Развлечения в эпоху возрождения кратко

Обновлено: 08.07.2024

Эпоха Возрождения (франц. Renaissance – Ренессанс, в Италии XIV – XVI вв., в других странах – конец XV – начало XVII в.) отличалась поразительным всплеском духовной активности личности, интересом к античной философии (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм), искусству, а главное – к античному образу человека с присущей ему гармонией духовного и телесного. Именно в эпоху античности изменилось отношение к обряду как к мистической церемонии, а соответственно и к ритуальной игре, которая превращалась в светские представления или использовалась как средство обучения и развлечения, оказывавшее большое эмоциональное воздействие на окружающих.

В какую б дудку ты не дул,

Будь ты монах или игрок,

Что банк сорвал и улизнул,

Иль молодец с больших дорог,

Писец, взимающий налог,

Иль лжесвидетель лицемерный, —

Где все, что накопить ты смог?

Все, все у девок и в тавернах!

Многие игровые приемы, используемые Вийоном, были развиты писателями французского Возрождения, прежде всего Франсуа Рабле.

О, как молодость прекрасна!

И мгновенна. Пой же, смейся,

Счастлив, кто счастья хочет,

И на завтра не надейся. (Лоренцо Медичи)

Маску и буффонаду карнавальных действий унаследовала итальянская комедия дель арте (итал. Commedia dell’arte) – комедия масок, возникшая в середине XVI века. В ее основе лежал метод импровизационной игры в шахматы: все персонажи и правила известны заранее. Каждый раз зритель видит новую пьесу – партию – с одними и теми же фигурами. Актеры играли в масках, которые закреплялись за исполнителями на всю их сценическую жизнь. Маска подчеркивала типовую, социальную характеристику образа. Существовало две группы масок: венецианская и неаполитанская. В венецианскую группу входили Панталоне (богатый купец, глупый, скупой и самоуверенный, жертва проделок Бригеллы), Арлекин (простак, запутывавший своими глупыми выходками интригу комедии; его одежда с многочисленными заплатами символизировала бедность и скупость ее обладателя), Бригелла (умный, хитрый, изобретательный парень, не останавливающийся ни перед чем), Доктор (болонский ученый-юрист, не находящий применения своим знаниям и произносящий нелепые речи на различные темы). Неаполитанскую группу составляли Ковьелло (глупый, трусливый и хвастливый неаполитанец), Пульчинелла (простодушный обжора и увалень, остряк и весельчак), Скарамучча (хвастливый военный авантюрист) и Тарталья (старик-нотариус, судья или секретарь, назойливый и педантичный). Спектакли венецианских актеров отличались сдержанной импровизацией, неаполитанцы переполняли спектакли буффонадами, трюками, произвольными шутками.

Такое свойство игры, как иллюзорность, нашло отклик в поисках перспективного изображения предметов и создания воображаемого пространства, начатого Джотто ди Бондоне (1266/1267 – 1337), Филиппо Брунеллески (1337 – 1446), Уччелло (Паоло Дони, 1397 – 1475), Леона Батиста Альберти (1404 – 1472) и другими художниками и завершенного Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Леонардо создает иллюзию глубины не только динамическим разнообразием положения действующих лиц в пространстве, но и подбором и сочетанием тонов, плавно перетекающих друг в друга, прозрачной светотенью (сфумато), делающей предметные очертания почти неуловимыми.


Мотив испытания роковыми загадками пародийно обыгрывается в пятой книге (главы XI – XII), в которой эрцгерцог Пушистых Котов Цапцарап загадывает путникам следующую загадку:

«– Какая-то блондинка, без мужчины

Зачав ребенка, родила без муки

Похожего на эфиопа сына,

Хоть, издавая яростные звуки,

Прогрыз он ей, как юные гадюки,

Весь правый бок пред тем, как в мир

Затем он дерзко странствовать пустился —

Где по земле ползком, а где летя, —

Чему немало друг наук дивился,

Определенные основания для сомнений были. Шекспир, каким он предстает на страницах своих произведений, был образованнейшим человеком своего времени. Его лексикон – 30 тысяч слов, он владел основными европейскими языками – французским, итальянским, испанским, датским, греческим, латынью, – прекрасно знал античную мифологию, литературу, историю, читал и перечитывал произведения Гомера, Плавта, Овидия, Сенеки, Плутарха; обнаружил основательные познания в истории и культуре Англии, в военном деле, в музыке, в ботанике, в кавалерийских приемах и конских статях; был близко знаком с придворными обычаями и времяпровождением монархов и титулованной знати; не только по книгам знал Италию, Францию, Данию, Чехию.

Играющие дети представлены на фресках Капеллы детских игр, украшавших храм Сан Франческо в итальянском городе Римини. Его оформлением руководил в 1450 – 0457 гг. Агостино ди Дуччо (1418 – после 1481), скульптор и архитектор флорентийской школы.

«Кому без их дурацкой страсти

Нет в жизни радости и сласти;

Кто жаждет день и ночь азарта,

Будь это кости или карты;

Кто рад за круглый стол засесть —

«Ослепли дамы в наши дни,

Забыли, кто и что они:

Пренебрегая женской честью,

С мужчинами развязно вместе

Играют в карты до утра…

Но и попы играть садятся

С мирянами – и не стыдятся!

Вот этому прощенья нет!

Им как-никак подумать след,

Что чувства зависти и злобы

У лиц духовных – грех особый:

Чуть проиграл – и злоба вспыхнет,

А с нею – зависть не утихнет.

И вообще не со вчера

«Игра азартная грешна:

Она не богом нам дана, —

Ибо gourd и fullam делают свое дело

И high и low обманывают богатых и

Fullam, gourd – разновидность шулерских игральных костей. High fullams, low fullams – кости со смещенным центром тяжести, чтобы повышалась вероятность выпадения крупных чисел (4, 5, 6).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Русская женщина эпохи Возрождения.

Русский театр эпохи Возрождения.

Русский театр эпохи Возрождения. Во второй половине XIX века в России завершается дворянский период русской истории, с выходом на авансцену разночинной интеллигенции и купечества, представителей городской культуры, ориентированных на просвещение народа, на свободу и

2. Сатанизм, конец света и средства массовой информации эпохи Возрождения

2. Сатанизм, конец света и средства массовой информации эпохи Возрождения В предыдущей главе было показано, как безмерный страх перед вездесущим дьяволом, являющимся первопричиной безумства и распорядителем ложного рая, ассоциировался в общественном сознании с идеей

ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Театральное искусство Западной Европы достигло своего расцвета в эпоху Возрождения, или Ренессанса. В XV—XVI веках оно имело прочные позиции в Италии, создав новую драматургию и профессиональное сценическое творчество. После этого театр пережил

18. Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения

18. Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Проторенессанс (XIII-начало XIV вв.) – преддверие

Тема VII Динамика и характер движения

Женщина эпохи Возрождения

Музыка эпохи Возрождения

Музыка эпохи Возрождения Музыкальная эстетика эпохи Возрождения разрабатывалась композиторами и теоретиками столь же интенсивно, как и в других видах искусства. Ведь как Джованни Боккаччо считал, что Данте своим творчеством способствовал возвращенью муз и вдохнул

Философия Ренессанса, или эпохи Возрождения

Философия Ренессанса, или эпохи Возрождения Обычно пишут о философии эпохи Возрождения, упоминая о тех или иных мыслителях, поэтах и художниках, о философских работах и учениях, включая и богословские, и естественно-научные, вступавшие между собою в резкие

Глава 8. Антропология эпохи Возрождения

ТЕМА 4. ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В эпоху Ренессанса сложилась новая мораль, оправдывавшая радости мирской жизни, утверждавшая право человека на земное счастье, на свободное развитие и проявление всех природных задатков. Усиление светских настроений, интерес к земным деяниям человека оказали решающее влияние на возникновение и формирование культуры этой эпохи. Мария Молчанова решила выяснить, что представляли собой массовые развлечения и забавы Возрождения.

Иллюстрация 1.jpg


Питер Эртсен. Христос и Блудница

Одной из основных форм общественных увеселений как в деревне, так и в городе стало посещение так называемой публичной прядильни, где собиралось несколько молодых и более пожилых женщин один или два раза в неделю зимой для совместной работы.

Молодым людям доступ туда также был не ограничен, а потому на этих собраниях царил обычай, когда каждый юноша сидел сзади своей девушки, добросовестно исполняя единственную обязанность — стряхивать с колен отбросы пеньки. Исполнение этой обязанности давало ухаживающему за девушкой юноше все новые возможности более или менее откровенного заигрывания, и эти возможности охотно использовались. Чем смелее действовал молодой человек, тем выше становилась его репутация в глазах подруги и тем более ей завидовали другие девушки.

Часто помещение, где пряли, освещалось лишь одной лучиной, а когда она гасла при открывании двери, ни один юноша не медлил как следует использовать такой удобный случай. Не только девушки, но и замужние, и вдовы участвовали в таких развлечениях. Одни приходили для того, чтобы облегчить дочке возможность сблизиться с тем или иным молодым человеком, а многие другие — чтобы позволить юноше или соседу таким образом поухаживать за ними.

Иллюстрация 2.jpg


Общественная прядильня в Голландии

Другим видом публичных развлечений были общественные бани. Если предлогом для посещения прядильни служил труд, то здесь основной мотивацией стала чистота и здоровье, к тому же дававшая возможность откровенного флирта, причем носившего массовый характер. Мужчины носили в лучшем случае передник или же имели в руке маленький веник, когда выходили из бани.

Одежда женщины была такая же легкая и состояла из маленького фартука, едва прикрывавшего ее тело. Женщины обнажались даже охотнее мужчин, подчеркивая свою наготу и придавая ей характер раздетости. Для этого использовались изысканные прически и сверкающие украшения.

Господствовало убеждение, что баня только тогда бывает полезна для здоровья и имеет целительные свойства, когда часто ее посещаешь. Именно из-за этой необходимости как можно дольше мыться и париться появилась потребность скоротать время беседой или забавами. Помещение, где купались, в большинстве случаев было очень ограниченно и даже там, где мужчины и женщины отделялись друг от друга перегородкой, она была так низка, что никогда не мешала взорам и даже рукам.

Принятие ванны было кульминационной точкой свадебного торжества, составляя заключительный эпизод общего пира. В сопровождении музыкантов и гостей молодожены отправлялись в баню, чтобы там выкупаться и довести свадебный обряд до конца среди пения, выпивки и веселья.

Домашняя баня представляла собой часто просто импровизированное помещение, куда на случай надобности ставили ванну. В домах богатых бюргеров и патрициев, во дворцах знати и церковных сановников ванная комната, напротив, устраивалась с большой роскошью: с мраморным полом, драгоценными ваннами, картинами соответствующего содержания, с мягкими пуховиками на скамьях, манивших после бани к отдыху. При таких условиях неудивительно, что ванная становилась излюбленным местом увеселений и что любители плотских наслаждений, вроде известного кардинала Биббиены, именно ее выбирали ареной для оргий, устраиваемых в папском дворце со своими метрессами и многочисленными куртизанками.

Иллюстрация 4.jpg


Рафаэль. Фреска в ванной комнате кардинала Биббиены

В XV веке в моду вошло катание на санках. Кто хотел оказать женщине особую честь, тот приглашал ее на такое катание. В большинстве случаев это означало не что иное, как подвергнуть свое доброе имя всевозможным опасностям, так как катание на санках очень скоро сделалось средством для откровенного флирта.

Сундук Истории

вторник, 27 июля 2021 г.

Светские развлечения в эпоху Возрождения


Пир эпохи Возрождения

Самым роскошным из них стал Пир Фазана (1454 г.). Все подробности держались в строгом секрете до того часа, когда после трех дней скромных трапез привилегированных гостей не ввели в огромный Отель-дела-Салль. Дело было в январе, и зал был залит морем света от бесчисленного количества свечей и факелов. Слуги, одетые в сумрачные черные или серые ливреи, оттеняли золото и багрянец, атлас, бархат и парчу нарядов гостей.


Пир Фазана, 1454 г.

В зале стояли три стола, накрытые шелковым дамаском, каждый огромных размеров, потому что они должны были также служить сценой. На столе герцога Бургундского возвышалась модель церкви с колокольней, где находились четверо музыкантов. На том же столе разместился корабль с полной оснасткой и командой. Еще на нем был фонтан из стекла и драгоценных камней. Огромный пирог вмещал 28 музыкантов. Механические звери скользили по изящно сделанным лесам. Актеры изображали ожившие пословицы.

Во время трапезы угощение спускали с потолка, но вряд ли гости могли, не отвлекаясь, насладиться хотя бы одной переменой блюд: каждая сопровождалась 16 интерлюдиями: выступлениями жонглеров, певцов, акробатов, посреди зала была даже разыграна соколиная охота с живыми птицами.

Одетый сарацином великан появился, ведя за собой слона, на спине которого восседала женщина в трауре. Она изображала Церковь, приехавшую к герцогу Бургундии слезно просить о помощи ее утраченному городу. После погребального песнопения вышел герольд с живым фазаном в руках.


Игра в карты

У рыцарей существовал давний обычай: закреплять нерушимую клятву поеданием птицы, считавшейся благородной (павлина, цапли или фазана). Символический обряд был в этом случае несколько изменен, и после клятвы освободить Константинополь птицу отпустили на волю. Торжественное собрание завершилось балом.


Игра в шахматы

Помимо пиров, излюбленными развлечениями придворных того времени были шахматы и кости, состязания в стрельбе из лука, теннис, карты и игра в мяч, пение и азартные игры. Неспешные интеллектуальные беседы, доставлявшие радость итальянским дворам, отнюдь не везде были любимым времяпрепровождением. Немцы, например, находили удовольствие в шумных попойках; пьянство было национальным искусством. Еще им нравились бурные танцы, вызывавшие досаду и укоры трезвенников.


Охота, французский гобелен эпохи Возрождения

Охота, как и в Средние века, продолжала оставаться главной забавой аристократии и королей. Государь охотился не в одиночку, он мог решить провести несколько дней в облюбованном им уголке страны, приводя с собой большую свиту и решая государственные дела прямо в поле. Неподалеку от сверкающего огнями охотничьего домика, где веселились и пели, стояла убогая хижина крестьянина, откуда, в сущности, и брались средства на утехи богачей.

В эпоху Возрождения светские развлечения

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В эпоху Возрождения светские развлечения постепенно становятся все более изысканными и усложненными. Элементы театра и танца проникали во все сферы жизни феодалов - даже пиры в замках напоминали театральное представление: в перерывах между подачей отдельных блюд перед гостями приглашенные артисты, первы и музыканты разыгрывали небольшие танцевальные и пантомимические сценки, пели арии и играли на музыкальных инструментах. К XV веку танцы несколько изменились - они усложнились, стали более быстрыми и подвижными, теперь исполнялись прыжки и даже легкие поддержки - когда дама с помощью кавалера поднималась в воздух. Появилось много новых танцев, каждый имел определенные движения (па). Причем знать их - и танцы, и движения - надо было так же хорошо, как и правила этикета.

В эпоху Возрождения светские развлечения постепенно становятся все более изысканными и усложненными. Элементы театра и танца проникали во все сферы жизни феодалов ­ даже пиры в замках напоминали театральное представление: в перерывах между подачей отдельных блюд перед гостями приглашенные артисты, первы и музыканты разыгрывали небольшие танцевальные и пантомимические сценки, пели арии и играли на музыкальных инструментах. К XV веку танцы несколько изменились ­ они усложнились, стали более быстрыми и подвижными, теперь исполнялись прыжки и даже легкие поддержки ­ когда дама с помощью кавалера поднималась в воздух. Появилось много новых танцев, каждый имел определенные движения (па). Причем знать их ­ и танцы, и движения ­ надо было так же хорошо, как и правила этикета.

Читайте также: