Рассказ о памятнике древнерусской литературы поучение детям владимира мономаха кратко

Обновлено: 02.07.2024

Время правления князя Владимира Мономаха было для народа одним из счастливейших периодов. Мудрый правитель охватывал своими добрыми наставлениями не только современников, но и будущие поколения. Его труд актуален по сей день.

Главные герои

Произведение представляет собой описание жизни киевского князя и ряд его наставлений. Основным героем можно назвать самого автора, так как его труд автобиографический. Кроме этого, упоминается его убитый сын и брат правителя Олег Святославович.

Краткое содержание произведения

Мудрый правитель выражает надежду, что дети не посмеются над ним, но серьезно воспримут его труд и без лени будут работать над собой.

Будучи глубоко верующим человеком, князь все свои поучения связывает с христианскими добродетелями.

Он отмечает способы обрести Царствие Небесное, подчеркивает, что земная жизнь скоро заканчивается, и страшно предстать пред Судьей с нераскаянными грехами. Правитель призывает потомков много молиться при любом занятии, творить добро и следить за своими мыслями, чтобы и они были добрыми.

Князь говорил о нравственности, укоренении в православии и давал практические советы:

  • уважать старших;
  • быть благожелательным к младшим и ровесникам;
  • избегать плохих компаний;
  • стараться быть полезным людям, помогать всем нуждающимся;
  • жить по заповедям, не мстить, любить врагов, не роптать;
  • соблюдать на войне строгий порядок, не полагаясь на воевод;
  • во время междоусобиц всегда быть с оружием;
  • следить, чтобы слуги не вредили крестьянам;
  • любить жену, но не позволять ей властвовать над мужем.

Кроме работы над душой, речь идет о работе над разумом. Князь говорит о своем отце, знавшем пять языков, и призывает молодое поколение стремиться к знаниям, не пренебрегать возможностью учиться, прилагать усилия для этого.

Наставления подкрепляются описанием собственной жизни князя с той поры, когда он в тринадцатилетнем возрасте начал жить самостоятельно. Автор рассказывает о своих походах, убитых врагах, об охоте и домашнем хозяйстве, так как он не перекладывал все на слуг, не оставался праздным и всегда находил себе дело. Он подчеркивает, что не хвалится своими достижениями, а славит Господа, без которого ничего не возможно.

Прислушиваясь к словам своего сына, крестным отцом которого являлся брат князя Олег, Владимир Мономах написал письмо своему брату. В битве с Олегом князь потерял сына, но все равно призывает к миру. Автор говорил о поисках мира для России путем добра, соблюдения родства и невозможности достичь лучшей жизни через вражду и насилие.

В этом видеоролике представлены важные постулаты повести.

Важные моменты повести

В произведении можно выделить ряд основных мыслей. Они затрагивают тему отношения к людям и личной нравственности человека.

Три важных добрых дела

Князь утверждал, что главное для спасения души – это слезы, покаяние и милостыня. Посты, отшельничество и даже монашество он отводил на второй план перед этими несложными трудами.

Автор продолжил поучение необходимостью покаяния и непрестанной молитвы, особенно Иисусовой. Также князь учил:

  • заботиться о нищих и убогих, кормить их;
  • быть справедливым к вдовам и сиротам, не давать их в обиду;
  • ни при каких обстоятельствах не убивать, даже если кажется, что человек того заслуживает;
  • не клясться Именем Божиим, не упоминать Бога всуе.

Вековая мудрость

Дальнейшие наставления можно свести к следующему перечню:

  • почитать духовенство, заботиться о его представителях;
  • искоренять гордыню, помнить о быстротечности земной жизни и лишь временном пользовании имеющимся;
  • старшего чтить как отца, младшего – как брата;
  • контролировать и придерживаться порядка дома и в походе самому, не надеясь на других;
  • самому расставлять стражников;
  • всегда иметь при себе оружие;
  • осматривать свои земли и пресекать бесчинство.

Евангельские наставления

Путешествуя, остановившись на отдых, нужно подать милостыню нуждающимся тех мест. Гостя следует чтить несмотря на его материальный достаток. Если нет возможности что-то ему подарить, нужно его накормить. Так составляется молва о человеке – злом или добром. Больных родственников нужно посещать, усопших – провожать достойно. В общении с людьми быть приветливым, не скупиться на добрые слова.

Обязательно выполнять молитвенное правило и посещать богослужения в храме – так делали предки наши и лучшие люди. Следует учиться полезному, не забывать нужное. После утреннего правила приниматься за дела, спешить делать добро.

Князь Владимир Мономах был мудрым и справедливым правителем, богобоязненным православным человеком. Его поучения особенно актуальны в наши дни безверия и непонимания евангельских ценностей. Чтобы понять всю полноту рассматриваемого труда, стоит прочесть его полностью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Место и время действия

В поучении киевский князь Владимир обращается из XII века к своим потомкам.

Главные герои

  • Князь Владимир – русский князь, мудрый правитель, оставивший послание будущим поколениям.

Краткое содержание

Князь Владимир описывает, как на решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Заключение


Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Пересказала А. В. Вигилянская. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Владимир Мономах Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) — князь черниговский, а в последствии переяславский (Переславля Южного) и с 113 года киевский. Мономахом князя Владимира Всеволодовича называли благодаря происхождению. Его мать была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Князь Владимир Мономах посвятил свою жизнь боьбе с половцами и их обычным союзником — князем Олегом Святославичем. Он совершил 83 […]

Владимир Мономах Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) — князь черниговский, а в последствии переяславский (Переславля Южного) и с 113 года киевский. Мономахом князя Владимира Всеволодовича называли благодаря происхождению. Его мать была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Князь Владимир Мономах посвятил свою жизнь боьбе с половцами и их обычным союзником — князем Олегом Святославичем. Он совершил 83 […]


Владимир Мономах

Поучение Владимира Мономаха. Шапка Мономаха

Изображение: Открытые источники

Поучение Владимира Мономаха: история

Поучение Владимира Мономаха

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни праваго, ни виновнаго не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости но имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; все это, что Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на несколько дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, разставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищаго, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

Рассказ Мономаха о своей жизни

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем, который затем пошел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным. Затем ходил в Переяславль к отцу, а после Пасхи из Переяславля во Владимир — в Сутейске мир заключить с поляками. Оттуда опять на лето во Владимир.

Затем послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешскаго леса, и ходил в земле их четыре месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский. А оттуда ходил я в Туров, а на весну в Переяславль и опять в Туров.
И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной — Глебу в помощь. А летом с отцом — под Полоцк, а на другую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск войною и в Чернигов. И снова пришел я из Смоленска к отцу в Чернигов. И Олег пришел туда, из Владимира выведенный, и я позвал его к себе на обед с отцом; в Чернигове, на Красном дворе, и дал отцу триста гривен золота. И опять из Смоленска же придя, пробился я через половецкия войска с боем до Переяславля и отца застал вернувшагося из похода. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом и победили Бориса и Олега. И опять пошли в Переяславль и стали в Оброве.
И Всеслав Смоленск пожег, — и я с черниговцами верхом с поводными конями помчался, но не застал… в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и повоевал ее до Лукомля и до Логожска, затем на Друцк войною и опять в Чернигов.

И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а других захватили.
И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав.
И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка, за Рось.
И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы.
Тогда же и торки пришли ко мне с половцами-читеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу.
И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов.
И опять со Святополком гнались за Боняком, но… убили, и не настигли их. И потом за Боняком же гнались за Рось, и снова не настигли его.
И на зиму в Смоленск пошел; из Смоленска после Пасхи вышел; и Юрьева мать умерла.
В Переяславль вернувшись к лету, собрал братьев.
И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину; мы пошли за ними из Переяславля за Сулу, и Бог нам помог, и полки их победили, и князей захватили лучших, и по Рождестве заключили мир с Аепою, и, взяв у него дочь, пошли к Смоленску. И потом пошел к Ростову.
Придя из Ростова, вновь пошел на половцев на Урусобу со Святополком, и Бог нам помог.
И потом опять ходили на Боняка к Лубну, и Бог нам помог.
И потом ходили к Воиню со Святополком, и потом снова на Дон ходили со Святополком и с Давыдом, и Бог нам помог.

И к Вырю пришли было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну пошли мы с Олегом и с детьми на них, и они, узнав, убежали.
И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и Бог нам помог, и сделали то, что задумали.
И потом ходили к Владимиру на Ярославца, не стерпев злодеяний его.
А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, Таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, изсек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.
А вот как я трудился, охотясь: пока сидел в Чернигове, а из Чернигова выйдя, и до этого года — по сотне загонял и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякаго зверя.
И вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же. коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и в стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах и о ястребах заботился.
Также и беднаго смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.
Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его, ибо меня, грешнаго и ничтожнаго, столько лет хранил от тех смертных опасностей и не ленивым меня, дурного, создал, на всякия дела человеческия годным. Прочитав эту грамотку, потщитесь делать всякия добрыя дела, славя Бога со святыми Его. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нея, но если и хорошее дело — остерегаться самому, то Божие сбережение лучше человеческаго.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.
На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю, и прочее.

Поучение Владимира Мономаха и

Молитва

Читайте также: