Проблемы средней азии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Макрорегион Казахстана и Средней Азии характеризуется неравномерностью развития входящих в него территорий, наличием крупнейших месторождений минерально-сырьевых и топливных ресурсов и тоже время дефицитом воды.

Поэтому важнейшим направлением совершенствования территориальной организации хозяйства макрорегиона является решение водохозяйственных проблем.

В Казахстане и Средней Азии насчитывается примерно 50 ‑ 60 млн. га земель, пригодных для орошения. В то же время водных ресурсов хватает только на орошение 8 ‑ 10 млн. га. В таких условиях нужно правильно выбрать пути развития орошаемого земледелия, не допустить необратимого процесса разрушения экосистемы.

Остановимся более подробно на этой проблеме, имеющей непосредственное отношение к судьбе Аральского моря. Анализ динамики обмеления Арала и опустынивания прилегающих территорий приводит к удручающему прогнозу полного исчезновения моря к 2010 г. Новая пустыня Аралкумы сольётся с существующими Каракумами и Кызылкумами и станет соперничать с Сахарой, которая, кстати, всего 150 ‑ 200 тыс. лет назад была покрыта буйной растительностью.

Забор воды главным образом на орошение из 2-х крупнейших рек, впадающих в Арал, привёл к тому, что их ежегодный сток, составлявший в 1980 г. 60 км 3 , уменьшился до 4 км 3 . Сырдарья в настоящее время не доходит до моря, заканчивая свой путь на полях, а Амударья достигает Арала лишь зимой тоненьким ручейком. В результате площадь акватории сократилась более чем на 1/3, береговая линия в ряде мест отступила на 90 м., а объём воды в море уменьшился на 60%. Вследствие этого средняя солёность вод возросла в 2.5 раза , и всё живое в нём умирает. Осушенное дно моря становится источником пыли и солей, разносимых на очень большие расстояния. Уже сейчас приблизительно 50 ‑ 60 млн. т. солей и пыли ежегодно поднимается в воздух и разносится на многие километры на плантации хлопка и риса. Арал стал самым крупным поставщиком пыли в пределах бывшего СССР. Деградация экологической системы приводит к ужесточению и без того резко континентального климата Приаралья.

Что же привело к таким результатам? Орошаемые земли не оснащены необходимой инженерной оросительной сетью, не имеют эффективного дренажа. Поэтому, чтобы не допускать их засоления, приходится повышать нормы полива. С целью получения высоких урожаев в почву вносились гигантские количества удобрений ‑ до 600 кг на 1 га пашни, а количество используемых ядохимикатов в 15 ‑ 20 раз превышало ПДК. После промывки почв в таких условиях воды не только сильно минерализуются, но и прогрессивно насыщаются токсичными веществами. Эти же воды в больших количествах сбрасываются в Амударью и Сырдарью и ниже по течению вновь используются для орошения, а также для бытовых нужд, и в регионе создались чрезвычайно неблагоприятные условия для обитания человека и плюс к этому тяжёлая эпидемиологическая ситуация.

Что же касается проблемы обмеления Арала, то наши учёные довольно единодушно предлагают только один путь решения, т.е. уменьшить количество вод, выделяемых на орошение земель. Мне же более понравились идеи Н. Бабака, который указывает на следующую закономерность: несмотря на большое потребление воды из Каспия и недостаточное поступление в него вод, уровень его (Каспия) постоянно повышается. Исходя из этого факта, Н. Бабак предполагает, что в земной коре между Каспием и Аралом, существуют разломы земных блоков, по которым проходят подземные реки, несущие воду из Арала в Каспий.

На основании вышесказанного Н. Бабак предлагает следующее решение проблемы обмеления Арала:

1. Провести детальное исследование разломов земных блоков с тем, чтобы произвести перекрытие подземных рек, впадающих в Каспий.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2. Желательно построить канал Иртыш ‑ Арал.

3. Никоим образом не соглашаться на перекачку воды из Каспия в Арал.

Список использованной литературы.

2. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Под редакцией Супруновича Б.П. Москва 1990 г.

Средняя Азия сегодня включает пять республик: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан.

Общая численность населения 65 млн чел.

Регион Центральная Азия в современном его понимании геополитически относится в евразийской цивилизации, в конфессиональном отношении преобладает исламский компонент, в этническом плане преобладает тюркский компонент, в историческом – советская идентичность, а в образовании пока преобладают западные корни.

По большому счету, стратегическим приоритетом для пяти суверенных государств является евразийская цивилизация, в противном случае регион, по мнению аналитиков, рискует потерять европейскую составляющую.

Характерная особенность региона: все регионы являлись частью Советского Союза (испытали влияние советской культуры); все государства и регионы стали суверенны в один момент; на данный момент большая часть населения исповедует ислам; существует пропасть между богатыми и бедными; все республики хранят запасы золота и урана (Узбекистан 4-ый в мире по запасу золота); постоянное нарушение прав человека; слабо развита демократия. В трёх государствах власть не менялась более 20 лет (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан).

Пять стран находятся на разных этапах транзита, на разных ступенях экономического развития. Казахстан значительно обогнал остальные государства региона по темпам развития и экономическим реформам; очень медленно проходит модернизация экономики Узбекистана; Кыргызстан показывает неспособность развития без поддержки извне; это же особенно и для экономики Таджикистана; Туркменистан только в последнее время отказывается от приверженности автаркической модели развития. Аграрно-сырьевой характер сохраняют национальные экономики всех центральноазиатских стран. Даже экономика Казахстана, развивающаяся намного динамичнее, значительно более высокими темпами и обеспечившая региональное лидерство республики, сохраняет сырьевой характер.

Казахстан — самая крупная и самая потенциально сильная республика в регионе — все более ориентируется на интеграцию в рамках ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка) и Единого экономического пространства (ЕЭП).

Примечательно, что, будучи государствами Азии, страны, являются членами ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.). И это очень большой плюс для них, так как за эти годы организация предпринимала значительные меры по улучшению положения этих стран.

Центр ОБСЕ в Ташкенте занимался самыми актуальными вопросами – новыми угрозами региональной безопасности. В данном направлении проводились семинары посвященные вопросам незаконного оборота наркотиков, борьбы с преступностью, региональной стабильности. Проблемам экологии и экономики уделялось наибольшее внимание, как к очень перспективным проектам. Решались региональные экологические проблемы – обеспечение устойчивого развития Аральского региона.




Центральная Азия рассматривается как регион, где пересекаются интересы, как минимум, трех мировых держав – России, США и в последнее время Китая. При этом принято считать, что между этими державами существует жесткая конкуренция за доминирование в регионе. Не случайно большое внимание в экспертной среде уделяется вопросу сохранения баланса между интересами трех стран, нарушение которого оценивается как угроза для стабильности ситуации в регионе. Расположение между Китаем и Россией, запасы минеральных ресурсов – эти и другие факторы гарантируют региону стабильный интерес со стороны крупных игроков.

Проблемы:

1. Межэтнические и межконфессиональные противоречия.

2. Сбалансированное потребление водных ресурсов – проблема становится с каждым годом все серьезнее. Реки являются трансграничными, экосистемы бассейнов находятся под угрозой. Решение этого вопроса важно и на сегодняшний день, и в перспективе. Если государства, располагающиеся в нижнем течении рек Амударьи и Сырдарьи (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан), постоянно испытывают дефицит воды, то государства верхнего течения (Кыргызстан и Таджикистан) сталкиваются с проблемой обеспечения топливными ресурсами из соседних стран для загрузки электростанций в зимний период времени, что приводит к дополнительному использованию гидроэнергетических сооружений. Однако работа гидроэлектростанций зимой на полную мощность чревата рядом негативных последствий: уменьшением объемов водохранилищ, превышением объемов сброса воды в приграничные области соседних государств. Таким образом, проблема рационального использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии давно вышла на уровень межгосударственных отношений. Центральная Азия – континентальная зона, максимально удаленная от океанских путей. Ее сухопутные коммуникации замкнуты на Россию, а воздушные – малоразвиты. Регион занимает периферийное положение по отношению ко многим крупным блокам мирового геополитического пространства: Западной Европе, США, Южной и Юго-Восточной Азии. Непосредственно с ним соседствуют только Россия, Китай и Средний Восток. Отчасти этим и обусловлен выбор Центральной Азии Россией и Китаем в качестве субъектов региональной политики.

3. Абсолютный недостаток инвестиционного капитала, формирующегося на основе внутренних накоплений.

4. Избыток неквалифицированных трудовых ресурсов, возникающий в результате аграрного перенаселения. Казахстан занимает 9-е место в списке ведущих стран мира, принимающих трудовых мигрантов из соседних стран, то есть, центральноазиатских.

Киргизская Республика. Преимущества: автономное сельское хозяйство. С 2000 г. частные землевладения. Экспорт золота и ртути. Гидроэнергетический потенциал. Запасы урана и наличие на территории республики возможностей обогащения для использования в АЭС. Достаточно большие запасы сурьмы, наличие редкоземельных металлов. Наличие природных объектов для развития туризма (Озеро Иссык-Куль, Мёртвое озеро, ущелье Джеты-Огуз и т. д.). Слабые стороны: коррумпированность гос. органов. Экономический спад после распада СССР.

Безработица, по официальным данным, — 73,4 тысяч человек (3,5 % экономически активного населения).

Средняя продолжительность жизни населения составила 70 лет (66 лет у мужчин и 74 года у женщин).

Подавляющее большинство верующих в Киргизии — мусульмане-сунниты. Есть и христиане: православные, католики.

Казахстан. По площади территории занимает девятое место среди государств мира. Казахстан является светской поликонфессиональной страной. Исследования показывают, что уровень религиозности населения Казахстана (43 %) самый низкий в регионе Центральной Азии. По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. Республика Казахстан поддерживает дипломатические отношения со всеми странами ООН. Основные геополитические партнёры Казахстана — Тюркские страны, Китай, Европейский союз, США, Россия и страны Ближнего Востока.

Таджикистан — единственное ираноязычное (персоязычное) государство в бывшей советской Средней Азии. Большинство населения Таджикистана исповедует ислам суннитского толка.

Таджикистан богат природными ресурсами, но так как 93 % территории республики занимают горы, их добыча затруднена слабо развитой инфраструктурой. Таджикистан расположен вдали от основных евразийских транспортных потоков.

Большой гидроэнергетический потенциал. Рост экономики в 7 %-7,5 %. Богатейшие залежи минеральных ресурсов. Большой туристический потенциал.

Слабые стороны: Нестабильная политико-экономическая ситуация. Высокий уровень безработицы (более 20 %). Слабая диверсификация сельского хозяйства, для которого пригодны лишь 6 % земель. Отток квалифицированных специалистов. Таджикистан — аграрно-индустриальная страна, одна из наиболее бедных стран мира, несмотря на немалый туристический и экономический потенциал. Подавляющее большинство населения Таджикистана составляют мусульмане.

Узбекистан имеет выход к Аральскому морю, однако, является одной из двух стран мира, для выхода из которой в Мировой океан необходимо пересечь территорию двух государств — все соседние страны также не имеют выхода к морю. Узбекистан является нейтральным государством (в международном праве — неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках). По числу жителей Узбекистан занимает третье место среди стран СНГ, после Российской Федерации и Украины. Но в отличие от последних, в Узбекистане до последнего времени регистрировался высокий уровень рождаемости и положительный прирост населения и, как следствие, большую часть населения составляют дети и молодёжь. По официальным данным — мусульмане — 93 % (в основном сунниты ханафитского мазхаба, численность шиитов не превышает 1), православные — 4 %. По запасам золота республика занимает четвёртое место в мире, а по уровню его добычи седьмое место.

Средняя Азия сегодня включает пять республик: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан.

Общая численность населения 65 млн чел.

Регион Центральная Азия в современном его понимании геополитически относится в евразийской цивилизации, в конфессиональном отношении преобладает исламский компонент, в этническом плане преобладает тюркский компонент, в историческом – советская идентичность, а в образовании пока преобладают западные корни.

По большому счету, стратегическим приоритетом для пяти суверенных государств является евразийская цивилизация, в противном случае регион, по мнению аналитиков, рискует потерять европейскую составляющую.

Характерная особенность региона: все регионы являлись частью Советского Союза (испытали влияние советской культуры); все государства и регионы стали суверенны в один момент; на данный момент большая часть населения исповедует ислам; существует пропасть между богатыми и бедными; все республики хранят запасы золота и урана (Узбекистан 4-ый в мире по запасу золота); постоянное нарушение прав человека; слабо развита демократия. В трёх государствах власть не менялась более 20 лет (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан).

Пять стран находятся на разных этапах транзита, на разных ступенях экономического развития. Казахстан значительно обогнал остальные государства региона по темпам развития и экономическим реформам; очень медленно проходит модернизация экономики Узбекистана; Кыргызстан показывает неспособность развития без поддержки извне; это же особенно и для экономики Таджикистана; Туркменистан только в последнее время отказывается от приверженности автаркической модели развития. Аграрно-сырьевой характер сохраняют национальные экономики всех центральноазиатских стран. Даже экономика Казахстана, развивающаяся намного динамичнее, значительно более высокими темпами и обеспечившая региональное лидерство республики, сохраняет сырьевой характер.

Казахстан — самая крупная и самая потенциально сильная республика в регионе — все более ориентируется на интеграцию в рамках ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка) и Единого экономического пространства (ЕЭП).

Примечательно, что, будучи государствами Азии, страны, являются членами ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.). И это очень большой плюс для них, так как за эти годы организация предпринимала значительные меры по улучшению положения этих стран.

Центр ОБСЕ в Ташкенте занимался самыми актуальными вопросами – новыми угрозами региональной безопасности. В данном направлении проводились семинары посвященные вопросам незаконного оборота наркотиков, борьбы с преступностью, региональной стабильности. Проблемам экологии и экономики уделялось наибольшее внимание, как к очень перспективным проектам. Решались региональные экологические проблемы – обеспечение устойчивого развития Аральского региона.

Центральная Азия рассматривается как регион, где пересекаются интересы, как минимум, трех мировых держав – России, США и в последнее время Китая. При этом принято считать, что между этими державами существует жесткая конкуренция за доминирование в регионе. Не случайно большое внимание в экспертной среде уделяется вопросу сохранения баланса между интересами трех стран, нарушение которого оценивается как угроза для стабильности ситуации в регионе. Расположение между Китаем и Россией, запасы минеральных ресурсов – эти и другие факторы гарантируют региону стабильный интерес со стороны крупных игроков.

Проблемы:

1. Межэтнические и межконфессиональные противоречия.

2. Сбалансированное потребление водных ресурсов – проблема становится с каждым годом все серьезнее. Реки являются трансграничными, экосистемы бассейнов находятся под угрозой. Решение этого вопроса важно и на сегодняшний день, и в перспективе. Если государства, располагающиеся в нижнем течении рек Амударьи и Сырдарьи (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан), постоянно испытывают дефицит воды, то государства верхнего течения (Кыргызстан и Таджикистан) сталкиваются с проблемой обеспечения топливными ресурсами из соседних стран для загрузки электростанций в зимний период времени, что приводит к дополнительному использованию гидроэнергетических сооружений. Однако работа гидроэлектростанций зимой на полную мощность чревата рядом негативных последствий: уменьшением объемов водохранилищ, превышением объемов сброса воды в приграничные области соседних государств. Таким образом, проблема рационального использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии давно вышла на уровень межгосударственных отношений. Центральная Азия – континентальная зона, максимально удаленная от океанских путей. Ее сухопутные коммуникации замкнуты на Россию, а воздушные – малоразвиты. Регион занимает периферийное положение по отношению ко многим крупным блокам мирового геополитического пространства: Западной Европе, США, Южной и Юго-Восточной Азии. Непосредственно с ним соседствуют только Россия, Китай и Средний Восток. Отчасти этим и обусловлен выбор Центральной Азии Россией и Китаем в качестве субъектов региональной политики.

3. Абсолютный недостаток инвестиционного капитала, формирующегося на основе внутренних накоплений.

4. Избыток неквалифицированных трудовых ресурсов, возникающий в результате аграрного перенаселения. Казахстан занимает 9-е место в списке ведущих стран мира, принимающих трудовых мигрантов из соседних стран, то есть, центральноазиатских.

Киргизская Республика. Преимущества: автономное сельское хозяйство. С 2000 г. частные землевладения. Экспорт золота и ртути. Гидроэнергетический потенциал. Запасы урана и наличие на территории республики возможностей обогащения для использования в АЭС. Достаточно большие запасы сурьмы, наличие редкоземельных металлов. Наличие природных объектов для развития туризма (Озеро Иссык-Куль, Мёртвое озеро, ущелье Джеты-Огуз и т. д.). Слабые стороны: коррумпированность гос. органов. Экономический спад после распада СССР.

Безработица, по официальным данным, — 73,4 тысяч человек (3,5 % экономически активного населения).

Средняя продолжительность жизни населения составила 70 лет (66 лет у мужчин и 74 года у женщин).

Подавляющее большинство верующих в Киргизии — мусульмане-сунниты. Есть и христиане: православные, католики.

Казахстан. По площади территории занимает девятое место среди государств мира. Казахстан является светской поликонфессиональной страной. Исследования показывают, что уровень религиозности населения Казахстана (43 %) самый низкий в регионе Центральной Азии. По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. Республика Казахстан поддерживает дипломатические отношения со всеми странами ООН. Основные геополитические партнёры Казахстана — Тюркские страны, Китай, Европейский союз, США, Россия и страны Ближнего Востока.

Таджикистан — единственное ираноязычное (персоязычное) государство в бывшей советской Средней Азии. Большинство населения Таджикистана исповедует ислам суннитского толка.

Таджикистан богат природными ресурсами, но так как 93 % территории республики занимают горы, их добыча затруднена слабо развитой инфраструктурой. Таджикистан расположен вдали от основных евразийских транспортных потоков.

Большой гидроэнергетический потенциал. Рост экономики в 7 %-7,5 %. Богатейшие залежи минеральных ресурсов. Большой туристический потенциал.

Слабые стороны: Нестабильная политико-экономическая ситуация. Высокий уровень безработицы (более 20 %). Слабая диверсификация сельского хозяйства, для которого пригодны лишь 6 % земель. Отток квалифицированных специалистов. Таджикистан — аграрно-индустриальная страна, одна из наиболее бедных стран мира, несмотря на немалый туристический и экономический потенциал. Подавляющее большинство населения Таджикистана составляют мусульмане.

Узбекистан имеет выход к Аральскому морю, однако, является одной из двух стран мира, для выхода из которой в Мировой океан необходимо пересечь территорию двух государств — все соседние страны также не имеют выхода к морю. Узбекистан является нейтральным государством (в международном праве — неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках). По числу жителей Узбекистан занимает третье место среди стран СНГ, после Российской Федерации и Украины. Но в отличие от последних, в Узбекистане до последнего времени регистрировался высокий уровень рождаемости и положительный прирост населения и, как следствие, большую часть населения составляют дети и молодёжь. По официальным данным — мусульмане — 93 % (в основном сунниты ханафитского мазхаба, численность шиитов не превышает 1), православные — 4 %. По запасам золота республика занимает четвёртое место в мире, а по уровню его добычи седьмое место.

Виртуальная экспертная дискуссия по вопросам взаимодействия стран Центральной Азии.

Анна ГУСАРОВА (Казахстан), директор Центральноазиатского института стратегических исследований:

Проблемы

Второе: проблемы в секторе образования. Образование очень ценится в каждом центральноазиатском обществе, однако в основном из-за связанного с ним социального статуса, а вовсе не из-за приобретенных навыков и способностей. Дальнейшее пренебрежение существующими проблемами в секторе образования в ЦА неизбежно будет вести к политической дестабилизации. Малообразованные представители общин легко восприимчивы к пропаганде, могут участвовать в этнических столкновениях, в частности на приграничных территориях, или привлекаться к участию в радикальных террористических группах. Кроме того, слабо контролируемое религиозное образование, получаемое в регионе или за рубежом, также вызывает озабоченность у правительств. Если сектор не будет должным образом управляться, разрыв и враждебность между различными группами общества будут только расти.

Третье: радикализация, экстремизм и терроризм. Эти вызовы безопасности отошли от чисто военных и сегодня в большей степени лежат в плоскости социальной безопасности. Статистика по этим вопросам достаточно противоречива: приводятся различные данные по численности иностранных боевиков – выходцев из ЦА, фактическому числу осужденных за терроризм.

На данном этапе в регионе отсутствуют крупные экстремистские или террористические группы, за исключением т. н. ИДУ, которые присягнули на верность т. н. ИГИЛ в Афганистане. Однако некоторые центральноазиатские страны, включая Казахстан, сталкиваются как с отдельными радикалами, так и с целыми группами.

Более того, проблемы экстремизма и радикализации в ЦА рассматриваются главным образом в плоскости безопасности режимов власти. В результате все усилия, предпринимаемые государством, имеют силовой характер, и наиболее активными органами в борьбе с религиозным экстремизмом являются службы национальной безопасности. И в этом отношении усилия властей по борьбе с терроризмом и экстремизмом не могут быть всеобъемлющими, поскольку работа ведется по принципу реакции на действия.

В частности, в Казахстане и Кыргызстане как официальный дискурс, так и оппозиция, как правило, больше сосредотачиваются на необходимости проведения образовательных кампаний. Однако, как показывают государственные программы, учебным инструментам уделяется очень мало внимания. В странах проводятся исследования по радикализации молодежи, но предпринимаемые усилия пока в основном сфокусированы на обеспечении трудоустройства и организации досуга.

Тем не менее вопрос о корнях, происхождении экстремизма и радикализма не получил должного исследования, освещения и понимания в регионе. Социально-экономические проблемы и отсутствие идентификации с национальным государством из-за низкого уровня жизни считаются основными причинами радикализации. В конечном счете эти проблемы, по сути, являются внутренними, доморощенными, и недостаточно связаны с международным ландшафтом распространения того же т. н. ИГИЛ. Последствия же радикализации в тюрьмах и процессы дерадикализации (реинтеграции) обретут особую актуальность в странах ЦА через некоторое время.

Радикальный ислам набирает силу в регионе. Эта тенденция еще более опасна, когда наслаиваются такие проблемы, как растущее социальное неравенство, нищета среди значительной части населения, коррупция, недовольство нарушением принципов справедливости и рост протестных настроений.

Радикальный ислам набирает силу в регионе. Эта тенденция еще более опасна, когда наслаиваются такие проблемы, как растущее социальное неравенство, нищета среди значительной части населения, коррупция, недовольство нарушением принципов справедливости и рост протестных настроений. Например, в Казахстане наблюдается усиление религиозной напряженности в отдельных регионах страны. Существует также риск того, что перед страной встанет проблема нейтрализации потенциальной угрозы, порожденной его же собственным успехом в укреплении культурного и религиозного разнообразия казахстанской государственности.

В этой связи наибольшую озабоченность вызывают слабость государственных институтов, социальная политика и возможность появления несостоявшихся государств в регионе. Социально-экономические проблемы, связанные с безработицей, и поиск себя в обществе, особенно в среде молодежи, будут способствовать увеличению масштабов маргинализации и появлению чувства отчуждения, что будет питать экстремизм и содействовать вербовке террористов.

Лидеры стран ЦА недооценивают опасность распространения религиозного экстремизма, что приводит к неспособности принять своевременные меры для противодействия росту его влияния.

Четвертое: проблемы обеспечения энергетической безопасности. Лидеры стран ЦА за последнее десятилетие стали уделять приоритетное внимание созданию независимых энергетических секторов и выходу на внешние энергетические рынки, игнорируя тем самым региональное энергетическое сотрудничество.

Руководству государств ЦА следует уделять особое внимание неравенству в доступе к образованию и его качеству для различных социально-экономических групп, отмене детского труда и борьбе с коррупцией в системе образования.

В то время как правительства государств ЦА будут продолжать укреплять свои независимые энергетические секторы, энергетическая безопасность в краткосрочной и среднесрочной перспективе может быть обеспечена только в сочетании с региональной торговлей. Например, руководство Узбекистана уже создает новую энергетическую повестку дня, направленную на решение проблем эскалации энергетической безопасности. Эта повестка не исключает и возможности внутрирегиональной торговли энергией/энергоресурсами в ЦА.

В свою очередь, вероятная эскалация проблем, связанных с водно-энергетическими ресурсами и отсутствием перспектив для развития крупных региональных проектов, также будет заставлять центральноазиатских лидеров серьезно рассмотреть возможность восстановления внутриотраслевой торговли в ЦА. Вероятнее всего, это должна быть полномасштабная интеграция энергетических секторов, но государства ЦА могут восстановить поставки энергии на договорной основе, подписав краткосрочные и ежегодно пролонгируемые контракты на использование энергетических ресурсов.

Пути решения

Во-первых, лидерам и правительствам стран Центральной Азии следует уделять приоритетное внимание всем этим проблемам в их новой и глубокой постановке, активизировать региональное и международное сотрудничество.

Важно консолидировать усилия международных организаций и доноров, которые точечно пытаются решать более мелкие проблемы.

Во-вторых, инвестиции в человеческий капитал имеют решающее значение как для экономического развития, так и для демократизации стран региона. Руководству государств ЦА следует уделять особое внимание неравенству в доступе к образованию и его качеству для различных социально-экономических групп, обеспечению универсального доступа к образованию, отмене детского труда и борьбе с коррупцией в системе образования. Одними из необходимых мер сегодня должны стать повышение заработной платы учителей, улучшение условий труда и обновление системы образования до современных международных стандартов. Это требует тесного сотрудничества со странами-партнерами и международными организациями, привлечения квалифицированных кадров.

В-третьих, за относительно короткий период государства региона должны будут решить множество задач по предотвращению растущей угрозы терроризма, религиозного экстремизма, повышению религиозной грамотности и светского образования. Да, фактическое проявление вышеупомянутых угроз уже позволило государствам принять ряд законодательных, судебных, административных, следственных и оперативных мер для сведения к минимуму рисков и последствий, вызванных возникающими проблемами.

Тем не менее важно понять и то, что вопрос о насильственном экстремизме и терроризме объединяет все страны ЦА. Борьба с этими угрозами требует от государственных органов тесного сотрудничества во многих областях, включая либерализацию торговой и визовой политики, обмен информацией.

Настал момент, когда крайне важно формировать стратегическое видение контуров развития стран и всего региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе!

В-четвертых, для стран ЦА необходима диверсификация экономики, расширение частного сектора, привлечение иностранных инвестиций и использование возобновляемых источников энергии. Важно также углублять реформы в области исследований и образования, особенно в области высшего образования. Следует укреплять автономию высших образовательных учреждений и интегрировать сообщества стран ЦА в области науки, исследований. Укрепление региональных и трансрегиональных связей, а также активизация регионального и международного туризма помогут достичь целей развития в ЦА и упростить решение многих двусторонних и многосторонних вопросов.

В целом важно понимать, что, помимо ежедневных проблем и вызовов, решение данных вопросов в долгосрочной перспективе позволит обеспечить устойчивое развитие государств и обществ стран ЦА. Вместе с тем важно консолидировать усилия международных организаций и доноров, которые точечно пытаются решать более мелкие проблемы. В итоге, на наш взгляд, настал момент, когда крайне важно формировать стратегическое видение контуров развития стран и всего региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе!


От стрельбы до дружбы один шаг

Встречай оружие! В Киргизии хотят решить приграничные проблемы оригинальным способом — раздачей оружия населению

Встречай оружие! В Киргизии хотят решить приграничные проблемы оригинальным способом — раздачей оружия населению

Так, устроенная разгоряченными местными жителями перестрелка, которая стоила жизни трем таджикским военнослужащим и одному киргизскому пограничнику, произошла меньше чем через пару месяцев после встречи в приграничном районе президентов Киргизии и Таджикистана Сооронбая Жээнбекова и Эмомали Рахмона. Тогда точно так же прозвучали общие слова о необходимости активизировать переговоры о делимитации границы и создать соответствующую межправительственную комиссию. Было принято решение компенсировать ущерб пострадавшим во время пограничных стычек.

Эмомали Рахмон и Сооронбай Жээнбеков

Эмомали Рахмон и Сооронбай Жээнбеков

Фото: пресс-служба президента Кыргызстана

Кстати, эта встреча, которую Жээнбеков назвал исторической, стала реакцией на еще один конфликт, разгоревшийся из-за установки местными жителями флагов на спорных участках. Тогда в результате перестрелки погиб таджикский школьный учитель, более двадцати человек получили ранения, а власти начали эвакуацию местного населения. Всего с начала с 2019 года между жителями приграничных районов Киргизии и Таджикистана произошло три конфликта, и речь идет только о тех случаях, когда столкновения заканчивались летальным исходом. Происшествий, когда местные жители закидывали друг друга камнями, а пограничники были вынуждены открыть предупредительный огонь, было значительно больше.

Дурная наследственность

Границы дозволенного После вступления Киргизии в ЕАЭС Россия получила еще один тлеющий конфликт

Геополитическую бомбу замедленного действия в регионе заложили большевики. Из многочисленных племен Средней Азии советская власть выделила пять основных наций: казахов, киргизов, узбеков, туркменов и таджиков. Границы Туркестанского края, который объединял пять областей с территориями Хивинского ханства и Бухарского эмирата, в 1920-е годы были поделены между новосозданными республиками.

Однако при этом национальный принцип не стал ключевым при размежевании территории. Советская власть чертила границы исходя из соображений экономической целесообразности. Осложнял административное деление и кочевой образ жизни местных племен: если, например, в одно время года в какой-то местности преобладало таджикское население, то в другое на этой территории доминирующим народом могли оказаться узбеки. В конечном итоге большевики ориентировались на принцип расселения народов, ведущих оседлый образ жизни, что впоследствии оказалось ошибкой.





Сильнее всего от советских территориальных экспериментов пострадало население Ферганской долины. В годы Российской империи эта межгорная впадина, которая лучше других окрестностей подходит для земледелия, выделялась в отдельную область. До этого она была центром и жемчужиной Кокандского ханства. Большевики же решили разделить благодатную землю сразу между тремя союзными республиками — Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном.

Все это было неважно в рамках одной страны. Но когда на территории Ферганской долины оказались бок о бок три независимых суверенных государства, границы между которыми стали периодически закрываться, местное население ощутило на себе трудности с поставками воды и гуманитарных грузов, транспортной изолированностью от пастбищ, медицинских услуг и своих семей. И Фергана — не единственный район Средней Азии, где стоит проблема разграничения. К моменту распада СССР ни одна из семи пограничных линий в регионе не была полностью согласована. На каждом из участков сохранялись спорные вопросы, решение которых не могли найти десятилетиями.

Общая угроза

В 1990-е странам Средней Азии пришлось отложить свои пограничные разборки из-за угрозы извне. Китай тогда решил воспользоваться слабостью соседей и увеличить свои территории. Пекин зарился на советские земли еще с 1960-х годов, также он был заинтересован в том, чтобы вирус независимости не перекинулся с Западного Туркестана на подконтрольный Китаю Восточный Туркестан (Синьцзян-Уйгурский автономный район).

Желтая Чечня Мусульманам Китая дают миллионы, но они хотят размножаться и строить халифат

Горький опыт пограничных соглашений с Китаем сыграл важную роль в отношениях постсоветских республик со своими соседями. Идти на новые уступки по-прежнему никто не хотел, особенно после тихой коллективной капитуляции перед Китаем, но всем наконец стало ясно, что территориальные вопросы необходимо решить между собой раз и навсегда. В последние несколько лет начавшиеся в то время переговоры в итоге начали приносить плоды.

Первыми смогли договориться казахи с туркменами. Тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон о ратификации соглашения о демаркации границы в январе 2018 года. Процесс делимитации и последующей демаркации границы протяженностью 458 километров длился почти 17 лет. Еще год спустя, в январе 2019 года, был окончательно ратифицирован договор о государственной границе Киргизии и Казахстана. Переговоры Астаны с Бишкеком продолжались с 1999 года. Протяженность пограничной линии составила 1257 километров.


Фото: Алексей Калмыков / Reuters

Чуть менее успешно, но достаточно активно идет процесс по демаркации протянувшейся на 2351 километр границы между Казахстаном и Узбекистаном. Завершение длящихся уже 16 лет переговоров не за горами — граница давно делимитирована, а вопросы спорных территорий были закрыты. Трудности остаются лишь на участках, проходящих через высохшую часть Аральского моря.

В чем сила, биродар?

Например, киргизо-казахская граница проходит по неплодородным степям и горам, за которые вряд ли кто-то захочет активно бороться, отмечает эксперт. Кроме того, межэтнические отношения киргизов и казахов, в том числе за счет многочисленных межнациональных браков, стали очень спокойными и миролюбивыми. Что касается сильной центральной власти, то в случае с Казахстаном вопросов также не возникает — Назарбаев справедливо считался одним из самых эффективных среди лидеров среднеазиатских республик.

Шариат в движении Они боролись с узбекскими властями и спецназом США. Их цель — исламское государство

Шариат в движении Они боролись с узбекскими властями и спецназом США. Их цель — исламское государство

Для закрепления своих успехов Узбекистан возводил на границах стены и минировал подходы к ним. Во многом такие меры объяснялись необходимостью борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом. Ташкент, взявший на себя главную роль в этом процессе, всеми силами пытался не допустить возвращения изгнанных из страны исламистов через условные границы.

Аналогичную стратегию, но уже против Узбекистана, использовала Туркмения, в пограничных районах которой проживают этнические узбеки. Тут уже Ашхабад показывал силу своей центральной власти, закрывая наглухо границу с соседом во избежание распространения все того же исламского терроризма. Когда главной проблемой двухсторонних отношений стали разделенные границей узбекские семьи, вопрос демаркации пограничной линии отошел на второй план.

Шавкат Мирзиёев и Гурбангулы Бердымухамедов

Шавкат Мирзиёев и Гурбангулы Бердымухамедов

Фото: пресс-служба президента Республики Узбекистан

Ситуация изменилась после прихода к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева, который решил придерживаться доктрины полного мира, гармонии, добрососедства и сотрудничества. Сила центральной власти была перенаправлена на поиск компромиссов с соседями и предотвращение любых пограничных конфликтов.

Подвижки в решении пограничных вопросов в Ферганской долине можно считать главным достижением Мирзиёева. В январе Ташкент и Душанбе завершили процесс демаркации границ, в апреле был согласован график полевых работ. С учетом того, что другие проблемы в отношениях двух стран не решены, нельзя сказать, когда границы будут установлены окончательно, но то, что уже смогли согласовать Узбекистан и Таджикистан, — это большой прогресс.

В сентябре в регионе произошел исторический прорыв: страны договорились о взаимовыгодном и равноценном обмене территориями. Стороны передадут друг другу по 413 гектаров земли. В перспективе этот прецедент может стать фундаментом для решения остальных территориальных споров в Ферганской долине.

Территория войны

Демографическая ситуация в Ферганской долине действительно представляет собой аномалию на постсоветском пространстве. Если на большинстве территорий наблюдается депопуляция, опустошающая огромные площади земли, то в Ферганской долине все ровно наоборот: на клочке площадью 22 тысячи квадратных километров проживает более 15 миллионов человек.


Фото: Василий Федосенко / Reuters

Ситуация с перенаселением усугубляется его тотальной бедностью и нехваткой ресурсов. В 2019 году компания Focus Economics выпустила доклад о самых бедных странах мира. Поделившие между собой Ферганскую долину государства входят в топ-10. Практически все население долины живет за счет животноводства и сельского хозяйства, поэтому каждый клочок земли — на вес золота.

Тем хуже от того, что на эту землю претендуют не только честные земледельцы и пастухи, но и различные криминальные структуры. Через долину проходят маршруты наркотрафика и контрабанды оружия. Есть сведения, что немалую долю этого бизнеса контролируют исламисты из запрещенных террористических группировок.

Такие обстоятельства создают ситуацию, в которой центральные правительства абсолютно не контролируют происходящее на местах. Как следствие, возникающие на границах столкновения носят не межгосударственный характер, а местечковый: стычки возникают между обычными людьми, а не правительствами двух стран.

С одной стороны, это делает маловероятным начало полномасштабного военного конфликта, с другой — чревато безнаказанностью для зачинщиков и постоянным повторением историй. Отсутствие контроля, рост преступности, бедность, борьба за жизненно важные ресурсы типа воды уже привели к актам массовой резни в Фергане, как в 1989 в Ферганской области Узбекистана или в 2010 году в Ошской области Киргизии.

Еще одно опасное следствие происходящих в долине процессов — массовая эмиграция из региона. Предпочтительным местом назначения, как правило, оказывается Россия.

Проблема для России

3 апреля 2017 года в метро Санкт-Петербурга прогремел взрыв, в результате которого погибли 16 человек и еще 67 получили ранения. Смертником оказался 22-летний уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов. Он переехал в Россию на следующий год после прогремевших в его родном городе Ош погромов.

Взрыв Чорку Почему приграничные конфликты в Средней Азии отразятся на России

Ош в спину Что известно о родине петербургского смертника

Ситуация в Фергане создает почти неразрешимую дилемму. С одной стороны, поток мигрантов оттуда грозит повторением истории. Но с другой стороны — продолжающийся отток населения из долины уменьшает риск радикализации местного населения. Узбеки, киргизы и таджики уезжают оттуда трудиться в Россию вместо того, чтобы от отчаяния и отсутствия перспектив присоединиться к радикальным исламистам и начать борьбу за мировой халифат.

Чтобы разрешить эту дилемму, необходимо создать благоприятные условия существования в Ферганской долине, избавившись от конфликтов, однако в экспертном сообществе сомневаются в том, что это в принципе возможно.

Для России такой сценарий стал бы настоящей катастрофой и потребовал бы вмешательства, ведь Киргизия и Таджикистан являются участниками Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Желание впутать в местные разборки Москву в Ферганской долине особо не скрывают. В сентябре после очередного пограничного конфликта жители Баткенской области Киргизии отправились в Бишкек, чтобы требовать закрепления спорных территорий за Бишкеком и переноса российской авиабазы Кант поближе к границе.

Аральское море — это бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. До середины 20 века было четвёртым по площади в мире.

Аральское море и питающие её реки, Амударья и Сырдарья, сыграли важную роль в жизни кочевников. Две полноводные реки превращали засушливую пустыню в обитаемую территорию. После присоединения Средней Азии к Российской Империи начался рост городов и развитие промышленной ловли рыбы.

Безвредное взаимодействие человека с Аральским морем продолжалось до середины 20 века. Благодаря недальновидной политике руководства Советского Союза, которое решило выращивать влаголюбивый хлопчатник в засушливой части Азии, в 1930-е годы началось масштабное строительство оросительных каналов в Средней Азии.

После окончания Второй мировой войны процесс строительства каналов ускорился. Правительство Египта заключило сделку по импорту хлопка для промышленности Советского Союза, но в 1978 году было подписано Кэмп-Дэвидское соглашение. Египет поменял своих союзников, тем самым вышел на мировой рынок по продаже хлопка.

В ответ на это руководство СССР решило увеличить масштаб выращивания хлопка, для этого требовалось увеличить количество новых оросительных каналов в Узбекистане. Например, один из каналов протяженностью 1445 километров отобрал у Амударьи 45% её стока. В последствии с 1960 по 1990 годы площадь орошаемых земель в Центральной Азии увеличилась с 4,5 млн до 7 миллионов гектаров. Но объём Аральского моря снизился с 1083 км³ до 323 км³.

Проблему игнорировали вплоть до 1985 года, когда Михаил Горбачев сделал эту экологическую катастрофу достоянием гласности, но было уже поздно. В 1989 году Арал разделился на два изолированных водоёма: Северное и Южное Аральское море. А к 2007 году появилось чёткое разделение границ.

Полное игнорирование проблемы и замалчивания трагедии привело к образованию огромной соляной пустыни, усыпанной пестицидами и другими сельскохозяйственными ядохимикатами. Пыльные бури разносят отравляющие вещества на расстояние до 500 километров. Население региона страдает от респираторных заболеваний, анемии, рака гортани и пищевода, а также расстройств пищеварения. Увеличилась младенческая смертность. В пределах 100 километров от первоначальной береговой линии изменился климат. Он стал в разы жарче летом и холоднее зимой. Из-за солевых бурь снизился уровень влажности воздуха.

Из-за минерализации воды более чем в 10 раз Аральское море потеряло уникальную флору и фауну, а с гибелью животных пропал рыболовный промысел, который кормил население региона и обеспечивал рабочие места. По некоторым данным, если в 1960 году вылов рыбы мог достигать 40 тысяч тонн, то к середине 1980-х года он полностью прекратился.

С узбекской стороны процесс усыхания моря был настолько быстрый, что на месте бывшего озера образовалась новая соляная пустыня – Аралкум.

После образования острова в юго-западной части Аральского моря у советских военных появилась идея — построить биохимическую лабораторию, которая будет испытывать бактериологическое оружие. В лаборатории проводили эксперименты над опасными возбудителями. Например, сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза, чумы, тифа, оспы, а также ботулинический токсин. Все испытания проводили на лабораторных животных. Лабораторию закрыли в 1992 году. Все исследуемые микроорганизмы захоронили в почве. Жители региона опасаются, что они могли выжить и начать распространяться с помощью грызунов. Такой исход может вызвать эпидемию во всей Средней Азии.

Может показаться, что после распада СССР есть возможность восстановления рек, снизив нагрузку на Арал. Одной из главных сложностей является то, что хлопок укоренился в экономике Узбекистана. Страна занимает третье место в мире по экспорту и шестое место по производству хлопка.

После распада Советского Союза Амударья и Сырдарья стали международными реками, которые протекают через четыре страны: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Каждая из стран получает право на использование этих вод в своих интересах. Это создаёт дополнительную напряжённость между странами. Например, Кыргызстан, страна верхнего течения, планирует построить около пятнадцати гидроэлектростанций, что создаст большие экологические и финансовые проблемы для стран низкого течения: Казахстана и Узбекистана.

Невозможность восстановления Аральского моря в его прежних размерах признали все страны Центральной Азии. Одним из очевидных решений могло бы стать сокращение орошения полей, на что уходит 92% забора воды. В действительности все страны Центральной Азии, кроме Казахстана, планируют увеличить объёмы полива сельхозугодий — в основном, чтобы прокормить растущее население.

Предлагаются только локальные попытки решения проблемы. Например, восстановление западного водоёма Большого Арала, для этого необходимо создать несколько гидротехнических сооружений и сократить потерю воды в оросительных каналах. Данный план улучшит местный климат и создаст благоприятные условия для обитания птиц и водоплавающих млекопитающих. Также предлагается модифицировать старые каналы для орошения. Сейчас они представляют собой обычные траншеи, через стенки которых огромная часть воды впитывается в песок.

По приблизительному подсчёту, для восстановления Аральского Моря необходимо увеличить годовой приток вод Амударьи и Сырдарьи по сравнению с нынешним средним показателем в четыре раза. Это нанесёт серьёзный урон экономике Узбекистана и Таджикистана.

Все решения будут малоэффективны пока все страны не будут готовы на большие финансовые вложения и рациональному использованию ресурсов.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Читайте также: