Значение президентской власти рф кратко

Обновлено: 03.07.2024

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ - форма осуществления государственной власти, обусловленная характером полномочий президента, местом и ролью этого института в механизме российской государственности. П.в. в республиках президентского типа - это всегда сильная власть. Президент занимает своеобразное положение в системе разделения властей. Он не только действует независимо от иных властей, но и отчасти законодательствует, обладает значительными исполнительными полномочиями и может реально влиять на судебную власть. Президент получает свой мандат непосредственно от народа, в силу чего он не подлежит контролю со стороны парламента. Президент (с незначительным участием парламента) самостоятельно формирует правительство, которое подконтрольно исключительно президенту, приобретая вследствие этого стабильный характер (что исключается для республик парламентского типа). Считается, что сильная П.в. не только не подрывает демократический характер правового государства, но и при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.

П.в. имеет свои символы. В соответствии с описанием символа П.в., утвержденного Указом Президента РФ от 27 июля 1999 г. № 906, знак Президента РФ изготовлен из золота и представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. На лицевой стороне креста в центре - накладное изображение Государственного герба РФ. На оборотной стороне креста посредине - крупный медальон, по окружности которого девиз: "Польза, честь и слава". В центре медальона - дата изготовления - 1994. В нижней части медальона - изображение лавровых ветвей. Цепь знака выполнена из золота, серебра и эмали, состоит из 17 звеньев, 9 из которых - в виде изображения Государственного герба РФ, 8 - в виде крупных розеток с девизом "Польза, честь и слава". На оборотной стороне звеньев в цепи знака помещаются накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотыми буквами выгравированы фамилия, имя, отчество каждого Президента РФ и год его вступления в должность.

Полезное

Смотреть что такое "ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ" в других словарях:

власть — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? власти, чем? власти, (вижу) что? власть, чем? властью, о чём? о власти; мн. что? власти, (нет) чего? властей, чему? властям, (вижу) что? власти, чем? властями, о чём? о властях управление 1.… … Толковый словарь Дмитриева

власть — и; ж. см. тж. властный 1) только ед. Право и возможность распоряжаться, повелевать, подчинять своей воле. Родительская власть. Упиваться властью. Превышение власти (превышение своих полномочий) Это не в моей власти (от меня не зависит) … Словарь многих выражений

власть — ВЛАСТЬ1, и, только ед, ж. Право и возможность управлять, распоряжаться кем , чем л., повелевать, подчинять кого л. своей воле; свобода действий, поступков по отношению к кому , чему л.; Син.: воля, могущество, сила. Органы государственной власти … Толковый словарь русских существительных

власть — и; ж. 1. только ед. Право и возможность распоряжаться, повелевать, подчинять своей воле. Родительская в. Упиваться властью. Превышение власти (превышение своих полномочий). Это не в моей власти (от меня не зависит). Терять в. над собой (терять… … Энциклопедический словарь

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, разновидность республиканской (см. РЕСПУБЛИКА (форма правления)) формы правления, при которой избираемый, как правило, всенародно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти.… … Энциклопедический словарь

Президентская республика — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представит … Википедия

Власть народа — Формы правления Аристократия Геронтократия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представительная демократия Прямая демократия Буржуазная демократия Деспотизм Джамахирия … Википедия

Парламентско-президентская республика — Формы правления Аристократия Геронтократия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представительная демократия Прямая демократия Буржуазная демократия Деспотизм Джамахирия Ди … Википедия

Законодательная власть (законодательный орган) — (legislature), нац. собрание, гл. или единств, задача к рого принятие или изменение закона. Органы З.в., как правило (но не всегда), являются выборными и носят разные назв.: палата депутатов, конгресс, парламент, законодат. собрание, законодат.… … Народы и культуры

Форма правления в РФ – полупрезидентская республика, то есть власть президента ограничена конституционно и часть полномочий перераспределена в пользу исполнительной и законодательной власти.

Впервые о введении поста президента в Советской России говорили еще в 1936г. Предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР всем населением. Следующая попытка ввести институт президента возникла в 1964г., когда Хрущев внес предложение учредить пост президента.

Перед новым 2000 годом Ельцин ушел в отставку. В соответствии с действующим законодательством до выборов в марте 2000г. обязанности Президента исполнял Председатель Правительства РФ Владимир Путин, который и победил впоследствии на выборах. В 2000-2004гг. большое внимание в политике уделялось укреплению института президентства. В.В. Путин – государственник, поэтому он всегда выступал за усиление федерального центра, что выражалось в укрупнении субъектов РФ, создании федеральных округов, административной реформе и т.п.

В марте 2004г. В.В. Путин был избран на второй срок. В 2004-2008гг. Путин принял ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса; было сокращено налоговое бремя, проведены различные социальные реформы (пенсионная реформа, реформа здравоохранения, монетизация льгот). Кроме того, Путин определил основные приоритеты социальной политики (нацпроекты), развивал партнерские международные отношения, озвучил концепцию развития России до 2020 года.

В марте 2008г. на очередных выборах Президента РФ победил Дмитрий Медведев. В настоящее время Д.А. Медведев продолжает вести линию В.В. Путина. Он является сторонником укрепления института власти (института Президента, в частности), поэтому он выступил с инициативой внесения изменений в Конституцию РФ о продлении срока полномочий Президента до 6 лет, а Государственной Думы – до 5 лет.

Первоначально президент в РФ избирался на 5 лет, затем срок полномочий был сокращен до 4-х лет. В настоящее время внесены изменения в Конституцию РФ, согласно которым срок полномочий Президента РФ увеличен до 6 лет. Деятельность президента как главы государства закреплена в Конституции РФ. Президент входит в систему исполнительной власти, но взаимодействует и с другими ветвями власти. Конституционно-правовой статус Президента позволяет ему одновременно быть как бы вне системы разделения властей и в то же время фактически нести публично-правовую ответственность за состояние дел во всех сферах государственного управления.

Роль Президента РФ в системе государственной власти

  1. Является гарантом Конституции РФ
  2. Определяет основные направления внешней и внутренней политики
  3. Представляет РФ за рубежом; подписывает все международные договоры и соглашения; назначает всех послов и принимает всех послов других стран
  4. Является верховным главнокомандующим: утверждает военную доктрину государства; может вводить военное и чрезвычайное положение в стране в целом и на отдельной её территории; может проводить мобилизацию
  5. Решает вопросы гражданства и политического убежища

Порядок избрания Президента РФ




Президент избирается на 4 года путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования (после следующих выборов в марте 2012г. Президент будет избран на 6 лет). Ограничения для кандидата на пост Президента закреплены в Конституции РФ:

  1. гражданство РФ
  2. проживание в РФ не менее 10 лет (ценз осёдлости)
  3. здоровье (ценз дееспособности)
  4. возраст – не менее 35 лет (возрастной ценз; ранее возраст – не менее 60 лет)

Населению должна быть предоставлена информация о Президенте: доходы, имущество, биография, семья.

Принцип партийности отсутствует.

Порядок процедуры избрания

1. Выборы назначает Совет Федерации. День выборов – первое воскресенье после истечения конституционного срока очередного Президента.

2. Выборы проводятся по единому федеральному избирательному округу, то есть все субъекты федерации участвуют в голосовании одновременно.

4. Выборы проводятся по мажоритарной системе. Избранным считается кандидат, набравший 50% + 1 голос от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

5. Если никто не набрал необходимое количество голосов, то через 21 день проводится второй тур голосования, в котором участвуют 2 кандидата, набравшие большее количество голосов.

6. Выборы считаются несостоявшимися, если явка составила менее 50% избирателей или если имело место нарушение законодательства. Совет Федерации назначает повторные выборы через 4 месяца.

Прекращение полномочий Президента РФ

  1. Отставка (добровольный уход)
  2. Стойкая недееспособность (уход по состоянию здоровья)
  3. Отрешение от должности (объявление импичмента)

Порядок процедуры отрешения Президента от должности

1. Инициативная группа возбуждает вопрос (не менее 1/3 депутатов)

2. Инициативная группа представляет материалы, которые докладывает на заседании Государственной Думы. Государственная Дума решает принять их к рассмотрению или нет (не менее 1/2 депутатов)

3. Государственная Дума создает рабочую комиссию, которая собирает документы и делает специальное заключение

4. Специальное заключение должно быть принято квалифицированным большинством (2/3 голосов)

5. Специальное заключение направляется Государственной Думой в Конституционный Суд, который принимает решение

6. Решение Конституционного Суда направляется в Совет Федерации, который поддерживает или нет отрешение Президента от должности (2/3 голосов)

Права и обязанности Президента РФ по сферам деятельности

I. Взаимодействие Президента с законодательной властью

  1. Назначает выборы в Государственную Думу и по законодательству может её распустить
  2. Подписывает и обнародует Федеральные законы
  3. Выступает с ежегодным Посланием, в котором определяет основные направления внешней и внутренней политики
  4. Представляет в органы законодательной власти кандидатуру председателя Центрального Банка и кандидатуры для утверждения на должностях судебных органов (генеральный прокурор, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов), а также для освобождения от занимаемых должностей

II. Взаимодействие Президента с Правительством РФ

  1. Представляет кандидатуры для утверждения на должность Председателя Правительства РФ и его заместителей
  2. Может быть Председателем на заседаниях Правительства РФ
  3. Принимает решения об отставке Правительства
  4. Принимает решения о структуре Правительства
  5. Своим Указом может отменить решение Правительства, если оно противоречит установленному законодательству
  6. В его прямом подчинении находятся силовые министерства (Министерства обороны, юстиции, по чрезвычайным ситуациям, внутренних дел, иностранных дел)

III. Права и обязанности Президента в области обороны и внешней политики

  1. Является Верховным главнокомандующим
  2. Утверждает военную доктрину, разработанную Генштабом
  3. Возглавляет Совет Безопасности РФ и руководит его работой
  4. В случае агрессии против РФ принимает решение о введении военного положения на территории страны в целом или в отдельных её регионах; уведомляет об этом законодательные органы и население
  5. Принимает послов других государств и назначает послов РФ в другие страны
  6. Как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях

IV. Права и обязанности Президента в области координирования властных структур

  1. Устраняет разногласия между исполнительной и законодательной властью
  2. Устраняет разногласия между федеральным центром и субъектами Федерации
  3. Координирует совместную деятельность всех видов власти в случае необходимости (ветвей власти; федеральных и региональных органов власти; субъектов Федерации между собой)

V. Деятельность резидента в области кадровой политики

  1. Назначает Председателя Правительства по соглашению с Государственной Думой
  2. Принимает решение об отставке Правительства
  3. Назначает кандидатуру на пост председателя Центрального Банка и освобождает его от должности по соглашению с Государственной Думой
  4. Назначает на должности заместителей Председателя Правительства и ряд федеральных министров
  5. Формирует и возглавляет Совет Безопасности
  6. Формирует Администрацию Президента
  7. Назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента по федеральным округам
  8. Представляет кандидатуры на должности Председателя Счетной Палаты и 50% её аудиторов
  9. Представляет кандидатуры на должности судей и генерального прокурора
  10. Формирует 1/3 Общественной Палаты
  11. Назначает и освобождает от должностей высшее командование вооруженными силами
  12. Награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания (например, лучший экономист России; звание может присвоить по телефону)

Форма правления в РФ – полупрезидентская республика, то есть власть президента ограничена конституционно и часть полномочий перераспределена в пользу исполнительной и законодательной власти.

Впервые о введении поста президента в Советской России говорили еще в 1936г. Предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР всем населением. Следующая попытка ввести институт президента возникла в 1964г., когда Хрущев внес предложение учредить пост президента.

Перед новым 2000 годом Ельцин ушел в отставку. В соответствии с действующим законодательством до выборов в марте 2000г. обязанности Президента исполнял Председатель Правительства РФ Владимир Путин, который и победил впоследствии на выборах. В 2000-2004гг. большое внимание в политике уделялось укреплению института президентства. В.В. Путин – государственник, поэтому он всегда выступал за усиление федерального центра, что выражалось в укрупнении субъектов РФ, создании федеральных округов, административной реформе и т.п.

В марте 2004г. В.В. Путин был избран на второй срок. В 2004-2008гг. Путин принял ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса; было сокращено налоговое бремя, проведены различные социальные реформы (пенсионная реформа, реформа здравоохранения, монетизация льгот). Кроме того, Путин определил основные приоритеты социальной политики (нацпроекты), развивал партнерские международные отношения, озвучил концепцию развития России до 2020 года.

В марте 2008г. на очередных выборах Президента РФ победил Дмитрий Медведев. В настоящее время Д.А. Медведев продолжает вести линию В.В. Путина. Он является сторонником укрепления института власти (института Президента, в частности), поэтому он выступил с инициативой внесения изменений в Конституцию РФ о продлении срока полномочий Президента до 6 лет, а Государственной Думы – до 5 лет.

Первоначально президент в РФ избирался на 5 лет, затем срок полномочий был сокращен до 4-х лет. В настоящее время внесены изменения в Конституцию РФ, согласно которым срок полномочий Президента РФ увеличен до 6 лет. Деятельность президента как главы государства закреплена в Конституции РФ. Президент входит в систему исполнительной власти, но взаимодействует и с другими ветвями власти. Конституционно-правовой статус Президента позволяет ему одновременно быть как бы вне системы разделения властей и в то же время фактически нести публично-правовую ответственность за состояние дел во всех сферах государственного управления.

Роль Президента РФ в системе государственной власти

  1. Является гарантом Конституции РФ
  2. Определяет основные направления внешней и внутренней политики
  3. Представляет РФ за рубежом; подписывает все международные договоры и соглашения; назначает всех послов и принимает всех послов других стран
  4. Является верховным главнокомандующим: утверждает военную доктрину государства; может вводить военное и чрезвычайное положение в стране в целом и на отдельной её территории; может проводить мобилизацию
  5. Решает вопросы гражданства и политического убежища

Порядок избрания Президента РФ

Президент избирается на 4 года путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования (после следующих выборов в марте 2012г. Президент будет избран на 6 лет). Ограничения для кандидата на пост Президента закреплены в Конституции РФ:

  1. гражданство РФ
  2. проживание в РФ не менее 10 лет (ценз осёдлости)
  3. здоровье (ценз дееспособности)
  4. возраст – не менее 35 лет (возрастной ценз; ранее возраст – не менее 60 лет)

Населению должна быть предоставлена информация о Президенте: доходы, имущество, биография, семья.

Принцип партийности отсутствует.

Порядок процедуры избрания

1. Выборы назначает Совет Федерации. День выборов – первое воскресенье после истечения конституционного срока очередного Президента.

2. Выборы проводятся по единому федеральному избирательному округу, то есть все субъекты федерации участвуют в голосовании одновременно.

4. Выборы проводятся по мажоритарной системе. Избранным считается кандидат, набравший 50% + 1 голос от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

5. Если никто не набрал необходимое количество голосов, то через 21 день проводится второй тур голосования, в котором участвуют 2 кандидата, набравшие большее количество голосов.

6. Выборы считаются несостоявшимися, если явка составила менее 50% избирателей или если имело место нарушение законодательства. Совет Федерации назначает повторные выборы через 4 месяца.

Прекращение полномочий Президента РФ

  1. Отставка (добровольный уход)
  2. Стойкая недееспособность (уход по состоянию здоровья)
  3. Отрешение от должности (объявление импичмента)

Порядок процедуры отрешения Президента от должности

1. Инициативная группа возбуждает вопрос (не менее 1/3 депутатов)

2. Инициативная группа представляет материалы, которые докладывает на заседании Государственной Думы. Государственная Дума решает принять их к рассмотрению или нет (не менее 1/2 депутатов)

3. Государственная Дума создает рабочую комиссию, которая собирает документы и делает специальное заключение

4. Специальное заключение должно быть принято квалифицированным большинством (2/3 голосов)

5. Специальное заключение направляется Государственной Думой в Конституционный Суд, который принимает решение

6. Решение Конституционного Суда направляется в Совет Федерации, который поддерживает или нет отрешение Президента от должности (2/3 голосов)

Права и обязанности Президента РФ по сферам деятельности

I. Взаимодействие Президента с законодательной властью

  1. Назначает выборы в Государственную Думу и по законодательству может её распустить
  2. Подписывает и обнародует Федеральные законы
  3. Выступает с ежегодным Посланием, в котором определяет основные направления внешней и внутренней политики
  4. Представляет в органы законодательной власти кандидатуру председателя Центрального Банка и кандидатуры для утверждения на должностях судебных органов (генеральный прокурор, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов), а также для освобождения от занимаемых должностей

II. Взаимодействие Президента с Правительством РФ

  1. Представляет кандидатуры для утверждения на должность Председателя Правительства РФ и его заместителей
  2. Может быть Председателем на заседаниях Правительства РФ
  3. Принимает решения об отставке Правительства
  4. Принимает решения о структуре Правительства
  5. Своим Указом может отменить решение Правительства, если оно противоречит установленному законодательству
  6. В его прямом подчинении находятся силовые министерства (Министерства обороны, юстиции, по чрезвычайным ситуациям, внутренних дел, иностранных дел)

III. Права и обязанности Президента в области обороны и внешней политики

  1. Является Верховным главнокомандующим
  2. Утверждает военную доктрину, разработанную Генштабом
  3. Возглавляет Совет Безопасности РФ и руководит его работой
  4. В случае агрессии против РФ принимает решение о введении военного положения на территории страны в целом или в отдельных её регионах; уведомляет об этом законодательные органы и население
  5. Принимает послов других государств и назначает послов РФ в другие страны
  6. Как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях

IV. Права и обязанности Президента в области координирования властных структур


Государственную власть в России осуществляют президент, Федеральное собрание, Правительство и суды. Их еще называют высшими органами государственной власти. Давайте рассмотрим их полномочия и характеристики.

О чем эта статья:

Характеристики органов государственной власти

В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

Разновидности органов государственной власти РФ:

  • единоличные — такие, как президент;
  • коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
  • единоначальные — министерства;
  • высшие — президент, Государственная Дума;
  • центральные — различные ведомства;
  • территориальные — органы местной или региональной власти.

К федеральным органам власти относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
  • Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент

Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Основные функции Президента РФ:

Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
  • возраст не младше 35 лет;
  • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Федеральное собрание РФ

Исполнительная власть

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

Полномочия Правительства РФ:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

Осуществляет управление федеральной собственностью.

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Структура органов исполнительной власти

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Дает толкование Конституции РФ.

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Каждое государство имеет своего руководителя, который в зависимости от формы правления и политического режима может именоваться по-разному.

В современных республиканских странах он называется президент.

Президент

Давайте вместе узнаем, что это за должность и есть ли отличия в правлении президентов отдельных стран.

Кто такой президент?

Президент — это глава государства с республиканской формой правления. Его политическая власть формируется в результате всенародных выборов, чья степень демократичности может существенно отличаться.

В парламентских республиках избирается, как правило, представительным органом, что объясняется его ограниченными полномочиями. Термин в качестве обозначения выборного должности государства используется с момента принятия американской конституции в 1787 году.

Полномочия и функции президента

В Конституциях стран четко закреплены полномочия и сроки нахождения у власти президента.

В России глава государства имеет большой круг компетенций в различных сферах. Вот некоторые функции президента:

  1. представительство интересов страны в международных отношениях;
  2. гарант Конституции;
  3. определяет ключевые направления внутренней и внешней политики;
  4. осуществляет помилование;
  5. имеет статус Верховного Главнокомандующего;
  6. гарантирует права и свободы граждан;
  7. обеспечивает согласованное взаимодействие органов госвласти;
  8. решает вопрос предоставления гражданства и политического убежища.

Президент участвует в кадровых назначениях высших должностных лиц в рамках существующего механизма сдержек и противовесов. В частности, он назначает утвержденного Госдумой главу Правительства, предлагает Нижней палате кандидатуру руководителя Центробанка, принимает отставку главы Кабмина РФ.

Конституционно-правовой статус президента

Кто такой президент и какова его роль в государстве помогает понять его конституционно-правовой статус.

В таких странах как РФ, Казахстан, Венгрия он стоит над всеми ветвями власти и не возглавляет ни одну из них.

Президент России Владимир Владимирович Путин

В США и Мексике по Конституции президент возглавляет исполнительную власть.

В Финляндии ситуация выглядит еще более запутанной — Основной закон наделает его правами руководителя высшей исполнительной власти, но по факту руководит правительством здесь премьер-министр.

Интересный вариант президентства сформировался в Иране. Здесь он, как и другие органы власти подчиняется духовному лидеру страны.

Современные конституции помимо делегирования широких прав наделяют президента обязанностями. Большинство из них связаны с:

  1. гарантиями прав и свобод граждан;
  2. обеспечением безопасности;
  3. гарантиями суверенитета, внутренней стабильности, гражданского мира;
  4. соблюдением законов.

Конституции многих стран закрепляют за президентом обязанность поддерживать независимость, территориальное единство. Во Франции президент имеет функции арбитра между различными видами публичной власти, в Румынии он наделен функциями посредника между государством и обществом.

Часть обязанностей прописывается в тексте присяги и нередко имеет декларативный характер. Несмотря на это они имеют важнейшее значение для общества и дают понимание того, что президент работает на интересы всего социума.

В Конституции Греции даже существует ограничение, препятствующее тому, чтобы президент представлял интересы отдельных социальных групп.

Модели президентства

Американская

Одна из наиболее интересных моделей. Сильный президент не зависит от Конгресса, но не вправе его распустить. В свою очередь последний не может лишить полномочий правительство. Президент утверждает высших должностных лиц, но Сенат имеет право не поддержать кандидата.

Президент США вправе наложить вето на законы Конгресса (может быть преодолено 2/3 голосов конгрессменов). Президент фактически единолично руководит исполнительной властью, но Конгресс имеет право контролировать соблюдение законом последней, особенно в части эффективности госрасходов.

Президент Трамп

За президентом США закреплено право предлагать Конгрессу проект госбюджета, а подписанные им международные соглашения должен обязательно утверждать Сенат. Глава государства управляет армией и внутренними силами для поддержания общественного порядка, но объявить чрезвычайное положение в стране может лишь с согласия Конгресса.

Последний также имеет право инициировать процедуру импичмента с целью лишения его должности.

Президенты США и России

В результате подобных сдержек и противовесов действительно сильная президентская власть в США не превращается в гипертрофированную.

Президентство в парламентских республиках

В парламентских республиках (Италия, Германия, Индия, Австрия и других) полномочия президента ничтожно малы.

Он не может влиять на работу исполнительной власти, а в случае наличия отдельных компетенций (назначение главы Кабмина или представления интересов государства в международных делах) может их осуществлять только после согласования с премьер-министром. В большинстве случаев президент лишен реальных властных полномочий и играет представительские функции.

Латиноамериканская модель президентства

Создана на базе американской модели, но из-за отсутствия выраженной системы сдержек и противовесов президент получает гипертрофированные полномочия и может вмешиваться в деятельность любых органов власти.

В ряде стран существуют однопартийные системы, что позволяет президенту многократно переизбираться на пост, не боясь поражения. Не удивительно, что многие из них правят как диктаторы, прикрывающиеся выборной легитимностью.

Заключение

Президент — его лидер и главное должностное лицо современного республиканского государства. Однако полномочия, политическая роль и значение в жизни общества во многом отличаются в зависимости от статуса, закрепленного в Конституции.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Президент президенту рознь. Его функции определяются формой правления в государстве. Например, в парламентской республике президент является лишь формальным лидером и ни на что не влияет.

Полномочия президента четко определены в конституции страны, у каждой страны они свои. В нашей стране президент больше, чем менеджер, он символ страны! Он так давно ею руководит, что на его месте сложно кого-либо представить, и даже страшно.

Читайте также: