Речь кана по делу далмацкого кратко

Обновлено: 07.07.2024

Цель данной работы - рассмотреть речевое воздействие адвоката Кана на материале текста его защитительной речей.

Защитительная речь - это публичная речь в защиту обвиняемого, обращенная к суду, ко всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела [2, 124]. Защитительная речь - вид официальной речи, произносимой в суде; ее отправителями могут быть профессиональный адвокат, общественный защитник или обвиняемый, выступающий в свою собственную защиту.

Назначение защитительной речи - переквалифицировать преступление после речи обвинителя и обосновать аргументы об изменении меры наказания 11, 75]. Следовательно, основная функция судебной защитительной речи - воздействие на аудиторию.

1. Барщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры вРоссии: Науч.-практ. пособие. М, 2000.

2. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.- 188с.

3. Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учеб. пособие. М.,2000.

4. Борисенко О.А. Стилистика казусов в системе прецедентного права в США/Личность, речь и юридическая практика: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. - Ростов-н/Д: ДЮИ, 2003. - 262 с.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-н/Дону:МарТ, 2001.-512 с.

6. Защита по уголовному делу: Пособие для адвокатов / Под ред. Е.Ю.Львовой. М.,2000.

7. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М.: Юристъ, 2000. -384 с.

8. Кап Н.П. Речь в защиту Далмацкого // Там же. С. 337-348.

9. КораловаА.Л. Характер образности фразеологических единиц/Вопросы фразеологии//Сборник научных трудов. Вып. 131.М.: МГПИ им. Мориса Тореза. 1978. - 246с.

10.Сергеич П. Искусство речи на суде. - Тула: Автограф, 1998. - 320 с. 11.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста. - М.: Юрайт, 2000. -288 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!

Что такое монолог с точки зрения психологии, лингвистики? Какими характеристиками он обладает? 9. Что такое диалогизация монолога? Чем она порождена в судебной речи? Каковы формы ее проявления? 10. Как юристы определяют место судебной речи среди функциональных стилей литературного языка? Выразите свою точку зрения на этот вопрос.

Примерный план практического занятия

1. История формирования судебной речи.

2. Ближайшая и конечная цель современной судебной речи.

3. Черты судебной речи, отличающие ее от других видов публичной речи.

4. Монолог. Его основные признаки.

5. Диалогизация судебной речи. Формы ее проявления.

Задание 1. Выразите мнение, какие черты судебной речи древнего мира уместны в наши дни, чему следует учиться у древних судебных ораторов. Отметьте, какие приемы, характерные для судебной речи древнего периода, использовали русские судебные ораторы XIX в.

Задание 2. Прочитайте речь Н.П. Кана по делу Далмацкого и речь О.В. Дервиза в защиту Васильевой, посмотрите, как определяется целевая установка каждой речи; подумайте, как проявляются в них все черты судебной речи; способствуют ли речи формированию убеждения судей, оказывают ли воспитательное воздействие на присутствующих в зале суда граждан. Проследите, как проявляются в них качества воздействующей речи, черты функциональных стилей литературного языка. Покажите богатство речи ораторов.

Задание 3. Пронаблюдайте в обвинительной и защитительной речах по делу Артемьева (см. Приложение 1) диалогизацию монолога. Какие языковые средства содействуют этому? Каковы функции диалогической речи в суде присяжных?

Задание 6. Прочитайте речь А.Ф. Кони по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем, отметьте в ней средства связи, признаки диалога, средства, содействующие убедительности речи.

Задание 7. Прочитайте отрывок из речи государственного обвинителя В.И. Романова [см. 172]; выделите средства диалогизации речи, обратите внимание, как они привлекают внимание судей.

5. Вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства.

6. Характеристика судебной аудитории

7. Этика судебного оратора.

8. Этапы подготовки к выступлению в судебных прениях.

Б. Практические задания.

2. Прочитайте речь Н.П.Кана по делу Далмацкого и речь О.В.Дервиза в защиту Васильевой, посмотрите, как определяется целевая установка каждой речи; подумайте, как проявляется в них черты судебной речи; способствуют ли речи формированию убеждения судей, оказывают ли воспитательное воздействие на присутствующих в зале суда граждан. Проследите, как проявляется в них качества воздействующей речи, покажите богатство речи ораторов. (Обе речи помещены в книге Н.Н.Ивакиной).

ЛИТЕРАТУРА

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Р/Д, 2002.

Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов). – М., 1999.

Судебная журналистика и судебная риторика. – Орёл, 2008.

Михальская Н.П. Мысль и слово. – М., 1996.

Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство. – М., 2004.

Риторика для юристов: основы судебного красноречия. – Р/Д, 2008.

Сергеич П. Искусство речи на суде. – Тула, 1998.

Практическое занятие № 4.

Тема: Искусство спора.

А. Вопросы для обсуждения.

1. Из истории спора.

2. Спор, диспут, дискуссия, полемика - сходство и отличие.

3. Содержание спора.

4. Полемические приёмы.

6. Убеждение собеседника.

7. Уловки в споре

II. Практические задания.

1. Подберите 15 пословиц о споре таким образом, чтобы в них отразились различные стороны спора.

2. Проанализируйте рассказ В.М.Шукшина “Срезал” с позиций ведения спора.

3. Приведите известные вам случаи споров из судебной практики.

ЛИТЕРАТУРА

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Р/Д, 2002.

Судебная журналистика и судебная риторика. – Орёл, 2008.

Михальская Н.П. Мысль и слово. – М., 1996.

Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство. – М., 2004.

Риторика. – Минск, 2000.

Сергеич П. Искусство речи на суде. – Тула, 1998.

Шейнов В.П. Риторика. – Минск, 2000.

Практическое занятие № 5.

Тема: Речевая агрессия. Лингвистическая экспертиза

А. Вопросы для обсуждения.

1. Понятие речевой агрессии.

2. Важнейшие формы речевой агрессии.

3. Ситуации речевой агрессии.

4. Понятие о конфликте.

5. Предмет лингвистической экспертизы.

7. Умение постановки вопросов к лингвистической экспертизе.

8. Суждения и мнения.

Б. Практические задания.

1. Проанализируйте реальные случаи проявления речевой агрессии (из жизни, из художественной литературы, из СМИ).

4. Поставьте вопросы для экспертизы предложенного текста (задание выполняется в аудитории).

ЛИТЕРАТУРА

Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. – М., 2007.

Михальская А.К. Русский Сократ. – М., 1996.

Судебная журналистика и судебная риторика. – Орёл, 2008.

Цена слова. – М., 2002.

Практическое занятие № 6.

Тема: Судебная журналистика. Журналистское расследование

А. Вопросы для обсуждения

1. Общее понятие о журналистском расследовании.

2. Особенности журналистского исследования-расследования

3. Факты и версии.

4. Виднейшие представители судебной журналистики России и СССР.

Б. Практические задания.

1. Проанализируйте (по выбору) одно из журналистских расследований (из центральной или местной прессы).

ЛИТЕРАТУРА

Ваксберг А. Царица доказательств. – М., 1992.

Константинов И. Журналистское расследование. – М., 1999.

Судебная журналистика и судебная риторика. – Орёл, 2008.

Практическое занятие № 7.

Тема: Техника речи

1. Читайте текст, стараясь экономно распределять выдох. Дыхание добирайте только в конце строчки.

Твёрдо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханья и звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи

И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции чёткой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –

Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.

Выдох веди экономно – с расчётом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, медленность, плавность –

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

2. Прочитайте стихотворение В.Я.Брюсова, добиваясь ясного и выразительного звучания; обратите внимание на свою дикцию, дыхание, интонацию.

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,

Расплетались и сплетались от зари и до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые

Заметались, затерялись в океане корабли.

С неудерживаемостью перебрасываемые

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете ли не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Сейчас начну я опускаться.

Мой голос будет отражаться

И в резонаторе грудном

И непременно в головном.

А дно морское ближе…

И вот уж в царстве я подводном!

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко,

Чтоб овладеть грудным регистром,

4. Медленно, отчётливо выговаривая каждый звук, прочитайте скороговорки; затем повторите несколько раз, убыстряя темп речи.

Инцидент с интендантом

Дробью по перепелам да по тетеревам

Расскажи мне про покупки! – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Тётя чуть чего – Тютчева читает.

На дворе трава, на траве дрова. Поруби дрова на траве двора.

Стоит поп на копне, колпак - на попе, копна – под попом, поп – под колпаком.

5. Читайте текст сначала медленно, а затем убыстряйте темп речи.

Темп речи убыстрять учусь,

Сейчас три круга я промчусь.

Вот в первый круг пустился я,

Хоть речь и быстрая моя,

Но до предела далеко,

Я говорю слова легко

И на пути ни оговорки,

В том помогли скороговорки.

Вот в круг вступил теперь второй,

Ускорился темп речи мой,

Всё собранней, короче слово,

Точна предельна мысль моя,

А интонация готова

Всё выразить, что вижу я.

Вот третий круг ещё быстрее,

Чтоб финиша достичь скорее!

Слова строчат из пулемёта:

Весь речевой мой аппарат,

Готовый к бою, только рад,

Когда пред ним трудней задача.

Тренировался – есть удача!

Кто ж тренингом пренебрегал,

Тот в мастерстве своём отстал.

6. Подготовить и выразительно прочитать рассказ о случае из собственной жизни (3-5 минут).

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Цель данной работы - рассмотреть речевое воздействие адвоката Кана на материале текста его защитительной речей.

Защитительная речь - это публичная речь в защиту обвиняемого, обращенная к суду, ко всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела [2, 124]. Защитительная речь - вид официальной речи, произносимой в суде; ее отправителями могут быть профессиональный адвокат, общественный защитник или обвиняемый, выступающий в свою собственную защиту.

Назначение защитительной речи - переквалифицировать преступление после речи обвинителя и обосновать аргументы об изменении меры наказания 11, 75]. Следовательно, основная функция судебной защитительной речи - воздействие на аудиторию.

1. Барщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры вРоссии: Науч.-практ. пособие. М, 2000.

2. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.- 188с.

3. Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учеб. пособие. М.,2000.

4. Борисенко О.А. Стилистика казусов в системе прецедентного права в США/Личность, речь и юридическая практика: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. - Ростов-н/Д: ДЮИ, 2003. - 262 с.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-н/Дону:МарТ, 2001.-512 с.

6. Защита по уголовному делу: Пособие для адвокатов / Под ред. Е.Ю.Львовой. М.,2000.

7. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М.: Юристъ, 2000. -384 с.

8. Кап Н.П. Речь в защиту Далмацкого // Там же. С. 337-348.

9. КораловаА.Л. Характер образности фразеологических единиц/Вопросы фразеологии//Сборник научных трудов. Вып. 131.М.: МГПИ им. Мориса Тореза. 1978. - 246с.

10.Сергеич П. Искусство речи на суде. - Тула: Автограф, 1998. - 320 с. 11.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста. - М.: Юрайт, 2000. -288 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!

Читайте также: