Рассказы 1856 1859 годов толстого кратко

Обновлено: 02.07.2024

Полное собрание сочинений. Том 5. Произведения 1856—1859 гг.

Подготовлено на основе электронной копии 5-го тома Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого, предоставленной Российской государственной библиотекой

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, напишите нам [email protected]

Предисловие к электронному изданию

В издании сохраняется орфография и пунктуация печатной версии 90-томного собрания сочинений Л. Н. Толстого.

Фекла Толстая

Произведения, 1856—1859 - i_i000000050000.jpg

Произведения, 1856—1859 - i_i000000070000.jpg

Перепечатка разрешается безвозмездно.

Reproduction libre pour tous les pays.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1856—1859 гг.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЯТОМУ ТОМУ.

В настоящий том входят произведения 1856—1859 годов.

Произведения, появившиеся в печати при жизни Толстого, размещены в порядке их опубликования, остальные — в порядке их написания, поскольку они могут быть хронологически приурочены к определенному моменту.

Н. М. Мендельсон.

В. Ф. Саводник.

Тексты произведений, печатавшихся при жизни Л. Толстого, печатаются по новой орфографии, но с воспроизведением больших букв и начертаний до-Гротовской орфографии в тех случаях, когда эти начертания отражают произношение Л. Толстого и лиц его круга (брычка, пожалуста).

При воспроизведении текстов, не печатавшихся при жизни Л. Толстого (произведения, окончательно не отделанные, неоконченные, только начатые, а также и черновые тексты), соблюдаются следующие правила:

Слова, не написанные явно по рассеянности, дополняются в прямых скобках, без всякой оговорки.

На месте слов, неудобных в печати, ставится в двойных прямых скобках цифра, обозначающая число пропущенных редактором слов: [[1]].

Слитное написание слов, объясняемое лишь тем, что слова, в процессе беглого письма, для экономии времени и сил писались без отрыва пера от бумаги, не воспроизводится.

Описки (пропуски букв, перестановки букв, замены одной буквы другой) не воспроизводятся и не оговариваются в сносках, кроме тех случаев, когда редактор сомневается, является ли данное написание опиской.

Слова, написанные явно по рассеянности дважды, воспроизводятся один раз, но это оговаривается в сноске.

После слов, в чтении которых редактор сомневается, ставится знак вопроса в прямых скобках: [?].

На месте не поддающихся прочтению слов ставится: [1 неразобр.] или: [2 неразобр.], где цыфры обозначают количество неразобранных слов.

Из зачеркнутого в рукописи воспроизводится (в сноске) лишь то, что редактор признает важным в том или другом отношении.

Незачеркнутое явно по рассеянности (или зачеркнутое сухим пером) рассматривается как зачеркнутое и не оговаривается.

Более или менее значительные по размерам места (абзац или несколько абзацев, глава или главы), перечеркнутые одной чертой или двумя чертами крест-накрест и т. п., воспроизводятся не в сноске, а в самом тексте, и ставятся в ломаных скобках; но в отдельных случаях допускается воспроизведение зачеркнутых слов в ломаных скобках в тексте, а не в сноске.

Текст: Ольга Разумихина

Но чем была вызвана Кавказская война — и какую роль в ней сыграл Л. Н. Толстой?

Экскурс в историю


Кавказская война, или, как её называли современники, Восточная война — военный конфликт, который развивался с 1853 по 1856 год. Обусловленный множеством противоречий между Россией и европейскими государствами, поначалу исключительно дипломатических, он неизбежно вылился в череду активных столкновений.

Наступательные действия европейских держав в 1954 году привели к тому, что российский город Севастополь был взят в осаду. Эта осада продолжалась немногим меньше года, так что неудивительно, что звуки выстрелов, как пишет об этом Толстой, стали для местных жителей привычными. Сам же Лев Николаевич, будучи офицером, принимал активное участие в сражениях и был награждён за храбрость двумя медалями. Выходить в бой ему было не впервой: в начале военной службы он принимал участие в ряде сражений с кавказскими горцами — и чуть не был убит ядром, врезавшимся в колесо пушки, которую он заряжал.

Любопытный факт


Совпадение это или нет, но большинство классиков второй половины XIX века — за исключением, пожалуй, Островского и Салтыкова-Щедрина — хотя бы раз оказывались на краю гибели либо сталкивались с преждевременной смертью близких. Фёдор Михайлович Достоевский, будучи участником якобы революционного кружка петрашевцев, был приговорён к казни через расстрел; о том, что смертельный приговор отменён, объявили в последнюю минуту, когда писатель уже стоял на эшафоте. Николай Алексеевич Некрасов, рассорившись с отцом, отправился в Петербург без гроша в кармане, чтобы поступить в университет, но не прошёл конкурс и был вынужден несколько месяцев жить на съёмной квартире; в какой-то момент тяжело заболел и больше не смог платить аренду, из-за чего его — больного! зимой! — выгнали на улицу, а после он несколько месяцев жил в ночлежке. Что до Ивана Сергеевича Тургенева, то он в возрасте четырёх лет пошёл с родителями в зоопарк, где чуть не упал в яму с медведями. Нам это кажется скорее забавным, но отцу будущего классика, который едва успел схватить мальчишку за ногу, было не до смеха.

Афанасий Афанасьевич Фет похоронил невесту, погибшую, когда её ночная одежда загорелась от пламени свечи; Фёдор Иванович Тютчев — супругу, пережившую кораблекрушение, но из-за нервного потрясения и переохлаждения заболевшую туберкулёзом и так и не сумевшую побороть коварный недуг.

Таким образом, Золотой век русской литературы, прошедший под знаком дуэлей (которые унесли жизни А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, и этот список лишь по счастливой случайности не пополнил А. С. Грибоедов), сменился эпохой, когда в судьбы писателей и поэтов то и дело вмешивалась трагическая случайность. Увы, в Серебряном веке творческим людям пришлось ещё тяжелее: некоторые из них, например Н. С. Гумилёв и О. Э. Мандельштам, были репрессированы; другие, в первую очередь С. А. Есенин и В. М. Маяковский, ушли из жизни по собственной воле.

Композиция произведения

  • — Это нашу матроску пятого числа в ногу задело бомбой, она мужу на бастион обедать носила.
  • — Что ж, отрезали?
  • — Выше колена отрезали.

Авторская позиция

  • что, ежели бы одна воюющая сторона предложила другой — выслать из каждой армии по одному солдату? Потом выслать другого, с каждой стороны, потом 3-го, 4-го и т. д., до тех пор, пока осталось бы по одному солдату в каждой армии (предполагая, что армии равносильны и что количество было бы заменяемо качеством). И тогда, ежели уже действительно сложные политические вопросы между разумными представителями разумных созданий должны решаться дракой, пускай бы подрались эти два солдата — один бы осаждал город, другой бы защищал его.
  • Это рассуждение кажется только парадоксом, но оно верно. Действительно, какая бы была разница между одним русским, воюющим против одного представителя союзников, и между 80 тысячами воюющих против 80 тысяч? Отчего не 135 тысяч против 135 тысяч? Отчего не 20 тысяч против 20 тысяч? Отчего не 20 против 20-ти? Отчего не один против одного?

И вот какой вывод делает автор:

  • Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать.

Не согласиться с этим сложно — как и с тем, что произведения Льва Николаевича Толстого возымели огромное влияние на мировую общественность XIX столетия. Но нам, как представителям века XXI, стоит задаться другим вопросом: как же так получилось, что после Отечественной войны 1812 года, Кавказской войны и ряда других, более локальных столкновений, которые, очевидно, обернулись для миллионов людей величайшей трагедией, — оказались возможны и Первая мировая, и Вторая мировая войны?


Автор – участник Крымской войны, очевидец обороны города от англичан, французов, турков в декабре 1854 года. Раннее утро над Сапун-горой. Сменяются часовые, хоронят убитых, рассказчика на ялике (шлюпке) везут на Графскую пристань. Он видит прекрасное море, громадные русские корабли в бухте, красивый город, и грозный вражеский флот вдалеке. Он горд, что в это трудное время здесь, в нем растет мужество. А жизнь продолжается: среди уже ржавых ядер и бомб солдаты и матросы покупают у баб и мужиков сбитень (напиток) и булочки. Но все вокруг как военный лагерь: на площади стоят орудия, дремлют солдаты, сооружена баррикада. Каждый занят своим делом, буднично исполняет долг.

Севастополь в мае

Но дома все вернулось на свои места. В комнатке с земляным полом он предчувствует, что в бою его убьют. Зря он вызвался подменить больного поручика. А теперь украдкой плачет и молится. На бастион его проводили слуга-грубиян Никита да старая матроска. Аристократ князь Гальцин уверен, что в солдатах настоящей храбрости не может быть. Ведь это неотесанные вшивые мужики. Офицер Калугин вступается за солдат. Между тем, разгорается ночной бой. Бомбы падают, как звезды с неба. Князь и поручик, которого подменил Михайлов, расспрашивают раненых о бое. Поручик даже ругает раненых. Будто это просто трусы, бегущие с бастиона. Князю стыдно за него и себя. В госпиталях кипит работа.

Калугину пришлось идти на позиции с приказом для генерала. Ему было так страшно, что часть пути он проделал ползком. Но столкнувшись с Михайловым, которому разрешили с солдатами уйти в резерв, Калугин посмеивается, видя, что тот боится снарядов. Михайлов по пути еще сходил удостовериться, что офицер Праскухин убит, а не ранен. Многие офицеры с приятным волнением ждут наград. Наконец, объявлено перемирие, французы и русские пытаются общаться. Но это все временно. И вновь два христианских народа пойдут убивать друг друга.

Севастополь в августе 1855 года

Все ждут мира. Но случается кое-что похуже: французы берут Малахов курган. В защите кургана участвует Козельцов-старший. Там он и был ранен. Держал оборону и Володя. Уже окруженного французами, его пытался вывести юнкер Вланг. Но Володя был убит. Защитники города после 11 месяцев обороны отступают. Они с облегчением покидают место смерти, но в душе каждого – стыд, злоба и желание отомстить врагу.

Сюжет

Автор описывает ситуацию в Севастополе в мае. Все мечтают о мире, но страны не могут договориться. Бойня продолжается. Среди офицеров разные люди. Многими руководит желание заслужить награду. Ими движет тщеславие. Таков и штабс-капитан Михайлов. Однако он действительно участвует в бою, в отличие от князя Гальцина, любителя порассуждать о трусости глупых солдат. Или офицера Калугина, который на виду у всех прячет страх, а когда никто не видит – передвигается по траншее ползком. Объявляют перемирие. Русские общаются с французами. А вскоре вновь идут убивать друг друга.

Май 1855 года стал для Севастополя роковым. Город разбомблен, пуст. Одна надежда – на мир. Офицер Михаил Козельцов после лечения возвращается на бастион. С ним неопытный воин, прапорщик, 17-летний брат Володя. Юноша преодолевает страх, с азартом участвует в своем первом бою. Но вскоре французы с успехом берут Малахов курган. Русские по приказу отступают. В том бою ранен старший Козельцов, и убит младший Володя. Защитники города, с одной стороны, уходят из места смерти, с другой – стыдятся отступления, хотят вернуться и отомстить врагу.

Отзыв

Война глазами очевидца, участника боев. Автор поднимает множество проблем: почему человечество не прекратит войн, почему воюют между собой христианские народы. Проблема заключения мира: пока дипломаты не могут договориться, гибнут люди. Толстой пишет о силе духа русского человека, с симпатией описывает солдат, этих незаметных героев, патриотов, но неоднозначно относится к офицерам. Среди них хватает тех, кто приехал за наградами, карьерой. Рассказы учат любви к Родине, самопожертвованию, мужеству, стойкости, жизни по совести, исполнению своего долга, милосердию, дружбе. Учат оставаться человеком при любых обстоятельствах.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Лев Толстой ПСС. Том 05. Произведения, 1856-1859 гг.

ПСС. Том 05. Произведения, 1856-1859 гг.: краткое содержание, описание и аннотация

Лев Толстой: другие книги автора

Кто написал ПСС. Том 05. Произведения, 1856-1859 гг.? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Лев Толстой: Война и мир. Книга 1

Война и мир. Книга 1

Лев Толстой: Крейцерова соната

Крейцерова соната

Лев Толстой: Рассказы о детях

Рассказы о детях

Лев Толстой: Детство

Детство

Лев Толстой: Котёнок

Котёнок

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Лев Толстой: Полное собрание сочинений. Том 5. Произведения 1856–1859 гг. Отрывок без заглавия

Полное собрание сочинений. Том 5. Произведения 1856–1859 гг. Отрывок без заглавия

Лев Толстой: Полное собрание сочинений. Том 5. Произведения 1856–1859 гг. Сказка о том, как другая девочка Варинька скоро выросла большая

Полное собрание сочинений. Том 5. Произведения 1856–1859 гг. Сказка о том, как другая девочка Варинька скоро выросла большая

Лев Толстой: Полное собрание сочинений. Том 5. Произведения 1856–1859 гг. Речь в Обществе любителей российской словесности

Полное собрание сочинений. Том 5. Произведения 1856–1859 гг. Речь в Обществе любителей российской словесности

Лев Толстой: Полное собрание сочинений. Том 5. Произведения 1856–1859 гг. Проект по лесному хозяйству

Полное собрание сочинений. Том 5. Произведения 1856–1859 гг. Проект по лесному хозяйству

Лев Толстой: Полное собрание сочинений. Том 5. Произведения 1856–1859 гг. Писания, относящиеся к проекту освобождения яснополянских крестьян

Полное собрание сочинений. Том 5. Произведения 1856–1859 гг. Писания, относящиеся к проекту освобождения яснополянских крестьян

Лев Толстой: Полное собрание сочинений. Том 5. Произведения 1856–1859 гг. Отрывок дневника 1857 года

Полное собрание сочинений. Том 5. Произведения 1856–1859 гг. Отрывок дневника 1857 года

ПСС. Том 05. Произведения, 1856-1859 гг. — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1856–1859 гг.

ИЗ ЗАПИСОК КНЯЗЯ Д. НЕХЛЮДОВА.

Вчера вечером я приехал в Люцерн и остановился в лучшей здешней гостиннице, Швейцергофе.

Справедливо или нет, другие гиды говорят то же, и потому путешественников всех наций, и в особенности англичан, в Люцерне — бездна.

Великолепный, пятиэтажный дом Швейцергофа построен недавно на набережной, над самым озером, на том самом месте, где в старину был деревянный, крытый, извилистый мост, с часовнями на углах и образами на стропилах. Теперь, благодаря огромному наезду англичан, их потребностям, их вкусу и их деньгам, старый мост сломали и на его месте сделали цокольную, прямую, как палка, набережную; на набережной построили прямые четвероугольные пятиэтажные дома; а перед домами в два ряда посадили липки, поставили подпорки, а между липками, как водится, зеленые лавочки. Это — гулянье; и тут взад и вперед ходят англичанки в швейцарских соломенных шляпах и англичане в прочных и удобных одеждах и радуются своему произведению. Может быть, что эти набережные и дома, и липки, и англичане — очень хороши где-нибудь, но только не здесь, среди этой странно величавой и вместе с тем невыразимо гармонической и мягкой природы.

Когда я вошел наверх в свою комнату и отворил окно на озеро, красота этой воды, этих гор и этого неба в первое мгновение буквально ослепила и потрясла меня. Я почувствовал внутреннее беспокойство и потребность выразить как-нибудь избыток чего-то, вдруг переполнившего мою душу. Мне захотелось в эту минуту обнять кого-нибудь, крепко обнять, защекотать, ущипнуть его, вообще сделать с ним и с собой что-нибудь необыкновенное.

Был седьмой час вечера. Целый день шел дождь, и теперь разгуливалось. Голубое, как горящая сера, озеро, с точками лодок и их пропадающими следами, неподвижно, гладко, как будто выпукло расстилалось перед окнами между разнообразными зелеными берегами, уходило вперед, сжимаясь между двумя громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезало в нагроможденных друг на друге долинах, горах, облаках и льдинах. На первом плане мокрые светло-зеленые разбегающиеся берега с тростником, лугами, садами и дачами; далее темно-зеленые поросшие уступы с развалинами замков; на дне скомканная бело-лиловая горная даль с причудливыми скалистыми и бело-матовыми снеговыми вершинами; и всё залитое нежной, прозрачной лазурью воздуха и освещенное прорвавшимися с разорванного неба жаркими лучами заката. Ни на озере, ни на горах, ни на небе ни одной цельной линии, ни одного цельного цвета, ни одного одинакового момента, везде движение, несимметричность, причудливость, бесконечная смесь и разнообразие теней и линий, и во всем спокойствие, мягкость, единство и необходимость прекрасного. И тут, среди неопределенной, запутанной свободной красоты, перед самым моим окном, глупо, фокусно торчала белая палка набережной, липки с подпорками и зеленые лавочки, — бедные, пошлые людские произведения, не утонувшие так, как дальние дачи и развалины, в общей гармонии красоты, а, напротив, грубо противоречащие ей. Беспрестанно, невольно мой взгляд сталкивался с этой ужасно прямой линией набережной и мысленно хотел оттолкнуть, уничтожить ее, как черное пятно, которое сидит на носу под глазом; но набережная с гуляющими англичанами оставалась на месте, и я невольно старался найти точку зрения, с которой бы мне ее было не видно. Я выучился смотреть так и до обеда один сам с собою наслаждался тем неполным, но тем слаще томительным чувством, которое испытываешь при одиноком созерцании красоты природы.

Краткая история создания

История создания

Историческая основа

Еще в 1852 году Лев Николаевич подает прошение вступить в российскую армию, он участвует в военных действиях на Кавказе. Через два года, в 1854 году, он подает прошение вступить в крымскую армию, чтобы лично защищать Севастополь от англо-французской армии. Это период Крымской войны 1853-1856 годов.

Развязался конфликт из-за того, что Российская империя и коалиция из нескольких европейских стран (в том числе Франция и Англия) имели желание присвоить территорию Османского государства. Некоторое время до этого эти же страны (Российская империя, Франция, Англия, Австрия) поддерживали материально Османское государство, что спасло его от полного разорению мятежным вассалом. Видя беспомощность государства в военной обороне, эти же страны захотели присоединить территорию к себе, после чего и возник конфликт. В итоге, образовался союз Австрии, Франции и Англии против империи Российской.

Участие Л. Толстого в Крымской войне

Однако, если в 1854 году выезды до Севастополя Толстым были единичными, то уже в следующем году, в 1855, часть, к которой он принадлежал стала гораздо чаще принимать участие в помощи обороны, поэтому с апреля дневниковые записи писателя стали все чаще содержать сведения о происходящем в этом городе. Он буквально каждый день оставляет хотя бы маленькую заметку.

Структура цикла

Севастополь в декабре месяце

Севастополь в мае

Наиболее философская часть произведения. Толстой от первого лица начинает рассуждать о бессмысленности человеческих потерь, которые неизбежны в войне.

Севастополь в августе 1855 года

Читайте также: