Железнодорожный транспорт в туризме кратко

Обновлено: 02.07.2024

В январе прошлого года Организация Объединенных Наций (ООН) объявила 2017 год Международным годом устойчивого развития туризма, признавая огромный потенциал индустрии туризма, на долю которой приходится примерно 10% экономической активности в мире.

Мировая железнодорожная отрасль, безусловно, является одним из гарантов развития туристического рынка. Ещё год назад – 12–14 октября 2016 года – на проходившей в Вене 13-й конференции Международного союза железных дорог по вопросам устойчивого развития члены МСЖД инициировали проект TopRail, направленный на институционализацию регуляторной среды в этой области и формирование единой логики управления туристическим сегментом пассажирского транспорта.

По итогам венской встречи руководству МСЖД было поручено создать проект методических рекомендаций для обеспечения планомерного развития туризма на объектах железной дороги. Рабочую группу возглавил Карлос Эспульгас, начальник Каталонской железной дороги (Испания).

На сегодняшний день в TopRail сложилось чёткое понимание роли туристической составляющей железнодорожного транспорта в трёх измерениях – устойчивый туризм (качественно разработанные и оказанные туристические услуги на железной дороге, опирающиеся на социальные, экономические и экологические аспекты устойчивого развития); региональное развитие (такой подход обеспечивает доступность объектов истории, культуры и отдыха и обеспечивает пассажиропоток перевозчикам); защита культурного наследия (инфраструктура и подвижной состав исторических железных дорог должны поддерживаться в достойных условиях, поскольку от этого зависит идентичность самих железнодорожных компаний).

Наиболее массовыми стали путешествия в пассажирских и скорых поездах, следующих по регулярному расписанию. В 1980-х годах ежегодно внутри СССР по железной дороге путешествовали более 4 млн туристов.

К 1983 году существовало уже более 1600 туристических рейсов, услугами которых пользовались около 650 тыс. человек. Продолжительность путешествий могла составлять от одного дня до четырёх недель в зависимости от программы и стоимости поездки. Такой вид отдыха постепенно становился все более популярным, завоёвывая симпатии любителей туризма и экскурсий.

Самый популярный и самый длительный маршрут (32 дня) пролегал от Владивостока через Сибирь, Москву, Ленинград, по столицам прибалтийских республик к Киеву и оканчивался в Евпатории. Пользовались спросом и маршруты по древним русским, крупнейшим украинским городам, Кавказу, Прибалтике, а также маршрут по Кругобайкальской железной дороге.

После распада Советского Союза железнодорожный туризм утратил свой массовый характер.

Проект экскурсионных поездов выходного дня существует до сих пор, хотя и в несколько изменённом виде. Туристические маршруты охватывают самые популярные круглогодичные места отдыха в России: Транссибирскую магистраль, Кругобайкальскую железную дорогу, Золотое кольцо, а также предновогодние поездки к Деду Морозу в Великий Устюг из Москвы и Санкт-Петербурга.



Железнодорожный туризм за рубежом

Комплексное развитие железнодорожный туризм получил в государствах – членах TopRail. К числу наиболее известных маршрутов относится возрожденный Восточный экспресс, отправляющийся по маршрутам Лондон – Венеция и Париж – Верона с периодичностью один раз в две недели в весенне-осенний сезон. Самые длинные маршруты (помимо российской Транссибирской магистрали) пролегают по территории Скалистых гор в Канаде, а также по южному побережью Австралии. Среди европейских туров особую популярность имеет Дунайский экспресс, запущенный в 2008 году по маршруту Будапешт – Венеция.

Регуляторная политика железнодорожного туризма в большинстве государств осуществляется в рамках действующего отраслевого законодательства. Отдельные попытки создания комплексного документа предпринимались представителями туристических ассоциаций в Великобритании в 1992 году (как нормативный акт о транспортном туризме), в Ирландии – в 2006 году, в Замбии – в 2015 году. В 2010 году в австралийском штате Виктория был принят акт о туристических и исторических железных дорогах, вводящий лицензирование перевозчиков на осуществление экскурсионно-транспортных услуг.


Карлос Касос,
председатель TopRail:

– Насколько новыми для отрасли стали проекты по созданию системы защиты интересов железнодорожных перевозчиков на туристическом рынке?
– Туристический рынок традиционно интересовал железнодорожных операторов. Действительно, в контексте падения популярности пассажирских перевозок по железной дороге некоторые компании сейчас больше обращают внимание на грузоперевозки или высокоскоростные магистрали. В некоторых случаях, когда ресурс оператора небольшой, ему сложно отвечать требованиям туристического сегмента пере­возок, включая создание благоприятной для клиента среды, сохранение материального наследия, формирование особой ценовой политики и многое другое.
Туристический рынок всегда был частью нашей отрасли, но, откровенно говоря, многие, даже крупные компании, открывают его заново. Сегодня мы наблюдаем, как большие операторы адаптируют свои продукты под туризм, а маленькие компании при поддержке некоммерческих организаций пытаются развивать дополнительные услуги, связанные с железнодорожным туризмом и сохранением культурного наследия железной дороги.
Венская конференция 2016 года по вопросам устойчивого развития позволила доказать наличие у железной дороги обширного потенциала в создании альтернативных туристических продуктов не только с транспортной точки зрения, но благодаря тесным контактам с местными сообществами в части развития бизнеса и сохранения культуры.

– Можно ли назвать TopRail органом международного регулирования национальных стратегий железнодорожного туризма?
– TopRail не собирается исполнять роль диктатора. Наша организация была учреждена как инициатива МСЖД и ряда её членов для того, чтобы актуализировать проблему включения как железнодорожных, так и туристических операторов в единую среду делового взаимодействия.
Главная цель TopRail – подталкивать развитие продуктов, связанных с железнодорожным туризмом, посредством создания регуляторной среды как модели управления рынком. Буквально недавно мы разработали Регламент по устойчивому развитию туризма. Также мы стремимся способствовать сотрудничеству и обмену опытом между членами организации, пытаемся популяризировать этот сегмент железнодорожных перевозок.
Мы приветствуем любое сотрудничество с другими организациями, однако по статусу TopRail формально является лишь рабочей группой в рамках МСЖД. Мы ищем пути выстраивания институционального взаимодействия на всех уровнях, чтобы развивать общие инициативы начиная с региональных туристических ведомств до национальных правительств и международных органов, таких как ОЭСР и Всемирная туристическая организация при ООН.

– Сохранение культурного наследия – одна из задач TopRail. Насколько успешно удаётся выстраивать диалог с национальными железнодорожными музеями?
– Мы подписали соглашения с двумя организациями, занимающимися проблемой исторического наследия, – Европейской федерацией железнодорожных музеев и Французской ассоциацией исторического наследия железных дорог. Помимо этого стоит отметить усилия отдельных компаний – операторов сети в деле сохранения и приумножения культурно-исторического наследия – от состояния путей исторических дорог до реставрации архитектурных и инженерных объектов.

– Какие перспективы и трудности вы видите в вопросе регулирования железнодорожного туризма?
– В первую очередь стоит сказать, что развитие железнодорожного туризма во многом зависит от индивидуального вклада каждой компании и зачастую связано с краткосрочными решениями, а не с разработкой долгосрочных стратегий. Однако это представление о рынке меняется буквально на глазах.
Расширение рынка железнодорожного туризма требует формирования свободного пространства для обмена коммерческой и технической информацией в целях создания единых механизмов преодоления отраслевых проблем. TopRail предлагает свои услуги по выработке модельных документов тем государствам, где уделяется большое внимание правовому регулированию пассажирских услуг на железной дороге.
Железная дорога доказала своё преимущество перед другими видами транспорта в оказании оригинальных и качественных туристических услуг, которые не только отвечают запросам рынка в плане требований прибыльности и удовлетворения потребностей пассажиров, но и направлены на устойчивое развитие территорий, сохранение культурного наследия и развитие культурно-исторического просвещения населения.


Яап Ниивег,
председатель Европейской федерации железнодорожных музеев и туризма:

– Каковы цели создания вашей федерации?
– Несмотря на длительную историю сотрудничества железнодорожных музеев, только в 1989 году по инициативе Британской ассоциации обществ любителей железной дороги была созвана первая конференция профильных объединений европейских стран в Утрехте (Нидерланды). В течение 1991–1994 годов активно прорабатывался вопрос создания единого документа, целью которого являлась правовая организация совместной деятельности данных объединений, научных исследований и представительства интересов в Европейском сообществе. С 1994 года Европейская федерация железнодорожных музеев и туризма, находящаяся в бельгийском Лёвене, гарантирует соблюдение Основного договора организации. В 2002 году была подписана знаковая Рижская хартия по культурному наследию, подписанная всеми 24 государствами-членами.
На сегодняшний день в организации состоят 653 организации из 24 стран, включая Российский музей паровозов в Переяславле-Залесском. Доминирующее положение в федерации занимают Великобритания (268 членов), Германия (89) и Франция (85). Основная деятельность организации направлена в большей степени не на регулирование туризма, а на поддержание достойных условий самих туристических объектов на железнодорожном транспорте.

– Что на текущей повестке дня?
– Совсем недавно мы разработали Стратегический план на период 2017–2022 годов, обозначающий проблемы и вызовы, которые необходимо решать в целях устойчивого развития исторических железных дорог и трамвайных систем в условиях постоянно меняющегося мира.
В ближайшей перспективе мы ожидаем ужесточения экологических норм и правил, что позволит обратить общественное внимание на проблему сохранения культурного наследия железной дороги и предоставит возможность членам федерации увеличить посещаемость объектов и вести более активную работу по популяризации нашего вида транспорта.

– Каким образом осуществляется взаимодействие со специализированной рабочей группой TopRail при МСЖД? Чего за это время удалось вам добиться?
– Я могу заверить, что наше представительство в TopRail не случайно: программа рабочей группы имеет большой потенциал при реализации, поскольку она открывает возможности по обеспечению большей доступности и открытости информации об объектах железнодорожного туризма – дорогах и музеях, где с радушием ждут посетителей. На данный момент работа идёт исключительно в информационном ключе, происходит обмен опытом между различными операторами – участниками рабочей группы. Главным достижением на этом уровне можно считать существенное увеличение посещаемости нашего официального интернет-портала.
Не стоит удивляться слабой интенсивности контактов между железнодорожными музеями и историческими дорогами. Это связано со спецификой их деятельности, ориентацией на выстраивание каналов взаимодействия в большей степени с местными органами власти, нежели с аналогичными организациями на международном уровне.
Профильные музеи в России весьма отличаются друг от друга, что говорит о большей значимости и актуальности внутрироссийского диалога железнодорожных музейщиков и туристического бизнеса. Тем не менее я не вижу никаких институциональных проблем и горячо приветствую развитие отношений с российскими железнодорожными музеями и РЖД по конкретным вопросам и проектам.

В нашей стране железнодорожный туризм активно начал развиваться во времена Советского Союза. Первые путешествия на дальних туристско-экскурсионных поездах были организованы еще в 1960-х годах. Тогда было организовано пять туристско-экскурсионных поездов, которые обслуживали чуть более 2000 человек.

Содержание, формы и виды железнодорожных туристических поездок были весьма разнообразны. Но самыми массовыми стали путешествия в обычных графиковых поездах, следующих по регулярному расписанию. В 1980-х годах ежегодно путешествовало более 4 млн. человек. Иные формы железнодорожного туризма представляли собой поездки на специальных туристско-экскурсионных поездах, предназначенных только для туристов. К 1983 г. существовало уже более 1600 туристских рейсов, услугами которых пользовались около 650 тыс. человек. При этом продолжительность путешествий варьировалась от одного до 32 дней. Такой вид отдыха постепенно становился все более популярным, завоевывая симпатии любителей туризма и экскурсий.


Но после распада Советского Союза, к сожалению, этот вид туризма утратил свой массовый характер. В связи с развитием новых технологий, появлением более быстрых и комфортных видов транспорта, регулярной организацией чартерных рейсов, доставляющих туристов из одной точки планеты в другую за считанные часы и сравнительно небольшие деньги, железнодорожный туризм утратил своё былое величие. Тем не менее, богатейший опыт, накопленный в советское время, может стать основой для возрождения этого вида отдыха и его развития на совершенно новом качественном уровне. Некоторые железнодорожные туристические маршруты сохранились и по сей день, однако позволить себе такую поездку может далеко не каждый простой турист. Поэтому поезда используются преимущественно для самостоятельного передвижения туристов.

Первый и самый популярный способ, естественно это передвижение на поезде самостоятельно. Ежегодно в летний сезон добавляются сотни стандартных нефирменных маршрутов, следующих по направлению курортов Краснодарского Края, Крыма, Северного Кавказа, Москвы и Санкт-Петербурга из самых разных уголков России. Каждый сезон количество поездов возрастает в 3 раза благодаря именно таким сезонным маршрутам. Билеты на такие поезда можно приобрести в кассах любого вокзала или на сайте ОАО РЖД. Ничего нового в подобных поездках вы для себя не откроете. Стандартные купейные и плацкартные вагоны, как правило старого образца и без удобств. Существуют также множество круглогодичных маршрутов, включая фирменные (комфортабельные поезда с новыми вагонами и увеличенным набором услуг, преимущественно связывающие Москву и Санкт-Петербург друг с другом и другими крупными городами России), следующие в пределах России стран СНГ и Прибалтики.

Второй способ перемещения на отдых поездом - это воспользоваться туристическими поездами ОАО РЖД, которое сейчас активно занимается развитием железнодорожного туризма. Эти поезда следуют по уже определённым туристическим маршрутам и располагают всеми стандартами качества. Однако опять же эти поезда рассчитаны на более состоятельную целевую аудиторию, поскольку имеют в своём составе преимущественно вагоны класса СВ и VIP. Основными направлениями железнодорожного туризма на поездах РЖД являются:

Москва - Санкт-Петербург - Екатеринбург - Новосибирск - Иркутск - Порт Байкал - Улан-Удэ - Уссурийск - Владивосток;

Москва - Казань - Екатеринбург - Новосибирск - Иркутск - Порт Байкал - Наушки - Улан-Батор - Эрлянь (Китай).

Москва - Переславль-Залесский - Ростов - Ярославль - Вологда - Кострома - Иваново - Владимир - Суздаль.

в направлении станции Великий Устюг из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары, Казани, Ижевска и других городов.

Туристические поезда на Новый год и в Пик сезона по России из крупных городов в: Москву, Санкт-Петербург, Сочи и Казань

Существуют также свадебные путешествия в Париж и Италию. Детские туристические поезда, преимущественно на пляжные курорты и поезда для проведения деловых поездок и мероприятий.

ОАО "РЖД" предлагает следующие виды вагонов, из которых могут быть сформированы составы для туристических поездок.

Вагоны СВ. Представлены в двух вариантах - на 16 и 18 мест. Вагоны СВ состоят из комфортабельных 2-местных купе с горизонтальным расположением полок. В 16-местном вагоне оборудована душевая кабина.

Вагон-салон совмещает в себе все свойства пятизвездочного отеля и рабочего офиса и позволяет проводить деловые конференции в пути. Предназначен для путешествия 5-7 человек. Вагон-салон состоит из:

· кабинета-спальни, в котором находится стационарная двуспальная кровать, отдельный современный душ и санузел, оборудованный полами с подогревом;

Вагон VIP предоставляет пассажирам уровень комфорта, сравнимый с апартаментами отелей высшей категории. В таком вагоне расположено от 4 до 6 купе, каждое состоит из спального помещения и санузла. В некоторых вагонах VIP со стороны нерабочего тамбура расположен салон-бар.

Вагон-ресторан. ОАО "РЖД" располагает несколькими уникальными вагонами-ресторанами, стилизованными под различные эпохи. Каждый из них оформлен натуральными материалами. В меню включены блюда европейской и русской кухни.

Вагон-бар. Уникальный вагон с музыкальным салоном, разделенный на две функциональные зоны: зону отдыха с комфортными мягкими креслами и ресторанную зону с танцполом, где установлено пианино. Вагон-бар идеально подходит для проведения фуршетов, тематических вечеров, праздничных мероприятий.

Вагон-зал представляет собой единое пространство, которое можно оборудовать в соответствии с целями поездки. Его можно использовать для проведения банкетов, деловых встреч, конференций. Вагон-зал вмещает одновременно до 64 человек.

Вагон-душ. Cпециальный вагон, купе которого представляют собой индивидуальные душевые. Вагоны выполнены в двух вариантах: по 4 и по 7 душевых кабин с индивидуальными раздевалками в каждой.

Подразделения предприятий железнодорожного транспорта, занимающиеся туристическим и сервисным обслуживанием, на основе маркетинговых исследований должны участвовать в формировании политики технического развития железнодорожных станций, вокзалов и их инфраструктуры, давать предложения по изменению технологии их работы, схем формирования расписания движения пассажирских поездов, а также постоянно изучать структуру обслуживаемых пассажиропотоков и их потребности, гибко реагировать на изменяющиеся потребности населения в перевозках, разрабатывать новые современные комплексные туристские продукты и услуги, совершенствуя стиль и формы обслуживания пассажиров.

Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в обеспечении связи между отдельными регионами страны и между различными странами. Он обеспечивает нормальное, бесперебойное развитие экономики любого государства, а также является одним из основных видов туристического транспорта. В сфере туристического обслуживания железнодорожный транспорт имеет ряд привлекательных особенностей перед другими видами транспорта:

– Большая провозная способность;

– Способность преодолевать большие расстояния;

– Достаточно высокая скорость перевозок;

– Регулярность перевозок вне зависимости от сезона, метеоусловий и времени суток;

– Возможность широкого обзора местности, что повышает познавательный характер перевозок;

– Возможность создания комфортных условий, которые предоставляются пассажирам при длительных перевозках. Особенно велика роль железнодорожного транспорта при реализации внутреннего туризма по территории РФ и в страны, непосредственно граничащие с Россией. В настоящее время на долю данного вида транспорта приходится 46 % пассажирских перевозок.

1. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом.

Основными документами, регулирующими железнодорожные перевозки по территории России, являются:

– Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

– Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Классификация подвижного состава.

В зависимости от скорости движения поезда делятся на: пассажирские, скорые, скоростные. Пассажирские поезда имеют маршрутную скорость до 50 км/ч. Они делают много остановок в пути, при этом стоянки достаточно длительные. Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей комфортности – в них отсутствуют вагоны мягкие и больше плацкартных вагонов. Скорые поезда характеризуются более высокой скоростью на маршруте (не менее 50 км/ч). Делают остановки только в крупных городах, проходя без остановок до 200 – 300 км, стоянки не превышают 15 минут. Скорые поезда имеют больше вагонов повышенной комфортности (спальных и купейных) и, как правило, имеют более удобное расписание. Скоростные поезда способны развивать скорость от 140 до 200 км/ч, при этом маршрутная скорость не должна быть менее 85 км/ч.

Перевозочные документы.

Во всех нормативных актах данный вид перевозок относится к услугам, а значит, к ним должны применяться правила об оказании услуг, установленные ГК РФ с некоторыми особенностями, которые существуют для железнодорожных перевозок. Кроме этого, ГК РФ содержит в главе 40 основные положения договора перевозки, которые распространяются и на перевозку пассажиров. По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи им багажа так же доставить багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за его провоз. ГК в качестве отдельного вида договора упоминает и перевозку багажа. Согласно ст. 786 ГК по договору перевозки багажа перевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется за провоз багажа уплатить установленную перевозчиком плату. Заключение договора на перевозку удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Эти документы являются провозочными документами, к которым может относиться и грузобагажная квитанция. Договор считается заключенным с момента выдачи ему провозочного документа (билета).

По виду и способу оформления проездные документы бывают:

– бланковые билеты ручной выписки,

– бланковые билеты системы «Экспресс ,

– разовые билеты для пригородных поездок,

Тарифы. Льготы. Сборы.

– лица, занимающие определенные должности в государственных органах (депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, судьи),

– заслуженные граждане страны (Герои Советского Союза и РФ, Герои Социалистического Труда и награжденные военными и трудовыми орденами, ветераны),

– инвалиды и участники войны,

– лица, сопровождающие определенные категории инвалидов, § школьники, § студенты дневных и ВУЗов и ССУЗов и др.

Запрещается перевозить в составе багажа: деньги, облигации, документы и другие ценности, бьющиеся и хрупкие предметы (стекло, фарфор, телевизоры, приемники и т. п.), упакованные пассажиром или отправителем среди других предметов багажа, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, предметы и вещи, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа, багажу других пассажиров или железной дороге. Перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения в определенный договором срок. Это связано с причинением пассажиру неудобств, невозможностью воспользоваться им своевременно, поэтому срок доставки багажа является обязательным условием договора перевозки. В том случае, если багаж не прибыл в установленное время на станцию назначения, ответственное лицо на последней должен сделать отметку на багажной квитанции о его неприбытии. При этом пассажир пишет заявление, в котором он указывает свой адрес и способ уведомления о прибытии багажа, а сама станция начинает розыск багажа в установленном порядке. За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пени в размере 3% стоимости за каждые полные и неполные сутки просрочки, но не более размера платы за доставку багажа. Просрочка исчисляется с 24 часов суток, в которые должен прибыть багаж. Уплата штрафа производится начальником станции на основании акта, составленного по требованию пассажира работниками железнодорожного транспорта. При некоторых обстоятельствах пени не выплачиваются. К ним относятся: непреодолимая сила (стихийные бедствия, землетрясения, обвалы и т.д.), военные действия, блокады, эпидемии и др. Железная дорога несет имущественную ответственность за утрату и несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его получателю багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить, и устранение которых от нее не зависело. Багаж считается утраченным, если он не прибудет на станцию назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки. При этом не имеет значения, действительно он утрачен или только задержался в пути. Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается железной дорогой в случаях: утраты или недостачи багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего багажа; повреждения (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного багажа – в размере его стоимости утраты багажа, сданного для перевозки с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости багажа; если на багаж не объявлена ценность и стоимость багажа документально не подтверждена, то возмещение производится за каждый недостающий килограмм в размере, установленном МПС РФ. Если все же багаж прибыл после истечения 30 суток, то получатель может его получить, но при этом обязан вернуть перевозчику выплаченную сумму. Железная дорога наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, возвращает получателю багажа плату за перевозку багажа, а также иные причитающиеся получателю багажа платежи, взысканные за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) багажа.

Перевозка животных

Пассажиры могут перевозить мелких домашних животных, собак и птиц в пассажирских вагонах. Они должны быть помещены в корзины, коробки и свободно размещаться на местах для ручной клади. Кроме того, пассажир должен иметь ветеринарное свидетельство. Собаки должны быть в намордниках и на поводке. Плата производится из расчета 20 кг багажа, а массой более 20 кг по фактической массе. Собаки-поводыри перевозятся слепыми пассажирами бесплатно в вагонах всех категорий.

Данная статья предлагает к рассмотрению вопросы развития железнодорожного туризма в России. Среди всех видов транспорта железнодорожный отличается своей всепогодностью, относительной безопасностью и предоставляет путешественникам разнообразные варианты размещения от эконом до люксового класса. В современной России железнодорожный туризм переживает свое возрождение. Обладая богатейшими природными и историко-культурными ресурсами, протяженной сетью железных дорог, Россия по праву может считаться одной из дестинаций железнодорожного туризма. Современный рынок железнодорожных туров предлагает разнообразные маршруты, ориентированные как на внутренний, так и на въездной туризм. Особым направлением развития железнодорожного туризма стало развитие ретро-путешествий на паровозах. География российского железнодорожного туризма охватывает как европейский север и северо-запад, центральную часть страны, а также ее азиатские и дальневосточные территории.


4. Туризм и транспорт: сотрудничество, проблемы, перспективы: сборник трудов международной научно-практической конференции, 27 октября 2011 г., Москва. М.: МИИТ, 2011. С. 91-93.

7. Косарева Н.В. К вопросу анализа проблем и перспектив развития событийного туризма на уровне региональных экономик // Цифровая трансформация: образование, наука, общество. М.: Автономная некоммерческая организация Центральный научно-исследовательский институт русского жестового языка, 2019. С. 414-426.

8. Адашова Т.А., Духовная Л.Л., Косарева Н.В., Лапочкина В.В., Холодцова И.И. Инновации в туризме и гостиничном бизнесе: коллективная монография: М.: Перо, 2019. 149 с.

12. Александрова Е.Н., Стадник Т.А. Современные тенденции международного туризма: вопросы конкурентоспособности // Экономика и предпринимательство. 2013. №1.

13. Kreydenko T., Adashova T., Rogoten N. Increase in energy efficiency of the economy as a factor of social and economic development of the regions of the far east // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. Т. 139. С. 180-188.

Введение

До начала активного развития воздушного и автомобильного транспорта в середине 20 в. железная дорога оставалась главным способом перемещения путешествующих людей. Постепенно, по мере усиления технического прогресса автомобильный и воздушный виды транспорта приняли значительную долю перевозок на себя. Но создание и введение в эксплуатацию скоростных железнодорожных магистралей как в Европе, так и в Восточной Азии возвратило железной дороге былую значимость и конкурентоспособность. В настоящее время в пределах главных европейских стран – Великобритании, Франции, Испании, Италии, Германии путешествия между столицами и основными туристскими центрами удобнее совершать на поезде, нежели на самолете или автобусе. Поезд передвигается всегда по более короткому расстоянию, в отличие от автомобильного транспорта, и кроме того, а на железной дороге не бывает пробок. Современные конструктивные решения в устройстве колесных подвесок скоростных поездов обеспечивают достаточно мягкое и бесшумное движение. Вагоны обладают повышенной комфортностью, оборудованы кондиционерами, мягкими сидениями, панорамными окнами, душевыми кабинами. Вследствие этого, информативность путешествия гораздо больше, чем на автобусе, поскольку автомагистрали часто отгорожены щитами и заборами, которые служат для защиты местных жителей от шума автотрассы, но перекрывают обзор.

Путешествие по железной дороге имеет для туристов ряд преимуществ. Это и относительно комфортабельное размещение, и всепогодность путешествия, и независимость от трансферов. Кроме того, при пересечении туристами границы, таможенный досмотр происходит в собственном купе.

Особо популярен железнодорожный туризм сегодня во Франции, Германии, Швейцарии, США и Китае.

Железнодорожные туристические маршруты есть и в Азии – Индонезии и Индии и Китае.

Практически все страны мира пронизаны сетью железных дорог, которые обеспечивают доступ к большинству географически и исторически интересных с туристской точки зрения районов. Вместе с этим в мире ощущается недостаток подвижного железнодорожного состава, предназначенного для длительных комфортабельных туристских поездок. Поэтому железнодорожный туризм является экономически малоэффективным, что в свой черед удерживает его развитие и рост. Наиболее остро данная ситуация ощущается в России и странах СНГ.

Материалы и методы исследования

Путешествовать по России с комфортом сегодня становится все проще. На железнодорожном транспорте реализуется реформа, предусматривающая введение дополнительных услуг, связанных с новыми предложениями в обслуживании пассажиров [3, 5].

Результаты исследования и их обсуждение

Несмотря на положительный прогресс, произошедший за последние годы на пассажирском железнодорожном транспорте, остаются нерешенными проблемы, которые сдерживают дальнейшее развитие: дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, завышенные цены, сложность покупки железнодорожных билетов. В рамках общеевропейской тенденции роста популярности железнодорожных путешествий и большей экологичностью железнодорожного транспорта, решение перечисленных проблем имеет важное значение для развития туристских поездок внутри страны.

В последние годы проведение реформы на железнодорожном транспорте предусмотрело внедрение новых видов деятельности, направленных на обслуживание пассажиров, среди которых и развитие железнодорожного туризма. При этом, в первую очередь, должны разрабатываться перспективные и доступные туристские продукты [3].

Наряду с этим, имеется ряд объективных причин, вызывающих снижение туристического спроса на железнодорожные путешествия:

• низкое качество сервиса и обслуживания;

Железнодорожный туризм невозможно развивать без объединения усилий перевозчиков, туроператоров и региональных властей. Взаимное сотрудничество предоставит возможность оптимизировать цены специально под турпоезда и сделать регулярными туристические обмены между регионами. К сожалению, пока к такому сотрудничеству готовы не все субъекты РФ. Кроме того, необходимо продвижение и популяризация данного направления среди потенциальных туристов. На сегодняшний момент наши соотечественники имеют смутные представления о железнодорожном туризме и не знают о том, что именно предлагается в этом сегменте [11, 12].

Огромное значение железнодорожный туризм может иметь для стабильного развития регионов. Помимо создания самого туристского маршрута будет развиваться дорожная инфраструктура, представляющая собой основу для развития экономики регионов. Немаловажное значение для обеспечения рабочих мест имеет и создание инфраструктуры обслуживания туристов на маршруте (средств размещения, точек питания, развлекательных заведений). Создание логистически правильного, продуманного по сезонам года событийного календаря даст толчок развитию регионов и обеспечит круглогодичный приток железнодорожных туристов. Позиционирование железнодорожного туризма как всесезонного и всепогодного дает ему огромное преимущество перед другими видами туристского транспорта в восточной части России, где по климатическим особенностям затруднено эксплуатирование автомобильного и водного транспорта.

Выводы

Итак, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент железнодорожный туризм в России переживает свое второе рождение. Связано это в первую очередь с расширением географии туров и поиском туроператорами новых дестинаций. Если изначально железнодорожный туризм был ориентирован на иностранных туристов, путешествующих по Транссибирской магистрали, то сейчас появляются новые туры с разной тематикой и продолжительностью. Это и туры выходного дня из Москвы и Санкт-Петербурга, и более продолжительные железнодорожные туры по Центральной России, Северо-Западу и Европейскому Северу. Популярны так же туры по знаменитой Кругобайкальской железной дороге.

К сожалению, в период пандемии и падения платежеспособности российских граждан внутренний и, в частности, железнодорожный туризм, переживают тяжелые времена. Но при этом, железнодорожный туризм имеет очень высокие шансы найти свою экономическую нишу и своего потребителя как на внутреннем, так и на международном туристском рынках.

В создавшихся тяжелых экономических условиях необходимо полностью переделать работу пассажирского комплекса:

• Учитывать потребности различных групп туристов не только в количестве предоставляемых мест, но и в предоставлении услуг, обеспечивающих комфорт. В зависимости от спроса комплектовать специальные вагоны, поезда здоровья, туристские поезда;

• Обеспечить обучение и переподготовку персонала, работающего непосредственно с туристами на железнодорожных турах;

• Разработать логистику железнодорожных туров, связать посещение достопримечательных с точки зрения экологического и культурно-познавательного туризма мест с маршрутом следования туристов;

• Организовать современную и актуальную информационную службу на маршруте, обеспечить развитие мобильных интерактивных средств информирования туристов (мобильных приложений, путеводителей, экскурсий);

• Организовать службу питания и досуга на длительных маршрутах;

• Создать все условия для работы деловых туристов: возможность беспрепятственного подключения к высокоскоростной сети Интернет;

• Обеспечить безопасность туристов, как на самом маршруте следования, так и во время посещения достопримечательных мест во время остановок состава.

Путешествие по железной дороге положительно отличается от других путешествий следующими аспектами:

• Возможностью путешествовать при любых погодных и климатических особенностях;

• Использование вагона в качестве средства проживания и питания;

• Путешествие по железной дороге содержит в себе все нужные составляющие для жизнеобеспечения туристов во время их поездки (транспорт, питание, проживание, развлечение), не прибегая к дополнительным элементам инфраструктуры.

Для дальнейшего успешного развития железнодорожного туризма в России проводить маркетинговую компанию по информированию населения об имеющемся турпродукте и его преимуществах. Важное значение имеет контролирование ценовой политики и внедрение системы скидок и привилегий.

И, конечно же, дальнейшее развитие железнодорожного туризма невозможно без участия заинтересованных регионов. При этом появление нового турпродукта, рассчитанного на широкий круг потребителей поможет регионам привлечь новые инвестиции в лице туристов и новой инфраструктуры.

Библиографическая ссылка

Вестник Алтайской академии экономики и права

Читайте также: