Производственная педагогика это кратко

Обновлено: 04.07.2024

ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука

Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:

1) ясельная педагогика;

2) дошкольная педагогика;

3) педагогика школы;

4) педагогика среднего специального образования;

5) педагогика профессионально-технического образования;

6) педагогика среднего специального образования;

7) педагогика высшей школы;

8) производственная педагогика;

9) социальная педагогика;

10) сравнительная педагогика;

12) исправительно-трудовая педагогика;

13) специальные педагогические науки;

14) лечебная педагогика.

Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерная особенность – взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение связано с потребностью практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим профессиям.

Педагогика среднего специального образования развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.

Педагогика высшей школы обусловлена фактором научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию.

Производственная педагогика изучает:

1) закономерности обучения работающих;

2) переориентацию на новые средства производства;

3) повышение квалификации работающих;

4) переориентацию на новые профессии.

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

Специальные педагогические науки – сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

Лечебная педагогика развивается на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками.

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики

Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.

Педагогика объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.

Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.

Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.

Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.

Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.

Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.

ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики

Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.

Постоянные задачи

1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов.

Закономерные связи – связи, удовлетворяющие определенным требованиям. Одно из таких требований – объективность связи, т. е. ее независимость от желания, настроения участников педагогического взаимодействия. Важен и причинно-следственный характер связи. Он выражается в том, что результаты педагогического процесса предопределяются строгим набором факторов. Третий важный фактор – всеобщность, т. е. проявление закономерных связей в работе педагога. И, наконец, отмечается повторяемость закономерных связей: их способность воспроизводиться в аналогичных ситуациях.

Каузальные (случайные) связи. Основная причина их возникновения – отвлекающие временные психические состояния школьников.

2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.

3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.

4. Задача внедрения результатов исследований в практику.

Временные задачи

Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки педагогики:

1) создание библиотек электронных учебников;

2) разработка стандартов педагогического профессионализма;

3) выявление типичных стрессов в работе учителя;

5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;

6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.

Задачи педагогики определяются педагогическими целями. Среди всего многообразия педагогических целей выделяют:

1) цели нормативные (государственные) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога;

2) цели общественные – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей;

3) цели инициативные – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников;

4) цели формирования знаний, умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения;

5) цель организационная – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции;

6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности;

7) цели формирования творческой деятельности – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать.

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики

Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.

1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наб-людения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Существует несколько классификаций методов наблюдения:

1) сплошные и дискретные наблюдения;

2) открытые и конспиративные;

3) лонгитюдные и ретроспективные.

2. Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов:

1) тесты для выявления успеваемости учащихся;

2) тесты для определения профессиональной предрасположенности;

3) тесты для выявления уровня интеллекта;

4) тесты для выявления креативности.

3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.

В практике наиболее популярны три вида методов:

4. Эксперимент. Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают:

Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.

5. Социологические методы. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации. Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.

В процессе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды экспериментов:

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования, изучая проблему лишь поверхностно. Он использует такие исследовательские методики как анкетирование, беседы, наблюдение и др. По окончании констатирующего эксперимента делается вывод об актуальности и степени важности данной проблемы.

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками

Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:

3) школьной гигиеной;

5) фольклористикой и этнографией.

Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем, таких как взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы (проблемы теории познания и ученического познания). Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика.

Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Современная педагогика тесно связана с инженерной психологией, которая исследует взаимодействие человека и техники. Появление этой отрасли науки обусловлено, в частности, интенсивной компьютеризацией обучения.

Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука – педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.

Фольклористика и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики – народная педагогика, которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры.

Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь:

1) анатомией и физиологией человека;

Педагогика использует их следующим образом:

1) заимствует научные идеи;

2) использует и обрабатывает данные, полученные этими науками.

Биологические науки рассматриваются как естественно-научная база педагогики. Например, педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова по вопросам нервно-психического развития человека, рефлекторной природы его деятельности и др.

Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения.

Кибернетика позволила создать в педагогике программированное обучение.

отрасль педагогической науки, изучающая закономерности обучения и воспитания работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание на новые профессии. Необходимость научных разработок в этой области педагогики предопределяется объективными законами развития как материального, так и духовного производства. Дальнейшее развитие НТР требует обучения и воспитания новых людей, способных творчески участвовать в производительном труде. Культурно-технический уровень современного рабочего – это сплав общеобразовательных, общетехнических и профессиональных знаний, умений и навыков, технического мастерства, идейно-политической зрелости, общей культуры. В связи с этим своевременное и правильное выявление структуры и содержания профтехобразования, определение широты и глубины подготовки современного рабочего на основе педагогической науки приобретают значение важнейшей народнохозяйственной проблемы. П.п., связанная с рядом отраслей науки, моделирует процесс обучения, воспитания и содержания профессионально-технического образования различных возрастных групп, непосредственно участвующих в сфере материального производства. При этом процесс обучения и воспитания протекает в специфических условиях производственной деятельности людей, когда на первый план ставится выполнение производственной программы. Поэтому П.п. определяет закономерности обучения и воспитания в условиях произ – водственно-трудовой деятельности людей с учетом их физических и психических особенностей, а также мораль – но-этических и общественно-политических условий, мировоззрения, понимания своего долга и ответственности перед обществом и коллективом.

П.п. связана как с общественными науками (экономическими, психологическими, политическими, философскими, социологическими), так и с техническими и специальными. Это создает для нее прочную теоретическую основу, позволяет раскрыть сущность профессионального обучения и воспитания; закономерности, формы и методы педагогической деятельности непосредственно на производстве; условия и пути формирования квалифицированных и высококвалифицированных рабочих; связи обучения с практической деятельностью людей по обслуживанию сложной техники. Это позволяет также проводить обобщение и внедрение передового опыта в практику профессиональной и педагогической деятельности; обосновать оптимальные условия организации и наиболее эффективную методику учебно-воспи- тательной работы; вооружить организаторов производства психолого-педагогическими знаниями.

П.п. является передним краем борьбы за высокую производительность труда, высокое качество продукции, снижение затрат на производство единицы изделий, экономию материалов, энергии и т.д. С помощью П.п. можно выяснить, как в процессе профессионального обучения можно привести в соответствие личные интересы, цели и способности личности обучающихся потребностям и интересам страны; раскрыть особенности педагогического процесса, протекающего непосредственно на производстве, наметить пути совершенствования подготовки и повышения квалификации рабочих кадров, научно обосновать формы, организацию управления профессионально-техническим обучением в сфере материального производства, определить наиболее рациональные пути общественного воздействия на обучающихся, раскрыть педагогические требования к организации обучения и дать ответ на многие актуальные вопросы обучения и воспитания рабочих кадров.

Профессиональная педагогика изучает закономерности, принципы работы, технологию воспитания и образования человека, направленного на конкретную профессиональную сферу деятельности. Любая профессиональная деятельность характеризуется через систему специальных понятий:

– личностный трудовой потенциал;

– профессиональное воспитание, образование, обучение;

– профессиональное обучение. Производственные силы являются составной частью общественного производства, в которую входят субъекты труда – люди и объекты труда – средства.

Учащиеся в процессе обучения готовятся стать производственной силой. Для того чтобы выполнить данную функцию, они должны быть достаточно подготовленными.

Профессиональная подготовка отличается от образовательной подготовки тем, что направлена на развитие трудового потенциала человека.

В процессе профессиональной подготовки человек приобретает те или иные качества для выполнения работы по данной профессии.

Личностный потенциал работника – это его уровень общего и профессионального развития.

Личностный потенциал включает в себя:

– психофизиологический потенциал – степень физического развития, обеспечивающего успешное выполнение трудовых функций;

– квалификационный потенциал – степень знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять конкретную профессиональную деятельность;

– социально-педагогический потенциал – степень гражданского сознания, отношения к труду и профессии, которые способствуют повышению эффективности выполнения трудовой деятельности. Развитие личностного потенциала можно достичь с помощью профессионального воспитания, профессионального образования, профессионального обучения.

Профессиональным становлением работника называется процесс профессионального самовоспитания, саморазвития, самообучения, направленный на развитие личностного потенциала.

В ходе выполнения профессиональной деятельности идет повышение профессионального мастерства работника. Профессиональное мастерство – это свойства личности, которые позволяют приобретать и совершенствовать знания, умения и навыки, а также элементы творческой деятельности.

Подготовка профессиональных кадров осуществляется в системе профессионального образования согласно уровням профессиональной деятельности: квалифицированные работники, специалисты со среднеспециальным образованием, специалисты с высшим профессиональным образованием, кандидаты наук и доктора наук.

Помимо основного профессионального образования, существует система дополнительного профессионального образования, которое обеспечивает повышение квалификации, переподготовку или дополнительную подготовку работников.

Таким образом, профессиональная педагогика направлена на раскрытие закономерностей профессионального образования, которое существенно отличается от образовательной подготовки, и направлена на овладение конкретными знаниями, умениями и навыками для применения их в конкретной профессиональной деятельности и совершенствовании данной деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука

ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:1) ясельная педагогика;2) дошкольная

ЛЕКЦИЯ № 9. Зарубежная педагогика

ЛЕКЦИЯ № 9. Зарубежная педагогика Первые системы воспитания и обучения появляются в Греции и вырастают из древнегреческой философии. В Древней Греции существовало две основных системы воспитания.1. Спартанская система обучения. Большое внимание в спартанской системе

3. Педагогика сотрудничества

3. Педагогика сотрудничества Обучение в сотрудничестве названо в педагогике мира наиболее успешной технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области

12. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА

12. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА Время с начала XVIII по начало XX вв. можно считать эпохой становления и развития образования в России и отечественной педагогики.Реформы Петра I позволили открыть для русской педагогики опыт и достижения западно-европейских наук. В это время

11. Педагогика, социология и теология

11. Педагогика, социология и теология Психоанализ вдохновил таких философов, как Юрген Хабермас (Habermas, 1968), на то, чтобы конструктивно интегрировать философскую герменевтику и психоанализ.Соответственно, все происходящее в психоанализе в Германии ни в коем случае не

Пилюли и педагогика

Пилюли и педагогика Не секрет, что на большой перемене во многих американских школах у кабинета медсестры выстраивается небольшая очередь. Но дети пришли не за освобождением от урока физкультуры. Они пришли за своей обеденной дозой лекарств от СДВГ.Самый

ПЕДАГОГИКА БЕЗ БОЛИ

ПЕДАГОГИКА БЕЗ БОЛИ Теперь мы перестали удивляться, что дети, попадающие к нам в кризисных ситуациях, будь то выходцы из благополучных семей или из детских домов, одинаково плохо усваивают новый материал на уроках. Часть энергии, которая могла бы помочь концентрации на

Педагогика и социология

Педагогика и социология Господа!Заменить на этой кафедре человека высокого ума и твердой воли, которому Франция столь сильно обязана обновлением своего начального образования, — для меня высочайшая честь, и я это очень хорошо осознаю. Находясь в тесном контакте с

Педагогика

Педагогика Положение теории привязанности о взаимосвязи привязанности и исследовательской деятельности может быть с пользой применено в образовательной сфере. В оптимальных условиях установление хороших отношений с учителем или учительницей может не только

Педагогика джунглей

Педагогика джунглей Шел Мудрец через деревню на Восток. Люди окружили его.— Скажи, правильно ли мы воспитываем наших детей?Тогда он ответил им:— Послушайте притчу.Царь джунглей Великий Лев объявил конкурс на лучший учебник по воспитанию детей, чтобы заменить им

Педагогика Божественная

Педагогика Божественная Люди опять обратились к Мудрецу:— Нам не нужна педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике.Сказал Мудрец:— Послушайте тогда другую притчу.Объявил Царь царей конкурс на божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных


Как уже было отмечено в предыдущих разделах, педагогика как наука состоит из целой системы педагогических наук, каждая из которых имеет свой предмет исследования. Среди этих наук особое положение занимает педагогика профессионального образования.

Под педагогикой профессионального образования, или под профессиональной педагогикой, следует понимать такую область теоретического и практико-ориентированного научного знания, которое распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности.

Современное разделение труда объективно требует подготовки будущих рабочих и специалистов по многим профессиям и специальностям, каждая из которых имеет свою специфику. Такое многообразие видов трудовой, профессиональной деятельности существенно усложняет проблему научного обоснования обучения, воспитания и развития учащихся на всех этапах профессионального становления человека. Элементы такого становления просматриваются уже с самых первых шагов приобщения ребенка к окружающему его миру. Уже на уровне первоначальных знаний, навыков и умений, которыми овладевает ребенок в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательной школе, имеются зачатки тех или иных профессиональных компонентов, поэтомупрофессиональная педагогика рассматривается как система междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона, не сводящаяся только к вполне конкретной, узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной профессии.


При рассмотрении общей педаго–гики мы изучили педагогические категории, знание которых необходимо при исследовании педагогических явлений и процессов. Среди основных категорий выделены образование, воспитание, обучение. В профессиональной педагогике также имеются свои категории: профессиональное образование, профессиональное воспитание, профессиональное обучение и др.(рис. 21).


Рис. 21. Система специфических категорий и понятий

РАЗДЕЛ 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональная педагогика как наука


Как уже было отмечено в предыдущих разделах, педагогика как наука состоит из целой системы педагогических наук, каждая из которых имеет свой предмет исследования. Среди этих наук особое положение занимает педагогика профессионального образования.

Под педагогикой профессионального образования, или под профессиональной педагогикой, следует понимать такую область теоретического и практико-ориентированного научного знания, которое распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности.

Современное разделение труда объективно требует подготовки будущих рабочих и специалистов по многим профессиям и специальностям, каждая из которых имеет свою специфику. Такое многообразие видов трудовой, профессиональной деятельности существенно усложняет проблему научного обоснования обучения, воспитания и развития учащихся на всех этапах профессионального становления человека. Элементы такого становления просматриваются уже с самых первых шагов приобщения ребенка к окружающему его миру. Уже на уровне первоначальных знаний, навыков и умений, которыми овладевает ребенок в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательной школе, имеются зачатки тех или иных профессиональных компонентов, поэтомупрофессиональная педагогика рассматривается как система междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона, не сводящаяся только к вполне конкретной, узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной профессии.





При рассмотрении общей педаго–гики мы изучили педагогические категории, знание которых необходимо при исследовании педагогических явлений и процессов. Среди основных категорий выделены образование, воспитание, обучение. В профессиональной педагогике также имеются свои категории: профессиональное образование, профессиональное воспитание, профессиональное обучение и др.(рис. 21).

Читайте также: