Речь швабрина из капитанской дочки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Описание героя

Происхождение и история Швабрина

Алексей Иванович Швабрин – выходец из богатой дворянской семьи, имеющей влияние в обществе. Он хорошо образован, знает несколько иностранных языков, обладает незаурядным умом, чувством юмора и смекалкой. С ранних лет он мечтает о военной карьере и начинает свою службу в элитном гвардейском полку. Сначала все идет хорошо, но дальше случается событие, причиной которого становится его неблагоразумие.

Внешность и характер

У Алексея Швабрина чрезвычайно взрывной характер, который становится причиной многих неприятностей. Из-за горячности в отношении поручика он теряет возможность продолжать службу в элитном полку. Резкость в отношениях с Гринёвым становится сначала причиной дуэли, а затем его перехода в стан Пугачева, что заканчивается для него каторгой.

Особенностями характера Швабрина являются его лживость и подлость. Он очень легко идет на обман и может, не краснея, оклеветать человека. Иногда он делает это с целью заполучить какую-нибудь выгоду, а нередко – просто от скуки. Поэтому люди стараются избегать общения с этим офицером, – никому не хочется быть понапрасну оклеветанным или обманутым.

Швабрин и Гринёв

Видя, что от соперника не так просто избавиться, Швабрин замышляет коварство. Он отправляет письмо родителям Гринёва, где подробно описывает произошедшее событие. Его расчет направлен на то, что старый Гринёв тут же заберет сына со службы и откроет ему, таким образом, путь к Маше. Но и здесь его ожидает неудача. Петр остается служить, а Швабрин, затаившись, ждет удобного момента.

Уже через некоторое время ему предоставляется возможность отомстить Гринёву. Скоро должен начаться суд над участниками восстания, в число которых входит и Алексей Швабрин. Он оговаривает Гринёва, подозревая его в измене и связи с бунтовщиком Пугачевым. Петру грозит каторга, но и здесь Швабрин проигрывает. Он плохо знает Машу, которая, добившись приема императрицы, делает все для освобождения своего жениха.

Швабрин и Маша Миронова

Когда Швабрин прибыл в Белогорскую крепость, он тут же заприметил дочку капитана Миронова. Маша не была красавицей, но влюбчивой натуре Швабрина было достаточно того, что она была просто приятной, миловидной девушкой. Постепенно Швабрин начал проявлять в отношении нее упорство, граничащее с настойчивостью. Он был уверен в положительном исходе дела: если Маша так и не проявит к нему интерес, то родители смогут убедить ее сделать правильный выбор. Ведь Швабрин – богатый аристократ, а Мироновы – почти нищие с огромной проблемой в виде дочки-бесприданницы.

Вряд ли Швабрин способен на большое и глубокое чувство. Его ухаживания – это скорее игра в кошки-мышки, развлечение от скуки. Маша хорошо понимает это и старается как можно реже сталкиваться с Алексеем. Но это еще больше заводит Швабрина, а появление в крепости Гринёва накаляет отношения сторон до предела. Маша отдает предпочтение Гринёву, а Швабрин, снедаемый ревностью, постоянно ищет способы для отмщения. Но его попытки ни к чему не приводят, а лишь еще больше отталкивают девушку. После падения крепости Швабрин держит Машу в заточении на полуголодном положении. Он рассчитывает таким образом сломить ее волю и добиться желаемого, но Маша спасается, а Швабрин продолжает строить новые планы для мести.

Швабрин и Пугачев

Переход Швабрина в стан врага на первый взгляд лишен логики: для него, богатого дворянина, поддержка сброда, из которого состоит войско Пугачева, – абсолютно абсурдное и рискованное мероприятие. Первая мысль, которая приходит в голову – это банальный страх за жизнь. Видя, что происходит в крепости, и как жестоко расправляются бунтовщики с непокорными, Швабрин присягает Пугачеву.

Он всеми силами изображает из себя преданного повстанца и даже меняет внешний облик: теперь он подстрижен на казачий манер и одет в казацкую одежду. Через некоторое время он настолько вживается в новую роль, что в нем уже невозможно опознать аристократа. Вероятнее всего, такое поведение было лишь хорошо спланированной игрой и преследовало две цели – назначение комендантом крепости и все та же месть Гринёву. Не особенно доверял Швабрину и Пугачев. Он не любил предателей, а Алексей именно таким и являлся. Поэтому он не верил в его искренность, но, несмотря на это, все же назначил его комендантом. Скорее всего, на принятие этого решения повлиял военный опыт Швабрина.

Роль героя в произведении

Швабрин – это тот фон, на который проецируются поступки остальных персонажей. Пушкин специально пользуется противопоставлением, чтобы еще ярче обозначить важность таких человеческих качеств, как мораль и добропорядочность. Единственное, что связывает главных героев – это любовь к Маше. Но Гринёв справедливо становится обладателем того, чего Швабрину получить так и не удается – любовь капитанской дочки. Это обстоятельство становится причиной ряда гнусных поступков: клевета на Машу, дуэль и подлый удар шпагой, предательство и присяга Пугачеву. В этом смысле образ Швабрина – это сконцентрированное воплощение всего отрицательного – подлости, бесчестия, жестокости, коварства и предательства.

Развитие героя по мере сюжета

Справедливым будет утверждение, что Швабрин практически не эволюционирует на протяжении всего повествования ни в одну, ни в другую сторону. Он не превращается из плохого героя в хорошего, не раскаивается, его не терзают угрызения совести. На момент его появления в повести он отбывает наказание в крепости за уже совершенное злодеяние. В нем изначально присутствуют все черты, присущие негодяям. Даже после неудавшихся планов его не оставляет чувство мести Гринёву. Но в итоге его личность разрушается, происходит ее опустошение и полная утрата человеческого достоинства.

Отношение автора к герою

Со стороны Пушкина прослеживается резко отрицательное отношение к данному персонажу. На это указывает и то, что он называет своего героя исключительно по фамилии, но иногда обходится даже без нее, оставляя лишь инициалы. Но автор не обделил Швабрина и положительными чертами. В повести говорится о его находчивости, остром уме и хорошем образовании. О судьбе Швабрина остается только догадываться, так как Пушкин не пишет ничего определенного. Вероятнее всего, он был казнен или приговорен к пожизненному каторжному заключению.

Прототипы

Экранизации героя

Следуя режиссерскому видению и авторской концепции, Шалевичу предстояло сыграть человека, олицетворяющего зло в чистом виде. Таким образ Швабрина был расписан и в сценарии. Но молодому актеру удалось создать не просто отрицательный персонаж, а незаурядного человека, ставшего жертвой своих беспринципных и неблаговидных поступков. Швабрин Шалевича – это страстная личность, ведущая свою азартную игру на фоне кровавого пугачевского бунта. На кону в этой игре стоит жизнь самого игрока, а ожидаемый приз – обладание Машей Мироновой. Такая трактовка логично объясняет поведение героя, который, оклеветав Гринёва, не затрагивает честное имя капитанской дочки. Шалевич показал, что Швабрин, достигнув самого дна духовного падения, сумел сохранить крупицы благородства и, тем самым, заслужить неожиданное сочувствие.

Напишите характеристику Швабрина по плану: 1. Место занимаемое героем в произведении 2. Общественное и семейное положение героя; обстановка 3. Манера держаться, внешность, особенности костюма 4. Речь героя 5. Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих 6. Понимание целей жизни, его основные интересы 7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действ. лицам 8. Отношение других действий. лиц к герою 9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения

1. Швабрин - один из второстепенных героев романа "Капитанская дочка".

Швабрин является ярким отрицательным персонажем.

2. Швабрин - дворянин из хорошей состоятельной семьи. Офицер. Имеет состояние.

Швабрин знает французский язык, как и все образованные дворяне. На досуге он читает книги на французском языке.

Сватался к Маше, но получил отказ.

3, 4, 5, 6. Молодой смуглый офицер, невысокого роста. Внешне не привлекателен. После захвата Пугачевым крепости внешность Швабрина существенно поменялась – он сменил привычный костюм на казацкую одежду, отпустил бороду.

Швабрин ведет себя важно. Бестыжий и дерзкий. Жестокий, подлый и злой. Но хороший фехтовальщик.

Обладает крайне вспыльчивым характером, что неоднократно становилась причиной его несчастий. Речь Швабрина лукава не потому, что он говорит неправду, а потому, что укрывает истину.

В целом же Швабрин – неглупый человек, он наделен сообразительностью и смекалкой, но в моменты эмоциональной нестабильности его умственные способности отходят на задний план – эмоции решают все. В его привычки входит обман людей и клевета. Порой он это делает из-за скуки, порой, чтобы получить какую-либо личную выгоду.

Так или иначе, это отталкивает окружающих от Швабрина – никому неохота общаться с дерзким и коварным человеком.

Добивается своей цели любыми средствами. Все делает в угоду себе, с легкостью предает всех.

Ему кажется, что он не совершает ничего особенного, но, добиваясь расположения Маши, переступает черту порядочности и здравомысли

О нравственном выборе Швабрина сказать нечего, потому что он - безнравственный человек.

7. Его не заботят чувства окружающих его людей. Ко многим людям с пренебрежением. К тем людям, от которых зависит его жизнь, он относится с уважением и глубоким почтением. Конечно же, таковым для Швабрина был Пугачев.

По воли своей влюблённости в Марию Миронову, не обращая на внимания, что чувства не являются взаимными, он решает силой заставить девушку быть с ним. Предательски поступает он по отношении и к своему друга, замышляя против того заговоры и предаиельство. ходе прохождения службы, когда началось восстание Пугачёва, он, недолго думая и совершенно не заботясь о своём долге переходит в его ряды.

8. Он отталкивает людей, своим поведением. Не внушает особого доверия. Никому не хочется общаться с предателем.

9. Пушкин осуждает Швабрина и других предателей, которые перешли на сторону Пугачёва. Негативный образ Швабрина становится фоном для отображения поступков и характеристик других персонажей. А. С. Пушкин с помощью противопоставления добивается яркого изображения важности моральности и добропорядочности. Алексей Иванович Швабрин все время был бесчестным, алчным человеком и в результате пострадал за свою вспыльчивость, злобу и корысть – за причастность к деятельности мятежников его отправляют на каторгу.

Алексей Иванович – образованный молодой человек, знающий языки, вольнодумец, с небольшим послужным списком поручика, со своими собственными представлениями о добре и зле. Ему кажется, что он не совершает ничего особенного, но, добиваясь расположения Маши, переступает черту порядочности и здравомыслия. Какая, скажите, девушка пойдет замуж за человека, который грозится взять ее силой?

Швабрин сослан в отдаленный гарнизон за вспыльчивый нрав и участие в дуэлях. Очень скоро он увидит в Гринёве соперника за сердце Маши, решится на то, чтобы оклеветать ее. Но он не ожидает такого отпора. Конфликт нарастает, он закончится дуэлью и тяжелым ранением Петра. Ему очень нравилась дочка капитана Миронова, на он называл Машу дурочкой и распускал о ней сплетни. Как потом оказалось, просто она не согласилась выйти за него замуж и он таким образом мстил ей. В конце повести Швабрин держит её под замком, сажает на хлеб и воду, хочет таким образом добиться взаимности с её стороны. Его подлость не знает границ, для него ничего не стоит оболгать и унизить человека. На дуэли с Гринёвым он воспользовался моментом, когда Петра отвлёк Савельич, и ранил его, а потом ещё и рассказал в анонимном письме отцу Гринёва о дуэли. Совершать низкие поступки для Швабрина обычное дело, ведь у него нет ни стыда, ни совести. Когда Пугачёв захватывает Белгородскую крепость, Швабрин не задумываясь переходит на сторону бандитов. Он становиться предателем, позабыв о том, что давал присягу верно служить императрице.
Швабрин перешёл на сторону Пугачёва не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы с Гринёвым и овладения Машей. Морально опустошённый человек, он вызывает у Пушкина резко отрицательное к себе отношение.
Представ перед правительственным судом Швабрин не успокоился и рассказал, что Гринёв тоже служил у Пугачёва. Он не смог отойти от своих принципов: врать и совершать подлость до конца.
Гриневу грозила Сибирь, и только мужество Маши, которая не побоялась поехать в Петербург к императрице, спасли молодого человека от каторги. Негодяй же понес заслуженное наказание.

На страницах романа Алексей Швабрин выступает не только как антипод Петра Гринева, но и как антиэталон поведения дворянина. В нём проявляются все низменные качества личности как образчик того, как ненужно и недостойно себя вести природному дворянину. Поскольку присутствие автора в тексте сливается с сознанием героя-повествователя, то Алексей Швабрин — только часть той картины мира, которая предстаёт перед взором Петра Гринёва во всём многообразии типажей и характеров. Швабрин ― это определённый тип дворянина, являющий недостойный образец поведения; это дворянин формально (по сословной принадлежности), но не по духу и нравственным принципам. Собственно какие-либо принципы в нём абсолютно отсутствуют. Главной чертой его личности становится лишь одно качество ― подлость, которая проявляется во всём, в том числе и речевом поведении. Следует заметить, что в контексте речевого портрета нам важны и экстралингвистические (невербальные) характеристики, такие как мимика, интонация (просодия), паузы, жесты героев и т.п. Они также придают дополнительные особенности описанию языковой личности, отражают её взаимоотношения с миром и ощущение самое себя в мире.

Сразу же обращает на себя внимание то, что Швабрин говорит по-французски. Он, конечно, в совершенстве владеет русским как любой носитель языка, но в данном случае употребление иностранного языка как основного разговорного указывает на то, что он делает это демонстративно: хочет подчеркнуть, что по духу он не сопричастен ко всему русскому. Конечно, принимая во внимание культурологический контекст той эпохи, мы помним, что в дворянской среде бытовало увлечение иностранными языками (более всего, французским), а свободное владение ими считалось признаком хорошего тона и обязательным атрибутом хорошего дворянского образования. Однако общение на французском предполагало наличие определенной речевой ситуации. Язык предполагал уместность использования — на нём общались на светских раутах или при ведении интеллектуальной беседы. В противном случае увлечение всем иностранным превращалось в манию — в галломанство. Неумеренное преклонение перед всем французским было признаком дурного вкуса и подобострастия перед иностранной культурой. Это и происходит со Швабриным. Перед нами ― типичный галломан. Во-первых, употребление французского ― это не только позёрство, но и сознательное желание через речь выразить презрение родному языку. Во-вторых, речевая ситуация знакомства — бытовая, повседневная, а значит, и употребление французского языка здесь неуместно и глупо. В-третьих, таким образом, Швабрин хочет продемонстрировать собеседнику, что он не принадлежит к окружению Василисы Егоровны и Ивана Кузмича, которых он почитает себе не равными. Последние, как известно, относятся к категории очень бедных дворян ― выходцев из бывших солдат. Это говорит нам о том, что дворянство их не столбовое, а было пожаловано им за какие-то особые заслуги перед Отечеством. Такая практика была частотна со времен правления Петра I. Об их бедности свидетельствует тот факт, что они имели в прислугах всего одну крепостную душу.

Герой-повествователь описательно сообщает нам о том, что Швабрин любит распускать неправдоподобные слухи, а значит, он весьма словоохотлив. Это выдаёт в нём натуру сплетника (гендерный лингвистический аспект: страсть к сплетням ― черта не мужского, но женского речевого поведения) и лжеца, клеветника. Кроме того, его колкие шутки набивают оскомину, надоедают и перестают нравиться собеседнику. Это значит, что они становятся постоянной чертой речевого поведения Швабрина: он скудоумен, потому, как ничем иным не может произвести впечатление. Его речевая деятельность ограничивается затверженным кругом тем, не может быть интересна, потому что выдаёт злонравный характер Швабрина.

Общение Гринёва со Швабриным становится всё более и более напряженным. Вызов на дуэль — вполне закономерный его исход. Повод тоже нашёлся. В надежде найти одобрение приятеля Гринёв неосмотрительно показывает Швабрину свои стихи, адресованные Маше Мироновой. Между ними происходит конфликтный диалог:

— Как ты это находишь? — спросил я Швабрина, ожидая похвалы, как дани, мне непременно следуемой. Но, к великой моей досаде, Швабрин, обыкновенно снисходительный, решительно объявил, что песня моя нехороша.

— Почему так? — спросил я его, скрывая свою досаду.

— Потому, — отвечал он, — что такие стихи достойны учителя моего, Василья Кирилыча Тредьяковского, и очень напоминают мне его любовные куплетцы.

— Не твое дело, — отвечал я нахмурясь, — кто бы ни была эта Маша. Не требую ни твоего мнения, ни твоих догадок.

Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! — продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, — но послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками.

— Что это, сударь, значит? Изволь объясниться.

— С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.

Кровь моя закипела.

— А почему ты об ней такого мнения? — спросил я, с трудом удерживая свое негодование.

— А потому, — отвечал он с адской усмешкою,— что знаю по опыту ее нрав и обычай.

— Ты лжешь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым бесстыдным образом.

Швабрин переменился в лице.

— Это тебе так не пройдет, — сказал он, стиснув мне руку. — Вы мне дадите сатисфакцию.

— Изволь; когда хочешь! — отвечал я, обрадовавшись. В эту минуту я готов был растерзать его [Пушкин, 1987, с. 252-253].

Трудно сказать, смог бы сам Гринев объяснить разницу между поединком и вооруженной дракой, но он был человеком иной эпохи, который подспудно ощущал свое право на дуэль. С другой стороны, рыцарские, хотя и неясные, представления Гринёва о поединке совсем не совпадали с гвардейским цинизмом Швабрина, для которого было важно убить противника (что он уже однажды сделал!), а не соблюсти определенные правила чести. Он хладнокровно предлагает обойтись без секундантов, хотя это и было против правил. Может быть, это происходит
потому, что Пушкин хотел выставить Швабрина особенным злодеем, а
может быть, потому что писатель показывает сложившуюся в то время ситуацию: дуэльный кодекс был размыт и еще не определен.

«Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивости. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно:

— Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее.

Швабрин побледнел как мертвый.

— Государь, — сказал он дрожащим голосом. — Государь, она не под караулом. она больна. она в светлице лежит.

…Швабрин остановился на лестнице.

Государь! — сказал он. — Вы властны требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей.

…У дверей светлицы Швабрин опять остановился и сказал прерывающимся голосом:

В речи героя-рассказчика, предшествующей диалогу Швабрина с Пугачёвым, описывается внутреннее эмоциональное состояние Алексея Ивановича. Он сам не свой, поскольку его бесчинствам пришёл конец, и теперь единственное, что его интересует — это возможные варианты спасения самого себя. Ему грозит неминуемая кара, и он лихорадочно пытается совладать с ситуацией, ища выход. Он бледнеет, запинается, его голос дрожит, что говорит о крайней степени его волнения. Сослужив службу не тому человеку, не в том месте, не в тот час, он отлично понимает, что попался в свои же собственные сети. Будучи коварным, Швабрин одновременно оказывается крайне недальновидным человеком: сейчас он оказывается во власти лица, чьё повеление ещё имеет силу. Некогда мечтая о собственной выгоде, он перешёл на сторону Пугачева, но так и не снискал его милости, поскольку никогда не обладал природным умом, понятиями о чести и совести.

Так со Швабриным было покончено. Он навсегда запятнал совесть и честь дворянина своим непотребным, циничным поведением. Он унижен, растоптан и убит. Ему не ведомы нравственные идеалы по-настоящему доблестного человека: Швабрин труслив, мелочен, коварен, злопамятен. Ни его характер, ни его поступки, ни его слова не являются примером жизни подлинного дворянина по крови. Его мироощущение презентует падение нравов и чести в одной отдельно взятой душе. Это типическое потому и реалистично, что нуждается в искоренении и осуждении, как неугодное и неправильное. Образ Швабрина создавался Пушкиным для выявления и облечения пороков, которые имели место быть в дворянской среде. Однако делалось это с той лишь целью, чтобы через сей отрицательный пример молодому поколению были привиты противоположные нравственные ценности — храбрость, смелость, рассудительность, доблесть, чувство долга, гуманизм, благородные и чистые порывы, достойные пылких и любящих сердец.

Описание героя

Происхождение и история Швабрина

Алексей Иванович Швабрин – выходец из богатой дворянской семьи, имеющей влияние в обществе. Он хорошо образован, знает несколько иностранных языков, обладает незаурядным умом, чувством юмора и смекалкой. С ранних лет он мечтает о военной карьере и начинает свою службу в элитном гвардейском полку. Сначала все идет хорошо, но дальше случается событие, причиной которого становится его неблагоразумие.

Внешность и характер

У Алексея Швабрина чрезвычайно взрывной характер, который становится причиной многих неприятностей. Из-за горячности в отношении поручика он теряет возможность продолжать службу в элитном полку. Резкость в отношениях с Гринёвым становится сначала причиной дуэли, а затем его перехода в стан Пугачева, что заканчивается для него каторгой.

Особенностями характера Швабрина являются его лживость и подлость. Он очень легко идет на обман и может, не краснея, оклеветать человека. Иногда он делает это с целью заполучить какую-нибудь выгоду, а нередко – просто от скуки. Поэтому люди стараются избегать общения с этим офицером, – никому не хочется быть понапрасну оклеветанным или обманутым.

Швабрин и Гринёв

Видя, что от соперника не так просто избавиться, Швабрин замышляет коварство. Он отправляет письмо родителям Гринёва, где подробно описывает произошедшее событие. Его расчет направлен на то, что старый Гринёв тут же заберет сына со службы и откроет ему, таким образом, путь к Маше. Но и здесь его ожидает неудача. Петр остается служить, а Швабрин, затаившись, ждет удобного момента.

Уже через некоторое время ему предоставляется возможность отомстить Гринёву. Скоро должен начаться суд над участниками восстания, в число которых входит и Алексей Швабрин. Он оговаривает Гринёва, подозревая его в измене и связи с бунтовщиком Пугачевым. Петру грозит каторга, но и здесь Швабрин проигрывает. Он плохо знает Машу, которая, добившись приема императрицы, делает все для освобождения своего жениха.

Швабрин и Маша Миронова

Когда Швабрин прибыл в Белогорскую крепость, он тут же заприметил дочку капитана Миронова. Маша не была красавицей, но влюбчивой натуре Швабрина было достаточно того, что она была просто приятной, миловидной девушкой. Постепенно Швабрин начал проявлять в отношении нее упорство, граничащее с настойчивостью. Он был уверен в положительном исходе дела: если Маша так и не проявит к нему интерес, то родители смогут убедить ее сделать правильный выбор. Ведь Швабрин – богатый аристократ, а Мироновы – почти нищие с огромной проблемой в виде дочки-бесприданницы.

Вряд ли Швабрин способен на большое и глубокое чувство. Его ухаживания – это скорее игра в кошки-мышки, развлечение от скуки. Маша хорошо понимает это и старается как можно реже сталкиваться с Алексеем. Но это еще больше заводит Швабрина, а появление в крепости Гринёва накаляет отношения сторон до предела. Маша отдает предпочтение Гринёву, а Швабрин, снедаемый ревностью, постоянно ищет способы для отмщения. Но его попытки ни к чему не приводят, а лишь еще больше отталкивают девушку. После падения крепости Швабрин держит Машу в заточении на полуголодном положении. Он рассчитывает таким образом сломить ее волю и добиться желаемого, но Маша спасается, а Швабрин продолжает строить новые планы для мести.

Швабрин и Пугачев

Переход Швабрина в стан врага на первый взгляд лишен логики: для него, богатого дворянина, поддержка сброда, из которого состоит войско Пугачева, – абсолютно абсурдное и рискованное мероприятие. Первая мысль, которая приходит в голову – это банальный страх за жизнь. Видя, что происходит в крепости, и как жестоко расправляются бунтовщики с непокорными, Швабрин присягает Пугачеву.

Он всеми силами изображает из себя преданного повстанца и даже меняет внешний облик: теперь он подстрижен на казачий манер и одет в казацкую одежду. Через некоторое время он настолько вживается в новую роль, что в нем уже невозможно опознать аристократа. Вероятнее всего, такое поведение было лишь хорошо спланированной игрой и преследовало две цели – назначение комендантом крепости и все та же месть Гринёву. Не особенно доверял Швабрину и Пугачев. Он не любил предателей, а Алексей именно таким и являлся. Поэтому он не верил в его искренность, но, несмотря на это, все же назначил его комендантом. Скорее всего, на принятие этого решения повлиял военный опыт Швабрина.

Роль героя в произведении

Швабрин – это тот фон, на который проецируются поступки остальных персонажей. Пушкин специально пользуется противопоставлением, чтобы еще ярче обозначить важность таких человеческих качеств, как мораль и добропорядочность. Единственное, что связывает главных героев – это любовь к Маше. Но Гринёв справедливо становится обладателем того, чего Швабрину получить так и не удается – любовь капитанской дочки. Это обстоятельство становится причиной ряда гнусных поступков: клевета на Машу, дуэль и подлый удар шпагой, предательство и присяга Пугачеву. В этом смысле образ Швабрина – это сконцентрированное воплощение всего отрицательного – подлости, бесчестия, жестокости, коварства и предательства.

Развитие героя по мере сюжета

Справедливым будет утверждение, что Швабрин практически не эволюционирует на протяжении всего повествования ни в одну, ни в другую сторону. Он не превращается из плохого героя в хорошего, не раскаивается, его не терзают угрызения совести. На момент его появления в повести он отбывает наказание в крепости за уже совершенное злодеяние. В нем изначально присутствуют все черты, присущие негодяям. Даже после неудавшихся планов его не оставляет чувство мести Гринёву. Но в итоге его личность разрушается, происходит ее опустошение и полная утрата человеческого достоинства.

Отношение автора к герою

Со стороны Пушкина прослеживается резко отрицательное отношение к данному персонажу. На это указывает и то, что он называет своего героя исключительно по фамилии, но иногда обходится даже без нее, оставляя лишь инициалы. Но автор не обделил Швабрина и положительными чертами. В повести говорится о его находчивости, остром уме и хорошем образовании. О судьбе Швабрина остается только догадываться, так как Пушкин не пишет ничего определенного. Вероятнее всего, он был казнен или приговорен к пожизненному каторжному заключению.

Прототипы

Экранизации героя

Следуя режиссерскому видению и авторской концепции, Шалевичу предстояло сыграть человека, олицетворяющего зло в чистом виде. Таким образ Швабрина был расписан и в сценарии. Но молодому актеру удалось создать не просто отрицательный персонаж, а незаурядного человека, ставшего жертвой своих беспринципных и неблаговидных поступков. Швабрин Шалевича – это страстная личность, ведущая свою азартную игру на фоне кровавого пугачевского бунта. На кону в этой игре стоит жизнь самого игрока, а ожидаемый приз – обладание Машей Мироновой. Такая трактовка логично объясняет поведение героя, который, оклеветав Гринёва, не затрагивает честное имя капитанской дочки. Шалевич показал, что Швабрин, достигнув самого дна духовного падения, сумел сохранить крупицы благородства и, тем самым, заслужить неожиданное сочувствие.

Читайте также: