Разработка туристского маршрута кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

* установление нормируемых характеристик услуги;

* установление технологии процесса обслуживания туристов;

* разработка технологической документации;

* определение методов контроля качества;

* представление проекта на утверждение.

Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, правила, инструкции и т.д.).

В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам .

Анализ проекта является завершающим этапом проектирования. Его осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Он направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.

Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.

Разработка конкретного туристского маршрута — сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы:

* исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;

* маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе маршрута;

* построение эскизной модели маршрута;

* привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;

* разработка схемы безопасности на маршруте;

* разработка паспорта маршрута;

* согласование паспорта с соответствующими службами;

* пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений;

* утверждение паспорта маршрута.

После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договоры с авиакомпаниями, железной дорогой, автотранспортным предприятием и судоходством.

В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной, оговариваются условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.

Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма — перевозку туристов, страхование, визовое оформление. Рекламная кампания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.

Подобное сотрудничество можно считать вполне выгодным. Иностранная компания, имея постоянные связи с гостиницами, ресторанами, экскурсионными бюро и лучше разбираясь в положении на местном рынке туристских услуг, может снизить затраты и обеспечить скидку, которые дают возможность российской фирме предлагать конкурентоспособные услуги по стоимости меньшей, чем затраты самостоятельно путешествующего туриста, что обеспечивает постоянный спрос. Туроператор может и сам заключать договоры с гостиницами, ресторанами, транспортными организациями, с бюро экскурсионного обслуживания и т.д., но подобная деятельность может быть невыгодна для него, так как требует много денежных и временных затрат.

Основой для проектирования услуги является ее вербальная модель (краткое описание) — набор требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, согласованных с заказчиком и учитывающих возможности исполнителя услуг.

Проектирование процесса обслуживания туристов в ходе всего туристского путешествия осуществляется по отдельным этапам предоставления услуг и с обязательным составлением для каждого из них технологических карт. Результатом проектирования туристской услуги (продукта) является технологическая документация (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и т.д.).

При подготовке тура туроператор обязан подготовить и представить на утверждение руководства:

* описание маршрута, программу тура, характеристику объектов размещения (адреса, названия, условия размещения), условий питания;

* данные о стране туристской поездки, об обычаях местного населения, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной; о состоянии окружающей природной среды, условиях обмена валюты;

* условия безопасности туристов на маршруте;

* сведения о необходимых адресах и телефонах (имена,

* фамилии официальных лиц, посольства/консульства России);

* сведения о принимающей туристской фирме (телефоны, адреса, фамилии, порядок разрешения конфликтных ситуаций);

* образец ваучера и листок отметок к ваучеру (или заменяющие их документы, согласованные с принимающей стороной);

* информацию о правилах въезда в страну (место), временного пребывания там, о таможенных требованиях.

Все эти требования находят свое отражение в следующих документах, которые утверждаются генеральным органом сертификации:

1. Технологическая карта маршрута. При разработке технологической карты маршрута определяются основные показатели маршрута, места пребывания, даты заездов, примерное (ожидаемое) количество туристов, программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту, описание.

2. Паспорт маршрута.

Паспорт маршрута представляет собой более подробное описание маршрута, включает организационные и правовые моменты, регулирует взаимоотношения между туристским предприятием, туристом и фирмой, заключившей с туроператором партнерское соглашение. Также здесь отражаются условия страхования туристов.

4. Каталог маршрута.

Каждый менеджер по направлению составляет информационный каталог, в котором отражается вся информация по маршруту, о стране пребывания, городах, описание отелей (номера, питание, услуги) и экскурсий. Обычно это красочно оформленный альбом, в котором клиент, придя в фирму, может и должен найти все, что его может заинтересовать, а менеджер, получив страноведческую подготовку, должен давать всю информацию на возникающие вопросы.

5. Калькуляция тура.

После того, как получены цены на авиабилеты, а зарубежные партнеры выставили цену на свой пакет услуг, туроператор рассчитывает стоимость туристской путевки. Кроме стоимости билета и пакета услуг принимающей фирмы, в стоимость туристской путевки включаются накладные расходы (арендная плата, телефонные переговоры, факсовая переписка, использование информационных сетей и т.д.), закладывается прибыль фирмы-оператора и комиссия фирмам, работающим по агентскому соглашению, а также налоги, относимые на себестоимость. В итоге получается цена, по которой будут реализовываться путевки на данный маршрут.

Ваучер является официальным документом, который направляющая фирма выдает туристам-индивидуалам или руководителю группы на руки как подтверждение их права получить от принимающей фирмы перечисленные в нем услуги. По прибытии туристов в пункт назначения ваучер передается принимающей стороне.

В настоящее время в туризме находят широкое применение международные туристские ваучеры.

Международный туристский ваучер — это документ, объединяющий обычный ваучер с официальным платежным документом в качестве его неотъемлемой части. Он позволяет значительно сэкономить время и денежные средства. Международный туристский ваучер принимается предприятиями обслуживания во всем мире и практически исключает необходимость заключать соглашения с каждым из этих предприятий в отдельности.

Все документы носят официальный характер, должны быть подписаны руководителем предприятия и иметь фирменную печать.

Перечень возможных туристских услуг, оказываемых в ходе туристского путешествия, определяется и конкретизируется в проекте программы обслуживания туристов. При ее разработке определяются:

* перечень туристских предприятий — исполнителей (поставщиков) услуг;

* период предоставления услуг каждым предприятием — исполнителем услуг;

* состав экскурсий и достопримечательных объектов;

* комплекс досуговых мероприятий;

* продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;

* количество туристов, участвующих в путешествии;

* виды транспорта для внутренних перевозок;

* потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и др., а также потребность в их подготовке;

* необходимое количество транспортных средств;

* порядок подготовки рекламных и информационных материалов;

* форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество.

В туристском бизнесе различают два основных типа тура: Инклюзив-тур — комплексная услуга, включающая в себя весь пакет туристских услуг: размещение, питание, экскурсионное обслуживание, перевозка, а также дополнительные услуги: бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и т.д.;

Заказной тур — набор отдельных туристских услуг: питание, размещение, экскурсионное обслуживание, транспорт и т.д.

Инклюзив-тур — это тур с жестким, заранее спланированным (еще до контакта с клиентом) набором услуг, ориентированных на определенный вид отдыха или туризма. Его особенностью является то, что туристом заранее оплачивается весь перечень таких услуг, хотя какой-то из них турист может и не воспользоваться. Состав услуг на инклюзив-туре при реализации не меняется. Турист должен купить такой тур целиком или вообще отказаться от него.

Инклюзив-туры разрабатываются чаще всего для массового группового туризма, в связи с чем пользуются существенными скидками на групповое обслуживание, предлагаемые транспортными и гостиничными предприятиями, а также предприятиями питания и развлечений.

Далее сформированный туристский продукт в виде туристской путевки реализуется через различные сбытовые организации: турбюро, турагентства и т.п.

Таким образом, основными преимуществами инклюзив-туров являются:

* более низкая стоимость по сравнению с туром, где услуги покупаются отдельно;

* программа и стоимость тура известны заранее;

* возможность ведения статистики тура;

* расширенные возможности по ведению рекламной кампании такого тура.

При продаже заказных туров формирование программы и комплектование состава услуг производятся по желанию и при непосредственном участии самого туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предполагаемом месте отдыха. Выбранные туристом услуги формируются в программу тура, рассчитывается цена, которую турист оплачивает при приобретении турпродукта.

В последнее время становится все более популярным формирование тура с помощью компьютера как в самой фирме, так и домашнего. На основе соответствующего программного обеспечения в реальном масштабе времени формируется такой тур, который бы в максимальной степени удовлетворял потребности клиента. При наличии соответствующих договоров с транспортными компаниями и наличии билетопечатающей машины турфирма может прямо в своем офисе оформить билет на тур, заказать места в гостиницах и весь спектр сопутствующих туристских услуг.

Подготовительная работа начинается за два года и более до того, как произойдет первая отправка туристов по новому маршруту, по новой программе или в новую страну.

Взаимоотношения с партнерами — поставщиками услуг оформляются в контрактной форме (путем заключения договоров). Каждому году работы (или другому рабочему периоду) предшествует договорная кампания, во время которой и заключаются договора. Перед договорной кампанией обычно составляется договорный план, включающий следующие разделы:

* основной предмет договора;

* срок действия договора;

* сроки заключения договоров;

Этот план позволяет составить реальную картину — схему действия работников туристской фирмы по обеспечению услуг на туре. Состав договорного плана зависит от вида тура и предполагаемых услуг. При нескольких видах туров первоначально составляются отдельные субпланы по каждому виду тура, а затем — сводный план, где партнеры группируются по срокам заключения договоров или по географическому принципу. Перед составлением договорного плана необходимо уже четко представлять себе предполагаемых партнеров, а также быть готовым к заключению договоров на стадии переговоров.

При перспективной проработке договорной кампании туристские фирмы широко пользуются различными справочно-информационными сборниками туристско-гостиничной направленности. Справочники туристских агентств, гостинично-ресторанного бизнеса, издаваемые международными туристскими организациями, включают информацию по возможностям организации отдыха и путешествий, размещения и гостиничного обслуживания с указанием основных видов услуг, предоставляемых туристам. Регулярно издаются также национальные, местные и корпоративные справочники. Путеводители, справочники маршрутов, достопримечательностей, календари местных событий, т. е. все, что используется при организации туров и программ обслуживания, является литературой, которой пользуются туроператоры при разработке новых маршрутов и составлении договорного плана.

Классификация туристских маршрутов. Разработка маршрутов. Паспорт маршрута. Формирование туров. Расчет стоимости тура и дохода от его реализации.

Разработка маршрутов, формирование туров и различных экскурсионных программ, предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. производство конкретного туристского продукта, предназначенного для удовлетворения потребности в туристской услуге.

Классификация туристских маршрутов

Туристские маршруты классифицируются по различным признакам: типу, сезонности действия, построению трассы, продолжительности, способам передвижения и содержанию.

По типам маршруты бывают:

тематические – с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленностью;

походные – маршруты с активными способами передвижения;

физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и оздоровительных мероприятий.

По построению трассы:

линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;

радиальные – с посещением одного пункта на трассе;

кольцевые – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.

По способам передвижения на маршруте:

теплоходные (морские, речные);

По содержанию маршруты бывают:

отдых на природе (морском побережье, в горах и т.д.);

охота и рыбная ловля и т.д.;

посещение археологических раскопок, исторических памятников и других достопримечательностей.

Разработка туристского маршрута

Проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

установление нормируемых характеристик услуги;

установление технологии процесса обслуживания туристов;

разработка технологической документации;

определение методов контроля качества;

представление проекта на утверждение.

Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, правила, инструкции и т.д.).

В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.

Анализ проекта является завершающим этапом проектирования. Его осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Он направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.

Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.

Разработка конкретного туристского маршрута – сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы:

исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе;

маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;

определение типа маршрута;

построение эскизной модели;

привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;

разработка схемы безопасности;

разработка паспорта маршрута;

согласование паспорта с соответствующими службами;

пробная обкатка и внесение необходимых изменений;

утверждение паспорта маршрута.

После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договора с авиакомпаниями, железной дорогой, автотранспортным предприятием и судоходством.

В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной, оговариваются условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.




Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма – перевозку туристов, страхование, визовое оформление. Рекламная компания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.

Подобное сотрудничество можно считать вполне выгодным. Иностранная компания, имея постоянные связи с гостиницами, ресторанами, экскурсионными бюро и лучше разбираясь в положении на местном рынке туристских услуг, может снизить затраты и обеспечить скидку, которые дают возможность российской фирме предлагать конкурентоспособные услуги по стоимости меньшей, чем затраты самостоятельно путешествующего туриста, что обеспечивает постоянный спрос. Туроператор может и сам заключать договора с гостиницами, ресторанами, транспортными организациями, с бюро экскурсионного обслуживания и т.д., но подобная деятельность может быть невыгодна для него, так как требует много денежных и временных затрат.

Система взаимоотношений между основными субъектами в сфере международного туризма юридически оформляется договорами.

Договор о сотрудничестве в области международного туризма между российскими и зарубежными фирмами основан на разделении между ними предоставляемых услуг и включает в себя следующие статьи:

1. Предмет договора.

Отражается форма сотрудничества, законодательная база, отношения с третьими лицами, порядок оформления других документов, касающихся контракта.

2. Обязанности сторон.

В данном пункте оговариваются обязанности направляющей и принимающей стороны. Оговаривается минимальное и максимальное количество туристов и групп, маршруты, программы и условия обслуживания.

3. Документы обслуживания и порядок их использования.

Данный пункт содержит перечень основных документов обслуживания туристов и кратко раскрывает их содержание. Этот пункт необходим для разрешения споров между сторонами в случае недобросовестного исполнения обязательства той или иной стороной.

1. Медицинское обслуживание и условия его предоставления.

2. Порядок аннулирования заказов.

3. Условия расчетов.

Существуют различные способы расчетов за предоставление туристских услуг: чек, аккредитив, банковский перевод, наличный платеж. Чеки и аккредитивы практически не применяются, хотя аккредитив является самой надежной формой обеспечения платежа и выполнения всех условий договора, так как деньги, заранее перечисленные с валютного счета отправляющей стороны, находятся в банке и выдаются принимающей стороне после предоставления документов, подтверждающих исполнение обязательств. Однако при организации тура сумма, выплачиваемая отправляющей стороной, не очень значительна, использование аккредитива невыгодно и иностранные компании пред­почитают оплату наличными или банковский перевод.

7. Ответственность за причинение ущерба.

В данном пункте оговаривается ответственность за причинение ущерба здоровью и имуществу туриста, а также ответственность за причинение ущерба по вине туриста.

8. Порядок разрешения споров.

При невозможности достижения соглашения осуществляется арбитражным судом по местонахождению ответчика.

9. Особые условия.

Порядок вступления в силу, изменения и прекращения договора.

10. Юридические адреса сторон.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА

Технология разработки маршрутов и формирования туров

Классификация туристских маршрутов. Разработка маршрутов. Паспорт маршрута. Формирование туров. Расчет стоимости тура и дохода от его реализации.

Разработка маршрутов, формирование туров и различных экскурсионных программ, предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. производство конкретного туристского продукта, предназначенного для удовлетворения потребности в туристской услуге.

Классификация туристских маршрутов

Туристские маршруты классифицируются по различным признакам: типу, сезонности действия, построению трассы, продолжительности, способам передвижения и содержанию.

По типам маршруты бывают:

тематические – с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленностью;

походные – маршруты с активными способами передвижения;

физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и оздоровительных мероприятий.

По построению трассы:

линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;

радиальные – с посещением одного пункта на трассе;

кольцевые – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.

По способам передвижения на маршруте:

теплоходные (морские, речные);

По содержанию маршруты бывают:

отдых на природе (морском побережье, в горах и т.д.);

охота и рыбная ловля и т.д.;

посещение археологических раскопок, исторических памятников и других достопримечательностей.

Разработка туристского маршрута

Проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

установление нормируемых характеристик услуги;

установление технологии процесса обслуживания туристов;

разработка технологической документации;

определение методов контроля качества;

представление проекта на утверждение.

Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, правила, инструкции и т.д.).

В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.

Анализ проекта является завершающим этапом проектирования. Его осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Он направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.

Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.

Разработка конкретного туристского маршрута – сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы:

исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе;

маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;

определение типа маршрута;

построение эскизной модели;

привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;

разработка схемы безопасности;

разработка паспорта маршрута;

согласование паспорта с соответствующими службами;

пробная обкатка и внесение необходимых изменений;

утверждение паспорта маршрута.

После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договора с авиакомпаниями, железной дорогой, автотранспортным предприятием и судоходством.

В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной, оговариваются условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.

Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма – перевозку туристов, страхование, визовое оформление. Рекламная компания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.

Подобное сотрудничество можно считать вполне выгодным. Иностранная компания, имея постоянные связи с гостиницами, ресторанами, экскурсионными бюро и лучше разбираясь в положении на местном рынке туристских услуг, может снизить затраты и обеспечить скидку, которые дают возможность российской фирме предлагать конкурентоспособные услуги по стоимости меньшей, чем затраты самостоятельно путешествующего туриста, что обеспечивает постоянный спрос. Туроператор может и сам заключать договора с гостиницами, ресторанами, транспортными организациями, с бюро экскурсионного обслуживания и т.д., но подобная деятельность может быть невыгодна для него, так как требует много денежных и временных затрат.

Система взаимоотношений между основными субъектами в сфере международного туризма юридически оформляется договорами.

Договор о сотрудничестве в области международного туризма между российскими и зарубежными фирмами основан на разделении между ними предоставляемых услуг и включает в себя следующие статьи:

1. Предмет договора.

Отражается форма сотрудничества, законодательная база, отношения с третьими лицами, порядок оформления других документов, касающихся контракта.

2. Обязанности сторон.

В данном пункте оговариваются обязанности направляющей и принимающей стороны. Оговаривается минимальное и максимальное количество туристов и групп, маршруты, программы и условия обслуживания.

3. Документы обслуживания и порядок их использования.

Данный пункт содержит перечень основных документов обслуживания туристов и кратко раскрывает их содержание. Этот пункт необходим для разрешения споров между сторонами в случае недобросовестного исполнения обязательства той или иной стороной.

1. Медицинское обслуживание и условия его предоставления.

2. Порядок аннулирования заказов.

3. Условия расчетов.

Существуют различные способы расчетов за предоставление туристских услуг: чек, аккредитив, банковский перевод, наличный платеж. Чеки и аккредитивы практически не применяются, хотя аккредитив является самой надежной формой обеспечения платежа и выполнения всех условий договора, так как деньги, заранее перечисленные с валютного счета отправляющей стороны, находятся в банке и выдаются принимающей стороне после предоставления документов, подтверждающих исполнение обязательств. Однако при организации тура сумма, выплачиваемая отправляющей стороной, не очень значительна, использование аккредитива невыгодно и иностранные компании пред­почитают оплату наличными или банковский перевод.

7. Ответственность за причинение ущерба.

В данном пункте оговаривается ответственность за причинение ущерба здоровью и имуществу туриста, а также ответственность за причинение ущерба по вине туриста.

8. Порядок разрешения споров.

При невозможности достижения соглашения осуществляется арбитражным судом по местонахождению ответчика.

Процесс проектирования: поиск идеи - отбор идеи - разработка продукта и его проверка - разработка стратегии маркетинга - испытание продукта в рыночных условиях

Этапы разработки туристского маршрута:

-исследование туристских ресурсов по предлагаемой трассе маршрута;

- маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;

- определение типа маршрута;

-построение трассы маршрута;

- разработка схемы безопасности на маршруте;

- разработка карты и паспорта маршрута;

- пробная обкатка маршрута;

- утверждение паспорта маршрута.

После разработки маршрута идет заключение договоров с партнерами.

При создании туристского продукта используются услуги раз­личных партнерских организаций: гостиниц (для размещения тури­стов), ресторанов, кафе (для питания) и т. д. Туроператор (турорганизатор) в данном случае выполняет роль посредника между потребите­лем (туристом) и производителями данных услуг, формирующего комплекс необходимых туристу услуг для путешествия или отдыха.

Все предприятия и организации, участвующие в комплексном обслуживании туристов во время прохождения тура, называются по­ставщиками услуг, с которыми туристская фирма оформляет свои от­ношения в договорном порядке. В договоре указываются виды услуг, сроки и периодичность их предоставления и другие условия. Напри­мер, при размещении групп туристов в гостинице заключается дого­вор, в котором наряду с обязательными для этого документа статьями указываются количество номеров, их разрядность, вместимость, сроки заезда групп туристов (график заезда) и т. д.

Услуги могут быть самыми разнообразными: размещение, пита­ние, экскурсии, транспортные услуги, походы, медицинские услуги и т. д. Однако на любых турах обязательно предоставляются размещение, питание, транспорт, экскурсии. При формировании туристского продукта такие услуги принято называть базовыми. Услуги, включен­ные в пакет тура при его продаже, называются основными. Они также могут быть разнообразными и зависят от цели путешествия, вида и уровня обслуживания. Основные услуги часто совпадают с базовыми.

Во время потребления тура туристы часто заказывают и оплачи­вают дополнительные услуги (экскурсии, поездки в тематические пар­ки, дополнительное питание и пр.). Такие услуги принято называть дополнительными, так как по отношению к цене пакета тура они оп­лачиваются дополнительно.

Любой продукт, в том числе туристский, имеет свои потребитель­ские свойства. Это те свойства, которые делают его отличимым от дру­гих продуктов и позволяют определять его качество. Они также являют­ся ориентирами при разработке и реализации туристского продукта.

Расчет группового показателя турпродукта по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат кли­ента на приобретение и потребление турпродукта. [3]

Методика организации маршрута

Любому менеджеру по туризму необходимо грамотно и профессионально составлять туры, организовывать дифференцированное обслуживание групп различного социального и возрастного состава.

Чтобы привлечь туристов, на маршруте должно быть то, что они захотели бы увидеть или, чем захотели бы заняться. Привлекать туристов можно чем угодно: историческими местами, живописной местностью, культурными мероприятиями и выставками, охотой. рыбной ловлей, фестиваля: и, редкими животными, птицами и многим другим.

Доступность предполагает использование на туристском маршруте различных видов транспорта: автомобиля, автобуса, поезда, самолета, а для пеших маршрутов - обустроенной туристской трассы. Большинство туристов предпочтет те места, до которых легко, де­шево и удобно добраться.

Содержательность туристского маршрута означает наличие познавательных элементов, способствующих знакомству с природой естественными богатствами и памятниками культуры, истории, архитектуры и так далее.

Функциональность предполагает круглогодичное использование одного и того же туристского маршрута, но с различным набором сезонных услуг.

Многоаспектность туристского маршрута требует наличия в программе туристского обслуживания заранее подготовленных вариантов.

Комфортность. Туристы будут отдавать предпочтение тем маршрутам, на которых созданы условия для жилья и питания. Абсолютный минимум - это немного пищи и палатка, оптимум - трехразовое питание, ночлег в закрытом помещении на кровати, горячее водоснабжение.

Формирование тура

После процедуры разработки и утверждения маршрута приступают к формированию тура.

Различают два основных вида тура.

Пэкидж-тур - комплексная туристская услуга, включающая в себя: размещение, питание, экскурсионное обслуживание, транспорт (по выбору).

эксклюзивный тур, где турист заказывает минимально-достаточный набор основных услуг, покупая дополнительные услуги по необходимости. Это расширяет возможность планирования собственного времени туристу и в ряде случаев удешевляет путевку.

Организация различных ви­дов и типов включает следующие этапы: подготовительный, маршрутный, заключительный.

При подготовке тура менеджер должен подготовит и предоставить на утверждение руководства:

1. Программу обслуживания на маршруте

2. Калькуляцию тура

3. Данные о стране поездки

4. Условия безопасности на маршруте

5. Сведения о необходимых адресах и телефонах (официальные лица, посольства и консульства)

6. Сведения о принимающей стороне

7. Образец ваучера

8. Информацию о правилах въезда и выезда

Все эти требования находят свое отражение в следующих документах:

· Технологическая карта маршрута

Все документы носят официальный характер и должны быть подписаны руководителем.[4]

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Качество туристского путешествия зависит от множества факторов, и одним из существенных является логичность маршрута. Этот географический фактор влияет на популярность, полезность, эффективность и безопасность туристского путешествия. Практика туризма показывает, что существуют маршруты логичные и нелогичные, и вторых гораздо больше. Для составления логичных маршрутов требуется не только максимум региональной информации, но и опыт, талант и вдохновение разработчика. Рассмотрим элементы логики маршрутов на примере эталонных (классифицированных) путешествий в спортивном туризме, принимая во внимание то, что ни логика составления маршрута, ни сами эталонные маршруты не получили должного анализа в научной литературе.

Будучи в основном самодеятельным, спортивный туризм в СССР отличался популярностью и массовостью, что явилось следствием, в частности, его самоорганизующегося характера. Были найдены оптимальные формы, позволившие этой деятельности быстро и устойчиво развиваться. Эти организационные находки появились благодаря коллективному опыту и большой практике туристских путешествий. Такой методической находкой являлись эталонные (классифицированные) маршруты. Уже в те годы ощущалась необходимость теоретического обоснования этого понятия, разработки методических принципов построения маршрутов, оценки оптимальности системы эталонных маршрутов в различных регионах. Тем не менее, научные подходы к этим вопросам до сих пор не разработаны. Учитывая полезность эталонных маршрутов для развития советского спортивного туризма, можно предположить их целесообразность в нынешнее время, когда резко меняются цели туризма, его система организации, географические направления туристских потоков.


Эталонный маршрут является формой качественной оценки сложности туристского путешествия. В спортивном туризме применяются многочисленные критерии определения степени трудности преодоления естественных препятствий, в том числе и количественные. С помощью количественных критериев формируется оценка сложности пещер, горных перевалов или путей восхождений на вершины. При этом даже на этапе оценки сложности преодоления отдельных объектов (горных перевалов, речных порогов) интегральным показателем является балльный показатель категорий трудности препятствия (1А, 1Б, 2А, 2Б и т.д.), т.е. не только количественный критерий, но еще и качественный. Если же необходимо решить задачу оценки сложности не отдельного препятствия, а всего туристского маршрута, то без качественной формы оценки не обойтись. Такой качественной оценкой фактически выступает метод соотнесения данного маршрута с Эталонный маршрут - предпосылка безопасности туристского путешествия. Спортивный туризм для обеспечения безопасности путешествий использует принцип постепенного нарастания сложности в процессе приобретения человеком туристского опыта. Для этого туристские маршруты оцениваются категориями сложности по видам спортивного туризма, а каждая категория предполагает определенный набор туристских препятствий. Тем не менее, по каждому туристскому району СНГ для разных категорий сложности разработаны эталонные маршруты, которые рекомендуются для путешествий и с которыми соотносятся иные маршруты для оценки сложности последних. В связи с этим эталонный маршрут участвует в формировании системы безопасности в туризме.

Эталонные маршруты являлись основой построения системы спортивного туризма в СССР, а сейчас выполняют эту роль в России. Кроме того, использование метода эталонных маршрутов помогает в формировании системы координации деятельности общественных туристских организаций. Такие маршруты представляют основу регулирования самодеятельного туризма и информирования его участников.

Читайте также: