Рецензия на фильм москва слезам не верит кратко

Обновлено: 05.07.2024

11 февраля 1980 года, ровно 40 лет назад, в СССР состоялась премьера фильма Владимира Меньшова "Москва слезам не верит".

Спустя неделю, фильм принимал участие в Берлинском международном кинофестивале. Фильм был номинирован на главную премию этого фестиваля - на Золотого Медведя. Но жюри фестиваля под председательством шведской актрисы Ингрид Тулин присудило этот приз двум другим фильмам: американскому - "В глубине страны" и германскому - "Палермо или Вольфсбург". Честно признаюсь, я эти фильмы не видел, но судя по их рейтингам что на IMDB, что на Кинопоиске - фильмы более чем средние.

Интересно было бы узнать мнение по этому поводу Александра Наумовича Митты, который был членом того жюри. Просто потому, что тремя месяцами спустя на экраны советских кинотеатров должен был выйти фильм Александра Митты "Экипаж". И я не первый, кто задумался над этим вопросом. Ещё 10 лет назад этим вопросом озаботился известный наш кинокритик Сергей Кудрявцев.

Впрочем, буквально через год фильм Владимира Меньшова добился успеха на другом, не менее престижном кинофоруме. "Москва слезам не верит" получил Оскара в номинации Лучший фильм на иностранном языке. Причем, в конкурсе за эту премию фильм Меньшова обошёл шедевр Акиры Куросавы "Кагемуся: Тень воина".

Тот факт, что Американские киноакадемики фильм Владимира Меньшова предпочли "Кагемусе", а также фильму Франсуа Трюффо "Последнее метро", просто-таки возмутил кинообозревателя The New York Times Винсента Канби, который в своей рецензии написал, что фильм "Москва слезам не верит" на фоне вышеупомянутых японского и французского фильмов выглядит откровенной халтурой.- By Vincent Canby, May 8, 1981, The New York Times

Ну, халтура или не халтура, это, наверное, должен решать тот, для кого фильмы снимаются - кинозритель. А кинозритель решил так: 84,4 миллиона зрителей посмотрели этот фильм за первый год его демонстрации. А это - каждый третий житель нашей страны в 1980 году, включая младенцев. Ну, это тогда - 40 лет назад, до наступления эпохи интернета. А сегодня - 79% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки от 8 до 10. Вот вам и халтура.

Впрочем, что возьмёшь с кинокритиков, тем более американских, если даже Роджер Эберт приписал фильм "Москва слезам не верит" . венгерскому кинематографу. И это критик, считающийся у них гуру в своей области. Чего уж ждать от остальных?

Мы не будем писать много об этом фильме, поскольку, предполагаем, в связи с его юбилеем будет много всевозможных публикаций. Не говоря о том, что за прошедшие 40 лет уже было опубликовано немало. Как никак, фильм занимает второе место место в истории советского кинопроката по количеству зрителей, уступая только "Пиратам XX века". А кроме того, в истории советского кино было всего 4 фильма, удостоенных премии Оскар. И один из них - "Москва слезам не верит".

Учитывая всё сказанное выше, по версии FilmGourmand'а, "Москва слезам не верит" имеет рейтинг 9,063 и занимает 133-е место в Золотой Тысяче.

Американские кинорецензии, переводы которых ранее были представлены на этом канале, посвящались в основном хоть и популярным лентам, но известным лишь в пределах нашей страны. Теперь настал черед и знаменитого отечественного оскароносца - мелодрамы Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Оказывается, факт присвоения весьма почётной кинонаграды фильму из разряда совсем нефестивального в свое время покоробил не только наших кинокритиков, но и некоторых штатовских - в том числе Винсента Кэнби, уже знакомого по паре других обзоров в газете "Нью-Йорк Таймс", где эта статья была опубликована в номере от 8 мая 1981 года:

То, что академия оказала ему такую ​​честь, - само по себе невероятно, но это не столько комментарий к советскому кинопроизводству, сколько про оскаровский комитет, отобравший пять номинантов на иностранные фильмы, а затем о тех членах академии, которые посчитали, что советский фильм является лучшим из всех (согласно правилам, право голосовать за конкретную номинацию имеют только доказавшие, что смотрели все пять лент-претендентов). Это как если бы Пулитцеровскую премию за художественную литературу получила Рона Джаффе - то, чего она, думаю, не ожидала бы и сама. Скорей всего.

Тося - самая прозаичная из трёх - становится женой кормильца семьи, парня хорошего, но звёзд с небес не хватающего. Людмила - нахалка, с ходу завоевавшая сердце знаменитого хоккеиста, но лишь для того, чтоб понять, что на льду тот гораздо сильнее, чем вне его. Ну и наконец, Катерина - наиболее интересная из всех. Её оставил беременой телеоператор и теперь она должна позаботиться и о себе, и о ребёнке. Станет ли она от этого лучше? Придёт ли к терпеливой, трудолюбивой, мудрой и красивой героине счастье?

Картина состоит из двух частей, действие первой из которых происходит в 1958 году, когда героини были молоды и впечатлительны, а второй - в середине 1970-х, где каждой пришлось по-своему приспосабливаться к реальной жизни. Время от времени звучат намёки на социальную сатиру, но они до такой степени беззубые, что могут удивить и заинтересовать разве что отъявленного и неперестроившегося сталиниста.

(с) Перевод с английского специально для kin0guru - Albert Magnus

Москва слезам не верит


blythe
4 июля 2014 г., 00:46

Гоша - это воплощение всего того, что я ненавижу в мужиках (поскольку он именно мужик, мужчиной его назвать язык не поворачивается). Этот типичный совок, кухонный философ в грязных ботинках, и он, видите ли, будет решать все сам, на том простом основании, что он мужчина. Это же на каком таком основании он считает себя мужчиной, только на основании обладания нефритовым стержнем?=)
Это милый и забавный фильм, конечно, я помню его с детства, но я не могу полностью, так сказать, им наслаждаться, поскольку меня коробит это отношение к женщинам, это пресмыкание перед недосамцом (ни разу не альфа-самцом, к тому же!:), этот совковый концепт "простого бабского счастья".


rhanigusto
20 февраля 2019 г., 23:56

…чувственная драматургия социалистического мелодраматизма…

…в центре повествования, растянувшегося на два с половиной часа кинотеатрального времени и два десятка лет экранного хронометража, история трёх подруг, понаехавших покорять столицу из периферийного захолустья. Выдержанная и решительная Катерина трудится на заводе. Скромная и простоватая Антонина работает штукатуром. Взбалмошная и мечтательная Людмила вкалывает на хлебозаводе. Вторая в итоге выйдет замуж за простого работягу и нарожает ему троих сыновей. У третьей случится бурный и почти авантюрный брак с явно не изуродованной интеллектом восходящей звездой советской хоккейной сборной. Закончится данное супружество его исступлённой алкозависимостью и её закономерным разводом. Основная же и самая интересная жизненная повесть как раз оказывается у первой героини. Катерина закрутит роман с останкинским телеоператором Рудольфом. Вскорости от него забеременеет, родит девочку и окажется им же брошенной. Несмотря на такой удар судьбы, дочку Александру она благополучно и целиком самостоятельно вырастит. Где-то между роддомом и любовными метаниями закончит профильное высшее учебное заведение и сделает головокружительную карьеру на своём же заводе до уровня директора предприятия с тремя тысячами подчинённых ей лично работников…

…успехи в сфере самореализации, что правда, соседствуют в главной героине с дефицитом достижений в личной жизни. Отсутствие любимого мужчины в жизни Катерины действует на неё угнетающе. До той самой поры, когда в вагоне пригородного электропоезда ей не встречается слесарь из некоего неназванного в ленте научно-исследовательского института по прозванию Гога. Который представляется в дальнейшем то Гошей, то Жорой; а время от времени и вовсе — Георгием Иванычем. В меру нахальный, относительно интеллектуально наполненный, немного эксцентричный, со своеобразной жизненной позицией он с первого взгляда и начальной фразы приходится Катерине весьма по нраву. С последующим развитием взаимной симпатии до состояния обоюдной влюблённости…


Shishkodryomov
22 января 2019 г., 00:20

Этот фильм не может не нравиться, ибо удовлетворяет любые потребности. Для романтиков здесь полный набор прекрасных сбывшихся надежд, а для реалистов - большой кусок настоящего, даже по нынешним временам соответствующего реалиям. Чтобы фильм стал успешным, вернее, залогом успеха фильма являются песни. В советские годы, конечно, было проще - зрители смотрели абсолютно все, что разрешали, но ничего, скоро мы ко всему этому вновь вернемся. Уже вернулись. Я тоже смотрю наши фильмы, радуюсь, хлопаю в лодошки, а импортные приходят с опозданием, нерадивые уродцы. И что они нам могут рассказать кроме того, что у них там самолеты падают да мосты рушатся. Проклятые буржуины. Даешь Беломорканал.

Кроме универсальности формулы фильма "Москва слезам не верит" имеет универсальных героев. Нам предложено на выбор - делать карьеру Кати (Гоша встретится только в 40, не дай бог еще где залежится), жить теплым семейным счастьем Тоси (муж с животом и двое детей) и ловить птицу-счастья Людмилы (лотерейные билеты и бывший муж-алкоголик). Вы что выбираете? Я бы пошел в монастырь или на панель.

Кроме того, помимо разных судеб, нам предлагаются разные жизненные концепции. Одну из них, катину, мы принимаем близко к сердцу, да и как иначе, в связи с подобными обстоятельствами. Другую, гошину, мы узнаем из быстрых разговоров и того, что он нам показал. От героя Баталова за километр несет советским неестественным героизмом, годным только для кино, мне всякий раз неудобно все это смотреть, стараюсь перемотать.

Чисто теоретически подобные мужчина и женщина могут найти друг друга, особенно, если женщина-лидер уже пережила кризис подруг и социальных клише, которые все на перебой твердили, что ей нужен альфа-самец с которым будет пристойно ходит под ручку по торговому центру. Другое дело, что фикция счастья исключительно сиюминутна, не смогут ужиться в одной квартире два лидера. Ну, да Баталов косит под него, но мы, согласно сюжету, ему верим. Я, правда, не верю.

Черных (автор сценария) на каком-то этапе написал вполне годную литературную версию "Москва слезам не верит", но она исключительно для реалистов. Местами же меня она очень порадовала. Например, судьбою Людмилы.

А еще фильм подкупает этой самой московской атмосферой, которая, нет-нет, да и пробивается порою через суету города, через эти пластиковые карточки и постоянную беготню наперегонки. Ни капли романтики, все это и так есть в этом фильме. Когда-то я очень романтичным юношей сюда приехал, пару раз уезжал, но все равно сижу здесь, как обычное мещанское быдло.

"Москва слезам не верит". Да верит, она же женщина.


Lenisan
19 сентября 2016 г., 22:13

Фильм добрый, трогательный, с замечательным юмором, присущим лучшим советским картинам. Когда-то в детстве видела из него отрывки, а сейчас вот собралась посмотреть целиком. Сюжет незамысловатый, конечно, и в ряд любимых фильм не встал: из советского кино мне больше всего нравятся картины одновременно смешные и трагические, такие как "Небеса обетованные" или "Безымянная звезда", со сложными характерами и конфликтами. Но и вечер, потраченный на "Москва слезам не верит", не считаю потраченным напрасно, есть о чём подумать, есть что обсудить и над чем посмеяться.

Например, богатой темой для обсуждения у нас с мужем стал Гоша. Интересно, что нам обоим он не понравился. Мне всё кажется, что счастье Катерины очень быстро обернётся большим несчастьем, потому что "я мужик и я решаю!", "одевайся и на пикник!" - это всё может быть милым некоторое время. Довольно-таки недолгое. Но я же всё-таки не Катерина, и может статься, для неё это идеальный тип мужчины. Меня в Гоше куда больше покоробило другое: молниеносный захват чужой жилплощади. Зашёл, осмотрелся - "так, жить будем вместе, дней через пять поженимся". Наверное, создатели фильма имели в виду показать одновременно суровую мужскую решительность и трогательную романтику. Ах, какой! Пришёл, увидел, взял замуж. А у меня сложилось впечатление о Гоше как о человеке, не имеющем своего угла (и правда, нам же показали жуткую голую комнатушку в коммуналке, где он обитает), который увидел тёплое, обжитое помещение, где кормят вкусно и тапочки у входа - и вот на помещении немедленно женился. Вспоминается один блог, в котором умудрённая опытом женщина пишет всякое о своей жизни - в том числе там был пост о том, что в юности ей посчастливилось быть владелицей собственной квартиры, и вот те мужчины, которые сразу начинали торопить в ЗАГС - это были мужчины без своего угла. Те же, кому было где приткнуться, никуда не спешили. Думаю, понятно, при чём тут Гоша.

Но не только этим персонажем, конечно, интересен фильм, и даже не столько. Это замечательная история о том, что из любой передряги можно выкарабкаться, если у тебя есть надёжные друзья. Это удивительная экскурсия в прошлое, особенно для тех, кто в те времена пожить не успел (я была шокирована причёсками, честно скажу). Это лёгкое моралитэ на тему "выгодной партии". Ну и конечно, это замечательная актёрская игра.

гоша приехал к кате в гости

катя и родион москва слезам не верит

Несмотря на огромный успех и восторженные отзывы десятков миллионов зрителей появилось немало критиков, которые не разделяли настроение публики и считали работу Меньшова посредственностью, которая незаслуженно получила широкий общественный резонанс. Да что уж тут говорить, многие коллеги за спиной режиссера зачастую нелестно отзывались о фильме. Возможно, ими управляла зависть, но даже по прошествии стольких лет фильм нередко подвергается далеко не самой лестной критике.

катя сидит в гамаке

катя очень расстроена

встречают гостей москва слезам не верит

Если Екатерина уверена в чувствах Рудольфа, неужели нельзя рассказать о том, что она вовсе не дочь профессора, что не живет в московской высотке, не учится в университете, а работает на заводе? Ведь отношения, которые построены на лжи и недоверии, обречены. Возможно, Катя боялась потерять Рудольфа или не понимала этого.

актеры Юрий Васильев и Вера Алентова

катя привезла александру домой

Неужели у Екатерины не хватило ума и сообразительности распознать сущность парня за несколько недель знакомства? И при этом она за 15 лет умудрилась стать руководителем крупного предприятия, в котором трудится порядка 3 000 человек. Как-то не стыкуются эти два противоречивых факта.

провожают в отпуск

Также у некоторых критиков появляются вопросы касательно брата матери Екатерины — знаменитого профессора Тихомирова. По фильму он на время своего отпуска оставляет квартиру племяннице с подругой. Неужели такой дядя не поспособствует племяннице, чтобы та поступила в университет и обустроилась в Москве? Возможно, это и произошло между первой и второй серией фильма, когда Катя уснула с плачущим ребенком в 1959 году, а проснулась с 16-летней Александрой в 1975 году. За это время Катя окончила университет, невероятным образом продвинулась по карьерной лестнице, вступила в партию и стала членом Моссовета.

Лия Ахеджакова Москва слезам не верит

Давайте все-таки будем реалистами. Такой ошеломляющий успех в период расцвета застоя в нашей стране был возможен только при наличии блата и чьей-то довольно влиятельной поддержки. Да даже по воспоминаниям Меньшова на худсоветах в открытую говорили, что такую карьеру, особенно женщине, сделать нельзя. Но в то же время почему-то мало, кто вспоминал наиболее очевидный карьеристский успех предшествующего министра культуры.

за рабочим столом

володя и катя в комнате

первая встреча

Можно допустить, что Гоша неожиданно влюбился, в нем открылись эти чудесные качества только после знакомства с Екатериной Александровой, и он ее по-настоящему полюбил. И неожиданно бросает ее только за то, что она оказалась директором завода? Почему? Первый вариант: Она ему солгала о своей должности, вернее не стала опровергать его догадки. Второй вариант: Он понял, что она ему неровня.

сцена в электричке москва слезам не верит

вера алентова фильм москва слезам не верит

Читайте также: