Моральный выбор это в обществознании кратко

Обновлено: 25.06.2024

Выбор бывает только у желаний, нет никакого выбора у предопределения.
Выбор и эксперимент качественно выше по развитию случайного каприза и свободы инстинктов.
Желания всегда шире потребностей и возможностей.
Всякий выбор по желанию, мотивированный поиск, намеренное испытание - это эксперименты.
Жизнь тесно связана с постоянными экспериментами.
Выбранные или назначенные жюри победители конкурсов – это не всегда победители соревнований.
Избирателями могут быть только люди способные делать выбор на основе своих убеждений.
Родителей, место и время рождения выбрать нельзя.
Выборы лидеров необходимы для их преобладания над властью и ограничения власти чиновников.
Депутатов надо выбирать, а чиновники должны назначаться депутатами, то есть полезна последовательность выборов.
Избиратели сначала все, затем избиратели уже выбранные и т. д.
Так отсеиваются самые крайние мировоззрения и случайный выбор.
При выборах полезно отсеивать претендентов с самыми крайними мировоззрениями, преступников и демагогов.

Моральный выбор – это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками.

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. В истории этики имеются различные точки зрения относительно морального выбора. Первая точка зрения была сформулирована Аристотелем, который рассматривал проблему выбора как один из аспектов проблемы преднамеренности и особый вид произвольности действий. Согласно Аристотелю, моральный выбор сознателен, противоположен влечению, отличен от желаний, направлен на то, что зависит от человека. Согласно второй позиции, собственно моральный выбор – тот, который имеет лишь высшую цель. По И. Канту, моральный выбор – это соответствие долгу. По Г. Гегелю, способность к выбору есть наиболее общая характеристика человека как субъекта воления и выражение его свободы. Ж. -П. Сартр определяет выбор как исключительно экзистенциональное самоопределение человека в отношении себя и человечества.
Возможность выбора является сущностью свободы, он выполним при наличии альтернатив и доступности вариантов. Но не следует отождествлять выбор со свободой воли. Воля определяет содержание и направление действия и означает умение действовать со знанием дела и на основе познания.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Моральный выбор - это выбор между правильным и неправильным, между добром и злом, часто в ущерб своим интересам, человек выбирает интересы общества


Ежедневно человек совершает множество действий. При этом он выбирает, как лучше поступить. Мы решаем, что одеть, какой дорогой добраться до места назначения, какие слова произнести. Иногда эти поступки не приводят к серьёзным изменениям в жизни, а порой бывает, что от выбора зависит будущее. Узнаем, что такое моральный выбор, как он связан с ответственностью, к чему могут привести необдуманные действия.

Что такое моральный выбор

Под моралью в обществознании понимается принятая в социуме система представлений о хорошем и плохом, о добре и зле. Моральный выбор — это возможность личности выбрать способ поведения в той или иной ситуации. Он зависит от нравственных установок человека. Каждый сам решает, какое поведение предпочтительно в данных обстоятельствах.

В тот момент, когда люди определяют способ действий исходя из собственных нравственных убеждений и принципов, они проявляют свободную волю. Под свободой понимается возможность совершать поступки не по чьей-то указке, а по собственному усмотрению. Взрослый самостоятельный человек оценивает пользу для себя и окружающих, просчитывает последствия принятого решения.

Принятие решения

Рис. 1. Принятие решения.

Можно привести множество примеров ситуаций, когда люди сталкиваются с необходимостью нравственного выбора.

Например, школьник, получивший двойку, размышляет о том, сообщить или нет родителям о свершившемся. Он осознаёт, что обманывать нехорошо, но боится последствий признания.

Родители ругают ребёнка

Рис. 2. Родители ругают ребёнка.

Представим другую ситуацию: человек идёт по улице и видит, как неподалёку от него падает прохожий. Что предпринять в этой ситуации? Можно подойти и постараться оказать посильную помощь, а можно сделать вид, что ничего не произошло и продолжить свой путь. То, как поступают люди, зависит от их моральных принципов и убеждений.

Моральный выбор и ответственность

Противоправное деяние, совершённое человеком, влечёт за собой наступление юридической ответственности. Говоря кратко, это наказание со стороны органов власти в соответствии с нормами права. Примером является:

  • штраф;
  • назначение исправительных работ;
  • лишение свободы.

Кроме юридической, существует моральная ответственность. Она означает, что в тот момент, когда человек принимает решение, он должен осознавать его последствия. Зрелая личность понимает, к чему могут привести неправильные поступки.

Угрызения совести

Рис. 3. Угрызения совести.

Что мы узнали?

Моральный выбор — это возможность человека выбирать варианты действий в зависимости от собственных представлений о правильном и неправильном поведении. Он зависит от нравственных установок личности. Следует помнить, что любое решение приводит к определённым последствиям.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Моральный выбор и ответственность"

Что такое свобода?

Человек, в отличие от животных, – свободное существо. Вряд ли вы станете спорить с этим утверждением.

Но почему же животных нельзя назвать свободными? Ведь они вольны бежать в любую сторону, если, конечно, человек не посадил их в клетку. Животных не сдерживают никакие правовые нормы или правила этикета. Если, например, щенку надоедает сидеть на одном месте и смотреть в одну точку, он может перейти на другое.


Вам же весьма проблематично уйти из класса до звонка, если тема урока перестала вас интересовать. Так кто же из вас свободнее?



Вы открываете холодильник, а там лежат только куриные яйца. Вы можете знать рецепты приготовления множества вкусных блюд, но приготовить вы сможете только яичницу или эти самые яйца сварить.

Если в холодильнике очень много разных продуктов, но вы не представляете, каковы они на вкус, потому что никогда раньше их не пробовали и даже не видели. Что вам с ними делать? Продуктов много, и все они вам известны, только все они не съедобны, а может быть и ядовиты для человека. Нет, завтрак из них, разумеется, можно приготовить. Вот только вряд ли когда-нибудь еще вам придется есть.

Если в холодильнике, кроме уже упомянутых яиц, вы увидите масло, сыр, хлеб, молоко или йогурт, колбасу, овощи и фрукты, то проблем с приготовлением завтрака у вас, наверняка, не будет. Вы сможете выбрать те блюда, которые вам больше нравятся, которые вы умеете готовить, или те, которые наполнят вас силой и энергией на весь учебный день.


Не потому, что борются с действием законов природы, а потому что познают их. В нашем примере, определив силу земного притяжения, рассчитали, какую скорость необходимо придать ракете, чтобы она смогла его преодолеть.

Наши действия зависят также и от законов общества, в котором мы живем. Вы уже не раз вспоминали, что человек не может стать человеком в полном смысле этого слова, то есть личностью, вне социума. Но в обществе наши желания, цели, интересы неизбежно сталкиваются с желаниями, целями, интересами других людей.


И если не будет правил, норм, законов, каким-то образом регулирующих эти противоречия, наступит хаос, нормальное развитие и личности, и общества в целом станет попросту невозможным. Пока мы не познаем правил, по которым живет социум, мы не сможем стать его полноценными членами, действовать свободно, зная из чего выбираем. Именно в усвоении законов общественной жизни и заключается сущность социализации человека.

Проблема морального выбора

Особую роль осознанность выбора играет, когда речь идёт о моральных нормах. Их главное отличие от законов или правил этикета как раз и заключается в том, что их выполнение зависит не от внешних стимулов, а от внутренних побуждений человека.


Когда обиженному жителями города приезжему захотелось отомстить, он ударил по самому святому для горожан: их непоколебимой уверенности в своем нравственном превосходстве. Он создал соблазн, да какой!



Животные действуют по программе, заложенной в них природой. У них нет выбора, они ничего не знают о добре и зле, о моральной ответственности. Поэтому их действия не могут быть нравственными или безнравственными. А у человека этот выбор есть, и поэтому он свободен.

Свобода и ответственность

Но если мы делаем нравственный выбор сами, свободно, то и ответственность за этот выбор лежит только на нас. Свобода без ответственности – это произвол, распущенность.

Как научить человека быть ответственным? Может быть, стоит больше времени уделять изучению нравственных норм, вводить уроки морали, как это делают в школах некоторых государств Азии? Но знание моральных норм вовсе не гарантирует того, что человек всегда будет их выполнять.


Её задачей было пресечение преступлений, связанных с нарушением общественной нравственности. Отделы полиции нравов борются, например, с проституцией, осуществляют надзоры за увеселительными и питейными заведениями, а также заведениями, проводящими азартные игры.


Но любая полиция, какими бы полномочиями она не обладала, ведёт борьбу не с самими безнравственными взглядами и принципами, а только внешними их проявлениями.

То есть, единственной гарантией моральности человека является лишь он сам, его желание и умение поступать морально. Только сам человек знает, чем на самом деле руководствовался, когда совершал тот или иной поступок. Правда, иногда нам хочется скрыть это знание от самих себя, потому что наши мотивы противоречили нашим нравственным принципам. Нужно быть достаточно смелым, для того чтобы разобраться в себе. Вполне вероятно, что за многое нас будет мучить совесть. Но это единственная возможность стать свободным и ответственным.

Моральная норма – общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах.

Моральная норма, как элемент морального сознания – это элементарная форма морального требования, определенный образец поведения, который отображает устоявшиеся правила человеческих отношений и сосуществования.

Моральные нормы носят обязательный характер, определяют поведение людей в некоторых типичных ситуациях, которые повторяются (иногда и на протяжении тысячелетий). Мы пользуемся ими легко, не размышляя, и только тогда, когда моральная нома нарушается – обращаем внимание.

Моральный долг – это превращение внешних культурных норм в личную задачу каждого человека.

Вопрос 2. Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

Моральное одобрение вызывает поведение добрых, великодушных, милосердных, честных и благородных людей. Моральное осуждение вызывает поведение подлых, лживых, жестоких людей.

Вопрос 3. Что же означает свобода выбора?

Свобода выбора – это право человека выбирать различные варианты из возможных.

Свобода выбора – свободное право собственника использовать по своему усмотрению имеющиеся ресурсы и деньги; свободное право работников выбирать по своему желанию место и вид труда; свободное право потребителей расходовать свои доходы на собственные нужды.

Вопрос 3. В чём выражается свобода выбора?

С точки зрения науки, свобода — это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью.

Вопрос 4. Что такое моральный выбор?

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

Выбор поступка или, точнее, моральный выбор — когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так: моральный выбор — это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

Вопрос 5. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

Свобода – право выбора, ограниченное ответственностью.

Свобода и ответственность неразрывно должны быть связаны между собой. Например, семья – это свобода заключить брак и немалая ответственность. Или, например, договор. Мы его заключаем без принуждения с чьей-либо стороны, но мы ответственны за его выполнение.

Вопрос 6. Что значит быть человеком ответственным?

Быть человеком ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный — ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.

Вопрос 7. В чём опасность безответственного поведения?

В первую очередь уровень опасности зависит от положения человека в обществе, если оно невысоко, то безответственные слова или действия могут стать причиной неприятностей только для него самого и его близких, возможно, для друзей (которые после этого перестанут быть таковыми).

Безответственный человек безответственен ко всему, в том числе и к своей судьбе. Отсюда лень, нежелание работать, надежда на “авось” и как результат – никаких достижений в жизни. Ну и другие люди, страдают, конечно. Безответственный человек другого может очень сильно подставить, подвести.

Вопрос 8. Что может гарантировать выполнение моральных норм?

Знание моральных норм не гарантирует, что человек непременно станет их выполнять. Очевидно, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна — она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально.

Вопрос 9. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?

Хочешь ты действительно чем-то быть в этом мире или только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, ты рискуешь попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство тобой будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни.

Кроме того и это самое главное: для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем он не является на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе.

Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несём в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причинённое им, к нам же и вернётся.

Это высказывание можно рассматривать с разных сторон, но эти позиции говорят скорее всего о том, что свобода действительно не привилегия, а обязанность.

Первая позиция заключается в том, что обязанность – мы все по моему должны делать и обязаны быть свободными, как можно легче ко всему относится, и стремится , ни от кого и ни от чего не зависеть в этой жизни. Поэтому мы должны пытаться выкручиваться из всех свои проблем, дел и прочих вещей которые нас отягчают и сковывают, не давая заниматься теч, чем хотим. Ведь свобода — это в первую очередь независимость от всего.

Вторая позиция заключается в том, что есть полная свобода. Мы ни к чему не относимся, ни от чего не зависим — Мы можем творить что угодно.

Вопрос 11. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря — постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется — пусть другие решают.

Оцени ситуацию уклонения от выбора, её последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка, что же оценивать? В чём тут мораль? Объясни.

Откладывая момент принятия решения, человек пребывает в иллюзии, что в его распоряжении все мыслимые возможности одновременно, и нежелание расставаться с кажущимся всемогуществом в итоге приводит к полному отсутствию выбора.

Между тем любая ситуация выбора имеет свою собственную историю развития, и лишь на некоторое время для ситуации в целом может быть безразлично, какой вариант будет выбран – затем период равенства возможностей уходит и следующая точка – точка выбора, которую нельзя пропустить, в которой еще представляется возможность сделать решающий шаг.

Если не воспользоваться этим моментом, ситуация не вернется к начальному этапу равенства возможностей – она будет развиваться дальше и за человека выберет, как говорится, сама жизнь. В таком случае он уже не просто не обладает всем веером возможностей, как вначале – он не обладает даже той единственной, которая могла бы стать выражением его сущности, если бы он не упустил момент.

На мой взгляд, тут имелось в виду, что мораль существует не на словах (на словах мы все можем быть замечательными), а имеет свои истоки внутри самого человека, это его личностные глубинные правила.

Карьеризм – погоня за должностным продвижением по службе, за успехом в профессиональной деятельности в целях достижения личного и семейного благополучия.

Если я ничего не выбираю, я выбираю между тем, что можно что-то выбрать и тем, что можно отказаться от выбора.

Мораль – это особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им.


Символически муки морального выбора часто изображают в виде ангела и демона, призывающих человека стать на путь добра или зла.

Отличия норм морали от обычаев и норм права:

  1. Следование моральным нормам – это свободный, осмысленный выбор каждого человека. В отличие от морали, обычаи и нормы права требуют беспрекословного подчинения.
  2. Мораль универсальна, в то время как законы и обычаи различны для разных стран, эпох, народов.
  3. Мораль основана на чувстве долга и справедливости, в то время как обычаи часто соблюдаются по привычке, а предписания закона выполняются из страха перед наказанием.

Наукой до сих пор не решен вопрос о происхождении морали, но существует несколько обоснованных теорий:

  1. Натуралистическая. Сторонники этой теории считают, что мораль – это лишь осознанное дополнение, усложнение животных инстинктов, такой же инструмент в борьбе за выживание. Социальное в данной теории является только логическим продолжением биологического.
  2. Религиозно-идеалистическая. Предполагается, что мораль дана человеку высшими силами, Богом. Например, христиане следуют десяти заповедям, данным Богом Моисею, буддисты – восьмеричному пути, положения которого сформулированы Буддой.
  3. Социологическая теория предполагает, что мораль возникла как феномен, свойственный только обществу, в процессе развития трудовых и межличностных отношений, и целью морали было их регулирование. Параллельно с усложнением общества появилась необходимость распределять прибавочный продукт, происходило разделение труда, вычленение родов внутри племен. Все это сопровождалось созданием правил, регулирующих новые общественные отношения.

Основные ценности и нормы морали (8 класс)

Моральные нормы и ценности получают выражение в моральных принципах. К таким принципам относятся:

Гуманизм, то есть человеколюбие, которое проявляется в доброжелательности, учтивости по отношению к окружающим, готовности прийти на помощь, защитить чужие права.

Коллективизм проявляется в умении человека соотносить собственные потребности и интересы с потребностями и интересами общества.

Принцип трудолюбия реализуется через признание социальной ценности труда, самореализацию через труд.

Следовать принципу патриотизма – значит с уважением относиться к своей родине, гордиться достижениями своего народа.

Как и любой другой социальный институт, мораль выполняет в обществе ряд важных функций:

Главное правило доброго человека. Золотое правило морали (6 класс)

Золотое правило морали (его еще называют золотым правилом нравственности) – способ правильного выбора поступка на основании доброго отношения к другому человеку. Люди всегда стоят перед выбором, поэтому им необходимо знать, как поступить в той или иной ситуации. Так же людям интересно, как правильно доказать, правильно ли они поступили. Золотое правило морали учит правильно жить, не совершать плохих поступков, поскольку все зло вернется обратно.

Моральный выбор — это ответственность. Моральный выбор (8 класс)

Моральные нормы дают образец правильного поведения. Однако нет оснований утверждать, что человек всегда ведёт себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т.д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т.д. У людей верующих на этот случай есть замечательное слово — грех. Всё, что человек сделал против морали, любое зло — это грех, говорят они. Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора — между добром и злом, моральным и аморальным. Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы. Когда человек задумывается, какой все-таки выбор ему сделать – это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор — когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так: моральный выбор — это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

Свобода и ответственность (8 класс)

Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия — добрые или злые — и, конечно, нести ответственность за результат. Потому что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, её общественных последствиях, мы можем стать игрушкой в руках зла и волей-неволей помогать творить преступления. На каждом из нас — хотим мы того или не хотим — всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. Быть человеком ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный — ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью. Свобода – это и есть возможность действовать по своему усмотрению. Но если уже сделал выбор — отвечать за свои поступки будешь сам. Потому что свобода и ответственность — как две стороны одной медали: одна невозможна без другой. Свобода без ответственности — это безответственность, это произвол, это вседозволенность, распущенность. Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием, с пустой самоуверенностью. Это слепой, бездумный, случайный выбор, который нередко приводит к пагубным последствиям, как для окружающих, так и для того, кто совершил безответственный поступок. Из этого можно сделать вывод, что человек всегда находится в сложном положении. Готового ответа никогда не было, и не будет. Приходится самим решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор.

Моральные знания и практическое поведение (8 класс)

Нравственные чувства и самоконтроль (8 класс)

Самоконтроль — это основанное на использовании воли умение владеть своим поведением, противостоять воздействиям внешней среды и внутренним влечениям. Благодаря самоконтролю мы умеем подчинять собственные эмоции, осознавать собственное несовершенство. Самоконтролем можно назвать силу характера, благодаря которой мы можем подавить излишние эмоции, контролировать чувства и изживать комплексы. Самоконтроль – это волевое качество, необходимое каждому успешному человеку, занимается ли он выращиванием картофеля или командует армией.

Проявления самоконтроля в повседневной жизни

  • Экстремальные ситуации. При возникновении форс-мажора большая вероятность выйти из ситуации без потерь – у людей, обладающих способностью к самоконтролю. Без самоконтроля эмоции овладевают человеком, туманят рассудок и провоцируют на нерациональные действия.
  • Бытовые ситуации. Человек, умеющий погасить ссору, не допускающий эмоционального взрыва – обладает способностью к самоконтролю.
  • Спорт. Занятия спортом зачастую связаны с ограничениями – диета, особый режим дня и тренировки. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми требованиями – проявляет способность к самоконтролю.
  • Личные финансы. Человек, умеющий ограничивать свои потребности в соответствии с имеющимися финансовыми возможностями – проявляет способность к самоконтролю.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. В стране Z люди демонстрируют больше интереса к проблеме международных конфликтов, чем в стране Y.
  2. Большинство респондентов в обеих странах считают, что самое важное для предотвращения международных конфликтов – это научиться понимать друг друга.
  3. Доля граждан, которые считают, что для предотвращения международных конфликтов нужно отказаться от насилия и принуждения, в стране Z совпадает со страной Y.
  4. Наименее популярный ответ – для предотвращения международных конфликтов необходимо уважать права и свободы.
  5. Среди граждан страны У мнение о том, что нужно научиться понимать друг друга, более популярно, чем среди граждан страны Z.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Форма Характеристика
Религия Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное.
Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости.

В этом варианте определяются знания экзаменующихся о различных формах духовной культуры. Как мы помним из курса обществознания, к ним относятся религия , философия, наука, искусство, мораль… Если посмотреть на данное в задание определение, можно с легкостью определить, что речь идет о морали – ведь именно она представляет собой совокупность представлений о добре и зле, о правильном и неправильном, в соответствии с которой в обществе формируются определенные правила поведения.

Читайте также: