Расскажите о соотношении понятий эмоции и чувства кратко

Обновлено: 02.07.2024

То, что чувства и эмоции тесно взаимосвязаны, не требует обсуждения. Вопрос, однако, в том, что вкладывается в эти понятия и каково соотношение между ними.

В. Вундт, разделяя объективные и субъективные элементы ощущения, первые обозначил как просто ощущения, а вторые – как простые чувства. Однако даваемая им характеристика последних свидетельствует о том, что речь идет об эмоциональных переживаниях, эмоциях, а не о чувствах. Несмотря на это эмоциональные переживания стали обозначать как чувства, подразделяя их на простые (низшие) и сложные (высшие).

Сложные чувства, по Макдауголлу, зависят от развития познавательных функций и по отношению к этому процессу вторичны. Они присущи только человеку, хотя простейшие их формы доступны, вероятно, и высшим животным.

Подлинные же эмоции появляются на значительно более ранних этапах эволюционного развития.

Этой же позиции придерживаются, по существу, Л. В. Благонадежина (1956) и П. В. Симонов (1981), которые считают, что чувства – это эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, т. е. потребностей, возникших в ходе исторического развития человечества. Л. В. Благонадежина пишет, что отдельные эмоции и чувства могут обозначаться одним и тем же словом, но их происхождение и роль, какую они играют в жизни человека, различны. Автор утверждает, что страх в условиях опасности для жизни – это эмоция. Но страх оказаться в смешном положении, потерять уважение людей – это чувство. Очевидно, что при этом разделении автор руководствовалась положением, что все эмоции, связанные с социальными потребностями человека, следует считать чувствами.

Часто чувства понимаются как специфическое обобщение эмоций, испытанных человеком, что действительно может иметь место, но только как частный случай. Вряд ли это происходит при пробуждении у родителей чувства любви к новорожденному ребенку. Скорее здесь проявляется инстинкт. Да и любовь с первого взгляда (влюбленность) трудно считать обобщением ранее испытывавшихся по отношению к предмету любви эмоций, поскольку прежде этот объект просто отсутствовал.

Разведение эмоций и чувств. Попытки развести эмоции и чувства предприняли многие авторы, но выглядят они подчас не очень убедительными. Так, И. П. Павлов (1954), дифференцируя эмоции и чувства, обосновывал это тем, что первые являются подкорковыми реакциями, а вторые – сложными корковыми образованиями (с. 210). Такое разделение не соответствует действительности, поскольку кора больших полушарий головного мозга тоже участвует в эмоциональном реагировании.

Такова же позиция и Г. А. Фортунатова, относящего к эмоциям чувственный тон, эмоциональные процессы и состояния (собственно эмоции), аффекты, настроение, которые служат для выражения чувств человека. Если следовать этому определению, то придется признать, что эмоций без чувств не бывает. Таким образом, чувства, с точки зрения вышеуказанных авторов, выступают как родовое понятие для эмоций.

А. Г. Маклаков (2000), рассматривая чувства как один из видов эмоциональных состояний, в качестве дифференцирующих эмоции и чувства признаков декларирует следующие:

2) эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой;

3) эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании;

4) эмоции чаще всего не имеют определенного внешнего проявления, а чувства имеют;

5) эмоции кратковременны, а чувства длительны, отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.

Разводят чувства и эмоции по их свойствам В. В. Никандров и Э. К. Сонина (1996).

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене – радость, а при провале его – разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывают, что эмоции и чувства – это не одно и то же.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоций, человек скрывает от других и свои чувства.

Доказательством их нетождественности является и более позднее появление в онтогенезе чувств по сравнению с эмоциями.

Эмоции-психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций обусловленного их отношением объективных свойств к потребностям субъекта.
Эмоции-психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Основные характеристики эмоций:

1.Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту
2. Эмоции характер-ся полярностью: обладают положительным и отрицат. знаком
3. Интегральность эмоций: возможность к объединению др.состояний и реакций и подчинению себе
4.Связь с жизнедеятел-ю организма
Под влиянием эмоций происходит изменение деятельности дыхания, кровообращения, желез внутренней секреции.
5. Историческая и социальная обусловленность эмоций и чувств
6.Протекание эмоций характер-ся определенной динамикой

Эмоции обладают разной силой и протяженностью:
длительные или кратковременные,
слабые или сильные

Вундт создал систему динамич.измерения эмоций. В каждом измерении есть 2 противоположных направления:

1. удовольствие-неудовольствие
2. возбуждение-успокоение
3. напряжение-разрядка

Соотношение эмоций и чувств.

То, что чувства и эмоции тесно связаны, не требует обсуждения. Вопрос не в этом, а в том, что вкладывается в эти понятия и каково соотношение между ними.

Наиболее четко разделение эмоций и чувств дано А. Н. Леонтьевым. Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т. е. выражает оценочное отношение существующей или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный предметный характер, это устойчивое эмоциональное отношение.

Эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызывать преходящую эмоцию неудовольствия и даже гнева). Эмоции не всегда осознаются, чувства же, напротив, внешне весьма заметны. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Эмоции кратковременны, а чувства длительные, и отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.
Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоции, человек скрывает от других и свои чувства.

Функции и структура эмоций

Основные функции эмоций:

1. Регуляторная - регуляция состояния организма и регуляция поведения человека
2. Отражательно-оценочная - эмоции позволяют обобщенно отразить и оценить события прежде чем оно будет определенно на уровне сознания.
3. Сигнальная - оповещение организма, нервной системы или других людей о состояние субъекта
4. Побудительная(сигнализирующая)
Эмоции являются внутренним регулятором любой деятельности. Эмоция несет в себе желание, стремление, направленное к предмету или от него.
5. Подкрепляющая функция (касаемо не только деятельности и обучения). В ситуациях неуспеха-угасание деятельности.
6. Приспособительная- эмоции возникли, как средство адаптации и приспособления к окружающим условиям (действительности).
7. Коммуникативная - с помощью эмоций мы передаем переживание другим людям, информируем их о чем-то.
8. Защитная - явная и мнимая опасность, т.е в случае страха или отвращения, эти эмоции запечатываются в памяти и при повторяющейся ситуации защита сработает.
9. Компенсаторная - эмоции могут компенсировать недостатки других психических явлений.
10. Дезорганизующая - будет проявляться, как нарушение поведения, деятельности других психич-х ф-ий: память, мышление, за счет сильные функций в том числе и негативных.

Структура эмоций включает 3 компонента:

1. Пусковой образ - то, что человек услышал, увидел, ощутил.
2. Собственно переживание или чувства.
3. Личностная база, настрой или предрасположенность к данной эмоции.

Адкинсон описывая эмоции выделяет 6 компонентов:

1. Субъективные переживания
2. Реакция организма
3. Совокупность мыслей и убеждений
4. Выражение лица
5. Глобальные реакции на эмоции (реакции исследования эмоций)
6. Склонность к определенным действиям.

Чувства и эмоции тесно взаимосвязаны. Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка ,будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того , каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене – радость, а при провале – разочарование, досада, злость.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и тоже чувство может выражать разные эмоции. Доказательством их нетождественности являются и боле поздние проявления чувств в отногенезе по сравнению с эмоциями.

Чувства – более сильные эмоциональные переживания, чем настроения. Когда мы говорим, что человек испытывает чувство, а не настроение, этим мы указываем, прежде всего, на интенсивное, ясно выраженное, вполне определенное эмоциональное переживание: человек не просто испытывает удовольствие, а переживает радость; у него не просто настроение, в котором выражается какая-то неопределенная тревога, – он испытывает страх.

Чувства длятся не так долго, как настроения. Их длительность ограничена временем непосредственного действия причин, которые их вызывают, ______

2). Дружинин В.Н.. Психология. СПб:Питер.2009.- с.135.

или воспоминания обстоятельств, которые вызывали данное чувство.

Например, зрители на стадионе испытывают сильные чувства, наблюдая интересующее их футбольное состязание, но эти чувства проходят по окончании матча. Мы можем вновь испытать то или иное чувство, если в нашей памяти возникнет мысль об объекте, вызвавшем в 'свое время это чувство.

Характерной особенностью чувств является то, что причины, их вызвавшие, всегда ясны для человека, который эти чувства переживает. Это может быть полученное нами письмо, достижение спортивного рекорда, успешное выполнение работы и т. д. В основе чувств лежат сложные нервные процессы в высших отделах коры головного мозга: по словам И.П. Павлова, чувства "связаны с самым верхним отделом и все они привязаны ко второй сигнальной системе"1). "Безотчетное чувство" – термин, не соответствующий психологическим особенностям чувств, которые всегда выступают как осознанные переживания. Этот термин с полным основанием может быть применен к настроениям, а не к чувствам.

Строго дифференцированная связь эмоционального переживания с конкретными предметами, действиями, обстоятельствами,его вызывающими. Чувства не имеют диффузного характера, свойственного настроениям. Мы испытываем чувство удовольствия при чтении именно этой книги, а не другой; занимаясь любимым видом спорта, мы испытываем удовлетворение, которое не распространяется на его другие виды, и т. д. Чувства самым тесным образом связаны с деятельностью, например, чувство страха вызывает желание бежать, а чувство гнева – желание бороться. Этот "предметный" характер чувств имеет большое значение при их воспитании: чувства развиваются, делаются более глубокими и совершенными в результате близкого ознакомления с предметами, их вызывающими, систематического упражнения в данном виде деятельности и т. д.

Чувства отличаются сложностью и многообразием эмоциональных переживаний. В зависимости от их содержания и причин, их вызывающих, они делятся на низшие и высшие.

Низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением естественных потребностей человека. Примером низших чувств могут быть удовольствие или страдание, испытываемые при жажде, голоде, сытости,

2)..Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер.2011.- с.297.

пресыщенности, а также при различных видах мышечной деятельности, в зависимости от степени мышечного напряжения или мышечной усталости.

Высшие чувства подразделяются на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственными называются такие высшие чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали.

Интеллектуальными называются чувства, связанные с познавательной деятельностью человека, они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются в нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Эстетические чувства –это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического.1)

Симпатии – это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь( другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказании. Внимания, помощи (альтруизму). Условием возникновения симпатии является территориальная близость. Она создает доступность контактов с другим человеком. А это позволяет людям находить друг в друге то, что им нравится, что их роднит, оказывать друг другу знаки внимания. Причины возникновения симпатий могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым – внешняя привлекательность. Черты характера, манера поведения и т.п..

Антипатия - чувство крайне противоположное симпатии.

Привязанность-это чувство близости, основанное на симпатии к кому-нибудь.

Дружба-это избирательное чувство привязанности.

Любовь-это интимная привязанность, обладающая большой силой,

1). Дружинин В.Н.. Психология. СПб: Питер.2009.- с.136.

настолько большой, что утрата объекта привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты бессмысленным.

Враждебность – это неприязненное отношение к тому, к кем человек находится в конфликте.

Зависть – это неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица.

Ревность – это подозрительное отношение к объекту обожания, связанное с мучительным сомнением в его верности либо знание его неверности.

Чувство благодарности (признательности) – это положительное отношение к другому человеку за оказанную субъекту услугу.

Удовлетворенность – это устойчивое долгосрочное положительное эмоциональное отношение (установку) человека к чему-либо, возникающее в результате неоднократно испытанного удовлетворения в какой-то сфере жизни и деятельности и высказываемое в форме суждения.

Счастье – это высокий уровень удовлетворенности и личного благополучия в жизни.

Чувство собственного достоинства – есть не что иное, как уважение своих нравственных качеств в самом себе, т.е. положительное отношение к себе как личности.1)

Итак, «чувства – это устойчивые эмоциональные образования, имеющие объективный (предметный) характер. Чувство может продуцировать широкий спектр конкретных эмоций. 2)

Понятие и примеры эмоций

Начну с определения. Это спонтанные состояния, эффекты, вызванные внешними и внутренними сиюминутными раздражителями. У них есть важные черты:

Это может быть восторг, обида, злость, радость.

  • на физиологическом уровне, изменяя гормональный фон;
  • в поведении, горькими слезами или неконтролируемым восторженным верещанием;
  • в познании, оставляя историю пережитого в памяти.

чувства и эмоции в чем разница

Функции

Представьте, что секретарь сообщила вам, что сегодня состоится совещание у руководителя. Тема планерки неизвестна, но она точно знает, что это очень важно. Как вы будете реагировать? Расстроитесь или испугаетесь, разволнуетесь или разозлитесь, проявите равнодушие – все имеет значение для получения результата. Вы можете положиться на свои эмоции или выбрать тактику контроля над ними.

Когда ставки высоки, избавиться от темпераментного поведения бывает очень сложно, наши реакции направляют нас и указывают правильные действия и решения. Но иногда мы упираемся и не хотим говорить и вести себя под их влиянием.

Проблема в том, что если бы нам удалось найти кнопку и на время выключить эмоциональный фон, наши дела пошли бы еще хуже. Нас сразу же обвинят в бессердечии, равнодушии и замкнутости.

Ярко чувствовать оттенки жизни, сопереживать тому, что происходит вокруг и одновременно вести себя сдержанно и адекватно бывает очень трудно. Я сталкивалась и с такими людьми, которые выражают свое внутреннее состояние неожиданно для окружающих или держат его при себе. В результате их начинают сторониться, считают странными или излишне холодными.

В наших силах научиться держать эмоции в узде, сдерживать и смягчать их проявление, чтобы не жалеть о своем поведении и не стыдиться своих поступков и слов. Главное, не переусердствовать и не стать чересчур чопорными и сухими.

Эмоциональность выполняет следующие функции:

  • облегчают выбор, подготавливают людей к действию;
  • сообщают о том, что мы чувствуем в данный момент;
  • стимулируют наши поступки, делают их обоснованными.

Основные характеристики

  1. Неожиданность, которая провоцирует любопытство, подталкивает к исследованию и изучению нового.
  2. Неприязнь способствует защите от вредного и опасного, сохраняет здоровье. Она связана с инстинктом самосохранения.
  3. Позитивность приносит радость и добро, на уровне сознания улучшает память и развивает эрудицию.
  4. Страх и трусость, которые защищают от опасности, делают реакцию молниеносной.
  5. Ярость и раздражение – это наша самозащита, они сметают препятствия как ураган и ведут к достижению поставленных целей.
  6. Тоска и уныние несут не только серость и апатию. Когда мы грустим, мы становимся ближе с другими людьми, останавливаем бег событий и обращаем внимание на те стороны жизни, которые до этого оставались за пределами.

Если кратко сказать, чем отличаются эмоции от чувств – они не являются приватными. К примеру – семейная ссора, жена обвинила мужа, что он не успевает забрать ребенка из школы. Они говорят на повышенных тонах, в голосе звучит раздражение и досада. Но даже если бы они оба молчали, их лица, тело и глаза выдали бы их. Большинство наших реакций имеют сигналы, которые доступно и легко сообщают окружающим о том, что мы чувствуем. В то время как наши мысли остаются недоступными.

Читайте также: