Виктор федорович шаталов вклад в педагогику кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Пед. Сист аталова.docx

Система обучения В. Ф. Шаталова

В. Ф. Шаталов, по его словам, не открыл ничего нового, просто взял на вооружение рациональные идеи из педагогики и психологии. Основное в его технологии обучения: организация сложной познавательной деятельности учащихся в условиях группового обучения (класс). Всеми возможными средствами он заинтересовывает учащихся, развивает их активность, вносит элемент соревновательности. Работает так, чтобы у всех все получалось, все добивались успеха. А успех порождает уверенность в себе и соответственно следующий успех. Ученику становится интересно, когда у него начинает получаться.

Особенности системы В.Ф Шаталова:

предельно понятное объяснение учебного материала на уроке: сначала развёрнутое изложение, а затем – свёртывание материал в логическую блок-схему (опорный плакат);

разделение на уроке слушания и записывания учениками;

опережающее рассмотрение теоретического материала, его закрепление и углублённое усвоение на основе использования блок-схем (опорных конспектов, плакатов, сигналов), в которых сжато и схематично отражена логика материала;

контроль знаний учащихся по блок-схемам;

ученик должен по памяти нарисовать;

опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала;

создание в классе комфортной социально-психологической атмосферы, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно;

оценивание каждого ученика на каждом уроке;

возможность ученика улучшить свой балл;

сотрудничество с учащимися и родителями.

Этапы обучения по системе В.Ф. Шаталова .

1. Развернутое объяснение материала, создание блока ключевых вопросов. Важная роль отводится внешней форме подачи материала, которая должна быть эмоциональной и наглядной.

2. Сжатое изложение того же материала по опорному плакату. На этом этапе происходит свёртывание учебного материала с помощью кратких записей, условных обозначений и изображения логических связей. Учитель предъявляет и поясняет опорный плакат.

3. Изучение опорных сигналов учениками. Каждый ученик получает лист с опорными сигналами для индивидуальной работы.

4. Домашняя работа учащихся с учебником и опорными сигналами.

5. Воспроизведение учениками опорных сигналов на следующем уроке.

6. Ответы учащихся по опорным сигналам

7. Постоянное повторение изученного материала, углубление ранее усвоенных знаний. На этом этапе организуется взаимопомощь между одноклассниками, а также между старшими и младшими учениками.

Опорные сигналы – то, с чем часто ассоциируется у педагогов обучение по системе В.Ф. Шаталова.

Сам Виктор Фёдорович не считает опорные сигналы главным элементом обучения.

Его система включает в себя целый комплекс взаимосвязанных методик:

применения опорных сигналов;

снятия усталости учащихся с помощью физических упражнений.

Опорные сигналы выступают лишь средством, но средством многофункциональным, пронизывающим весь учебный процесс.

Они применяются …

как средство наглядности и образец логического свёртывания большого объема информации при объяснении нового материала;

как дидактический материал для организации закрепления;

как средство организации домашней подготовки;

как памятки для повторения, обобщения и систематизации изученного;

как средство контроля;

как форма письменного ответа учащихся при контроле;

как средство обратной связи с родителями и т. д.

Основные требования к опорным сигналам:

лаконичность – максимальная краткость;

структурность – ясно видимые связи между всеми изображёнными на листе элементами;

наличие смысловых акцентов – в общей структуре должны быть выделены разнородные элементы, начало и конец логической цепочки, ключевое событие, главная причина и т.д.;

автономность – каждый лист опорных сигналов обладает смысловой завершённостью, соответствует определённой теме учебного материала;

ассоциативность и образность условных изображений;

доступность для воспроизведения от руки (опорные сигналы воспроизводятся детьми при проверке домашнего задания);

цветовая наглядность – использование разного цвета для расстановки смысловых акцентов.



В 70-х годах прошлого века учитель математики из Донецка, Виктор Федорович Шаталов, обнародовал авторскую методику обучения. Эта система обучения опередила время: и ныне до конца не раскрыта ее педагогическая и психологическая сторона. Потенциал методики огромен. Хотя сейчас она стала достоянием избранных по причине авторитарности современной школы и нежелания ломать сложившиеся стереотипы обучения.

Биография народного учителя Шаталова

В 1927 году в г. Сталино (Донецк) родился будущий педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов. Героически воевал на фронте, имеет награды. В 1953 г. он окончил Сталинский (Донецкий) пединститут, но уже с 1951 г. преподавал математику в школе, а вскоре стал ее директором.

С 1956 г. организовал экспериментальные классы в родной школе на Бульваре Шевченко, 65 по своей методике, которую создавал 13 лет.

Начал применять ее в свободное время 2 раза в неделю.

Первый такой класс из 33 человек изучил полный курс школы на 2 года раньше и показал блестящие результаты. В ВУЗы поступило 100% его учеников, причем более половины получали повышенные стипендии.

Шаталов углублял и обобщал свою методику все последующие годы. Он писал научные работы и книги, с 1973 г. стал сотрудником НИИ педагогики УССР, а с 1985 г. — членом АПН СССР.

НИИ методов обучения АПН СССР в Донецке в 1987 г. назначило его заведовать лабораторией проблем интенсификации учебного процесса. Шаталов продолжал сочетать исследования и эксперименты с преподаванием в школе.

В период перестройки учителя-реформатора отметили наградами:

  • заслуженный учитель УССР (1987);
  • народный учитель СССР (1990);
  • орден Знак Почёта;

Про экспериментальные же классы забыли. Но Шаталов продолжил авторское преподавание. С развалом СССР в 1992 г. он становится доцентом Института последипломного образования в Донецке.

Многие годы этот народный учитель занимается подвижничеством: ведет экспериментальные классы в Донецке, а в дни каникул проводит 7-ми дневные годовые курсы по математике и физике в Москве.

Профессор Шаталов ныне работает в Донецке, в Институте социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.

В Москву на семинары приезжает редко из-за возраста.

Суть новаторства Шаталова

Привлечение ученика к изучению предмета, обучение его и воспитание — это основная идея методики Шаталова.

1. Воспитание и формирование:

  • мотивов учения;
  • любознательности и познавательных интересов;
  • чувства долга и ответственности за результаты учения;
  • осознание себя личностью.

2. Учеба и познание:

  • развитие способностей;
  • знание;
  • потребность в познании.

В соответствии с целями создана многоуровневая система школьных программ. С ее помощью возможно облегченное освоение и запоминание сложных предметов (физики, математики, химии и т.д.) и сокращение времени обучения более чем в 2-3 раза.

Для Шаталовым этого используется 4 вида мотивации:

  • ориентация на результат;
  • заинтересованность в процессе деятельности;
  • заинтересованность в получении хорошей оценки;
  • избежание неприятностей.

В основу своей педагогики Шаталов заложил:

  • психологические законы восприятия информации;
  • дидактические материалы (опорные конспекты);
  • гуманное отношение к ученику — педагогику сотрудничества;
  • подвижное оценивание;
  • систематизацию информации;
  • стройность и взаимосвязанность знаний;
  • воспитание познавательной самостоятельности;
  • укрепление в ученике чувства собственного достоинства и уверенности.

Вся многоуровневая авторская система использует ряд принципов.

Принципы построения метода Шаталова

1. Целостного восприятия информации:

  • сначала дается скелет предмета, вся картинка целиком;
  • от него выстраиваются отдельные эскизы;
  • постоянно идет возвращение к главному фрагменту;
  • особое внимание уделяется повторению — так постепенно могут усвоить материал все ученики;
  • новый скелет дается только после восприятия материала всеми учениками.

2. Ограниченности восприятия информации:

  • Опорный конспект от учителя содержит 7 оптимальных элементов восприятия по теме, которые сохраняются в долговременной памяти.
  • Весь объем информации делится на 5-7 блоков.
  • Конспект состоит из листа с опорными сигналами (дидактическое средство).
  • Ставится задача не запоминания конспекта, а его понимание.
  • Понять лист конспекта можно только после прослушивания учителя и чтения учебника (зубрежка исключена).
  • гуманное отношение к ученику;
  • отсутствие критики;
  • отсутствие негативной оценки знаний;
  • снятие психологического напряжения в классе;
  • отсутствие жестких рамок (основа будущего творчества).

4. Бесконфликтности (особое оценивание):

  • позволяет добиться результата вне зависимости от способностей (низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший результат в конце семестра, а журнал отражает не сам процесс усвоения материала, а качество знаний в данный момент учебы);
  • подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению;
  • дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих способностях;
  • строит открытые отношения между учителем и учеником.

5. Особого решения задач — сначала научить, потом спрашивать:

  • не оценивает решение задач до конца семестра, пока не научит;
  • поощряет самостоятельное решение.

6. Учения с увлечением:

  • учение с большим трудом;
  • чем больше труда, тем больше успеха, тем больше увлечения;
  • увлечение подвигает на новый труд.
  • в требовательности и пощаде;
  • в самостоятельности и контроле;
  • в загрузке учителя и облегчении его труда;
  • в заинтересованности ученика;
  • в равенстве и праве выбора (быть в активе или пассиве);
  • в просторе для сильного ученика.

10. Открытых перспектив:

Этапы обучения по системе В.Ф. Шаталова

Новаторская методика лежит на 6 китах:

  1. Повторении.
  2. Контроле знаний.
  3. Системе оценок.
  4. Методике решения задач.
  5. Опорных конспектах.
  6. Спортивных занятиях с учениками.

Схема уроков Шаталова

Обучение у Шаталина идет по строгому алгоритму:

ознакомление + понимание + закрепление + опрос

  • публичная нумерация тем;
  • четкое, развернутое воспроизведение конспекта с многократным повтором трудных мест;
  • перерыв;
  • быстрое такое же объяснение конспекта с записью на доске;
  • переписывание конспекта в тетрадь.
  • воспроизведение конспекта на отдельном листочке на следующий день;
  • несколько человек контрольно воспроизводят конспект на доске с последующим ответом вслух перед классом;
  • весь класс не скучает, а слушает отвечающих, проверяя себя.

3. Решение задач:

  • на уроке решается 2-3 типовые задачи;
  • типовые задачи обязательны для всех;
  • никто не пишет, все слушают;
  • задачу решает ученик;
  • повторное домашнее самостоятельное решение типовой задачи;
  • решение индивидуальных заданий по учебникам с быстрой проверкой и консультацией ошибок;
  • интервал для решения заданных задач не определяется, индивидуален.

Взаимодействие с родителями по Шаталову

Педагогика народного учителя работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома.

Позитивное отношение к любым результатам учебы своего ребенка позволяет убрать страхи, добавить мотивации. Родители обязаны оказывать своему ребенку помощь, поддержку, уделять внимание, осуществлять контроль.

По опорным конспектам это сделать очень легко и быстро. Такие меры могут быть нужны поначалу. Далее необходимость в них отпадает автоматически.

Когда возникает стойкая мотивация, помощь родителей не только не нужна. Она просто запрещена. Но поддержка мотивации со стороны родителей должна быть постоянной. При этом идет постоянное информирование родителей об успехах ребенка. Это исключает конфликты между школой и родителями.

Уникальность авторской методики

Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик — это получение знаний от общего к частному.

При этом используются опорные сигналы. Они являются средством подачи учебного материала. Листы опорных сигналов (некое хранилище) помогают воспринять много информации в целостности, при этом осмыслить и запомнить ее.

Уникальность методики также в:

  • освоении материала с умением применения любым учеником (даже слабым);
  • запоминании при минимуме времени максимума информации;
  • выработке беглых навыков решения простых задач;
  • приобщении каждого ученика к ежедневному умственному труду;
  • отсутствии отметок на текущем занятии (не отвлекают от процесса вживания в знание);
  • отсутствии внешней оценки (ты умница, а ты — тупой);
  • бесконфликтности;
  • быстром движении вперед;
  • открытых перспективах;
  • гласности;
  • в реализации идеи "борьбы с двойками";
  • объединении ученика и учителя;
  • возможности использования в школах и ВУЗах.

Критика экспериментальной методики

Сейчас интерес к самобытному преподаванию Шаталова угас. Широкого распространения его методика не получила по причинам:

  • не универсальности, она создавалась под конкретного педагога;
  • уникальный результат возможен только при таланте учителя, огромной трудоотдаче, полном понимании и принятии метода;
  • идея конспекта не доведена до уровня хорошего инструмента;
  • упор сделан на создание и развитие репродуктивных, а не творческих способностей (академик А.А. Бодалев);
  • отсутствия культуры рассуждений и умозаключений;
  • неумению работать с большими текстами;
  • сложности видоизменения самой системы.

Распространение и популярность методики

Соратниками и последователями Шаталова стали известные своими методиками педагоги Давыдов и Амонашвили.

Сейчас работает школа-студия Шаталова в Москве под руководством профессора Виноградова. В ней преподают последователи Шаталова: Соколов, Данилович, профессор МГУ Бердоносов, Чернавин, Первакова, Смирнова, Плеханова, Осипов, Лысенкова, Легасов, Менделеева, Шаламова. В школу набирают детей любого возраста.

Школа Шаталова обучает детей из Англии, Франции, Швейцарии, Израиля, Литвы, Эстонии, Казахстана. Классы занимаются в течение недели по 4 часа по математике, языкам, истории, обществоведению, химии, биологии, физике и др.

За это время дается полный годовой материал по предмету. Уроки открыты для родителей все время. Идет трансляция в интернет по всему миру.

Успехи учеников

Из безнадежных учеников вышли известные люди: Людмила Москалина (Чикаго), Ли Игао (Пекин), Вольтер Чантурия (Батуми).

Более 60 учеников защитили кандидатские диссертации и 12 — докторские.

В 70-80 гг. Методикой Шаталова пользовались 40 городских и сельских школ Донецка. По отзывам учителей Шишова, Яблукова, Подставкина, Винокура,

Басе уровень оценок повысился на 58%, уровень знаний на 98%, уровень заинтересованности на 100%. Применение метода в горном техникуме (курс горного дела) преподавателем Липавским дал отличную успеваемость 122 ученикам из 149.

С 1997 г. и по сей день методика используется в Полтавском национальном лицее №1.

В Киевских школах последователи Шаталова учителя Гайштут и Колтунов успешно применяли методику с 1983 г. Элементы методики сейчас использую учителя в Украине и России.

Библиография

В.Ф. Шаталов написал больше 60 книг: учебников, методичек, опорных конспектов, учебных пособий, педагогической и дидактической литературы. Многие из них переведены другие языки мира.

Куда и как исчезли тройки — практический педагогический опыт работы с учениками Донецка:

  • М. — 1978
  • София — 1980
  • Пекин — 1980
  • Будапешт — 1982
  • Рига — 1988
  • Минск — 1989

Тройка обречена. — М. — 1995.

Точка опоры — об экспериментальной методике преподавания, организационные основы, исследования:

  • М. — 1987
  • Варшава — 1989
  • Казань — 1990
  • Минск — 1990
  • Италия — 2001

Эксперимент продолжается:

Организационные основы экспериментальных исследований. — М.: — 1982

Кредо экспериментатора. — М. — 1994

Введение в поиск. – Краснодар. — 1989

За чертой привычного. — Донецк —1988

Учить всех, учить каждого. — Прага: — 1988

Путь поиска. — СПб — 1996

Трудных детей не бывает. — М. — 2001

В будущее из вчера. — Донецк — 2001

Соцветие талантов, ч.1-2. — М — 2001-2003

Секундант. — М. — 2006

Жизнь продолжается. — М. — 2002

Сквозь призму сердца. — М. — 2002

Приглашение к поиску. — М. — 2002

Город в облаках. — М. — 2006

Учебные задания:

  • по истории и обществоведению. — Донецк — 1984.
  • по истории в 4 классе. — М. — 1984.
  • по истории в 7 классе. — М. — 1985.
  • по тригонометрии. — М. — 1993.

17 опорных конспектов по педагогике. — Донецк — 1999.

Общая методика опорных сигналов. — Пекин — 1991.

Творческая тетрадь ученика 5 класса. — Архангельск — 1981

Опорные конспекты по:

  • физике 6 — Киев — 1976
  • физике 7 — Киев —1977
  • физике 8 — Ульяновск — 1988
  • физике 9 — Ульяновск — 1988
  • физике 10 — Ульяновск — 1988
  • физике — Пекин — 1981
  • астрономии — М. — 1978
  • математике 4–5 — М. — 1978
  • природоведению — М. — 1979
  • географии 6 — М. — 1981
  • высшей математике — Кр. Рог — 1985
  • истории — М. — 1985
  • кинематике и динамике — М. — 1989
  • физической географии — Донецк — 1991
  • тригонометрии — М. — 1993

Учебники:

  • Геометрия — Волгоград — 1990
  • Физика на всю жизнь. — М. — 2003
  • Быстрая тригонометрия. — М. — 2004
  • Алгебраические волны. — М. — 2005
  • Геометрия в лицах. — М. — 2006
  • Астрономия. — М. — 2006
  • Физика чести. — М. — 2006
  • Трилогия. — Архангельск — 1990

Педагогическая проза — опыт работы в школах Донецка:

  • М. — 1980
  • Пекин — 1980
  • Тбилиси — 1988

Педагогический поиск:

  • М. — 1989
  • Київ — 1989
  • Прага — 1995

Педагогические лабиринты. — Донецк — 2001

Оптимистическая педагогика. — Португалия. — 1987

Педагогическая адвокатура. — М. — 2006

Педагогика наших дней. — Краснодар — 1984

Психологические контакты. — М. — 1989

Фото: Білецький В.С., Википедия.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

avatar

0

8 egosha54 • 20:19, 20.06.2018

С огромной благодарностью вспоминаю своего школьного учителя физики Кузнецова Евгения Алексеевича, который преподавал нам предмет по методу опорных конспектов. Весь класс знал и любил физику!(школу мы окончили в 1972 г.) Лишь позднее я узнала автора методики В.Ф.Шаталова. Очень действенная методика. Спасибо, Виктор Федорович!

avatar

0

7 mehribanorujova • 23:27, 17.06.2017

Очень заинтересовалась его методикой. Возможно ли купить или скачать его пособия? Меня интересует математика. Если есть какие либо сведения буду очень благодарна за помощь.

avatar

0

6 063 • 20:03, 30.01.2016

Восхищаюсь педагогами, которые учать детей понимать учебный материал, учать думать и находить пути решения.

avatar

0

4 barmarach • 00:11, 18.02.2015

0

5 Екатерина_Пашкова • 00:35, 18.02.2015

0

2 Ау • 07:54, 04.02.2015

Я счастлива и горда, что благодаря Артему Соловейчику и издательству "Первое сентября" нам, коллегам, довелось слушать, общаться с ВЕЛИКИМ УЧИТЕЛЕМ ЭПОХИ! Низкий ему поклон, крепкого здоровья !

avatar

0

1 zolina205 • 01:59, 04.02.2015

Преподаю русский язык и литературу. В 80-е годы использовала методику В.Ф. Шаталова на уроках языка. Выпустила 2 очень грамотных класса. Бывшие ученики до сих пор благодарят и используют конспекты (у кого сохранились) для своих детей. А вот по литературе использование опорных конспектов не понравилось.

avatar

0

3 barmarach • 00:09, 18.02.2015

Поделитесь материалом по русскому языку.А что по литературе? Может быть покажете? Мне 70, работаю с увлечением. Беру всё интересное в копилку. Поделимся? НН

Школьники, обучавшиеся по этой системе, заканчивали десятилетку за 7 — 8 лет. После чего все, поголовно, поступали в престижнейшие вузы страны. Где продолжали демонстрировать истинные чудеса.
В чем же суть этой легендарной системы?

Никаких упрощений — только усложняем

Многие великие педагоги утверждали, да и утверждают в наши дни, что ребенок чересчур загружен школьными уроками, что его, фактически, лишают детства, отбирают у него ту золотую, безмятежную пору, которая все равно кончится очень быстро. Но не таков был Шаталов. Его главный девиз — никаких упрощений. Можно только усложнять. И нужно усложнять.

При этом хороши любые методы, как интенсивные, так и экстенсивные. Да, следует вводить индивидуальные учебные пособия, заниматься с каждым учеником по особой программе, но в любом случае, практически все время школьника должно быть посвящено приобретению знаний. Другое дело, что сам процесс этого приобретения, если к нему грамотно подойти, перестает быть обузой. Наоборот, он должен увлекать так, что за уши от тетрадок не оттащишь. Но о детстве в каноническом смысле слова можно даже не мечтать. Наоборот — следует приобщить каждого ученика к ежедневному, если не ежечасному, умственному труду.

Взаимопроверки — залог успеха

Они идут на пользу не только проверяемому, но и проверяющему — он, посвящая больше времени образовательному процессу, оказавшемуся вовлеченным в него еще в одном качестве, сам еще лучше усваивает материал.

И, разумеется, все это не должно принимать формы взаимного доносительства. Чтобы такого не случилось, Шаталов уделял огромное внимание позитивному, гуманному отношению учителя к ученику — он называл это педагогикой сотрудничества. Действительно — какой смысл доносить, если виновному за его промах ничего не будет, ему только дружески помогут разобраться с проблемой. Критика же — в любых формах — категорически запрещена.

В результате новатор добился того, что школьники иногда сами просили снизить завышенную, как им казалось, оценку. Они прекрасно понимали, что она — всего лишь инструмент для измерения знаний и ни в коем случае не источник несчастий.

Образование и игра не отделимы друг от друга.

Да, без традиционных и, что греха таить, скучноватых форм обучения никуда не денешься. Та же зубрежка — без нее даже таблицу умножения не освоишь. Но там, где может найтись место игре, ее просто необходимо внедрять. А зубрежку, в свою очередь, необходимо сводить к минимуму.

Виктор Федорович любил аналогию с живописным полотном. Он говорил, что традиционное образование — это рассматривание картины по кусочкам. Вряд ли при этом сложится целостное восприятие задумки художника. Нужно же смотреть на полотно в целом — и только в этом случае зрителя ждет успех.

Метод Шаталова включал в себя повторение, проверку знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, технологию конспектирования и даже спортивные занятия. Главное же — все это должно увлекательным. Именно увлеченность, по глубокому убеждению новатора, больше всего прочего сподвигает ученика к новым свершениям.

Родился в 1927 году в Донецке. Педагогическое образование получено в Сталинском (Донецком) педагогическом институте. С 1951 года начал преподавать математику в школе, затем был назначен директором школы.

С 1956 года начал апробировать экспериментальную методику, над полным описанием которой занимался около 13 лет. В начале применения методики использовал её в свободное от уроков время, 2 раза в неделю. Были получены эффективные результаты: изучение школьного курса было закончено на 2 года раньше, 100% школьников поступило в Вузы с очень высокими результатами.

Работа по обобщению и углублению методики продолжалась далее, результаты описаны в книгах и научных работах.

В 1973 году В.Ф. Шаталов стал сотрудничать с НИИ педагогики УССР, а в 1985 году стал членом АПН СССР.

В 1992 году получил должность доцента в Институте последипломного образования в городе Донецке. На рубеже ХХ-ХХI вв. проводит систематическую работу с экспериментальными классами в донецких школах, работает со школьниками Москвы в рамках семидневных годовых курсов по математике и физике.

Профессор Шаталов ныне работает в Донецке, в Институте социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.

Вклад в науку

Готовые работы на аналогичную тему

Авторская дидактическая система В.Ф. Шаталова позволяет обучать школьников средних и старших классов основам математики, физики, химии, астрономии и др. предметам вне зависимости от подготовленности детей и материального положения родителей.

В основу оригинальной системы интенсивного обучения В.Ф. Шаталовым положены следующие идеи:

Основные труды

Авторская дидактическая система, разработанная В.Ф. Шаталовым, изложена во многих работах, изданных в разных городах – Донецке, Москве, Минске, Санкт-Петербурге огромными тиражами.

Сегодня мы поговорим о Шаталове Викторе – известном российском и украинском педагоге, который предложил свою авторскую методику преподавания. Мы узнаем о биографии талантливого человека, а также подробно рассмотрим его новаторство. Несмотря на то что биография педагога довольно скудна, некоторые сведения удалось узнать.

Биографические сведения

Герой нашей статьи появился на свет в 1927 году, 30 апреля в городе Сталино (ныне Донецк). О детских годах и юности Виктора Федоровича практически ничего не известно. Мальчик рос спокойным и сосредоточенным, любил читать, часто предавался своим мыслям. Есть данные, что с 1951 года он преподавал в школе математику, а позже занял пост директора школы. Известно, что экспериментальную деятельность с учениками он начал в 1956 году. Именно она послужила в будущем созданию его уникальной методики.

Шаталов Виктор Федорович - участник Великой Отечественной войны, имеет военные награды.

шаталов виктор федорович

Карьера

В 1987 году Виктор Федорович занимает новую должность – становится заведующим лаборатории по проблемам интенсификации учебного и воспитательного процессов в НИИ. Одновременно с этим становится членом Академии Педагогических наук СССР в Донецке.

Шаталов Виктор Федорович, биографию которого мы изучаем, стал автором уникальной педагогической методики, целью которой является эффективное обучение. Метод основывается на педагогике сотрудничества, на создание окончательного варианта ушло целых 13 лет.

В 1992 году Шаталов стал доцентом Института последипломного образования.

На данный момент Виктор Федорович проживает в Донецке и является профессором Донецкого института социального образования.

шаталов виктор федорович биография

Начало работы над новой методикой

Учитель Шаталов Виктор Федорович в 1956 году создал несколько экспериментальных классов в родном городе. С этого момента начался сложный процесс работы над совершенствованием методики. Для начала он решил использовать её на практике всего пару раз в неделю.

Первый класс, на котором учитель опробовал экспериментальную программу, состоял из 33 человек. Интересно то, что ученики закончили изучение полного курса школы на 2 года раньше, показав при этом большие успехи. В высшие учебные заведения поступили абсолютно все ученики, более половины из них во время учебы получали повышенную стипендию.

Все следующие годы талантливый педагог посвятил углублению своих знаний. Он писал книги, проводил семинары и рассказывал свои идеи. В период перестройки активного учителя, желающего реформировать систему преподавания, заметили. Он получил орден Знак Почета, награды Заслуженный учитель и Народный учитель.

Со временем об учениках в экспериментальных классах забыли, но Шаталов продолжал авторское преподавание. Он регулярно устраивал в Москве недельные ежегодные курсы по математике и физике. На данный момент с авторскими курсами Виктор Федорович в Москву не приезжает из-за состояния здоровья.

учитель шаталов виктор федорович

Как все начиналось

шаталов виктор федорович фото

Основные постулаты

Система Шаталова Виктора Федоровича, разработанная для интенсивного обучения, состояла из множества постулатов, которые предлагали по-новому посмотреть на процесс обучения. Рассмотрим самые основные из них.

Он предлагал перейти к авторским учебным пособиями, которые бы представляли материал в вербально-графических формах. Доказано, что так информация воспринимается и запоминается гораздо легче. Также Шаталов предложил использовать принцип открытых перспектив, который стимулирует у учеников творческое независимое мышление. Суть этого принципа в том, чтобы ребенок сам искал пути решения проблемы, а не действовал по определенному алгоритму или так, как от него ожидают. Виктор Федорович внедрил принцип систематической обратной связи: при помощи разнообразных форм контроля и учета каждый ученик отдельно проверяется на уровень знаний. Это позволяет избавиться от обычных школьных дневников и журналов.

шаталов виктор федорович биография краткая

Шаталов Виктор Фёдорович методику предлагал такую: давать детям нетрадиционные домашние задания, так называемые предложения совершенно разного уровня сложности. При этом должны учитываться индивидуальные особенности каждого ученика, то есть здесь использовался дифференцированный подход. По мере приближения к окончанию курса сложность заданий достигает олимпиадного уровня, и дети легко с ней справляются.

В целях развития у детей продуктивного мышления и сокращения времени на выполнение задач особой сложности педагог предложил ввести систему взаимопроверки учащихся.

Экзамены

Эмоциональная атмосфера

Большое внимание педагог уделял вопросу эмоциональной атмосферы в коллективе. Чтобы обучение было продуктивным, в классе должны царить спокойствие и бесконфликтность. Спорные ситуации возникать могут, но решать их надо головой, а не эмоциями. Для закрепления этого принципа Шаталовым были введены игровые формы обучения.

Базовые принципы методики Шаталова используют не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, которые хотят донести сложное простым языком.

система шаталова виктора федоровича

Школа Шаталова

Обучение здесь ведется во время каникул и по выходным. Средняя продолжительность курса – 7 дней. Обучение полностью открыто – родители могут дистанционно наблюдать за процессом. Курсы разработаны с учетом всех возрастных групп, то есть обучаться здесь могут как дошкольники, так и одиннадцатиклассники.

По всем предметам общеобразовательной школы выпускаются авторские материалы в виде видеозаписей с участием С. Лысенковой, Ш. Амонашвили и В. Шаталова. Школа выпускает свою литературу и учебные пособия.

Награды

шаталов виктор федорович методика

Итак, мы узнали, кто такой Шаталов Виктор Федорович. Биография (краткая, но насыщенная) доказала нам, что он человек ответственный и талантливый. Методика его обучения заставляет под другим углом посмотреть на процесс обучения, а потрясающие результаты впечатляют. Несмотря на то что метод очень необычен, его восприняли с большим интересом. По сей день многие следуют его советам - и не только учителя, но и ученики, которые желают более продуктивно получать и использовать знания.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что Виктор Федорович заслужил уважение и почет. Он создал уникальную методику, которая, к сожалению, не стала настолько распространённой, как хотелось бы. При этом педагог сделал вклад, который, возможно, положит начало серьезным реформам в сфере обучения. Чем большее количество людей узнает о его системе обучения, тем больший будет отклик, многие педагоги и ученики заинтересуются системой и будут использовать ее.

Читайте также: