренность котла; помощник машиниста; балластного слоя; рельсы; в мазуте; угольная гарь; охлажденного пара; паровоз; не буксовал; бегунки; под тендером; тормозные колодки; костыли; экстренное торможение; кочегар.

Нежадным ртом; сердце; чувствовать; молоко в ней рождалось беспрерывно; большими светлыми глазами; доброй; любил; нравилось; песнь осени; воображал в своем уме весь мир; утешить; гладил; ласкал; солнце; счастье; заботу.

Корова плачет; тоскующая; уныло и кротко; протяжно заныла; тяжкое, трудное горе томилось в ней; безысходным; мучаясь; равнодушной; смутный ум; обмануться; подавлено или забыто; стала угрюмой и непонятливой; убить; помрет; горя; смерти; изуродованное туловище; свалили говядину; умерла; тяжело на сердце; плохо; сердито; мучиться; погоревшей, иссохшую, замученную смертью былинку; пища была худой, заглохшие и скучные; голые кусты, омертвевшие на зиму; посохло; во тьму; кладбищем растений; жалобно, темно; тяжко.

Эмоционально окрашенные слова и выражения

Разговорные слова

положительные

отрицательные

Штаны; всякую; блуза; подымались; не серчает; хворостину; вкруг; обождите; худых; блажной; что ль; не велят; любят - то; оплошал; пешим; в самоё; котомку; не мудруй; помер; омыла; старые и малые; сроду; окончила ученье.

В них стояла влага, как неостывающие слезы; белое тело; живой; вправду живет на свете; родные мои; верил; кротость; родился жить; народ любит; не скрывал любви к живым существам; целовал цветы, стараясь не дышать на них; он гладил кору на деревьях; здоровый; смирно; мягкое чистое лицо; любил больше всего на свете; незлобная; благоуханием трав и лесов; на белые облака, рождающиеся в небе; плывущие и умиротворяющие в светлой воздушной теплоте; голос рек, бормочущих на каменных перекатах; живые; на душе легко; веселые; в покое и тепле; нежно и кротко; она любила всем теплом и светом своего сердца; утешает; не утомляясь.

Старый; в руках у него мало было силы; был мал ростом и худ; на сморщенном лице; редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца; закопченных от работы; прожженными искрами насквозь; умер; разорвали; страдаю; лишняя людям; больная грудь; недуга; состарила, истощала его; божье чучело; юрод негодный; белые, рот черен; мертвый; сор; бросали; толкали; ударил; злился; кричали; дразнили; сумрак; слишком больно; потешались; терзали его; мучили; упрекали; плохо учились; обижали; злое горе; обида; пьяными; сердце наполнялось злой яростью; бил; приходил в ожесточение; сердце слепое; калечат; упрекали; безответная глупость; с силой злобы; забраковали; забыли; жить стало хуже; злоба и глумление; чужое зло; ожесточение; насмешки и недоброжелательство.

Все перечисленные приемы, делающие авторскую речь и речь персонажей чрезвычайно яркой, образной, ни на минуту не позволяют забыть о том, что писатель пытался вести серьезный диалог с обществом, а устами героев высказывал собственные сокровенные мысли. Художественное открытие Платонова состоит в том, что в сфере просторечия, бытовой сниженной лексики, нарушения логики, синтаксиса и грамматики он нашел способ выражения серьезных понятий, традиционно существующих в ином языковом пласте.

Как можно заметить, в произведениях Платонова используются подчас противоположные языковые явления, как например: сближение далёких по семантике слов и в то же время сочетание синонимичных выражений, однокоренных слов, избыточная детализация, введение уточняющих причин и обратный приём – эллипсис, свёртывание информации. Выделяя разнообразные языковые особенности платоновской прозы, большинство учёных приходит к выводу, что язык Платонова строится преимущественно на соединении противоречивых тенденций.

Джанаева Н. Е. Поэтическая семантика в контексте Андрея Платонова: (На материале повестей 20-х годов): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Воронеж. 1989. с. 13.

Краткий словарь литературоведческих терминов. (В кн. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/ С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988. Под общ. редакцией С. Тураева.)

Кременцов Л.П. Задыхающийся язык // Русская речь. М., 1992. № 4. с. 34.

Михеев М.Ю. В мир Платонова через его язык. Предложения, факты, истолкования, догадки. – М.: Изд-во МГУ, 2002.- с.407.

Основные термины (генерируются автоматически): Корова, Юшка, речь персонажей, слово, рассказ, семантическая редупликация, выражение, избыточность фразы, профессиональная лексика, способ выражения.

Произведения А.П. Платонова в основном повествуют о добрых и несчастных людях, не способных на плохие поступки. Его персонажи зачастую беззащитны, но невероятно сильны духом, бескорыстны и добросердечны. Таким является и Юшка — главный герой одноимённого рассказа.

Юшка — невысокий, худой, бедный человек сорока лет, работающий в кузнице подручным помощником. Настоящее имя героя — Ефим, но все окружающие привыкли звать его Юшкой. Несмотря на свой возраст, выглядел он намного старше, и причиной тому была долго мучившая его чахотка. Юшка был слаб, плохо видел, глаза его всегда были влажны, будто в них стояли никогда не высыхающие слезы, а ходил он из года в год в одной и той же, порядком изношенной одежде.

Все жители города знали Юшку, но никто не был к нему по-настоящему добр, кроме, разве что, дочери хозяина кузницы Даши. Остальные же глумились над ним, вымещали на несчастном свою злобу. Дети бросались в него комьями земли и смеялись, когда он без тени упрека отвечал им: "Вы, должно быть, любите меня!". Юшка отличался своей большой любовью ко всему живому, искренне восхищался природой, "целовал цветы" и "гладил кору на деревьях". Этот человек был не способен проявлять жестокость по отношению к другим, именно поэтому люди имели возможность безнаказанно над ним издеваться.

Раз в год Ефим, надев на плечи котомку с хлебом, покидал город. Никто не знал, что он навещал девочку-сироту, которая училась и жила в Москве на зарабатываемые им деньги. Юшка во всем ограничивал себя ради нее, копил средства на ее обучение, а она, в свою очередь, пообещала ему выучиться на врача и вылечить его чахотку. Однако главному герою было не суждено дожить до ее приезда. Юшка умер, получив толчок в грудь от прохожего, разозлившегося на его слова о всеобщем равенстве. Это был первый и последний раз, когда Ефим Дмитриевич осмелился ответить на оскорбления. Смерть Юшки повлекла за собой не самые лучшие последствия. Оказалось, что своим существованием он действительно играл большую роль среди людей, хоть они и не замечали этого. Исчез тот, на ком можно было срывать свою злость, тот, кто безответно терпел все издевки и унижения. Отныне "вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними".

Таким образом, Юшка, над которым насмехались, которого презирали и считали чудаковатым, оказался намного милосерднее и человечнее всех тех, кто его окружал. Позаботившись когда-то о девочке-сироте, он оставил память о себе, подарив своему городу чудесного доктора.

2 вариант

Ефим двадцать пять лет проработал помощником кузнеца. Это тщедушный, невысокого роста человек. Глаза постоянно влажные. Казалось, что в них застыли невыплаканные слезы. На вид он был старик, хотя по паспорту всего сорок лет исполнилось. Возможно потому, что главный герой страдал чахоткой. Трудился на совесть. Хозяин кормил и платил небольшие деньги. Работник никогда не покупал для себя обновки, зимой и летом ходил в одном и том же. Пил лишь воду и ел то, что давал кузнец.

Люди называли его Юшка. Каждый, начиная детьми и заканчивая пожилыми, старались поддеть, обидеть его. Ефим был настолько незлобив, верил в доброту людей, поэтому все издевательства относил к своеобразному выражению любви к нему. Дети кидали в него камнями, удивляясь, что он не наказывает их. Взрослые всю накопившуюся злость и отчаяние также вымещали на несчастном.

Прошло много лет. Однажды случайный прохожий ударил его со всей силы. Только за то, что Юшка посмел впервые в жизни выразить свою точку зрения. Ответить на оскорбление. Главный герой умирает, не приходя в сознание. Кузнец с дочерью обмыли и похоронили бедолагу. Вскоре все забыли о нем.

Осенью приехала в тот город девушка. Оказалось, она сирота, которую Ефим Дмитриевич пристроил к неким людям. Много лет этот благородный человек оплачивал проживание и обучение по сути чужому человеку. Никогда не покупал себе чай и сахар. Все заработанные деньги копил и отдавал ей. Девочка очень любила названого отца и мечтала в благодарность выучиться на лекаря и исцелить его от чахотки. Для этого закончила медицинский университет. Но было поздно…

Доктор осталась в этом городке. Лечила людей, ходила к больным домой. Поддерживала их в трудную минуту. Как знать, возможно, среди пациентов были и те, кто обижал Юшку. Хочется думать, что им было стыдно за свой поступок. Девочка была такой же незлобивой, отзывчивой и сострадательной. До самой старости смотрела она за больными, честно выполняя свой ежедневный подвиг.

На примере Юшки и жителей городка Андрей Платонович призывает не судить человека по внешнему виду. Быть сострадательным к ближнему. Каждый человек достоин лучшего. Но не ко всем судьба бывает благосклонна.

Характеристика Юшки для 7 класса

Говоря про такого замечательного автора, как Платонов, следует отметить то, что он во время своей творческой карьеры старался показывать истории простых и добрых людей, которые были задействованы в тяжелом труде. Несмотря на то, что они были достаточно трудолюбивыми людьми, и работали во благо своей страны, их заслуги перед страной были оценены крайне низко. Стоит отметить, что главный персонаж данного произведения относится как раз к таким людям. Выйдя в свет в тысяча девятьсот шестьдесят шестом году, данная история содержала повествовательные элементы о самых настоящих человеческих чувствах, в которых была заключена любовь, коварство, преданность, и многие другие черты личности.

Проработав вместе с кузнецом более двадцати пяти лет, и помогая ему в самых тяжелых ситуациях, Юшка был представлен в образе невысокого и добродушного человека, у которого постоянно слезились глаза. Несмотря на то, что ему было всего лишь сорок лет, внешне он выглядел пожилым человеком, который болел чахоткой. Он был крайне трудолюбивым и исполнительным сотрудником, который получал крайне низкий оклад за свой нечеловеческий труд. Он не баловал себя одеждой, ходя во все времена года практически в одном и том же. Герой кушал еду, которую ему давали, а также надеялся на то, что со временем его жизнь улучшится. Многие люди называли данного героя Юшкой, стараясь задеть его достоинство, и надеясь поиздеваться над персонажем. Несмотря на то, что герой был крайне добрым, стоит сказать, что от этого он только страдал.

Как-то раз Юшка, впервые в жизни, посмел возразить одному из прохожих людей. В следствие чего, его ударили по лицу. При этом удар был настолько сильным, что он упал замертво. Героя похоронили знакомые люди. Когда девушка пришла на могилу, некоторые люди смогли узнать в ней дочь Ефима, за которой он присматривал, и отправлял все деньги, которые только заработал, чтобы она получила достойное и качественное образование. Девушка в ответ на такую щедрость, мечтала излечить отца от чахотки, и даже пошла работать врачом. Однако, она не успела сделать этого. Писатель хотел выделить и подчеркнуть крайне важную тематику, которая заключалась в том, чтобы отразить всю реальность, и показать, что не всегда доброта возвращается в том же виде, в каком она отдается. Произведение получилось ярким, интересным и очень поучительным. Через него можно сделать немало выводов, которые приводят читателя к идеям гуманизма и человеколюбия.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Юшки в рассказе Платонова

Популярные сегодня темы

Повесть Портрет Николая Гоголя делится на две части. Первая часть рассказывает историю молодого художника, который случайно увидел прекрасный портрет старика, на котором необычно изображены глаза

Мир изменится если каждый начнёт с себя. Некоторые ошибочно склонны полагать, будто культура поведения имеет место исключительно в отношениях между людьми. На самом деле это определение много глобальнее, реализует оно себя не только в тактичности

XXI-й век подходит к завершению. Алиса Селезнёва – дочь знаменитого биолога космического масштаба! Она мечтает стать членом экипажа в следующей экспедиции отца, цель которой – сбор редких животных со всей галактики

М.М. Пришвин - писатель, чье творчество у читателя ассоциируется с миром природы. Мастер литературного пейзажа, автор с необыкновенной тонкостью и простотой описывал сюжет каждого своего творения

К главным героям данного произведения относится семейство по фамилии Трубины. Эти люди имеют высокие моральные принципы. Они являются приверженцами царской России. Всё, что происходит вокруг


Место и время действия

Действие рассказа происходит в 1920 — 1930 годах в России, в небольшом городке неподалёку от Москвы.

Главные герои

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых любопытных -

Краткое содержание

Когда рано утром Юшка шел на работу, все понимали, что пора вставать. А когда он вечером возвращался, – что пора ужинать и ложиться спать.

И что в итоге?

Юшка — умирает после того, как его толкнул прохожий.

Девушка-сирота — обучившись на врача, приезжает в город, где раньше жил Юшка, бесплатно помогает безнадёжно больным туберкулёзом людям.

Заключение

Читайте также: