Рассказ о семье калашниковых о традициях и нравственных устоях царящих в ней кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тема: столкновение Кирибеевича и Калашникова и роль царя в их судьбах; борьба за становление чести, достоинства семьи. Идея: пока есть на Руси героические характеры, которые отстаивают правду жизни по совести, жива нравственность в народе, несмотря на произвол царской власти. Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью.

Нравы – законы, традиции, обычаи; Быт – повседневная жизнь, обстановка

Пир во дворце Ивана Грозного

Рассказ Алёны Дмитриевны Калашникову о том, что их семью обесчестил Киребеевич

Рассказ Алёны Дмитриевны Калашникову о том, что их семью обесчестил Киребеевич Опозорена честь семьи. Обычаи 16 века требуют, чтобы Калашников встал на защиту человеческого достоинства , на защиту чести семьи, постоял за правду до конца.

Наказ Калашникова братьям После смерти отца, Калашников младшим братьям стал как отец. По обычаям так и есть – он теперь старший в семье. Братья вступаются за его честь

Бой на Москве-реке В.М. Васнецов Сцена боя А.М.Васнецов Исход боя Б . М. Кустодиев

Домашнее задание: устно ответить на вопросы 3, 4, 5 после поэмы подготовить материал к характеристике героев произведения.

Итоги урока В поэме простой человек – купец Калашников - выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Связь поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" с произведениями устного народного творчества"


Идейно-художественное своеобразие произведения М.Лермонтова "Песня про купца Калашникова. "


"Христианские мотивы в произведении М. Ю Лермонтова "Песня про . купца Калашникова"

Урок по изучению творчества М.Ю.Лермонтова проводился в рамках недели Православной культуры. На уроке литературы рассматривались основные христианские заповеди, традиции русской семьи, основанны.


Контрольно - измерительный материал по произведению М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Презентация создана по материалам комплексной тетради для контроля знаний по литературе Полулях Н.С. и предназначена для учащихся 7 класса, обучающихся по программе В.Я. Коровиной (ФГОС).

Квест по произведению М.Ю. Лермонтова "Песнь про. купца Калашникова"

Данный конспект квеста может использоваться при обобщении материала по произведению М.Ю. Лермонтова "Песнь про. купца Калашникова".


Кроссворд (по произведению М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова)

"Игра - путь детей к познанию мира", - писал А. М. Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствует их. Дидактические игры, к которым относится и кро.

Калашников ведёт себя в семье так, как подобало себя вести в семье мужу, отцу и брату в те далёкие времена.

Купец Калашников погиб, защищая честь своей жены, но в то же время он был при жизни и суровым мужем для Алёны Дмитревны: когда он спрашивал жену о причинах столь позднего возвращения домой из церкви, был очень строг с ней. Однако мы знаем, что в те времена были патриархальные нравы и строгий тон мужа в такой момент был оправдан. Вопросы не смутили его жену, потому что она скажет, что боится не наказания, а его "немилости", то есть холодности его, значит, Алёна Дмитревна очень любит своего мужа, дорожит его чувством. Мы понимаем, что заслуживает Степан Парамонович такой преданной любви своей жены.

Перед кулачным боем Степан Парамонович даёт наказ братьям, чтобы они, если он будет побеждён, вышли на кулачный бой с обидчиком их семьи: так люди берегли свою честь и старались поступать по совести. Братья заверяют Степана Парамоновича, что всё исполнят. Значит, все братья были так воспитаны, что имели одинаковые ценности и любили друг друга.

Таким образом, образом мы видим, что купец Калашников был достойным мужем, отцом, братом.


потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви.

Мужья, любите своих жен,

как и Христос возлюбил Церковь и предал себе за нее.

Нет уз крепче этих .

Библейский идеал добродетельной жены.

Образ христианской семьи в поэме.

Образ Алены Дмитриевны

Лермонтову удалось воссоздать необыкновенно привлекательный, светлый образ древнерусской семьи Калашниковых.

О красоте внешней и внутренней.

Библейские наставления жене - христианке

Уникальность образа Алены Дмитриевны - в гармоничном единстве внутренних достоинств и необыкновенной внешней привлекательности:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы .

Походка, взгляд, речь молодой женщины привлекли внимание царского опричника. Женская красота, совершенство внешних форм, как мы знаем из житийной и художественной литературы, может служить источником соблазна, провоцировать возникновение греховных помыслов и желаний, быть приманкой для низменных страстей.

Хочешь золота или жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать .

Образ Степана Парамоновича Калашникова

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич!

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому .

Степан Парамонович, для которого настал час праведного гнева, быстро принимает решение:

Буду насмерть биться, до последних сил,

За Святую правду - матушку .

В своей последней битве и в разговоре с царем Степан Парамонович предстоит пред самим Богом и только перед Ним ответ держит, сохраняя семейную тайну.

В последние минуты своей жизни он думает и заботится только о своих близких, унося с собой вечную Любовь, которой научила его святая вера Православная.

Лермонтов заканчивает свою поэму возглашением славы народу христианскому, хранителю Святой Веры, в недрах которого поднимаются новые богатыри духа и зреют новые подвиги.

Щелкунова Светлана Александровна , учитель русского языка и литературы СОШ № 22 (г.Сергиев Посад)

1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета

2. Святитель Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004.

3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Симфония по творениям святителя Тихона Задонского .- М., 2003.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Липецкая область

МБОУ СОШ №1 г. Чаплыгина в с.Ломовое

Исследовательская работа

Выполнили учащиеся 9 класса

Руководитель: Каразаева О.Н.

Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней.

(Домострой, Глава 23).

Нет уз крепче этих .

Иоанн Златоуст

Человек всегда находит самые разные “оправдания” своим поступкам, самую точную аргументацию выбора единственно верного пути. Случай часто руководит нашими помыслами , но есть сейчас и прежде были вечные критерии, которые до поры - до времени мы не имеем духовных сил и житейской мудрости признать правильным и справедливым оправданием нашей жизни.

Что это за основания? Почему они вечны и безупречны? Почему надо признать, что, пренебрегая ими, мы, может быть, лишаем себя чего-то очень важного.

Взявшись искать “идеальное”, обратимся к истокам русской литературы. Жизненная мудрость открывается героям народных сказок после суровых испытаний, чтобы создать семью , поставить дом и положить начало роду или продолжить род. Именно Семья, Дом, Любовь, приобретают символический смысл в литературе. Можно сказать, что уклад русской семьи определил характер нашей национальной культуры, в свою очередь русская культура всегда была хранительницей традиций русской семьи.

Славянская семья с незапамятных времен строилась на установившихся веками традициях. Главным в семье считался мужчина, кормилец, защитник, учитель, готовивший себе смену, растивший достойных продолжателей рода. Женщина -хранительница домашнего очага, продолжательница рода, , учила домашнему хозяйству дочерей, готовила их выполнять предстоящую обязанность жены и матери.

Несоблюдение этих традиций в обществе и в семье, как правило, к добру не приводило.

Тема семьи – одна из сквозных тем как в мировой, так и в русской литературе. Она раскрывает и взаимоотношения поколений, и отношения в семье.

Сам подход к этой вечной теме у писателей разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Чем руководствовался поэт при изображении семейных отношений?

Нас этот вопрос заинтересовал, и мы попытались найти ответ на него.

Для реализации целей были поставлены следующие задачи :

Изучить историю царствования Ивана Грозного.

Выделить строки, раскрывающие семейный уклад купеческой семьи.

Обозначить нравственные основы христианской семьи XVI века

Мы выбрали тему семейных отношений , потому что нам кажется эта тема актуальной, многоаспектной и увлекательной.

В 1835-1836 годах поэт вновь побывал в Тарханах и еще раз соприкоснулся с миром давно уже ему знакомой народной поэзии, со старыми тарханскими песнями.

Обращение к фольклорным источникам, к историческим, разбойничьим и лирическим народным песням позволило Лермонтову в своей поэме воссоздать характер эпохи, её быт и нравы.

По законам Ивана Грозного опричник мог безнаказанно ограбить и разорить земца. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. В любом споре опричник считался правым. Убить земца ничего не стоило, а поднять руку на опричника считалось тяжким преступлением.

Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы.

Нас заинтересовало: на каких основах формировалась православная семья этого периода времени? Какое место в ней занимали жена и муж?

Лермонтову удалось воссоздать необыкновенно привлекательный, светлый образ древнерусской семьи Калашниковых.

Образ Алены Дмитриевны восходит к библейскому идеалу добродетельной жены, жены-помощницы для мужа своего.

Положение жены назначено ей самим Богом. «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви,- пишет святой апостол Павел в послании к Ефесянам.

Что главное в Алёне Дмитриевне, жене Степана Парамоновича: красота внешняя или внутренняя?

Уникальность образа Алены Дмитриевны - в гармоничном единстве внутренних достоинств и необыкновенной внешней привлекательности:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы .

Красивая, молодая женщина привлекла внимание царского опричника.

Хочешь золота или жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать .

Алена Дмитриевна хранит в своем сердце заповедь о верности семейному союзу и хранении святыни брака.

Домострой гл.23

Какими же были отношения жены и мужа в православной семье?

Обидчик, опозоривший жену, оскорбил и мужа, дерзнул покуситься на установленный Богом порядок.

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич!

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому .

Испытание, выпавшее на долю Калашниковых, обнаружило не только добродетели жены, но и открыло способности мужа быть защитником жены.

Степан Парамонович быстро принимает решение:

Буду насмерть биться, до последних сил,

За Святую правду - матушку .

Историческая справка: В древней Руси кулачный бой был любимым развлечением. Это было своеобразное состязание в силе, ловкости, богатырской удали.

Калашников рассматривал бой с опричником на Москве-реке как судебный поединок.

В своей последней битве и в разговоре с царем Степан Парамонович предстоит пред самим Богом и только перед Ним ответ держит, сохраняя семейную тайну.

В последние минуты своей жизни он думает и заботится только о своих близких, унося с собой вечную Любовь, которой научила его святая вера Православная.

Лермонтов заканчивает свою поэму возглашением славы народу христианскому, хранителю Святой Веры, в недрах которого поднимаются новые богатыри духа и зреют новые подвиги. А формирует эти силы семья, крепкая своими русскими православными традициями.

Читайте также: