Разрастание бюрократического аппарата при николае 1 кратко таблица

Обновлено: 04.07.2024

В период своего правления Николай 1 стремился усилить роль государства, укрепить позиции самодержавия, он стремился контролировать настроение умов, боролся с инакомыслием в обществе. Для этого он увеличивал роль Собственной канцелярии: было создано ее второе и третье отделение. Второе отделение занималось разработкой законов, а третье – контролем общественной жизни. Создавались специальные Комитеты, которые занимались государственными вопросами, подчинялись лично императору. В результате всех этих действий чиновничий аппарат был расширен в 6 раз.

Внутренний политический курс Николай 1 основывался на усилении экономического и социально-политического отставания России от западно-европейских стран, недовольство крестьян, выливавшееся в восстания и бунты, и подъем общественно-политического движения, проявившийся в формировании либеральной оппозиции и развитии революционной традиции. В Манифесте по случаю коронации (летом 1826 г.) Николай 1 обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства. Он призвал население довериться правительству и ждать, когда оно само решит, что, как и когда следует сделать. Однако царь очень своеобразно понимал направление этих усовершенствований.

Основные направления внутренней политики

Основные события политики Николая 1

Дальнейшее укрепление аппарата управления (бюрократизация)

Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

При Николае 1 роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свитские генерал и флигель-адъютанты.

Система министерств, созданная при Александре 1, была частично подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Усиление роли С. Е. И. В. канцелярии в политической системе страны.

1826 г. — создание 3 отделения С. Е. И. В. канцелярии (глава А. Х. Бенкендорф) и корпуса жандармов как органов политического сыска.

Усиление милитаризации: министрами, крупными руководителями часто становились армейские генералы

В годы правления Николая 1 армия чиновников выросла до 70 тысяч человек. Половину из них составляли военные. Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан).

Кодификация (систематизация юридических норм) российского законодательства

Николай 1 твердо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому.

1826 г. — создание 2го отделения С. Е. И. В. канцелярии для кодификации законодательства (глава М.М. Сперанский).

1830 г. — опубликование Полного собрания законов Российской империи (с 1649 по 1825 г.) в 45 томах.

1833 г. — публикация действующего Свода законов Российской империи в 15 томах (были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране, также направлено на усиление бюрократизации управления).

Крестьянский вопрос и разработка мер, направленных на его решение

В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от других европейских государств. Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным. Отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие промышленности.

Создание секретных комитетов по решению крестьянского вопроса.

1827 г. — запрещено отдавать крепостных крестьянна заводы.

1833 г. — запрещено продавать крестьян с публичного торга с раздроблением семей, дарить их или платить ими долги.

1835 г. — создано 5е отделение С. Е. И. В. канцелярии (глава П. Д. Киселёв — министр государственных имуществ) для проведения реформы государственных крестьян.

1837–1841 гг. — реформа в государственной деревне П. Д. Киселёва:

— введение крестьянского самоуправления;

— наделение малоземельных крестьян землёй;

— строительство дорог, увеличение числа школ и медицинских пунктов.

1847–1848 гг. — инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии: составление описания помещичьих имений — инвентарей с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения.

1848 г. — крестьянам с согласия помещиков разрешено приобретать недвижимую собственность.

При Николае 1 принято около 100 указов по крестьянскому вопросу

Финансовая реформа

В целях ликвидации бюджетного дефицита (нехватки) и стабилизации финансовой системы страны в 1839–1843 гг. министр финансов Е. Ф. Канкрин провёл реформу: ввёл в качестве основы денежного обращения серебряный рубль, установил обязательный курс ассигнаций бездефицитность бюджета

Борьба с вольнодумством и революционными настроениями

Правительственная политика в области образования и цензуры

1833 г. — утверждение официальной идеологии самодержавия — теории официальной народности (автор С. С. Уваров — министр народного просвещения): православие, самодержавие, народность.

Запрет преподавания философии в университетах.

1835 г. — принятие нового Университетского устава: ограничение автономии университетов.

Подавление польского восстания 1830–1831 гг. и отмена Конституции Царства Польского.

Преследование и ссылка петрашевцев — общее название членов кружков молодёжи в Санкт-Петербурге (конец 1844–1849 г.), руководимых М. В. Буташевичем-Петрашевским — чиновником Министерства иностранных дел, социалистом по убеждениям (1849–1856)

Дальнейшее укрепление социально-экономического и политического положения дворянства

Назначение на государственные посты представителей дворянства.

1828 г. — утверждение устава низших и средних учебных заведений: гимназическое образование стало привилегией дворянского сословия и чиновничества.

1845 г. — резкое повышение чинов, дававших дворянское звание осложнение выслуги личного и потомственного дворянства.

1845 г. — указ об установлении майоратов (крупных наследственных дворянских владений) запрещение дробления дворянских имений между наследниками

Расширение государственной границы на Востоке, приобретение территорий современных Абхазии и Армении осложнило отношения с кавказскими горскими народами.

Устройство Собственной его императорского величества канцелярии. При Николае I появились 4 отдела: делопроизводство, юридический, надзор за политической жизнью (политическая полиция), образование. В 1840-е гг. создано еще 2 отдела – управления Кавказом и надзор за самоуправлением государственными крестьянами – соответствующие наиболее трудным проблемам в государстве. Император усилил контроль за законодательством и общественным настроением. Это привело к усилению личной власти главы государства.

Создание свода законов под руководством Сперанского. В 1833 г. опубликовано Полное собрание законов Российской империи, включавшее в себя все законы с 1649 г., и Свод законов Российской империи (гражданский и уголовный кодекс), регулировавший также и государственные отношения.

Введение самоуправления среди государственных крестьян. В 1836 г. государственные крестьяне были переданы в ведение 5-ого отделения канцелярии под руководством Киселева. В губерниях действовали палаты государственных имуществ, которые заведовали государственной землей и угодьями, наблюдали за государственными крестьянами. Крестьяне были объединены в сельские общества, а из нескольких общин состояла волость. Они имели свои сходы, избирали сельских голов и старшин.

Реформа просвещения была проведена под руководством Уварова. В начале 1830-х гг. проходила реформа средних учебных заведений, направленная на приоритет детей дворян и чиновников среди учащихся гимназий. Учреждены специальные учебные заведения, военные (кадетские корпуса, военная и морская академии) и технические (технологический институт), женские учебные заведения.

В 1835 г. утвержден новый Университетский устав. Усилился государственный контроль над образованием на всех уровнях. Студенты получили возможность учиться на бюджете. Работники просвещения становились госслужащими.

Реформа управления православной церковью. В 1836-39 гг. была проведена реформа Синода, который перешел в полное подчинение обер-прокурору. В результате государственные чиновники получили возможность регулировать и внутрицерковные дела.

Реформа городского управления. Новое Городовое положение 1846 г., сохраняя принцип общности избирательного права, вводит строгую сословность, повышает имущественный ценз в отношении пассивного избирательного права и еще более усиливает опеку и контроль со стороны правительства.

В целом деятельность Николая была направлена на укрепление государственной власти, введение полного контроля над всеми процессами общественной жизни в стране. Система госуправления в России имела недостатки: длительное время на принятие решений, возрастание вероятности ошибки при принятии решения (единоличные решения приводят к ошибкам) и разрастание бюрократического аппарата.

В середине XIX в. Россия также столкнулась с экономическими трудностями. Причина лежала в отсталом сельском хозяйстве. Помещичьи хозяйства были убыточны вследствие малой производительности крепостного труда. Государство могло изъять имения и крепостных за долги, но не имело возможности для устройства жизни бывших крепостных, ответственность за которых обычно нес помещик.

Обоснование причин разрастания бюрократического аппарата и сущности бюрократического управления. Характеристика деятельности Третьего отделения и, как следствие - усиление цензуры. Крестьянский вопрос при Николае I, анализ теории "официальной народности".

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.12.2009
Размер файла 26,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал в г. Ульяновске

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Реферат

Выполнил: студент 3 курса, ГМУвз- 325 группы,

заочной формы обучения,

специальности 080504.65,

Сахарова Л.Ю.

Руководитель: к.пед.н, доцент Болтачева Ж.В.

1. Разрастание бюрократического аппарата. Сущность бюрократического управления

2. Деятельность Третьего отделения. Усиление цензуры

4. Кодификация законов. Деятельность Сперанского

5. Крестьянский вопрос при Николае I. Реформа управления государственной деревней

Введение

В свою очередь, и дворянство сторонилось от близости с бюрократией нового царствования. Оно было запугано делом декабристов. Между властью и обществом произошел, таким образом, как бы разрыв и отчуждение. Конечно, это облегчило для императора Николая переход к бюрократии, но в то же время дурно отразилось на силах самого правительства. В своих начинаниях оно не встречало сочувствия и содействия общества. А потому не всегда могло осуществлять свои хорошие намерения и достигать своих добрых целей.

1. Разрастание бюрократического аппарата. Сущность бюрократического управления

Николая I не готовили к управлению государством. Но железная воля и природный ум дали возможность достаточно эффективно управлять. В качестве главной опоры Николай I видел разветвленный полицейский и бюрократический аппарат, посредством которого он стремился контролировать все стороны жизни общества и государства. Цель политики он видел в укрепление внутреннего и внешнего положения России.

Не доверяя общественности, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование шло дальнейшее разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные отрасли человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале 19 века их насчитывалось 15 - 16 тысяч, в 1847 году - 61,5 тысяч и в 1857 году - 86 тысяч.

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в центральных ведомствах. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были перегружены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер. Губернские чиновники иногда строчили ответ на бумагу из Петербурга, даже не прочитав ее.

Однако сущность бюрократического аппарата состоит не в списывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это - его внешние признаки. Сущность же в том, что решения принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично ответственным должностным лицом (министром, губернатором), а всей административной машиной в целом. Министр же или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную.

Поскольку вся информация стекается к министру через его аппарат, то министр оказывается как бы во власти своего аппарата. Подчиненные чиновники готовят и проекты решений по разным делам. Решение дела, как известно, во многом зависит от того, как оно будет доложено. Многочисленные дела, особенно те, которыми начальство не очень интересуется, фактически решают чиновники, готовящие их к докладу. Если подчиненные чиновники изо дня в день методично воздействуют на начальство в одном и том же направлении - это, в конце концов, становится общим направлением политики данного ведомства. В николаевские времена на посты руководителей министерств и ведомств нередко назначались армейские генералы, мало знакомые с новым для них делом. Именно они в первую очередь оказывались в положении начальства, руководимого подчиненными.

Бюрократии свойственно свои узкогрупповые интересы выдавать за государственные нужды. Трактуемые узко и односторонне. Раздуваются штаты министерств и ведомств, растут внешнеполитические амбиции, а вместе с ними - военные расходы. Всеми благами пользуется чиновничья каста и те социальные группы, с которыми она связана (в России 19 века - в первую очередь поместное дворянство). Очень немного делается для улучшения жизни народа, хотя официальная пропаганда не устает повторять, что это - первейшая забота правительства. Расходы на образование, науку и культуру очень невелики и весьма избирательны: во-первых, создается картина всеобщего благополучия, во-вторых, преимущества получают те отрасли науки, от которых ожидают результатов, полезных в военном деле. Таковы коренные свойства бюрократической системы управления.

2. Деятельность Третьего отделения. Усиление цензуры

В период правления Николая I роль государственного совета, как законосовещательного органа уменьшилась. Полномочия министерств были ограничены в пользу разросшихся подразделений собственной Его императорского Величества канцелярии. Она разделялась на несколько отделений:

1. Личная канцелярия (контролировала деятельность министерств);

2. Вторая занималась кодификацией русского зконодательства, проведенной под руководством М.М.Сперанского. Было составлено Полное собрание законов Российской империи.

3. Высшая тайная полиция и цензура. Во главе с Бенкендорфом.

После выступления декабристов правительство предприняло ряд спешных мер по укреплению полиции. В 1826 году было учреждено Третье отделение Собственной Его императорского величества канцелярии. Эта канцелярия осуществляла контроль за всеми сторонами российской жизни, ведала политическим сыском в России и за ее пределами. В его распоряжении находился Отдельный корпус жандармов. Страна была разделена на округа, во главе с жандармскими генералами. Каждый округ включал несколько губерний. В губерниях вводился пост, штаб-офицеров, которым подчинялись младшие офицеры и нижние чины. Начальник Третьего отделения одновременно являлся и шефом корпуса жандармов. Долгие годы эту должность занимал барон А.Х. Бенкендорф, герой Отечественной войны 1812 года и иных войн начала 19 века, участвовавший в разгроме декабристов и в следствии над ними. Личный друг Николая I , он сосредоточил в своих руках громадную власть.

Виднейшие русские историки николаевского времени (М.П.погодин, Н.Г.Устрялов и другие) стремились в своих научных и публицистических трудах следовать концепции, предложенной правительством.

4. Кодификация законов. Деятельность Сперанского

В первые годы правления в числе ближайших сподвижников Николая оказался ряд крупных государственных деятелей. Это, прежде всего, М. М. Сперанский, П. Д. Киселев и Е. Ф. Канкрин. С ними связаны главные достижения николаевского царствования.

5. Крестьянский вопрос при Николае I. Реформа управления государственной деревней

В первые годы своего царствования Николай 1 не придавал большого значения крестьянскому вопросу. Постепенно, однако, царь и его ближайшее окружение приходили к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими странами - в том числе и в военном отношении.

Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, рядом частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П. Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру 1 записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837-1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли. Было запрещено отдавать на заводы и ограниченно право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. был издан закон, запрещавший продавать крестьян по одиночке и без земли. В 1842 г. был издан указ Об обязанных крестьянах. Он позволял помещикам отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю в пользование, за что крестьянин отрабатывал повинность. В 1843г. безземельные дворяне лишились права приобретать крестьян. В 1844 г. в западных губерниях началось введение инвентарей: правительство регламентировало размеры крестьянских наделов и повинностей, стремясь ограничить влияние местного дворянства.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось “общественной запашкой”, призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840-1844 гг. прокатилась волна “картофельных бунтов”.

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы и точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и “картофельные бунты” вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движениям больше всего боялся Николай 1. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: “Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным”.

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая 1.

Заключение

Показания декабристов, данные во время следствия, открыли перед Николаем широкую панораму российской жизни со всеми ее неустройствами. Он приказал составить свод из этих показаний, держал его в своем кабинете и часто к нему обращался. Многое из того, о чем говорили декабристы, он признавал справедливым. Таким образом, движение декабристов оказало огромное влияние на сознание и реформационную деятельность Николая.

Список литературы:

1. Платонов С.Ф. Учебник русской истории: Учебник / С.Ф.Платонов; под ред. А.А.Искандерова. - М.: Прогресс, 1992.- 390 с.

2. Буганов В.И. История России: Учебник / В.И.Буганов, П.Н.Зырянов.- М.: Просвещение, 1999.- 298 с.

3. Чистяков И.О. История отечественного государства и права: Учебник / И.О.Чистяков. - М.: Инфра - М, 1996. - 346 с.

4. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник / И.А.Исаев.- М.: просвещение, 1993.- 213 с.

Подобные документы

Понятия государственного аппарата и механизма государства. Соотношение различных ветвей государственной власти в системе государственного аппарата. Характерные свойства механизма государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

курсовая работа [43,3 K], добавлен 12.02.2011

"Строительство" государственного аппарата в период Великой французской революции. Централизация государственного аппарата и его институционализация. Конкурсная система найма чиновников. Основные уровни административно-государственного управления.

реферат [20,1 K], добавлен 13.05.2009

Исторические условия становления управленческого аппарата РСФСР. Основы организации органов управления и круг их полномочий. Анализ правовых основ Советов. Оценка состава управленческого аппарата с точки зрения его эффективности и компетентности.

курсовая работа [37,7 K], добавлен 22.08.2012

Рассмотрение особенностей идеальной бюрократической организации: вертикальная иерархия, четкие правила. Коррупция как интернациональная проблема. Особенности формирования бюрократического аппарата в Советском Союзе. Сущность понятия "бюрократия".

курсовая работа [71,5 K], добавлен 04.11.2012

Соотношение государства, государственного аппарата и государственной службы. Совершенствование государственного аппарата. Преобразования в политической и правовой сфере. Структурная реформа государственного аппарата. Генетический признак государства.

реферат [29,4 K], добавлен 25.01.2009

Работа государственного аппарата как системы управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои функции. Основные уровни структуры государственного аппарата Российской Федерации.

презентация [3,1 M], добавлен 08.12.2014

Истоки появления коррупции в обществе. Исторические сведения борьбы правителей с коррупцией. Теория общественного договора. Специфика коррупции в России. Судебник Ивана III. Реформы Петра I - рост бюрократического аппарата. Коррупция в советское время.

Читайте также: