Марсилия падуанского биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Марсилий Падуанский(1280—1343) — итальянский политический и правовой мыслитель.

Биография. Родился в Падуе, изучал медицину в Падуанском университете. Преподавал логику и метафизику Аристотеля в Парижском университете, в 1312—1313 гг. — ректор Парижского университета. Некоторое время был врачом и советником Людвига Баварского.

Книга была осуждена католической церковью, Марсилий отлучен от церкви и был вынужден покинуть Париж и укрыться при дворе Людвига Баварского.

Содержание политико-правового учения.

1. Государство и Церковь. Вслед за Аристотелем Марсилий понимает государство как совершенное сообщество (communitatis perfecta) людей, которое:

—> основано на разуме и опыте людей;

Марсилий выступает за подчинение церкви государству. Он против притязаний папства на юрисдикцию в светской сфере. Церковь должна находиться под контролем самих верующих, а не только под контролем духовенства и папы. Это должно выражаться в праве верующих:

—> выбирать церковных сановников, включая Папу;

—> определять случаи отлучения священнослужителей от церкви;

—>утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава.

Марсилий лишает духовенство религиозной прерогативы — быть посредником между Богом и людьми. Духовенство должно быть только наставником верующих и совершать церковные таинства.

2. Законодательная и исполнительная власти государства. Законодательная власть всегда должна принадлежать всему народу или наиболее важной его части:

—> народ лучше повинуется тем законам, которые сам установил;

—> эти законы всем известны;

> каждый может заметить упущение при создании этих законов.

—> устанавливается светским законодателем.

Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать выводы:

1) божественный закон не есть закон в собственном смысле. Он сопоставим с предписаниями врача (Марсилий — врач). Этот закон определяет различия между грехами и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос. Поэтому, по Марсилию, духовенство может только проповедовать христианское учение, но никак не принуждать, а еретик может быть наказан только Богом и только на том свете. Марсилий против церковного суда, инквизиционных трибуналов. В земной жизни еретика можно изгнать из государства, если его учение вредно для общежития, но сделать это может только светская власть;




2) закон церкви не есть закон в собственном смысле, так как обеспечен только духовными санкциями. Хотя его можно обеспечить мирскими санкциями согласно воле государства. Но тогда он становится законом государства;

3) естественный закон не есть закон в собственном смысле, это есть лишь нравственный закон.

—> избежать предвзятости в судейском решении, на которое может влиять ненависть, алчность, любовь судьи.

Марсилий Падуанский выдвинул идею народного суверенитета, состоящую в том, что монополия на принятие законов должна принадлежать народу. Таким образом, Марсилий стал предшественником Ж.-Ж. Руссо, теоретика

Тезис Марсилия о подзаконной деятельности исполнительной власти остается одним из признаков современной теории правового государства.

Марсилий Падуанский(1280—1343) — итальянский политический и правовой мыслитель.

Биография. Родился в Падуе, изучал медицину в Падуанском университете. Преподавал логику и метафизику Аристотеля в Парижском университете, в 1312—1313 гг. — ректор Парижского университета. Некоторое время был врачом и советником Людвига Баварского.

Книга была осуждена католической церковью, Марсилий отлучен от церкви и был вынужден покинуть Париж и укрыться при дворе Людвига Баварского.

Содержание политико-правового учения.

1. Государство и Церковь. Вслед за Аристотелем Марсилий понимает государство как совершенное сообщество (communitatis perfecta) людей, которое:

—> основано на разуме и опыте людей;

Марсилий выступает за подчинение церкви государству. Он против притязаний папства на юрисдикцию в светской сфере. Церковь должна находиться под контролем самих верующих, а не только под контролем духовенства и папы. Это должно выражаться в праве верующих:

—> выбирать церковных сановников, включая Папу;

—> определять случаи отлучения священнослужителей от церкви;

—>утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава.

Марсилий лишает духовенство религиозной прерогативы — быть посредником между Богом и людьми. Духовенство должно быть только наставником верующих и совершать церковные таинства.

2. Законодательная и исполнительная власти государства. Законодательная власть всегда должна принадлежать всему народу или наиболее важной его части:

—> народ лучше повинуется тем законам, которые сам установил;

—> эти законы всем известны;

> каждый может заметить упущение при создании этих законов.

—> устанавливается светским законодателем.

Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать выводы:

1) божественный закон не есть закон в собственном смысле. Он сопоставим с предписаниями врача (Марсилий — врач). Этот закон определяет различия между грехами и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос. Поэтому, по Марсилию, духовенство может только проповедовать христианское учение, но никак не принуждать, а еретик может быть наказан только Богом и только на том свете. Марсилий против церковного суда, инквизиционных трибуналов. В земной жизни еретика можно изгнать из государства, если его учение вредно для общежития, но сделать это может только светская власть;

2) закон церкви не есть закон в собственном смысле, так как обеспечен только духовными санкциями. Хотя его можно обеспечить мирскими санкциями согласно воле государства. Но тогда он становится законом государства;

3) естественный закон не есть закон в собственном смысле, это есть лишь нравственный закон.

—> избежать предвзятости в судейском решении, на которое может влиять ненависть, алчность, любовь судьи.

Марсилий Падуанский выдвинул идею народного суверенитета, состоящую в том, что монополия на принятие законов должна принадлежать народу. Таким образом, Марсилий стал предшественником Ж.-Ж. Руссо, теоретика

Тезис Марсилия о подзаконной деятельности исполнительной власти остается одним из признаков современной теории правового государства.

Жизнь

Род. в семье Майнардино, представители к-рой в XII-XIV вв. были судьями и нотариусами в Падуе. По окончании фак-та свободных искусств Парижского ун-та в 1313 г. в течение нескольких месяцев исполнял там должность ректора. Затем вернулся в Падую, где стал каноником кафедрального собора. В 1316 и 1318 гг. получил от папы Римского Иоанна XXII 2 церковных бенефиция. В это время подружился с поэтом и историком Альбертино Муссато, также был знаком с врачом и философом Пьетро д'Абано. Падение гвельфского (см. Гвельфы) правительства в Падуе в 1318 г. и фактическое упразднение там коммуны заставили М. П. бежать из города. Он неожиданно перешел на сторону гибеллинов, противников папы Иоанна XXII,- Кангранде делла Скала, правителя Вероны, и Маттео Висконти, синьора Милана. По их поручению в 1319 г. М. П. отправился к французскому принцу Карлу (впосл. кор. Карл IV) с предложением встать во главе гибеллинской лиги. Потерпев неудачу, вернулся в Парижский ун-т, где получил степень бакалавра медицины. В нач. 20-х гг. XIV в. имел врачебную практику в Париже, одновременно приступил к занятиям на теологическом фак-те.

М. П. сохранял высокое положение при дворе Людовика Баварского, где, по всей видимости, познакомился с Уильямом Оккамом, отлученным от Церкви и бежавшим из Авиньона к императору вместе с др. францисканцами-спиритуалами. Точная дата и место смерти М. П. неизвестны, однако 10 апр. 1343 г. папа Римский Климент VI публично объявил, что М. П. скончался нераскаявшимся.

Сочинения

В XX в. появились научные издания трактата на мн. европ. языках. В 2014 г. вышел 1-й полный перевод сочинения на рус. язык, выполненный не с оригинала, а с франц. перевода, что предопределило ошибки и неточности.

Учение М. П.

Наказание за нарушение божественного закона (т. е. за грех) обычно наступает после смерти христианина и лишь в редких случаях - еще при его жизни. Судьей божественного закона, по мнению М. П., является только Бог (священники могут лишь указать на нарушение божественного закона); судить за нарушение божественных заповедей человек не может. Многие нормы божественного и человеческих законов повторяют друг друга, однако их санкции различны. Тот, кто нарушает человеческий закон, почти всегда нарушает и божественный, но не наоборот (напр., убийство запрещено обоими законами, но мысленное прелюбодеяние является преступлением только божественного закона). На этом основании М. П. отрицал каноническое право (под к-рым он понимал декреты и декреталии папы Римского), поскольку оно по сути стало божественным законом с человеческой санкцией и человеческим судьей.

Экклезиология

По мнению М. П., Церковь должна сохранять единство в вопросах толкования Свящ. Писания и богослужения, для чего необходимо созывать Вселенские Соборы. В свое время именно Вселенские Соборы установили неравенство священников и епископов для поддержания порядка в общении верующих. Однако соборные решения - лишь рекомендации, к-рые могут стать законами только по воле светских властей (так, исполнением постановлений первых Вселенских Соборов в Римской империи занимались императоры). Но и в этом случае подобные законы будут человеческими (их неисполнение грозит земным наказанием), а не божественными (их неисполнение грозит наказанием после смерти), поскольку божественный закон полностью выражен в тексте Свящ. Писания (Ibid. II. XX).

Представления М. П. о светской власти

Предпринятые в кон. XIX-XX в. попытки увидеть в учении М. П. о светской власти революционные и прогрессивные призывы к смене общего для Зап. Европы политического уклада оказались неудачными; как правило, они были связаны со скандальной славой, окружавшей М. П. и его произведения.

Соч.: Defensor pacis / Ed. C. W. Previté-Orton. L., 1928. Hannover, 1933. (MGH. FontIur; 7); Oeuvres mineures: Defensor minor. De translatione imperii / Éd. C. Jeudy, J. Quillet. P., 1979; Защитник мира = Defensor pacis / Пер. с франц.: Б. У. Есенов; науч. ред., вступ. ст., примеч.: Г. П. Лупарев. М., 2014.

(Marsilio da Padova) (р. между 1275 и 1280 – ум. 1342) – итал. ученый, врач, философ, политик и государствовед. Учился в Падуе, Орлеане и Париже. В 1312 избран ректором Париж. ун-та. За смелую критику папства и открытую поддержку императора Людвига Баварского в борьбе против папы Иоанна XXII (в этом отношении М. П. – соратник Оккама) М. П. был объявлен "величайшим еретиком", отлучен от церкви и заочно приговорен к смертной казни на костре (1327).

Взгляды М. П. проникнуты скептич. отношением к офиц. теологии. Считая сверхчувств. мир существующим, но недоказуемым, он придерживался теории двойственной истины. Отсюда вытекало оправдание им вслед за Оккамом сомнений в догматах религии. Отделяя политику от теологии, М. П. был одним из первых теоретиков, отстаивавшим мысль о светском характере гос-ва, не зависящего от церкви по самой своей природе и возникшего из обществ. договора. Целью гос-ва являются достижения материального благополучия граждан и обеспечение им досуга для умств. деятельности. Согласно взглядам М. П., монарха, осуществляющего гос. власть, избирает народ, под к-рым, однако, он понимал зажиточные сословия. За плохое управление монарх может быть наказан и отстранен от власти. М. П. сохранял сословное деление общества, требуя для всех сословий (в число к-рых не входило крестьянство) свободы и равенства политич. прав. М. П. впервые вводил разделение власти на законодательную и исполнительную. Правомерность имуществ. и политич. неравенства он обосновывал ссылкой на природные различия в умств. и моральном уровне людей.

В своем гл. соч. "Защитник мира" ("Defensor pacis" 1324, опубл. 1522; Hannover, 1932–33, пер. на англ. яз., в кн. A. Gewirth, Marsilius of Padua, v. 2, 1956). Μ. П. резко нападал на тиранич. наследств. власть королей и отвергал светскую власть папства. Борьбу против папства он считал условием всеобщего мира и образования нац. гос-ва. Требуя веротерпимости, он признавал необходимость религии как "воспитательной силы", к-рую нужно поставить на службу гос-ву.

М. П. требовал сведения роли священников, избираемых прихожанами, к роли "духовных врачей" своей паствы. Этими идеями он оказал влияние на деятелей Реформации.

Лит.: Чичерин В., История политич. учений, ч. 1, М., 1869; Книга для чтения по истории Средних веков, под ред. П. Виноградова, вып. 4, 4 изд., М., 1914, с. 1–10; Лернер И. Я., Политич. идеи М. П., М., 1946 (дисс); История политич. учений, М., 1955, с. 99, 111–12; Battaglia F., Marsilio de Padova e la filosofia politica del medioevo, Firenze, 1928; Schneider-Windmüller W., Staat und Kirche im "Defensor pacis" des Marsilius von Padova, Bonn, 1934; Passerin d'Entreves Α., The medieval contribution to political thought: Thomas Aquinas, Marsilius of Padua, Richard Hooker, Oxf., 1939; Сhecchini Α., Interpretazione storica di Marsilio, Padova, 1942; De Simone G., Le dottrine politiche di Marsilio da Padova, Roma, 1942; Lagarde G., Naissance de l'esprit laïque au déclin du Moyen Age, v. 2, [P., 1948 ]; Gewirth Α., Marsilius of Padua, the defender of peace, v. 1–2, N. Y., 1956.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ (MaisiliusPatavensis)(1275/ 89—1342/43) — средневековый политический философ, теоретик светского государства. Учился в университетах Падуи, Орлеана и Парижа. В 1312—13—ректор Парижского университета. Во время борьбы папы Иоанна XXII с императором Людвигом Баварским принял сторону последнего. Автор (возможно в соавторстве со своим другом аверроистом Ж. Жанденом) антипапского труда “Defensor Pacis” (Защитник мира, 1324), осужденного церковью в 1327 (и повторно в 1378). Бежав ко двору императора в Германию, был объявлен еретиком, отлучен от церкви и заочно приговорен к сожжению на костре.

В главном сочинении “Defensor Pacis” и в малой версии его — “Defensor minor” (1342 ; составлен в ответ на критику соратника по борьбе с папой У. Оккама) он выступил против светских притязаний церкви, которую обвинял в нарушении “мира”, обеспечивающего нормальное функционирование государства. В обосновании независимости государства от церкви Марсилий Падуанский исходил из концепции “двух истин” (см. Двойственной истины теория), разграничивая посюстороннюю и потустороннюю жизнь, земное счастье и вечное спасение как две автономные области. Деполитизируя духовную власть и отвергая претензии пап на абсолютное господство, он в то же время осуществлял десакрализацию светской власти, опираясь на аристотелевское понимание государства: источник последней — не Бог, а народ, а цель ее — не спасение, а “хорошая жизнь” на земле. За церковью признается лишь религиозно-нравственный авторитет, и из надгосударственного законосозидающего “сообщества” она превращается в “общину верующих”, включаясь в государство как его “часть”: клир подчиняется светскому суду, церковная юрисдикция ограничивается даже в таких вопросах, как отлучение, интердикт, суды над еретиками. Предвосхищая идеи Реформации, Марсилий Падуанский выступает против “обмирщения” церкви, требует отказа ее от накопленных богатств.

Развивая теорию светского самодостаточного государства, противостоящую абсолютистским притязаниям не только папской, но и имперской власти, Марсилий Падуанский выдвинул концепцию народного суверенитета, объявляющую народ (точнее, его наиболее значимую часть — pars valentior) источником политической власти и ее высшей инстанцией. В рамках этой ориентации он подошел к идее о разделении властей — исполнительной и законодательной, подчиняя первую (в лице избираемого народом императора) второй — народному представительному органу, “человеческому законодателю” (legislator humana). Отделяя политико-правовую область государства от нравственно-религиозной сферы церкви, Марсилий Падуанский развивает светскую философию права, которая устанавливает независимость учреждаемого людьми “позитивного” закона от предустановленного Богом “естественного” нравственного закона.

Соч.: Defensor Pacis, ed. R. Schob, t. l—2. Hannover, 1932—33; Gewirth A. Marsilius of Padua, the Defender of Peace, v. 2: The Defensor Pacis, engl. trad. N. Y, 1956; Brampton C. K. (ed.). The defensor minor f Marsilius of Padua. Birmingham, 1922; Quillet J., Jeudy С., Marsilius f Padua. Oeuvres mineurs. P., 1979.

Лит.: Gewirth A. Marsilius of Padua, the Defender of Peace, v. l: Marsilius f Padua and Medieval Political Philosophy. N.Y., 1956; LagardeG. de. La naissance de l'esprit laïque au déclin du moyen âge. T. 3: Le defensor pacis, P., 1970; Quillet J., La philosophie politique de Marsile de Padouc. P.,1970.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Читайте также: