Декаданс в русской культуре кратко

Обновлено: 07.07.2024

Декаданс в России в начале 20 века

Декадентское поветрие получило в конце прошлого — начале нашего века наибольшее распространение в художественной литературе и критике. В роли теоретиков декадентства, его оруженосцев и провозвестников выступали писатели, философы и историки искусства Д. С. Мережковский, А. Л. Волынский, Н. М. Минский, Д. В. Философов, В. В. Розанов. Долгое время в этом кругу большое место занимал и В. Я. Брюсов.

Однако великий революционный подъем 1905 г. заметно сказался в творчестве наиболее талантливых и ярких писателей даже этого направления. Подхваченные общественной борьбой, многие из них отдали дань освободительным порывам.

Сношу к проснувшимся соленьям,

Эти стихи показывали, какие обнадеживающие настроения и виды возникали даже у такого, казалось бы, безысходно отчаявшегося и сумеречного поэта, каким был Ф. Сологуб.

Воссоздавая конкретную картину литературного творчества в России начала XX в., отметим, что некоторые отдельные произведения писателей, принадлежавших к декадентам и символистам, заняли тогда видное место в развитии новой русской художественной прозы. В целом же чувство оторванности от народа, постоянное болезненное ощущение своего неизбывного одиночества, эгоцентризм и пессимизм остались характерными для авторов и произведений, не вышедших за пределы декадентских веяний.

Поражение первой русской революции, темный период жестокой реакции и столыпинщины, военно-полевых судов, виселиц, разгула политической провокации, распутинщины и кровавых погромов, культивирования и разжигания националистических страстей, сфабрикованных судебных процессов и злобного антисемитизма, годы лицемерного ораторствования в III и IV Государственных думах, наконец, годы широчайшей волны великодержавного шовинизма в начале первой мировой войны — все это тяжко отозвалось на культурной жизни страны.

Что такое декаданс простыми словами. Декадентство в литературе. Русские поэты-декаденты Серебряного века, конца XIX - начала XX века. Стихи декадентов.

Фото Что такое декаданс. Декаденты и декадентство в поэзии и искусстве

Декаданс - это значит упадок, разложение. Французское слово décadence образовано от позднелатинского decadentia - упадок.

Декаданс или декадентство - направление в литературе и искусстве рубежа XIX-XX веков, воспевающее упадок, безнадежность, закат человеческой цивилизации. Частичные синонимы: модернизм, неоромантизм, символизм.

Декадент - представитель декадентства в литературе и искусстве. Декадентам были свойственны пессимизм, разочарование в жизни, индивидуализм, стремление бросать вызов общепринятой морали. Они воспевали порок и болезненную красоту.

Прилагательное - декадентский, то есть проникнутый настроением упадничества, разложения.

Ударение ставится на третий слог - декада́нс, декаде́нтство, декаде́нт.

Декаданс и декаденты в литературе

В эпоху Просвещения декадансом называли время упадка Римской империи. В первой половине XIX века это слово с осуждением использовали в адрес Виктора Гюго и других писателей.

Произведения декадентов далеки от реализма, их форма зачастую сложна и запутана.

Влияние декадентов заметно в творчестве многих выдающихся литераторов, начинавших творить в эпоху декаданса - от Оскара Уайльда до Александра Блока.


Оскар Уайльд. Фото Наполеона Сарони

Русские поэты-декаденты Серебряного века

Однако вскоре им стали обозначать буквально любые новые, непривычные явления в литературе и искусстве, вспоминали современники.

К числу русских поэтов-декадентов в 1890-е годы относили символистов старшего поколения - таких как Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов (раннее творчество).


Зинаида Гиппиус на портрете Льва Бакста, 1906 год

Изучая декаданс, можно найти всё самое интересное в культуре: сумасшествие, эротические утопии, наркопоэтику, изысканную моду, гибель богов и бытовое осуждение непонятного. Разбираемся, как одно понятие связывает Рим с советскими репрессиями, Ницше с Достоевским и некрофилическую эстетику с трезвым расчетом, вместе с Павлом Прохоренко — аспирантом 2-го курса РГГУ при институте высших гуманитарных исследований.

— Декаданс умер?

— В современной культуре нечасто встречается это понятие. Но есть черты, которые позволяют обнаружить сходство между современным искусством и декадансом. Например, пересмотр понятия нормы и аномалии. В такие моменты психиатры очень пристально смотрят на деятелей искусства. В конце XIX века, например, психиатры называли декадентов сумасшедшими и извращенцами. Сегодня безумцами и извращенцами норовят назвать Петра Павленского или Pussy Riot, только не психиатры, а уже обычные люди.


Но в то время декаданс воспринимался как некая развилка, переходная точка, как культура наследников, пришедших после классиков: деградация может продолжаться дальше или, напротив, возможен новый расцвет, и наследники могут превзойти учителей.

То есть декаданс к середине XIX века был амбивалентным феноменом: как с положительной коннотацией, так и с отрицательной.


Психиатры стали анализировать произведения и личности писателей и интерпретировать их не лучшим образом. У нас под лупу психиатров попали буквально все, особенно классики первого ряда: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой.

Почему? В первую очередь потому, что писатели традиционно обладали в русской культуре чрезвычайно высоким статусом, статусом пророков, лидеров общественного мнения, а тот факт, что в их произведениях или биографии нередко встречалась тема безумия, особенно интересовал русских психиатров конца XIX века. При этом нужно не забывать, что это время становления русской психиатрии как науки.

С другой стороны, несмотря на то, что в творчестве, например, Чехова, Горького, Куприна, с точки зрения психиатров и литературных критиков того времени, нередко совмещавших обе ипостаси, присутствовали мотивы вырождения, их воспринимали как писателей, которые предупреждают об этом. Старших же символистов чаще представляли как писателей, которые уже существуют внутри этого безумного мира, которым комфортно в этой среде и которые не осознают опасности, якобы угрожающей им.

Всё это в конце XIX века привело к рождению идеи психогигиены. Разрабатывались целые программы: запретить чтение современной поэзии, участие в постановке спектаклей, написание музыки, современное искусство вообще.

— У меня тоже есть укоренившийся образ декадента: он ходит с тростью, курит трубку, немного грустит, говорит, что небо не проработано, что листья и бомжи не так лежат, весь из себя эстет и весь про смерть и красоту. А вы говорите про младосимволистов, которые воспевали вечную женственность, которые будто сотканы из туманов.

— И это, получается, очень плавающее понятие? То есть первых ютуб-блогеров, которые появились и несли чушь, можно было бы назвать декадентами, но сейчас, когда это стало массовым явлением, они просто блогеры для нас?

— Возможно. Вполне вероятно, что и блогеров на первых порах называли психически неполноценными людьми. Но есть примеры более конкретные. Как в советское время характеризовали рок-музыку? Точно так же. И составляли список групп, а напротив писали, какие темы они затрагивают в своем творчестве и почему такую музыку не надо ставить на дискотеках.

— Просто клеймо юродивого, инакого. А до XIX века как таких людей называли?

— До XIX века подобных писателей относили к какой-то низкой литературе. Например, плутовской роман XVII века. Считалось, что это недостойная литература, и нормальный писатель марать об это руки не станет. Нужно, по мнению мэтров того времени, писать философско-политические романы, где не будет низкого быта, грубого смеха.

Получается, что всё вытекает из нормированности. Эту нормированность закрепил классицизм: есть высокие жанры, есть низкие. Пьесы — хорошо, а романы — это что-то неприличное совершенно.

Неслучайно в русской культуре еще в конце XVIII века девушкам нельзя было читать романы: непристойное занятие. Как можно? Есть возвышенные образцы, нравоучительная проза. Вот это и читайте. Поэтому в семьях в библиотеках такого рода произведения старались особо не держать, а если держали, то под ключом, и круг чтения девушки очень контролировался, не дай бог увидели бы у нее Карамзина!

— Английские и французские декаденты во многом переосмысливали идеи Шопенгауэра, что страшная иррациональная воля движет миром, мир слеп и состоит из случайностей, которые не в твою пользу. Как это отразилось на отечественных декадентах или чьи идеи они переосмысляли с большей охотой?

— Шопенгауэр, конечно, да, и Ницше. Последний — так вообще главный философ рубежа веков, который повлиял на каждого русского писателя того времени. С ним либо соглашались, либо яростно спорили, либо считали умалишенным или мошенником.


— А что там происходило?

Понятное дело, что об этих литературных собраниях говорили бог весть что: что там и оргии якобы были, и чуть ли не жертвоприношения, но ничего этого, конечно же, не происходило. По крайней мере, нигде, ни в одном из дневников или в воспоминаниях это не зафиксировано.

— Символисты первого эшелона в этом не особо участвовали?

— Бывали и они, конечно. Бальмонт, Брюсов, Сологуб. Но их не так сильно интересовали философские и религиозные теории и концепции. Для них было важнее некоторое фраппирование публики, некий эпатаж. Любят говорить, что футуристы эпатировали публику, на самом деле, одними из первых это начали делать символисты: в частности, Брюсов и Александр Добролюбов.

— Как эпатировали?

— Тот же Добролюбов был исключен из университета якобы за то, что постоянно рассказывал студенткам о привлекательности суицида.

Дома Добролюбов оклеил всю комнату черными обоями, и потом в ней курил гашиш. Брюсов писал как человек, который будто находится в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

— А расчет на то, чтобы стать популярным?

— А что за безумие было в текстах?

— Скорее, это было тщательно срежиссированное безумие, образ лирического героя-безумца. Через идеи иррациональности и непознаваемости земного мира старшие символисты пытались создать в своем творчестве некий механизм, который позволил бы охватить не только нашу земную реальность, но и высший мир, мир высших ценностей, которые они и признавали реальным. Не стоит, конечно, думать, что все символисты поголовно писали именно об этом и именно так. Но у многих темы смерти, умирания и стремления к этому, наверное, занимали даже большее место, чем безумие.

— Есть ли у наших декадентов некрофилический мотив, то есть чем выше ты восходишь к духу, творчеству, тем ближе твоя биологическая гибель? Такое самоуничтожение в творчестве.

— Если говорить об эпохе модернизма, эстетизация смерти — это одна из черт декаданса или символизма, но она не была чем-то принципиально новым. В барокко была эстетизация смерти.

Но в эпоху модернизма можно проследить две линии: первая — это опять вполне себе рыночный расчет, то есть тема смерти привлечет публику, вторая — где эстетизация смерти превращалась в некую жизненную программу, не зря в начале XX века была мода на самоубийства.

В какой-то степени тема смерти повлияла и на Александра Добролюбова, который после выпуска первого сборника стихов внезапно исчез и радикально изменил образ жизни и эстетические представления. Он обрел себя в религиозной общине, затем даже стал ее руководителем. То есть это такой уход в народ, тоже сопоставимо с темой смерти: он умер как художник и обрел себя в этом религиозном движении.

— Ницше, скорее, привлекал их идеей ниспровержения основ, разрушения устоев, обращения взгляда от позитивистской культуры к чему-то принципиально новому. Идея дионисийского начала в искусстве во многом разделялась старшими символистами. Опять же идея сверхчеловека была символистам по-своему близка, особенно это касается второго поколения символистов. Понятное дело, что Ницше — философ сложный и что между ним и декадентами не стоит знак равенства. Хотя, надо сказать, и самого Ницше относили к декадентам. Неугомонный Нордау. Он считал, раз Ницше ниспровергает существующие нормы, то он вырожденец.

— Если говорить про Достоевского, то тут важнее образ Николая Ставрогина, потому что его портрет — портрет декадента: абсолютно погруженный в себя человек с бледным лицом-маской, который ощущает богопокинутость и всепозволение. Но есть и тот, кто был предтечей Ставрогина — это Свидригайлов, человек, который совершает как прекрасные поступки, так и совершенно чудовищные — для него они равны. Он руководствуется не какими-то моральными принципами, а исключительно своими желаниями, своими прихотями. Куда выведет эта кривая прихоти: к изнасилованию подростка или к помощи сиротам — невозможно предвидеть и понять.

Так что Достоевский, скорее, создал образ, который хотели бы видеть декаденты, потому что зачастую это же были люди очень молодые, студенты, и, конечно, их привлекала эта холодность, чудовищность, запретность, идея абсолютной исключительности, богооставленности. Но всё же это не приводило к каким-то серьезным последствиям. Опиомания — да, демонстративное отсутствие эмпатии — тоже да. Брюсов, например, пытался одно время бравировать своим аморализмом.

— Раз зашла речь про позу, то как декаданс связан с эстетизмом?

Что касается красоты в понимании русских декадентов, она связана с какими-то эффектными современными вещами, потому что они очень любили технологии, те же автомобили, и ретровещами. Они должны были как-то выделять тебя среди окружающей публики, добропорядочной и буржуазной.

— Каким был типичный герой декадентских произведений?

— И обклеивает черепаху рубинами, и дает мальчикам деньги на проституток, чтобы они стали зависимы от этого, а когда деньги у них закончатся, страдали.


— А женские образы? Шопенгауэр был женоненавистником, как известно.

— В стихотворениях российских модернистов большую роль играет чувственность, эротические моменты. Поэтому образ женщины — это образ соблазнительницы, образ чего-то, что заставляет полностью терять рассудок, но чего точно я не припомню — это женоненавистничества. Эротическое начало по-разному проявлялось у символистов и близких к ним писателей. Но всё же определенная эволюция была ими пройдена: от эстетизированной эротики Сологуба и демонстративного перешагивания нравственности, что было характерно для повседневного ницшеанства 90-х, до отвращения перед плотской любовью (у Ремизова, например) и даже целых религиозно-эротических утопий.

Самый яркий пример — Блок. Он воспевал в стихах свою жену Любовь Дмитриевну как Прекрасную Даму, святую, абсолютно непорочную, и в реальной жизни он относился к ней точно так же. То есть тут как раз эротическая утопия, смешение реальной жизни и творчества до такой степени, что не различить. Некоторые и не хотели разделять. И Блок отказался от сексуальной жизни с женой. При этом он не отказывался от сексуальной жизни вообще.

— Где заканчивается декаданс как искусство и начинается как позерство?

— Нигде. Я думаю, это совершенно невозможно определить. Возвращаясь к XX веку, Добролюбов воспринимался как абсолютный фрик. Сологуб с постоянно воспеваемой им смертью высмеивался, Гиппиус тоже. Грань проходит только в голове у самого человека, как грань между искренностью и неискренностью.

— Где гнездится декаданс, если говорить про историю литературы, почему он у нас возник?

— Возник он, скорее, как реакция на эпоху позитивизма. Зайдем чуть издалека.

В эпоху романтизма возникает понятие гения, оно сменяет существовавший до этого тип античного героя, средневекового святого, универсального человека эпохи Возрождения и Просвещения. Главные черты гения как типа — это спонтанность, иррациональность, исключительность, непредсказуемость.

В середине XIX века этот тип уже был отторгнут публикой, в первую очередь потому, что стали развиваться наука и технологии. Это время расцвета среднего класса, буржуазии. И главными ценностями буржуазии были стабильность, надежность, системность, предсказуемость — ценности позитивистской науки.

— А ощущение ненужности было? Бодлер писал, что хочет быть бесполезным и ненужным, потому что когда все вокруг зарабатывают деньги, не зарабатывать деньги — это уже современная форма героизма.

— Конечно. Это та точка, в которой происходит формирование и размежевание двух модусов существования: буржуазного и богемного. Бодлер, конечно, — это богема. Для представителей богемы материальные ценности не представляли чего-то значимого, при этом они могли быть и хорошо обеспеченными. Например, Пруст был аристократом, был весьма богат, но язык не повернется назвать его буржуазным человеком. И вот в этом споре между буржуазной и богемной и рождался модернизм.

— Кто поддерживал декадентов среди наших писателей, а кто нет, как они грызлись?

— Не поддерживал их никто, кроме них самих. Они и возникли как субкультура, которые не особо вызывали реакцию и не стоили того, чтобы о них писать. В начале XX века критики над ними потешались, изгалялись, пародировали. Чехов более иронично к этому относился. Бунин их просто ненавидел.

— Как почти всех.

— Да, Бунин многих ненавидел, но по хронологии: первыми появились символисты — первыми ненавидеть стал он их.

Чуть позже символизм станет вполне себе респектабельным движением, он породил настоящую моду, особенно будет невероятно популярен Бальмонт, которого после возвращения в 1913 году из длительной эмиграции по политическим причинам встречали как звезду. Бальмонт любил играть на публику, вот уж кто писал про безумие и кто любил изображать из себя безумца, опьяненного творца.

Дошло до того, что в каких-нибудь зубоврачебных кабинетах можно было увидеть газету со стихами символистов. И к концу 1900-х годов все уже стали говорить о кризисе символизма, потому что он окончательно превратился в набор штампов и клише.

То есть начали со сборников за свой счет, закончили тем, что их произведения печатали в ежедневной газете.

— Западный исследовать Клод Фрау писал, что упадок был только сначала, а затем — всё более очевидный расцвет. Во-первых, согласны вы с этим или нет? Если да, то какой расцвет декаданс начала XX века дал нашей культуре?

А потом был не упадок и не расцвет, потом был асфальтовый каток в виде сталинской политики. Началось полное уничтожение. Этот ярлык декадента в сталинское время раздавали направо и налево: Ахматову называли декадентом, Гумилева.

— А в клипах 90-х это не проявлялось?

— Была певица Линда, у нее, кажется, присутствовали готичные образы в клипах.


— А какого-нибудь из современных писателей вы могли бы отнести к декадентам?

— Можно вспомнить образ жизни Пелевина, который демонстративно игнорирует общество, отказывается от интервью, но тут, конечно, это объясняется буддийской философией отстраненности. А из приверженцев декаданса можно, пожалуй, назвать только Алину Витухновскую, которая провозгласила себя черной иконой русской поэзии.

— Влиянию он подвержен, но я бы затруднился сказать, что недотыкомка — это исключительно декадентский образ, это, скорее, образ параноидального, шизоидного сознания. А Мамлеев принципиально исследовал такого рода разорванное сознание. И это было актуально в конце советской эпохи.

Мамлеев, я бы сказал, писатель трансгрессивный. Это то, что потом будет в кинематографе называться некрореализмом, отдельная ветвь, более субкультурная, потому что постепенно, в том числе и из-за советского периода, писатель в России перестал излучать этот ореол исключительности. Люди видели, во что превратились все эти писатели — в обслуживающий персонал, так что те перестали иметь какое-то влияние на интеллектуалов. И эти отпочкования в виде Мамлеева происходили на уровне образности, стилистики, как у Сорокина. Язык не повернется назвать Сорокина декадентом. Это больше карнавализация смерти, это другой тип творчества.

— В течение нашего разговора так или иначе проскальзывала эта идея, но что вы думаете про то, что не искусство подражает жизни, а жизнь искусству?

— Я бы сказал, что это взаимный круговорот. В культуре множество примеров, когда искусство создавало модели, которым потом подражали люди в реальности. Вспомнить хотя бы рыцарские романы. После них люди, рыцари, стремились следовать некоему кодексу чести, быть галантными, искать свою прекрасную даму и служить ей. Так было и с романтической модой, и с теми же денди, декадентами. Так что полностью разделяю эту идею.

Но иногда, если произведение сложно, люди спрашивают, что там автор курил, — это снижение образа писателя через то, что тебе непонятно: если ситуации странны, герои совершают алогичные поступки, значит, с писателем что-то не то. И в этом смысле ставить знак равенства между писателем, его персонажами и миром, который он создает, — это типичная ошибка, это упрощение и выпрямление искусства, и это примитивно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Литература серебряного века Декаденты

Описание презентации по отдельным слайдам:

Литература серебряного века Декаденты

Литература серебряного века Декаденты

Декадентство в литературе возникло во Франции в середине 1860-х годов XIX ве.

Черты декадентства мы найдем в произведениях бельгийцев М. Метерли́нка и Э.

Черты декадентства мы найдем в произведениях бельгийцев М. Метерли́нка и Э. Верхарна

… в произведениях норвежцев Г. Ибсена и К. Гамсуна

… в произведениях норвежцев Г. Ибсена и К. Гамсуна

… в произведениях О. Уайльда – английского поэта и драматурга и др.

… в произведениях О. Уайльда – английского поэта и драматурга и др.

Литература русского декадентства В России декадентство возникает примерно в к.

Литература русского декадентства В России декадентство возникает примерно в конце 80-х годов XIX века. Расцвета своего достигает в 1890-е годы XIX века, но целостным течением декадентство просуществовало в России только примерно 10 лет. Черты декадентства (декаденты ратовали за создание новых форм в искусстве, которые бы соответствовали сложному, кризисному мироощущению современного человека) останутся в литературе и потом, более того, черты декаданса есть и в современной культуре.

Русские декаденты Развитие декадентства в России связано, прежде всего, с тво.

Русские декаденты Развитие декадентства в России связано, прежде всего, с творчеством таких писателей, как Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус,

Валерий Брюсов (в своем художественном творчестве), Николай Минский, Федор С.

Валерий Брюсов (в своем художественном творчестве), Николай Минский, Федор Сологуб,

Иннокентий Анненский, Нина Петровская, Надежда Львова, Эллис (в один из перио.

Иннокентий Анненский, Нина Петровская, Надежда Львова, Эллис (в один из периодов своего творчества) и др.

О терминологии Следует помнить, что всех поэтов - творцов нового искусства -.

Философские истоки декадентства В наибольшей степени на декадентов повлияла ф.

Особенности декадентского мировоззрения Декадентство было отмечено настроения.

Особенности декадентского мировоззрения Декадентство было отмечено настроениями упадочничества, безнадежности, отвращения к реальной жизни и/или страха перед ней, поэтам-декадентам свойственен пессимизм, крайний индивидуализм, скепсис, утрата моральных ценностей, элитарность, богемность. Декаденты не верят ни в Бога, ни в объективность человеческого разума, ни в истинную дружбу, ни в длительные любовные отношения… В основе декадентского мировоззрения лежит мысль о непознаваемости мира. Критерий познания для них – только внутренний духовный опыт: неуловимые ощущения и прозрения (быть может, подсказанные Дьяволом, которого они не отрицают), сны, галлюцинации, состояние бреда, спиритические опыты, гипнотические состояния и прочее. Многие поэты-декаденты умирали молодыми: кто совершал самоубийство, кто умирал от передозировки наркотиков…

Синдром рубежа веков В такие периоды обычно обостряются апокалипсические наст.

Об отношении к искусству Декаденты ставили искусство выше жизни, выше морали.

В живописи декадентские тенденции ярче всего проявились в творчестве М. Врубе.

В живописи декадентские тенденции ярче всего проявились в творчестве М. Врубеля.





Отражение декадентского мироощущения в поэзии декадентов Для произведений дек.

Декадентский герой Декадентский герой мог быть двух типов. Первый – сверхчело.

Декадентский герой Второй вариант декадентского лирического героя (он более р.

Декадентский герой В этих стихотворениях изображается человек - тонкой душевн.

Ключевые темы стихотворений поэтов-декадентов тема отчужденности от земной жи.

Вместо заключения… Искусство декаданса воплотило в себе изысканный пессимизм.

Читайте также: