Реальность предметного мира мухина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Согласно концепции В.С. Мухиной, человек строит свое мировоззрение, свою идеологию на основе внутренней позиции, через становление системы личностных смыслов в контексте особенностей реалий своей жизни. Исторически и культурно обусловленные реалии бытия человека разделяются на:1 – реальность предметного мира;2 – реальность образно-знаковых систем; Все знаки культуры служат особыми орудиями психической деятельности, реальности, которая образует психические функции человека и определяет развитие его личности. Определяя пространство чел.культуры и выступая средой обитания, дает чел-ку возможнсть психич.воздействия на др.людей, средства преобразования собственной психики.

3 – реальность социального пространства;Реальность социального пространства - весь нерасторжимый комплексзнаковых систем предметного и природного мира, а также человеческих отношений и ценностей. Меняется в зависимости от культуры, социума, полит.обстановки.4 – природную реальность.Мировоззрение в этом отношении представляется как обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место человечества в мире и на свое индивидуальное место в нем. Мировоззрение по В.С. Мухиной определяется как понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода.

психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - значит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество.
В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства и отрочества - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и духовном отношении и проходит школу социализации в игре, в ученье, в общении с другими людьми.
Я посвящаю свой труд студенческой молодежи - будущим психологами педагогам, так как именно в этот период жизни человек может глубоко рефлексировать на свое прошлое и настоящее, не только переживать эмоционально чувство личности, но и свободно действовать в проблемных ситуациях в соответствии со своим мировоззрением и нравственным чувством, т.е.
может быть личностью в высшем значении этого слова. Изучение психологических особенностей возраста, предшествующего юности, позволит молодым людям не только составить представление о закономерностях психического развития, но и лучше понять самих себя.
Декабрь г. Москва
Валерия Мухина
В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные промежутки психика человека проходит различные расстояния в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более расчленение в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и отрока, при этом показано усложнение самой духовной жизни.
Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом которой является целостное психическое развитие человека. Поэтому центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности. Описанный материал, касающийся возрастных особенностей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.
В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л. С. Выготского, С. Л.
Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, АН. Леонтьева, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, ДБ. Эльконина, ЛИ. Божович, Л. А. Венгера, их учеников и сотрудников, учеников и сотрудников автора этого учебника, а также многих других отечественных психологов и психологов из стран СНГ. Привлекаются также материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной

психологии В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапе-реда, 3.
Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.
В тоже время, памятуя о том, что цель учебника – целостное изложение психического развития человека, автор счел правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления личности в современной психологии, а предложить свое понимание этого развития, включая в его описание не только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие. Правок такому подходу при написании учебника по возрастной психологии дает учебный план психолого- педагогических факультетов, который помимо множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс истории возрастной психологии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального феномена на всех возрастных этапах онтогенеза.
В первом разделе излагается авторское понимание условий психического развития и бытия человека. Предлагаются описание и обсуждение исторически обусловленных реальностей существования человека. Обсуждаются реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства и природная реальность как условие развития и бытия человека с первых дней его появления на свети в течение всей жизни.
Формируется понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момента развития и его этнической принадлежности. Предлагается принципиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.
Второй и третий разделы посвящаются соответственно детству и отрочеству. Здесь анализ психического развития и бытия ребенка и отрока проводится сквозь сформулированные в первом разделе общие подходы к условиями предпосылкам развития, а также к позиции самого человека.
Раздел 1 Феноменология развития
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности
на разных этапах онтогенеза В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития - основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания.
Прежде чем начать обсуждение самих закономерностей развития, обратимся к

широко распространены в мире. У народностей Севера, например, эти представления присутствуют в их самосознании и сегодня. Мифы о превращении людей в животных, в растения и предметы известны многочисленным народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве. Не менее известен библейский миф о превращении женщины в соляной столб В категорию предметов, с которыми идентифицируется человек, подпадают природные и рукотворные предметы, им придается значение тотема - предмета, находящегося в сверхъестественном родстве с группой людей (родом или семьей. Сюда могут быть отнесены растения, животные, а также неодушевленные предметы (черепа тотемных животных - медведя, моржа, а также ворона, камни, части засохших растений).
Одушевление предметного мира - это не только удел древней культуры человечества с мифологическим сознанием. Одушевление- неотъемлемая часть присутствия человека в мире. И сегодня в языке ив образных системах человеческого сознания мы находим оценочное отношение вещи, как обладающей или не обладающей душой. Существуют представления о том, что
неотчужденный труд создает теплую вещь, в которую вложили душу, а отчужденный труд производит холодную вещь, вещь без души Конечно, одушевление вещи современным человеком отличается оттого, как это происходило в далеком прошлом. Ноне следует торопиться с выводами о принципиальном изменении природы человеческой психики.
В различении вещей с душой и вещи без души отражена психология человека

- его способность вчувствоваться, отождествлять себя с вещью и способность отчуждаться от нее. Человек творит вещь, восхищается ею, разделяя свою радость с другими людьми он же разрушает, уничтожает вещь, низводит ее в прах, разделяя свое отчуждение с соучастниками.
В свою очередь, вещь представляет человека в мире наличие определенных, престижных для конкретной культуры вещей есть показатель места человека среди людей отсутствие вещей есть показатель низкого статуса человека.
Вещь может занять место фетиша Вначале фетишами становились природные вещи, которым приписывались сверхъестественные значения. Сакрализация предметов через традиционные обряды придавала им те свойства, которые оберегали человека или группу людей и задавали им определенное место среди других. Так, через вещь издревле происходило социальное регулирование отношений между людьми. В развитых обществах фетишами становятся продукты человеческой деятельности. Собственно многие предметы могут стать фетишами могущество государства персонифицируется золотым фондом, развитостью и множественностью техники, в частности вооружения, полезными ископаемыми, водными ресурсами, экологической чистотой природы, уровнем жизни, определяемым потребительской корзиной, жильем и др

Место отдельного человека среди других людей реально определяется не только его личностными качествами, но и обслуживающими его вещами, которые репрезентируют его в социальных отношениях
12
(дом квартира, земля и другие престижные в конкретный момент культурного развития общества вещи. Вещный, предметный мир -специфически человеческое условие бытия и развития человека в процессе его жизни.

В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые вводят человека в про­странство современной ему культуры. Эти деятельности, с одной сто­роны, являются компонентами и достоянием культуры, с другой -выступают условием развития человека на разных этапах онтогенеза, условием его обыденной жизни.

Обратимся к более подробному обсуждению исторически обусловлен­ных реальностей существования человека и деятельностей, определяю­щих характер вхождения человека в эти реальности, его развитие и бытие.

7. Реальность предметного мира. Предмет или вещь7 в сознании че­ловека есть единица, часть сущего, все то, что обладает совокупно­стью свойств, занимает объем в пространстве и находится в отноше­нии с другими единицами сущего. Мы будем рассматривать матери­альный предметный мир, обладающий относительной независимо­стью и устойчивостью существования. В реальность предметного ми­ра входят предметы природы и рукотворные предметы, которые чело­век создал в процессе своего исторического развития. Но человек не только научился создавать, использовать и сохранять предметы (ору­дия труда и предметы для иного назначения), он сформировал систему отношений к предмету. Эти отношения к предмету отражены в языке, мифологии, философии и в поведении человека.

бытие человека определяется одновремен­но и как социальная единица, и как уни­кальная личность. Развитие личности рассматривается в процессе социализации через диалектическое единство внешних условий, предпосылок и внутренней позиции человека, возникающей в онтогенезе.

Под внешними условиями психического развития понимаются исторически обусловленные реальности существования человека, которые разделяются на:

1) реальность предметного мира;

2) ре­альность образно-знаковых систем;

3) реальность социального пространства;

4) природную реальность.

Под предварительными условиями развития психики рассмат­риваются биологические предпосылки, взаимодействие биологи­ческого и социального факторов, социальное наследование, со­циальные условия и возраст.

Формирование внутренней позиции происходит через станов­ление личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение и совершается становление индивидуального бы­тия личности.

Личность по своей феноменологии предполагает развитие, ко­торое проистекает через отношения с другими людьми, через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Лич­ность развивается одновременно и как родовой индивид, и как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя свой дух. Та­ким образом, личность понимается и как социальное в нас (бы­тие общественных отношений), и как индивидуальное в нас (ин­дивидуальное бытие общественных отношений).

Особенности развития внутренней позиции в процессе социа­лизации личности в зависимости от особенностей социокультур­ных, исторических, этнических и других условий бытия рассмат­риваются через содержательное наполнение структурных звеньев самосознания. Структура самосознания личности, согласно кон­цепции В. С. Мухиной, — совокупность устойчивых связей в сфе­ре ценностных ориентации и мировоззрения человека, обеспечи­вающих его уникальную целостность и тождественность самому себе. При этом структура самосознания личности строится внутри порождающей ее человеческой общности, к которой принадле­жит эта личность. Самосознание личности представляется через пять звеньев:

1) Я — имя собственное и тело;

2) притязание на признание;

3) половая идентификация;

4) психологическое вре­мя личности;

5) социальное пространство личности.

В качестве единого механизма социализации, т. е. механизма раз­вития личности и ее социального бытия, определяются иденти­фикация и обособление. B.C.Мухина критически относится к од­носторонним подходам, в которых социализация личности рас­сматривается либо только в ракурсе идентификации (психоана­литический подход), либо исключительно через отчуждение (эк­зистенциальный подход).

В работах В.С.Мухиной идентификация определяется как ме­ханизм присвоения отдельным индивидом всесторонней челове­ческой сущности, а обособление — как механизм отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущно­сти. Оба эти механизма в своем взаимодействии способствуют ре­ализации как процесса социализации, так и процесса индивидуа­лизации личности.

Таким образом, согласно теории В.С.Мухиной, развитие лич­ности, ее качеств и проявлений в виде поступков, действий, со стояний и т.д., происходящее на основе механизма идентифика­ции и обособления, обусловлено врожденными предпосылками, социальными условиями и внутренней позицией самого индивида.

Читайте также: