Развлечения доступные горожанам в середине 19 века в перми кратко

Обновлено: 28.06.2024

Цель работы - исследовать основные направления и содержание социокультурных изменений в повседневной жизни города Перми в конце XIX – начале XX вв. Рассмотреть современную культуру города, направленность её изменения и развития.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
Проанализировать состав населения города Перми, выявить степень воздействия социального состава на особенности развития повседневной жизни губернского города.
Реконструировать культурную среду провинциального города. Исследовать роль институтов (театра, благородного и общественного собраний, библиотек и др.) в повседневной жизни пермяков.
Изучить целевые группы, обладающие априорной высокой активностью поведения. Рассмотреть современные праздники и фестивали, проходящие в Перми.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
I глава.
Пермь – провинциальный город (конец XIX – начало XX вв.)
1. Что такое провинция. 6
2. Социальный состав………………………………………………..7
3. Планировка города, жилище……………………………………..9
II глава.
Досуг горожан и праздничная культура города.
1. Вклад клубов и благородных собраний в городскую культуру……………………………………………………………….…14
2. Учреждения культурного характера……………………. …18
3.Городские развлечения…………………………………………. 23
III глава
Культурная Пермь сегодня
1. Социокультурное пространство города……………….…..28
2. Публичная жизнь горожан, целевые группы…………….….30
3. Где Отдыхают пермяки. 34
4. Традиции Перми……………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………………. 42
Список литературы……………………………………

Содержимое работы - 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Государственного образовательного учреждения высшего

Кафедра гуманитарных дисциплин

Повседневная жизнь жителей города Перми в конце XIX – начале XX века и в современный период

Реферат по Отечественной истории

ЭП-11 Зябликова А.Ф.

К.и.н., доцент Т.Н.Федотова

I глава.

Пермь – провинциальный город (конец XIX – начало XX вв.)

1. Что такое провинция. . . 6

3. Планировка города, жилище……………………………………..9

Досуг горожан и праздничная культура города.

1. Вклад клубов и благородных собраний в городскую культуру… …………………………………………………………….…14

2. Учреждения культурного характера……………………. …18

3.Городские развлечения…………………………………………. .23

Культурная Пермь сегодня

1. Социокультурное пространство города……………….…..28

2. Публичная жизнь горожан, целевые группы…………….….30

3. Где Отдыхают пермяки. . . 34

Что же из себя представляли истинные пермяки? Как они жили? Каким был их быт и нравы? Как они отдыхали и развлекались?

Погружение в тему привело к пониманию того, что история повседневности сегодня стала важнейшей отраслью исторического знания, а история повседневности российского города – это самостоятельное направление современной исторической науки.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности изучения повседневной жизни Перми на рубеже XIX–XX вв. и объясняет выбор темы исследования.

Объектом исследования является повседневная жизнь жителей провинциального города.

Цель работы - исследовать основные направления и содержание социокультурных изменений в повседневной жизни города Перми в конце XIX – начале XX вв. Рассмотреть современную культуру города, направленность её изменения и развития.

Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:

    • Проанализировать состав населения города Перми, выявить степень воздействия социального состава на особенности развития повседневной жизни губернского города.
    • Реконструировать культурную среду провинциального города. Исследовать роль институтов (театра, благородного и общественного собраний, библиотек и др.) в повседневной жизни пермяков.
    • Изучить целевые группы, обладающие априорной высокой активностью поведения. Рассмотреть современные праздники и фестивали, проходящие в Перми.

    Сюда тащился с страхом тайным,

    Что в городе провинциальном

    Умру от скуки я, и вот,

    Неверен был такой расчет.

    Почти такие ж разговоры

    Волнуют пермские умы,

    О том же речи, те же споры,

    Какими волновались мы…

    I глава.

    Пермь – провинциальный город (конец XIX – начало XX вв.)

    1. Что такое провинция?

    2. Социальный состав населения

    Последняя четверть XIX века – особый период в развитии Российского государства: активный процесс урбанизации открыл новые возможности для представителей разных социальных категорий российского города. С одной стороны, сохранялось сословное деление, в котором местоположение каждого человека было закреплено религией, законом, обычаем, наследственностью, то есть условиями, независящими от субъекта; с другой стороны, на рубеже веков стратификация стала подвижной, горожане получили возможность в течение жизни менять свой социальный статус. Несмотря на многочисленность социальных групп, в Перми в конце XIX – начале XX в. преобладали две из них – мещане и крестьяне. Эти же социальные группы проявляли наибольшую активность в жизнедеятельности городов. Доля представителей привилегированных сословий, духовенства и купцов была незначительной.

    К 1804 г. население Перми увеличилось до 4 000. В 1821 в Перми было 7000 чел., в 1835 г. – 7 385, в 1852г. – 13 391 (из них 7 492 мужчин и 5 899 женщин). Накануне реформы в 1860 г. количество населения убавилось и составило 12 439 чел. (из них 7 233 мужчин и 5 200 женщин).

    По результатам однодневной переписи, проведенной Пермским губернским статистическим комитетом 18 марта 1868 г. оказалось, что в Перми проживало 19 556 чел., из которых 11 381 было мужчин и 8 725 женщин.

    В 1886 г. в городе Перми проживало 34 098 человек. По сословиям они распределялись следующим образом:

    1. Дворян -3 892 (11,4%), из потомственных – 364, личных – 3 528.
    2. Духовенство – 276 (0,8%)
    3. Купцов – 595
    4. Мещан – 10 096 (29,6%)
    5. Цеховых – 985
    6. Крестьян – 7 412 (21,7%)
    7. Военных чинов – 2 521
    8. Полицейских и пожарных – 387
    9. Почетных граждан – 185 (0,5%), из потомственных – 90, личных – 95
    10. Иностранцев – 108 (0,3%)
    11. остальных – 7 641

    По полу: Мужчин – 16 671 (48,9%); Женщин – 17 427 (51,1%)

    В 1913 г. по данным адресного стола в городе Перми, не считая пригородных деревень и Мотовилихи проживало 75 000 жителей. 1

    Для Перми на рубеже XIX – XX вв. был характерен стабильный рост численности населения.(1868 – 19 556 жителей; 1879 – 31 065; 1887 – 33 078; 1897 – 42 205; 1899 – 50 130; 1913 – 75 000)

    За 130 лет, начиная с 1772 года, население возросло практически в 20 раз. Наиболее бурный прирост приходится на рубеж XIX – XX вв.

    Таким образом, в XIX в. Пермь продолжает оставаться чиновничьим городом, где большинством населения становятся мещане.

    Однако не последнюю роль в жизни Перми играло купечество. Третье сословие играло ведущую роль в городском самоуправлении. Желание помочь родному городу владело многими купцами, избиравшимися на должность городского головы. Постепенно сложились купеческие династии, представители которых играли заметную роль в жизни города: Любимовы, Каменские, Базановы, Насоновы, Тупицыны, Гавриловы и другие.

    3. Планировка города, жилище.

    На первых порах своего существования Пермь только носила имя губернского города, на самом же деле она мало чем отличалась от села. При основании города в ней был только один каменный дом, все остальные дома были деревянные. Первый, кто содействовал благоустройству города, был пермский губернатор К. Ф. Модерах. Он придал городу такую планировку, за пределы которой город и теперь едва выходит. По юго-восточной окраине города он провел вал и канаву, чтобы снеговая вода с полей не стремилась внутрь города, а шла бы по канаве в речку Данилиху. Главную же заслугу Модераха составляет правильное распланирование улиц города.

    За полвека Пермь, как следует из городских планов, выросла на треть. Свободных земель в городе было много, и пермяки могли позволить себе достаточно обширные усадебные сады. Кроме того, большие пространства между домами были предусмотрены в противопожарных целях еще в первом генеральном плане Перми.

    Дома наиболее состоятельных граждан города (например, губернского казначея Д.В. Дягилева, позднее купленный Д.Е. Смышляевым, губернского прокурора И.Д. Прянишкова) оказались выстроены на улице Сибирской. В дополнение к имеющимся здесь казенным зданиям были возведены в 1829 г. училище детей канцелярских служителей (у Сибирской заставы), в 1830 г. здание Благородного собрания (угол Сибирской и Вознесенской). Сибирская улица не случайно становится новым центром Перми. Все городские улицы, перпендикулярные Каме, понижаются к реке, но только Сибирская делает это равномерно. Кроме того, с нее открывались самые удобные выходы к камским пристаням и на Сибирский тракт.

    Как и всякий провинциальный город, Пермь ничем не отличается от других городов. Большинство домов в городе были деревянные и одноэтажные, только казенные здания были выкрашены большей частью в желтую краску. Почти у каждого дома был садик.

    В дворянском особняке

    Начало 19 века – время развития салонов, кружков, обществ различной направленности (музыкальных, литературных, спортивных) . Предреволюционные процессы изменили коллективные формы дворянского досуга. С целью изыскания средств, в дворянские клубы стали допускать представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и пр. Стали популярны виды спортивных занятий, требующие больших затрат и специально оборудованных площадок, что, в свою очередь, требовало объединения средств: большой теннис, конный спорт. Активно развивались клубы в офицерской среде (напр. , гостиная офицеров Измайловского полка, увлекающихся литературой) . В начале 19 века центрами литературно-художественной и общественной жизни являлись литературные салоны и кружки. По своему типу и составу подразделялись на общества, имевшие устав, регламентировавший деятельность их членов. На литературных собраниях обсуждались социальные проблемы, литературные новинки, читались произведения поэтов, писателей, позже ставшие шедеврами русской и мировой литературы.

    телевидения тогда еще точно не было!! ! он появилось в 20-ом веке только! попробуйте духа какого-нибудь вызвать, может он Вам скажет? . :))))

    Это, прежде всего, театр! Естественно, у высших сословий. Начинает появлятся социальная драма (пьесы с проблематикой человеческих взаимоотношений) , все еще популярен водевиль (хрень с переодеваниями) . Еще одно - это ярмарки. Это уже более демократичное развлечение. Для деревни охота, карты!!


    Развлечения эпохи Нового времени не сильно отличались от досуга Средневековья и Ренессанса, но некоторые причудливые новшества тогда всё-таки появились.

    Развлечения эпохи Нового времени: были ли отличия от предыдущих эпох?

    История общественного досуга на протяжении второго тысячелетия нашей эры в первой своей половине развивалась не особо динамично. Если развлечения элиты и претерпевали отдельные изменения, то досуг простого народа вплоть до XVIII столетия особо не менялся.

    Знать всё так же любила охоту и пышные пиры, прогулки и поэзию. Тем временем простой народ посещал ярмарки, пел песни и плясал под музыку на светских и церковных праздниках. Но постепенно в низшие слои населения пробивается театральная культура и цирковые представления. Ещё в XVI столетии во Франции на городских праздниках, карнавалах появляются циркачи с фокусниками и театральные труппы, которые ставили мистерии, фаблио, сатиры и т. п.

    По-прежнему и в XVII веке в Европе была популярна игра в мяч, хоть она и была травмоопасна. Французы, например, в это же время открывали в залах для игры в мяч и помещения для бильярда. Ярым фанатом этой игры был сам кардинал Ришелье, по приказу которого выпускники Королевской академии должны были сдавать экзамен на наличие навыков игры в бильярд.

    Но постепенно ситуация менялась: в программы обучения университетов стали включать хореографию и танцевальное мастерство чтобы студиозусы приобщались к светской культуре.

    Азартные игры. Источник: Wikimedia Commons

    XVIII столетие постепенно приносит изменения в массовый и элитарный досуг европейского общества. В первой четверти XVIII века в Париже на праздниках гости французской столицы были удивлены тем, что на бесплатных спектаклях непросвещённый народ аплодирует в нужном месте. Набирают популярность азартные карточные игры, также постепенно входят в моду настольные игры.

    Досуг и развлечения: Россия после Петра

    Если говорить о кардинальных переменах в развлечениях и досуге, то безусловно нужно обратить внимание на петровскую эпоху в российской истории. На селе, конечно, по-прежнему существовали традиционные для Руси формы досуга: например, гостевание.

    После посещения европейских стран Петр I основательно берётся за обновление светского досуга элиты. Первое, что приходит на ум — это ассамблеи. Вечера для знати с танцами и настольными играми, которые позднее превратились уже в дворянские балы.

    Россия с петровской эпохи приобщается к карнавалам и маскарадам. Красочные шествия сопровождались танцами и салютами. Первые подобные мероприятия, как полагают исследователи, прошли во время празднования по случаю заключения Ништадтского мира в 1721 году в Петербурге и в 1722 году в Москве.

    Русская знать играет в карты. Источник: Pinterest

    Вплоть до начала XX века на периферии Российской империи в городах и сёлах центральными событиями в культурной и развлекательной жизни были светские и церковные праздники.

    Русская ярмарка. Источник: Pinterest

    Они, как правило, сопровождались массовыми народными гуляниями. Ярмарки на городских площадях радовали местную публику всевозможными балаганами, кукольными представлениями, похождениями медведчиков с учёными медведями, катаниями на качелях.

    Карусель. Источник: Pinterest

    Ближе к концу XIX столетия появляются карусели и профессиональные цирковые коллективы, которые выступают на празднествах, и даже кинематограф. Грамотность населения росла, а с ней росли и запросы в плоскости досуга и развлечений.

    Досуг и развлечения: популярные игры в XVIII-XIX столетиях

    В XVIII столетии получило распространение лото (в Россию оно попало из Италии). Эта игра стала пользоваться успехом не только на светских вечерах, но и в семейном кругу. В 1840-е гг. в России уже появились целые клубы для игры в лото, где победитель получал денежное вознаграждение. Именно в это время появляются привычные современному человеку настольные игры с фигурками и правилами, в которые до сих пор играют люди всех возрастов.

    Подвижные игры детей. Источник: Pinterest

    Английский картограф Джон Спилсбери в 1760 году с помощью географической карты и клея изобрёл пазлы или пузеля (так их называли ранее). Сбор целой картины из небольших элементов и частичек пришёлся по вкусу европейцам, и вскоре игра стала развлечением для светских салонов.

    Источники

    • Ле Гофф, Жак. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.
    • Глаголева, Е.В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. -— М.: Молодая гвардия, 2014.
    • Дуков, Е. Развлекательная культура России ХVIII-Х1Х веков [Текст] / Е. Дуков - Спб., 2000.
    • Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). Санкт-Петербург 'Искусство - СПБ' 1994.

    Материалы по теме

    Народный дом Императора Николая II в Санкт-Петербурге, в котором с декабря 1913 года и по январь 1914 года состоялся Первый Всероссийский Съезд по народному образованию, съехались учителя со всех глубинок Российской империи, чтобы обсудить текущие проблемы народного образования, и принятый план о всеобщем ОБЯЗАТЕЛЬНОМ обучении.

    Петр I, царь-реформатор, царь-революционер, при котором Россия получила статус империи, с первых дней своего правления не был похож на предшественников.

    А вот ещё:

    Исаак Ньютон: английский масон и мистик


    Исаак Ньютон, 1689 г. Готфрид Кнеллер. Источник: Кембриджский университет

    В широких кругах слава Ньютона как богослова была очень велика, а кажущееся нам сегодня странным сочетание учёного-математика и теолога было нормой для научной иерархии 17-го века, особенно в Англии, где широкие знания в естественных и богословских науках могли стать хорошим подспорьем в политической карьере. Протестантизм и арианство Ньютона были одной из форм борьбы с католическими Стюартами, с партией тори. Такие же политические корни можно проследить почти во всех историко-богословских работах Ньютона.

    Постепенно весть о разностороннем английском гении разнеслась по всей Европе. В 1698 году русский царь Пётр I, прибыв в Лондон в рамках своего Великого Посольства, больше всего стремился встретиться с Исааком Ньютоном. Учёный почтительно согласился на такое свидание и даже счёл изобретательного и практичного русского царя куда более сведущим в науках собеседником, чем монарха его собственной страны.

    В этом же году Ньютон получил должность управляющего Монетным двором — на этом посту он оставался до самой смерти. Контроль над государственными финансами, несомненно, был делом прибыльным, а потому Ньютон стал весьма обеспеченным человеком, что позволило ему полностью сосредоточиться на научных изысканиях, даже в ущерб академической университетской карьере. А вот стезя руководителя исследователю была отнюдь не чужда: в 1703 году его избрали президентом Королевского научного общества, которое тогда находилось не в лучшем положении, пребывая на грани банкротства.

    До Ньютона этот пост традиционно занимали аристократы, которые воспринимали свою должность скорее как синекуру, а потому их мало заботила судьба предприятия. Ньютон решил полностью изменить подобное отношение: за многие годы руководства Обществом он посетил практически все его собрания и даже председательствовал на них, подводя итог дискуссиям с особого председательского кресла, установленного во главе стола. Лишь после того, как он, высказав свои веские доводы, усаживался обратно, лакей, прислуживавший на заседаниях, помещал на стол официальный жезл Общества. Так соблюдался особый ритуал, который, по сути, отождествлялся с королевским двором с просвещённым монархом.

    Один из последних портретов Ньютона, 1712 г. Джеймс Торнхилл. Источник: Поместье Вулсторп, Великобритания

    Американский историк науки Ч. Уэбстер отмечает, что наличие в библиотеке Ньютона книг знаменитого алхимика Парацельса и его учеников свидетельствует, что Ньютон был знаком с краеугольными положениями традиционных оккультных наук. По оценкам учёных, объём алхимических трудов, прошедших через руки Ньютона, превышал 5 тыс. страниц. Кроме того, Ньютон поддерживал контакты с алхимиками и магами того времени и даже был членом тайного алхимического общества, где был известен под псевдонимом Iegova Sanctus (Единый Святой Иегова) — анаграмма своего собственного латинского имени Isaacus Neutonus.

    При этом сферой основных научных интересов Ньютона-алхимика были поиски предполагаемого универсального растворителя — менструума, изучив природу которого Ньютон надеялся постичь тайну трансмутаций элементов и проникнуть во внутренние сокровенные структуры материи. Стоит отметить, что будучи человеком переломной эпохи, когда средневековое геоцентрическое мировоззрение сменялось научным мышлением и сознанием Нового времени, Ньютон поэтому одной стороной своей деятельности был обращён в прошлое — на проблемы богословия, магии и традиционной науки, а другой — в будущее, порвавшее с схоластической традицией средневековых научных школ.

    Ньютоновский закон всемирного тяготения стал действительно универсальным правилом, применимым к различным предметам изучения, будь то движения планет и их спутников, орбиты комет или закономерности приливов. Торжество ньютоновского гения было столь полным, что учёному грозила опасность стать вторым Аристотелем и оказаться непреодолимым барьером на пути научного прогресса — картезианское сомнение теряло смысл в гармоничной вселенной, функционирующей по законам Ньютона. В Англии лишь спустя столетие после его смерти учёные смогли в достаточной мере освободиться от его авторитета, чтобы создать действительно оригинальные работы по физике и математике.


    В XIX веке не было видеоигр, соцсетей и монополий (которая настолка). Зато были популярные салонные игры. Посмотрели, как развлекались люди позапрошлого века, и собрали интересные салонные игры для компании. Расскажем, как играть в буриме, чепуху и пузеля.

    Фанты

    Задания могут быть любыми: рассказать стихотворение, попрыгать на одной ножке, прокукарекать. В том числе можно давать коллективные задания. Интрига этой салонной игры в том, что фант ведущего тоже в шляпе, и заковыристый штраф может достаться ему самому.

    Кому понравится: шумной и весёлой компании

    Количество игроков: от 4 человек

    Продолжительность игры: от 20 минут

    Что понадобится: шляпа или большая миска, мелкие предметы по количеству игроков

    Для игры понадобятся карточки и специальные бочонки с номерами. Ведущий вслепую достаёт из мешка бочонки и называет номера, а игроки закрывают их на своих карточках. Выигрывает тот, кто первым полностью закроет горизонтальную линию.

    Кому понравится: смешанной разновозрастной компании

    Количество игроков: от 2 до 8 человек

    Продолжительность игры: от 20 минут

    Что понадобится: набор для игры в Лото

    Буриме

    Кстати, в буриме можно играть и онлайн, в дружеском чате или в соцсетях. Для этого первый участник пишет пару рифмованных слов. Второй придумывает стихотворение. Публикует его и новую пару слов. Следующий участник придумывает новое четверостишие и свой вариант рифмы и так далее.

    Кому понравится: творческим людям

    Количество игроков: от 2 человек

    Продолжительность игры: от 20 минут

    Что понадобится: бумага и ручки

    Шарады

    Кому понравится: любителям перевоплощаться и шевелить мозгами

    Количество игроков: от 4 человек

    Продолжительность игры: от 40 минут

    Что понадобится: косметика, платки, шляпы и другие карнавальные аксессуары

    Пузеля

    Пузеля, или пазлы, как их сейчас называют, придумал английский гравёр и картограф Джон Спилсбери в 1760 году. Он наклеил одну из своих карт на деревянную доску и разрезал её на кусочки.

    Чтобы превратить пазлы в ретроразвлечение, выберите набор с изображением карты. Последние секунды сборки можно снять на видео. А потом всё сломать, как Хью Джекман.

    Кому понравится: любителям тишины и медитативных занятий

    Количество игроков: от 1 человека

    Продолжительность игры: от 60 минут

    Что понадобится: сложный пазл с красивой картинкой

    Домашние спектакли

    Современная версия этой салонной игры — снять настоящий фильм, смонтировать его и выложить результат в соцсети.

    Кому понравится: актёрам в душе́

    Количество игроков: от 4 человек

    Продолжительность игры: несколько часов

    Что понадобится: одежда, шляпы, косметика, картон и краски для декораций

    Чепуха

    Эта салонная игра особенно нравится детям. Сочинять чепуху можно и вдвоём, но веселее играть в большой компании.

    Читайте также: